Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ "ГЕОГРАФ" В КОНТЕКСТЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ "ГЕОГРАФ" В КОНТЕКСТЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОГРАФИЯ / КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ / ВЫСШЕЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Добролюбов С. А., Алексеева Н. Н., Климанова О. А., Шувалов В. Е.

Профессиональные стандарты (далее - ПС) определяют характеристики квалификации, необходимые работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Они широко применяются в международной практике, в том числе в сфере образования. ПС формируют основу для разработки программ профессиональной подготовки и методов оценки и аттестации результатов профессионального обучения. Отсутствие в России ПС в сфере профессиональной деятельности географов до последнего времени являлось причиной отсутствия институализации профессии «географ» со всеми вытекающими из этого факта негативными последствиями. Разработанный и утвержденный в 2020 г. ПС «Географ» во многом решает эту проблему. Содержание и результаты этой работы определили цель данной статьи - проанализировать опыт разработки ПС «Географ» и провести предварительную оценку его потенциального влияния на университетское географическое образование в условиях постоянно происходящих изменений структуры высшего профессионального образования. Для этого рассмотрены научно-методические основы формирования ПС; проанализированы концептуальные и институциональные проблемы, которые возникали при разработке ПС «Географ»; описаны этапы его разработки; определены трудовые и обобщенные трудовые функции, реализуемые географами в разных сферах экономической деятельности; оценены потенциальные последствия принятия собственного ПС для университетского географического образования в России. В рамках ПС «Географ» в функционал междисциплинарного географа вошли основные виды его деятельности: выполнение полевых и изыскательских работ, подготовка аналитических материалов, организация географических проектов, проведение комплексной географической экспертизы проектов и работ. ПС «Географ» может сыграть существенную роль в развитии высшего географического образования в России, так как позволяет университетам «затачивать» подготовку студентов на наиболее актуальные и конкурентоспособные сферы профессиональной деятельности выпускников-географов с учетом запросов регионального рынка труда и возможностей продолжения образования, не ограничивая при этом узкими рамками специализации. Для выявления перспектив использования разработанного ПС необходим мониторинг сферы занятости выпускников образовательных программ по географии, их поддержка со стороны работодателей. Принятие ПС «Географ» не исключает, а предполагает в дальнейшем разработку специализированных ПС, более адекватно отражающих специфику отдельных географических направлений и сфер деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Добролюбов С. А., Алексеева Н. Н., Климанова О. А., Шувалов В. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL STANDARD “GEOGRAPHER” IN THE CONTEXT OF UNIVERSITY GEOGRAPHICAL EDUCATION

Professional standards (hereinafter referred to as PS) determine the characteristics of the qualification necessary for an employee to carry out a certain type of professional activity. They are widely used internationally including the field of education. PSs form the basis for developing vocational training programs and methods for assessing and certifying vocational training outputs. Until recently, a PS in the field of professional activity of geographers was absent in Russia reasoning for the lack of institutionalization of the profession of “geographer” with all negative results. The PS “Geographer”, developed and approved in 2020, largely solves this problem. The content and results of this work determined the purpose of the article, i.e. to analyze the experience of developing the PS “Geographer” and to conduct a preliminary assessment of its potential impact on university geographical education under constantly changing structure of higher professional education. For this, the article discusses main scientific and methodological bases of the above PS and analyzes the conceptual and institutional problems that arose during elaboration of the PS “Geographer”. The stages of its elaboration are described and labour and generalized labour functions of geographers in various spheres of economic activity are defined. The potential implications of PS adoption for the geographical education in Russian universities are assessed. Within the framework of the PS “Geographer” the functions of the interdisciplinary geographer include the main types of activities, such as performing field and survey work, preparing analytical materials, organizing geographic projects, conducting a comprehensive geographical assessment of projects and works. PS “Geographer” could play a significant role in the development of higher education in geography in Russia, as it allows universities to “tool” the education process for the most challenging and competitive areas of professional activity of graduates, taking into account the needs of regional labour markets and the opportunities for continuing education with no restrains to the narrow scope of specialization. To identify prospects for its use it is necessary to monitor the sphere of employment of those graduated from educational programs in Geography, and support the educational programs in Geography by employers. The adoption of the PS Geographer does not exclude, but presupposes further development of specialized professional standards, more adequately reflecting the specifics of certain geographical areas and spheres of activity.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ "ГЕОГРАФ" В КОНТЕКСТЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. Геогр. 2022. № 2. С. 3-15

УДК 911.2(4)

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ «ГЕОГРАФ» В КОНТЕКСТЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С. А. Добролюбов1, Н.Н. Алексеева2, О. А. Климанова3, В.Е. Шувалов4

1-4 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, географический факультет

1 Декан, чл.-кор. РАН, д-р геогр. наук; e-mail: dobroscience@yandex.ru 2 Кафедра физической географии мира и геоэкологии, зам. декана по Учебно-метод. объединению,

доц., канд. геогр. наук; e-mail: nalex01@mail.ru 3 Кафедра физической географии мира и геоэкологии, доц., канд. геогр. наук; e-mail: oxkl@yandex.ru 4 Кафедра экономической и социальной географии России, доц., канд. геогр. наук; e-mail: veshuvalov@mail.ru

Профессиональные стандарты (далее - ПС) определяют характеристики квалификации, необходимые работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Они широко применяются в международной практике, в том числе в сфере образования. ПС формируют основу для разработки программ профессиональной подготовки и методов оценки и аттестации результатов профессионального обучения. Отсутствие в России ПС в сфере профессиональной деятельности географов до последнего времени являлось причиной отсутствия институализации профессии «географ» со всеми вытекающими из этого факта негативными последствиями. Разработанный и утвержденный в 2020 г. ПС «Географ» во многом решает эту проблему. Содержание и результаты этой работы определили цель данной статьи - проанализировать опыт разработки ПС «Географ» и провести предварительную оценку его потенциального влияния на университетское географическое образование в условиях постоянно происходящих изменений структуры высшего профессионального образования. Для этого рассмотрены научно-методические основы формирования ПС; проанализированы концептуальные и институциональные проблемы, которые возникали при разработке ПС «Географ»; описаны этапы его разработки; определены трудовые и обобщенные трудовые функции, реализуемые географами в разных сферах экономической деятельности; оценены потенциальные последствия принятия собственного ПС для университетского географического образования в России. В рамках ПС «Географ» в функционал междисциплинарного географа вошли основные виды его деятельности: выполнение полевых и изыскательских работ, подготовка аналитических материалов, организация географических проектов, проведение комплексной географической экспертизы проектов и работ. ПС «Географ» может сыграть существенную роль в развитии высшего географического образования в России, так как позволяет университетам «затачивать» подготовку студентов на наиболее актуальные и конкурентоспособные сферы профессиональной деятельности выпускников-географов с учетом запросов регионального рынка труда и возможностей продолжения образования, не ограничивая при этом узкими рамками специализации. Для выявления перспектив использования разработанного ПС необходим мониторинг сферы занятости выпускников образовательных программ по географии, их поддержка со стороны работодателей. Принятие ПС «Географ» не исключает, а предполагает в дальнейшем разработку специализированных ПС, более адекватно отражающих специфику отдельных географических направлений и сфер деятельности.

