Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ КАК КОМПОНЕНТ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ КАК КОМПОНЕНТ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / РАЗВИТИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ СФЕРЫ ТРУДА / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коропец О. А., Плутова М. И.

Внедрение цифровых технологий в деятельность современных организаций оказывает беспрецедентное влияние на сферу труда. Предъявляются новые требования к компетенциям и мотивации работников, а также развитию человеческого потенциала. В связи с этим исследование профессионального менталитета приобретает актуальность в условиях цифровой экономики. В статье представлены результаты кабинетного исследования сущностного понимания профессионального менталитета в научной литературе. В качестве метода исследования использовался метод библиографического анализа. Результаты исследования показали, что тема развития профессионального менталитета является предметом дискуссий различных научных направлений и дисциплин на протяжении нескольких десятилетий. Однако аспектам влияния цифровизации труда на профессиональный менталитет уделяется недостаточное внимание. Кроме того, широкое внедрение цифровых технологий приводит к трансформации менталитета представителей различного рода профессий, что делает возможным внедрение в научный оборот понятия «цифровой профессиональный менталитет». Результаты исследования имеют теоретическую значимость и обусловливают необходимость дальнейшего углубленного изучения влияния цифровизации на становление различных компонентов профессионального менталитета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL MENTALITY AS A COMPONENT OF HUMAN DEVELOPMENT IN THE DIGITAL ECONOMY

The introduction of digital technologies into the activities of modern organizations has an unprecedented impact on the sphere of work. New requirements are being imposed on the competencies and motivation of employees, as well as the development of human potential. In this connection, the research of professional mentality is becoming relevant in the digital economy. The article presents the results of a desk study of the essential understanding of professional mentality in the scientific literature. The method of bibliographic analysis was used as a research method. The article presents the results of a desk research of the essential understanding of professional mentality in the scientific literature. The method of bibliographic analysis was used as a research method. The results of the research showed that the topic of professional mentality development has been the subject of scientific discussions in various scientific fields and disciplines for several decades. However, aspects of the impact of digitalization of labor on the professional mentality are not given enough attention. In addition, the widespread introduction of digital technologies leads to the transformation of the mentality of representatives of various professions, which makes it possible to introduce the concept of "digital professional mentality" into scientific circulation. The results of the research have theoretical significance and necessitate further in-depth study of the impact of digitalization on the formation of various components of professional mentality.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ КАК КОМПОНЕНТ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»

профессиональный менталитет как компонент

РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В УСЛОВИЯх ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

PROFESSIONAL MENTALITY AS A COMPONENT OF HUMAN DEVELOPMENT IN THE DIGITAL ECONOMY

ПОЛУЧЕНО 01.03.2023 ОДОБРЕНО 10.03.2023 ОПУБЛИКОВАНО 25.04.2023

КОРОПЕЦ О.А. Канд. психол. наук, доцент, доцент кафедры управления персоналом и психологии, ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет им. первого Президента РФ Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург

KOROPETS O.A.

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of the Personnel Management and Psychology, Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin, Ekaterinburg

e-mail: [email protected]

УДК 331.44 DOI 10.12737/2305-7807-2023-12-2-30-36

ПЛУТОВА М.И. Канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры экономики труда и управления персоналом, ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»; доцент кафедры управления персоналом и психологии, ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет им. первого Президента РФ Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург

PLUTOVA M.I.

Candidate of Economics, Associate Professor, Department of Labor Economics and Human Resources Management, Ural State University of Economics; Associate Professor, Department of Personnel Management and Psychology, Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin, Ekaterinburg

e-mail: [email protected]

Аннотация

Внедрение цифровых технологий в деятельность современных организаций оказывает беспрецедентное влияние на сферу труда. Предъявляются новые требования к компетенциям и мотивации работников, а также развитию человеческого потенциала. В связи с этим исследование профессионального менталитета приобретает актуальность в условиях цифровой экономики. В статье представлены результаты кабинетного исследования сущностного понимания профессионального менталитета в научной литературе. В качестве метода исследования использовался метод библиографического анализа. Результаты исследования показали, что тема развития профессионального менталитета является предметом дискуссий различных научных направлений и дисциплин на протяжении нескольких десятилетий. Однако аспектам влияния цифровизации труда на профессиональный менталитет уделяется недостаточное внимание. Кроме того, широкое внедрение цифровых технологий приводит к трансформации менталитета представителей различного рода профессий, что делает возможным внедрение в научный оборот понятия «цифровой профессиональный менталитет». Результаты исследования имеют теоретическую значимость и обусловливают необходимость дальнейшего углубленного изучения влияния цифровизации на становление различных компонентов профессионального менталитета.

Ключевые слова: профессиональный менталитет, человеческий потенциал, развитие трудовых ресурсов, цифровизация сферы труда, цифровая экономика, цифровой профессиональный менталитет.

