Научная статья на тему 'Профессиональный стандарт как основа формирования практико-ориентированных технологий в современном социальном образовании (на примере дисциплины «Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг»)'

Профессиональный стандарт как основа формирования практико-ориентированных технологий в современном социальном образовании (на примере дисциплины «Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1893
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ / СПЕЦИАЛИСТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ / EDUCATIONAL STANDARD / PROFESSIONAL STANDARD / PRACTICE-ORIENTED TECHNOLOGIES OF EDUCATION / SPECIALIST IN SOCIAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солнышкина Марина Георгиевна

Статья посвящена проблеме применения практико-ориентированных технологий в социальном образовании. Выполнена разработка практико-ориентированных заданий по дисциплине «Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг» на базе профессионального стандарта «Специалист по социальной работе» как элемент системы качества образовательного процесса. Статья подготовлена на основе доклада автора на XIII Международной научной конференции «Высшее образование для XXI века» (8-10 декабря 2016 г., г. Москва).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Солнышкина Марина Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional standard as the basis for practice-oriented technologies in contemporary social education (the case of the discipline "Social qualimetry, quality assessment and standardization of social services")

This article looks at how practice-oriented technologies can be applied in the contemporary social education. As part of assessing the quality of education, we have developed a set of practice-oriented assignments for the course in "Social qualimetry, quality assessment and standardization of social services” for students majoring in Social work. The article is based on the paper presented at the 13th international research conference “Higher education for the 21st century” (Moscow, December 8-10, 2016)

Текст научной работы на тему «Профессиональный стандарт как основа формирования практико-ориентированных технологий в современном социальном образовании (на примере дисциплины «Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг»)»

DOI: 10.17805/trudy.2016.6.8

профессиональный стандарт как основа формирования практико-ориентированных технологий в современном социальном образовании (на примере дисциплины « социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг»)

М. Г. Солнышкина (Московский гуманитарный университет)

Аннотация: Статья посвящена проблеме применения практико-ориентированных технологий в социальном образовании. Выполнена разработка практико-ориентированных заданий по дисциплине «Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг» на базе профессионального стандарта «Специалист по социальной работе» как элемент системы качества образовательного процесса.

Статья подготовлена на основе доклада автора на XIIIМеждународной научной конференции «Высшее образование для XXI века» (8-10 декабря 2016 г., г. Москва).

Ключевые слова: образовательный стандарт; профессиональный стандарт; практико-ориентированные технологии образования; специалист по социальной работе

professional standard as the basis for practice-oriented technologies in contemporary social education (the case of the discipline «social qualimetry, quality assessment and standardization of social services»)

M. G. Solnyshkina (Moscow University for the Humanities)

Abstract: This article looks at how practice-oriented technologies can be applied in the contemporary social education. As part of assessing the quality of education, we have developed a set of practice-oriented assignments for the course in «Social qualimetry, quality assessment and standardization of social services" for students majoring in Social work.

The article is based on the paper presented at the 13th international research conference "Higher education for the 21st century" (Moscow, December 8-10,2016).

Keywords: educational standard; professional standard; practice-oriented technologies of education; specialist in social work

Качественные изменения, происходящие в высшем социальном образовании, обусловлены, в первую очередь, необходимостью подготовки конкурентоспособного и практико-ориентированного специалиста социальной сферы, обладающего достаточным уровнем компетенции, способного быстро адаптироваться к постоянного меняющемся условиям общественного развития и вызовам современности (Солнышкина, 2015). Практико-ориентированность специалиста формируется на базе деятельностно-компетентностного подхода (Зимняя, 2006), который предполагает:

• конкретизацию способа описания учебных результатов на языке компетентностей;

• разработку инструментов оценивания адекватных объектам контроля;

• согласованность целей и процедур оценивания результатов учебной дисциплины.

