Научная статья на тему 'Модернизация системы подготовки специалистов учреждениями среднего профессионального образования с учетом потребностей предприятий наноиндустрии'

Модернизация системы подготовки специалистов учреждениями среднего профессионального образования с учетом потребностей предприятий наноиндустрии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / НАНОИНДУСТРИЯ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROJECT TEACHING / EDUCATIONAL ACTIVITY / NEW FORMS OF TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рязапова Л. З., Куликова Д. И., Хайруллин Р. З., Самарин Е. В., Кудосов А. А.

Показана роль учреждений среднего профессионального образования в подготовке высококвалифицированных специалистов для предприятий наноиндустрии. Обоснована целесообразность использования профессиональных стандартов для подготовки образовательных программ нового поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рязапова Л. З., Куликова Д. И., Хайруллин Р. З., Самарин Е. В., Кудосов А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Secondary professional education institutions’ function in well-qualified specialist training for nanoindustry plants was showed. Expediency of professional standards use for development of new generation educational programs was proved.

Текст научной работы на тему «Модернизация системы подготовки специалистов учреждениями среднего профессионального образования с учетом потребностей предприятий наноиндустрии»

УДК 377

Л. З. Рязапова, Д. И. Куликова, Р. З. Хайруллин, Е. В. Самарин, А. А. Кудосов

МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ УЧРЕЖДЕНИЯМИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ ПОТРЕБНОСТЕЙ

ПРЕДПРИЯТИЙ НАНОИНДУСТРИИ

Ключевые слова: профессиональный стандарт, наноиндустрия, среднее профессиональное образование.

Показана роль учреждений среднего профессионального образования в подготовке высококвалифицированных специалистов для предприятий наноиндустрии. Обоснована целесообразность использования профессиональных стандартов для подготовки образовательных программ нового поколения.

Key words: project teaching, educational activity, new forms of teaching.

Secondary professional education institutions' function in well-qualified specialist training for nanoindustry plants was showed. Expediency of professional standards use for development of new generation educational programs was proved.

Основная цель современного профессионального образования □ подготовка квалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, профессионально мобильных, свободно владеющих своей профессией и ориентированных на деятельность в смежных областях, способных к эффективной работе на уровне мировых стандартов, готовых к постоянному профессиональному росту; удовлетворение потребностей личности в получении образования; выполнение требований современного рынка труда.

В качестве основного фактора обновления профессионального образования выступают запросы экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и территориальных рынков труда, а также перспективные потребности их развития. Оптимальная система профессионального образования должна быть выстроена с учетом результатов прогнозирования потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации, международных тенденций и рейтинга отечественных учреждений системы профессионального образования [1-3].

Поэтому все более актуальным становится вопрос определения соответствия образовательных продуктов требованиям работодателей и формирования оптимальной структуры среднего профессионального образования, результатом которой должна явиться качественная подготовка профессионалов, востребованных на рынке труда.

Действующие в настоящее время федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО), соответствующие Закону РФ «Об образовании», представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по специальностям и профессиям для всех образовательных учреждений профессионального образования на территории РФ, имеющих государственную аккредитацию или претендующих на ее получение, при наличии соответствующей лицензии, выданной

уполномоченным государственным органом исполнительной власти [5].

В современных условиях подготовка выпускников учреждений среднего профессионального образования к многофункциональной производственной деятельности становится особенно актуальной в связи с ужесточением требований к профессиональной подготовке таких специалистов со стороны предприятий-работодателей.

Поэтому отличительной особенностью образовательных стандартов нового поколения среднего профессионального образования должен стать прежде всего выраженный компетентностный характер. При этом требования к результатам освоения основных профессиональных образовательных программ представляются в виде компетенций, подразделяемых на общие (универсальные) и профессиональные (предметно специализированные). Кроме того основные виды профессиональной деятельности должны разрабатываться совместно с работодателями с учетом предъявляемых компетенций; обязательная часть профессиональной образовательной программы по циклам должна составлять около 70%, а вариативная часть - не менее 30%, что создаст условия для углубления подготовки, формирования дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования.

Данные положения в полной мере отражены в профессиональных стандартах, разработка и внедрение которых даст возможность работникам, работодателям, системе профессионального образования в целом следующие преимущества: работники имеют возможность определить свой профессиональный уровень и улучшить профессиональные знания, повысить квалификацию, подтвердить квалификацию сертификатом, получить основу для дальнейшего профессионального роста; работодатели получают критерии для оценки персонала с целью повышения профессионального уровня работников, активизации их мотивации, повышения эф-

фективности и качества труда, а также возможность контролировать профессионализм работников, поддерживать и улучшать отраслевые стандарты качества; система профессионального образования получает содержательную основу для обновления образовательных стандартов в соответствии с изменяющимися требованиями ПС, для разработки учебных программ, модулей и методических материалов; государство имеет возможность формировать политику в области занятости населения [1].