Ключевые слова: география, квалификационные требования, трудовые функции, высшее географическое образование, профессиональные стандарты

ВВЕДЕНИЕ И ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ Переход в Российской Федерации к модели федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (далее - ФГОС ВО), основанной на компетент-ностном подходе, определяет необходимость более тесных связей между содержанием высшего образования и требованиями, предъявляемыми работодателями к выпускникам [Белоцерковский, 2015; Пилипенко и др., 2016].

Данную функцию в настоящее время в целом выполняет система профессиональных стандартов (далее - ПС), которая стала реально разрабатывать-

ся в России со второй половины 2000-х гг., когда появились первые ПС (2007-2008). В 2010 г. при Российском союзе промышленников и предпринимателей был создан Общественно-государственный совет системы независимой оценки качества профессионального образования, целью которого стало развитие организационных и методических оснований функционирования системы независимой оценки качества профессионального образования. В результате был принят целый ряд нормативных документов, закрепивших единый макет ПС, методику его разработки, порядок утверждения и применения [Разработка и применение..., 2014]. В 2014 г.

Указом Президента РФ создан Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, который координирует работу по повышению качества профессионального образования в России, а на своих заседаниях рассматривает проекты ПС и принимает по ним заключения, обязательные к исполнению при их утверждении Министерством труда и социальной защиты РФ.

Профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции [Трудовой кодекс РФ, ч. 2, ст. 195.1]. Разработка ПС начинается с определения основной цели конкретного вида профессиональной деятельности, а сам документ системно представляет актуальную информацию о требованиях к квалификациям, необходимым для выполнения тех или иных видов профессиональной деятельности [Блинов и др., 2010].

В перспективе ПС могут заменить Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), а также Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС), сведения из которых в настоящее время используются работодателями [Селентьева, Зиганшина, 2018].

ПС широко применяются в международной практике в сфере образования, где они формируют основу для разработки программ профессиональной подготовки и методов оценки и аттестации результатов профессионального обучения, наиболее полно и точно отвечающих современным и перспективным потребностям экономики [Лейбович, Прянишникова, 2008]. ПС являются одним из важнейших элементов в национальной системе квалификации и выступают связующим звеном между рынком труда и системой образования [Ладаускас, Сорокина, 2017].

Важное требование, определяющее связь ПС и ФГОС, содержится в новой редакции части 7 статьи 11 Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 2738 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» о том, что ФГОС ВО должны формироваться на основе ПС в части требований к профессиональным компетенциям. В общем случае, при условии сопряжения содержания двух стандартов - образовательного и профессионального - знания и умения, получаемые студентами в вузе (в соответствии с ФГОС), должны соответствовать тем квалификационным требованиям, которые отражены в ПС (при его наличии).

Подготовка географов в университетах России ведется уже более двух столетий. Становление географии как университетской науки в России было

признано уставом университетов 1804 г. [Соловьев, 1964], а первые географические кафедры были открыты в Московском университете в 1804 г., в Санкт-Петербурге - в 1819 г. В начале 1960-х гг. подготовка географов велась в 29 университетах, учителей географии - в 68 педагогических институтах [Соловьев, 1964]. Число географов, подготовленных в университетах страны, например, только в 1950-1970-е гг., исчислялось тысячами [Университетская география..., 2016]. Однако легитимизации профессии географа за все это время так и не произошло. Отсутствие данной профессии в классификаторах, квалификационных справочниках и перечнях должностей создавало до последнего времени явное противоречие: работы географической направленности с большей или меньшей активностью велись, а закрепленного статуса географа в разных сферах социально-экономической деятельности и занятости не было.

Решить вопрос о легитимизации профессии географа, в том числе путем разработки и принятия отдельного профессионального стандарта, в котором были бы отражены основные виды деятельности географов в организациях самой разной направленности, стало возможно только после утверждения в мае 2019 г. Президентом РФ В В. Путиным «Перечня поручений Президента РФ по вопросам популяризации географии». В данном документе отдельным пунктом было прописано поручение Правительству РФ: «При участии Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество», научных и образовательных организаций обеспечить подготовку предложений по определению трудовых функций специалистов в области географии в зависимости от вида их профессиональной деятельности и определению умений и знаний, необходимых для выполнения этих функций, а также проведение мероприятий по разработке профессионального стандарта «Географ» на основании названных предложений» [Перечень., 2019]. Выполнение данного поручения было организовано Русским географическим обществом (далее - РГО)1 и в целом реализовано 24 декабря 2020 г. принятием Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ № 954н «Об утверждении профессионального стандарта „Географ" (Специалист по выполнению работ и оказанию услуг географической направленности)».

1 Для разработки ПС «Географ» в январе 2020 г. была сформирована рабочая группа в составе О. Д. Прянишниковой (Центр развития профессиональных квалификаций ВНИИ труда Минтруда РФ), О.В. Царевой и А.В. Карандеева (Русское географическое общество), Н.Н. Алексеевой, О.А. Климано-вой и В.Е. Шувалова (географический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова), А.И. Екимова (АНО НИЦ «Полярная инициатива»).

Необходимо отметить, что в отсутствие ПС «Географ» последние ФГОСы по направлению подготовки «География» (уровни 05.03.02 - бакалавриат и 05.04.02 - магистратура), утвержденные Министерством науки и высшего образования РФ 7 августа 2020 г., были по необходимости частично сопряжены с такими ПС, как педагог в общеобразовательных школах, педагог дополнительного образования детей и взрослых, экскурсовод, специалист в сфере кадастрового учета, специалист в области инженерно-технического проектирования для градостроительной деятельности, специалист по вопросам благоустройства и озеленения территорий, градостроитель, специалист по применению геоинформационных систем и технологий для решения задач государственного и муниципального уровня. Указанный перечень профессий, естественно, не обладал качествами системности и лишь частично перекрывал широкое поле профессиональной деятельности географов. Действующие в настоящее время ФГОСы разрешают использовать ПС, которые в них формально не обозначены, что позволило после утверждения ПС «Географ» в целом решить данную проблему. Однако для создания отдельного стандарта «Географ» необходимо было сформулировать области профессиональной деятельности географов в различных секторах экономики, которые бы в целом не дублировали обобщенные трудовые функции из других профессиональных стандартов.

Еще одним условием разработки профессионального стандарта стала работа по внесению в Общероссийский классификатор занятий (далее - ОКЗ) изменений, предусматривающих включение в него группы занятий «Географы», а также соответствующих изменений в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) -включение вида экономической деятельности «Проведение географических исследований». Наличие подобных ОКЗ и ОКВЭД в настоящее время является обязательным для принятия ПС.

Важно отметить, что разработка содержания ПС представляла собой одновременно как нормативно-аналитическую работу, опиравшуюся в том числе на фактические данные о содержании профессиональной деятельности географов в разных организациях (этот крайне важный этап работы был выполнен РГО путем социологического анкетирования), так и работу по согласованию и учету многочисленных замечаний и предложений, поступивших в ходе публичного обсуждения профессионального стандарта от работодателей и образовательных организаций. Содержание и результаты этой работы определили цель данной статьи: проанализировать опыт разработки профессионального стандарта «Географ» и провести предварительную оценку его

потенциального влияния на университетское географическое образование в России в условиях постоянно происходящих изменений структуры высшего профессионального образования2.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В качестве основы для разработки ПС использовались государственные и отраслевые нормативные документы, в том числе Национальная рамка квалификаций Российской Федерации, 2010; Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов»; приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»; Методические рекомендации по формированию содержания профессиональных стандартов, разработанные ФГБУ «ВНИИ труда» [Волошина и др., 2020] и др.

