УДК 023.5 О.В. Абалакова
Кемеровский государственный университет культуры и искусств, г. Кемерово
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ КАК РЕГЛАМЕНТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА БИБЛИОТЕЧНОЙ СФЕРЫ
Образовательное сообщество в полной мере не может оценить потребности в специалистах и требованиях руководителей к их подготовке. Руководители библиотек не всегда осведомлены в номенклатуре современных учебных квалификаций, поэтому возникают проблемы расстановки молодых кадров. Особенно актуальным этот вопрос становится при переходе на двухуровневую систему подготовки бакалавриат - магистратура. Серьезной проблемой библиотечно-информационного образования является существование различных подходов к формированию регламентов профессии: федеральных государственных образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования (ФГОС СПО и ВПО), единых квалификационных характеристик, должностных инструкций.
В стандартах профессионального образования нового поколения особое внимание указано на важность активного участия работодателей в подготовке выпускников: предписано их обязательное участие в проведении учебных занятий; итоговой государственной аттестации; осуществлении экспертизы образовательных программ; организации всех видов практик.
Взаимосвязь учебных заведений высшего и среднего профессионального образования и работодателей осуществляется в различных направлениях: ведущие специалисты-практики привлекаются для проведения занятий со студентами, участвуют в работе учебнометодических объединений, комиссий по защите производственной и учебной практики студентов, принимают участие в итоговой государственной аттестации. Таких контактов явно недостаточно для установления устойчивых связей «студент-выпускник-работник» и тесного сотрудничества.
Упрочению контактов между образованием и практической деятельностью, гармонизации требований к специалистам библиотечной сферы может содействовать разработка профессионального стандарта.
Под профессиональным стандартом понимают компетентностную модель специалистов конкретной области деятельности, содержащую требования к должностным обязанностям с учетом необходимых общекультурных и профессиональных компетенций (знаний, умений и навыков, и личностных качеств), к уровню профессионального образования, а также требования к здоровью, опыту работы и др.
Разработка профессионального стандарта требует материальных и интеллектуальных затрат. Процессы подготовки и утверждения профессионального стандарта библиотечной деятельности можно объединить в два блока: аналитический и организационный.
Организационный блок включает инициирование проекта, формирование проекта профессионального стандарта, его рецензирование, согласование и утверждение.
Аналитический блок исследования является базовым в формировании содержательного наполнения профессионального стандарта библиотечной деятельности. Суть этого блока исследования - содержательное наполнение профессионального стандарта.
184
Основу профессионального стандарта составляют выделенные функциональные обязанности сотрудников библиотеки. Функции конкретизируют должностные обязанности и позволяют представить развернутую характеристику профессиональной деятельности специалиста. Отражение функций сотрудников библиотек показывает динамику современного библиотечно-информационного производства.
Изучение функциональных обязанностей сотрудников основывается на анализе их трудовой деятельности, применяются социологические и профессиографические методы изучения профессиональной деятельности; анализ регламентирующих документов, в которых закреплены должностные и функциональные обязанности сотрудников (квалификационный справочник должностей, нормы времени, должностные инструкции и др.).
Структурно профессиональные стандарты состоят из единиц, каждая из которых соот-
носится с конкретной трудовой функцией. К ним относят: общекультурные и профессиональные компетенции, требования к знаниям, умениям, навыкам и личностным качествам, а также к средствам для выполнения профессиональных обязанностей.
Одной из задач профессиональных стандартов является согласование регламентов профессиональной деятельности. Инструментом решения данной задачи могут служить компетенции. Общекультурные компетенции формулируются в национальной рамке квалификаций, а профессиональные - в профессиональных стандартах. Определение подходов к выявлению компетенций и их интеграции - научная, профессиональная и управленческая задачи, стоящие перед разработчиками профессиональных стандартов.
Номенклатура компетенций, отраженная в профессиональном стандарте предполагает их наращивание в зависимости от уровня профессиональной квалификации. Так, работник высшего квалификационного уровня, помимо владения компетенциям, предусмотренными данным уровнем, также должен обладать компетенциями предыдущих уровней квалификации.
Конкретизация компетенций, предложенных в профессиональном стандарте, осуществляется при помощи выделения знаний, умений, навыков и определения требований к личностным качествам специалиста. Включение компонента «личностные качества» обусловлено следующими факторами: во-первых, компонент «личностные качества» входит в структуру компетентностных моделей; во-вторых, он характеризует специфику и многоаспектность библиотечной деятельности.
Источниковой базой для отбора компетенций, знаний, умений, навыков и личностных качеств специалистов может стать изучение федеральных образовательных стандартов профессионального образования, квалификационных справочников должностей, должностных инструкций сотрудников библиотек. Применение методов экспертного оценивания, фокус-групп, мозгового штурма позволит уточнить отобранную номенклатуру профессиональных требований к специалисту. Оценка способностей, качеств личности и результатов деятельности специалиста уточняется при анализе «человека в работе» (Д. МакКлелланд). Подход основан на компетенциях и позволяет определить развиваемые качества человека, обеспечивающих успех в профессиональной деятельности. Акцент в таком исследовании делается на выявлении тех качеств, которые приводят к эффективному выполнению должностных обязанностей. Метод основывается на определении должностных функций и тестировании навыков, которые необходимы для выполнения профессиональных обязанностей.
Изучение опыта подготовки и анализ утвержденных профессиональных стандартов различных областей деятельности свидетельствует о том, что не все разработчики указывают требования к средствам для исполнения профессиональной деятельности. Этот элемент является обязательным в ФГОС СПО и ВПО. Включение данного компонента в структуру профессиональных стандартов позволит определить перечень технических средств, навыками использования которых должны обладать сотрудники библиотеки.
185
Выделенные структурные элементы профессионального стандарта в дальнейшем могут стать основой для подготовки должностных инструкций и образовательных стандартов. Содержательное наполнение этих элементов - комплекс требований всех субъектов профессионального библиотечного сообщества, предъявляемых к специалисту.
Выявление и анализ представленных единиц профессионального стандарта требуют изучения практического опыта, регламентирующих его документов, проведения социологических исследований, а также использование опыта и эрудиции членов группы исследователей.
Аналитический блок подготовки профессионального стандарта базируется на изучении практической деятельности специалистов библиотек и документов, регламентирующих эту деятельность, а также требований к результатам обучения, закрепленных федеральными государственными образовательными стандартами профессионального образования. Помимо этого, подготовка профессионального стандарта предполагает изучение мнения и опыта всех заинтересованных сторон профессионального сообщества. Так, сотрудники библиотек могут предоставить полный перечень выполняемых ими обязанностей и необходимые для этого профессиональные знания, умения, навыки, личностные качества, а также перечень используемых в профессиональной деятельности средств; профессиональные эрудиция и опыт
главных специалистов отделов/служб библиотеки и руководителей библиотек или структурных подразделений позволят дифференцировать требования к специалистам, выделить уровни профессиональной квалификации. Изучение мнения специалистов смежных отраслей деятельности позволит устранить субъективизм при выявлении единиц профессионального стандарта.
Представители высших и средних профессиональных учебных заведений имеют опыт выявления и формулирования компетенций, выделения профессиональных знаний и умений, отраженных в образовательных стандартах и программах. Использование накопленного представителями вузов и ссузов опыта может стать основой для выявления и дифференциации единиц профессионального стандарта.
Интеграция требований работодателей и образования - основной принцип формирования конкурентоспособного специалиста.