Научная статья на тему 'Социально-коммуникативные условия инверсии профессиональных «полей» архитектуры'

Социально-коммуникативные условия инверсии профессиональных «полей» архитектуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
социально-коммуникативная компетенция архитектора / научно-образовательные коммуникации в архитектуре / профессиональные поля архитектуры / структура профессионального сознания архитектора / профессиональное обучение архитектора / inversive-communication competence of the architect / scientific-educational communications in architecture / professional fields of architecture / structure of professional consciousness of the architect / professional training of the architect

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Топчий Ирина Владимировна

В статье исследуются инверсионные процессы, возникающие в профессиональном сознании архитекторов во время социально-культурного взаимодействия с различными группами субъектов архитектурно-градостроительной деятельности. Методологической основой исследования избраны современные социально-коммуникационные методы предпроектных исследований, которые построены на идеях обмена представлениями об архитектуре, существующими у различных социальных групп. Общественно-профессиональное взаимодействие между субъектами архитектурной деятельности обеспечивает устойчивость пространственной среды за счет согласования проектов пространственного развития и распределения ответственности за принятое решение между всеми заинтересованными сторонами. Тем самым снижается риск социальных конфликтов, появляются основания для внедрения инженерно-строительных инноваций и, как результат, повышения уровня комфорта, экологичности и безопасности городской среды. В процессе коммуникаций происходит трансформация профессионального сознания архитектора, меняются (инвертируются) приоритеты в системе ценностей. Инверсия профессионального сознания происходит за счет различий: между глобальными общественными интересами и интересами местных сообществ; современными взглядами на архитектуру у профессионального архитектурного сообщества и индивидуальными представлениями об архитектуре заказчиков, инвесторов, других частных лиц. При выделении различий в интересах и взглядах на архитектуру у социальных общностей были определены изменяемые «поля» архитектуры, отражающие разные аспекты архитектурного творчества: социально-функциональный, социально-культурный, художественно-стилистический, инженерно-технический, экономический и экологический. В научной литературе, исследующей структуру личного сознания и профессиональной ментальности, доказывается наличие нескольких ментальных слоев, характеризуемых разной степенью подвижности. Степень стабильности ментального слоя зависит от длительности существования наполняющих его идей и от размеров социальных общностей, их сформировавших. Социально-коммуникативная компетенция архитектора понимается как умение воспринимать, осознавать, оценивать разные точки зрения на «поля» архитектуры и трансформировать профессиональное сознание в процессе социально-культурного взаимодействия, учитывая общественные, локальные, корпоративные (профессиональные) и личные интересы в архитектуре, находить взаимоприемлемое решение, обеспечивающее устойчивое развитие пространственной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-COMMUNICATIVE CONDITIONS OF THE INVERSION OF PROFESSIONAL «FIELDS» OF ARCHITECTURE

The article examines the inversion processes that arise in the professional consciousness of architects during socio-cultural interaction with various groups of subjects of architectural and urban planning activities. The methodological basis of the study is chosen as modern social and communication methods of pre-project research, which are based on the ideas of exchange of ideas about architecture, existing at various social groups of society. Social and professional interaction between the subjects of architectural activity ensures the sustainability of the spatial environment through the harmonization of spatial development projects and distribution of responsibility for the decision among all interested parties. In this way, the risk of social conflicts is reduced, the reasons for the introduction of engineering and building innovations and, as a result, increase the level of comfort, ecology and safety of the urban environment appearance. In the process of communication there is a transformation of the professional consciousness of the architect, changing (inverted) priorities in the system of values and in individual fields of professional consciousness. The inversion of professional consciousness occurs due to the differences between global public interests and the interests of local communities; modern views on architecture in the professional architectural community and individual representations from the architecture of customers, investors, architects and other private individuals. When allocating differences in the interests and views on architecture of social communities, the article identifies variable «fields» of architecture, reflecting different aspects of architectural creativity: socio-functional, socio-cultural, artistic-stylistic, engineering-technical, economic and environmental. In the scientific literature examining the structure of the personal consciousness and professional mentality, it is proved that there are several mental layers characterized by different degrees of mobility. The degree of stability of the mental layer depends on the duration of existence of the ideas that fill it and on the size of the social communities that have formed them. The inversion and communicative competence of the architect is understood as the ability to perceive, understand, evaluate different viewpoints on the fields of architecture and transform the professional consciousness in the process of social and cultural interaction, taking into account the public, local, corporate (professional) and personal interests in architecture, find a mutually acceptable solution to ensure the sustainable development of the spatial environment.

Текст научной работы на тему «Социально-коммуникативные условия инверсии профессиональных «полей» архитектуры»

ТРИ «М»: МЕТОД - МЕТОДИКА - МЕТОДОЛОГИЯ

И. В. Топчий

Ценности и смыслы. 2023. № 1(83). С. 31-46 Values and Meanings. 2023. No.1 (83). P. 30-46 (In Rus) УДК 378.14

https://doi.org/10.24412/2071-6427-2023-1-30-46

Социально-коммуникативные условия инверсии профессиональных «полей» архитектуры

Топчий Ирина Владимировна

Кандидат архитектуры, директор подготовительных курсов Московского архитектурного института (Государственная академия), Россия E-mail: top@markhi.ru

Аннотация. В статье исследуются инверсионные процессы, возникающие в профессиональном сознании архитекторов во время социально-культурного взаимодействия с различными группами субъектов архитектурно-градостроительной деятельности. Методологической основой исследования избраны современные социально-коммуникационные методы пред-проектных исследований, которые построены на идеях обмена представлениями об архитектуре, существующими у различных социальных групп. Общественно-профессиональное взаимодействие между субъектами архитектурной деятельности обеспечивает устойчивость пространственной среды за счет согласования проектов пространственного развития и распределения ответственности за принятое решение между всеми заинтересованными сторонами. Тем самым снижается риск социальных конфликтов, появляются основания для внедрения инженерно-строительных инноваций и, как результат, повышения уровня комфорта, экологичности и безопасности городской среды.