Abstract

The introduction of digital technologies into the activities of modern organizations has an unprecedented impact on the sphere of work. New requirements are being imposed on the competencies and motivation of employees, as well as the development of human potential. In this connection, the research of professional mentality is becoming relevant in the digital economy. The article presents the results of a desk study of the essential understanding of professional mentality in the scientific literature. The method of bibliographic analysis was used as a research method. The article presents the results of a desk research of the essential understanding of professional mentality in the scientific literature. The method of bibliographic analysis was used as a research method. The results of the research showed that the topic of professional mentality development has been the subject of scientific discussions in various scientific fields and disciplines for several decades. However, aspects of the impact of digitalization of labor on the professional mentality are not given enough attention. In addition, the widespread introduction of digital technologies leads to the transformation of the mentality of representatives of various professions, which makes it possible to introduce the concept of "digital professional mentality" into scientific circulation. The results of the research have theoretical significance and necessitate further in-depth study of the impact of digitalization on the formation of various components of professional mentality.

Keywords: professional mentality, human potential, development of labor resources, digitalization of the labor sphere, digital economy, digital professional mentality.

введение

На макро- и микроэкономическом уровне влияние человеческого потенциала на эффективность производства и бизнеса в условиях цифровой экономики связано прежде всего с возможностью персонала современных организаций использовать новейшие технологии и успешно интегрироваться в цифровую среду во время выполнения профессиональных функций. Тем не менее в настоящий момент в Российской Федерации не полностью решена проблема доступа к новейшим технологиям. По-прежнему наблюдается дефицит работников с STEM-образованием (естественные науки, технология, инженерия, математика), что создает ряд угроз для благополучия населения [26]. Осмысление методов развития человеческого потенциала в условиях цифровой экономики содержит множество точек зрения, сводимых преимущественно к формированию необходимых компетенций персонала или к повышению уровня готовности трудовых ресурсов к роботизации и цифровизации сферы труда [27; 32; 33; 34]. На наш взгляд, проблема развития человеческого потенциала не должна ограничиваться научной дискуссией в рамках одной дисциплины или одного подхода, надо опираться на теоретическую и методологическую триангуляцию, позволяющую по-новому взглянуть на традиционные модели и подходы к данному феномену. Рассмотрение профессионального менталитета в качестве важного компонента развития человеческого потенциала позволяет более широко подойти к востребованным в цифровой экономике профессиональным знаниям и навыкам, к когнитивно-операциональным способам решения инновационных профессиональных задач. Как справедливо отмечает И.Г. Дубов, в СССР фактически до середины 1980-х годов понятие «менталитет» не использовалось в общественных науках, а активное распространение понятия сначала в отечественной публицистике, а затем и в научной литературе началось в период перестройки [13, с. 164]. Таким образом, кардинальные социальные, экономические и политические перемены, произошедшие в стране и мире в конце 1980-х годов, привлекли внимание российских ученых первоначально к проблеме национального, а затем и профессионального менталитета. Наиболее известная типология менталитета связана с выделением индивидуального менталитета (менталитета личности) и группового менталитета (национальный, профессиональный, менталитет горожанина). По мнению С.В. Гуцыковой, отношения между групповым и индивидуальным менталитетом носят реципрокный характер, индивидуальный менталитет формируется в сфере функционирования человека «как представителя некоей групповой общности» и, следовательно, будет находиться под ее влиянием [10, с. 106]. Традиционно, профессиональный менталитет определяется как своеобразное профессиональное видение, раскрывающееся, по мнению исследователей, «через особенности восприятия мира, способы мышления, поведения и деятельности...» [2]. На наш взгляд, изучение профессионального менталитета в аспекте развития человеческого потенциала может включать не только формирование профессионального самосознания и профессиональной культуры, эмоционально-волевой сферы, но и вопросы операционально-мотивационной готовности работника к цифровым технологиям Индустрии 4.0.

Таким образом, профессиональный менталитет, являясь многомерным психологическим феноменом, может выступать предметом междисциплинарных, в том числе экономических исследований посредством экспликации характерных для экономической науки методов и подходов.

Цель статьи — обзор научных публикаций по теме профессионального менталитета и выделение возможных взаимосвязей для дальнейших исследований развития человеческого потенциала в условиях цифровой экономики.

1. методы

В качестве теоретической базы исследования выступили публикации по проблеме профессионального менталитета в отечественной и зарубежной литературе. Эмпирической базой исследования послужили научные публикации по данной проблематике на платформе российской научной электронной библиотеки eLibrary.ru. В исследовании применялся метод библиометрического анализа, являющийся универсальным инструментом для изучения и обобщения теоретических и эмпирических данных [18]. На начальном этапе в соответствии с целью исследования рассматривались публикации по 2022 г. включительно (на момент запроса от 06.03.2023). Поисковые запросы «профессиональный менталитет», «профессиональная ментальность» выполнялись по следующим основаниям: заголовки публикаций, ключевые слова и аннотации. Источниками выступили статьи, материалы конференций, книги, депонированные рукописи, диссертации. Сортировка статей проводилась по числу цитирований и по дате публикации. Для анализа англоязычных научных источников использовался сервис Google Scholar. На следующем этапе полученные данные были отредактированы вручную с целью анализа факторов, влияющих на публикационную активность авторов. Систематизация публикаций позволила выявить наиболее интересные темы научных публикаций по проблеме профессионального менталитета. Сделан акцент на изучении публикаций по экономической тематике для выявления возможных связей между исследованиями по проблеме менталитета и по проблеме развития человеческого потенциала. Обзор исследований по заявленной тематике значим для широкого понимания уже достигнутых горизонтов научного знания и позволяет сформулировать перспективы его расширения.

