Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО АУДИТОРА'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО АУДИТОРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТОР / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МЯГКИЕ НАВЫКИ / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Швырева О.И., Ходаковская Т.С.

В данной статье рассматривается компетентностная модель аудитора, а так же дополнительные требования к сотруднику в этой области в условиях современности. Произведен сравнительный анализ российского и международного образования и требований к компетенциям аудиторов. Определено значение для профессии и содержание soft skills и self development, направления совершенствования этих компетенций у аудитора и их применение в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Швырева О.И., Ходаковская Т.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL PORTRAIT OF THE MODERN AUDITOR

This article discusses the competence model of the auditor, as well as additional requirements for an employee in this area in modern conditions. A comparative analysis of Russian and International education and requirements for the competencies of auditors is made. The significance for the profession and the content of soft skills and self development, the directions for improving these competencies of the auditor and their application in professional activity are determined.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО АУДИТОРА»

EDN: UHWXHW

О.И. Швырева - к.э.н., профессор кафедры аудита, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, osh-vyreva@mail.ru,

O.I. Shvyreva - candidate of economic sciences, Professor of the Department of Audit, FSBEI HE Kuban SAU;

Т.С. Ходаковская - студентка учетно-финансового факультета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, khodakovskaya20t@yandex.ru,

T.S. Khodakovskaya - student of the Accounting and Finance Faculty, FSBEI HE Kuban SAU.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО АУДИТОРА PROFESSIONAL PORTRAIT OF THE MODERN AUDITOR

Аннотация. В данной статье рассматривается компетентностная модель аудитора, а так же дополнительные требования к сотруднику в этой области в условиях современности. Произведен сравнительный анализ российского и международного образования и требований к компетенциям аудиторов. Определено значение для профессии и содержание soft skills и self development, направления совершенствования этих компетенций у аудитора и их применение в профессиональной деятельности.

Abstract. This article discusses the competence model of the auditor, as well as additional requirements for an employee in this area in modern conditions. A comparative analysis of Russian and International education and requirements for the competencies of auditors is made. The significance for the profession and the content of soft skills and self development, the directions for improving these competencies of the auditor and their application in professional activity are determined.

Ключевые слова: аудитор, профессиональные компетенции, мягкие навыки, коммуникативные навыки, проектирование профессионального роста.

Keywords: auditor, professional competencies, soft skills, communication skills, professional promotion design.

В условиях турбулентности экономики качество решений пользователей финансовой информации обеспечивается достоверной отчетностью экономических субъектов.

В отношении годовой финансовой отчетности общественно значимых организаций, других субъектов среднего и крупного бизнеса качество обеспечивается обязательным аудитом. Многие крупные субъекты создают структурированные подразделения внутреннего контроля, службы внутреннего аудита. Вследствие этих процессов профессия аудитора (внутреннего аудитора) становится все более востребованной, привлекательной для талантливых выпускников экономических и юридических направлений подготовки вузов.

Образ аудитора как субъекта элитной профессии активно формируется в средствах массовой культуры и информации.

Так, современный кинематограф позиционирует аудитора как мужчину, молодого или среднего возраста, как правило, в очках, коммуницирующего на деловом языке, междисциплинарно образованного, способного решать широчайший круг задач, помимо учетных и контрольно-аналитических, в любой жизненной ситуации придерживающегося этических норм (рисунок 1).

Рисунок 1 - Образ аудитора в современном кинематографе

Реальная статистика аудита в России несколько отличается от «шаблонного» мнения: в нашей стране около 58 % аудиторы - женщины, и только 42 % мужчин.

Средний возраст аудитора - около 40-50 лет (рисунок 2). Из 32 000 аудиторов, получивших квалификационные аттестаты, только 1 % не достиг 25 лет. И в динамике средний возраст

аудиторов увеличивается, приток молодых кадров крайне низок, хотя именно в возрасте 2534 лет сотруднику необходимо приобретать новые знания и навыки, иногда в ущерб заработку.

Рисунок 2 - Структура аудиторского сообщества по возрастным категориям

Рассмотрим, какие ключевые профессиональные тренды существуют в аудите, а также внутреннем аудите и контроле.

