Научная статья на тему 'Профессиональный стандарт как регламент деятельности специалиста библиотечной сферы'

Профессиональный стандарт как регламент деятельности специалиста библиотечной сферы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональный стандарт как регламент деятельности специалиста библиотечной сферы»

УДК 023.5 О.В. Абалакова

Кемеровский государственный университет культуры и искусств, г. Кемерово

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ КАК РЕГЛАМЕНТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА БИБЛИОТЕЧНОЙ СФЕРЫ

Образовательное сообщество в полной мере не может оценить потребности в специалистах и требованиях руководителей к их подготовке. Руководители библиотек не всегда осведомлены в номенклатуре современных учебных квалификаций, поэтому возникают проблемы расстановки молодых кадров. Особенно актуальным этот вопрос становится при переходе на двухуровневую систему подготовки бакалавриат - магистратура. Серьезной проблемой библиотечно-информационного образования является существование различных подходов к формированию регламентов профессии: федеральных государственных образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования (ФГОС СПО и ВПО), единых квалификационных характеристик, должностных инструкций.

В стандартах профессионального образования нового поколения особое внимание указано на важность активного участия работодателей в подготовке выпускников: предписано их обязательное участие в проведении учебных занятий; итоговой государственной аттестации; осуществлении экспертизы образовательных программ; организации всех видов практик.

Взаимосвязь учебных заведений высшего и среднего профессионального образования и работодателей осуществляется в различных направлениях: ведущие специалисты-практики привлекаются для проведения занятий со студентами, участвуют в работе учебнометодических объединений, комиссий по защите производственной и учебной практики студентов, принимают участие в итоговой государственной аттестации. Таких контактов явно недостаточно для установления устойчивых связей «студент-выпускник-работник» и тесного сотрудничества.

Упрочению контактов между образованием и практической деятельностью, гармонизации требований к специалистам библиотечной сферы может содействовать разработка профессионального стандарта.

Под профессиональным стандартом понимают компетентностную модель специалистов конкретной области деятельности, содержащую требования к должностным обязанностям с учетом необходимых общекультурных и профессиональных компетенций (знаний, умений и навыков, и личностных качеств), к уровню профессионального образования, а также требования к здоровью, опыту работы и др.

Разработка профессионального стандарта требует материальных и интеллектуальных затрат. Процессы подготовки и утверждения профессионального стандарта библиотечной деятельности можно объединить в два блока: аналитический и организационный.

Организационный блок включает инициирование проекта, формирование проекта профессионального стандарта, его рецензирование, согласование и утверждение.

Аналитический блок исследования является базовым в формировании содержательного наполнения профессионального стандарта библиотечной деятельности. Суть этого блока исследования - содержательное наполнение профессионального стандарта.

184

Основу профессионального стандарта составляют выделенные функциональные обязанности сотрудников библиотеки. Функции конкретизируют должностные обязанности и позволяют представить развернутую характеристику профессиональной деятельности специалиста. Отражение функций сотрудников библиотек показывает динамику современного библиотечно-информационного производства.

Изучение функциональных обязанностей сотрудников основывается на анализе их трудовой деятельности, применяются социологические и профессиографические методы изучения профессиональной деятельности; анализ регламентирующих документов, в которых закреплены должностные и функциональные обязанности сотрудников (квалификационный справочник должностей, нормы времени, должностные инструкции и др.).

Структурно профессиональные стандарты состоят из единиц, каждая из которых соот-

носится с конкретной трудовой функцией. К ним относят: общекультурные и профессиональные компетенции, требования к знаниям, умениям, навыкам и личностным качествам, а также к средствам для выполнения профессиональных обязанностей.

Одной из задач профессиональных стандартов является согласование регламентов профессиональной деятельности. Инструментом решения данной задачи могут служить компетенции. Общекультурные компетенции формулируются в национальной рамке квалификаций, а профессиональные - в профессиональных стандартах. Определение подходов к выявлению компетенций и их интеграции - научная, профессиональная и управленческая задачи, стоящие перед разработчиками профессиональных стандартов.