2. результаты

Общее количество допущенных к анализу публикаций составило 167 единиц. Из них 101 статья опубликована в научных журналах, в том числе Web of Science или Scopus (4), входящие в ядро РИНЦ (5), в журналах, входящих в RSCI (3).

Первичный анализ результатов продемонстрировал наличие роста интереса к проблеме профессионального менталитета с 2013 по 2018 г., с 2019 по 2022 г. произошло снижение научного интереса к данной теме (см. рисунок).

В таблице 1 представлено распределение рассматриваемых публикаций, по ключевым словам. Анализ ключевых слов (891 ключевое слово) продемонстрировал, что менее чем в 2% публикаций присутствуют ключевые слова, связанные с цифровизацией и человеческим капиталом (информационно-образовательная среда, информационно-коммуникативные технологии, виртуальная реальность, виртуальное образование, виртуальность, четвертая промышленная революция, Индустрия 4.0, цифровой менталитет педагога, цифровая среда, человеческий капитал).

Гораздо чаще ученые упоминают понятия профессиональный менталитет и профессиональная ментальность во взаимосвязи со следующими аспектами: менталитет, ментальность, женская профессиональная ментальность, ценности, профессионализм, профессиональная деятельность, профессиональный менталитет педагога, национальный менталитет и т.д.

20

15

10

5

0

Рис. Число публикаций по проблеме профессионального менталитета и профессиональной ментальности на платформе eLibrary.ru ед .

ментальностью [21], обсуждению эффективности профессиональной подготовки педагогов-психологов [1; 9], детерминантам профессионального становления личности [5]. На втором месте по количеству публикации находятся публикации в научной области «Психология» (72 публикации). Наиболее цитируемые публикации посвящены: собственно определению понятия «профессиональный менталитет» [23], различным факторам, влияющим на профессиональный менталитет, профориентацию и переориентацию в период социально-экономического кризиса, вызванного пандемией СОУТО-19 [24], профессиональному менталитету социальных воспитателей [3] и приемных родителей [4].

Таблица 3

Распределение публикаций по тематике

Таблица 1

Распределение публикаций по ключевым словам

№ Ключевое слово Кол-во статей

1 Профессиональный менталитет 60

2 Профессиональная ментальность 56

3 Менталитет 25

4 Ментальность 18

5 Женская профессиональная ментальность 13

6 Ценности 9

7 Профессионализм 8

8 Профессиональная деятельность 8

9 Профессиональный менталитет педагога

10 Национальный менталитет

Рассмотрим распределение допущенных к анализу публикаций по организациям (табл. 2).

Таблица 2

Распределение публикаций по организациям

№ Организация Кол-во статей

1 Институт психологии РАН 26

2 Самарский государственный технический университет 16

3 Академия социального управления 7

4 Сибирский федеральный университет 6

5 Уральский государственный педагогический университет 6

Абсолютным лидером многие десятилетия, задающим тренды в области исследования профессионального менталитета, является Институт психологии РАН (26 публикаций). В тройку лидеров по количеству публикаций входят также Самарский государственный технический университет (7 публикаций) и Академия социального управления (7 публикаций). Такое распределение может косвенно свидетельствовать о междисциплинарной востребованности данного понятия. Для детального анализа более подробно рассмотрим распределение научных интересов авторов по тематике (табл. 3).

Наибольшее количество публикаций по теме профессионального менталитета публикуется в области «Народное образование. Педагогика» (74 публикации). Содержательный анализ показал, что наиболее цитируемые публикации (13 и более цитирований) в данной научной отрасли посвящены следующим аспектам: собственно профессиональной ментальности российского педагога [12] и ее компонентам [11], организационному управлению профессиональной

№ Тематическая рубрика Кол-во статей

1 Народное образование. Педагогика 74

2 Психология 72

3 Экономика . Экономические науки 6

4 Государство и право . Юридические науки 4

5 Культура . Культурология (2) 2

Тройку лидеров замыкает научная область «Экономика», представленная шестью публикациями, что может свидетельствовать о зарождении интереса к данной проблематике. К сожалению, статьи в данной тематической рубрике на данный момент фактически не цитируются, что может говорить о недостаточном исследовательском интересе ученых-экономистов к данной теме. Следует особо выделить работу А.М. Лощакова и К.А. Корягина, которые рассматривают психологические и социально-экономические аспекты развития человеческого капитала, акцентируя внимание на взаимосвязи данных аспектов. Также авторы предлагают варианты формирования человеческого капитала [19].

Как показал анализ содержания статей, рассмотрение проблематики профессионального менталитета тесно связано с вопросами становления профессионализма. Так, Маркова А.К. в книге «Психология профессионализма» обозначает в качестве содержания этапа адаптации человека к профессии наряду с другими элементами первичное усвоение человеком профессионального менталитета. При этом понятие «личный профессиональный менталитет» соотносится с системой личных духовных ценностей человека и с его профессиональным кредо, с нахождением смысла профессии или смыслотворчеством. Аспект развития профессионального менталитета рассматривается А.К. Марковой преимущественно в контексте формирования общих

и конкретных профессиональных позиций работника, обусловливающих как его отношение к профессии в целом, так и отношение к различным сторонам своей трудовой деятельности [20].