Формирование и широкое применение практико-ориентированных технологий современного образования требует разработки практико-ориентированных заданий для промежуточного контроля знаний, которые позволяют не только актуализировать изученный материал, но и формируют готовность к профессиональной деятельности в соответствии с требованиям соответствующих профессиональных стандартов (например, при подготовке бакалавров социальной работы базовым является профессиональный стандарт «Специалист по социальной работе», утвержденный приказом министерства труда и социальной защиты РФ № 571 н от 22 сентября 2013 г.). Профессиональный стандарт позволяет вычленить основные характеристики и функции профессии, объемы компетенций, необходимые для качественного выполнения работы (Балакирева, 2013). Так, в соответствии с профессиональным стандартом «Специалист по социальной работе» основной целью данного вида профессиональной деятельности является «оказание помощи отдельным гражданам и социальным группам для предупреждения или преодоления трудной жизненной ситуации посредством предоставления социальных услуг или мер социальной поддержки» (Приказ Министерства ... , Электр. ресурс).

В современных условиях уровень квалификации, который необходим для осуществления определенного вида деятельности, определяется на базе профессиональных стандартов, разработчиками которых являются не только исследовательские и академические структуры, но и профильные работодатели. Так в разработке профессионального стандарта «Специалист по социальной работе» приняли участие ряд профильных работодателей: ГБУ ТЦСО «Новогиреево», «Южнопортовый», «Чертаново»; «Мещанский»; «Ярославский» города Москвы; ГБУ СО МО «Пушкинский

центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» города Пушкино Московской области.

Стратегически правильно рассматривать соответствующий профессиональный стандарт как целевой ориентир подготовки специалиста. Для этого перед разработкой практико-ориентированных заданий по дисциплине «Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг» нами проведено сравнение умений, знаний, навыков в пределах компетенций, закрепленных за данной дисциплиной (ПК-4 и ПК-13) на основании требований ФГОС с компонентами профессионального стандарта «Специалист по социальной работе» (трудовыми функциями и трудовыми действиями).

Таблица 1. Результаты сравнения умений, знаний, навыков, предусмотренных образовательной программой и требованиями ФГОС, с компонентами профессионального стандарта «Специалист по социальной работе»

по профессиональной компетенции ПК-4

Образовательная программа Требования ФГОС 3+ Положения профессионального стандарта Оценочные средства (задания, кейсы, курсовая работа и пр.)

Учебная дисциплина Компетенции Трудовые функции Трудовые действия

Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг Способностью к осуществлению оценки качества социальных услуг, социального обеспечения и мер социальной поддержки на основе достижений современной квалиме-трии и стандартизации; - ПК-4 Контроль качества и эффективности социального обслуживания граждан и предоставления мер социальной поддержки - В/03.7 Выявление и измерение показателей качества социального обслуживания и мер социальной поддержки Вопросы для собеседования, тест, практико-ориентированные задания

Умения Определять показатели качества социальных услуг и основные принципы стандартизации социальных услуг разрабатывать критерии качества предоставляемых услуг и мер социальной поддержки

Знания профессиональное использование специальной терминологией в области стандартизации социальных услуг национальные стандарты Российской Федерации в области социального обслуживания

Навыки навыками формирования организационно-управленческих решений на базе оценки качества и стандартизации социальных услуг; методы количественной оценки качества предоставления социальных услуг и мер социальной поддержки

Также было проведено сравнение умений, знаний, навыков, предусмотренных образовательной программой и требованиями ФГОС с компонентами профессионального стандарта «Специалист по социальной работе» по профессиональной компетенции ПК-13, формирующей исследовательские компетенции специалиста, в первую очередь, в сфере прикладных исследований в практике социальной работы. Таблица 2. Результаты сравнения умений, знаний, навыков, предусмотренных образовательной программой и требованиями ФГОС с компонентами профессионального стандарта «Специалист по социальной работе» по профессиональной компетенции ПК-13

Образовательная программа Требования ФГОС 3+ Положения профессионального стандарта Оценочные средства (задания, кейсы, курсовая работа и пр.)