Анализ сайтов hh.ru, hotjob.ru, Яндекс.Работа в области вакансий на должность аудитора / внутреннего контролера / внутреннего аудитора позволил выявить три современных тренда к кандидату:

1) Hard skills (профессиональные компетенции);

2) Soft skills («мягкие» навыки);

3) Self-development (личностные качества и способность к саморазвитию).

Hard skills

Прежде всего, определим объект стандартизации необходимых компетенций.

В наиболее применяемых системах профессиональной идентификации в учетно-контрольной сфере (США, ЕС) «профессиональный бухгалтер» - это комплексная дефиниция, объединяющая несколько групп специалистов (рисунок 3).

Несмотря на «охлаждение» отношений с европейскими партнерами и развития международного сотрудничества с партнерами в ЕАЭС, Латинской Америке, ориентиром формирования компетенций в системах управления остаются европейская концепция образования -стандарты Международной федерации бухгалтеров (МФБ), которые определяют миссию современного образования как «...развитие во всемирном масштабе и повышение, на основе гармонизированных стандартов, статуса бухгалтерской профессии, представители которой способны оказывать услуги одинаково высокого качества в интересах общественности» [1].

Рисунок 3 - Сферы деятельности профессионального бухгалтера в Международных стандартах образования МФБ

Международные стандарты образования для профессиональных бухгалтеров устанавливают основные элементы (например, предмет, методы и приемы), которые должны содержать программы образования и развития (повышение квалификации), и которые имеют потенциал для международного признания, принятия и применения [2].

Рассмотрим «ступени» получения образования профессионального бухгалтера в соответствии со стандартами Международного комитета по образованию профессионального бухгалтера (International Accounting Education Standards Board), получившими общее название «Международные стандарты образования, International Education Standards» (МСО, IES) (таблица 1).

Таблица 1 - Профессиональное образование бухгалтера в соответствии с МСО

Уровень Стандарт, регулирующий требования (год актуальной редакции) Ключевые положения

Начальные требования (общие принципы) МСО 1 «Начальные требования к программе бухгалтерского образования (2014) Путь в профессию: а) специальное образование; б) получение опыта работы в производстве; в) получение степени бакалавра в вузе. Результат: техническая грамотность, профессиональные навыки, профессиональное поведение, практический опыт, независимая оценка профессиональных компетенций

Техническая грамотность МСО 2 «Общие требования к программам начального образования - техническая грамотность» (2021) Области освоенных компетенций (промежуточный уровень - Intermediate): - финансовый учет; - управленческий учет; - финансы и финансовый менеджмент; - налогообложение; - ревизия и аудит; - менеджмент, управление рисками и внутренний контроль; - информационные технологии; - бизнес-компетенции (технология производства); - экономика; - бизнес-планирование и управление проектами; - «языковые» компетенции.

Профессиональные навыки МСО 3 «Общие требования к программам начального образования - профессиональные навыки» (2021) Готовность к видам деятельности: - интеллектуальный (применение профессионального скептицизма и профессионального суждения); - информационно-коммуникационный (сотрудничество, командная работа, минимизация конфликтов); - личностный рост и самоменеджмент; - организационный (организация работы, делегирование полномочий, выбор инструментария)

Профессиональное поведение МСО 4 «Общие требования к программам начального образования - профессиональные ценности, этика, корпоративные отношения» (2021) Использование в профессиональной деятельности этических принципов: - честность; - объективность; - компетентность и должная тщательность; - конфиденциальность; - профессиональное поведение. Приверженность общественным интересам.

Практический опыт МСО 5 «Общие требования к программам начального образования - практический опыт» (2015) Измерение практического опыта на основе: а) результатов (демонстрация навыков); б) соответствия «водным» требованиям; в) комбинированного подхода. Оценка на основе карты компетенций

Оценка профессиональных компетенций МСО 6 «Общие требования к программам начального образования - практический опыт» (2015) Оценка IPD-компетенций на основе комплексного подхода к измерению уровней технической грамотности, профессиональных навыков, профессионального поведения и практического опыта, с привлечением работодателей

Повышение квалификации (обеспечение компетентности) МСО 7 «Непрерывное профессиональное развитие»(2020) Приверженность к обучению в течение всей жизни. Доступ к профессиональным ресурсам. Обеспечение соблюдения требований нормативно-правовых актов, разработка методик. Приверженность общественным интересам

