Научная статья на тему 'Психопрофилактика профессионального стресса руководителей ОВД'

Психопрофилактика профессионального стресса руководителей ОВД Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
939
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС / ПСИХОПРОФИЛАКТИКА / ПРОГРАММА ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ / РУКОВОДИТЕЛИ ОВД / КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / КОПИНГ-РЕСУРСЫ / ПСИХОДИАГНОСТИКА / СТРЕСС-МЕНЕДЖМЕНТ / ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ / OCCUPATIONAL STRESS / PSYCHOLOGICAL PROPHYLAXIS / THE PSYCHOPREVENTIVE MAINTENANCE PROGRAM / DIRECTORS OF ATS / COPING BEHAVIOR / COPING STRATEGIES / COPING RESOURCES / PSYCHO-DIAGNOSTICS / STRESS MANAGEMENT / BODY-ORIENTED PSYCHOTHERAPY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пряхина М. В., Кобозев И. Ю.

Представлены основные теоретические принципы программы психопрофилактики профессионального стресса руководителей ОВД, разработанной на основе трехэтапной модели (информирование, тренинговые занятия, телесно-ориентированная психотерапия), а также результаты ее апробации в УВД по Архангельской области и Санкт-Петербургском университете МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOPREVENTIVE MAINTENANCE OF PROFESSIONAL STRESS HEADS OF LAW-ENFORCEMENT BODIES

The article presents the basic theoretical principles of the program psychopreventive maintenance of professional stress heads of law-enforcement bodies, based on the three-phase model (awareness, training exercises, body-oriented psychotherapy), as well as the results of its testing in the police department of the Arkhangelsk Oblast and St. Petersburg University, Russian Interior Ministry.

Текст научной работы на тему «Психопрофилактика профессионального стресса руководителей ОВД»

В качестве форм профессионально-психологической подготовки сотрудников правоохранительных органов используются лекции, семинары, конференции, практикумы, тренинги, деловые игры, учения, просмотр учебных фильмов.

Формированию опыта работы сотрудников ОВД в различных ситуациях предшествует вся система профессиональной, служебной, боевой и физической подготовки, которая помогает создать условия для психологической подготовленности сотрудника. Однако следует особо выделить именно самостоятельную, специально организованную психологическую подготовку сотрудников ОВД — целенаправленное совершенствование психических процессов, состояний и особенностей личности сотрудника ОВД в соответствии с требованиями, предъявляемыми к служебно-профессиональной деятельности. Профессионально-психологическая подготовка сотрудников подразделений милиции имеет ряд особенностей, вытекающих из содержания их непосредственной деятельности. Для определения этих особенностей требуется проанализировать цели, задачи, функции конкретного подразделения, применяемые средства воздействия на правонарушителей и условия профес-

сиональной деятельности.

В настоящее время в юридической психологии появились новые исследования, рекомендующие включать в подготовку сотрудников милиции изучение психологических основ действий в конфликтных ситуациях противоборства, психологическую подготовку к применению сотрудниками милиции огнестрельного оружия. Получили дальнейшее развитие психология следственных действий и психология оперативно-розыскной деятельности.

Литература

1. Зимичев A.M. Психологические основы интенсификации профессиональной подготовки: Дис. ... канд. психол. наук. Киев, 1989.

2. Лысенко Ю.Н. Психологические основы повышения эффективности профессиональной деятельности: Дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1992.

3. Томилина О.В. Социально-психологические условия профессионального становления молодых сотрудников органов внутренних дел: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2000.

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОВД

М.В. ПРЯХИНА,

кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России

pryakhina62@ mail.ru

ИЮ. КОБОЗЕВ, адъюнкт кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России,

igorkobozev@yandex.ru 19.00.06 - юридическая психология

Аннотация. Представлены основные теоретические принципы программы психопрофилактики профессионального стресса руководителей ОВД, разработанной на основе трехэтапной модели (информирование, тренинговые занятия, телесно-ориентированная психотерапия), а также результаты ее апробации в УВД по Архангельской области и Санкт-Петербургском университете МВД России.