Считается, что в основе разработки ПС лежит методика функционального анализа, в рамках ко -торой профессиональная деятельность специалиста рассматривается с точки зрения его трудовых функций, начиная с постановки цели трудовой деятельности и заканчивая определением конкретных трудовых действий. Результаты анализа профессиональной деятельности специалиста формализуются в виде функциональной карты. Каждый модуль функциональной карты - трудовая функция - содержит требования к необходимым знаниям и умениям, которыми должен владеть работник [Профессиональные стандарты ., 2013]. Разработка ПС также должна опираться на компетентностный и де-ятельностный подходы, которые позволяют системно и полноценно отразить трудовую деятельность специалиста.

Методика функционального анализа предполагает при формировании ПС выделение ряда этапов: создание рабочей группы; проведение опросов и формирование проекта функциональной карты; обсуждение проекта ПС в профессиональном сообществе, корректировка и утверждение [Олейникова, Муравьева, 2011].

При разработке содержания стандарта на основе анализа структуры практической деятельности, осуществляемой работниками в данной профессиональной области, определяются обобщенные трудовые функции (ОТФ), которые автономно может

2 Результаты работы были представлены авторами и обсуждены 26 марта 2021 г. на рабочем семинаре Учебно-методического совета по направлению «География» ФУМО по укрупненной группе специальностей и направлений «Науки о Земле».

осуществлять человек, занимающий отдельную должность. В состав ОТФ обычно входит несколько трудовых функций. Описание каждой из них осуществляется путем указания на действия, ее составляющие, а также на умения и знания, необходимые для их выполнения [Блинов и др., 2010].

Разработка ПС «Географ» включала в себя четыре этапа:

1. Проведение анкетирования работодателей и специалистов с целью разработки трудового функционала специалистов в области географии. Русским географическим обществом при методической поддержке ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России были разработаны соответствующие анкеты. В анкетировании, проведенном осенью 2019 г., приняли участие 413 юридических и 1021 физическое лицо. Юридические лица были представлены государственными компаниями, коммерческими, некоммерческими организациями и фондами, образовательными и муниципальными учреждениями. Так, в анкетировании приняли участие такие крупные компании, как ПАО «Газпром нефть», ПАО «Рус-Гидро», ПАО «Лукойл», ОАО «РЖД», ПАО «ГМК „Норильский Никель"» (включая дочерние организации), научно-исследовательские институты РАН, проектные институты и др. Большинство компаний-работодателей и физических лиц поддержали необходимость разработки и внедрения ПС «Географ». Наличие должностей с функциональными обязанностями, связанными с проведением географических исследований, а также выполнением работ и оказанием услуг географической направленности подтвердили 165 представителей юридических лиц. На основе полученных анкет были разработаны первоначальные формулировки и сформулированы трудовые функции в сфере «выполнения работ и оказания услуг географической направленности», а также возможные наименования профессий.

2. Разработка самого проекта ПС при методическом содействии ФГБУ «ВНИИ труда» (январь-март 2020 г.), включая определение перечня ОТФ, соответствующих требований к образованию и опыту практической работы. Для каждой ОТФ были также сформулированы возможные наименования должностей и профессий. Затем была проведена детализация трудовых функций и соответствующих им трудовых действий, знаний и умений.

3. Проведение профессионально-общественного обсуждения, в ходе которого поступили предложения и замечания, а также письма-поддержки от 70 организаций (март-июнь 2020 г.), в том числе от Министерства экономического развития РФ, Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Министерства финансов РФ, Совета по профессиональным квалификациям на железнодорожном

транспорте и др. Каждое замечание и предложение прошло обсуждение в рамках рабочей группы, большинство из них в той или иной степени было учтено в окончательной редакции ПС. В связи с жесткими ограничительными мерами в период пандемии коронавирусной инфекции мероприятия по обсуждению ПС проводились РГО в онлайн-форма-те на интернет-площадках, включая интерактивное совещание с большинством региональных отделений РГО.

4. После доработки проект ПС «Географ (Специалист по выполнению работ и оказанию услуг географической направленности)» был внесен в Министерство труда и социальной защиты РФ, после чего был осуществлен комплекс мероприятий по его утверждению, включая получение положительного экспертного заключения Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям.

В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта (утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 апреля 2013 г. № 170н), наименование вида профессиональной деятельности определяется с учетом ОКВЭД и ОКЗ. Но указанные классификаторы, равно как и другие действующие в Российской Федерации нормативно-правовые акты, на момент разработки ПС не содержали категории «работы географической направленности» и «услуги географической направленности». Поэтому параллельно проводилась работа по включению этих категорий в указанные классификаторы.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Содержание стандарта «Географ». Профессиональный стандарт «Географ (Специалист по выполнению работ и оказанию услуг географической направленности)» был утвержден приказом Минтруда от 24.12.2020 г. № 954н и зарегистрирован Минюстом 04.02.2021 г. (рег. № 62379). В реестре ПС Минтруда он был отнесен к области профессиональной деятельности № 10: Архитектура, проектирование, геодезия, топография и дизайн (код 10.013).

В ПС, в том числе по результатам общественного обсуждения, впервые сформулировано, что целью профессиональной деятельности географа является «системное применение географических подходов, методов, знаний и информации о компонентах и подсистемах природы и общества для целей обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны и ее регионов, пространственного планирования и выработки оптимальных управленческих решений в различных сферах экономики, культуры, общественной жизни, международных

отношений и природоохранной деятельности» [Профессиональный..., 2020].

В рамках ПС сформулированы четыре ОТФ географа (табл. 1).

ОТФ - это «модель» (типовое описание) профессии, должности, в которой представлен ключевой набор трудовых функций. Объективным основанием для выделения ОТФ является вид работ и слож-

Трудовые функции конкретной ОТФ связаны между собой, они складываются в результате разделения труда в конкретном производственном или бизнес-процессе. Каждой ОТФ, как правило, соответствует не менее двух трудовых функций, в ПС «Географ» их выделено 10. Для всех трудовых функций указаны трудовые действия (например, сбор

ность их выполнения. Каждая ОТФ охарактеризована по нескольким позициям: указаны возможные наименования должностей и профессий (например, аналитик-географ, географ-специалист в области пространственных данных для ОТФ-2); требования к образованию, опыту практической работы, особые условия допуска к работе, соотнесение с основными кодами классификаторов.

полевых данных в соответствии с выбранной методикой и инструментарием), необходимые умения и знания для ее выполнения.