В процессе коммуникаций происходит трансформация профессионального сознания архитектора, меняются (инвертируются) приоритеты в системе ценностей. Инверсия профессионального сознания происходит за счет различий: между глобальными общественными интересами и интересами местных сообществ; современными взглядами на архитектуру у профессионального архитектурного сообщества и индивидуальными представлениями об архитектуре заказчиков, инвесторов, других

© Топчий И. В., 2023

30

частных лиц. При выделении различий в интересах и взглядах на архитектуру у социальных общностей были определены изменяемые «поля» архитектуры, отражающие разные аспекты архитектурного творчества: социально-функциональный, социально-культурный, художественно-стилистический, инженерно-технический, экономический и экологический.

В научной литературе, исследующей структуру личного сознания и профессиональной ментальности, доказывается наличие нескольких ментальных слоев, характеризуемых разной степенью подвижности. Степень стабильности ментального слоя зависит от длительности существования наполняющих его идей и от размеров социальных общностей, их сформировавших.

Социально-коммуникативная компетенция архитектора понимается как умение воспринимать, осознавать, оценивать разные точки зрения на «поля» архитектуры и трансформировать профессиональное сознание в процессе социально-культурного взаимодействия, учитывая общественные, локальные, корпоративные (профессиональные) и личные интересы в архитектуре, находить взаимоприемлемое решение, обеспечивающее устойчивое развитие пространственной среды.

Ключевые слова: социально-коммуникативная компетенция архитектора, научно-образовательные коммуникации в архитектуре, профессиональные поля архитектуры, структура профессионального сознания архитектора, профессиональное обучение архитектора.

Для цитирования: Топчий И. В. Социально-коммуникативные условия инверсии профессиональных «полей» архитектуры // Ценности и смыслы. 2023. № 1 (83). С.30-46.

SOCIO-COMMUNICATIVE CONDITIONS OF THE INVERSION OF PROFESSIONAL «FIELDS» OF ARCHITECTURE

Irina V. Topchiy

PhD (Architecture), Director of the preparatory courses, Moscow Architectural Institute (State Academy), Russia E-mail: top@markhi.ru

Abstract. The article examines the inversion processes that arise in the professional consciousness of architects during socio-cultural interaction with various groups of subjects of architectural and urban planning activities.

The methodological basis of the study is chosen as modern social and communication methods of pre-project research, which are based on the ideas of exchange of ideas about architecture, existing at various social groups of society. Social and professional interaction between the subjects of architectural activity ensures the sustainability of the spatial environment through the harmonization of spatial development projects and distribution of responsibility for the decision among all interested parties. In this way, the risk of social conflicts is reduced, the reasons for the introduction of engineering and building innovations and, as a result, increase the level of comfort, ecology and safety of the urban environment appearance.

In the process of communication there is a transformation of the professional consciousness of the architect, changing (inverted) priorities in the system of values and in individual fields of professional consciousness. The inversion of professional consciousness occurs due to the differences between global public interests and the interests of local communities; modern views on architecture in the professional architectural community

and individual representations from the architecture of customers, investors, architects and other private individuals. When allocating differences in the interests and views on architecture of social communities, the article identifies variable «fields» of architecture, reflecting different aspects of architectural creativity: socio-functional, socio-cultural, artistic-stylistic, engineering-technical, economic and environmental.

In the scientific literature examining the structure of the personal consciousness and professional mentality, it is proved that there are several mental layers characterized by different degrees of mobility. The degree of stability of the mental layer depends on the duration of existence of the ideas that fill it and on the size of the social communities that have formed them. The inversion and communicative competence of the architect is understood as the ability to perceive, understand, evaluate different viewpoints on the fields of architecture and transform the professional consciousness in the process of social and cultural interaction, taking into account the public, local, corporate (professional) and personal interests in architecture, find a mutually acceptable solution to ensure the sustainable development of the spatial environment.

Keywords: inversive-communication competence of the architect, scientific-educational communications in architecture, professional fields of architecture, structure of professional consciousness of the architect, professional training of the architect.

For citation: Topchiy I. V. Socio-communicative conditions of the inversion of professional «fields» of architecture // Values and Meanings. 2023. No.1(83) P. 30-46 (In Rus).