Ключевые слова: профессиональный стресс, психопрофилактика, программа психопрофилактики, руководители ОВД, копинг-поведение, копинг-стратегии, копинг-ресурсы, психодиагностика, стресс-менеджмент, телесно-ориентированная психотерапия.

PSYCHOPREVENTIVE MAINTENANCE OF PROFESSIONAL STRESS HEADS OF LAW-ENFORCEMENT BODIES

M.V. PRJAHINA,

candidate of law sciences, dotsent, professor of legal psychology, University of St. Petersburg the Russian Interior Ministry

I.J. KOBOZEV, associate Legal Department of Psychology University of St. Petersburg the Russian

Interior Ministry

Annotation. The article presents the basic theoretical principles of the program psychopreventive maintenance of professional stress heads of law-enforcement bodies, based on the three-phase model (awareness, training exercises, body-oriented psychotherapy), as well as the results of its testing in the police department of the Arkhangelsk Oblast and St. Petersburg University, Russian Interior Ministry.

Key words: occupational stress, psychological prophylaxis, the psychopreventive maintenance program, directors of ATS, coping behavior, coping strategies, coping resources, psycho-diagnostics, stress management, body-oriented psychotherapy.

Теоретический анализ проблемы профессионального стресса руководителей ОВД свидетельствует, что один из наиболее важных компонентов профессионализма руководителей ОВД — их способность управлять профессиональным стрессом, т.е. стресс-менеджмент.

Характер профессиональной деятельности руководителей органов внутренних дел МВД России связан с высокой служебной нервно-психической нагрузкой, что обусловливает высокий уровень психосоматической и нервно-психической заболеваемости, профессиональной деформации личности в виде агрессивности, обеднения эмоциональной сферы, смещение мотивационных и морально-нравственных ценностей [5]. Это, в свою очередь, приводит к снижению эффективности профессиональной деятельности руководителей ОВД в повседневных и особенно стрессовых ситуациях, обусловливает необходимость оценки уровня их профессионального стресса и формирования адаптивных типов копинг-поведения [10, 11].

Разработанная нами программа психологической профилактики профессионального стресса руководителей ОВД опирается на трехэтапную модель профилактики, предложенную Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), которая предполагает выделение первичной, вторичной и третичной профилактики. Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Задача вторичной профилактики — раннее выявление и коррекция негативного влияния стрессогенных факторов жизнедеятельности и работа с «группой риска». Третичная профилактика решает такие специальные задачи, как восстановление здоровья, сопровождающееся нарушениями поведения, реабилитация. Кроме того, третичная профилактика может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с заболеваниями стрессовой этиологии [4].

Психопрофилактическая работа может входить в комплекс мероприятий всех трех уровней. Считается, что она наиболее эффективна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие профессиональ-

ный стресс, на ранних этапах появления проблем. Поэтому актуальными остаются проблемы, связанные с профессиональным психологическим отбором при включении сотрудников в резерв на выдвижение на руководящие должности, а также при назначении на руководящие должности. Особое внимание при проведении этого отбора необходимо уделять личностной зрелости и наличию предрасположенности к управленческой деятельности.

Учитывая результаты, полученные в нашем исследовании, психопрофилактика профессионального стресса руководителей ОВД должна быть организована с учетом особенностей их копинг-поведения, используемых копинг-стратегий и личностно-средовых копинг-ресурсов, включать в себя целенаправленные мероприятия первичной (для всех руководителей ОВД независимо от выявленной интенсивности профессионального стресса), вторичной (специальной — проводится для руководителей с высокой и средней интенсивностью профессионального стресса) и третичной (при высокой интенсивности профессионального стресса и сопутствующих психосоматических заболеваниях, ПТСР, дезадаптивных типах поведения) психопрофилактики.