Для каждой обобщенной трудовой функции приведено соответствие с действующим Общероссийским классификатором специальностей по образованию ОК 009-2016. Для первых трех обобщенных

Таблица 1

Трудовые функции географа и их соответствие уровню квалификации в профессиональном стандарте «Географ»

Обобщенные трудовые функции Уровень квалификации Трудовые функции

Выполнение изыскательских работ по получению информации физико-, экономико- и эколого-географи-ческой направленности Бакалавр Проведение полевых изысканий по сбору первичной информации географической направленности

Проведение камеральных изысканий по сбору первичной информации географической направленности

Обработка первичной информации географической направленности

Подготовка аналитических материалов географической направленности в целях оценки состояния, прогнозирования, планирования и управления природными и социально-экономическими территориальными системами Бакалавр Отбор и систематизация географической информации в целях прогнозирования, планирования и управления природными и социально-экономическими территориальными системами

Проведение комплексной диагностики состояния природных и социально-экономических территориальных систем

Организация выполнения работ и оказания услуг географической направленности, организация географических проектов Бакалавр Подготовка технического задания для выполнения работ, оказания услуг и реализации проектов географической направленности

Подбор материально-технических и кадровых ресурсов для выполнения работ, оказания услуг и реализации проектов географической направленности

Организационное сопровождение и контроль за выполнением работ, оказанием услуг и реализацией проектов географической направленности

Проведение комплексной географической экспертизы проектов и работ Магистр Проведение комплексной географической оценки результатов работ и проектов

Подготовка экспертного заключения географической направленности по проблемным ситуациям, возникающим в результате реализации стратегий и программ социально-экономической и экологической направленности на разных территориальных уровнях

Примечание. Источник: [Профессиональный..., 2020].

трудовых функций указаны направления подготовки не только в рамках укрупненной группы «Науки о Земле» (География, Картография и геоинформатика, Экология и природопользование, Гидрометеорология), но и в рамках ряда других групп, среди которых такие направления, как Туризм, Государственное и муниципальное управление, Регионо-ведение России. Для четвертой ОТФ «Проведение комплексной географической экспертизы проектов и работ» в качестве характеристики образования указан уровень магистратуры по направлениям подготовки из группы наук о Земле и специалитет по военной картографии, а также опыт проведения работ географической направленности не менее 5 лет.

Отметим, что поименованные в профстандарте ОТФ не исчерпывают весь спектр областей и видов профессиональной деятельности выпускников, освоивших программы бакалавриата и/или магистратуры по направлению подготовки «География». Если в целом анализировать требования к профессиональной подготовке для выполнения трудового функционала географа, то за исключением четвертой ОТФ профессиональный стандарт жестко не конкретизирует, а лишь обозначает необходимый минимум для «вхождения» в профессию.

Важно отметить, что впервые профессия географа соотнесена с группами занятий и ОКВЭД, в ПС приведены возможные наименования должностей, на которых могут работать географы.

Концептуальные проблемы разработки стандарта «Географ». Основная концептуальная проблема, с которой столкнулись разработчики ПС «Географ», обусловлена прежде всего чрезвычайно большим разнообразием научных направлений и систем специализации в географии и, следовательно, сфер профессиональной деятельности выпускников образовательных программ по направлению «География» бакалавриата (05.03.02) и магистратуры (05.04.02). Не случайно в кругу географов можно услышать изречение, приписываемое Н.Н. Баранскому, что география изучает объекты, явления и процессы на Земле «от геологии до идеологии».

Современная география - это многопрофильная область не только науки, но и высшего образования. Например, в университетах страны на регулярной, периодической или эпизодической основе реализуются образовательные программы бакалавриата более чем по 35 направленностям (профилям). Однако в большинстве региональных университетов России, осуществляющих подготовку географов, в последние 10-15 лет в силу разных причин (прежде всего - объединение кафедр географического профиля, часто с последующей их ликвидацией) в ходе реформы высшего образования произошел отход от относительно узкой спе-

циализации образовательных программ в сторону их комплексирования. Наиболее распространенные из них - это «Общая география» как единый профиль (25 университетов), «Рекреационная география и туризм» (21), «Физическая география и ландшафтоведение» (15), «Экономическая и социальная география» (15). Относительно узкая специализация образовательных программ еще сохранилась в ряде крупных университетов, прежде всего на географическом факультете МГУ (7 профилей бакалавриата) и в некоторых других относительно крупных географических коллективах, но это, скорее, исключение, чем правило. Поэтому с известной долей условности можно утверждать, что эпоха специализации при подготовке географов в университетах страны заканчивается. Для большинства региональных университетов, осуществляющих подготовку географов, это уже свершившийся факт. Данная тенденция, скорее всего, будет усиливаться, что связано с планами Министерства науки и высшего образования РФ по очередному укрупнению направлений подготовки и значительному уменьшению учебных часов на специализацию студентов вузов.

В ходе обсуждения проекта ПС высказывались замечания, которые можно обобщить в виде фразы «проект не раскрывает всей полноты специальности „географ"». Действительно, все разнообразие направленностей (профилей) образовательных программ (их 35), по которым ведется подготовка в вузах страны и которые указываются в дипломах выпускников-географов, при формулировке трудового функционала учесть практически невозможно. Поэтому в ПС была предложена единая линейка трудовых действий географа с последовательным усложнением функций. Заметим, что все географические науки - физическая, экономическая, социальная, политическая, культурная, рекреационная географии, геоморфология, палеогеография, крио-литология, ландшафтоведение, биогеография и т. д. (список можно продолжать) при всей их индивидуальности сохраняют общие черты географического подхода, а именно: территориальность, комплексность и использование карты как второго языка и метода исследования.

В основу разработки ПС «Географ» был положен междисциплинарный подход, позволяющий в генерализованном виде охарактеризовать деятельность географа, охватывающую практически все компоненты природы и общества. Так, в числе объектов в трудовых функциях географа указаны природные, природно-хозяйственные и социально-экономические территориальные системы.

При формулировании ОТФ и трудовых функций, чтобы не ограничивать их конкретной спецификой

физико- и экономико-географических работ и услуг, были предложены более широкие, объемлющие понятия. Так, при характеристике работ и услуг / информации введена категория «географической направленности», включающая в себя физико-, социально-, экономико- и эколого-географические работы и услуги / информацию.

В ПС нашли отражение требования к специалистам-географам, которые являются общими для профессиональной деятельности географов вне зависимости от их специализации и страновой принадлежности, а именно: наличие пространственного мышления, способность работать в междисциплинарном формате, обладание компетентными навыками полевых исследований, умение профессионально работать с пространственными данными, включая данные дистанционного зондирования, и владение современными ГИС-технологиями.

Так, при описании каждой ОТФ указаны необходимые умения и знания, обеспечивающие использование цифровых технологий при выполнении конкретной функции. Среди безусловных умений специалистов-географов указаны такие требования (из содержания разных ОТФ), как способность использовать геоинформационные системы для сбора, обработки и анализа пространственных данных; применять стандартные и специализированные программные продукты для обработки и визуализации пространственных данных, в том числе данных дистанционного зондирования Земли; применять необходимые программные продукты для извлечения географической информации, формирования баз данных параметров (показателей) состояния природных, природно-хозяйственных и социально-экономических территориальных систем для решения конкретных научных и прикладных задач.

Необходимо отметить, что принятие ПС «Гео-граф» не исключает, а предполагает в дальнейшем разработку специализированных ПС, более адекватно отражающих специфику отдельных географических направлений и сфер деятельности. Безусловно, узкие профили требуют своих ПС, которые в идеале могли бы сформировать «Отраслевую рамку квалификаций географов». Однако реализовать эту задачу в ближайшем будущем сложно в силу объективных и субъективных причин. Тем более что в настоящее время еще нет ПС для выпускников направлений наук о Земле с давно и четко закрепленным на рынке труда профессиональным функционалом (картографы, гидрологи, климатологи, океанологи, экологи и др.).