Актуальность разработки социально-коммуниктивных условий инверсии професионального менталитета архитектора логически вытекает из различий в группах интересов разномасштабных социальных общностей:

— общественные интересы отражены в программе государственной поддержки российских университетов «Приоритет 2030», нацеливающей вузы на развитие научных исследований и участие в программах развития; в Градостроительном кодексе РФ, регламентирующем процедуру общественных обсуждений и публичных слушаний архитектурно-градостроительных проектов в целях соблюдения прав человека на комфортную и безопасную среду, благоприятные условия жизни (ст. 5.1);

— интересы российского архитектурного сообщества зафиксированы в правовых документах Союза архитекторов Российской Федерации, Международного Союза архитекторов, в Законе «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», определяющих кодекс профессиональной этики архитекторов и обязательства непрерывно повышать свой профессиональный уровень, содействовать развитию строительной области в целом и соответствующих видов искусств, предвидеть социальные последствия архитектурной деятельности (гл. 2 Кодекс профессиональной этики архитектора);

— интересы местных сообществ связаны с поддержкой устойчивого

развития, бесконфликтного социально-территориального существования, экономического и экологического комфорта;

— личные интересы инвесторов, заказчиков, собственников недвижимости, деятелей искусства, экспертов и других частных лиц и организаций связаны с собственными целями участия в архитектурно-градостроительной деятельности.

Сотрудничество представителей архитектурно-строительных специальностей и социума необходимо для выявления готовности к принятию и внедрению научно-технологических инноваций. Учитывая, что интересы разных социальных общностей могут не совпадать, архитектор должен уметь воспринимать различия интересов, инвертируя свое профессиональное мышление и находить единый вектор развития.

Истории формирования традиций профессионального обучения и современных методов обучения в российских школах архитектуры посвящены исследования большого числа ученых:

— обновление системных подходов к профессиональной подготовке архитекторов исследовались в работах Айдаровой Г. Е., Вайтенса А. Г., Гельфонд А. Л., Дуцева М. В., Есаулова Г. В., Закиевой Р. Р., Ильвицкой С. В., Качуровской Н. М., Кияненко К. В., Метленкова Н. Ф., Сапрыкиной Н. А., Швидковского Д. О., Янковской Ю. Л. и других авторов;

— социально-ориентированные методы обучения архитектурному проектированию, основанному на коннективистских теориях педагогики (партисипаторное и соучаствующее проектирование, радикальная педагогика, обучение в общине) изучались и апробировались на практике, а также внедрялись в практику Коломниной Б., Де Карлосом Дж., Прайсом Г., Лейв Дж., Венгером Е., Саноффом Г. и другими;

— способы развития профессионального мастерства архитектора приводились в работах многих российских и зарубежных ученых, в том числе:

— методы и методики формирования творческих качеств и креативности будущих архитекторов отражены в трудах Гришиной Т. В., Карповой Г. Ф., Мироновой И. А., Никоновой Е. В., Михалчевой С. Г. и др.;

— методы и методики формирования проектной компетенции будущих архитекторов рассматривались в работах Асановича А., Бархина Б. Г., Гавриловой М. М., Жолтовского И. В., Лисициана В., Мальгина В. Т., Метленкова Д. Л., Степанова А. В., Тосуновой М. И., Фомина И. А. и др.;

— методы и методики формирования инженерно-конструктивных

компетенций в условиях инновационного развития экономики строительства будущих архитекторов исследовались Дыховичным Ю. А., Казбек-Казиевым З.А., Нойфертом Э., Пономаревым В. А., Топчий Д. Н. и др.;

— методы и методики формирования управленческих компетенций будущих архитекторов анализировались Баженовой Е. С., Изотовым В. С., Коротковым С. Г., Нанасовым П. С., Сабитовым Л. С. и др.;

— методы и методики формирования художественно-визуализацион-ного мастерства будущего архитектора описаны в работах Ананьевой Е. П., Ашмариной И. Н., Демьянова В. Г., Дайнеки А. А., Климова Э. М., Ли Н., Максимова О. Г., Тихонова С. В., Подрезкова В. Б. и др.

Президент РААСН и ректор МАРХИ Швидковский Д. О. неоднократно отмечал, что устойчивой традицией российского архитектурного образования является его художественная направленность [22].

Впервые разработка методов обучения рисованию проводились в Московском ВХУТЕМАСЕ по заданию ректора Фаворского В. А. Были разработаны методы архитектурного конструктивного рисунка, облегчающие понимание структурных особенностей пространственных форм. На основании опыта использования ручной графики в архитектурной визуализации были выделены три цели обучения рисованию архитекторов: визуализация мыслительных образов, анализ произведений архитектуры и презентация проектов [9, 17].

Архитектурный рисунок признается творческим методом профессиональной коммуникации, отражающим психологию творческого проектного мышления и универсальным способом художественной визуализации, демонстрирующим умение видеть тектоническую основу окружающего мира и формирующим профессиональный менталитет архитектора [5,12]. Несмотря на большой интерес к данной теме, не были выделены этапы формирования профессионального мышления будущего архитектора средствами ручного рисования.

В ХХ! веке цифровизация архитектурной практики привела к расширению способов визуализации проектирования, хранения и обмена данными об объектах проектирования, строительства и реконструкции. Все это способствовало переосмыслению роли ручных методов визуализации. Особое внимание было уделено изучению художественно-стилистических особенностей архитектуры, созданной в виртуальном пространстве в сотворчестве человека и техники,— нелинейной архитектуре [2]. Были выделены новые черты профессионального мышления архитектора,

порожденные условиями компьютерного моделирования: мышление в образах эстетики компьютерной графики («антигравитационная» архитектура), использование в архитектуре нетрадиционных строительных материалов (пар, свет), параллельное моделирование функций в пространстве здания [21]. Совмещение в проекте данных об объекте и территории (BIM и GIS- технологии) создали новые организационные и экономические возможности в проектировании.