Номенклатура компетенций, отраженная в профессиональном стандарте предполагает их наращивание в зависимости от уровня профессиональной квалификации. Так, работник высшего квалификационного уровня, помимо владения компетенциям, предусмотренными данным уровнем, также должен обладать компетенциями предыдущих уровней квалификации.

Конкретизация компетенций, предложенных в профессиональном стандарте, осуществляется при помощи выделения знаний, умений, навыков и определения требований к личностным качествам специалиста. Включение компонента «личностные качества» обусловлено следующими факторами: во-первых, компонент «личностные качества» входит в структуру компетентностных моделей; во-вторых, он характеризует специфику и многоаспектность библиотечной деятельности.

Источниковой базой для отбора компетенций, знаний, умений, навыков и личностных качеств специалистов может стать изучение федеральных образовательных стандартов профессионального образования, квалификационных справочников должностей, должностных инструкций сотрудников библиотек. Применение методов экспертного оценивания, фокус-групп, мозгового штурма позволит уточнить отобранную номенклатуру профессиональных требований к специалисту. Оценка способностей, качеств личности и результатов деятельности специалиста уточняется при анализе «человека в работе» (Д. МакКлелланд). Подход основан на компетенциях и позволяет определить развиваемые качества человека, обеспечивающих успех в профессиональной деятельности. Акцент в таком исследовании делается на выявлении тех качеств, которые приводят к эффективному выполнению должностных обязанностей. Метод основывается на определении должностных функций и тестировании навыков, которые необходимы для выполнения профессиональных обязанностей.

Изучение опыта подготовки и анализ утвержденных профессиональных стандартов различных областей деятельности свидетельствует о том, что не все разработчики указывают требования к средствам для исполнения профессиональной деятельности. Этот элемент является обязательным в ФГОС СПО и ВПО. Включение данного компонента в структуру профессиональных стандартов позволит определить перечень технических средств, навыками использования которых должны обладать сотрудники библиотеки.

185

Выделенные структурные элементы профессионального стандарта в дальнейшем могут стать основой для подготовки должностных инструкций и образовательных стандартов. Содержательное наполнение этих элементов - комплекс требований всех субъектов профессионального библиотечного сообщества, предъявляемых к специалисту.

Выявление и анализ представленных единиц профессионального стандарта требуют изучения практического опыта, регламентирующих его документов, проведения социологических исследований, а также использование опыта и эрудиции членов группы исследователей.

Аналитический блок подготовки профессионального стандарта базируется на изучении практической деятельности специалистов библиотек и документов, регламентирующих эту деятельность, а также требований к результатам обучения, закрепленных федеральными государственными образовательными стандартами профессионального образования. Помимо этого, подготовка профессионального стандарта предполагает изучение мнения и опыта всех заинтересованных сторон профессионального сообщества. Так, сотрудники библиотек могут предоставить полный перечень выполняемых ими обязанностей и необходимые для этого профессиональные знания, умения, навыки, личностные качества, а также перечень используемых в профессиональной деятельности средств; профессиональные эрудиция и опыт

главных специалистов отделов/служб библиотеки и руководителей библиотек или структурных подразделений позволят дифференцировать требования к специалистам, выделить уровни профессиональной квалификации. Изучение мнения специалистов смежных отраслей деятельности позволит устранить субъективизм при выявлении единиц профессионального стандарта.

Представители высших и средних профессиональных учебных заведений имеют опыт выявления и формулирования компетенций, выделения профессиональных знаний и умений, отраженных в образовательных стандартах и программах. Использование накопленного представителями вузов и ссузов опыта может стать основой для выявления и дифференциации единиц профессионального стандарта.

Интеграция требований работодателей и образования - основной принцип формирования конкурентоспособного специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.