Следуя данным принципам, Фонд инфраструктурных и образовательных программ (РОС-НАНО) с 2011 года организует разработку профессиональных стандартов для наноиндустрии для специалистов среднего звена.

ООО «Данафлекс-нано» принимает активное участие в разработке профессиональных стандартов в области наноиндустрии. Так сотрудниками предприятия совместно с ведущими специалистами ФГБОУ ВПО «КНИТУ», ОАО «КазхимНИИ», ООО «НПФ Рекон», ООО «Фосфорос» и ЗАО «Уралпластик-Н» разработан профессиональный стандарт "Специалист технического обеспечения процесса производства полимерных наноструктурированных материалов".

Утверждение данного профессионального стандарта позволит однозначно определить перечень трудовых функций (табл.1) в соответствии с уровнем квалификации (табл. 2), определяющий требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности работника.

Таблица 1 - Трудовые функции специалиста технического обеспечения процесса производства полимерных наноструктурированных материалов согласно разработанному профессиональному стандарту

Квалификац. уровень Обобщенные трудовые функции Трудовые функции

1 2 3

3 Техническая поддержка процесса производства наноструктурированных полимерных материалов Проведение растарива-ния сырья для производства наноструктуриро-ванных полимерных материалов по емкостям

Подготовка упаковочных и расходных материалов

Обработка наноструктурированного полимерного материала

Фиксирование информации об изготовленной продукции

Упаковка готового нано-структурированного полимерного материала

Соблюдение правил и норм охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты

4 Осуществление и тех- Подготовка рабочего

ническое сопровождение процесса производства наноструктурированных полимерных материалов; участие в экспертной оценке полимерных нанострукту-рированных материалов

места к выполнению сменного задания

Контроль качества исходных материалов (сырья и основных материалов, вспомогательных материалов, тары и тарных материалов)_

Запуск установки по получению нанострук-турированных полимерных материалов_

Соблюдение требований действующих систем менеджмента качества на предприятии_

Своевременное заполнение рабочей и учетной документации_

Контроль соблюдения правил и норм охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты помощниками и учениками_

Организация процесса производства наност-руктурированных полимерных материалов; участие в экспертной оценке продуктов-аналогов

Заказ фиксированного количества исходных материалов в соответствии с заданием

Программирование технологического режима на установке_

Контроль запуска установок по получению наноструктурированных полимерных материалов

Подбор параметров технологического режима

Руководство работой помощников и учеников оператора установки по производству наност-руктурированных полимерных материалов в соответствии с требованиями инструкций_

Участие в испытаниях технологического оборудования, в проведении экспериментальных работ по проверке и освоению проектируемых технологических процессов, режимов производства_

Обеспечение соблюдения правил и норм охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты

Управление проектами по производству нано-структурированных полимерных материалов; проведение аудита и экспертизы проектов-аналогов

Контроль работы установок по производству наноструктурированных полимерных материалов в течение смены

Анализ соответствия качества выпускаемого наноструктурированного

5

6

Окончание табл. 1

1 2 3

полимерного материала требованиям стандартов

Организация соблюдения требований действующих систем менеджмента качества на предприятии

Внесение предложений о проверке оборудования по производству наност-руктурированных полимерных материалов на технологическую точность

Анализ причин возникновения и способов уменьшения отходов производства наност-руктурированных полимерных материалов

Таблица 2 - Уровни квалификации [6]

л к и Показатели уровней квалш шкации

м о ср я и Полномочия и Характер Характер

к ^ м и ответственность умений знаний

3 Деятельность Решение типо- Понимание

под руково- вых практиче- технологиче-

дством с прояв- ских задач. ских или мето-

лением само- Выбор способа дических основ

стоятельности действия на решения типо-

при решении основе знаний вых практиче-

типовых прак- и практическо- ских задач.

тических задач. го опыта. Применение

Планирование Корректировка специальных

собственной действий с знаний.

деятельности, учетом усло-

исходя из по- вий их выпол-

ставленной ру- нения.

ководителем

задачи.

Индивидуальная

ответственность.

4 Деятельность Решение раз- Понимание

под руково- личных типов научно-

дством с прояв- практических технических

лением само- задач. или методиче-

стоятельности Выбор способа ских основ

при решении действия из решения прак-

практических известных на тических задач.

задач, требую- основе знаний Применение

щих анализа и практическо- специальных

ситуации и ее го опыта. знаний.

изменений. Текущий и Самостоятель-

Планирование итоговый кон- ная работа с

собственной троль, оценка информацией.