Профессиональные компетенции для аудита финансовой отчетности МСО 8 «Профессиональная компетентность в сфере заданий, обеспечивающих уверенность, и аудита финансовой отчетности» (2021) Все компетенции, предусмотренные в технической грамотности, на продвинутом уровне (Advanced). То же - в отношении профессиональных навыков и профессионального опыта

МСО 1 ... МСО 6 предъявляют требования к начальному (базовому) уровню образования профессионального бухгалтера, определяя необходимость наличия у него «на выходе» технической грамотности (знаний), профессиональных умений и навыков, практического

опыта и приверженности общественным интересам, в том числе соблюдения принципов профессиональной этики.

То есть выпускник уровня образования «IPD» по международной классификации должен, в дополнение к ФГОС бакалавра-экономиста и опубликованным основным профессиональным образовательным программам по соответствующему профилю, обладать компетенциями:

- понимания, по крайней мере, на среднем (intermediate) уровне технологии производства, бизнес-процессов и рисков, присущих основным видам предпринимательства;

- выработки и применения профессионального суждения при сборе, обработке и обобщении информации об имуществе, источниках финансирования, включая государственную помощь, бизнес-процессах экономического субъекта;

- применения профессионального скептицизма в отношении надежности информации в особо значительных условиях неопределенности;

- приверженности общественным интересам, причем не только и не столько в отношении формирования достоверной финансовой и управленческой информации, но и в отношении жесткого соблюдения нормативно-правовых актов, экологической, трудовой, социальной безопасности.

Также значимым направлением совершенствования учетно-контрольного персонала любых экономических субъектов является переход от «уровневого» образования (бакалавр -магистр) к непрерывному уровню образования (поддержанию необходимой компетентности в течение всей профессиональной деятельности) [3]. В международной классификации - это уровень «CPD».

Несмотря на общность трендов развития, требования к компетенциям аудитора в России и международной практике несколько отличаются (рисунок 4).

Рисунок 4 - Требования к компетенциям аудитора в России и международной практике

Ключевой отличительной чертой является наличие в России многоэтапного квалификационного экзамена для «допуска в профессию», предусматривающего оценку компетенций претендента на получение квалификационного аттестата аудитора в таких областях, как: «Бухгалтерский учет и отчетность»; «Аудиторская деятельность»; «Финансовый анализ и

анализ бизнеса»; «Управленческий учет, управление рисками, внутренний контроль»; «Право»; «Налогообложение». Также законом предусмотрено ежегодное повышение квалификации аттестованных аудиторов.

За рубежом большее внимание уделяется профессиональной подготовке практикующих специалистов (бухгалтеров и аудиторов) в высшей школе [4]. При этом образовательные планы формируются, как правило, в соответствии с Международными стандартами образования, выпущенными МФБ. Дальнейшая карьера аудитора (внутреннего аудитора) может сопровождаться получением профессиональных квалификаций.

Soft skills

В последнее время довольно часто можно услышать термин «soft-skills». Ориентацию на то, чтобы у персонала были сформированы эти самые «мягкие» навыки, можно смело назвать одним из самых ярко выраженных трендов современности. Остается только разобраться, что же означает этот термин, с чем связана его востребованность [5].

Значимость при подборе персонала soft-skills взаимосвязано с многогранностью каждого человека как личности, его характером, темпераментом и личным опытом. «Мягкие навыки» связаны не с конкретным видом деятельности, а с коммуникациями для эффективного взаимодействия с коллегами, клиентами и партнерами.

К примеру, в исследовании компании Hacking (крупнейшего образовательного центра в области экономики и финансов) приводятся данные о том, что успех 500 крупнейших мировых компаний на 75% зависит от soft skills управленческого персонала, тогда как hard skills занимает только 25% [5].

Следовательно, «мягкие» навыки в большей степени влияют на развитие карьеры конкретного специалиста. Данные навыки необходимо внедрять и совершенствовать в образовательной деятельности, в текущей работе аудитора, в целях формирования коллективной коммуникации и непрерывного «продвижения» каждого конкретного работника как эффективного члена команды.

Рассмотрим пример из практики.

