Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС КОНДУКТОРОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОРПУСОВ МОРСКОГО ВЕДОМСТВА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. 1826 - 1882'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС КОНДУКТОРОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОРПУСОВ МОРСКОГО ВЕДОМСТВА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. 1826 - 1882 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
66
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Область наук
Ключевые слова
КОНДУКТОР / МОРСКОЕ ВЕДОМСТВО / КОРПУС МОРСКОЙ АРТИЛЛЕРИИ / КОРПУС ФЛОТСКИХ ШТУРМАНОВ / КОРПУС КОРАБЕЛЬНЫХ ИНЖЕНЕРОВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сологуб Кирилл Николаевич

Данная статья посвящена систематизации информации, составляющей нормативно-правовую базу получения образования, чинопроизводства и прохождения службы кондукторами специальных корпусов Морского ведомства Российской империи в XIX столетии. Содержащиеся в ней сведения служат повышению уровня профессиональной компетенции военных историков и генеалогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL STATUS OF THE RUSSIAN EMPIRE NAVY DEPARTMENT SPECIAL CORPS WARRANT OFFICERS. 1826 - 1882

This article is devoted to the systematization of information that makes up the regulatory framework for education, assignment of navy rank and service as warrant officers of special corps of the Russian Empire Navy Department in the XIX century. The information contained in it serves to increase the level of professional competence of military historians and genealogists.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС КОНДУКТОРОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОРПУСОВ МОРСКОГО ВЕДОМСТВА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. 1826 - 1882»

Сологуб Кирилл Николаевич

Канд. мед. наук, независимый исследователь,

г. Москва, РФ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС КОНДУКТОРОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОРПУСОВ МОРСКОГО ВЕДОМСТВА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. 1826 - 1882

Аннотация

Данная статья посвящена систематизации информации, составляющей нормативно-правовую базу получения образования, чинопроизводства и прохождения службы кондукторами специальных корпусов Морского ведомства Российской империи в XIX столетии.

Содержащиеся в ней сведения служат повышению уровня профессиональной компетенции военных историков и генеалогов.

Ключевые слова

Кондуктор, Морское ведомство, Корпус морской артиллерии, Корпус флотских штурманов,

Корпус корабельных инженеров

Sologub Kirill N.

M.D., Ph.D., Independent scientist, Moscow, Russia

PROFESSIONAL STATUS OF THE RUSSIAN EMPIRE NAVY DEPARTMENT SPECIAL CORPS WARRANT OFFICERS. 1826 - 1882

Abstract

This article is devoted to the systematization of information that makes up the regulatory framework for education, assignment of navy rank and service as warrant officers of special corps of the Russian Empire Navy Department in the XIX century.

The information contained in it serves to increase the level of professional competence of military historians and genealogists.

Keywords

Warrant officer, Navy Department, Marine Artillery Corps, Naval Navigators Corps,

Naval Engineers Corps

Если в отношении нормативно-правовой базы, регламентировавшей отдельные аспекты профессионального статуса кондукторов - сверхсрочнослужащих унтер-офицеров Российского императорского флота в период 1894-1917 годов - в настоящее время имеются обзорные научные работы [1], то их старшим товарищам, носившим это звание до 1882 года, повезло намного меньше. Настоящая публикация призвана восполнить данный пробел.

По всей видимости, одним из наиболее ранних упоминаний звания «кондуктор» применительно к нижним чинам унтер-офицерского звания специальных корпусов Морского ведомства (далее - СК МВ), служба в которых «противополагалась строевой или собственно флотской» [2], являются кондукторы 1-го и 2-го класса Корпуса корабельных инженеров (далее - ККИ). При образовании ККИ в 1826 году в данное звание были переименованы корабельные тиммерманы и ученики унтер-офицерского звания [3]. По истечении 4 лет действительной службы те из кондукторов, кто

выдерживал соответствующий экзамен, производились в офицеры ККИ, не выдержавшие, по выслуге 12 лет, производились в офицеры рабочих экипажей [4]. В 1836 году последовало уточнение о том, что кондукторы объединенного ККИ [5] из дворян и обер-офицерских детей, не сдавшие после 4 лет выслуги в этом звании экзамен на офицерский чин ККИ, производятся в прапорщики рабочих экипажей через 2 и 4 года соответственно, 12 летний срок выслуги после неудачной сдачи экзамена распространялся на детей разночинцев и нижних чинов [6].

Практически в это же время кондукторы фиксируются в Корпусе флотских штурманов (далее -КФШ), образованном в 1827 году [7] - в них были переименованы штурманские помощники унтер-офицерского звания.

Согласно «Положению о первом Штурманском полуэкипаже» (далее -ШпЭ), в который в 1827 году было преобразовано Балтийское штурманское училище (далее - ШУ), созданное в 1798 году [8] и в переименованное в 1826 году в роту [9], в штурманские кондукторы должны были выпускаться кадеты двух верхних классов 1-й роты ШпЭ, имевшие от роду не менее 22 лет, прошедшие практику в море не менее 6 или 7 раз, за исключением «отличнейших в науках и поведении», производимых в прапорщики КФШ [10]. Имеются сведения о выпуске кондукторов из ШпЭ в период 1828-1851 годов [11].

В 1830 году было определено, что согласно «Уставу о пенсиях и единовременных пособиях» [12] штурманские ученики Балтийского и Черноморского флота, а также кадеты ШпЭ считаются на действительной службе с возраста 16 лет [13], что было важно при определении сроков выслуги и назначения пенсий. В том же году было установлено, что производство в кондукторы КФШ как на Балтийском, так и на Черноморском флоте должно осуществляться «...не иначе, как с утверждения начальника Морского штаба Его Императорского Величества» [14].

В последние годы существования ШпЭ кондукторы появились и в составе его учащихся. К ним относились воспитанники кондукторской роты, образованной в 1851 году и предназначенной для подготовки штурманских офицеров [15], а также кадеты, исполнявшие обязанности фельдфебелей и унтер-офицеров в 1-й и 2-й кадетской и резервной роте [16, С. 22]. Именно они в приказах о производстве в чин прапорщика КФШ именовались «кадетскими кондукторами Штурманского училища», образованного путем переименования ШпЭ в ШУ согласно приказу генерал-адмирала (далее - ПГА) от 7 мая 1856 года № 88 [17]. По информации, содержащейся в работе «Штурмана русского военного флота», после образования кондукторской роты ШпЭ «... всех окончивших курс в полуэкипаже стали производить прямо в прапорщики» [18, С. 58].

