УДК 7.07
С. Ю. Лавренчук
Профессиональный путь балерины Н. В. Тимофеевой на материале фотографических коллекций государственных архивов и музеев России
Творческий путь Нины Владимировны Тимофеевой (1935, Ленинград, СССР — 2014, Иерусалим, Израиль) — выдающейся балерины, народной артистки СССР, выпускницы Ленинградского хореографического училища (ЛХУ) 1953 г., балерины Кировского театра (1953-1956) и Большого театра (1956-1989) — пришелся на время золотого века русского балета. Ярко проявив свое дарование еще во время учебы в Ленинградском хореографическом училище у педагога Н. А. Камковой, Тимофеева была приглашена вначале в Кировский театр, а затем в Большой, где сразу стала исполнять ведущие партии. Несмотря на свою молодость и то, что в Большом театре она работала лишь первый год, балерина приняла участие в первых широко известных триумфальных гастролях театра в Лондоне в 1956 г. Заменив невыездную М. М. Плисецкую, Нина Владимировна блестяще исполнила партию Одиллии — Одетты в балете
Ил. 1. Неизвестный автор. Н. Тимофеева в партии Одиллии из балета «Лебединое озеро». 1954. © РОСФОТО
«Лебединое озеро». Как известно, эти гастроли положили начало многочисленным зарубежным гастролям Большого театра, в которых с неизменным успехом выступала Тимофеева. На нее ставили балеты выдающиеся хореографы того времени: Ю. Григорович, К. Гойлезовский, Л. Лавровский, О. Виноградов, а композитор К. Молчанов специально для нее написал балет «Макбет», поставленный на сцене Большого театра в 1980 г. В. Васильевым.
Яркая и успешная творческая жизнь балерины нашла отражение в балетной фотографии. Рост интереса к балетному искусству в СССР и за рубежом сопровождался увеличением числа публикаций о балете в периодических изданиях, а фотографические изображения сцен из балетов не только иллюстрировали текст, но и зачастую публиковались отдельно. Причем речь идет как о специализированных изданиях, посвященных театру, музыке и балету, так и об ежедневно выходящих центральных и региональных газетах и журналах [1]. Особого внимания заслуживают внутрикорпоративные издания Кировского («За советское искусство») и Большого («Советский артист») театров, публиковавшие целые подборки фотографий, особенно в связи с премьерами и возобновляемыми постановками балетов.
При этом коллекции фотографий, безусловно, характеризуют и отражают не только профессиональный и жизненный путь балерины, но и ход развития советского балетного искусства, а также историю развития балетной фотографии в СССР.
Балетная карьера Нины Владимировны Тимофеевой в СССР насчитывает 36 лет (1953-1989). Она состоит из двух периодов: ленинградского, начиная с обучения в Ленинградском хореографическом училище (ЛХУ) и работы в Кировском театре после его окончания в 1953 г., и московского — в связи с переходом в Большой театр в 1956 г. Фотографические коллекции, сохранившиеся в государственных архивах и музеях Санкт-Петербурга и относящиеся к ленинградскому периоду творчества, немногочисленны, хотя и достаточно представительны. Они входят в коллекции Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга (ЦГАКФФД СПб) и Государственного музейно-выставочного центра РОСФОТО.