Учебная дисциплина Компетенции Трудовые функции Трудовые действия

Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг Способностью выявить, формулировать, разрешить проблемы в сфере социальной работы на основе проведения прикладных исследований, в том числе опроса и мониторинга, использовать полученные результаты и данные статистической отчетности для повышения эффективности социальной работы - ПК-13 Контроль качества и эффективности социального обслуживания граждан и предоставления мер социальной поддержки - В/03.7 Оценка качества социального обслуживания, Выявление и измерение показателей эффективности социального обслуживания Тест, решение практико-ориентированных задач

Умение анализировать и оценивать уровень качества социальной услуги в результате исследований, применять экспертные и мониторинговые методы оценках качества социальных услуг использовать различные виды опросов населения и экспертных опросов, направленных на выявление качества и эффективности предоставляемых услуг и мер социальной поддержки

Знания основные положения квалиметрии, эволюцию ее методов для исследований качества услуг социальной сферы принципы и правила проведения опросов населения и экспертных опросов, направленных на выявление качества и эффективности предоставляемых услуг и мер социальной поддержки

Навыки навыками применения методов исследования в области социальной работы для оценки качества социальных услуг анализировать и оценивать процесс и результаты реализации социальных услуг и социальной поддержки на индивидуальном уровне

Проделанная работа показала достаточное соответствие структуры

О и о / и о \

компетенций образовательной составляющей (умений, знаний, навыков) и квалификационных требований профессионального стандарта в области трудовой функции В/03.7 «Контролькачества и эффективности социального обслуживания граждан и предоставления мер социальной поддержки» с большим разнообразием трудовых действий. Таким образом можно оценить реальный вклад дисциплины «Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг» в формирование готовности к конкретной профессиональной деятельности.

Активное формирование профессиональных компетенций на базе решения практико-ориентированных заданий (ситуационные задачи, кейсы, компетентностно-ориентированные задания для промежуточной аттестации студентов) происходит при соблюдении ряда требований к их разработке:

1. отражение в задании важнейших профессиональных компетенций;

2. соответствие вида практико-ориентированного задания целям и задачам изучения соответствующей дисциплины;

3. обеспечение формирования не только профессионально-важных личностных качеств, но и технологических умений, которые необходимо проявить в ходе выполнения задания;

4. возможность определения уровня сформированности профессиональных компетенций студентов как формы промежуточного контроля знаний.

Практико-ориентированные задания имитируют трудовые функции и действия специалиста, создают благоприятную исследовательскую обстановку для подготовки. Например, в дисциплине «Социальная квали-метрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг» занятия, моделирующие или отражающие основные аспекты деятельности специалиста социальной работы, помогают студентам изучить организационно-правовые основы предоставления социальных услуг в современной социальной сфере; методы, показатели и основные принципы оценки качества социальных услуг; раскрыть сущность и особенности факторов, определяющих качество социальных услуг в обеспечении эффективности деятельности социальных служб; использовать стандартизацию социальных услуг как способ реализации социальных гарантий государства.

Выполнение практико-ориентированных заданий по профессиональной компетенции ПК-4 в соответствии с требованиями ФГОС 3+ (задания N 7 и N 11) позволяет формировать готовность к выполнению трудовой функции В/03.7 «Выявление и измерение показателей качества социального обслуживания и мер социальной поддержки» профессионального стандарта по трудовым действиям, приведенным в таблице 1.

Приведем примеры этих заданий.

Задание № 7:

В реабилитационном центре для детей-инвалидов разрабатываются мероприятия по повышению качества услуг. В связи с эти необходимо скомплектовать документы, в соответствии с которыми функционирует данное учреждение. Какие это документы? На какие еще факторы необходимо обратить внимание? На основе ГОСТ Р 52496-2005 «Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг» дайте ваши профессиональные предложения и спроектируйте мероприятия, реализующие факторы качества медико-социальных и социально-реабилитационных услуг.

Задание № 11:

В настоящее время в регионах разрабатываются стандарты и регламенты социальных услуг на базе учреждений социального обслуживания, основанные на процессном подходе. Дайте ваши профессиональные предложения по разработке процессного подхода в центре социальной защиты семьи и детей и выделите: А) основные процессы; Б) обеспечивающие процессы; В) процессы менеджмента на основании следующего критерия классификации: степень влияния на производство социальных услуг.

