Научная статья на тему 'Профессиональный стандарт педагога для учителя иностранного языка и возможности зарубежной стажировки в становлении профессиональных компетенций студентов'

Профессиональный стандарт педагога для учителя иностранного языка и возможности зарубежной стажировки в становлении профессиональных компетенций студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
477
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / PEDAGOGICAL EDUCATION / TEACHER'S PROFESSIONAL STANDARD / PROFESSIONAL COMPETENCES / EDUCATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубровина Марина Анатольевна

В статье на основе анализа нормативных документов рассмотрены особенности профессионального стандарта педагога применительно к профессиональной области « учитель иностранного языка» и определена роль зарубежной стажировки для совершенствования качества подготовки педагогических кадров для обозначенного направления. Проанализирована эффективность участия студентов-педагогов в зарубежном семинаре «Лингвистика, литература и их дидактика и страноведение Германии» для получения конкурентоспособных знаний, умений и компетенций по четырем направлениям содержательному, кросскультурному, личностному, профессиональному.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дубровина Марина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER’S PROFESSIONAL STANDARD FOR THE TEACHER OF FOREIGN LANGUAGE AND THE POSSIBILITY OF FOREIGN INTERNSHIP IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF STUDENTS

The present article deals with the problem of foreign language teacher professional standard viewed against recent normative requirements. The author determines the role of internship abroad in the enhancing of professional efficiency of teaching staff. Special emphasis is made on the analysis of students’ participation in a foreign workshop «Linguistics, Literature, Didactics and Regional Studies of Germany». This analysis appears to be aimed at getting current knowledge, skills and competences on the informative, personal, professional and cross-cultural fronts

Текст научной работы на тему «Профессиональный стандарт педагога для учителя иностранного языка и возможности зарубежной стажировки в становлении профессиональных компетенций студентов»

УДК 378.147.88

Дубровина Марина Анатольевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингводидактики, Пермский государственный национальный исследовательский университет. 614990, г. Пермь, ул. Букирева, д. 15. Тел.: 8(342)2396314. E-mail: dubrov@psu.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА И ВОЗМОЖНОСТИ ЗАРУБЕЖНОЙ СТАЖИРОВКИ В СТАНОВЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

В статье на основе анализа нормативных документов рассмотрены особенности профессионального стандарта педагога применительно к профессиональной области «учитель иностранного языка» и определена роль зарубежной стажировки для совершенствования качества подготовки педагогических кадров для обозначенного направления. Проанализирована эффективность участия студентов-педагогов в зарубежном семинаре «Лингвистика, литература и их дидактика и страноведение Германии» для получения конкурентоспособных знаний, умений и компетенций по четырем направлениям - содержательному, кросскультурному, личностному, профессиональному.

Ключевые слова: педагогическое образование, профессиональный стандарт педагога, профессиональные компетенции, образовательные технологии.

Введение

Начавшаяся с 2010 г. в России разработка профессиональных стандартов для работников различных отраслей неизбежно влечет общественное обсуждение не только концепции и содержания, но и роли стандартов для организации жизнедеятельности профессионального сообщества.

Профессиональный стандарт - это рамочный документ, в котором определяются основные требования к уровню и характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, и дается общее определение деятельности, которую ведет этот работник [Приказ Минтруда России]. С июля 2016 г. профстандарты стали обязательными для аттестации работников и учета в программах профессионального образования. По состоянию на июль 2016 г. утверждены стандарты для более чем 30 направлений деятельности; и не на последнем месте среди них стоит сфера образования, однако для педагогов было сделано исключение по внедрению их стандарта.

Так, в 2014 г. еще никаких стандартов для педагогических работников не принималось; в 2015 г. Министерство труда и социальной защиты России утвердил сразу 3 профстандарта: для педагога-психолога, педагога, работающего в области дополнительного образования (как детей, так и взрослых) и педагога, занимающегося профессиональным обучением. Следом был издан приказ Минтруда РФ от 18.10.2013 г. N 544 н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"» [Приказ Минтруда России]. Но сроки его введения в штатном режиме определены с 01.01.2017 г. Профессиональное образование описывается отдельными нормативными документами.

Иными словами, областью применения стандарта являются сферы дошкольного (для детей младше 7 лет), начального (1-4 классы) основного (5-9 классы) и среднего общего (10-11 классы) образования, на которое вправе рассчитывать каждый ребенок в России.