Полный курс обучения в ШпЭ составлял около 8 лет [16, С. 36].

Помимо ШпЭ и его преемников, находившихся в Кронштадте, подготовка штурманских кондукторов осуществлялась и в других учебных заведениях, расположенных на Черном море и Дальнем Востоке. Основными из них являлись следующие:

• Черноморская штурманская рота (Николаев). Была создана в 1826 году [9] на базе Черноморского ШУ, открытого в 1794 году [19, С. 113]; расформирована в 1862 году [20];

• Охотская четвертьрота флотских штурманов, кадет и кантонистов [21, С. 46]. Образована в 1828 году путем переформирования Охотской навигацкой школы, открытой в 1732 году1, переведенной в 1780 году в порт Гижигу (Гижигинская штурманская школа) и в 1785 году возвращенной в Охотск [23, С. 68-71]. В 1847 году она была преобразована в Охотское ШУ2 [24, С. 12] (ШУ Охотской флотилии); последнее было переведено сначала в Петропавловск (1850 год) с переименованием в

1 Данная дата оспаривается некоторыми исследователями. См., например, [22, С. 172].

2 По другим данным Охотская школа была закрыта в 1841 году [23, С. 114].

Петропавловское морское училище, затем в Николаевск3 (1855 год). В период пребывания в Николаевске данное училище в различных источниках именовалось Морским училищем Приморской области Восточной Сибири и Сибирским морским училищем на Амуре и было ликвидировано в 1870 году [25, С. 32]. Петропавловское морское училище осуществляло выпуск как прапорщиков КФШ, ККИ, Корпуса инженер-механиков (далее - КИМ) и Корпуса инженеров морской строительной части (далее - КИМСЧ), так и кондукторов КФШ, Корпуса морской артиллерии (далее - КМА), ККИ и КИМСЧ [25, С. 55]. Производство выпускников Морского училища Приморской области Восточной Сибири в 1860-х годах имело свои особенности, которые регламентировались приказом Управляющего Морским министерством от 19 июня 1863 № 94: «Бывшая Охотская школа, переименованная ныне в Морское училище Приморской области Восточной Сибири не имеет положения, которым бы определялись права воспитанников по окончанию в оном полного курса наук, выпускаемых на действительную службу в Морское ведомство, и потому производство их в кондукторы и прапорщики корпуса флотских штурманов разрешалось до сего времени по ходатайству местного начальства и по особым каждый раз Высочайшим повелениям, не за одни сроки выслуги. Впредь, до издания особого положения о МУ Приморской области Восточной Сибири, принять за правило производить воспитанников на тех же основаниях, что и вольноопределяющихся» [21, С. 58].

Открытое в 1798 году как самостоятельное учебное заведение при Санкт-Петербургском адмиралтействе [8] и в 1816 году присоединенное к Морскому кадетскому корпусу [26] Училище корабельной архитектуры в 1827 году было преобразовано в Кондукторские роты Учебного морского рабочего экипажа (далее - КР УМРЭ). На формирование последних также были обращены воспитанники Учительской гимназии Морского кадетского корпуса.

Первоначально согласно «Положению об Учебном морском рабочем экипаже» 1827 года, КР УМРЭ предназначались для подготовки кондукторов ККИ [27]. Однако в дальнейшем, с 1834 года из КР УМРЭ стал осуществляться выпуск кондукторов «по части управления пароходами» [28], первоначально также относившихся к ККИ, с 1838 года - офицеров КИМСЧ и Корпуса инженеров военных поселений (далее - КИВП) [29, С. 104], с 1840 года - офицеров-механиков [29, С. 132], 1846 года - офицеров КМА [30, С. 594]. Помимо этого, КР УМРЭ осуществляли выпуск офицеров в Корпус инженеров путей сообщения [31, С. 154].

В конце своего существования КР УМРЭ выпускали воспитанников «окончивших с хорошим успехом полный курс наук» прапорщиками КМА, ККИ или КИМ, «выдержавших не вполне удовлетворительно экзамен» - прапорщиками рабочих экипажей или арсенальных рот, «окончившие же приготовительный и общий курс довольно удовлетворительно, но неспособные к изучению высшего специального курса» выпускались кондукторами 2-го класса или увольнялись «для определения к статским делам, с правами окончивших курс в уездных училищах». Полный курс обучения в КР УМРЭ составлял 10 лет, возраст поступающих, большинство из которых являлись сыновьями военных и гражданских чиновников МВ, колебался от 11 до 15 лет [32].

С момента основания и до 1842 года УМРЭ подчинялся Главному штабу Его Императорского Величества по военному поселению, переименованному в 1832 году во Временный департамент военных поселений Военного министерства [33], 1835 году - в Департамент военных поселений [34]. Руководивший последним граф П.А. Клейнмихель оказывал существенное влияние на жизнь УМРЭ. В частности, он прилагал значительные усилия к тому, чтобы большая часть выпускников КР УМРЭ выпускалась с чином прапорщика, в том числе и в КИВП, а не со званием кондуктора, в связи с чем ему приписывается следующее высказывание: «Пока учебный экипаж будет в моем ведении, то Морское

3 До 1856 года - Николаевский пост, с 1926 года - Николаевск-на-Амуре.

ведомство не получит ни одного кондуктора из выпускного класса, а если им нужно, то пусть их берут из нижних классов». В этой связи для восполнения необходимого МВ кондукторов отбиралось необходимое количество людей из числа малоуспешных воспитанников, достигших возраста 16 лет, которые после обучения черчению выпускались на службу кондукторами 2-го класса [29, С. 129-130]. С 1842 года УМРЭ стал подчиняться Главному морскому штабу [29, С. 93].