К первым из установленных изображений Нины Владимировны в фондах государственных музеев и архивов России относятся фотоизображения, хранящиеся в ЦГАКФФД СПб. Самым ранним из них является снимок 1952 г. известного ленинградского, а затем московского фотографа Сергея Ивановича Смирнова (1923-2016) «Ученица класса педагога Н. А. Камковой Нина Тимофеева во время исполнения концертного номера». Свой первый профессиональный снимок «Балетмейстер Мариинского театра Леонид Лавровский встречает на Исаакиевской площади приехавших на гастроли в Ленинград Ольгу Лепешинскую и Владимира Преображенского» Смирнов опубликовал в ноябре 1945 г.: [2]. В архиве ЦГАКФФД СПб
Ил. 2. Неизвестный автор. Балет «Асель». Н. Тимофеева в роли Асели и Б. Акимов в роли Ильяса. 1970. © Государственный музей истории Санкт-Петербурга
хранится 1270 изображений, сделанных этим фотографом, предпочитавшим, кстати, чтобы его называли фотокорреспондентом. Примерно половина из них посвящена балету. На них запечатлены сцены из балетных спектаклей, а также балетные исполнители, находящиеся на отдыхе или на официальных мероприятиях. Наиболее часто на фотоизображениях встречаются Наталия Дудинская и Константин Сергеев, Галина Уланова, на нескольких фотографиях — Агриппина Ваганова, иногда — с ученицами. И лишь на одной фотографии из всех представленных изображений, сделанных С.И. Смирновым, — ученица Ленинградского хореографического училища, 16-летняя Нина Владимировна Тимофеева в па де ша вариации из балета «Лауренсия» в хореографии В. Чабукиани. Интересно отметить, что сама балерина в своей книге воспоминаний «Мир балета», вышедшей в 1993 г. [3, с. 222], ничего не пишет об этом выступлении, а только о своем первом участии в большом балете «Щелкунчик», в котором она выступала на сцене Кировского театра в школьном спектакле, а также о концертном номере «Царство теней» из «Баядерки» на сцене Большого зала Ленинградской филармонии, состоявшемся в том же году. Однако в 1956 г., т. е. спустя четыре года после школьного выступления в партии Лауренсии, П. А. Гусев, художественный руководитель балетной труппы Большого театра, пригласил Тимофееву в Москву, предложив танцевать именно эту партию; и Нина Владимировна впоследствии с успехом танцевала ее в Большом театре почти 10 лет — с 1957 по 1965 г. О репетициях спектакля на сцене Большого театра
Нина Владимировна сразу после переезда в Москву писала Т. Вечесловой [4], а о самом выступлении с Чабукиани, хореографом и первым исполнителем главной мужской партии, она рассказала в своей книге «Мир балета: История, творчество, воспоминания» [3, с. 236].
Исполнению партии Маши в балете «Щелкунчик» посвящены пять фотографий из коллекции ЦГАКФФД СПб (фотограф неизвестен). На трех из них Тимофеева запечатлена с партнером И. В. Уксусниковым. Фотографии относятся к 1954 г., когда Нина Владимировна была принята в труппу Кировского театра и успешно станцевала эту партию, заменив заболевшую балерину. Единственное из имеющихся в коллекции РОСФОТО изображений Тимофеевой датировано тем же годом (ил. 1). Автор снимка неизвестен. Балерина представлена в партии Одиллии в балете «Лебединое озеро», которую она также исполнила «с одной репетиции» в связи с болезнью исполнительницы. Все шесть фотографий периода работы Нины Владимировны в Кировском театре выполнены в студии, балерина изображена в различных позах в сценических костюмах. Перипетии, связанные с названными выступлениями, отражены в личном деле балерины, хранящемся в фонде Мариинского театра Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб) [7].
Московский период работы балерины, являющийся гораздо более протяженным по времени (с 1956 по 1989 г.), приходится, во-первых, на расцвет и зрелость как самой балерины, так и всего советского балетного театра, а во-вторых, можно сказать, и на расцвет балетной фотографии, что было связано с повышенным интересом к советскому балетному искусству в советском обществе и за рубежом, масштабными зарубежными гастрольными поездками, началом «эры Ю. Н. Григоровича» в Большом театре, а также с появлением в его балетной труппе целой плеяды выдающихся артистов: М. Плисецкой, Н. Тимофеевой, М. Лиепы, В. Васильева, Е. Максимовой, Н. Бессмертновой, М. Лавровского и др. Кроме того, в это же время в балетную фотографию в качестве фотографов пришли балетные танцовщики — именно они, по меткому выражению главного редактора газеты «Большой театр» Анны Галлайда, «оторвали балерину от стенки, которую на фотографиях она неизменно подпирала со времени изобретения дагерротипа» [5].
