УДК 377
Л. З. Рязапова, Д. И. Куликова, Р. З. Хайруллин, Е. В. Самарин, А. А. Кудосов
МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ УЧРЕЖДЕНИЯМИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ ПОТРЕБНОСТЕЙ
ПРЕДПРИЯТИЙ НАНОИНДУСТРИИ
Ключевые слова: профессиональный стандарт, наноиндустрия, среднее профессиональное образование.
Показана роль учреждений среднего профессионального образования в подготовке высококвалифицированных специалистов для предприятий наноиндустрии. Обоснована целесообразность использования профессиональных стандартов для подготовки образовательных программ нового поколения.
Key words: project teaching, educational activity, new forms of teaching.
Secondary professional education institutions' function in well-qualified specialist training for nanoindustry plants was showed. Expediency of professional standards use for development of new generation educational programs was proved.
Основная цель современного профессионального образования □ подготовка квалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, профессионально мобильных, свободно владеющих своей профессией и ориентированных на деятельность в смежных областях, способных к эффективной работе на уровне мировых стандартов, готовых к постоянному профессиональному росту; удовлетворение потребностей личности в получении образования; выполнение требований современного рынка труда.
В качестве основного фактора обновления профессионального образования выступают запросы экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и территориальных рынков труда, а также перспективные потребности их развития. Оптимальная система профессионального образования должна быть выстроена с учетом результатов прогнозирования потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации, международных тенденций и рейтинга отечественных учреждений системы профессионального образования [1-3].
Поэтому все более актуальным становится вопрос определения соответствия образовательных продуктов требованиям работодателей и формирования оптимальной структуры среднего профессионального образования, результатом которой должна явиться качественная подготовка профессионалов, востребованных на рынке труда.
Действующие в настоящее время федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО), соответствующие Закону РФ «Об образовании», представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по специальностям и профессиям для всех образовательных учреждений профессионального образования на территории РФ, имеющих государственную аккредитацию или претендующих на ее получение, при наличии соответствующей лицензии, выданной
уполномоченным государственным органом исполнительной власти [5].
В современных условиях подготовка выпускников учреждений среднего профессионального образования к многофункциональной производственной деятельности становится особенно актуальной в связи с ужесточением требований к профессиональной подготовке таких специалистов со стороны предприятий-работодателей.
Поэтому отличительной особенностью образовательных стандартов нового поколения среднего профессионального образования должен стать прежде всего выраженный компетентностный характер. При этом требования к результатам освоения основных профессиональных образовательных программ представляются в виде компетенций, подразделяемых на общие (универсальные) и профессиональные (предметно специализированные). Кроме того основные виды профессиональной деятельности должны разрабатываться совместно с работодателями с учетом предъявляемых компетенций; обязательная часть профессиональной образовательной программы по циклам должна составлять около 70%, а вариативная часть - не менее 30%, что создаст условия для углубления подготовки, формирования дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования.
Данные положения в полной мере отражены в профессиональных стандартах, разработка и внедрение которых даст возможность работникам, работодателям, системе профессионального образования в целом следующие преимущества: работники имеют возможность определить свой профессиональный уровень и улучшить профессиональные знания, повысить квалификацию, подтвердить квалификацию сертификатом, получить основу для дальнейшего профессионального роста; работодатели получают критерии для оценки персонала с целью повышения профессионального уровня работников, активизации их мотивации, повышения эф-
фективности и качества труда, а также возможность контролировать профессионализм работников, поддерживать и улучшать отраслевые стандарты качества; система профессионального образования получает содержательную основу для обновления образовательных стандартов в соответствии с изменяющимися требованиями ПС, для разработки учебных программ, модулей и методических материалов; государство имеет возможность формировать политику в области занятости населения [1].
Следуя данным принципам, Фонд инфраструктурных и образовательных программ (РОС-НАНО) с 2011 года организует разработку профессиональных стандартов для наноиндустрии для специалистов среднего звена.
ООО «Данафлекс-нано» принимает активное участие в разработке профессиональных стандартов в области наноиндустрии. Так сотрудниками предприятия совместно с ведущими специалистами ФГБОУ ВПО «КНИТУ», ОАО «КазхимНИИ», ООО «НПФ Рекон», ООО «Фосфорос» и ЗАО «Уралпластик-Н» разработан профессиональный стандарт "Специалист технического обеспечения процесса производства полимерных наноструктурированных материалов".