«Положением о Корпусе инженер-механиков Морского ведомства», объявленным циркуляром Инспекторского департамента Морского министерства (далее - ЦИД) от 22 января 1855 года № 1326, корабельные инженеры «служащие собственно по части управления пароходными машинами» были переименованы в инженер-механики МВ. Кондукторами КИМ становились выпускники средних классов КР УМРЭ, а также вольноопределяющиеся, выдержавшие соответствующий экзамен. Кондукторы КИМ, прослужившие на пароходах или заводах «узаконенное число лет, по положению, существующему для кондукторов Корпуса корабельных инженеров, и выдержавшие установленный экзамен в науках, в особенности в практическом знании устройства и управления пароходными машинами по программе, утвержденной высшим морским начальством» за отлично-усердную службу и похвальное поведение производились в прапорщики КИМ. Выслужившие положенный срок, признанные начальством полезными и способными для службы «по механической части», но не выдержавшие экзамен, производились в прапорщики с состоянием по рабочим экипажам и с прикомандированием к КИМ. Тем же из кондукторов КИМ, кто желал остаться в корпусе в том же звании, устанавливалась доплата к жалованью в размере половины жалованья прапорщика инженер-механика, а также наружное отличие в виде серебряного офицерского темляка. Не выдержавшие экзамен и не желающие продолжать дальнейшую службу в КИМ кондукторы производились в прапорщики рабочих или ластовых экипажей или получали две трети жалованья прапорщика «на общем для нижних строевых чинов положении». Что касается различия жалованья у кондукторов и прапорщиков КИМ, то оно было невелико и за вычетом на госпитали и медикаменты составляло у прапорщика 60 копеек в сутки, кондукторов 1-го и 2-го класса - 50 и 35 копеек соответственно [35]. Для сравнения для жителя Санкт-Петербурга в том же 1854 году 1 килограмм пшеничной муки при покупке мешка в 80 килограмм обходился чуть менее 5 копеек, суточная оплата труда столичного рабочего-слесаря составляла 1 рубль 2 копейки... [36, С. 346].

Помимо КР УМРЭ, еще одним источником кондукторов КМА были 1-й и 2-й Учебные морские экипажи [37, С. 119, 134], образованные в 1826 и 1837 годах в Кронштадте [38] и Николаеве [39] соответственно. На формирование артиллерийской роты последнего были обращены ученики упраздненного по этому поводу Николаевского артиллерийского училища, основанного в 1793 году в Херсоне и в 1795 году переведенного в Николаев [40, С. 102]. Артиллерийская рота данного экипажа была упразднена в 1847 году [41, С. 347], артиллерийская полурота 1-го учебного морского экипажа в 1829 году была развернута в роту [42]. Оба данных учебных экипажа прекратили свое существование в прежнем качестве в 1856 году [43], о чем было объявлено ПГА от 6 апреля № 66.

Согласно ПГА от 7 мая 1856 года № 88 КР УМРЭ были переименованы в Инженерное и артиллерийское училище (далее - ИАУ) МВ [17]. Последнее согласно ПГА от 20 апреля 1856 года № 75 находилось в ведении Инспектора ККИ [44] вплоть до упразднения данной должности в 1857 году [45]. В 1857 году был произведен последний выпуск из ИАУ в КИМСЧ, спустя год - в КМА [31, С. 182].

В период 1867-1871 годов подготовка кондукторов КМА осуществлялась на артиллерийском отделении ШУ. В 1867 году ИАУ, уже много лет не производившее выпусков в КМА, получило более соответствовавшее его профилю наименование «Инженерное училище». В связи с открытием в том же году артиллерийского отделения (отдела [31, С. 191]) в ШУ, оно получило название «Штурманское и артиллерийское училище» [31, С. 191; 11, С.87], хотя в ряде официальных источников еще в течение

длительного времени продолжало именоваться ШУ. О выпуске из ШУ кондукторами КФШ и КМА, Инженерного училища - кондукторами КИМ и ККИ упоминается, в частности, в правилах для приема в указанные училища, опубликованных в июле 1867 года. Согласно последним, в оба училища принимались лица всех сословий, в первое в возрасте 13-17 лет, во второе - 15-18 лет, курс обучения в обоих училищах составлял 4 года [46, С.2, 15].

В 1872 году оба училища согласно ПГА от 17 июня № 81 было слиты в единое Техническое училище МВ [47].

Должностные обязанности кондукторов СК МВ регламентировались соответствующими статьями «Морского устава». Так, для артиллерийских кондукторов, они заключались в следующем:

«671. Артиллерийский кондуктор, назначенный на корабль, состоит в полном распоряжении артиллерийского офицера и в точности исполняет получаемые от него и от вахтенных офицеров приказания.

672. Артиллерийский кондуктор, кроме теоретических познаний по части артиллерии, должен иметь полные сведения о действиях орудиями в различных случаях и о производстве лабораторных работ. При обучении нижних чинов он должен ясно и вразумительно передавать каждому из них обязанность его при орудии и следить за точным исполнением оной.

673. Артиллерийские кондукторы расписываются на вахты, смотря по числу их, а во время боя, по батареям.

674. Обязанность вахтенного кондуктора состоит в надзоре за исправностью орудий, а именно: он должен знать, какие орудия заряжены с ядрами, какие для сигналов, салютов или других случаев; иметь все в совершенной готовности для произведения выстрелов; в ночное же время, для зажжения фалшфееров, спуска ракет и производства ночных сигналов. Он должен наблюдать за сохранением всех артиллерийских принадлежностей, абордажного оружия, прицелов, ударных молотков и скорострельных трубок, находящихся в батареях.

675. Вахтенный кондуктор обязан открывать порты или полупортики не иначе, как с разрешения вахтенного начальника; при наступлении же качки, или шквала при открытых портах, должен сам немедленно приступить к закрытию оных, извещая в то же время вахтенного начальника.

676. Во время сильной качки, вахтенный кондуктор должен часто удостоверяться, не ослабло ли крепление орудий и портов, и немедленно делать нужные исправления.

677. Во время боя или практической стрельбы из орудий, артиллерийский кондуктор, находясь в своей батарее, тщательно следит за точным исполнением всех приказаний командира батареи и за исправными действиями прислуги.