Один из музеев нашего города — Государственный музей истории Санкт-Петербурга, вопреки своему названию, хранит фотоизображения московского периода балетного творчества Нины Тимофеевой: партии Мирты в спектакле «Жизель» (1965), Асели в балете «Асель», где она запечатлена совместно со своим партнером по балету Б. Акимовым в (1970) (ил. 2), Эгины в балете «Спартак» (1973), Одиллии в постановке «Лебединое озеро» с М. Лиепой (1977). Причем фотографии сцен из балетов «Жизель» и «Лебединое озера» традиционно сделаны в студии, а «Асель» и «Спартак» — непосредственно на спектакле или его генеральной репетиции. Из всех фотографий только одна, 1965 г., имеет установленное авторство — Л. Жданов, Б. Борисов. Леонид Тимофеевич Жданов (1927-2010) — это артист балета, педагог, фотохудожник, брат Ю. Т. Жданова, партнера Н. В. Тимофеевой по ряду балетов.
Среди архивов и музеев, находящихся за пределами Санкт-Петербурга, можно выделить Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П. И. Чайковского, который сосредоточился на сборе и хранении изображений исполнителей ведущих партий в балетах, поставленных на музыку П. И. Чайковского. Например, в его коллекции хранится более 1900 экспонатов, связанных с балетом «Лебединое озеро», включающих
афиши, программы, либретто, нотные издания и т. д. Фотоизображения Нины Владимировны в указанной коллекции охватывают 20-летний период ее творчества — с 1957 по 1977 г. — период работы в Большом театре. Все фотографии выполнены в студии. Лишь одна из них запечатлела исполнителей в балете «Щелкунчик» (Маша — Н. В. Тимофеева, Щелкунчик — Ю. Т. Жданов) на сцене Русского фестиваля музыки и танца, проходившего в США и Канаде в июле — августе 1959 г. (фотограф неизвестен). На всех остальных фотографиях из коллекции музея Нина Владимировна изображена в партии Одетты или Одиллии из балета «Лебединое озеро». Большинство снимков относятся к 1957 г., т. е. спустя год после ее перехода на работу из Кировского в Большой театр и последовавшего за этим успешного выступления в данной партии на первых триумфальных гастролях труппы Большого театра в Лондоне. Кроме того, имеется один снимок, выполненный в 1958 г., два — в 1966 г. и еще один — в 1977 г. На последнем — Тимофеева с М. Лиепой в партии принца Зигфрида. Среди авторов изображений — А. Батанов, Б. Борисов, А. Макаров. Александр Макаров (1936-1998) — фотограф, фотожурналист. С 1962-го и до конца жизни работал штатным фотокорреспондентом агентства печати «Новости» (АПН). Наибольшую известность фотожурналисту принесли его работы в области искусства, и прежде всего балета [6].
Балет «Лебединое озеро» сыграл исключительную роль в творческой судьбе Нины Владимировны Тимофеевой. По количеству ее выступлений в заглавных партиях в этом балете (Одетты и Одиллии) только на сцене Большого театра СССР и Кремлевского дворца съездов «Лебединое озеро» уступает лишь балету «Спартак», в котором Тимофеева исполнила самую известную и прославившую ее партию Эгины, став первой исполнительницей роли в балете Ю. Н. Григоровича.
В книге воспоминаний Нина Владимировна написала: «Я выступала в „Лебедином озере" (ил. 4) так много и настолько свыклась с ролью Одетты — Одиллии, что в какой-то момент решила не танцевать ее больше. Так и сделала. А самое первое исполнение этой партии запомнилось на всю жизнь...» [3, с. 224].