С конца 1990-х гг. по настоящее время для отечественной науки характерно активное изучение особенностей профессионального менталитета (преимущественно психологических) и факторов, влияющих на его развитие у представителей различных сфер деятельности: особенности профессионального менталитета госслужащих [14], профессиональный менталитет учителя и педагога [15], инженера-менеджера [16], библиотекаря-библиографа [22], научного работника [30], преподавателя высшей школы [28], тренера [7], специалистов экстремальных видов деятельности [8] и др. Соответственно, в современном научном обороте активно используются как обобщающие понятия «профессиональный менталитет» и профессиональная ментальность», так и понятие менталитета, соотносящееся с конкретными профессиями. Новыми направлениями, связанными с развитием человеческого потенциала в условиях цифровой экономики, являются изучение цифрового менталитета населения [6] и изучение цифрового профессионального менталитета [17].

Следует отметить, что понятие профессионального менталитета преимущественно используется в отечественных исследованиях. Анализ зарубежных публикаций на платформе Google Scholar показал, что в англоязычной научной литературе понятие «профессиональный менталитет» фактически не используется (за исключением публикаций российских ученых). В схожих по смысловому содержанию публикациях изучаются отношение к работе и различные аспекты установок, представлений человека, связанных с трудом и карьерой. Среди работ зарубежных авторов можно выделить работу румынских ученых, посвященную исследованию трудового менталитета (work mentality). Результаты исследования выявили наличие связи между удовлетворенностью работой, трудовым менталитетом и личностными качествами учителей. Трудовой менталитет при этом рассматривается как когнитивная и поведенческая характеристика, выражающая отношение специалиста к работе [33].

Кроме изучения существующих работ по интересующей нас тематике, важно понимать, насколько популярна данная тема не только в различных профессиональных сообществах но и в целом интересна социуму. Для анализа динамики популярности среди интернет-пользователей были проанализированы поисковые запросы в системах Google Trends и Яндекс Подбор слов. Данные системы являются ведущими аналитическими площадками, характеризующими статистику запросов интернет-пользователей. Анализ проводился по понятиям «профессиональный менталитет», «профессиональная ментальность», «цифровой менталитет», «цифровой профессиональный менталитет». На момент подготовки статьи (06.03.2023) динамика популярности данных категорий у интернет-пользователей отсутствует, это говорит о неизвестности и, возможно, о недостаточности информационного контента по анализируемой тематике в интернет-пространстве.

заключение

Цифровизация затрагивает все сферы хозяйствования стран. Современная стратегическая программа развития любой территории включает также аспекты развития человеческого потенциала в контексте содержательной трансформации его качества [25; 29].

Профессиональный менталитет как акцент научных исследований приобретает значимую актуальность. Важно

на всех этапах формирования человеческого потенциала прослеживать динамику изменения и становления профессионального менталитета. Человек с крепким профессиональным менталитетом может характеризоваться как более ответственный, мобильный, адаптивный, устойчивый к трансформации занятости в условиях цифровизации вне зависимости от сферы и области деятельности. Профессиональный менталитет неразрывно связан с личностными качествами человека, такими как принципиальность, ответственность, самостоятельность, инициативность, автономность.

Содержательный анализ научных трудов по исследуемой тематике позволил сформулировать ряд задач в развитии знания относительно профессионального менталитета как компонента развития человеческого потенциала в условиях цифровой экономики.

Во-первых, необходимо обосновать формирующую роль и место профессионального менталитета в иерархической структуре человеческого потенциала.

Во-вторых, охарактеризовать профессиональный менталитет как сложный конструкт, формирующийся в том числе под влиянием социально-экономической среды трудовой деятельности человека. Предложить классификацию факторов, влияющих на формирование профессионального менталитета, позволяющих обеспечить человеческому потенциалу прогрессивное развитие с учетом возможностей и угроз цифровизации профессиональной деятельности.

В-третьих, развить и дополнить теоретико-методологические основы развития и управления цифровым профессиональным менталитетом на основе систематизации научных подходов, методологических компонентов и видов управления развитием человеческого потенциала.

В-четвертых, обосновать методологические положения оценки цифрового профессионального менталитета как компонента человеческого потенциала на основе систематизации опыта измерения.

В-пятых, для отражения механизма формирования и реализации цифрового менталитета личности необходимо сконструировать, обосновать и систематизировать его комплексную модель. Важно также выявить резервы повышения и факторы эффективности человеческого потенциала в контексте развития цифрового менталитета.

В-шестых, сформулировать и обосновать предложения, направленные на повышение эффективности формирования и управления цифровым профессиональным менталитетом трудовых ресурсов как носителей человеческого потенциала на производственно-хозяйственном, территориальном и федеральном уровнях.