Психопрофилактическая работа должна входить в комплекс мероприятий всех трех уровней. Исходя из особенностей профессиональной деятельности руководителей ОВД, ее высокой стрессогенности, первичная психопрофилактика должна осуществляться со всеми руководителями структурных подразделений ОВД независимо от интенсивности выявленного у них профессионального стресса.

Первичная психопрофилактика направлена на:

Ф устранение противоречий (креативных, коммуникативных, организационных) в профессиональной деятельности руководителей ОВД;

Ф раннее выявление руководителей ОВД с высокой интенсивностью профессионального стресса;

Ф привлечение внимания руководителей ОВД к наличию проблемы, формирование личной стрессо-устойчивости, обучение эффективному использованию когнитивной оценки стрессора, использованию активных копинг-стратегий.

Основными способами решения этих задач выступают: создание благоприятной организационной среды, позволяющей преодолеть существующие противоречия в профессиональной деятельности; информирование руководителей ОВД о проблеме профессионального стресса; обучение социальным навыкам и умениям преодоления стрессовых воздействий; проведение психодиагностического скрининга для выявления признаков профессионального стресса на начальных стадиях его формирования. В качестве основных форм психопрофилактической работы целесообразно использовать обучение аутотренингу, направленному на регуляцию эмоционального состояния; тренинги когнитивного реструктурирования профессиональных проблем, уверенного поведения; консультации по управлению профессиональным стрессом; информирование о последствиях профессионального стресса и их профилактике в ходе учебных занятий по общественно-государственной подготовке, медицинской подготовке, специальных лекториях, индивидуальных беседах с руководителями.

В реализации этих мероприятий на первом этапе ведущее место отводится контингенту профессионалов в лице прошедших специальную подготовку психологов, педагогов, сотрудников воспитательных отделов. Применяемая психопрофилактическая программа фокусируется на отдельных руководителях или группах руководителей одного должностного уровня.

Вторичная психопрофилактика нацелена на снижение интенсивности профессионального стресса у ранее выявленных руководителей с высокой и средней интенсивностью профессионального стресса, недопущение возникновения у них «болезней стресса». На данном этапе психопрофилактики усилия профессиональных психологов, воспитателей, руководителей подразделений направлены на устранение факторов, ведущих к высокому профессиональному стрессу, снижению их значимости и выраженности, что способствует снижению риска психосоматических заболеваний, регуляции физиологических реакций на стресс. Вторичная психопрофилактика проводится с учетом специфики выполняемых задач теми или иными руководителями ОВД и выявленной у них интенсивности профессионального стресса.

Достижение целей вторичной психопрофилактики требует:

Ф овладения навыками практического применения активных копинг-стратегий разрешения проблем, совершенствования использования копинг-стратегии поиска социальной поддержки, психологической коррекции вариантов использования пассивной копинг-стратегии избегания;

Ф повышения потенциала блока личностно-сре-довых копинг-ресурсов (коррекция негативной, искаженной Я-концепции и субъективного восприятия социальной поддержки, увеличение уровня интер-

нального контроля, развитие эмпатии, коррекция естественных социально-поддерживающих сетей).

Реализация задач вторичной психопрофилактики может быть осуществлена путем обучения эффективным социальным навыкам и умениям преодоления стресса, управления им (обучения активным копинг-стратегиям).

Обучение эффективным навыкам преодоления стресса и оказания поддержки может осуществляться в рамках самостоятельного изучения различных методик путем самосовершенствования, а также в форме различных видов психологического тренинга (тренинг разрешения проблем, поиска, восприятия и оказания социальной поддержки, тренинг когнитивно-оценочной составляющей копинг- поведения, коммуникативных навыков).

Третичная психопрофилактика проводится с руководителями, заболевшими различными хроническими заболеваниями и в этом смысле уже собственно профилактикой не является. Основными целями третичной психопрофилактики выступают психологическое сопровождение руководителей с заболеваниями стрессовой этиологии, предупреждение рецидивов, коррекция нарушений поведения.