В личном деле Нины Владимировны в ЦГАЛИ СПб содержатся документы, подробно описывающие драматические события, предшествующие незапланированному,
но очень успешному дебюту Нины Владимировны в балете «Лебединое озеро» на сцене Кировского театра в 1954 г.: «В выходной день 09.06. с. г. в 17 часов солистка балета Кириллова сообщила о том, что она взяла больничный лист, ввиду чего спектакль балет „Лебединое озеро", назначенный на 10.06, был поставлен под серьезную угрозу срыва. Только утром 10.06 руководство балета смогло предложить артисткам балета Осипенко и Тимофеевой срочно заменить заболевшую исполнительницу. Исполнение этих партий двумя артистками было вызвано невозможностью для одной артистки в день спектакля подготовить обе партии. Артистки Осипенко и Тимофеева с честью выполнили задание руководства и выступили в спектакле на высоком профессиональном уровне» [7, л. 10]. Это выступление не осталось незамеченным и нашло отражение в целом ряде публикаций: «Успех молодой балерины» балетоведа В. М. Красовской [8], «Дебют молодой балерины» актрисы Александринского театра народной артистки СССР профессора Е. И. Тиме [9]. В своей книге «Дороги искусства», вышедшей 8 лет спустя, в 1962 г., Елизавета Ивановна, обращаясь к своей статье, писала: «О первом выступлении Н. Тимофеевой в „Лебедином озере" мне довелось написать в газете „Советская культура". Я писала тогда о несомненных способностях девушки и выразила уверенность в ее предстоящих хореографических победах. Я счастлива, что мои надежды оправдались и дарование Тимофеевой было так ярко отмечено у нас и за рубежом» [10, с. 71],
В личном фонде Е. И. Тиме в ЦГАЛИ также хранятся ее воспоминания о Н. В. Тимофеевой, где она описывает ситуацию, предшествующую переходу балерины в Большой театр: «Успешное исполнение партии в „Лебедином озере" в Ленинграде вызвало приглашение летом 1955 г. на дебют в Москву, который решил ее дальнейшую судьбу» [11]. Этот дебют на сцене Большого театра в спектакле «Лебединое озеро» был подробно описан и в большой статье московского балетоведа Б. А. Львова-Анохина, опубликованной в газете «Московский комсомолец».
В публикациях газеты «Советский артист» (издания Большого театра СССР) отражена тщательная подготовка труппы к долгожданным первым зарубежным гастролям в Лондоне в 1956 г., однако имя Нины Владимировны в списке участников не значилось. Как известно, она заменила невыездную М. М. Плисецкую в балете «Лебединое
озеро». Благодаря этой партии Тимофеева получила мировую известность и признание как «самая молодая представительница „Большого балета" в едва ли не самом традиционном спектакле советского репертуара», что нашло широкое отражение и в отечественной, и в зарубежной периодической печати. Особенно большое впечатление произвела она на зрителей в третьем акте балета в роли Одиллии. «Огонь и ртуть», «черный алмаз», писали о Тимофеевой английские газеты. Балетный критик британской газеты Daily Herald Эндрю Смит отмечал: «Девушка 21 года играла ведущую роль в балете Большого театра „Лебединое озеро" вечером 8 октября и заслужила величайшие овации из всех, какие когда-либо получал какой-либо артист в Королевской опере» [12].
В ряде последующих гастролей Большого театра Нина Тимофеева продолжала исполнять эту партию поочередно с М. Плисецкой, когда та тоже стала выезжать за рубеж, что дало возможность зарубежным балетоведам сравнить две интерпретации роли. Так, выдающийся американский танцевальный критик газеты «Нью Йорк Таймс» Джон Мартин писал о первых гастролях в США Большого театра в 1959 г.: «Нина Тимофеева буквально покорила зрителей в роли Одетты — Одиллии. Там, где накануне превосходная Плисецкая, казалось, нашла средства сдержанной трактовки роли, Тимофеева пленяла зрителей непосредственностью своего танца. Она в роли Одетты была драматически трогательной с некоторым оттенком романтической грусти, сквозившей в красноречивых движениях ее тела. Особенно хороши ее руки. Ее способность управлять своими движениями настолько превосходна, что она совершенно свободно и убедительно создает характер, несмотря на жесткие требования хореографии. Ее Одиллия убедительна, резка, коварна и бесчеловечна. То, что она делает в знаменитом па-де-де, войдет в историю балета. Она делает 32 фуэте, буквально не сходя с места в максимально бравурном темпе. Какая техника! Какая артистка!» [13].