Основная часть

Среди причин для введения профессиональных стандартов педагогов (ПСП) называется неудовлетворительное положение, сложившееся при установлении трудовых функций и определении квалификации, которую должны иметь работники в тех областях, которым государство уделяет особое внимание, а также тот факт, что некоторые из описаний профессий в сфере образования были утверждены более 20 лет назад и попросту не соответствовали современной ситуации [Профстандарты ...].

Исходя из этого, введение ПСП позволит решить сразу несколько вопросов, в частности такие как: точно определить, какую именно квалификацию должен иметь педагог при приеме на работу, при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями для выявления дефицитов профессионального развития учителей, при проведении аттестации образовательных учреждений надзорными органами; обеспечить нужную подготовку будущих педагогов для получения высоких результатов его труда; обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях; привлечь учителей, воспитателей и преподавателей к решению задачи повышения качества образования в России.

Помимо этого, ПСП как рамочный документ при необходимости допускает региональное дополнение с требованиями, утвержденными в регионах с учетом местных особенностей, и внутренними стандартами образовательного учреждения, которые могут содержать требования к педагогическому работнику, соответствующие реализуемым в данном учреждении образовательным программам.

Очевидно, что одна из ведущих функций ПСП - служить основой объективного измерения квалификации педагога, средством отбора педагогических кадров в учреждения образования и инструментом повышения качества образования. Для того чтобы стандарт смог реализовать эту функцию, в его структуре выделяются 2 части - инвариантная и вариативная.

Инвариантная часть охватывает требования к профессиональным компетенциям по ключевым областям, соответствующим структуре профессиональной деятельности педагога (обучение, воспитание и развитие ребенка). В ПСП выделяются 4 блока профессиональных компетенций для учителя: методическая, психолого-педагогическая, проектно-исследовательская, коммуникативная. Особо в стандарте оговаривается владение ИКТ-компетенциями, то есть готовность использовать общераспространенные в данной профессиональной области средства ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо. Речь идет, в частности, об умениях осуществлять поиск и подготовку дидактического материала, конспектов уроков и внеклассных мероприятий, наглядных пособий, презентаций, дополнительных учебных заданий для контрольных работ и предметных олимпиад.

Можно говорить как минимум о двух уровнях освоения предмета профессии - об уровне функциональной грамотности и уровне профессионализма. Для достижения первого уровня достаточно компетенций, зафиксированных в общих требованиях к педагогу: знание предмета, учебных программ, способность решать стандартные профессиональные задачи в различных областях профессиональной деятельности на основе преимущественно прикладных знаний и т. п., то есть достаточно квалификации бакалавра или выпускника колледжа.

Уровень профессионализма учителя иностранного языка обеспечивается овладением культурой профессиональной деятельности и лингвистической культурой как неотъемлемой части общей культуры современного человека. Для достижения второго уровня необходима готовность не только обучать учащихся по программам повышенной сложности, но и осознание педагогом своего места в культуре, что позволит ему подняться над предметоцентрическим подходом к своей деятельности, побуждая к продуктивному

сотрудничеству с коллегами или решать задачи в сфере углубления мотивации детей к изучению предмета.

Кроме того, наряду с ключевыми профессиональными и предметными компетенциями, отражающими профессиональный рост и развитие педагогов, профессионализм учителя обеспечивается также специальными компетенциями. Если ключевые профессиональные компетенции учителя универсальны и обеспечивают в целом успешную педагогическую деятельность, а предметные компетенции учителя специфичны и обеспечивают успешное преподавание конкретной дисциплины, то специальные компетенции учителя являются узко направленными и обеспечивают решение специальных задач. Владение специальными компетенциями закреплено в другой части стандарта - вариативной.

Вариативная часть предъявляет требования к владению новыми профессиональными компетенциями, среди которых умение педагога использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс как одаренных детей, так и учеников, для которых русский язык не является родным; учеников со специальными потребностями в условиях инклюзивного образования, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих проблемы в развитии, зависимых, социально-уязвимых, имеющих серьезные отклонения в поведении др. Чем объясняется необходимость наполнения ПСП новыми компетенциями?