Философским основанием «цифровой» архитектуры признаются нелинейные теории общественного развития, интерес к которым начал появляться у архитекторов в 1990-х годах. Одним их первых теорию «полей» архитектуры, объясняющей взаимовлияние архитектуры и урбанизма, предложил североамериканский теоретик архитектуры Стенли Аллен (S. Allen) [24]. Он утверждал, что каждый архитектурный объект является неотделимой частью какого-то «поля», адаптирующего его к окружающей среде. Теория полей в архитектуре предвосхитила процессы трансформации функций городских общественных зданий (музеев, библиотек, других общественных центров), произошедшие позже в связи с изменением и расширением функций общественных коммуникаций и формированием городских каркасов — рекреационных, образовательных, коммерческих и других. Было выявлено, что интеграция художественных «полей» архитектуры создает стилистическое и колористическое единство современного города [3].

Теоретические исследования «полей» архитектуры были внедрены в практику обучения в традиционных формах научно-образовательных коммуникаций в образовательной среде вуза: лекциях, семинарах, проектных конкурсах студентов, с помощью учебной литературы. При этом не был в достаточной мере использован потенциал социально-профессиональных коммуникаций в пространстве города, облегчающий понимание различий в архитектуре разными социальными группами.

Профессиональные «поля» архитектуры позволяют выделить различные аспекты и компоненты архитектурной деятельности. Состав «полей» архитектуры может быть определен на основании паспорта научной специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», а именно, социально-функциональное, социально-культурное, формообразующее, стилеобразующее, художественно-семантическое, конструктивно-техническое, экономическое и экологическое. «Поле» представляет собой

группу признаков, качеств или элементов архитектуры. При трансформации полей архитектуры происходят качественные изменения в архитектурной стилистике, новом функциональном наполнении зданий, использовании новых конструктивных схем и технологий, организационных подходах и методах проектирования. Историко-культурный процесс демонстрирует инверсию приоритетов в «полях» архитектуры в моменты социальных революций и инверсии социальных систем и в результате научно-технического прогресса.

Тематика полей конгруэнтна компонентам содержания профессионального образования в архитектуре и закреплена в нормативных документах, регламентирующих профессиональное обучение архитекторов: в Справочнике кодов общероссийских классификаторов ФГОС «Архитектура», Профессиональном стандарте «Архитектор», «Минимальных требованиях к результатам освоения основных видов деятельности образовательной программы СПО по специальности «Архитектура» и других [10, 13, 18]. Трактовка полей в архитектуре в разных документах различна, но обладает семантическим сходством (Таблица 1).

Таблица 1.

Трактовка компонентов содержания и полей архитектуры в правовых и нормативных документах РФ.

Нормативные документы Поля архитектуры — группы компонентов содержания

Справочник кодов общероссийских классификаторов ФГОС «Архитектура» циклы дисциплин: гуманитарный, социально-экономический, общепрофессиональный, математический,естественно-научный

Профессиональный стандарт «Архитектор» социальные, функционально-технологические, эргономические, эстетические и экономические требования к объектам проектирования; социально-культурные, демографические, психологические, функциональные основы формирования архитектурной среды;

«Минимальные требования к результатам освоения основных видов деятельности образовательной программы СПО по специальности «Архитектура» объемно-пространственные, конструктивные, инженерные решения и эксплуатационные качества архитектуры

Формула научной специальности «Теория архитектуры»

исследование фундаментальных проблем архитектуры:

социально-функционального, социально-культурного, формообразующего, сти-леобразующего, художественно-семантического, конструктивно-технического, экономического и экологического

Под влиянием социально-экономического, научно-технического прогресса и внутренней логики развития самой архитектуры происходят изменения внутри отдельных «полей», которые могут привести к трансформации всей системы.

В качестве примера вспомним «реакцию» системы полей архитектуры на социальные изменения в начале ХХ века. Социальные трансформации привели к появлению новых архитектурных стилей (конструктивизма, рационализма, функционализма), новых методов обучения (абстрактно-композиционных методов), определили новые экономические, функциональные и конструктивные требования к архитектуре, то есть изменили другие поля. Изобретение железобетона способствовало появлению новых типов зданий, развитие металлообработки и создание новых металлоконструкций способствовали строительству высотных зданий и большепролетных объектов (мостов, стадионов), то есть изменилось функциональное поле архитектуры.

В данном исследовании оценивается влияние социальных факторов на инверсию профессионального мышления при принятии проектных решений

Важность одобрения и принятия архитектурных проектов закреплена в градостроительном законодательстве всех развитых стран. На основе анализа современной отечественной и зарубежной практики архитектуры были выделены типы коммуникативных ситуаций, в процессе которых происходит оценка, обсуждение, одобрение и принятие архитектурных проектов: презентационный, маркетинговый, компаративный, профори-ентационный, инновационный, импрессионистский, восстановительный, краудфандинговый, корпоративный [20].

Процесс общественно-профессионального взаимодействия подразумевает разработку или согласование проектного решения архитектором и членами проектной команды (профессиональными субъектами архитектурной деятельности) с субъектами, чья пространственная среда жизнедеятельности изменится после реализации проекта. Мотивация

участия в принятии архитектурно-градостроительных решений представителями публики, по сути своей, являющихся непрофессиональными субъектами архитектурной деятельности, строится на их неравнодушии к уровню своего пространственного и визуального комфорта, представлениях о безопасности, сложившихся бытовых привычках и других физических и ментальных особенностях.