По одному экземпляру снимка солисток балета Большого театра (в числе которых — Нина Тимофеева), сделанного в связи с гастролями балетной труппы Большого театра в Нью-Йорке в 1959 г., хранится в коллекциях двух других московских музеев — Государственного исторического музея и Российского национального музея музыки. В Российском национальном музее музыки также хранятся три изображения балерины в партии из балета «Лебединое озеро». Одно, студийное, в образе Одиллии, датировано 1957 г.; другое, выполненное во время спектакля, где Тимофеева запечатлена в паре с Н. Фадеечевым в партии принца (оба снимка сделаны неизвестными авторами), — 1961 г. На третьем снимке балерина изображена в партии Одетты; снимок сделан в 1970-1980-е советским и российским фотографом Л. Л. Педенчук (1940-2023), которая почти всю жизнь проработала официальным фотографом Большого театра.
Преобладающее большинство — 44 фотографии из коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга — это сцены из спектаклей, поставленных с участием Н. В. Тимофеевой в главных партиях в конце 1960-х — 1980-е гг. в Большом театре: Асель из балета «Асель» — 1966 г., з фотографии (ил. 3); Мехменэ Бану из балета «Легенда о любви» — 1965 г., 2 фотографии; Эгины из балета «Спартак» — 1968 г., 10 фотографий; Беатриче из балета «Любовью за любовь» — 1976 г., 11 фотографий; леди Макбет из балета «Макбет» — 1980 г., 18 фотографий. Таким образом, чем позднее был поставлен балет, тем большее количество снимков содержится в коллекции музея. В отличие от сделанных в студии фотографий, запечатлевших статичные позы балерины второй половины 1950 — начала 1960-х гг., данные фотографии выполнены непосредственно
Ил. 4. Неизвестный автор. «Лебединое озеро». Н. Тимофеева в роли Одиллии. М. Лиепа в роли принца Зигфрида. 1977. © Государственный музей истории Санкт-Петербурга
во время спектаклей и часто демонстрируют не только дуэты исполнителей, но многофигурные сцены из балетов, а также имеют подписи, к какому акту балета относится та или иная сцена. Кроме двух цветных фотографий, атрибутированных 1976-1980-ми гг., из балета «Любовью за любовь», поставленного В. Боккардо на музыку Т. Хренникова, в котором Н. В. Тимофеева исполнила роль Беатриче, у всех остальных фотоизображений установлено авторство: снимки принадлежат фотографам А. Конькову (фотокорреспонденту ТАСС), Ю. Зеньковичу, А. Батанову, А. Степанову и Г. Соловьеву. Наибольшую известность из них получил последний — Георгий Федорович Соловьев (1929-2010), с 1947 по 1969 г. — артист балета, фотограф Большого театра, с 1969 по 1983 г. — фотограф-художник при Большом театре. Он неоднократно публиковался в периодических изданиях «Балет», «Большой театр», «Советский артист» и во многих книжных изданиях. Главный редактор газеты «Большой театр» А. Галайда отмечает, что «...Георгий Федорович был одним из первых, пришедших с фотокамерой не в студию, а в театральный зал в те еще недалекие времена, когда зрительский глаз был приучен к павильонной съемке, красоте статики, против которой восставала сама природа балета» [5].
Представляется достаточно интересным, что в коллекции фотоизображений музея хранятся фотографии, запечатлевшие сцены из балета «Спартак» и первой постановки Л. Якобсона в 1958 г., где Тимофеева исполнила роль Фригии, и знаменитой постановки 1968 г. Ю. Григоровича,
в которой она стала первой исполнительницей партии Эгины. Нина Владимировна писала в своих воспоминаниях о значимости этой постановки и хореографа в своей творческой судьбе: «Новый мир в балете открыл для меня Юрий Николаевич Григорович... Роли Хозяйки Медной горы и Мехменэ Бану были для меня этапными, знаменовали мое становление в балетном искусстве, а партия Эгины в „Спартаке" явилась решающей. Разве можно забыть наслаждение, которое приносила каждая репетиция этого балета, а потом и каждый спектакль!.. Никогда не забыть, как часами искали и отрабатывали мы то или иное движение, ту или иную позу, тот или иной поворот головы, взгляд, наконец.» [3, с. 284-286].