По словам ректора МГППУ В. В. Рубцова, список компетенций, которыми обязан владеть сегодняшний педагог, существенно возрастает, и вузы должны хорошо понимать, как готовить учителей в соответствии со стандартом и задачей модернизации педагогического образования [РИА Новости]. Эту мысль развивает президент Ассоциации «Педагог XXI века», заслуженный учитель РФ, академик РАО, директор центра образования № 109 г. Москвы Е.А. Ямбург, подчеркивая, что сегодня по закону в одном классе в условиях включенного обучения, инклюзии, обучаются дети и с когнитивными потерями, и с имплантами, и инвалиды-колясочники, и дети с расстройствами систем психики и ВНД, и уточняет, что от учителя нельзя требовать того, чему его никто и никогда не учил. Эксперт делает замечание о работе педагога: «Никто не отрицает необходимость предметной подготовки: грустно видеть, когда учитель истории не знает историю, но знание предмета -это сегодня черный хлеб, и его уже мало», - и добавляет, что педагогов нужно вооружать другими технологиями [Там же].

Однако сформулированное экспертом Е.А. Ямбургом требование о необходимости вооружать педагога другими технологиями порождает новый вопрос и рассуждения применительно к предмету «Иностранный язык» (ИЯ): Можно ли обеспечить компетентности учителя ИЯ, который ни страны изучаемого языка не видел, ни в диалоге с самими носителями языка свои предметные компетентности проверке не подвергал? Каковы квалификационные и профессиональные уроки зарубежной стажировки?

Хотелось бы выделить некоторые возможности профессионального роста студентов на базе лингвострановедческого семинара «Лингвистика, литература и их дидактика и страноведение Германии с акцентом на Нижней Саксонии», организованного в 2017 г. в рамках партнерского договора между Пермским краем и Федеральной землей Нижняя Саксония, между Центром по кооперации Восток-Запад (ZOWK) при университете Лейфана г. Люнебург, Германия, и ПГНИУ.

Образовательная среда в период стажировки позволяет обеспечивать эффективность функционирования такой модели образования в четырех основных направлениях -содержательном, кросскультурном, личностном, профессиональном. Направленность семинара полностью соответствует профилю подготовки студентов «Педагогическое образование», изучающих немецкий как второй ИЯ. Можно обозначить интересное содержательное наполнение семинара, куда приглашаются эксперты и лекторы по определенным темам, специалисты своих отраслей: психология и педагогика, история Германии и литературоведение, дидактика и обучение чтению, письму. Подчеркнем

абсолютную гарантию высокого профессионализма преподавателей и того, что занятия проводятся полезно и интересно, нескучно, увлекательно.

При описании ресурсов, имеющихся для студентов в период стажировки, следует отметить исключительно благоприятные условия для обучения: расположение семинарских классов в молодежном хостеле недалеко от исторического центра города, сохранившего средневековый колорит, и близость расположения хостела к университетскому кампусу, что обеспечивает визуальное и реальное знакомство студентов с университетом Лейфана, в аудиториях которого также проводятся занятия. Студенты и преподаватели Перми в статусе гостей университета имеют бесплатный доступ к обширной библиотеке с утра до 11 вечера, даже по выходным, открытый доступ к периодике и большинству книжных изданий. В библиотеке имеется копи-центр, присутствуют компьютеры с бесплатным интернет-доступом, сканеры. На территории кампуса имеется книжный магазин для заказа нужной или рекомендованной научным руководителем пермского вуза литературы. Как гостям университета Лейфана, студентам доступна студенческая столовая (Mensa), где можно вкусно, обильно и бесплатно, правда, не по выходным и праздничным дням, поесть, а выбор блюд, качество продуктов и высокий уровень обслуживания приятно поражают, как и радующий глаз объем порций.

Кросскультурная, межкультурная компетенция поддерживается официальными мероприятиями (занятия, экскурсии, контакты в библиотеке) и неофициальными контактами (встречи с немецкими студентами, повседневная коммуникация) с представителями другой культуры и цивилизации, обеспечивая функциональные умения понимать взгляды и мнения представителей другой культуры, корректировать свое поведение, признавать право на существование различных ценностей, норм поведения, готовность к иным стандартам мировых достижений, в конечном счете - преодолевать конфликты в диалоге культур [Плужник, 2003, с. 13].