По плану внутреннему аудитору предстояла проверка работы автопарка компании, анализ затрат на содержание автопарка, анализ расхода топлива техникой. Внутреннему аудитору необходимо использовать источник для получения данных об израсходованном топливе - топливные карты, поскольку именно ими осуществлялись расчеты за топливо.

Но, к сожалению, ему не удалось получить от начальника транспортного цеха отчет об использованном топливе. Аналитические процедуры позволили ему выявить, что у двух автомобилей, которые были закреплены за заведующим гаражом и его знакомым, невероятный объем баков и такое же невероятное количество потребляемого ими топлива. Стало очевидно, что топливо на картах превращалось в наличные на заправках. Это продолжалось почти год, и таким образом было «уведено» у бизнеса около 1 млн руб.

Безусловно, информация, прямо указывающая на хищения, аудитору не была представлена. Аналитические данные для доказательства ущерба ему пришлось собирать из различных источников, используя правило «асимметрии» информации, которой владели различные участники бизнес-процесса, используя коммуникативные навыки. Здесь очевидно, что получая информация только посредством официальных запросов, вряд ли получилось объективно отследить хищение топлива и собрать достаточные доказательства этих действий.

По результатам проверки внутреннего аудитора:

- компания перешла на лимитированные топливные карты

- стал работать принцип разделения полномочий;

- разработаны и утверждены приказом нормы расхода топлива и ГСМ для автопарка компании.

После проверки внутреннего аудитора последовали изменения:

- бизнес избавился от мошенников;

- процесс списания топлива стал более прозрачным;

- собственник бизнеса перестал терять свои деньги.

Итак, по мнению стейкхолдеров контрольной деятельности, необходимо развивать следующие soft skills (таблица 2).

Таблица 2 - Soft skills, необходимые в профессии аудитора

«Мягкий» навык Содержание Как развить

Коммуникация Помогает налаживать контакты, чтобы удовлетворять человеческие потребности, выполнять жизненные и профессиональные задачи Необходимо чаще участвовать в переговорах с клиентом, организовать презентации или лекции, вступить в клуб дебатов

Критическое мышление Навык помогает проверять информацию, искать взаимосвязь между фактами, рационально мыслить, принимать верные решения и сформулировать сильные аргументы Учиться задавать вопросы, развивать логику и наблюдение

Управление проектами Помогает успешно достигать целей, ставить «контрольные точки» и преодолевать их, управлять временем Представить свои текущие дела в виде проектов, обозначить цель, сроки, этапы. Тренинги по самоменеджменту

Работа в режиме неопределенности Чтобы конкурировать на рынке и быть востребованным, нужна гибкость и умение быстро адаптироваться к изменениям Планировать выходы из разных трудных ситуаций, пробовать подходы, которыми раньше не пользовались, новые инструменты: онлайн-форматы обучения, удаленную работу

Self-development

Третий тренд в развитии аудитора как профессионала - способность относиться к себе как к сбалансированному проекту. Здесь важно понимать, что в контрольной деятельности, как нигде, часто наблюдается профессиональное выгорание.

В. Авдеев в статье «Трудно ли быть аудитором» отмечает, что в профессии остаются самые талантливые и многогранные специалисты, способные постоянно самосовершенствоваться, в т. ч. в смежных и далеких от учетно-контрольной деятельности областях [6].

«Профессиональное выгорание» может способствовать уходу из профессии, особенно того персонала, необоснованно подхватившего «звездную болезнь».

Для наглядности рассмотрим жизненный цикл специалиста по теории Даннинга-Крюгера (рисунок 5). Эффект Даннинга-Крюгера заключается в склонности людей с низкой квалификацией переоценивать свои знания, способности и навыки, не осознавая своих ошибок.

Рисунок 5 - Эффект Даннинга-Крюгера

В самом начале графика отображено, как человек узнает что-то новое, т.е. превращается в новичка и начинает себя ощущать специалистом. Но стоит ему получить первые крупицы информации, как его убежденность в своих знаниях стремительно возрастает. Эту вершину исследователи эффекта называют «пиком глупости». Если человек не останавливается на этих самых «крупицах знаний» и продолжает учиться, поглощать новую информацию, - он постепенно осознает, что область знаний или навык гораздо сложнее и многограннее, чем ему казалось в начале пути. И в этот момент он попадает в «яму страданий» - его

воспарившая самоуверенность резко снижается. После того, как человек преодолевает один из самых сложных этапов в своем обучении, он планомерно выбирается на «склон просветления». Следующий этап - «плато силы». Этот отрезок пути - заключительный. Человек становится экспертом своего дела и качественное выполнение работы доводится почти до автоматизма. Но есть опасность и другой траектории - «застряв» в самолюбовании без приращения квалификации рано или поздно специалист оказывается в диссонансе собственного Я и мнения о нем окружающих (клиентов, коллег), «выгорая» и превращаясь в «токсичную» для постоянно развивающегося профессионального сообщества личность.