Не менее значимой в жизни и творчестве Н. В. Тимофеевой стала партия леди Макбет в балете 1980 г., поставленном в ГАБТ В. Васильевым на музыку К. Молчанова: «Роль леди Макбет — последнее, что я сделала в театре. Эта партия очень разноплановая, и, наверное, несколько приниженной была бы ее трактовка только в плане трагическом. Этот образ строился на накале страстей. „Макбет" был первым и единственным балетом моего мужа, Кирилла Владимировича Молчанова, который он написал в своей жизни. Написал для меня. До этого он создал много произведений в разных жанрах — оперы, вокальные циклы, песни, но к балетной и как таковой симфонической музыке не обращался. И поэтому первый в его творчестве балет произвел на всех видевших и слышавших его большое впечатление. Достался нам этот спектакль.
очень тяжело, и получился он тяжелым.....Столько мы
вложили в эту работу труда, столько стоила она нам мук, столько затрачено было сил и энергии, что поистине создавался балет кровью. Кровью Кирилла Владимировича и моей» [3, с. 302-303]. В Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства снимков Тимофеевой, исполняющей партию леди Макбет в балете К. Молчанова (1922-1982), хранится приблизительно в два раза больше, чем снимков ее заглавных партий в балетах «Спартак» А. Хачатуряна (1903-1978) и «Любовью за любовь» Т. Хренникова (1913-2007). Возможно, это объясняется тем фактом, что Т. Хренников написал в общей сложности пять балетов, А. Хачатурян — четыре, тогда как К. Молчанов — только один балет «Макбет».
Наибольшее количество фотоизображений балерины Нины Владимировны Тимофеевой — около 90 единиц, — охватывающих период с 1957 по 1985 г., находится в Государственном центральном Театральном музее им. А. А. Бахрушина. Треть из них составляют фотоизображения, сделанные на отдыхе во второй половине 1950-х — 1960-е гг., на которых мы уже подробно останавливались в статье «Фотообразы как зеркало взаимоотношений: Н. В. Тимофеева и Г. С. Уланова» [14]. Около 50 фотографий из коллекции Бахрушинского музея, запечатлевших Нину Владимировну Тимофееву в различных партиях в балетах Большого театра, выполнены целым рядом фотографов, чьи имена в основном приводятся в описании фотоизображений: О. Г. Табачникова, А. А. Степанов, Ю. Зенкович, В. Г. Бочарников, А. П. Клюшкина, Л. Т. Жданов, Доменик Роджер (Domenique Roger), Б. Борисов, А. Ю. Дубнов. Наиболее известным из них является Евгений Петрович Умнов (1919-1975) [15], с 1950 по 1975 г. — сотрудник журнала «Огонек». Его фотографии публиковались в АПН, журналах «Советский Союз», «Театр», «Балет», «Советское фото», «Крестьянка» и многих других, с его снимками издавались альбомы по искусству. Фотографии Умнова использованы в книгах о балете Большого театра, альбомах, посвященных творчеству ансамбля под руководством Игоря Моисеева, и многих других. Балет — сквозная тема
V
Ил. 5. Л. Жданов, Б. Борисов. Народная артистка РСФСР Н. Тимофеева в роли Мирты. Балет «Жизель». 1965. © Государственный музей истории Санкт-Петербурга
в его творчестве, с первых съемок в 1946 г. и до вершин фотографического мастерства. Подробно охарактеризовал эту сторону творчества Умнова главный балетмейстер Большого театра Юрий Григорович в десятом номере «Советского фото» за 1972 г.: «Он знает и чувствует театр, отыскивает свой угол зрения для каждой съемки, исходя из собственного замысла и характера сцены, спектакля, актера. <.> У него кухня театра не менее театральна, чем сами спектакли, жизнь за кулисами, в мастерской хореографа предстает как продолжение сценической жизни» [15]. Таким образом хореограф подчеркнул значение и роль балетной фотографии и лучших фотографов для балетного театра.