Перспективы изучения профессионального менталитета достаточно обширны, важно изучение данного конструкта с разных позиций научного знания. Возможно первичным в направлениях исследований будет отражение профессионального менталитета как совокупности личностных параметров и характеристик человека. Важно не упустить изучение профессионального менталитета с позиции групповой характеристики не отдельного индивида, а группы, сообщества, трудового коллектива.

литература

1. Адольф В.А., Степанова И.Ю. Обновление профессиональной подготовки педагогов — необходимая утопия? // Высшее образование в России. — 2010. — № 7. — С. 24-29.

2. Алдашева А.А., Гуцыкова С.В., Зеленова М.Е. Профессиональный менталитет как регулятор деятельности соци-

альных воспитателей / / Вестник Московского государственного областного университета, Психологические науки. — 2018. — № 2. — С. 20-36. DOI 10.18384/23107235-2018-2-20-36.

3. Алдашева А.А., Зеленова М.Е. Профессиональный менталитет как ресурс успешности социальных воспитателей // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. — 2018. — Т. 3. — № 1. — С. 23-47.

4. Алдашева А.А., Зеленова М.Е. Профессиональный менталитет приемных родителей как фактор успешности замещающей семьи // Вестник Университета Российской академии образования. — 2017. — № 5. — С. 23-29.

5. Бегидова С. Н. Акмеологические детерминанты профессионального становления личности // Вестник Адыгейского государственного университета, Серия 3: Педагогика и психология. — 2012. — № 1. — С. 20-27.

6. Бекбергенева Д. Е. Исследование цифрового менталитета населения региона // Экономика и управление. — 2021. — Т 27. — № 8(190). — С. 603-611. DOI 10.35854/1998-16272021-8-603-611

7. Белова Е.Д., Глазырин А.А., Пильневич А.А. О профессиональном менталитете тренера / / Социально-психологические проблемы ментальности / менталитета. — 2014. — № 11. — С. 27-30.

8. Бессонова Ю.В., Обознов А.А. Формирование профессионального менталитета и проблемы безопасности в экстремальных видах деятельности // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. — 2019. — Т 4. — № 4. — С. 30-71.

9. Галагузова Ю.Н., Дорохова Т.С. Профессиональная подготовка педагогов в контексте аксиологического подхода // Педагогическое образование и наука. — 2013. — № 6. — С. 129-133.

10. Гуцыкова С.В. Профессиональный менталитет в контексте организационного функционирования специалиста // Человеческий фактор: Социальный психолог. — 2018. — № 1(35). — С. 105-109.

11. Дорохова Т.С. Мобильность как один из компонентов профессиональной ментальности социального педагога // Педагогическое образование в России. — 2014. — № 1. — С. 119-122.

12. Дорохова Т.С. Профессиональная ментальность российского педагога // Педагогическое образование в России. — 2016. — № 3. — С. 126-131. — DOI 10.26170/po16-03-20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Дубов И.Г. Социально-психологические аспекты активности. — СПб.: ООО «Нестор-История», 2012. — 536 с.

14. Ерина Н.А. Психологические особенности профессионального менталитета госслужащих: дис. ... канд. психол. наук. — М.: РАГС, 1997. — 172 с.

15. Зайцев А.Б. Организационная культура как фактор формирования профессионального менталитета учителя: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. — М., 2000. — 166 с.

16. Картушина И.Г. Формирование профессионального менталитета инженера по организации и управлению на транспорте: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. — Калининград, 2004. — 169 с.

17. Коропец О.А. Цифровой профессиональный менталитет: постановка проблемы исследования // Психология сегодня: актуальные исследования и перспективы: материалы Всероссийского психологического форума: в 2 томах, Екатеринбург, 28-30 сентября 2022 года. Том 1. — Екатеринбург: Уральский университет, 2022. — С. 444-448.

18. Кулькова И.А. Обзор социально-трудовых исследований адаптации населения к социально-экономическим изменениям // Human Progress. — 2022. — Т 8. — № 1. — С. 10. DOI 10.34709/IM.181.10

19. Лощаков А.М., Корягина К.А. Психологические аспекты развития человеческого капитала // Инновационное развитие регионов в условиях глобализации, Иваново; Плес, 03—05 сентября 2015 года. — Иваново; Плес: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ивановский государственный университет», 2015. — С. 335—338.

20. Маркова А.К. Психология профессионализма. — М.: Меж-дунар. гуманитар. фонд «Знание», 1996. — 308 с.

21. Медведкова О.Л. Профессиональная ментальность как объект внутришкольного управления: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. — Барнаул, 1999. — 150 с.

22. Моргенштерн И.Г. О профессиональном менталитете библиотекаря-библиографа // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. — 2005. — № 2(8). — С. 120-125.

23. Попова Е.А. Понятие профессионального менталитета в научной литературе // Казанский педагогический журнал. — 2010. — № 2(80). — С. 47-55.

24. Профессиональный менталитет и особенности профориентации и переориентации в период социально-экономического кризиса: на примере пандемии вируса COVID-19 / А.А. Алдашева, А.С. Баканов, М.Е. Зеленова, О.В. Рунец // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. — 2020. — Т 5. — № 2(18). — С. 269-290. DOI 10.38098/ipran. sep.2020.18.2.009

25. Свистунов В.М., Лобачев В.В. Четыре вопроса о цифровой экономике // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. — 2019. — Т. 8. — № 1. — С. 5-14.