В качестве объекта третичной психопрофилактики выступают руководители ОВД с проявлениями «болезней стресса», а также руководители, использующие для преодоления негативных переживаний псевдоресурсы (алкоголь, наркотики и т.п.). Деятельность психологов, психотерапевтов, врачей, ближайшего социального окружения на данном этапе нацелена на выявление причин высокой интенсивности профессионального стресса, восстановление оптимального уровня профессионального стресса, оказание помощи в мобилизации личностных и социальных копинг-ресурсов, восстановление здоровья руководителя.

Особенность третичной психопрофилактики — необходимость обучения больного не только базовым активным копинг-стратегиям, но и появляющимся на нозологическом этапе специфическим копинг-стратегиям, направленным, например, на преодоление искушения употребления алкоголя, на соблюдение диеты, снятие болевых ощущений и т.д. Недостаточность активных копинг-механизмов в борьбе с болезнью вынуждает использовать для этих целей и пассивные копинг-стратегии, что способствует адаптации индивида, хотя и кратковременной, и на более низком функциональном уровне [8].

В целом психопрофилактика профессионального стресса руководителей ОВД осуществляется в форме построения благоприятной организационной среды, информирования о природе стресса и его влиянии на здоровье, активного обучения социально важным навыкам, тренинга резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию, проведения психодиагностического скрининга для выявления

признаков профессионального стресса. Могут также применяться и другие мероприятия, направленные на организацию здорового образа жизни, активизацию личностных ресурсов, оказание своевременной медицинской помощи, а также на вооружение руководителей ОВД необходимыми знаниями по сопут-ству-ющим профессиональному стрессу заболеваниям и их лечению.

Программа психологической профилактики профессионального стресса руководителей ОВД должна быть направлена на формирование у них эффективного личностного и социального копинг-ресурса на всех уровнях профилактической работы. Она должна предусматривать вовлечение в качестве субъектов деятельности вышестоящее руководство, сотрудников воспитательных подразделений, преподавателей, психологов, врачей, психофизиологов, психотерапевтов, ближайшее социальное окружение. Для реализации программы необходимо использовать широкий спектр психопрофилактических мероприятий.

С учетом приведенных выше общих теоретических положений нами была разработана «Программа психопрофилактики профессионального стресса руководителей ОВД». Она прошла апробацию в целях внедрения в практическую деятельность психологов ОВД в отделе психологического обеспечения УВД по Архангельской области и Санкт-Петербургском университете МВД России в соответствии с «Планом мероприятий Санкт-Петербургского университета МВД России, связанных с подготовкой к вступлению в силу Федерального закона «О полиции»», утвержденным начальником университета 25 января 2011 г.

На первом этапе реализации программы было проведено информационное занятие с руководителями структурных подразделений по теме «Стресс-менеджмент в профессиональной деятельности руководителя ОВД». Информационное занятие было проведено в форме лекции с элементами беседы и с использованием мультимедийной презентации (продолжительность 1,5 часа). Цель занятия — ознакомление руководителей с понятием «профессиональный стресс», его негативными последствиями для здоровья и адаптивными способами совладания со стрессом.

После информационного занятия было проведено скрининговое психодиагностическое обследование руководителей структурных подразделений с использованием сокращенной процедуры обследования, включающей в себя три методики — опросник SACS «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» [7], опросник ОПРВ «Отношение к работе и профессиональное выгорание» [1,2] и методики НПА «Многомерная шкала нервно-психической адаптации» [3]. Продолжительность обследования (входной контроль) составила 40 мин. Обследование было нацелено на выявление руководителей с высокой интенсив-

ностью профессионального стресса и нарушениями психической адаптации.

Всего было обследовано 78 руководителей; у 26,5% из них были выявлены высокая интенсивность профессионального стресса и нарушения психической адаптации.