678. Если на корабле не имеется артиллерийского офицера, кондуктор обязан исполнять его должность.» [48, С. 386-389]

Не менее пространным был перечень обязанностей кондукторов ККИ:

«695. Кондуктор Корпуса корабельных инженеров, назначенный на корабль, должен знать главные размерения оного, элементы, систему скрепления и практические способы исправления всех повреждений, могущих случиться на корабле в море.

696. Во время приготовления корабля к походу, он наблюдает за производством на нем исправлений и за находящимися при том мастеровыми.

697. В ведении кондуктора состоят во время кампании мастеровые рабочих экипажей. Он наблюдает, чтобы инструменты, принятые ими от шкипера, были всегда исправны и готовы к

употреблению.

698. Во время кампании, он ежедневно утром обходит весь корабль и удостоверяется в исправности помп, льяла, снастей и пушечных портов и полупортиков, трапов, решетчатых и глухих люков и вообще подвижных вещей, составляющих принадлежность корпуса корабля. Он осматривает также рангоут и гребные суда, и к восьми часам утра доносит о том вахтенному офицеру. Он повторяет этот осмотр после каждого крепкого ветра, сильной качки и форсированных парусов, и о найденных повреждениях доносит старшему офицеру и вахтенному начальнику.

699. Он наблюдает за исправностью корабельных помп, бранспойтов с их принадлежностями, и всех водопроводоных труб и кранов.

700. При изготовлении корабля к бою, кондуктор вместе с мастеровыми приготовляет бранспойты и все нужное для заделывания подводных пробоин, и наблюдает, чтобы мастеровые были на своих местах и имели при себе должные инструменты.

701. Заметив внезапную течь, он доносит о том без огласки старшему офицеру и командиру.

702. В продолжение кампании, он ведет журнал всем повреждениям и исправлениям по корпусу и наружности корабля, и по окончании кампании, представляет оный, за своею подписью, командиру, для соображения при составлении дефекта.» [48, С. 396-399]

Однако самая большая нагрузка ложилась на плечи штурманских кондукторов, которым, по сути, уставом было вменено исполнять те же обязанности, что и штурманским офицерам:

«457. Штурманские кондукторы состоят под командою старшего из штурманских офицеров, и, смотря по числу сих последних, очередуются с ними на вахте, или назначаются к ним в вахту. Они исполняют все предписанное в главе о штурманах.» [48, С. 275]

Согласно ЦИД от 30 января 1856 года № 28 отдельную категорию кондукторов КМА составляли лабораторные кондукторы 1-го и 2-го класса, проходившие службу в лабораторных командах КМА и являвшиеся выпускниками Пиротехнической школы из числа кантонистов МВ [49]. По выслуге 12 лет лабораторным кондуктором 1-го класса или 15 лет 2-го класса, они производились в прапорщики лабораторных рот без экзаменов и должны были прослужить после этого не менее 5 лет, считая со дня выслуги, определенной для производства в первый офицерский чин. Только после этого им предоставлялось право на отставку и перевод. В 1862 году они были переименованы в лабораторные мастера 1-го и 2-го класса [50] «... с тем, чтобы по беспорочной выслуге . в сем звании установленного для нижних чинов 12-ти-летнего срока ... производились... в прапорщики лабораторных команд, с званием пиротехнических мастеров.»

Что касается КИМСЧ, образованного в 1837 году [51], то среди всех СК МВ он являлся самым сухопутным. Целью его учреждения было «...отклонить командировки из других ведомств и всегда иметь офицеров, готовых к производству работ и наблюдением за содержанием зданий Морской Строительной части». На момент образования, в составе КИМСЧ, согласно штату, помимо выполнявшей административные функции Инспекции КИМСЧ, предполагалось иметь 10 инженерных команд (Санкт-Петербургскую, Кронштадтскую, Ревельскую, Свеаборгскую, Архангельскую и Астраханскую в составе Северного округа, Николаевскую, Севастопольскую, Измаильскую и Херсонскую - Южного округа КИМСЧ), 4 военно-рабочие роты усиленного состава (№№ 1 и 2 - в Санкт-Петербурге, №№ 3 и 4 - в Кронштадте) и 5 военно-рабочих рот обыкновенного состава (№ 5 - в Архангельске, № 6 - полурота в Ревеле и полурота в Свеаборге, № 7 - в Николаеве, № 8 - в Севастополе, № 9 - полурота в Севастополе и полурота в Измаиле). Военно-рабочие роты «ведения

Строительного департамента по Морской части» были учреждены в 1828 году в количестве шести единиц [52], упразднение военно-рабочих рот Морской строительной части было осуществлено в 1857-1860 годах [53, 54]. Инженерные команды КИМСЧ, в состав которых входили, в том числе, и кондукторы КИМСЧ «... обязаны были содержать планы, описи и вообще все сведения о зданиях морского ведомства в портах, наблюдать за исправным их содержанием и производить работы по исправлению старых и постройке новых» [55, С. 211].

По состоянию на 1837 год в КИМСЧ согласно штату его инженерного состава [56] кроме генералов и офицеров Инженерного корпуса, «состоящих в ведомстве Морской Строительной части», полагалось по 25 кондукторов 1-го и 2-го класса. Если недостаток офицерского состава КИМСЧ в дальнейшем предполагалось восполнять чинами Инженерного корпуса и Корпуса инженеров путей сообщения, то источником кондукторов должны были стать батальоны военных кантонистов и воспитанники УМРЭ. В реальности в кондукторы КИМСЧ производились как воспитанники КР УМРЭ и унтер-офицеры военно-рабочих рот Морской строительной части, так и недоросли из дворян. В свою очередь, кондукторы КИМСЧ производились в прапорщики военно-строительных рот и инженерных команд КИМСЧ.

В 1830 году кондукторам КФШ при нахождении на судах в море была установлена выплата порционных денег в размере, установленном для гардемаринов Морского кадетского корпуса [57]. В 1837 году кондукторам КФШ, занимавшимся постановкой и осмотром вех на кронштадтских рейдах, была назначено получение полных морских порционов наравне с офицерами КФШ [58].