Единственным зарубежным автором, запечатлевшим на своих снимках Нину Владимировну Тимофееву на балетной сцене, стал Доменик Роджер (Domenique Roger; 1950 г. р) [16], который до 1992 г. работал в ЮНЕСКО. На торжественном вечере в честь Г. С. Улановой, организованном ЮНЕСКО в парижском концертном зале «Плейель» 16 ноября 1981 г., он снял поклоны артистов, в том числе Н. В. Тимофеевой, после премьеры балета «В честь Улановой» (хореография Владимира Васильева).
На большинстве фотоизображений, хранящихся в Бахрушинском музее, Нина Владимировна Тимофеева запечатлена в ведущих партиях 14 балетов за почти 20-летний период ее работы в Большом театре: «Лебединое озеро», «Жизель» (ил. 5), «Асель», «Раймонда», «Дон Кихот», «Пламя Парижа», «Сказ о каменном цветке», «Каменный цветок», «Лауренсия», «Легенда о любви», «Шопениана»,
«Этюд», «Спартак», «Макбет», а также в одном балете Новосибирского театра оперы и балета — «Ромео и Джульетта», в котором на его гастрольном показе в Москве Тимофеева исполнила партию Джульетты. Наибольшее количество снимков — 24 (практически половина от всего количества фотоизображений сцен из балетов с участием Нины Владимировны) — относится к балету «Спартак», что, безусловно, отражает значимость этого балета как в профессиональной жизни Тимофеевой, так и в истории Большого театра, истории советского и всего мирового балетного искусства того времени.
Еще одним государственным архивом, в котором в шести фондах, преимущественно личного происхождения (коллекциях В. В. Федорова, Н. И. Никитина, Л. М. Лавровского, В. Н. Пожарнова), представлены фотоизображения Нины Владимировны Тимофеевой, является Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ).
В фонде театрального деятеля В. В. Федорова (18911973) отложились фотографии из балета «Лебединое озеро» (1957) с участием балерины, а также изображения участников гастрольной поездки в Лондон (1956): на аэродроме в Москве и в Ковент-Гардене. В фонде критика Н. И. Никитина (псевдоним — Н. Калитин) (1902-1966) хранятся фотоизображения ленинградского периода жизни и творчества Нины Владимировны: в ролях Одиллии из балета «Лебединое озеро» и Маши из балета «Щелкунчик», а также на занятиях в балетном классе Ленинградского государственного академического театра оперы и балета (ЛГАТОБ) им. С. М. Кирова в первой половине 1950-х гг. Кроме того, в данном фонде имеются три фотографии московского периода ее деятельности: в роли Одетты из балета «Лебединое озера» Большого театра второй половины 1950-х гг.
Фонд театроведа В. Н. Пожарнова (1941-1987) содержит три фотографии Н. В. Тимофеевой 1960-х гг. «в роли и в жизни» и фотографию с вечера, посвященного 30-летию творческой жизни Г. С. Улановой в Большом театре, где Нина Владимировна запечатлена в группе артистов.
Наибольшее количество изображений хранится в фонде балетмейстера Л. М. Лавровского (1905-1967). Все они относятся к периоду с конца 1950-х гг. по 1967 г. Это фотографии с репетиций и спектаклей поставленного хореографом Большого театра в 1961 г. балета «Ночной город», первой исполнительницей главной партии в котором стала Тимофеева. Кроме того, в фонде имеются групповые изображения творческих работников Большого театра, в том числе Л. М. Лавровского и Н. В. Тимофеевой, и фотографии с репетиций других спектаклей с участием Нины Владимировны. Подробное описание коллекции фотографических изображений Нины Владимировны Тимофеевой из фондов РГАЛИ будет представлен позднее в качестве результата дальнейших исследований.
Таким образом, в государственных архивах и музеях России хранится значительный корпус фотоизображений выдающейся балерины второй половины XX в. народной артистки СССР Нины Владимировны Тимофеевой. Эти фотографии подробно раскрывают ее профессиональный путь на протяжении почти 40 лет! От первых школьных успешных выступлений на Ленинградской сцене в самом начале 1950-х гг. до выступлений на мировых балетных сценах начала 1980-х. От самых часто исполняемых в мире партий, как Одетта — Одиллия в балете «Лебединое озеро» в 1950-1960-х гг., до партии Эгины в прославленном балете Ю. Н. Григоровича «Спартак» конца 1960-х — начала 1980-х гг. и леди Макбет в балете «Макбет», специально написанном и поставленном для нее. Коллекции фотоизображений отражают развитие и раскрытие в первую
очередь драматических способностей балерины, ее профессиональный путь, а также историю балета Кировского и Большого театров, развитие советского и мирового балета и балетной фотографии второй половины XX в.: от статичных поз балерины в сценах из главных классических балетов русского балетного театра, запечатленных при студийных съемках по преимуществу неизвестными авторами, до фотографий, сделанных выдающимися мастерами балетной фотографии непосредственно на репетициях балетов или во время спектаклей.