Информационное занятие и психодиагностическое обследование проводились в рамках первичной психопрофилактики согласно первому этапу разработанной нами программы.

На втором этапе, соответствующем вторичной психопрофилактике, проводились следующие мероприятия.

1. Психофизиологическое обследование руководителей с высоким уровнем профессионального стресса (с использованием программно-аппаратного комплекса ПАКПФ) для диагностики функционального состояния, работоспособности и уровня нервно-психической устойчивости [9].

2. Консультация обследованных руководителей ОВД по результатам психодиагностического и психофизиологического обследования.

3. Тренинговые занятия с руководителями, имеющими высокий уровень профессионального стресса, по теме «Резонансное лидерство». Тренинг проводился в целях обучения руководителей навыкам самодиагностики признаков профессионального стресса и конструктивным способам его преодоления (формирование адаптивных копинг-стратегий).

На третьем этапе, соответствующем третичной психопрофилактике, были реализованы следующие мероприятия.

1. Психокоррекция негативных последствий профессионального стресса с использованием методики телесно-ориентированной психотерапии (палсинг) [6].

2. Выходной контроль с использованием психологического и психофизиологического обследования руководителей (ОПРВ, SACS, НПА и ПАКПФ-2). Диагностическое исследование проводилось в целях отслеживания динамики психофизиологического состояния.

Оценка интенсивности профессионального стресса руководителей ОВД в процессе апробации разработанной нами программы осуществлялась по шкалам «эмоциональное истощение» и «напряженность в работе» опросника ОПРВ, так как между этими шкалами нами была выявлена высокая степень согласованности (r = 0,86, p < 0,05).

По данным выходного контроля отмечалось снижение интенсивности профессионального стресса у всех руководителей, принявших участие в психопрофилактических мероприятиях разработанной нами программы (табл. 1). Результаты диагностики свидетельствуют о существенном уменьшении психической дезадаптации руководителей (в среднем улучшение показателей до 15%).

Таблица 1.

Сравнение показателей интенсивности профессионального стресса руководителей ОВД, прошедших психопрофилактические мероприятия, по данным входного

и выходного контроля, п = 15

М/п Показатели методик Данные входного контроля Данные выходного контроля Р<

1. Эмоциональное

истощение (опросник 53,82±2,88 45,75±2,57 0,0 5

ОПРВ), %

2. Напряженность

в работе (опросник 52,40±2,87 44,80±2,24 0,0 5

ОПРВ), %

3. НПА (методика И.Н. Гурвича), баллы 23,33±3,21 19,13±1,94 -

4. Процент набранных баллов 65,27±3,56 77,34±4,17 0,0 5

(ПАКПФ), %

По интегральному показателю методики НПА достоверных различий не выявлено, но у большинства обследованных руководителей можно отметить улучшение состояния от патологической психической дезадаптации к непатологической.

В таблице 2 приведены результаты входного и выходного контроля при сравнении стратегий копинг-поведения у руководителей ОВД, прошедших мероприятия по психопрофилактике профессионального стресса.

По результатам выходного контроля у руководителей после прохождения программы психопрофилактики достоверно улучшились показатели по следующим копинг-стратегиям: «ассертивные действия» — показатель достоверно увеличился; «импульсивные действия» — показатель достоверно уменьшился; «непрямые действия» — показатель достоверно уменьшился. Этот результат говорит об увеличении роли активных адаптивных копинг-стратегий и снижении роли активных дезадаптивных копинг-стратегий в поведении руководителей. По остальным показателям достоверных различий не выявлено. Тем не менее можно отметить снижение по абсолютному значению показателей пассивной копинг-стратегии «осторожные действия», активных асоциальных копинг-стратегий «асоциальные действия» и «агрессивные действия». В целом, на основании полученных результатов, можно отметить улучшение показателей по использованию копинг-стратегий руководителями ОВД, прошедшими мероприятия психопрофилактики профессионального стресса по разработанной нами программе.