По состоянию на 1831 год кондукторы ККИ, наравне с офицерами, ежегодно подвергались экзаменам «в науках, к должностям их относящимся» [59].

В 1846 году была произведена реорганизация КМА, в большей степени затронувшая его судовую строевую часть. Согласно новым табелям в ней полагалось иметь до 75 кондукторов 1-го класса, до 125 - 2-го класса и до 300 - 3-го класса. Кондукторам первых двух классов было установлено жалованье наравне с кондукторами ККИ первых двух классов, кондукторам 3-го класса - аналогичное таковому для унтер-офицеров 1-го класса упраздненных артиллерийских бригад морской артиллерии. Кондукторы 1-го класса «отличнейшие в поведении, усердные к службе и знающие хорошо артиллерийское дело, по выслуге узаконенных лет и по выдержании экзамена в науках, а в особенности в науке артиллерийской» производились в прапорщики КМА на вакансии. Те из них, кто не выдерживал экзамен, а также кондукторы 2-го и 3-го класса при наличии необходимой выслуги производились в прапорщики нелинейных морских команд и в унтер-цейхвартеры 14-го класса [60].

Как уже было отмечено выше, количество кондукторов СК МВ было регламентировано. Так, в начале правления императора Александра II, согласно «Таблиц распределения по различным частям флота цейхвартеров и унтер-цейхвартеров морской артиллерии, кондукторов артиллерийских, корабельных инженеров и инженер-механиков, вахтеров по артиллерийской части, машинистов и кочегаров, и разделения машинистов и кочегаров по разрядам» [61] кондукторов 1-го, 2-го и 3-го классов КМА полагалось иметь в количестве 301 человека, 1-го и 2-го класса КИМ - 356 человек, 1-го и 2-го класса ККИ - «Согласно 1-му примечанию Высочайше утвержденной 22 июля 1857 года таблицы «о числе команд потребных на суда». Согласно данному примечанию 1 обер-офицера ККИ и 1 кондуктора ККИ полагалось иметь на каждые 3 корабля, 4 фрегата или пароходо-фрегата, 6 корветов или мелких судов, 10 винтовых канонерских лодок. При этом число кондукторов КМА и КИМ, назначаемых на суда, было существенно больше. Так, на 100-пушечный корабль первых полагалось иметь 8 человек, вторых - 4 человека [62]. Ранее, в 1830-1840-х годах, штатным считалось наличие 1 инженерного кондуктора на корабле, несущем от 74 до 120 орудий и 1 инженерного кондуктора на фрегате с вооружением в 44 или 60 орудий. При этом число штурманских кондукторов на кораблях

было больше (2 человека), на фрегатах такое же (1 человек), по 1 штурманскому кондуктору полагалось как на 26-пушечных корветах, так и на 20-пушечных бригах [63, С. 55; 64, табл. ХЬУШ].

Кондукторы морской артиллерии и инженер-механики повышались из класса в класс соответствующими распоряжениями начальников флотских дивизий, командиров Отдельной бригады мелких судов, Каспийской флотской бригады, Сибирской флотилии, «а в Белом море Главным командиром [Архангельского порта]». Производство в офицеры кондукторов морской артиллерии и инженер-механиков осуществлялось на основании положений ЦИД от 28 марта 1857 года № 70 «по выдержании ими установленного экзамена». Согласно данному нормативному акту, в ККИ и КИМ по результатам экзамена определялись как дворяне, так и вольноопределяющиеся всех трех разрядов «на общих правах выслуги к производству в офицеры» [65]. Для дворян она составляла 2 года, вольноопределяющихся 1-го разряда - 4 года, 2-го - 6 лет, 3-го - 12 лет. По факту наличия соответствующей выслуги и успешной сдачи экзамена на чин офицера соответствующего корпуса им присваивался таковой, по результатам обычного экзамена они могли производиться в прапорщики рабочих экипажей.

Для служащих на Балтийском флоте данный экзамен проводился в Инженерном и артиллерийском училище, в Черноморской дивизии - при Черноморской гардемаринской роте, в Каспийском море, Архангельске и Сибирской флотилии - при особых комиссиях. Прием кондукторов на открывающиеся вакансии осуществлялся командиром Гвардейского экипажа, начальниками дивизий, командирами Отдельной бригады мелких судов, Каспийской флотской бригады, Сибирской флотилии и главным командиром Архангельского порта. В связи с расформированием штабов КМА, КФШ, ККИ и КИМ, о котором было объявлено ПГА от 6 декабря 1857 года № 185, кондукторы корабельных инженеров распределялись по портам, откуда и назначались для прохождения кампании согласно требованиям начальников дивизий и иных должностных лиц [45].

Несмотря на формальную регламентацию числа кондукторов СК МВ, в реальности оно могло существенно отличаться от расчетного. Например, в 1857 году в КМА имелось 545 кондукторов при их расчетном количестве в 292 человека, ККИ - 44 вместо 28, КИМ 52 вместо 311 [66].

С 1854 года кондукторам КМА из дворян и обер-офицерских детей «назначаемым на суда в кампанию» порционные деньги стали выплачиваться наравне с гардемаринами, юнкерами и кадетами ШпЭ [67].

В 1856 году ЦИД от 8 марта № 65 кондукторам МВ из дворян было разрешено ездить в экипажах и посещать театры [68], ПГА от 26 декабря 1870 года № 176 было объявлено о распространении данной привилегии на всех нижних чинов унтер-офицерского звания [69, 70].

В 1857 году была введена «Табель о столовых деньгах на морские кампании», согласно которой кондукторам 1-го класса и из дворян, а также воспитанникам КР УМРЭ были установлены столовые деньги в размере 20 рублей на первую кампанию в каждом году, причем кондукторам КФШ Охотской флотилии, в случае необходимости исполняющим обязанности командиров судов в Тихом океане и Охотском море, столовые деньги должны были выдаваться «по мере полугодовых окладов жалованья, прибавляя к тому на первую кампанию по двадцати рублей серебром».