Таким образом, междисциплинарный подход к разработке ПС географа позволил сохранить единое профессиональное поле географов, отразил комплексный характер многих прикладных географических задач, касающихся как природных (физико-гео-

графические науки), так и общественных процессов (социально- и экономико-географические науки).

Профстандарт «Географ» и университетское географическое образование. В настоящее время направление подготовки «География» - второе (после «Экологии и природопользования») по числу университетов с образовательными программами по наукам о Земле: подготовка географов (бакалавриат и магистратура) ведется в 52 университетах в 48 субъектах РФ (по базе данных ФУМО «Науки о Земле»). Средний ежегодный набор в 2016-2020 гг. на бюджетные места (очная форма обучения) составлял порядка 1200-1450 человек в бакалавриат и 630-970 человек в магистратуру, с тенденцией в сторону сокращения набора по обоим уровням образования (табл. 2). Набор на программы по географии во многих университетах в настоящее время осуществляется не каждый год3. С учетом предоставленного университетам права распределять набор на бюджетные места по направлениям подготовки внутри единых контрольных цифр на УГСН «Науки о Земле», эта тенденция, к сожалению, усилилась. В результате набор на образовательные программы по географии по решению руководства университетов часто сокращается в пользу других направлений подготовки, сфера занятости которых более четко определена и на выпускников которых имеются запросы рынка труда в том или ином регионе страны.

Современная география, к сожалению, во многом утратила свою изначальную ориентацию на познание стран и районов. Это нашло свое отражение и в трансформации университетского образовательного пространства, в котором данная область подготовки, по крайней мере формально, во многом перехвачена Зарубежным регионоведением и Регионоведением России в рамках укрупненной группы 41.00.00 «Политические науки и регионоведение». Так, например, прием в бакалавриат на зарубежное регионоведение в 2021 г. осуществлялся в 44 вузах России, что на 10 вузов больше, чем прием на географию (данные интернет-портала https://vuzopedia.ru).

Негативное влияние на набор студентов на направление «География» в университетах оказывает также небольшое число выпускников школ, сдающих ЕГЭ по географии, о чем неоднократно выражалась обеспокоенность на заседаниях Попечительского совета РГО. Вопросы совершенствования высшего, основного общего и среднего общего географического образования тесно связаны. В «Концепции развития географического образования в Российской Федерации», опубликованной

3 По данным портала для абитуриентов https://vuzopedia.ru, в 2021 г. прием на направление 05.03.02 «География» был открыт в 32 вузах 29 городов, на направление 05.04.02 - в четырех вузах в четырех городах.

в 2018 г., среди проблем школьной географии указаны отсутствие комплексного подхода в изучении географии, в результате чего наблюдается разрыв между физической и социально-экономической географией; отставание содержания школьного курса географии от современных достижений в области географической науки; сохранение традиционных методик обучения и недостаточный объем практических занятий, что в итоге приводит к недооценке значимости учебного предмета «География» среди школьников [Концепция развития., 2018]. Все это привело к малой востребованности среди выпускников школ экзамена по географии в форме ЕГЭ, чему также способствовало отсутствие предмета в перечне вступительных испытаний для поступления в образовательные организации высшего образования по многим направлениям подготовки, где география необходима. Даже расширение в 2019 г.

перечня направлений подготовки, куда принимаются результаты ЕГЭ по географии в качестве экзамена по выбору, не привело к росту числа сдающих ЕГЭ, так как администрации вузов выгоднее принять результаты ЕГЭ по другим дисциплинам (например, по биологии при приеме на направление «Экология и природопользование»), прежде всего в силу малочисленности контингента абитуриентов с ЕГЭ по географии. Этот замкнутый круг, к сожалению, ведет к тому, что география находится на аутсайдер-ских позициях, уступая, как естественно-научным, так и гуманитарным и прикладным (информатика, иностранный язык) дисциплинам. Звучат рекомендации по переводу для части направлений вступительного экзамена по географии в обязательные, что могло бы помочь значительно нарастить аудиторию, охваченную ЕГЭ по географии, но пока этот вопрос пока далек от решения.

Таблица 2

Контрольные цифры приема на бюджетные места (очная форма обучения) на направление

«География» в 2016-2020 гг.

2016-2017 2017-2018 2018-2019 2019-2020

Бакалавриат 1435 1440 1414 1307

Магистратура 967 1005 938 603

Примечание. Источник: данные проектов контрольных цифр приема.

Еще одна проблема связана с кардинальными институциональными изменениями в структуре учебно-научных подразделений университетов, осуществляющих подготовку по направлению 05.00.02 «География», которые произошли за последние 20 лет. В рамках проводимых реорганизаций и укрупнений в российских университетах почти половина географических факультетов вошла в состав институтов4 и потеряла свой самостоятельный статус. Из 52 университетов только в 8 университетах остались учебно-научные структурные подразделения с названием «Географический факультет», «Факультет географии» или «Институт географии». Утрата ранее завоеванного университетского статуса и в целом позиций в большинстве университетов России привела к переходу географии с факультетского уровня на уровень кафедр, где ее стали организационно

4 Среди названий институтов слово «география», как правило, отсутствует. Распространенные названия - Институты наук о Земле и Институты естественных наук. Есть и более сложные конструкции: Институты математики, естественных и компьютерных наук; природопользования, территориального развития и градостроительства; управления, экологии и финансов; экологии и устойчивого развития и т.п.

объединять с другими направлениями подготовки (например, в Казанском федеральном университете - это кафедра географии и картографии, в Кемеровском государственном университете - кафедра геологии и географии и т.д.). В результате уровень специализации при подготовке студентов по направлению «География» резко снизился. Существенно сократился при этом и кадровый состав преподавателей. В качестве исключения можно отметить, что в 2020 г. впервые осуществлен набор в бакалавриат на новом факультете географии и геоинформационных технологий, открывшемся в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики». Но исключение, как известно, только подтверждает правило.

Тенденция на сокращение университетского географического образования в нашей стране в целом противоречит практике развития географического образования во многих странах Европы и США, лидирующих по международным профильным университетским рейтингам. Так, в Великобритании и Германии география рассматривается как комплексная область знания, интегрирующая природную и социальные ветви [Алексеева и др., 2015]. При подготовке профессиональных географов за рубежом

выделяют три наиболее значимых составляющих профессии: владение навыками полевых исследований, способность работать вне узких дисциплинарных границ и пространственное мышление [Solem et al., 2008; Hill et al., 2018], что также соответствует традициям отечественного географического образования. Уровень профессионального образования еще четыре десятилетия назад определял, например, в англосаксонском мире карьерные траектории выпускников [Lawton, 1980]. После получения первого уровня образования выпускник мог работать преподавателем географии в колледже, а получив дополнительные навыки, мог рассчитывать на работу в сфере территориального планирования, консалтинга или в финансовой сфере.