26. Социально-психологическое благополучие работников Индустрии 4.0 / О.А. Коропец [и др.]. Sedlcany: Ústav personalistiky, 2021. — 211 с.

27. Технология формирования надпрофессиональных компетенций студентов в условиях неопределенности будущего мира профессий / А.В. Пеша [и др.]; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский государственный экономический университет. — Казань: Общество с ограниченной ответственностью «Бук», 2022. — 240 с.

28. Черноморова О.Н. Основания профессионального менталитета преподавателя высшей школы // Известия ЮФУ. Технические науки. — 2013. — № 10(147). — С. 169-176.

29. Ширинкина Е.В. Управление человеческим капиталом в цифровой экономике // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. — 2018. — Т. 7. — № 2. — С. 18-22.

30. Юрина A.A. Методологические и теоретические аспекты исследования профессионального менталитета научного работника // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. — 2007. — № 3. — С. 316-323.

31. Colomeischi A. A., Colomeischi T., Clipa O. Teachers' work mentality and work satisfaction in relation with their personality traits // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 159. P. 345-349. DOI 10.1016/j.sbspro.2014.12.385

32. Experts' views on digital competence: Commonalities and differences / J. Janssen, S. Stoyanov, A. Ferrari, Y. Punie, K. Pannekeet, P. Sloep // Computers & education. 2013. Vol. 68. P. 473-481. DOI 10.1016/j.compedu.2013.06.008

33. Human capital in digital economy: An empirical analysis of Central and Eastern European Countries from the European Union / A. Grigorescu, E. Pelinescu, A.E. Ion, M.F. Dutcas // Sustainability. 2021. Vol. 13. №. 4. P. 2020. DOI 10.3390/ su13042020

34. Pettersson F. On the issues of digital competence in educational contexts—a review of literature // Education and information technologies. 2018. Vol. 23. №. 3. P. 1005-1021. DOI 10.1007/ s10639-017-9649-3

references

1. Adol'f V. A., Stepanova I. YU. Obnovlenie professional'noj pod-gotovki pedagogov-neobhodimaya utopiya? Vysshee obra-zovanie v Rossii [Higher Education in Russia], 2010, no. 7, pp. 24-29. (in Russian)

2. Aldasheva A.A., Gucykova S.V., Zelenova M.E. Professio-nal'nyj mentalitet kak regulyator deyatel'nosti social'nyh vos-pitatelej. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psihologicheskie nauki [Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Psychology], 2018, no. 2, pp. 20-36. (in Russian). DOI 10.18384/2310-72352018-2-20-36.

3. Aldasheva A.A., Zelenova M.E. Professional'nyj mentalitet kak resurs uspeshnosti social'nyh vospitatelej. Institut psihologii Rossijskoj akademii nauk. Organizacionnaya psihologiya i psi-hologiya truda [Institute of psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational psychology and labor psychology], 2018, V. 3, no. 1, pp. 23-47. (in Russian)

4. Aldasheva A.A., Zelenova M.E. Professional'nyj mentalitet priemnyh roditelej kak faktor uspeshnosti zameshchayushchej sem'i. Vestnik Universiteta Rossijskoj akademii obrazovaniya [Bulletin of the University of the Russian Academy of Education], 2017, no. 5, pp. 23-29. (in Russian)

5. Begidova S.N. Akmeologicheskie determinanty professio-nal'nogo stanovleniya lichnosti. Vestnik Adygejskogo gosudar-stvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psihologiya [Bulletin of the Adyghe State University. Series 3: Pedagogy and psychology], 2012, no. 1, pp. 20-27. (in Russian)

6. Bekbergeneva D. E. Issledovanie cifrovogo mentaliteta nase-leniya regiona. Ekonomika i upravlenie [Economics and Management], 2021. V. 27, no. 8(190), pp. 603-611. (in Russian). DOI 10.35854/1998-1627-2021-8-603-611

7. Belova E.D., A.A. Glazyrin, Pil'nevich A.A. O professio-nal'nom mentalitete trenera. Social'no-psihologicheskie prob-lemy mental'nosti / mentaliteta [Socio-psychological problems of mentality], 2014, no.11, pp. 27-30. (in Russian)

8. Bessonova YU.V., Oboznov A.A. Formirovanie professio-nal'nogo mentaliteta i problemy bezopasnosti v ekstremal'nyh vidah deyatel'nosti . Institut psihologii Rossijskoj akademii nauk. Organizacionnaya psihologiya i psihologiya truda [Institute of psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational psychology and labor psychology], 2019, V. 4, no. 4, pp. 30-71. (in Russian)

9. Galaguzova YU.N., Dorohova T.S. Professional'naya podgo-tovka pedagogov v kontekste aksiologicheskogo podhoda. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka [Pedagogical education and science], 2013, no. 6, pp. 129-133. (in Russian)

