ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ЖУРНАЛ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК. 2020 Т. 21. № 3. С. 112-124
I СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ОСОБЕННОСТИ МЕНТАЛИТЕТА ПРИЁМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ КАК СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ1
A.A.Алдашева, О.А.Первачева
Алдашева Айгуль Абдулхаевна.
Эл. почта: [email protected]. ORCID: 0000-0003-3768-9887 Первачёва Ольга Александровна.
Эл. почта: [email protected]. ORCHID: 0000-0002-3265-4020 Институт психологии РАН, Ярославская ул., 13, корп. 1, Москва, 129366, Россия
Аннотация. Статья является частью серии работ, посвященных изучению ценностно-смысловой сферы приёмных родителей как основного регулятора детско-родительских взаимоотношений. Актуальность исследования связана с необходимостью изучения мировоззрения приёмных родителей как базиса духовно-нравственного воспитания ребенка, в котором осуществляется передача ценностей, традиций, способов поведения народа. Анализ современных исследований показал особую роль ценностно-смысловых ориентаций замещающих родителей в развитии института приёмной семьи с одной стороны и недостаточную эмпирическую базу с другой. Цель исследования заключалась в изучении специфики менталитета приёмных родителей как особой социальной группы, предлагающей государству услуги по воспитанию детей-сирот. Гипотезами исследования стали предположения о том, что: 1) базисной идентификационной направленностью приёмных родителей являются ценности взаимоотношений; 2) ядро структуры социальных представлений приёмных родителей о духовно-нравственной сфере наполнено аффективно-чувственными характеристиками, такими как любовь и чувство привязанности. Методологической базой исследования стали «Незаконченные предложения», «Метод свободных ассоциаций» и опросник «Духовно-нравственное воспитание». В исследовании приняли участие 66 приёмных родителей (средний возраст M = 49,60 ± 10,00 лет) и 80 кровных родителей (средний возраст M=47 ±4 года). Теоретическую основу исследования составили: теория социальных представлений С.Московичи, концепция Е. Н. Резникова «Психологический облик народа». Количественный и качественный анализы показали доминирующее значение ценностей взаимоотношений в менталитете приёмных родителей и слабую выраженность нравственно-психологических ценностей аффективно-чувственной сферы. Духовно-нравственная сфера в обыденном сознании как у приёмных, так и кровных родителей выражена религиозными ценностями и связана с верой в Бога, что, согласно Е. Н. Резникову составляет основу русского менталитета.
Ключевые слова: социальные представления, духовно-нравственное воспитание, базисная идентификационная направленность, менталитет, приёмный родитель, приёмный ребенок.
Введение
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики в период с 2008 по 2017 г. доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся на воспитании в семьях, увеличилась на 17%. По данным Министерства просвещения РФ в стране функционирует 646 организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, приоритетной задачей которых является содействие семейному устройству воспитанников учреждения, реализация их права жить и воспитываться в семье. В соответствии со ст. 148.1 п. 6 CK РФ к основным обязанностям приёмного родителя относятся представительство и защита прав и интересов подопечного, забота о здоровье и психическом развитии, содействие
1 Исследование выполнено в соответствии с Государственным заданием № 0159-2020-0001.
общению с родственниками, социализации и образованию принятого в семью ребенка (Федеральный закон от 29.12.1995 № 223-Ф3). Важная духовно-нравственная задача приёмного родителя — становление ребенка, передача ценностей, традиций, способов поведения народа как основы его социализации. Решение поставленной проблемы непосредственно связано с изучением мировоззрения приёмных родителей, что и определяет актуальность статьи.
Семья как особая малая социальная группа обладает уникальной психологической атмосферой, которая определяет отношения между членами семьи и является базой развития самосознания, формирования характера ребёнка и его нравственных ценностей (Шнейдер, 2019). По мнению Е. Н. Резникова, семья в России — это социальная ячейка, отношение к которой в настоящее время трансформируется (Резников, 2014). Такие негативные процессы, как разводы, неполные семьи, гражданские браки, рост социального сиротства стали распространенной практикой с начала 1990-х гг. Рост социального сиротства в стране способствовал созданию государственной программы «Помощь детям-сиротам в России», направленной на развитии института семейного воспитания.