Психология восприятия архитектуры и городского пространства изучается в научных направлениях «психология архитектуры» и «психология города» [23]. Были выявлены особенности семантического восприятия архитектурных форм и пространства, цвета, света, поверхностей, надписей и других элементов. Восприятие пространства и интегративная оценка качества городской среды жителями исследуются в научном направлении «когнитивная урбанистика» [6,7]. Разработанные модели используются в обучении будущих архитекторов и градостроителей, формируя их профессиональное мастерство и профессиональный менталитет.

Мы выявили четыре группы интересов и разных представлений об архитектуре, присущие разным социальным общностям:

— личные представления и интересы в архитектуре присутствуют у индивидуальных заказчиков, инвесторов, архитекторов и других субъектов архитектурной деятельности, инициирующих деятельность или несущих ответственность за ее результат;

— корпоративные (профессиональные) интересы архитектурного сообщества, основанные на профессиональной этике архитекторов и совокупном опыте архитектурной деятельности;

— интересы местных сообществ (мезо-обществ), состоящие в сохранении стабильности, бесконфликтного социально-территориального существования, экономического и экологического комфорта;

— общественные (глобальные) интересы в развитии больших территориальных образований, содержащиеся в социально-экономических программах развития областей и регионов.

В архитектурной практике выявление различий в представлениях о будущем архитектуры производится в процессе предпроектных исследований. Архитектор выступает в роли модератора социальных коммуникаций, рассматривая ситуацию с разных точек зрения. Процесс «медиации» в архитектуре сопровождается перемещением между профессиональными полями архитектуры и уровнями мышления — инверсией профессионального сознания. Психологическим импульсом инверсии

профессионального сознания архитектора стремление понять различия в интересах разных социальных групп [4]. Уточним понимание термина «инверсия» применительно к иерархической структуре профессионального сознания архитектора.

Философский смысл термина «инверсия» («inversion» от лат. перестановка, перемещение) дал Севостьянов Д. А., рассматривая результат смены уровней в социальных системах [15]. Было предложено использовать метод инвертирования социальных систем для преодоления ментальных ограничений, вызванных сложившимися традициями или другими социальными факторами. Процесс инверсии социальных систем сводится к разделению элементов систем на основные и атрибутивные (изменяемые). Изменение роли (местоположения) изменяемых элементов или связей при сохранении положения (связей) между основными элементами, позволяет сохранить основные свойства системы и придать ей новые качества. Сравнительный анализ значения слова «инверсия» в разных областях знаний, был выполнен автором данной статьи [19]. Исследование показало, что термин «инверсия» понимается различно в лингвистике, математике, цветоведении, музыке, архитектуре. Было уточнено, что для реструктурирования содержания и методов подготовки архитекторов термин «инверсия» понимается как метод творческой деятельности, направленный на достижение нового качества профессионального сознания архитектора. Было предложено использовать метод инвертирования социальных систем для преодоления ментальных ограничений, вызванных сложившимися традициями или другими социальными факторами. Непрерывность процессов изменения социокультурных векторов общественного развития и инверсия общественных ценностей подтверждается исследованиями Сафара М. Я., который делает вывод о важности учета инверсионных процессов при разработке государственной стратегии и культурной политике [14].

В рамках изучения когнитивных процессов в образовании анализировалась иерархическая структура сознания человека, типы мышления (сознания) и ментальность, как особый образ мыслей и склада ума людей. Ментальность была определена, как «феномен бытия и регулятор человеческой деятельности», обладающий четырехкомпонентной структурой: когнитивные элементы, мотивационные, социально-значимые, эмоционально-волевые [16]. Гершунский Б. С. трактует менталитет как динамическое основание мировосприятия, мировоззрения, определя-

ющее ценностно-целевые приоритеты и поведенческие установки [1]. Опираясь на работы Дюби Ж., он выделяет четыре ментальных слоя, отличающихся между собой степенью долговременности и соотносимых с социальными общностями разного размера. Лутцев М. В. выделил географические, религиозные, этнические и экономические факторы, под влиянием которых складывается личностный менталитет и которые определяют отношение человека к определенному социуму [8].

Уровни ментальной структуры сходны с социальными уровнями и размерами социальных общностей (личностный, мини-социум, ми-ди-социум и макросоциум), обладают разной динамикой изменений. Наиболее стабильным является глубинный уровень (первый), впитавший универсальные ценности и культурные архетипы, присущие национальному менталитету. На этом уровне располагаются ментальные структуры, складывавшиеся длительное время и присущие обширным социальным сообществам. На втором уровне находятся представления и модели, сформированные несколькими поколениями. К ним можно отнести особенности сознания общностей регионального масштаба, формируемые в специфических географических, национальных, религиозных условиях, в условиях специфического информационного и культурного обмена с другими социальными общностями. На третьем уровне содержится ментальная информация, полученная в результате общих трансформаций в социально-экономической и политической сферах человеческой жизни. Четвертый ментальный слой наиболее изменяемый и формируется в границах относительно небольших социальных групп (общинах, трудовых коллективах) под влиянием локальных факторов.