Как же человеку справиться с «выгоранием» в профессиональной деятельности? Большое влияние на личность (преодолении «ямы страданий») оказывает саморазвитие (self- development). Чтобы справиться с определенными трудностями, каждому человеку иногда просто необходимо эмоционально разрядиться, чувствовать себя сбалансированной личностью. Этому могут помочь спорт, хобби: путешествия, театр и т. д. В свободное время от работы можно и нужно заниматься саморазвитием. Такие работники наиболее ценны для работодателя.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что кроме профессиональной компетентности аудитору необходимы soft skills и саморазвитие. Так, анализ процесса и результатов подбора персонала в службу внутреннего аудита основывается на том, что для успешной работы наиболее важны личностные качества человека (в том числе, способность к эффективной коммуникации, эмпатии). Профессиональный уровень несложно повысить или даже приобрести заново за достаточно короткое время, изменить же характер и личность человека невозможно.

Источники:

1. Handbook of International Education Pronouncements (2019 Edition). - URL: https://www.ifac.org/system/files/publications/files /Handbook-of-International-Education-Standards-2019.pdf.

2. Хахонова Н. Н. Характеристика системы международных образовательных стандартов подготовки профессиональных бухгалтеров и аудиторов / Н. Н. Хахонова // Вестник Таганрогского института управления и экономики. - 2011. - № 1. -С. 72-77.

3. Сигидов Ю. И. Теории бухгалтерского учета : учеб. пособие / Ю. И. Сигидов. - Краснодар: КубГАУ, 2020. - 196 с.

4. Серебрякова Т. Ю. Проблемные аспекты профессиональных компетенций бухгалтера и их освоения в зависимости от уровня образования / Т. Ю. Серебрякова // Международный бухгалтерский учет. - 2020. - Т. 23. № 2 (464). - С. 190-205.

5. Soft skills, которые работодатели хотят видеть в 2021 году. Обзор QA Hacking. - Режим доступа: https://qahacking.ru/perevody/soft-skills-kotorye-rabotodateli-khotyat-poluchit-v-2021-godu.

6. Авдеев В. Трудно ли быть аудитором? - Режим доступа: https://www.audit-it.ru/cblogs/audit/988597.html.

7. Matan Mazor, Stephen M. Fleming. The Dunning-Kruger effect revisited (англ.) // Nature Human Behaviour. - 2021-06. - Vol. 5, iss. 6. - P. 677-678.

References:

1. Handbook of International Education Pronouncements (2019 Edition). - URL: https://www.ifac.org/system/files/publications/ files/Handbook-of-International-Education-Standards-2019.pdf.

2. Khakhonova N. Characteristics of the system of international educational standards for the training of professional accountants and auditors // Bulletin of the Taganrog Institute of Management and Economics. 2011. No.1. Pp. 72-77.

3. Sigidov Yu. I. Accounting theory : a textbook. Krasnodar, KubSAU, 2020. 196 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Serebryakova T. Yu. Problematic aspects of professional competencies of an accountant and their development depending on the level of education // International Accounting. 2020. Vo. 23. No. 2 (464). Pp. 190-205.

5. Soft skills that employers want to see in 2021. QA Hacking Review. - URL: https://qahacking.ru/perevody/soft-skills-kotorye-rabotodateli-khotyat-poluchit-v-2021-godu.

6. Avdeyev V. Is it difficult to be an auditor? URL : https://www.audit-it.ru/cblogs/audit/988597.html.

7. Matan Mazor, Stephen M. Fleming. The Dunning-Kruger effect revisited (англ.) // Nature Human Behaviour. - 2021-06. - Vol. 5, iss. 6. - P. 677-678.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.