В 1857 году выдача третного оклада жалованья и сверх него 75 рублей ассигнациями «на пособие на обмундирование» для производимых в офицеры было распространено на выпускников всех военно-учебных заведений МВ 1-го и 2-го класса, производимых в прапорщики, а также на кондукторов КИМ [71], с 1858 года это правило было распространено на кондукторов ККИ и КФШ [72]. С 1864 года общая сумма, выдаваемая выпускникам при производстве в звание кондуктора ККИ, КИМ и КФШ составляла 180 рублей серебром [73], 1873 года - 225 рублей [74], сохранившись в таком объеме как минимум до 1880 года [75].

В 1857 году согласно ЦИД от 15 марта № 60 кондукторам ККИ и КИМ была установлена выплата квартирных денег в размере 1 рубля 43 копеек в месяц [76].

ПГА от 24 декабря 1857 года № 189 было объявлено о выплате половины положенного по штатам жалованья кондукторам КФШ, ККИ и КИМ, увольняемым для службы на коммерческие суда и в Российско-Американскую Компанию [77].

С 1859 года кондукторы СК МВ, ранее «при неудовлетворительных познаниях» производимые в офицеры арсенальных рот или рабочих экипажей, в связи с предполагаемым расформированием последних стали производиться в офицеры соответствующих корпусов (КМА, ККИ, КИМ) «по выдержании установленных экзаменов» [78].

В 1860 году статус кондукторов СК МВ существенно изменился. Согласно ПГА от 22 марта 1860 года № 34 данное звание стало присваиваться выпускникам ИАУ и ШУ МВ, а также Черноморской штурманской роты [79], ожидающим производства в офицеры СК МВ, поскольку практика присвоения офицерского чина сразу после выпуска из учебного заведения даже наиболее подготовленным воспитанникам была прекращена более, чем на два десятилетия. Имевшиеся в наличии по состоянию на 1860 год кондукторы СК МВ были переименованы: дворяне - в юнкера, поступившие на правах вольноопределяющихся - в унтер-офицеры, причем и те, и другие, были зачислены в 1-й, 2-й или 3-й класс. Для производства в офицерский чин кондукторам теперь требовалась выслуга в этом звании в течение 2 лет с ежегодным нахождением в кампании, преимущественно на судах, отправляемых в заграничное плавание (кроме кондукторов ККИ [80]), а также успешная сдача практического экзамена [81]. Не выдержавшие экзамен еще на год оставались в звании кондуктора, и, в случае повторной неудачи, производились в прапорщики ластовых экипажей. В работе А.И. Зеленого приводится информация о выпуске кондукторов КФШ из ШУ в период 1860-1868 годов и в 1871 году.

В 1862 году было отменено положение о том, что в случае необходимости проведения экзамена кондукторам, находящимся в длительных плаваниях, таковой проводится в специальных судовых комиссиях, создаваемых по распоряжению флагманов, командующих эскадрами или судовых командиров. С этого момента экзамены проходили в комиссиях, назначаемых в портах по распоряжению главных командиров [82]. Спустя год из этого правила было сделано исключение для кондукторов эскадры Тихого океана: «вследствие местных затруднений» им было разрешено держать экзамен не в портовой экзаменационной комиссии в Николаевске, а на самой эскадре в особой экзаменационной комиссии, создаваемой по распоряжению флагмана и под его председательством [83].

С 1863 году кондукторы КМА, КФШ, ККИ и КИМ «.оставляемые в более или менее сильном подозрении в важных уголовных или несовместимых с званием их преступлениях, вместе с окончательным утверждением о них судебных приговоров» подлежали обязательному увольнению со службы [84]. Кроме этого, «Положение о кондукторах» 1860 года было дополнено правилом о том, что при исполнении служебных обязанностей кондукторы несут ответственность «на общем основании об ответственности лиц, состоящих на действительной службе.» [85]

В 1864 году кондукторам, командируемым по делам службы, были установлены подъемные, прогонные и суточные деньги наравне с обер-офицерами [86], что еще больше приблизило их по служебным правам к последним. Впрочем, и в намного менее либеральное время правления императора Николая I, кондукторы ККИ и КФШ имели определенные преимущества перед прочими нижними чинами, например, возможность получать при нахождении в госпиталях и лазаретах МВ офицерское лазаретное довольствие [87].

В 1868 году кондукторам СК МВ, отправляемым в ближние и дальние заграничные плавания «для усовершенствования в морских науках», была установлена выплата полугодового оклада

жалованья с указанием, что «денег за провизию для денщиков при этих плаваньях им не полагается.» [88]

ПГА от 22 марта 1869 года № 50 было объявлено о присвоении кондукторам личных, семейных и служебных прав и преимуществ, аналогичных таковым для прапорщиков, состоящих по Адмиралтейству, за исключением обмундирования и довольствия, с правом награждения в военное время орденом Святой Анны 4-й степени за храбрость или производством по сокращенному сроку в прапорщики. Данные права и преимущества распространялись на всех кондукторов, произведенных в это звание с 1860 года [89].

В 1869 году прием вольноопределяющихся в КИМ был прекращен [90], с 1880 года он был восстановлен [91]. С целью восполнения дефицита инженер-механиков МВ, лица, получившие гражданское высшее техническое образование «по механической части» и имевшие степень инженер-технолога или звание инженер-механика или механика-строителя и отбывшие воинскую повинность зачислялись на службу сразу кондукторами КИМ, те же из них, кто не отбывал ее, должны были совершить не менее одного летнего плавания. Для лиц, имевших звание технолога, для производства в кондукторы КИМ было необходимо прослужить не менее года, совершить одно летнее плавание и выдержать практическое испытание «в знании устройства и действия паровых судовых механизмов».

В 1872 году изменился порядок производства кондукторов в офицеры: теперь вместо двухлетней выслуги требовалось совершение 2 кампаний внутреннего плавания по Балтийскому морю и сдача соответствующего испытания; одновременно с ними должны были производиться их сверстники, находящиеся в заграничных плаваниях и кондукторы ККИ, находящиеся на постройке судов и на заводах [92].

18 апреля 1882 года приказом по МВ (далее - ПМВ) № 43 была прекращена практика предварительного производства лиц, претендующих на офицерский чин одного из СК МВ, сначала в кондукторы, и лишь затем собственно в офицеры СК МВ [93]; все имеющие звание кондукторов СК МВ были произведены в прапорщики соответствующих корпусов.