Определение профессионального менталитета было дано Новиковым А. В. По мнению ученого, «профессиональный менталитет является динамической подструктурой личностного менталитета, опирается на национальный, общественный менталитет, определяется особенностями индивидуального ментального опыта, репрезентуется в профессиональной деятельности через структурные компоненты: аксиологический (профессиональные ценности, нормы, цели), мотивационный (готовность к инновационной деятельности) и установочный (репрезентация ментального опыта в профессиональной деятельности)» [11].

Специфика профессионального менталитета архитектора определяется функциональными, экономическими и социокультурными целями архитектуры, прогрессивными тенденциями в архитектуре, индивидуальным

характером архитектурного творчества и условиями его формирования в сложившейся системе непрерывной подготовки архитектурных кадров. Ядро профессионального менталитета, являющееся наиболее стабильной частью сознания будущего архитектора, формируется в процессе взросления, впитывает социокультурные ценности и художественные образы архитектуры (Таблица 2). Относительно стабильные уровни профессионального сознания будущих архитекторов формируются в процессе профессионального обучения и практической деятельности. На индивидуальный метод творческой деятельности архитектора оказывают влияние все социальные общности, в которые он включен.

Таблица 2.

Структурные иерархии личного и профессионального сознания архитектора

Уровни Влияние интересов социальных общностей Профессиональное сознание архитектора Личный менталитет архитектора

I — ядро общественные, глобальные совокупность наднациональных принципов архитектурной деятельности — триада архитектуры — польза, прочность, красота принадлежность к культурно-генетическому коду нации

II- относительно стабильный местные совокупность морально-этических норм, правил, местных традиций, влияющих на представления локальных социальных групп об архитектуре и организации пространственной среды их жизни базисные ценностно-смысловые установки, полученные в процессе взросления и вызвавшие интерес к архитектуре

III- относительно подвижный профессиональные совокупность морально-этических и законодательных норм, принципов, методов проектирования, взаимовлияние глобальных тенденций и национальных традиций на архитектуру профессиональная позиция архитектора, сформированная в процессе профессионального обучения и под воздействием действующих корпоративных норм и принципов

IV — под- личные уникальные представ- индивидуальный твор-

вижный ления и предпочтения ческий почерк архитек-

заказчиков и инвесто- тора, сформированный

ров на основе:

— индивидуальных ка-

честв личности и жиз-

ненного опыта;

— имеющихся профес-

сиональных компетен-

ций и опыта архитектур-

ной практики;

— ценностно-смысло-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вых установок, получен-

ных в процессе взрос-

ления;

— восприятия культур-

но-генетического кода

нации

Рассматривая процесс социально-культурных коммуникаций в архитектурной деятельности в качестве условия обеспечения устойчивого развития пространственной среды, обеспечивающего взаимообмен мнениями, идеями, представлениями об архитектуре между социальными общностями, обладающими разными интересами и уровнем ответственности как инструмент «настройки» профессионального создания архитектора, можно утверждать, что имеется необходимость формирования у студентов архитектурных школ новой, инверсионно-коммуникативной компетенции (ИКК). Определим данную компетенцию как способность архитектора формировать и трансформировать свое профессиональное сознание в зависимости от ожиданий и интересов разных социальных групп общества, выявляя единый «вектор» и обеспечивая тем самым устойчивое развитие пространственной среды.

Заключение

1. Социально-коммуникационные процессы в архитектурных практиках происходят в условиях инверсии вертикальных и горизонтальных уровней профессионального менталитета архитектора и обусловлены различиями в ценностях социальных общностей разного масштаба, наличием интегративных профессиональных полей в архитектуре.

2. Инверсия ментальных полей является средством понимания различий между художественными, функциональными, социально-культурными, инженерно-конструктивными, эксплуатационными, экологиче-

скими качествами архитектуры, присущими различным социальным общностям и отвечающих их интересам. Целью и результатом инверсии профессионального сознания является достижение приемлемого компромисса между различными интересами социальных общностей и их представлениями об архитектуре, выработка проектного решения, обеспечивающего устойчивое развитие пространственной среды.

3. Инверсия содержания компонентов архитектурного образования понимается как смена приоритетов внутри полей архитектуры и самих полей, при условии сохранения триединства принципов архитектуры, на основании которых формируется система профессиональной подготовки архитекторов,— «польза, прочность, красота». Инверсионные процессы в содержании архитектурного обучения обусловлены инновационными процессами в архитектуре, искусстве, строительных технологиях, методах проектирования и другими явлениями, трансформирующими архитектурную практику.

4. Ментальные инверсии в архитектуре происходят вследствие реагирования на динамично меняющиеся общественные представления, практические действия, критическое осмысление действительности и анализ результатов научных исследований в архитектурно-строительной сфере.

5. Результатом ментальных инверсий для архитекторов становится осознание перспектив личного и профессионального развития, ориентированных на меняющиеся потребности глобального и локального рынков труда.

6. Умение инвертировать профессиональное сознание, рассматривая проектное задание с разных позиций, зависит от опыта участия во внутренних и внешних научно-образовательных коммуникациях в архитектуре, желания архитектора воспринимать, критически осознавать различия в системах взглядов.

Литература

1. Гершунский Б. С. Философия образования: Учебное пособие. М., Моск. психолого-социальный институт, 1998. 432с., с. 16.