В настоящее время достаточно исследований о специфике приёмной семьи (И. В. Дубровина; Е. И. Николаева; А. А. Алдашева, М. Е. Зеленова и др.), анализ полученных данных показал особую роль ценностно-смысловых ориентаций замещающих родителей в развитии института приёмной семьи. Известно, что ценностно-смысловые установки взрослого оказывают влияние на становление мировоззренческих и духовно-нравственных ориентиров у детей и определяют воспитательные действия родителя, формирующие личность ребенка и навыки просоциального поведения (Алдашева, Зеленова, 2017). Духовно-нравственное воспитание рассматривается О.Л.Володиной как «...процесс взаимодействия и взаимопревращения конкретных нравственных ценностей и обобщенных духовных ценностей в устойчивые личностные образования...» (Володина, 2010. С. 9). В то же время исследований, посвящённых представлениям о духовно-нравственном воспитании у приёмных родителей, в доступной нам литературе не было обнаружено.
Поскольку специфика духовно-нравственного воспитания определяется культурными ценностями народа, в рамках которых воспитывается ребёнок и формируется его менталитет (Резников, 2014), то определяющая роль в этом процессе принадлежит семье, которая согласно А.С.Макаренко, является первой общественной ступенью (Макаренко, 1988), проводником нравственных ценностей и духовных ориентиров.
В основании нашей работы о духовно-нравственном воспитании мы опираемся на теорию социальных представлений (С. Московичи, Ж. К. Абрик, П. Рато, П. Мо-линер, В. Дойз); основы воспитания (К. Д.Ушинский, Э. Мейман, А. С. Макаренко); социокультурную теорию, подразумевающую под собой деятельность воспитателя и воспитанника как со-конструкты общей деятельности (Slipp, 2017); концепцию E.H. Резникова «Психологический облик народа» (Резников, 2014).
Изучение менталитета приёмных родителей строилось на фундаментальных исследованиях Л.Н.Гумилева, Ю.В.Бромлея, Ю.М.Лотмана, Е.Н.Резникова, А.В.Юре-вича, Т. Г. Стефаненко, Н. М. Лебедевой, Д. Мацумото, Г. Триандиса, Г. Хофстеде, Р. Инглахарта и др.
Вслед за представителями французской школы Л. Февром и Р. Шпранделем мы рассматриваем менталитет как «духовный профиль» определенной группы, состоящий из «...системы образов, представлений, моделей поведения, выступающих
духовными полюсами...» (Михина, 1996. С. 44), отражающие истинные ценности и убеждения людей. Развивая концепцию Э. Дюргейма о коллективных представлениях, С.Московичи обосновывает теорию социальных представлений (ТСП), согласно которой представления — это не продукт общества, а продукт социальных групп, каждая из которых имеет свои отличительные признаки, что позволяет людям выстраивать свою идентификацию на основании схожести своих убеждений с ценностями группы (Яа1еаи, МоНпег, СштеШ, АЬпс, 2012). С. Московичи сформулировал понятие идентификационной матрицы, согласно которой индивид, обладая многими идентичностями, размещает их по «ячейкам» матрицы так, что одни его идентичности становятся базисными, другие — периферийными. Доминирующая в данный момент идентичность определяет иерархию остальных и выстраивает порядок их взаимодействия (Московичи, 1995).
Развивая идеи С.Московичи, современные французские исследователи внесли существенный вклад в разработку теории социальных представлений. Так, П.Рато и П. Молинер трактуют представления как систему, позволяющую понимать и интерпретировать социальную среду и обладающую четырьмя функциями: организация, согласованность, коммуникативность и общественная польза. В. Дойз рассматривает эти функции как «общие ориентиры», способствующие выработке правил, лежащих в основе социального взаимодействия. Ж. К. Абрик в структуре представлений «центральным ядром» определяет «когнитивные элементы», которое обеспечивается двумя функциями: смысловой и организационной. Так, смысловая функция трансформирует представления в смыслы и ценности, а организационная — обеспечивает их взаимодействие (Яа1еаи е1 а1., 2012). Таким образом, социальные представления как «продукт» социальной группы дает возможность подойти к изучению менталитета приёмных родителей — специфической профессиональной группы, принявших на воспитание в семью детей, оставленных без попечения.