В настоящее время спектр профессиональной деятельности географов существенно видоизменился. По данным Американской ассоциации географов в США число специалистов, занятых в сферах, связанных с географией, составляет свыше 1,36 млн человек. Среди них - ГИС-специалисты (свыше 800 тыс.), специалисты в области дистанционного зондирования (свыше 72 тыс.), точного земледелия (свыше 72 тыс.), городского и регионального планирования (свыше 39 тыс.), транспортного планирования (около 40 тыс.), экологической реабилитации (85 тыс.), климатические аналитики (свыше 85 тыс.) и др. [Careers in Geography, 2021]. По оценкам Американской ассоциации географов в обозримом будущем число занятых в профессиональных областях, связанных с географией, будет и дальше расти.

В Великобритании аналогом ПС служат национальные профессиональные стандарты (National Occupational Standards) [Лейбович, Прянишникова, 2008]. В британской базе данных стандартов в сфере географии указано 29 профессий, хотя собственно профессиональный стандарт «Географ» отсутствует [Repository..., 2021]. На рынке труда навыки, получаемые географами, востребованы в сферах сельского хозяйства, охраны природы, территориального планирования, управления, маркетинга и др.

Таким образом, междисциплинарность является неотъемлемой частью подготовки географов и позволяет увязать географию с множеством других предметных областей. Поэтому неудивительно, что географы работают во многих отраслях как в частном, так и в государственном секторах. Все большее распространение получают такие направления, как комплексный региональный анализ, стратегии пространственного развития, территориальное планирование и проектирование, экологическая география и др. Фактически в этой парадигме и был разработан профессиональный стандарт «Географ», который ориентирован на «универсального геогра-

фа», способного решать актуальные географические задачи на основе синтеза естественно-научных и социально-экономических знаний с применением современных цифровых технологий.

В этих условиях встает вопрос о выстраивании новой стратегии развития географического университетского образования с акцентом на подготовку «универсального географа», способного применять целый набор современных подходов и методов исследования природы и общества - геоинформационные технологии, методы математического моделирования, обработки «больших данных», технологии машинного обучения и распознавания образов и др. Этот объективный тренд, обусловленный потребностями развития науки, свидетельствует о «дрейфе» географии в сторону информационных систем и технологий, ее дальнейшей математизации и технологизации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПС «Географ» может сыграть существенную роль в развитии высшего географического образования, так как в соответствии действующими с 2020 г. ФГОС 3++ вузы самостоятельно определяют набор профессиональных компетенций для подготовки студентов путем выбора одной или нескольких обобщенных трудовых функций из сопряженных с ними профессиональных стандартов. Это позволяет университетам «затачивать» подготовку студентов на наиболее актуальные и конкурентоспособные сферы профессиональной деятельности выпускников-географов с учетом запросов регионального рынка труда и возможностей продолжения образования.

Для определения перспектив использования ПС «Географ» необходим мониторинг сферы занятости выпускников, поддержка образовательных программ по географии со стороны работодателей и их объединений, которые могли бы оказывать необходимое давление на руководство ряда вузов, наиболее решительно проводящих политику «оптимизации» (фактически закрытия) географии как направления подготовки.

ВЫВОДЫ

Опыт разработки ПС «Географ» показал наличие в географическом сообществе различных, часто противоположных точек зрения на его целевые функции, характер и содержание. Наличие целого ряда концептуальных, институциональных, организационных и субъектно-поведенческих проблем, решить которые в рамках только одного профессионального стандарта не представляется возможным, определило при его разработке выбор модели «междисциплинарного» географа.

В рамках ПС «Географ» в функционал междисциплинарного географа вошли основные виды его деятельности: выполнение полевых и изыскательских работ, подготовка аналитических материалов,

организация географических проектов, проведение комплексной географической экспертизы проектов и работ.

Сформулированная в ПС «Географ» сфера применения профессии географа включила в себя мониторинг состояния природной среды и техногенного влияния на территории и акватории, прогноз их последствий; проведение эколого-географиче-ского консалтинга и экспертизы; оптимизацию природопользования; использование географических подходов и пространственных данных в стратегическом и пространственном планировании в государственном и корпоративном секторах экономики; пространственные исследования рынков для принятия сбытовых, логистических и инвестиционных решений, для эффективной деятельности промышленных компаний, ритейла, девелоперских проектов и многое другое.

Востребованность профессии «Географ» не вызывает сомнений, так как она обусловлена растущими потребностями в сфере стратегического и территориального проектирования, управления, экспертизы, мониторинга территориальных систем и структур разного пространственного уровня в интересах ускоренного социально-экономического и эколо-го-ориентированного развития Российской Федерации. Это определяет очередную задачу, стоящую

после принятия ПС «Географ» и институционального признания профессии «Географ», - внедрение его на рынке труда и в практической деятельности организаций.

В условиях отсутствия четко сформулированных запросов рынка труда к высшему образованию, квалификационных требований к научным работникам (не существует соответствующей отраслевой рамки квалификаций) ПС «Географ» в обобщенном виде обозначил для выпускников географических направлений квалификационные рамки, которые создают основу для планирования различных траекторий образования для получения конкретной квалификации, повышения профессионального уровня, карьерного роста и проч.

Существенная трансформация географического образовательного пространства в России определяет задачу разработки и реализации новой стратегии развития университетского географического образования в России, существенную роль в которой должен сыграть принятый ПС «Географ».

Различные формы и уровни географического образования взаимосвязаны. Поэтому сформулированные в ПС «Географ» положения необходимо учитывать не только при совершенствовании университетского, но и других уровней и форм географического образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алексеева Н.Н., Климанова О.А., Наумов А.С. Сравнительный анализ высшего географического и эколого-географического образования в России и странах зарубежной Европы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. Геогр. 2015. № 1. С. 3-11.

Белоцерковский А.В. К вопросу о согласовании образовательных и профессиональных стандартов // Высшее образование в России. 2015. № 6. С. 26-31.

Блинов В.И., Сазонов Б.А., Лейбович А.Н., Батрова О.Ф., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации. М.: ФГУ «ФИРО», 2010. 7 с.

Волошина И.А., Прянишникова О.Д., Клинк О.Ф., Зайцева О.М., Новиков П.Н. Методические рекомендации по формированию содержания профессиональных стандартов. М.: Перо, 2020. 28 с.

Ладаускас С.В., Сорокина Н.В. Профессиональные стандарты: особенности внедрения в Российской Федерации // Научный вестник Южного института менеджмента. 2017. № 2. С. 51-56.

Лейбович А.Н., Прянишникова О.Д. Профессиональные стандарты: краткий обзор зарубежного опыта // Промышленник России. 2008. № 3. С. 37-41.

Олейникова О.А, Муравьева А.А. Профессиональные стандарты: принципы формирования: назначение и структура. Методическое пособие. М.: АНО Центр ИРПО, 2011. 100 с.

Пилипенко С.А., Жидков А.А., Караваева Е.В., Серова А.В. Сопряжение ФГОС и профессиональных стандартов: выявленные проблемы, возможные подходы, рекомендации по актуализации // Высшее образование в России. 2016. № 6. С. 5-15.

Профессиональные стандарты в России: современное состояние вопроса, возможности применения / под общ. ред. В.В. Федотовой. Екатеринбург: УрФУ 2013. 51 с.