Таким образом, «Программа психопрофилактики профессионального стресса руководителей ОВД» прошла успешную апробацию в отделе психологического обеспечения УВД по Архангельской области и в Санкт-Петербургском университете МВД России. Эффективность программы подтверждается снижением на 15% интенсивности профессионального стресса и психической дезадаптации у руководителей ОВД, принявших участие в ее апробации, это позволяет рекомендовать ее для использования в отделах психологического обеспечения подразделений органов внутренних дел.

Таблица 2.

Показатели стратегий копинг-поведения руководителей ОВД с высокой и средней интенсивностью профессионального стресса (ПС) перед началом и после проведения психопрофилактических мероприятий, п = 15.

№ п/п Стратегия стресс-преодолевающего поведения М ± т

Входной контроль Выходной контроль Р<

1. Ассертивные действия 17,89±0,86 20,64+0,73 0,05

2. Вступление в социальный контакт 23,44+0,91 22,43+0,87 -

3. Поиск социальной поддержки 23,44±0,71 23,15+0,92 -

4. Осторожные действия 20,44+1,05 18,12+0,97 -

5. Импульсивные действия 17,44+0,52 16,06+0,43 0,05

6. Избегание 16,00+0,86 15,73+0,76 -

7. Непрямые действия 20,67+0,87 17,87+0,81 0,05

8. Асоциальные действия 13,44+1,32 12,69+0,96 -

9. Агрессивные действия 15,89+0,89 13,85+0,67 -

Выявлены достоверные различия по 3 из 9 шкал — 33,33%

<ууууууууууууууууууууууууу/уууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууу< - щшдь

Литература

1. Винокур В.А. Интегративные механизмы формирования профессионального стресса у врачей // Интегра-тивная медицина. Материалы II национального конгресса. СПб., 2005.

2. Винокур В.А. Опросник ОПРВ (отношение к работе и профессиональное «выгорание»). СПб.: СПбМАПО, 2009.

3. Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья. СПб.: СПбГУ, 1999.

4. Марищук В.Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса // СПб.: Дом, 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Платонов Ю.П. Путь к лидерству. СПб.: Речь, 2006.

6. Пряхина М.В. Телесно-ориентированная терапия в коррекции посттравматических состояний сотрудников ОВД // Социально-правовые и психологические основы деятельности органов внутренних дел: проблемы теории и практики : Тез. докл. СПб.: СПб. университет МВД РФ, 2002.

7. Психодиагностические методы выявления дезадапта-ционных нарушений в практике клинических психологов / Под ред. проф. В.Ю. Рыбникова, проф. С.В. Чермянина. СПб.: АЙСИНГ, 2009.

8. Рыбников В.Ю. Теоретическое обоснование и психологические механизмы (модель) копинг поведения субъекта профессиональной деятельности // Мед.-биол. и соц.-психол. пробл. безопасности в чрезв. ситуациях. 2008. № 1.

9. Таймазов В.А. Психофизиологическое состояние спортсменов. СПб., 2004.

10. Шаранов Ю.А. Юридическая психология деятельности органов внутренних дел (теория и методология управления развитием) : Науч. изд. СПб.: СПб. университет МВД России, 2001.

11. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. СПб.: Питер, 2008.

Административное право

зарубежных стран

Учебник

ю н и т и

и N I Т Y

Административное право зарубежных стран

Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. В.Я. Кикотя, Г.А. Василевича, Н.В. Румянцева. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012.

ISBN 978-5-238-02197-3

Рассмотрены актуальные теоретические и прикладные проблемы административного права зарубежных стран. Изучен и обобщен опыт зарубежных стран по применению норм административного права. Проведен анализ правового регулирования общественных отношений в сфере государственного управления на основе закрепленных в нормах административного права правилах поведения.

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, ученых, а также всех, кто интересуется вопросами сравнительно-правового исследования административного права зарубежных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.