УДК 377
Р. З. Хайруллин, Е. В. Самарин, А. А. Кудосов, Л. З. Рязапова, Д. И. Куликова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ «СПЕЦИАЛИСТ ПО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИМ РАЗРАБОТКАМ И ИСПЫТАНИЯМ ПОЛИМЕРНЫХ НАНОСТРУКТУРИРОВАННЫХ ПЛЕНОК» КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА
В НАНОИНДУСТРИИ. СООБЩЕНИЕ 1
Ключевые слова: инновационное развитие, наноиндустрия, профессиональный стандарт.
Обоснована необходимость разработки и применения профессиональных стандартов в наноиндустрии. Рассмотрена эффективность использования метода функционального анализа при разработке профессиональных стандартов. Приведены области применения разработанного профессионального стандарта.
Keywords: innovative development, nanoindustry, professional standard.
Necessity of development and application of professional standards in nanoindustry was explained. Efficiency offunc-tional analysis method use during development of professional standards was considered. Application fields of developed professional standard were given.
Проблема подготовки квалифицированных специалистов, чьи знания, умения и компетенции отвечают требованиям современного наукоёмкого производства, а также способствуют эффективному функционированию рынка труда, не теряет своей актуальности на протяжении последних нескольких лет [1].
Существующая на сегодняшний день система профессионального образования не в полной мере отвечает потребностям современного рынка труда. Большой процент выпускников работает не по своей специальности. Объявления о вакансиях требуют специалистов со значительным опытом работы (5-10 лет). Данный факт говорит о том, что специалист, подготовленный вузом, не обладает всем набором компетенций для успешной профессиональной деятельности. Еще одним фактором, снижающим качество подготовки, является низкая мотивация при обучении. Данная проблема связана с тем, что студенты, изучая ту или иную дисциплину, не имеют четкого представления о том, как они применят полученные знания в своей профессиональной деятельности [2, 3].
С целью повышения качества подготовки специалистов учебными заведениями, а также устранения имеющегося несоответствия существующих образовательных программ, по которым ведется подготовка специалистов в учебных заведениях, и требований, предъявляемых работодателем к работникам, необходима разработка работодателем так называемых «профессиональных стандартов», в которых были бы отражены требования к профессиональным качествам работника, т.е. работодатель получает реальную возможность участвовать в формировании образовательных программ нового поколения, принимая непосредственное участие в разработке профессиональных стандартов по ключевым для данного предприятия направлениям.
Эффективные профессиональные стандарты ориентированы на требования сегодняшнего дня, ближайшего и отдаленного будущего. В основу разработки профессионального стандарта положен метод функционального анализа, предполагающий «инвентаризацию» определенной области профессиональной
деятельности в процессе последовательного описания ее цели, входящих в эту область профессиональной деятельности видов трудовой деятельности и функций в каждом из видов трудовой деятельности.
В этом состоит принципиальное отличие данного метода от метода описания должностных обязанностей, который использовался ранее, в условиях индустриальной экономики, где содержание трудовой деятельности было более стабильным, менее динамичным и подверженным изменениям. Более того, метод описания должностных обязанностей был основан на пооперационном описании трудовых задач и не отражал столь важных в современных условиях базовых/ключевых/общих компетенций, обуславливающих гибкость и адаптивность индивида и его успешность на рынке труда, описание которых является неотъемлемой частью описаний содержания трудовых функций. Учет в профессиональных стандартах этих компетенций - это прежде всего требование времени, обусловленное возрастающей неопределенностью сферы труда и убыстрением темпов развития.
Одним из основных компонентов профессионального стандарта является функциональная карта, т.е. описание функций, выполняемых работниками в конкретной области профессиональной деятельности, выявленных в ходе функционального анализа.
Таким образом, отправная точка формирования профессионального стандарта □ анализ трудовой деятельности, направленный на выявление функций и требований к качеству их выполнения (в терминах знаний, умений и широких компетенций, включающих в себя такие параметры, как уровень ответственности и автономности/самостоятельности) работниками различных уровней квалификации и должностной иерархии. Анализ проводится в форме опроса представителей той области профессиональной деятельности,
для которой разрабатываются профессиональные стандарты [4].
На рис. 1 приведена структура функциональной карты профессионального стандарта.
16
¡1 И {.