10. Gucykova S.V. Professional'nyj mentalitet v kontekste orga-nizacionnogo funkcionirovaniya specialista. CHelovecheskij faktor: Social'nyj psiholog [Human factor: Social psychologist.], 2018, no. 1 (35), pp. 105-109. (in Russian)

11. Dorohova T.S. Mobil'nost' kak odin iz komponentov professional'noj mental'nosti social'nogo pedagoga. Pedagogiche-skoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical Education in Russia], 2014, no. 1, pp. 119-122. (in Russian)

12. Dorohova TS. Professional'naya mental'nost' rossijskogo pedagoga. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical Education in Russia], 2016, no. 3, pp. 126-131. (in Russian) DOI 10.26170/po16-03-20

13. Dubov I.G. Social'no-psihologicheskie aspekty aktivnosti [Socio-psychological aspects of activity]. Sankt-Peterburg,

Obshchestvo s ogranichennoj otvetstvennost'yu "Nestor-Isto-riya", 2012, 536 p.

14. Erina N.A. Psihologicheskie osobennosti professional'nogo mentaliteta gossluzhashchih. Kand, Dis. [Psychological features of the professional mentality of civil servants. Kand. Dis.]. Moscow, RAGS, 1997. 172 p.

15. Zajcev A.B. Organizacionnaya kul'tura kak faktor formiro-vaniya professional'nogo mentaliteta uchitelya. Kand, Dis. [Organizational culture as a factor in the formation of the teacher's professional mentality. Kand. Dis.]. Moscow, 2000. 166 p.

16. Kartushina I.G. Formirovanie professional'nogo mentaliteta inzhenera po organizacii i upravleniyu na transporte. Kand, Dis. [Formation of a professional mentality of an engineer for the organization and management of transport. Kand. Dis.]. Kaliningrad, 2004. 169 p.

17. Koropec O. A. Cifrovoj professional'nyj mentalitet: postanovka problemy issledovaniya. Psihologiya segodnya: aktual'nye issle-dovaniya i perspektivy: materialy Vserossijskogo psihologichesk-ogo foruma: v 2 tomah [Psychology Today: Current Research and Prospects: Proceedings of the All-Russian Psychological Forum], Ekaterinburg, 28—30 sentyabrya 2022 goda. V 1. Ekaterinburg, Ural'skij universitet, 2022, pp. 444—448. (in Russian)

18. Kul'kova I.A. Obzor social'no-trudovyh issledovanij adaptacii naseleniya k social'no-ekonomicheskim izmeneniyam. Human Progress, 2022, V. 8, no. 1, pp. 10. (in Russian). DOI 10.34709/ IM.181.10

19. Loshchakov A.M., Koryagina K.A. Psihologicheskie aspekty razvitiya chelovecheskogo kapitala. Innovacionnoe razvitie re-gionov v usloviyah globalizacii [Innovative development of regions in the context of globalization], Ivanovo, Ples, 03— 05 sentyabrya 2015 goda. Ivanovo, Ples, Federal'noe gosudar-stvennoe byudzhetnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego professional'nogo obrazovaniya "Ivanovskij gosudarstvennyj universitet", 2015, pp. 335—338. (in Russian)

20. Markova A.K. Psihologiya professionalizma [Psychology of professionalism]. Moskow, Mezhdunar. gumanitar. fond "Znanie", 1996. 308 p.

21. Medvedkova O.L. Professional'naya mental'nost' kak ob"ekt vnutrishkol'nogo upravleniya. Kand, Dis. [Professional mentality as an object of intraschool management. Kand. Dis.]. Barnaul, 1999. 150 p.

22. Morgenshtern I.G. O professional'nom mentalitete biblio-tekarya-bibliografa. Vestnik CHelyabinskoj gosudarstvennoj akademii kul'tury i iskusstv [Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts], 2005, no. 2 (8), pp. 120-125. (in Russian)

23. Popova E.A. Ponyatie professional'nogo mentaliteta v nauchnoj literature. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal [Kazan Pedagogical Journal], 2010, no. 2(80), pp. 47-55. (in Russian)

24. Professional'nyj mentalitet i osobennosti proforientacii i pe-reorientacii v period social'no-ekonomicheskogo krizisa: na primere pandemii virusa COVID-19 / A.A. Aldasheva, A.S. Bakanov, M.E. Zelenova, O.V. Runec. Institut psihologii Rossijskoj akademii nauk. Social'naya i ekonomiches-kaya psihologiya [Institute of psychology Russian Academy of Sciences Social and economic psychology], 2020, V. 5, no. 2 (18), pp. 269-290. (in Russian) DOI 10.38098/ipran. sep.2020.18.2.009

25. Svistunov V.M., Lobachev V.V. Four questions about the digital economy // Personnel and intellectual resources management in Russia. 2019. V. 8. No. 1. S. 5-14.

26. Social'no-psihologicheskoe blagopoluchie rabotnikov Indu-strii 4.0 [Socio-psychological welfare of the workers challenged by Industry 4.0] Koropec O.A., Fedorova A.E., Plutova M.I., Mel'nikova A.S., Polenc I.A., SHkurin D.V. Sedlcany, Ústav personalistiky, 2021. 211 p.