Последним напоминанием о существовании кондукторов СК МВ стало введение ПМВ от 17 мая 1882 г. № 63 для воспитанников «старшего курса всех отделов» Технического училища МВ звания «кондуктор», замененного ПМВ от 30 июля 1894 г. № 92 званием «старший воспитанник». Список использованной литературы:

1. Сологуб, Кирилл. Наружные отличия кондукторов флота. 1894-1917 / Кирилл Сологуб, Алексей Степанов // Старый Цейхгауз. - 2015. - № 3-4 (65-66). - С. 50-59.

2. Брокгауз, Ф.А. (изд.). Энциклопедический словарь / Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон (изд.). - Том XVI. Конкорд - Коялович. - СПб., 1895. - 480 с

3. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание второе. Т. ^Ь. СПб., 1830-1884 гг. (далее - ПСЗ-11). Т. I. № 755 (14 декабря 1826 г.).

4. ПСЗ-11. Т. I. № 756 (15 декабря 1826 г.).

5. ПСЗ-11. Т. VI. № 4 344 (11 февраля 1831 г.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. ПСЗ-П. Т. XI. № 8 768 (11 января 1836 г.).

7. ПСЗ-П. Т. II. № 1 028 (13 апреля 1827 г.).

8. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание первое. Т. !-Х^. СПб., 1830 г. (далее -ПСЗ-!). Т. XXV, XI.IV. № 18 634 (20 августа 1798 г.).

9. ПСЗ-П. Т. I. № 390 (4 июня 1826 г.).

10. ПСЗ-П. Т. II. № 949 (10 марта 1827 г.).

11. Зеленой, А.И. (сост.). Исторический очерк Штурманского училища 1798-1871 / А.И. Зеленой (сост.).

- Кронштадт, 1872. - 181 с.

12. ПСЗ-11. Т. II. № 1 592 (6 декабря 1827 г.).

13. ПСЗ-М. Т. V. № 3 421 (15 января 1830 г.).

14. ПСЗ-М. Т. V. № 3 613 (18 апреля 1830 г.).

15. ПСЗ-М. Т. XXVI. № 25 410 (16 июля 1851 г.).

16. Извлечение из отчета командира !-го Штурманского полуэкипажа генерал-лейтенанта Давыдова за 1854 год // Морской сборник. - Том XV. - № 3, март. - СПБ., 1855. - Официальные статьи и известия.

- С. 20-56.

17. ПСЗ-М. Т. XXXI. № 30 478 (7 мая 1856 г.).

18. Коргуев, Н. Штурмана русского военного флота / Н. Коргуев // Морской сборник. - Том CCXMI. -№3, март. - 1886. - СПб. - Неофициальный отдел. - С. 37- 69.

19. Сизенко, А.Г. Возникновение Черноморского флота: 1778-1802 гг.: специальность 07.00.02. «Отечественная история»: диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Сизенко Андрей Григорьевич; Ростовский государственный университет. - Ростов-на-Дону, 2002. - 222 с.

20. ПСЗ-М. Т. XXXVII. № 38 401 (25 июня 1862 г.).

21. Крицкий, Н.Н. Подготовка командных кадров военно-морского флота на Дальнем Востоке России, вторая половина XIX - первая половина ХХ вв.: специальность 07.00.02. «Отечественная история»: диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Крицкий Николай Николаевич; Дальневосточный государственный университет. - Владивосток, 2002. - 286 с.

22. Белоглазова, С.Б. Становление образования на Дальнем Востоке и в Русской Америке (XVIII в.— 60-е гг. XIX в.) / С.Б. Белоглазова // Россия и АТР. - №4. - 2006. - С. 169-184.

23. Севильгаев, Г.Ф. Народное образование на Дальнем Востоке России, XVIII в. - 30-е годы XX в. / Г.Ф. Севильгаев - Барнаул, 2001. - 515 с.

24. Королюк, В.П. История ДВГМА (Морское образование на Дальнем Востоке в очерках и документах) / В.П. Королюк - Владивосток, 2001. - 383 с.

25. Гаврилов, С.В. «Мы все учились понемногу...» История морского и рыбохозяйственного образования на Камчатке / С.В. Гаврилов - Петропавловск-Камчатский, 2010. - 672 с.

26. ПСЗ-к Т. XXXIII. № 26 552 (10 декабря 1816 г.).

27. ПСЗ-М. Т. II. № 843 (27 января 1827 г.).

28. ПСЗ-М. Т. IX. № 6 811 (15 февраля 1834 г.).

29. Пароменский, А.И. (сост.). Исторический очерк Морского инженерного училища императора Николая !-го.1798-1898. Выпуск 2 / А.И. Пароменский (сост.). - СПб., 1900. - 63-150 с.

30. Манн, К.А. (сост.). Обзор деятельности морского управления в России в первое двадцатипятилетие благополучного царствования государя императора Александра Николаевича. 1855-1880. Часть 2 / К.А. Манн (сост.). - СПб., 1880. - 995 с.

31. Пароменский, А.И. (сост.). Исторический очерк Морского инженерного училища императора Николая !-го.1798-1898. Выпуск 3 / А.И. Пароменский (сост.). - СПб., 1911. - 151-274 с.

32. Правила для определения воспитанников в морские учебные заведения. 1. В Кондукторские роты Учебного морского рабочего экипажа. // Морской сборник. - Том XXI. - № 4, март. - СПБ., 1856. -Приложение. С. 10-21.

33. ПСЗ-М. Т. VII. № 5 318 (1 мая 1832 г.).

34. ПСЗ-М. Т. X. № 8 233 (10 июня 1835 г.).

35. ПСЗ-М. Т. XXIX. № 28 874 (29 декабря 1854 г.).

36. Бородкин, Л.И. Неравенство доходов в период индустриальной революции. Универсальна ли гипотеза о кривой Кузнеца? / Л.И. Бородкин // Россия и мир. Памяти профессора Валерия Ивановича

Бовыкина: Сб. статей. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. - С. 331-355.