По утверждению А. В. Юревича, общей характеристикой всех видов менталитета является национальный, который накладывается на психологические особенности различных этнических, социальных и прочих групп, а также конкретных личностей, образуя на фоне базового ряд более частных типов менталитета (Юревич, 2013). Разрабатывая структуру профессионального менталитета, Е. А. Попова определяет его как многоуровневую интегративную структуру, в которой ядро — менталитет нации. Согласно автору структура и динамическая сущность менталитета влияют на индивидуальные и профессиональные ментальные слои посредством ценностей, норм, целей, мотивов и установок (Попова, 2010).
Принимая во внимания различные подходы к пониманию менталитета, как ценностно-смыслового регулятора общественного взаимодействия, для изучения представлений приёмных родителей о воспитании детей мы опираемся на концепцию «Психологический облик народа» Е. Н. Резникова. Данная концепция включает три уровня взаимодействия: 1-й — аксиологический, 2-й — отношений и поведенческих характеристик, 3-й — общепсихологический, включающий проявления познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики (Резников, 2014). Преимуществом концепции выступает относительная автономность ее уровней, позволяющая рассматривать каждый уровень как самостоятельный методический инструмент.
Таким образом, опираясь на теорию социальных представлений С. Московичи и концепцию Е. Н. Резникова, была определена цель исследования — изучение
специфики менталитета приёмных родителей как особой социальной группы, предлагающей государству услуги по воспитанию детей-сирот. В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
- описать менталитет приёмных родителей как особой социальной группы;
- проанализировать специфику социальных представлений приёмных родителей о духовно-нравственной сфере;
- изучить социальные представления приёмных родителей о воспитанном ребенке.
Основные гипотезы исследования:
1. Базисной идентификационной направленностью приёмных родителей являются ценности взаимоотношений.
2.Ядро структуры социальных представлений приёмных родителей о духовно-нравственной сфере наполнено аффективно-чувственными характеристиками, такими как любовь и чувство привязанности.
Участники и методы исследования
В работе использовались авторские методики, направленные на изучение духовно-нравственной сферы приёмных родителей:
1) «Незаконченные предложения»;
2) «Метод свободных ассоциаций»;
3) опросник «Духовно-нравственное воспитание». Исходя из задач исследования вопросы были сформированы следующим образом: «перечислите качества личности, которые Вы хотите воспитать в Вашем ребенке»; «какое поведение ребёнка с Вашей точки зрения может свидетельствовать о его нравственном воспитании» и др.
С целью изучения социальных представлений приёмных родителей о духовно-нравственной сфере респондентам было предложено закончить фразу «духовность — это...» с использованием не менее 5 ассоциаций.
В исследовании приняли участие 66 приёмных родителей (средний возраст М = 49,60 ± 10,00 лет) и 80 кровных родителей (средний возраст М = 47 ± 4 года). Группа кровных родителей была нормализована в соответствии с группой приёмных родителей по полу и возрасту.
Для достижения поставленных задач применялся прототипический метод анализа структуры социальных представлений П. Вержеса. Анализу подвергались только те понятия, которые воспроизводились не менее чем 5% испытуемыми.
С помощью контент-анализа и категоризации уровней психологического облика проведен качественный анализ ассоциаций духовно-нравственной сферы приёмного родителя. Для описания социальных представлений нами использовались два уровня анализа: аксиологический и отношений. Для сравнения выделенных групп использовался критерий выявления различий U-критерий Манна — Уитни. Обработка данных осуществлялась с помощью статистического пакета SPSS 22.0 и программы Excel.
Результаты исследования
Результаты частотного анализа показали, что группа приёмных родителей (ПР) дала 149 ассоциаций, что в среднем составляет 2,3 понятия на человека. Средний ранг ассоциаций — 2; частота встречаемости — 9. В группе кровных родителей
(КР) было 213 ассоциаций, что в среднем составляет 2,6 понятия, средний ранг ассоциаций — 2; а частота встречаемости -15.
Представления приёмных родителей о воспитанном ребёнке выражены такими понятиями, как помощь другим (44%), умение прислушиваться к мнению старших (21%), отсутствие вредных привычек (18%), наличие друзей (15%). Качествами воспитанности приёмных детей респонденты называют «ответственность» (46%) и «уважение к другим» (24%).