2. Добрицына И. А. От постмодернизма — к нелинейной архитектуре:

Архитектура в контексте современной философии. М., 2004, 416 с., с. 248-260.

3. Дуцев М. В. Концепция художественной интеграции в новейшей архитектуре.

Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. 388 с. ^N978-5-87941-926-9, с. 103-122.

4. Капцов А. В. Психологический импульс: сущность и определение// Вестник

Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология, 2019, 1 (25), с.95-103.

5. Кокорина Е. В. Архитектурный рисунок как креативная составляющая языка профессиональных коммуникаций. Автореф. дисс...канд. арх., Н. Новгород, 2011, 24 с.

6. Кольстед О. А. Метод анализа городской среды Кевина Линча//Научно-практический электронный журнал Аллея Науки. N4 (55) 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://alley-science.ru/domains_data/files/2April2021/METOD%20ANALIZA%20 GORODSKOY%20SREDY%20KEVINA%20LINChA.pdf. (дата обращения 27.02.2023).

7. Крашенинников А. В. Когнитивная урбанистика: архетипы и прототипы городской среды: монография / А. В. Крашенинников. М.: КУРС, 2020. 210 с. (Серия «Наука»), ISBN978-5-907228-53-5/

8. Лутцев М. В. Менталитет и ментальность как феномены бытия личности, общества и Вооруженных Сил: Социально-философский анализ. Автореферат дисс... канд. филос. наук. М., 2005. 24 с., с. 10-12.

9. Максимов О. Г. Рисунок в профессии архитектора. Автореферат дис... докт. арх. М., 2000. 48 с., с. 14-15.

10. Минимальные требования к результатам освоения основных видов деятельности образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 07.02.01 «Архитектура». Приложение N3 к ФГОС СПО по специальности 07.02.01 «Архитектура», утвержденному приказом Министерства просвещения РФ от 4 октября 2021 г. N692.

11. Новиков А. В. Национальный экономический менталитет в контексте российских реформ: историко-экономический очерк. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2006, с. 25-26.

12. Пластова Н. Е. Архитектурный рисунок как фактор развития профессионального мышления архитектора// Архитектон: известия вузов N1 (65), март 2019. c.1-11. [Электронный ресурс]. URL: http://archvuz.ru/2019_1/22. (дата обращения 27.02.2023).

13. Профессиональный стандарт "Архитектор", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 августа 2017 г. №16н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 августа 2017 г., регистрационный N48000).

14. Сафар М. Я. Инверсия ценностей как основной показатель системных изменений культурного пространства// Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. 2018 (N2). 694 с., с. 644-646.

15. Севостьянов Д. А. Инверсивные отношения в образовании: социально-философский анализ. Автореф. дисс. докт.филос. наук., Новосибирск, 2020. 38 с.

16. Сонин В. А. Психолого-педагогическая проблема профессионального менталитета учителя. Автореф. дисс. докт. психол. наук. М., 1998., Смоленский ГПУ, 49 с., с. 7.

17. СонякВ. М. Пространство в рисунке архитектора (Развитие теории отображения и методов практического изучения в высшей школе). Автореф. дис. канд. архитектуры. М., МАРХИ, 1988. 23 с.

18. Справочник кодов общероссийских классификаторов. ФГОС «Архитектура». [Электронный ресурс]. URL: https://classinform.ru/fgos/07.02.01-arhitektura.html. (дата обращения 27.02.2023).

19. Топчий И. В. Инверсионные процессы в архитектурном образовании // Ценности и смыслы. 2022. N2 (78). С. 79-97.

20. Топчий И. В. Теоретические основания педагогических коммуникаций в архитектурном образовании// Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10 N4(37), c.216-221. DOI: 10.26140/anip-2021-1004-0052.

21. Черная К. С. Компьютерное мышление — это новый образ мышления архитектора// Architecture and Modern Information Technologies. 2010 (2 (11)), 45-53.

22. Швидковский Д. О. Историческая судьба МАРХИ//Наука, образование и экспериментальное проектирование: сборник статей международной научно-практической конференции 8-12 апреля 2013 г.Москва.: МАРХИ, 2013. с. 12-13.

23. Шилин В. В. Архитектура и психология. Краткий конспект лекций. Н. Новгород, ННГАСУ, 2011. 68 с. ISBN: 5-87941-099-4.

24. S. Allen, From Objects to Field// Architectural Design. N. 127, 1997, pp.24-31.

References

• Gershunskiy B. S. Filosofiya obrazovaniya: Uchebnoe posobie. M., Mosk. psihologo-social'nyj institut, 1998. 432s., s. 16. [In Rus].

• Dobricyna I. A. Ot postmodernizma — k nelinejnoj arhitekture: Arhitektura v kon-tekste sovremennoj filosofii. M., 2004, 416 s., s. 248-260. [In Rus].

• Ducev M. V. Koncepciya hudozhestvennoj integracii v novejshej arhitekture. N. Novgorod: NNGASU, 2013. 388 s. ISBN978-5-87941-926-9, s. 103-122. [In Rus].

• Kapcov A. V. Psihologicheskij impul's: sushchnost' i opredelenie// Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii. Seriya: Psihologiya, 2019, 1 (25), c.95-103. [In Rus].

• Kokorina E. V. Arhitekturnyj risunok kak kreativnaya sostavlyayushchaya yazyka professional'nyh kommunikacij. Avtoref. diss...kand. arh.,— N. Novgorod, 2011, 24 s. [In Rus].