Утверждение данного профессионального стандарта позволит однозначно определить перечень трудовых функций (табл.1) в соответствии с уровнем квалификации (табл. 2), определяющий требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности работника.
Таблица 1 - Трудовые функции специалиста технического обеспечения процесса производства полимерных наноструктурированных материалов согласно разработанному профессиональному стандарту
Квалификац. уровень Обобщенные трудовые функции Трудовые функции
1 2 3
3 Техническая поддержка процесса производства наноструктурированных полимерных материалов Проведение растарива-ния сырья для производства наноструктуриро-ванных полимерных материалов по емкостям
Подготовка упаковочных и расходных материалов
Обработка наноструктурированного полимерного материала
Фиксирование информации об изготовленной продукции
Упаковка готового нано-структурированного полимерного материала
Соблюдение правил и норм охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты
4 Осуществление и тех- Подготовка рабочего
ническое сопровождение процесса производства наноструктурированных полимерных материалов; участие в экспертной оценке полимерных нанострукту-рированных материалов
места к выполнению сменного задания
Контроль качества исходных материалов (сырья и основных материалов, вспомогательных материалов, тары и тарных материалов)_
Запуск установки по получению нанострук-турированных полимерных материалов_
Соблюдение требований действующих систем менеджмента качества на предприятии_
Своевременное заполнение рабочей и учетной документации_
Контроль соблюдения правил и норм охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты помощниками и учениками_
Организация процесса производства наност-руктурированных полимерных материалов; участие в экспертной оценке продуктов-аналогов
Заказ фиксированного количества исходных материалов в соответствии с заданием
Программирование технологического режима на установке_
Контроль запуска установок по получению наноструктурированных полимерных материалов
Подбор параметров технологического режима
Руководство работой помощников и учеников оператора установки по производству наност-руктурированных полимерных материалов в соответствии с требованиями инструкций_
Участие в испытаниях технологического оборудования, в проведении экспериментальных работ по проверке и освоению проектируемых технологических процессов, режимов производства_
Обеспечение соблюдения правил и норм охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты
Управление проектами по производству нано-структурированных полимерных материалов; проведение аудита и экспертизы проектов-аналогов
Контроль работы установок по производству наноструктурированных полимерных материалов в течение смены
Анализ соответствия качества выпускаемого наноструктурированного
5
6
Окончание табл. 1
1 2 3
полимерного материала требованиям стандартов
Организация соблюдения требований действующих систем менеджмента качества на предприятии
Внесение предложений о проверке оборудования по производству наност-руктурированных полимерных материалов на технологическую точность
Анализ причин возникновения и способов уменьшения отходов производства наност-руктурированных полимерных материалов
Таблица 2 - Уровни квалификации [6]
л к и Показатели уровней квалш шкации
м о ср я и Полномочия и Характер Характер
к ^ м и ответственность умений знаний
3 Деятельность Решение типо- Понимание
под руково- вых практиче- технологиче-
дством с прояв- ских задач. ских или мето-
лением само- Выбор способа дических основ
стоятельности действия на решения типо-
при решении основе знаний вых практиче-
типовых прак- и практическо- ских задач.
тических задач. го опыта. Применение
Планирование Корректировка специальных
собственной действий с знаний.
деятельности, учетом усло-
исходя из по- вий их выпол-
ставленной ру- нения.
ководителем
задачи.
Индивидуальная
ответственность.
4 Деятельность Решение раз- Понимание
под руково- личных типов научно-
дством с прояв- практических технических
лением само- задач. или методиче-
стоятельности Выбор способа ских основ
при решении действия из решения прак-
практических известных на тических задач.
задач, требую- основе знаний Применение
щих анализа и практическо- специальных
ситуации и ее го опыта. знаний.
изменений. Текущий и Самостоятель-
Планирование итоговый кон- ная работа с
собственной троль, оценка информацией.
деятельности и коррекция
и/или деятель- деятельности
ности группы
работников,
исходя из по-
ставленных за-
дач.
Ответственность
за решение по-
ставленных за-
дач или резуль-
тат деятельно-
сти группы ра-
ботников
5 Самостоятель- Решение раз- Применение
ная деятель- личных типов профессио-
ность по реше- практических нальных зна-
нию практиче- задач с эле- ний технологи-
ских задач, тре- ментами про- ческого или
бующих само- ектирования. методического
стоятельного Выбор спосо- характера.