27. Tekhnologiya formirovaniya nadprofessional'nyh kompetencij studentov v usloviyah neopredelennosti budushchego mira pro-fessij [Technology for the formation of students' supraprofessional competencies in the context of the uncertainty of the future world of professions]. Pesha A.V., SHavrovskaya M.N., Nikolaeva M.A., SHramko N.V., Kamarova T.A., Patutina S.YU., Ministerstvo nauki i vysshego obrazovaniya Rossijskoj Federacii, Ural'skij gosudarstvennyj ekonomicheskij universitet, Kazan': Obshchestvo s ogranichennoj otvetstvennost'yu "Buk", 2022. 240 p.

28. CHernomorova O.N. Osnovaniya professional'nogo menta-liteta prepodavatelya vysshej shkoly. Izvestiya YUFU. Tekh-nicheskie nauki [Izvestiya SFedU. Engineering Sciences], 2013, no.10(147), pp. 169-176. (in Russian)

29. Shirinkina E.V. Management of human capital in the digital economy // Management of personnel and intellectual resources in Russia. 2018. V. 7. No. 2. S. 18-22.

30. YUrina A. A. Metodologicheskie i teoreticheskie aspekty issle-dovaniya professional'nogo mentaliteta nauchnogo rabotnika. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3:

Pedagogika i psihologiya [Bulletin of the Adyghe State University. Series 3: Pedagogy and psychology], 2007, no. 3, pp. 316— 323. (in Russian)

31. Colomeischi A.A., Colomeischi T., Clipa O. Teachers' work mentality and work satisfaction in relation with their personality traits. Procedia-Social and Behavioral Sciences, 2014, V. 159, pp. 345-349. DOI 10.1016/j.sbspro.2014.12.385

32. Experts' views on digital competence: Commonalities and differences. J. Janssen, S. Stoyanov, A. Ferrari, Y. Punie, K. Pannekeet, P. Sloep. Computers & education, 2013, V. 68, pp. 473-481. DOI 10.1016/j.compedu.2013.06.008

33. Human capital in digital economy: An empirical analysis of Central and Eastern European Countries from the European Union / A. Grigorescu, E. Pelinescu, A.E. Ion, M.F. Dutcas. Sustainability, 2021, V. 13, no. 4, pp. 2020. DOI 10.3390/ su13042020

34. Pettersson F. On the issues of digital competence in educational contexts—a review of literature. Education and information technologies, 2018, V. 23, no. 3, pp. 1005—1021. DOI 10.1007/s10639-017-9649-3

Уайзман Л.

вдохновители. как стать лидером, способным усилить команду

М.: Альпина Паблишер, 2023, 464 с.

Есть два типа лидеров — Вдохновители и Подавители. Под влиянием первых сотрудники загораются энтузиазмом, погружаются в состояние потока и работают с полной отдачей. Они не боятся сложных задач и ошибок, потому всегда найдут понимание и поддержку у своего руководителя.

Лидеры-Подавители добиваются своего путем самоутверждения, манипуляций и агрессии. Они строят работу на страхе, принуждении и беспрекословном подчинении. Такая схема истощает возможности и интеллект работников, исключает профессиональный рост и убивает желание делать что-то на благо компании.

Как определить, какой вы лидер? Как стать Вдохновителем? Как измениться, если вы Подавитель? Как противостоять Подавителю, если вы работаете под его началом?

Проанализировав опыт 150 известных современных руководителей — в их числе Стивен Спилберг, Генри Киссинджер, Лутц Зиоб (Microsoft), Мег Уитмен (eBay, Hewlett-Packard), Джон Хоук (Nike Inc.), — Лиз Уайзман, эксперт по лидерству, дает исчерпывающие ответы на эти вопросы.

В книге есть пошаговая стратегия Вдохновителей, реальные примеры, задачи, советы и кейсы.

Армстронг М.

УПРАВЛЕНИЕ ЛЮДьМИ. КАК ЭФФЕКТИВНО РУКОВОДИТь КОМАНДОЙ,

добиваться лучших результатов и решать любые проблемы

М.: АСТ, 2022,224 с.

Майкл Армстронг — бывший главный экзаменатор CIPD — самой крупной в Европе профессиональной ассоциации НЯ-специалистов, партнер E-Reward и независимый консультант по вопросам управления. Ранее директор по персоналу издательской компании. Чтобы руководить людьми, мало быть профессионалом в своей области — нужно также быть стратегом и психологом, то есть знать наверняка:

• как грамотно организовать работу и мотивировать коллег;

• как правильно формировать и оценивать команду;

• когда и как делегировать обязанности;

• как разрешать конфликты между подчиненными.

Из книги «Управление людьми» вы узнаете, какие существуют виды руководства и какие из них избирают для себя успешные лидеры и компании. Вы разберетесь в теории мотивации и ознакомитесь с принципами проведения эффективного собеседования. Благодаря упражнениям и пояснениям к ним вы не только получите полезные знания, но и отработаете нужные навыки. Это универсальное руководство, которое научит менеджеров и руководителей управлять своими сотрудниками так, чтобы добиваться лучших результатов и решать любые проблемы. Книга «Управление людьми» выпущена в удобном небольшом формате с интегральным переплетом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.