Результаты изучения социальных представлений приёмных родителей о духовно-нравственной сфере человека представлены на рис. 1. Показано, что ядро структуры (зона 1) включает следующие понятия: «помощь и сострадание» (20; 1,8); «вера в Бога» (18; 1,8), «добро» (10; 1,8); первая периферическая система (зона 2) объединяет понятия — «уважение» (20; 2); «соблюдение норм морали» (8; 1,9), «гармония и душевное равновесие» (5; 2), «честность» (4; 1,75); во вторую периферическую систему (зона 3) вошли: «повышение культуры и преемственность традиций» (6; 2,5), «воспитание» (5; 2) и «любовь к людям» (5; 2), «саморазвитие» и «самоуважение» (4; 2), «мудрость» (3; 2,3).
Структура социальных представлений кровных родителей в зоне ядра наполнена религиозными ценностями (73; 1,7), выраженными следующими характеристиками: «вера в Бога», «молитва», «церковь»; первая периферическая система содержит понятия: «культура» (10; 1,6); «нравственность» (5; 1,2); вторая периферическая система, так же как и структура социальных представлений приёмных родителей, имеет большее число ассоциативных характеристик: «любовь» (10; 2,2), «чистота» (10; 2,4), «помощь, сострадание» (9; 2,3), «высшие духовные ценности, идеалы» (9; 2,4); «доброта» (8; 2), «душа» (7; 2,1).
Таким образом, можно говорить, что общими представлениями для обеих групп являются религиозные ценности, а именно «вера в Бога» (зона 1), в то время как чувственно-аффективные характеристики представлены во 2-й периферической системе, что может говорить об отсутствии единства взгляда на включение данных понятий в духовно-нравственную сферу. Особенностью представлений группы
Рис. 1. Структура социальныхпредставлений приёмныхродителей о духовно-
нравственной сфере
Fig.l. Structure ofsocial representations ofadopted parents about the spiritual and moral sphere
Таблица 1. Аксиологические уровни групп приёмных и кровных родителей Table 1. Axiological levels ofgroups ofadoptive and biological parents
Аксиологический уровень Группа ПР
Ценности-цели,% Ценности-средства,%
1. Нравственно-психологические ценности 1. Ценности взаимоотношений
1.1. Коллективные 1.1. Уважение
1.2. Индивидуалистические 1.2. Желание помочь
2. Религиозные 1.3. Помощь
3. Высшие духовные ценности 1.4. Сочувствие
Группа KP
1. Религиозные ценности: вера в Бога, Бог, религия, молитва 1. Ценности взаимоотношений
2.Нравственно-психологические ценности 1.1. Порядочность
2.1. Коллективные 1.2. Чуткость
2.2. Индивидуалистические 1.3. Прощение
3. Высшие духовные ценности, 1.4. Принятие
4. Ценности культуры 1.5. Забота
1.6. Сострадание
приёмных родителей можно назвать доминирующее значение ценностей взаимоотношений, составляющихядро структуры (рис. 1).
Метод категоризации ассоциативных характеристик духовно-нравственной сферы позволил составить духовно-нравственный облик приёмного родителя (по Е.Н.Резникову), основными показателями на аксиологическом уровне которого выступают ценности-цели и ценности-средства (табл. 1). По результатам прототипиче-ского анализа П. Вержеса и контент-анализа полученных ассоциаций установлено, что ценности-цели приёмных родителей определяются тремя представлениями: 1) нравственно-психологическими (58,62%), которые имеют коллективные (54%) и индивидуалистические смыслы (4,62%); 2) религиозными (19,7%) и 3) высшими духовными ценностями (15%). Установлено, что основной ценностью-средством в данной группе являются представления, связанные с ценностями взаимоотношений (84,4%), такими как — уважение (34,4%), желание помочь (18%), сочувствие (15%), помощь (17%).
Группа кровных родителей выделяет следующие ценности-цели духовно-нравственной сферы: религиозные ценности (96,25%); нравственно-психологические ценности (72,5%): коллективные (56,25%) и индивидуалистические (16,25%); высшие духовные ценности (30%); ценности культуры (22,5%). К ценностям-средствам были отнесены: ценности взаимоотношений (23,75%), включающие: порядочность (5,5%), чуткость (5,5%), прощение (4%), принятие (4%), забота (2,5%), сострадание (2,25%).