37. Извлечение из отчета Инспектора всех учебных морских экипажей, генерал-лейтенанта Кохиуса за 1855 год // Морской сборник. - Том XXI. - № 4, март. - СПБ., 1856. - Официальные статьи и известия. - С. 79-158.

38. ПСЗ-II. Т. I. № 660 (12 ноября 1826 г.).

39. ПСЗ-II. Т. XII. № 10 533 (5 сентября 1837 г.).

40. Ковалева, О.Ф. Очерки истории культуры Южного Прибужья (От истоков до начала XX века). Книга первая. Из прошлого культурной жизни на Николаевщине / О.Ф. Ковалева, В.П. Чистов - Николаев, 2000. - 235 с.

41. Исторический и статистический взгляды на успехи умственного образования в Новороссийском крае // Записки Одесского общества истории и древностей. Том второй. - Отделение первое. - Одесса, 1848. - 843 с.

42. ПСЗ-II. Т. IV. № 2 781 (30 марта 1829 г.).

43. ПСЗ-II. Т. XXXI. № 30 301 (26 марта 1856 г.).

44. ПСЗ-II. Т. XXXI. № 30 414 (20 апреля 1856 г.).

45. ПСЗ-II. Т. XXXI. № 32 507 (2 декабря 1857 г.).

46. Морской сборник. - Том XQ. - № 7, июль. - СПБ., 1867. - Правила для приема в воспитанников в Штурманское училище. - С. 1-13; Правила для приема в воспитанников в Инженерное училище. - С. 14-16.

47. ПСЗ-II. Т. XLVII. № 50 984 (11 июня 1872 г.).

48. Морской устав. - СПб., 1853. - 605 с.

49. ПСЗ-II. Т. XXXI. № 30 087 (23 января 1856 г.).

50. ПСЗ-II. Т. XXXVII. № 38 360 (11 июня 1862 г.).

51. ПСЗ-II. Т. XII. № 10 488 (3 августа 1837 г.).

52. ПСЗ-II. Т. III. № 1 946 (13 апреля 1828 г.).

53. ПСЗ-II. Т. XXXII. № 32 275 (15 октября 1857 г.).

54. ПСЗ-II. Т. XXXV. № 35 790 (14 мая 1860 г.).

55. Чубинский, В. (сост.). Историческое обозрение устройства управления Морским ведомством в России / В. Чубинский (сост.). - СПб., 1869. - 314 с.

56. ПСЗ-II. Т. XII. № 10 741 (25 ноября 1837 г.).

57. ПСЗ-II. Т. V. № 3 486 (12 февраля 1830 г.).

58. ПСЗ-II. Т. XII. № 10 465 (20 июля 1837 г.).

59. ПСЗ-II. Т. VI. № 4 767 (21 августа 1831 г.).

60. ПСЗ-II. Т. XXI. № 19 744 (20 февраля 1846 г.).

61. ПСЗ-II. Т. XXXIII. № 33 571 (29 сентября 1858 г.).

62. ПСЗ-II. Т. XXXII. № 32 089 (22 июля 1857 г.).

63. Учение действию орудиями морской артиллерии. - СПб., 1837. - 139 с.

64. Ильин, А.В. Практическая морская артиллерия / А.В. Ильин. - СПб., 1841. - 377 с.

65. ПСЗ-II. Т. XXXII. № 31 669 (28 марта 1857 г.).

66. ПСЗ-II. Т. XXXII. № 32 131 (31 июля 1857 г.).

67. ПСЗ-II. Т. XXIX. № 28 404 (7 июля 1854 г.).

68. ПСЗ-II. Т. XXXI. № 30 246 (8 марта 1856 г.).

69. ПСЗ-II. Т. XLV. № 48 967а (1 декабря 1870 г.).

70. ПСЗ-II. Т. XLV. № 49 067 (26 декабря 1870 г.).

71. ПСЗ-II. Т. XXXII. № 32 505 (2 декабря 1857 г.).

72. ПСЗ-М. Т. XXXIII. № 33 200 (26 мая 1858 г.).

73. ПСЗ-М. Т. XXXIX. № 41 085 (20 июля 1864 г.).

74. ПСЗ-М. Т. XLVIM. № 52 829 (26 ноября 1873 г.).

75. ПСЗ-М. Т. LV. № 61 251 (28 июля 1880 г.).

76. ПСЗ-М. Т. XXXII. № 31 602 (15 марта 1857 г.).

77. ПСЗ-М. Т. XXXII. № 32 595 (24 декабря 1857 г.).

78. ПСЗ-М. Т. XXXIV. № 34 969 (19 октября 1859 г.).

79. ПСЗ-М. Т. XXXV. № 35 581 (21 марта 1860 г.).

80. ПСЗ-М. Т. XXXVII. № 38 402 (25 июня 1862 г.).

81. ПСЗ-М. Т. XXXV. № 35 489 (29 февраля 1860 г.).

82. ПСЗ-М. Т. XXXVII. № 38 926 (17 ноября 1862 г.).

83. ПСЗ-М. Т. XXXVIII. № 39 643 (20 мая 1863 г.).

84. ПСЗ-М. Т. XXXVIII. № 39 872 (15 июля 1863 г.).

85. ПСЗ-М. Т. XXXVIII. № 40 255 (11 ноября 1863 г.).

86. ПСЗ-М. Т. XXXIX. № 41 429 (9 ноября 1864 г.).

87. ПСЗ-М. Т. VIII № 5 990 (19 февраля 1833 г.).

88. ПСЗ-М. Т. XUM № 45 902 (27 мая 1868 г.).

89. ПСЗ-М. Т. XLIV. № 46 869 (17 марта 1869 г.).

90. ПСЗ-М. Т. XLIV. № 47 271 (30 июня 1869 г.).

91. ПСЗ-М. Т. LV. № 61 218 (14 июля 1880 г.).

92. ПСЗ-М. Т. XLVII. № 51 543 (18 ноября 1872 г.).

93. Полное собрание законов Российской Империи. гг. Т. II. № 794 (12 апреля 1882 г.).

Собрание третье. Т. I-XXXIII. Спб.-Пг., 1885-1916

© Сологуб К.Н., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.