Разработка и применение профессиональных стандартов: словарно-справочное пособие / авт.-сост. А.Н. Лейбович, И.А. Волошина, П.Н. Новиков, В.М. Зуев, О.Д. Прянишникова, Е.И. Косаковская, В.И. Блинов, О.Ф. Батрова, Е.Ю. Есенина, А.А. Факторович. М.: Перо, 2014. 33 с.

СелентьеваД.О., ЗиганшинаД.Г. Профессиональные стандарты: история возникновения в России, их значение и перспективы развития // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 12-1. С. 77-80.

Соловьев А. И. Географическое образование, система подготовки специалистов-географов в вузах // Педагогическая энциклопедия. Т. 1. М.: Советская энциклопедия, 1964. Кол./Стлб. 501-506.

Университетская география в современном мире / под ред. А.С. Наумова. М.: Буки-Веди, 2016. 282 с.

Электронные ресурсы

Концепция развития географического образования в Российской Федерации. 2018. URL: https://docs.edu.gov.

ru/document/54daf271f2cc70fc543d88114fa83250 (дата обращения 12.04.2021).

Перечень поручений по вопросам популяризации географии (утв. Президентом РФ 15.05.2019 N Пр-837). URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/ orders/60537 (дата обращения 10.05.2021).

Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов». URL: https://mintrud.gov.ru/docs/government/106 (дата обращения 10.05.2021).

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов». URL: https ://mintrud. gov. ru/docs/mintrud/orders/48 (дата обращения 10.05.2021).

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 170 н от 29 апреля 2013 г. «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта». URL: https:// mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/104 (дата обращения 10.05.2021).

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 декабря 2020 г. № 954н «Об утверждении профессионального стандарта „Географ" (Специалист по выполнению работ и оказанию услуг географической направленности)». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202102040037 (дата обращения 27.06.2021).

Профессиональный стандарт «Географ» (Специалист по выполнению работ и оказанию услуг географической направленности). 2020. URL: https://docs.cntd.ru/ document/573522182 (дата обращения 10.05.2021).

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ. URL: http://tkodeksrf.ru/tkodeksrf. pdf (дата обращения 27.06.2021).

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 30.04.2021) «Об образовании в Российской Федерации». URL: https://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/ (дата обращения 27.06.2021).

Careers in Geography. American Association of Geographers, URL: http://www.aag.org/careers (дата обращения 09.07.2021).

Hill J., Walkington H., King H. Geographers and the scholarship of teaching and learning, Journal of Geography in Higher Education, 2018, vol. 42, no. 4, p. 557-572, DOI: 10.1080/03098265.2018.1515188.

Lawton D. Curriculum planning and technological change, Education + Training, 1980, vol. 22, no. 4, p. 124-124, DOI: 10.1108/eb016710.

Repository for all approved National Occupational Standards. National Occupational Standards, URL: https://www.uk-standards.org.uk/EN (дата обращения 11.07.2021).

Solem M., Cheung I., Schlemper B. Skills in Professional Geography: An Assessment of Workforce Needs and Expectations, The Professional Geographer, 2008, vol. 60, no. 3, p. 356-373, DOI: 10.1080/00330120802013620.

Поступила в редакцию 07.07.2021 После доработки 15.08.2021 Принята к публикации 27.09.2021

PROFESSIONAL STANDARD "GEOGRAPHER" IN THE CONTEXT OF UNIVERSITY GEOGRAPHICAL EDUCATION

S.A. Dobrolyubov1, N.N. Alekseeva2, О.А. Klimanova3, V^. Shuvalov4

1-4 Lomonosov Moscow State University, Faculty of Geography

1 Dean, Corresponding Member RAS, D.Sc. in Geography; e-mail: dobroscience@yandex.ru 2 Department of World Physical Geography and Geoecology, Associate Professor, Head of the Department,

Ph.D. in Geography; e-mail: nalex01@mail.ru

3 Department of World Physical Geography and Geoecology, Associate Professor, Ph.D. in Geography;

e-mail: oxkl@yandex.ru

4 Department of Economic and Social Geography of Russia, Associate Professor, Ph.D. in Geography;

e-mail: veshuvalov@mail.ru

Professional standards (hereinafter referred to as PS) determine the characteristics of the qualification necessary for an employee to carry out a certain type of professional activity. They are widely used internationally including the field of education. PSs form the basis for developing vocational training programs and methods for assessing and certifying vocational training outputs. Until recently, a PS in the field of professional activity of geographers was absent in Russia reasoning for the lack of institutionalization of the profession of "geographer" with all negative results. The PS "Geographer", developed and approved in 2020, largely solves this problem. The content and results of this work determined the purpose of the article, i.e. to analyze the experience of developing the PS "Geographer" and to conduct a preliminary assessment of its potential impact on university geographical education under constantly changing structure of higher professional education.

For this, the article discusses main scientific and methodological bases of the above PS and analyzes the conceptual and institutional problems that arose during elaboration of the PS "Geographer". The stages of its

elaboration are described and labour and generalized labour functions of geographers in various spheres of economic activity are defined. The potential implications of PS adoption for the geographical education in Russian universities are assessed. Within the framework of the PS "Geographer" the functions of the interdisciplinary geographer include the main types of activities, such as performing field and survey work, preparing analytical materials, organizing geographic projects, conducting a comprehensive geographical assessment of projects and works. PS "Geographer" could play a significant role in the development of higher education in geography in Russia, as it allows universities to "tool" the education process for the most challenging and competitive areas of professional activity of graduates, taking into account the needs of regional labour markets and the opportunities for continuing education with no restrains to the narrow scope of specialization. To identify prospects for its use it is necessary to monitor the sphere of employment of those graduated from educational programs in Geography, and support the educational programs in Geography by employers. The adoption of the PS Geographer does not exclude, but presupposes further development of specialized professional standards, more adequately reflecting the specifics of certain geographical areas and spheres of activity.

Keywords: geography, qualifications, job functions, higher geographical education

REFERENCES

Alekseeva N.N., Klimanova O.A., Naumov A.S. Sravnitel'nyi analiz vysshego geograficheskogo i ekologo-geografiche-skogo obrazovaniya v Rossii i stranakh zarubezhnoi Ev-ropy [Comparative analysis of higher geographical and environmental-geographical education in Russia and the countries of foreign Europe], Vestn. Mosk. Un-ta, Ser. 5, Geogr., 2015, no. 1, p. 3-11. (In Russian) Belotserkovskii A.V K voprosu o soglasovanii obrazovatel'nykh i professional'nykh standartov [On the coordination of educational and professional standards], Vysshee obrazovanie v Rossii, 2015, no. 6, p. 26-31. (In Russian) Blinov V.I., Sazonov B.A., Leibovich A.N., Batrova O.F., Vo-loshina I.A., Esenina E.Yu., Sergeev I.S. Natsional'naya ramka kvalifikatsij Rossiiskoj Federatsii [National qualifications framework of the Russian Federation], Moscow, FGU FIRO Publ., 2010, 7 p. (In Russian) Hill J., Walkington H., King H. Geographers and the scholarship of teaching and learning, Journal of Geography in Higher Education, 2018, vol. 42, no. 4, p. 557-572, DOI: 10.1080/03098265.2018.1515188. Ladauskas S.V, Sorokina N.V. Professional'nye standarty: osobennosti vnedrenija v Rossijskoj Federacii [Professional standards: special aspects of implementation in the Russian Federation], Nauchnyj vestnik Juzhnogo instituta menedzhmenta, 2017, no. 2, p. 51-56. (In Russian) Lawton D. Curriculum planning and technological change,