Важным результатом стажировки является совершенствование коммуникативной грамотности, речевой коммуникации, повышение коммуникативной культуры, развитие коммуникабельности. Даже не очень активный опыт является профилактикой нежелания студентов кроптеть над языком, даже кратковременная стажировка помогает студентам проверить свои иноязычные компетенции, прочувствовать иноязыковую среду, установить первые контакты с иностранными студентами, которые иногда оказываются самыми крепкими и долгосрочными.

На семинарах и вокшопах и студенты, и преподаватели выполняли задания, которые развивают творчество, иногда даже новаторство. Организация совместного с преподавателями семинара не столько обеспечила наличие людей, к которым можно обратиться за консультацией или помощью, но образовалась группа единомышленников, так что и у преподавателей в период стажировки усилилась не только естественная для профессии потребность в передаче своих знаний студентам и оказания помощи, но и соревновательный азарт, совместное творчество.

Студентам читается лекция по системе образования в Германии и предоставляется возможность посещения открытых уроков в немецкой школе, познакомиться с условиями организации учебного процесса. Студенты посмотрели урок немецкого как второго языка в условиях инклюзии, где в классе сидели учащиеся разных национальностей, а учитель не владел ни одним из родных языков учащихся, получили возможность оценить профессиональную компетентность и готовность немецких учителей к передаче накопленного опыта, владение психолого-педагогическими компетентностями при работе с обучающимися, отличающимися по своим этническим и культурным традициям, важность планирования и осмысления учебно-воспитательного взаимодействия, умение найти способы оценки и учета достижений учащихся, причем оценить не только предметные, но и метапредметные результаты их учебной работы.

Заключение

Подытоживая сказанное, отметим, что квалификацию студентам обеспечивает институциональное образование. Становление же профессионализма невозможно без непосредственного познания и переживания диалога культур. Уникальный опыт международного окружения, другой культурной среды и образовательных технологий, новые личные и образовательные контакты - это лишь то немногое, что ожидает студентов. Важно быть открытым к новой среде, готовым говорить на чужом языке и преодолевать боязнь делать ошибки.

Нормативные правовые акты

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 140174 (дата обращения: 21.11.2017).

2. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». URL: http://www.consultant.ru/ law/hotdocs/30085.html © КонсультантПлюс, 1997-2017 (дата обращения: 21.11.2017).

3. Профстандарты для педагогов в 2017 году // Народный советникЪ. URL: http://nsovetnik.ru/profstandarty/profstandarty_dlya_pedagogov_v_2017_godu_perechen/ (дата обращения: 20.03.2018).

Список литературы

4. Иванищенко О.Н., Кель А.А. Компетентность учителя иностранного языка // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: Электронный сб. ст. по мат. XVI междунар. студ. науч.-практ. конф. Новосибирск: Изд. «СибАК». 2014. № 1 (16). С. 187-195. URL: http://sibac.info/archive/guman/1(16).pdf (дата обращения: 20.11.2017).

5. Плужник И.Л. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов гуманитарного профиля в процессе профессиональной подготовки. Автореф.. д. пед. н. Тюмень. 2003. 29 с.

6. РИА Новости. Эксперт о работе педагога: знание предмета - черный хлеб, но этого уже мало // Москва, РИА Новости, 19.10.2017. URL: https://ria.ru/sn_edu/20171019/1507175685.html (дата обращения: 25.03.2018).

7. Ямбург Е.А. Звание «народного» учитель в России обычно получает перед смертью // Москва, РИА Новости, 29.08.2017. URL: https://ria.ru/sn_edu/20170829/1501287307.html (дата обращения: 25.03.2018).

Dubrovina M.A.

Ph.D. (Education), Linguodidactics Department, Perm State University

TEACHER'S PROFESSIONAL STANDARD FOR THE TEACHER OF FOREIGN LANGUAGE AND THE POSSIBILITY OF FOREIGN INTERNSHIP IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF STUDENTS

The present article deals with the problem of foreign language teacher professional standard viewed against recent normative requirements. The author determines the role of internship abroad in the enhancing of professional efficiency of teaching staff. Special emphasis is made on the analysis of students' participation in a foreign workshop «Linguistics, Literature, Didactics and Regional Studies of Germany». This analysis appears to be aimed at getting current knowledge, skills and competences on the informative, personal, professional and cross-cultural fronts.

Keywords: pedagogical education, teacher's professional standard, professional competences, education technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.