Вид трудовой деятельности
Конкретная функция
Конкретная функция
Конкретная функция
Вид трудовой деятельности Конкретная функция
Конкретная функция
Конкретная функция
Вид трудовой деятельности Конкретная функция
Конкретная функция
Конкретная функция
Рис. 1 - Структура функциональной карты
Наноиндустрия, как одна из передовых инновационных отраслей промышленности, создала многие специальности, не имеющие аналогов в других отраслях, поэтому особенно остро встал вопрос о разработке соответствующих профессиональных стандартов, что позволит в дальнейшем вести подготовку высококвалифицированных специалистов по образовательным программам, содержание которых соответствует требованиям предприятий.
ООО «Данафлекс-нано», являясь ведущим предприятием по производству гибких упаковочных материалов, принимает активное участие в разработке профессиональных стандартов в области наноиндуст-рии. Так сотрудниками предприятия совместно с ведущими специалистами ФГБОУ ВПО «КНИТУ», ОАО «КазхимНИИ», ООО «НПФ Рекон», ООО «Фосфорос» и ЗАО «Уралпластик-Н» был разработан профессиональный стандарт «специалист по научно-техническим разработкам и испытаниям полимерных наноструктурированных пленок», при разработке которого ООО «Данафлекс-нано" выступило ответственной организацией-разработчиком.
Согласно данному профессиональному стандарту, инженер отдела контроля качества нанострук-турированных полимерных материалов (профессиональные требования к которому определены в разработанном профессиональном стандарте "специалист по научно-техническим разработкам и испытаниям полимерных наноструктурированных пленок") занимается обеспечением полного технологического цикла научно-технической разработки и испытаний новых наноструктурированных полимерных материалов на предприятии.
Поскольку профессиональный стандарт является тем профессиональным минимумом, которому должны соответствовать все работники и руководители отрасли, предприятие может использовать его как основу для создания своих внутренних стандартов. При этом предприятия могут расширять или уточнять виды трудовой деятельности и функции работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также прав и ответственности работников на предприятии/в компании.
Благодаря методу, применяемому для его формирования, разработанный профессиональный стандарт может быть использован также при подборе, найме, расстановке и использовании кадров (продвижение, карьерный рост, кадровый резерв, увольнение), а также при определении степени их ответственности. Кроме того данный стандарт может быть использован в качестве основы, или отправной точки, при оценке профессионального уровня работников (в рамках оценки или аттестации персонала) для определения направлений совершенствования профессиональных и личностных компетенций работников. Если работники не соответствуют требованиям профессионального стандарта, они должны пройти профессиональную подготовку или курсы повышения квалификации и т.д.
Таким образом, разработка и внедрение данного профессионального стандарта позволит впервые в наноиндустрии установить необходимый уровень профессиональных знаний, которыми должен обладать специалист, занимающий данную должность.
Литература
1. Ильина, Л. А. Учет требований работодателей к профессиональным квалификациям выпускников при переходе к образовательным стандартам нового поколения/ Л. А. Ильина// Вестник УГАТУ -Т.17. -№7. -2013. -С. 92-94.
2. Шарафутдинова, В.Г. Формирование компетенции в области инновационной деятельности при подготовке специалистов инженерного профиля/ В.Г.Шарафутдинова, Я.П. Чтаев, Ф.М.Алмакаева// Вестник Казанского технологического университета. -Т. 16. -№ 12. -2013. -С. 387-389.
3. Ахтямова, С.С. Прикладной бакалавриат □ новый вид подготовки специалистов полимерного профиля/ С.С. Ахтямова, Д.Н. Маликова, Х.М. Ярошевская, В.П. Га-тинская, А.М. Кочнев// Вестник Казан. технол. ун-та. -2012. -Т.15. -№1. -С. 277-280.
4. Олейникова, О.Н., Муравьева А.А. Профессиональные стандарты: принципы формирования, назначение и структура. -М.: АНО Центр ИРПО, 2011. -100с.
© Р. З. Хайруллин - ст. препод. каф. промышленной безопасности КНИТУ, khayrullinrz@gmail.com; Е. В. Самарин - председатель государственной аттестационной комиссии каф. технологии переработки полимеров и композиционных материалов КНИТУ по специальности 261200 - Технология и дизайн упаковочного производства; А. А. Кудосов - дир. по производству ООО "Данафлекс-нано", danaflex@danaflex.ru; Л. З. Рязапова - к.т.н, доц., зав. каф. обучения на двуязычной основе, начальник учебно-методического центра КНИТУ; Д. И. Куликова - к.х.н, доц. каф. неорганической химии, начальник аналитического отдела КНИТУ.