• Kol'sted O. A. Metod analiza gorodskoj sredy Kevina Lincha//Nauchno-prakticheskij elektronnyj zhurnal Alleya Nauki. N4 (55) 2021. https://alley-science.ru/domains_data/ files/2April2021/MET0D%20ANALIZA%20G0R0DSK0Y%20SREDY%20KEVINA%20 LINChA.pdf. [In Rus].

• Krasheninnikov A. V. Kognitivnaya urbanistika: arhetipy i prototipy gorodskoj sredy: monografiya / A. V. Krasheninnikov. M.: KURS, 2020. 210 s. (Seriya «Nauka»), ISBN978-5-907228-53-5/ [In Rus].

• Lutcev M. V. Mentalitet i mental'nost' kak fenomeny bytiya lichnosti, obshchestva i Vooruzhennyh Sil: Social'no-filosofskij analiz. Avtoreferat diss... kand. filos. nauk. M., 2005. 24 s., s.10-12. [In Rus].

• Maksimov O. G. Risunok v professii arhitektora. Avtoreferat dis... dokt. arh. M., 2000. 48 s., s. 14-15. [In Rus].

• Minimal'nye trebovaniya k rezul'tatam osvoeniya osnovnyh vidov deyatel'nosti obrazovatel'noj programmy srednego professional'nogo obrazovaniya po special'nosti 07.02.01 «Arhitektura». Prilozhenie N3 k FGOS SPO po special'nosti 07.02.01 «Arhitektura», utverzh-dennomu prikazom Ministerstva prosveshcheniya RF ot 4 oktyabrya 2021 g. N692. [In Rus].

• Novikov A. V. Nacional'nyj ekonomicheskij mentalitet v kontekste rossijskih reform: istoriko-ekonomicheskij ocherk. SPb.: Izd-vo SPb. un-ta, 2006, s. 25-26.

• Plastova N. E. Arhitekturnyj risunok kak faktor razvitiya professional'nogo myshleni-ya arhitektora// Arhitekton: izvestiya vuzov N1 (65), mart 2019. c.1-11. http://archvuz. ru/2019_1/22/ [In Rus].

• Professional'nyj standart "Arhitektor", utverzhdennyj prikazom Ministerstva tru-da i social'noj zashchity Rossijskoj Federacii ot 4 avgusta 2017 g. N616n (zaregistrirovan Ministerstvom yusticii Rossijskoj Federacii 29 avgusta 2017 g., registracionnyj N48000). [In Rus].

• Safar M.YA. Inversiya cennostej kak osnovnoj pokazatel' sistemnyh izmenenij kul'turnogo prostranstva// Bol'shaya Evraziya: razvitie, bezopasnost', sotrudnichestvo. 2018 (N2). 694 s., s. 644-646. [In Rus].

• Sevost'yanov D. A. Inversivnye otnosheniya v obrazovanii: social'no-filosofskij analiz. Avtoref. diss. dokt.filos. nauk., Novosibirsk, 2020. 38 s. [In Rus].

• Sonin V. A. Psihologo-pedagogicheskaya problema professional'nogo mentaliteta uchitelya. Avtoref. diss. dokt. psihol. nauk. M., 1998., Smolenskij GPU, 49 s., s.7. [In Rus].

• Sonyak V. M. Prostranstvo v risunke arhitektora (Razvitie teorii otobrazheniya i metodov prakticheskogo izucheniya v vysshej shkole). Avtoref. dis. kand. arhitektury. M., MARHI, 1988. 23 s. [In Rus].

• Spravochnik kodov obshcherossijskih klassifikatorov. FGOS «Arhitektura». URL: https://classinform.ru/fgos/07.02.01-arhitektura.html. [In Rus].

• Topchiy I. V. Inversionnye processy v arhitekturnom obrazovanii // Cennosti i smysly. 2022. N2 (78). S. 79-97. [In Rus].

• Topchiy I. V. Teoreticheskie osnovaniya pedagogicheskih kommunikacij v arhitek-turnom obrazovanii// Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya. 2021. T.10 N4(37), c.216-221. DOI: 10.26140/anip-2021-1004-0052. [In Rus].

• CHernaya K. S. Komp'yuternoe myshlenie — eto novyj obraz myshleniya arhitek-tora// Architecture and Modern Information Technologies. 2010 (2 (11)), 45-53. [In Rus].

• SHvidkovskij, D. O. Istoricheskaya sud'ba MARHI//Nauka, obrazovanie i eksperimental'noe proektirovanie: sbornik statej mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 8-12 aprelya 2013 g. Moskva.: MARHI, 2013. s. 12-13. [In Rus].

• SHilin V. V. Arhitektura i psihologiya. Kratkij konspekt lekcij. -N. Novgorod, NNGASU, 2011. 68 s. ISBN: 5-87941-099-4.24. S. Allen, From Objects to Field// Architectural Design. N. 127, 1997, pp.24-31. [In Rus]

• 24. S. Allen, From Objects to Field// Architectural Design. N. 127, 1997, pp.24-31.

Статья поступила в редакцию 14.12.2022; одобрена после рецензирования 11.01.2023; принята к публикации 21.02..2023.

The article was submitted 14.12.2022; approved after reviewing 11.01.2023; accepted for publication 21.02.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.