Выполнение практико-ориентированных заданий по профессио-

нальной компетенции ПК-13 в соответствии с Требованиями ФГОС 3+ (задания № 2 и N 6) позволяет формировать готовность к выполнению трудовой функции В/03.7 «Выявление и измерение показателей качества социального обслуживания и мер социальной поддержки» профессионального стандарта по трудовым действиям, приведенным в Таблице 2.

Приведем примеры этих заданий.

Задание № 2.

Ситуация: Предположим, что вы являетесь руководителем Центра социального обслуживания населения. Для формирования Руководства по качеству учреждения Вам необходимо провести социологическое исследование «Удовлетворенность доступностью и качеством социальных услуг в центре социального обслуживания населения». Объектом исследования являются получатели социальных услуг в Центре социального обслуживания. Предмет исследования: удовлетворенность получателей социальных услуг качеством оказываемой помощи. Цель исследования -выявить удовлетворенность качеством социальных услуг.

Вопросы: Раскройте задачи исследования. Определите научную и практическую ценность решаемых исследовательских задач с позиций формирования политики качества учреждения.

Задание № 6:

Вам как бакалавру социальной работы необходимо и провести цикл занятий с пожилыми людьми в Доме ветеранов г. Железнодорожный по вопросам здорового образа жизни (ЗОЖ). Вопросы:

1. Какие аспекты ЗОЖ наиболее актуальны в этом возрасте?

2. Достижениями научных исследований в каких областях знаний Вы будете руководствоваться при формулировке конкретных рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья, профилактике старения?

Апробация практико-ориентированных заданий по данной дисциплине показала реальную возможность определения уровня сформиро-ванности профессиональных компетенций студентов в процессе промежуточного контроля знаний. Разработка практико-ориентированных заданий по дисциплине «Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг» будет продолжаться, также будут развиваться и виды практико-ориентированных заданий (в настоящее время 70% заданий представлено ситуационными задачами). Многообразие форм заданий будет дополнено, прежде всего, анализом профессионального стандарта «Специалист по социальной работе», составлением сравнительных характеристик социальных услуг, прогнозированием процессов и сценариев развития конкретных ситуаций социального риска, обуславливающих необходимость социального обслуживания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Балакирева, Э. В. (2013) Профессиональный стандарт как ориентир разработки подходов к оценке качества профессиональной подготовки специалистов в вузе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. №. 158. С. 86-95.

Зимняя, И. А. (2006) Компетентностный подход. Каково его место в современной системе современных подходов к проблеме образования (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. №8. С. 20-26.

Солнышкина, М. Г. (2015) Профессиональная компетентность работников и руководителей социальных организаций в аспекте формирования личностных и социальных компетенций бакалавров социальной работы // Высшее образование для XXI века: XII Международная на-учная конференция. Москва, 3-5 декабря 2015 г. : Доклады и материалы. Секция 2. Социология образования / отв. ред. Н.А. Селиверстова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 93 с. С. 65-69.

Приказ Министерства труда и социальной защиты населения от 22 октября 2013 г. № 571 н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по социальной работе» [Электронный ресурс] // Гарант. URL: http://base.garant.ru/70535562/ (дата обращения: 19.09.2016).

Дата поступления: 15.11.2016 г.

Солнышкина Марина Георгиевна — доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (906) 074-35-49. Эл. адрес: solny2001@mail.ru

Solnyshkina Marina Georgievna, Doctor of Sociology, Professor, Department of Sociology of the Moscow University for the Humanities. Postal address: 5 Yunosti St., 111395 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (906) 07435-49. E-mail: solny2001@mail.ru

Для цитирования:

Солнышкина М. Г. Профессиональный стандарт как основа формирования практико-ориентированных технологий в современном социальном образовании (на примере дисциплины «Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг») [Электронный ресурс] // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2016, № 6. URL: http://journals.mosgu.ru/trudy/article/view/380 (дата обращения: дд.мм.гг.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.