Литература
1. Лавренчук С.Ю. Жизненный и творческий путь личности в публикациях советской периодической печати второй половины XX века (на примере балерины Кировского и Большого театров, народной артистки СССР Н.В. Тимофеевой (1935-2ol4 г.)) // Сберегая прошлое, создаем будущее: материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 265-летию Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки, 21-22 октября 2o2l г.: [электронный ресурс] / С.-Петерб. гос. Театр. б-ка. Санкт-Петербург, 2o22. С. 66-84. URL: http:// lib.sptl.spb.ru/ru/nodes/12888-sberegaya-proshloe-sozdaem-buduschee (дата обращения: o3.11.2o23).
2. Сайченко М. Умер старейший советский и российский фотокорреспондент Сергей Иванович Смирнов // LIFE: [сайт]. URL: https://life.ru/p/897877?ysclid=laox3oo3a975877322l (дата обращения: o3.11.2o23).
3. Тимофеева Н. В. Мир балета: История, творчество, воспоминания. М.: Терра, l993. 368 с.
4. Письмо Н. В. Тимофеевой Т. М. Вечесловой от o4.o2.1956 // Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства. Фонд «Рукописи и документы». Личные фонды. Ф. 24o. СПбГМТМИ ГИК 15843 (Вечеслова Т. М.).
5. Галлайда А. Г. Фото Георгия Соловьева // Балет глазами Анны Галайда: [сайт]. URL: https://angalayda.narod.ru/ soloviov.htm (дата обращения: o3.11.2o23).
6. Александр Макаров // Отражение: [сайт]. URL: https://ergofoto.ru/articles/people/aleksandr-makarov-4o?ysclid=laoyhf¡4up4l6l7o876 (дата обращения: o3.11.2o23).
7. ЦГАЛИ СПб. Ф. Р-337 (Государственный академический Мариинский театр). Оп. 3 (Опись личных дел творческого состава). Д. 7ol (Тимофеева Нина Владимировна — артистка балета).
8. Красовская В.М. Успех молодой балерины // Смена 1954. 11 июля (№ 163). С. 3.
9. Тиме Е.И. Дебют молодой балерины // Советская культура l954. 2 окт. (№ ll8). С. 3.
10. Тиме Е.И. Дороги искусства. М.; Л.: Всероссийское театральное общество, 1962. 3o6 с.
11. ЦГАЛИ СПб. Ф. Р-235 (Тиме Елизавета Ивановна (1884-1968) — актриса). Оп. 1. Д. 94 ((Балерина Нина Тимофеева). Машинопись).
12. Всеобщее признание советского балета // Советская Россия. l956. ll окт. (№ 88). С. 3.
13. Спектакль был живым, ярким, захватывающим // Калининградская правда l959. 26 апр. (№ 84). С. 3.
14. Лавренчук С. Ю. Фотообразы как зеркало взаимоотношений. Н. В. Тимофеева и Г. С. Уланова // Фотография. Изображение. Документ. Вып. 11. СПб.: РОСФОТО, 2o22. С. 41-49.
15. Кривоносов Ю. Евгений Умнов // Отражение: [сайт]. URL: https://ergofoto.ru/articles/people/ evgenii-umnov-39?ysclid=l9ylqodhro8486lo546 (дата обращения: o3.11.2o22).
16. Category: Dominique Roger // Wikimedia Commons: [website] URL: https://commons.m.wikimedia.org/wiki/ Category:Dominique_Roger (accessed: o3.11.2o22).