Education + Training, 1980, vol. 22, no. 4, p. 124-124. Lejbovich A.N., Pijanishnikova O.D. Professional'nye standarty: kratkij obzor zarubezhnogo opyta [Professional standards: a brief overview of foreign experience], PromyshlennikRossii, 2008, no. 3, p. 37-41. (In Russian) Olejnikova O.A., Murav'eva A.A. Professional'nye standarty: principy formirovanija: naznachenie i struktura. Me-todicheskoe posobie [Professional standards: principles of development: purpose and structure. Textbook of methods], Moscow, ANO Centr IRPO Publ., 2011, 100 p. (In Russian)

Pilipenko S.A., Zhidkov A.A., Karavaeva E.V, Serova A.V Soprjazhenie FGOS i professional'nyh standartov: vyjav-lennye problemy, vozmozhnye podhody, rekomendacii po aktualizacii [On the correlation between federal educational standards and professional standards: problems, possible approaches and recommendations on actualization], Vysshee obrazovanie v Rossii, 2016, no. 6, p. 5-15. (In Russian)

Professional'nye standarty v Rossii: sovremennoe sostojanie voprosa, vozmozhnosti primenenija [Professional standards in Russia: state-of-the-art and application possibilities], V.V Fedotova (ed.), Yekaterinburg, Ural Federal University Publ., 2013, 51 p. (In Russian)

Razrabotka i primenenie professional 'nyh standartov: slo-varno-spravochnoe posobie [Development and application of professional standards: vocabulary and reference guide], Compilers: A.N. Lejbovich, I.A. Voloshina, P.N. Novikov, V.M. Zuev, O.D. Pijanishnikova, E.I. Ko-sakovskaja, V.I. Blinov, O.F. Batrova, E.Ju. Esenina, A.A. Faktorovich, Moscow, Pero Publ., 2014, 33 p. (In Russian)

Selent'eva D.O., Ziganshina D.G. Professional'nye standarty: istorija vozniknovenija v Rossii, ih znachenie i pers-pektivy razvitija [Professional standards: the history of emergence in Russia, their value and development prospects], Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estest-vennyh nauk, 2018, no. 12-1, p. 77-80. (In Russian)

Solem M., Cheung I., Schlemper B. Skills in Professional Geography: An Assessment of Workforce Needs and Expectations, The Professional Geographer, 2008, vol. 60, no. 3, p. 356-373, DOI: 10.1080/00330120802013620.

Solov'ev A.I. [Geographical education, the system of training geographers in universities], Pedagogicheskaja en-ciklopedija [Pedagogical encyclopedia], vol. 1, Moscow, Soviet Encyclopedia Publ., 1964, Kol./Stlb., p. 501-506. (In Russian)

Universitetskaja geografja v sovremennom mire [Geography in University of the Modern World], A.S. Naumov (ed.), Moscow, Buki-Vedi Publ., 2016, 282 p. (In Russian)

Voloshina I.A., Pryanishnikova O.D., Klink O.F., Zaitseva O.M., Novikov P.N. Metodicheskie rekomendatsii po formirovaniyu soderzhaniya professional'nykh standar-tov [Methodological recommendations for the development of the content of professional standards], Moscow, Pero Publ., 2020, 28 p. (In Russian)

Web sources

Careers in Geography. American Association of Geographers, URL: http://www.aag.org/careers (access date 09.07.2021).

Federal 'nyj zakon ot 29.12.2012 no. 273-FZ (red. ot 30.04.2021) "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii"

[Federal Law of December 29, 2012 N 273-FZ (as amended on April 30, 2021) "On Education in the Russian Federation"], URL: https://legalacts.ru/doc/273_ FZ-ob-obrazovanii/ (access date 27.06.2021). (In Russian)

Koncepciya razvitiya geograficheskogo obrazovaniya v Rossijskoj Federacii [Concept for the development of geographical education in the Russian Federation], URL: https://docs.edu.gov.ru/document/54daf271f2cc 70fc543d88114fa83250 (access date 12.04.2021). (In Russian)

Perechen' poruchenij po voprosam populjarizacii geografii (utv. Prezidentom RF 15.05.2019 no. Pr-837) [The list of instructions on the popularization of geography (approved by the President of the Russian Federation on 05.15.2019 no. Pr-837)], URL: http://www.kremlin.ru/ acts/assignments/orders/60537 (access date 10.05.2021). (In Russian)

Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 22 jan-varja 2013 g. no. 23 "O Pravilah razrabotki i utverzh-denija professional'nyh standartov" [Resolution of the Government of the Russian Federation of January 22, 2013 no. 23 "On the Rules for the Development and Approval of Professional Standards"], URL: https://mintrud. gov.ru/docs/government/106 (access date 10.05.2021). (In Russian)

Prikaz Ministerstva truda i social'noj zashhity Rossijskoj Federacii ot 12 aprelja 2013 g. no. 148n "Ob utverzh-denii urovnej kvalifikacii v celjah razrabotki proektov professional'nyh standartov" [Order of the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation dated April 12, 2013, no. 148n "On the approval of qualification levels in order to develop draft professional standards"], URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/ orders/48 (access date 10.05.2021). (In Russian)

Prikaz Ministerstva truda i social'noj zashhity Rossijskoj Federacii ot 24 dekabrja 2020 g. no. 954n "Ob utver-zhdenii professional'nogo standarta "Geograf" (Specialist po vypolneniju rabot i okazaniju uslug geogra-ficheskoj napravlennosti)" [Order of the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation of December 24, 2020, no. 954n "On the approval of the professional standard "Geographer" (Specialist in the execution of works and the provision of services of the geographical focus)"], URL: http://publication.pra-vo.gov.ru/Document/View/0001202102040037 (access date 27.06.2021). (In Russian)

Prikaz Mintruda Rossii no. 170 n ot 29 aprelja 2013 g. "Ob utverzhdenii metodicheskih rekomendacij po razrabotke professional'nogo standarta" [Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation, no. 170n dated April 29, 2013 "On approval of methodological recommendations for the development of a professional standard"], URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mint-rud/orders/104 (access date 10.05.2021). (In Russian)

Professional'nyj standart "Geograf" (Specialist po vypolneniju rabot i okazaniju uslug geograficheskoj napravlennosti) [Professional standard "Geographer" (Specialist in the execution of works and the provision of services of the geographical focus), URL: https://docs. cntd.ru/document/573522182 (access date 10.05.2021). (In Russian)

Repository for all approved National Occupational Standards. National Occupational Standards, URL: https:// www.ukstandards.org.uk/EN (access date 11.07.2021).

Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii ot 30 dekabrja 2001 g. no. 197-FZ [Labour Code of the Russian Federation of December 30, 2001 no. 197-FZ], URL: http://tkodeksrf. ru/tkodeksrf.pdf (access date 27.06.2021). (In Russian)

Received 07.07.2021 Revised 15.08.2021 Accepted 27.09.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.