анализа ситуа- бов решения в Самостоятель-
ции и ее изме- изменяющихся ный поиск ин-
нений. (различных) формации,
Участие в условиях ра- необходимой
управлении бочей ситуа- для решения
решением по- ции. поставленных
ставленных за- Текущий и профессио-
дач в рамках итоговый кон- нальных задач.
подразделения. троль, оценка
Ответственность и коррекция
за решение по- деятельности.
ставленных за-
дач или резуль-
тат деятельно-
сти группы
работников или
подразделения.
6 Самостоятель- Разработка, Применение
ная деятель- внедрение, профессио-
ность, предпо- контроль, нальных зна-
лагающая опре- оценка и кор- ний технологи-
деление задач ректировка ческого или
собственной направлений методического
работы и/или профессио- характера, в
подчиненных по нальной дея- том числе, ин-
достижению тельности, новационных.
цели. технологиче- Самостоятель-
Обеспечение ских или мето- ный поиск,
взаимодействия дических ре- анализ и оцен-
сотрудников и шений. ка профессио-
смежных под- нальной ин-
разделений. формации.
Ответственность
за результат
выполнения
работ на уровне
подразделения
или организа-
ции.
На современном этапе еще только начинают формироваться механизмы активного участия потенциальных работодателей в решении вопросов образовательной политики, а также их воздействия на систему среднего профессионального образования. Для дальнейшего успешного развития промышленности России, в частности предприятий на-ноиндустрии, решающее значение будет иметь подготовка учебными заведениями среднего и высшего профессионального образования высококвалифицированных специалистов. Необходимо обеспечить опережающее развитие учебных заведений среднего и высшего профессионального образования с тем, чтобы выпускник учебного заведения имел возможность без дополнительного обучения на предприятии сразу преступить к выполнению своих должно-
стных обязанностей. Этому в большой степени будет способствовать разработка и принятие профессиональных стандартов по каждой специальности, на базе которых будут формироваться образовательные стандарты нового поколения, что будет способствовать процессу постепенного обновления профессионального обучения с учетом изменяющихся требований работодателей, а также оценки качества образовательного продукта в соответствии с потребностями рынка труда.
Литература
1. Скамницкий, А.А. Профессиональные и образовательные стандарты: поиск механизмов взаимодействия/ А.А. Скамницкий, В.Ю. Переверзев, В.Е. Ковлякова, С.Н. Фомин// Среднее профессиональное образование. -2009. -№2. -С.2-5.
2. Шарафутдинова, В.Г. Формирование компетенции в области инновационной деятельности при подготовке
специалистов инженерного профиля/ В.Г. Шарафутдинова, Я.П. Чтаев, Ф.М. Алмакаева// Вестник Казанского технологического университета. -Т. 16. -№ 12. -2013. -С. 387-389.
3. Ахтямова, С.С. Прикладной бакалавриат □ новый вид подготовки специалистов полимерного профиля/ С.С. Ахтямова, Д.Н. Маликова, Х.М. Ярошевская, В.П. Гатинская, А.М. Кочнев// Вестник Казан. технол. ун-та. -2012. -Т.15. -№1. -С. 277-280.
4. Макет федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования от 01.09.2008 г. // http://www.edu.ru/db/portal/spe/3v/220207m.htm
5. Сенашенко В.С. Система образования и профессиональные стандарты/ В.С. Сенашенко, В.А. Кузнецова// Университетское управление: практика и анализ. -2010. -№6. -С.33-37.
6. Приказ Минтруда России от 12.04.2013 №148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.05.2013 №28534)
© Л. З. Рязапова - к.т.н, доцент, зав. каф. обучения на двуязычной основе КНИТУ, начальник Учебно-методического центра КНИТУ; Д. И. Куликова - к.х.н, доцент каф. неорганическая химия КНИТУ, начальник Аналитического отдела КНИТУ, dkulikova@mail.ru; Р. З. Хайруллин - ст. препод. каф. промышленной безопасности КНИТУ; Е. В. Самарин - председатель госуд. аттестационной комиссии каф. ТППКМ КНИТУ по специальности 261200 - Технология и дизайн упаковочного производства; А. А. Кудосов - дир. по производству ООО "Данафлекс-нано", danaflex@danaflex.ru.