деятельности и коррекция

и/или деятель- деятельности

ности группы

работников,

исходя из по-

ставленных за-

дач.

Ответственность

за решение по-

ставленных за-

дач или резуль-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тат деятельно-

сти группы ра-

ботников

5 Самостоятель- Решение раз- Применение

ная деятель- личных типов профессио-

ность по реше- практических нальных зна-

нию практиче- задач с эле- ний технологи-

ских задач, тре- ментами про- ческого или

бующих само- ектирования. методического

стоятельного Выбор спосо- характера.

анализа ситуа- бов решения в Самостоятель-

ции и ее изме- изменяющихся ный поиск ин-

нений. (различных) формации,

Участие в условиях ра- необходимой

управлении бочей ситуа- для решения

решением по- ции. поставленных

ставленных за- Текущий и профессио-

дач в рамках итоговый кон- нальных задач.

подразделения. троль, оценка

Ответственность и коррекция

за решение по- деятельности.

ставленных за-

дач или резуль-

тат деятельно-

сти группы

работников или

подразделения.

6 Самостоятель- Разработка, Применение

ная деятель- внедрение, профессио-

ность, предпо- контроль, нальных зна-

лагающая опре- оценка и кор- ний технологи-

деление задач ректировка ческого или

собственной направлений методического

работы и/или профессио- характера, в

подчиненных по нальной дея- том числе, ин-

достижению тельности, новационных.

цели. технологиче- Самостоятель-

Обеспечение ских или мето- ный поиск,

взаимодействия дических ре- анализ и оцен-

сотрудников и шений. ка профессио-

смежных под- нальной ин-

разделений. формации.

Ответственность

за результат

выполнения

работ на уровне

подразделения

или организа-

ции.

На современном этапе еще только начинают формироваться механизмы активного участия потенциальных работодателей в решении вопросов образовательной политики, а также их воздействия на систему среднего профессионального образования. Для дальнейшего успешного развития промышленности России, в частности предприятий на-ноиндустрии, решающее значение будет иметь подготовка учебными заведениями среднего и высшего профессионального образования высококвалифицированных специалистов. Необходимо обеспечить опережающее развитие учебных заведений среднего и высшего профессионального образования с тем, чтобы выпускник учебного заведения имел возможность без дополнительного обучения на предприятии сразу преступить к выполнению своих должно-

стных обязанностей. Этому в большой степени будет способствовать разработка и принятие профессиональных стандартов по каждой специальности, на базе которых будут формироваться образовательные стандарты нового поколения, что будет способствовать процессу постепенного обновления профессионального обучения с учетом изменяющихся требований работодателей, а также оценки качества образовательного продукта в соответствии с потребностями рынка труда.

Литература

1. Скамницкий, А.А. Профессиональные и образовательные стандарты: поиск механизмов взаимодействия/ А.А. Скамницкий, В.Ю. Переверзев, В.Е. Ковлякова, С.Н. Фомин// Среднее профессиональное образование. -2009. -№2. -С.2-5.

2. Шарафутдинова, В.Г. Формирование компетенции в области инновационной деятельности при подготовке

специалистов инженерного профиля/ В.Г. Шарафутдинова, Я.П. Чтаев, Ф.М. Алмакаева// Вестник Казанского технологического университета. -Т. 16. -№ 12. -2013. -С. 387-389.

3. Ахтямова, С.С. Прикладной бакалавриат □ новый вид подготовки специалистов полимерного профиля/ С.С. Ахтямова, Д.Н. Маликова, Х.М. Ярошевская, В.П. Гатинская, А.М. Кочнев// Вестник Казан. технол. ун-та. -2012. -Т.15. -№1. -С. 277-280.

4. Макет федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования от 01.09.2008 г. // http://www.edu.ru/db/portal/spe/3v/220207m.htm

5. Сенашенко В.С. Система образования и профессиональные стандарты/ В.С. Сенашенко, В.А. Кузнецова// Университетское управление: практика и анализ. -2010. -№6. -С.33-37.

6. Приказ Минтруда России от 12.04.2013 №148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.05.2013 №28534)

© Л. З. Рязапова - к.т.н, доцент, зав. каф. обучения на двуязычной основе КНИТУ, начальник Учебно-методического центра КНИТУ; Д. И. Куликова - к.х.н, доцент каф. неорганическая химия КНИТУ, начальник Аналитического отдела КНИТУ, [email protected]; Р. З. Хайруллин - ст. препод. каф. промышленной безопасности КНИТУ; Е. В. Самарин - председатель госуд. аттестационной комиссии каф. ТППКМ КНИТУ по специальности 261200 - Технология и дизайн упаковочного производства; А. А. Кудосов - дир. по производству ООО "Данафлекс-нано", [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.