Полученные результаты позволяют, основываясь на исследованиях E.H. Резникова (Резников, 2014), предполагать, что ценности взаимоотношений как ценности-средства являются особенностью менталитета приёмных родителей, так как они
Таблица 2. Сравнение показателей духовно-нравственной сферы в группах приёмных и кровных родителей
Table 2. Comparison ofindicators ofthe spiritual and moral sphere in the groups ofadoptive and blood parents
Показатели Средний ранг I группа Средний ранг II группа U-Манна-Уитни Z
Вера 60,94 82,80 1816,000 -3.815***
Моральные ценности 76,53 71,00 2440,000 -2.497*
Помощь 76,74 70,83 2426,000 -2.020*
Понимание 77,86 69,91 2352,500 -2.713***
Общение 75,92 71,50 2480,000 -2.225*
Религиозность 68,67 77,49 2321,000 -2.457*
Сопереживание 77,14 70,50 2400,000 -2.745**
Уважение 83,80 65,00 1960,000 -4.807***
Семейные ценности 77,14 70,50 2400,000 -2.745**
Примечание: I группа — приёмные родители; II группа — кровные родители; Z— нормальная аппроксимация статистики Манна — Уитни; *p < 0,05; **p < 0,01; ***p < 0,0001. Note: Group I — adopted parents; group II — blood parents; Z — normal approximation ofthe Mann-Whitneystatistics; *p < 0,05; **p < 0,01; ***p < 0,0001.
имеют наибольший удельный вес и составляют 84,4% от общего числа высказываний респондентов данной группы.
Сравнительный анализ духовно-нравственной сферы (табл. 2) позволил обнаружить различия между группами ПР и КР по выделенным единицам анализа духовно-нравственной сферы. Такие ценности взаимоотношений, как «понимание» и «уважение» значимо представлены в группе ПР, в то время как понятие «вера» наиболее выражено в представлениях КР. «Сопереживание» и «семейные ценности» имеют меньший удельный вес, но значимы в представлениях приёмных родителей по сравнению с группой кровных родителей. «Помощь», «понимание», «общение» как ценности-средства характерны для группы ПР, а показатель «религиозность» более значим для группы КР.
Обсуждение результатов
Прототипический, качественный и количественный анализы подтверждают гипотезу о том, что базисной идентификационной направленностью приёмных родителей являются ценности взаимоотношений, и опровергают вторую гипотезу о наполненности аффективно-чувственными характеристиками, такими как любовь и чувство привязанности, ядра структуры социальных представлений приёмных родителей о духовно-нравственной сфере.
В соответствии со взглядами Ж. К. Абрика ядро социальных представлений устойчиво и связано с коллективной памятью народа. Как показали результаты проведенного исследования ядро представлений сравниваемых групп связано с концепцией психологического облика Е. Н. Резникова. Такие понятия, как «добро»
и «вера в Бога», согласно автору, отражают базисный концепт русского менталитета, являются «...устойчивыми компонентами национального менталитета мало зависимых от исторических обстоятельств...» (Резников, 2014. С. 38). Понятие «вера в Бога» согласуется с укоренившимися представлениями русских людей, сложившимися в русле православной традиции, так как «...большое влияние на национально-психологические особенности русского народа оказало православие...» (Резников, 2014. С. 39). Таким образом, исследования показали, что ядро структур сравниваемых групп в целом отражают установки национального менталитета, что согласуется с исследованиями А. В. Юревича, Е. А. Поповой, Т. Г. Стефаненко.
Основываясь на теории социальных представлений С. Московичи, можно говорить, что ценности взаимоотношений являются идентификационной направленностью приёмных родителей как социальной группы, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения. Выделенные ценности определяются нами как особенности менталитета приёмных родителей. Результаты ранее проведенного исследования о ценностно-идентификационной направленности приёмного родителя и его просоциального поведения (Алдашева, Зеленова, Сиваш, 2019) согласуются с полученными данными о структуре социальных представлений, в которой ценности взаимоотношений находятся в ядре и первой периферической системе. Показатели, вошедшие в данную систему, отражают мотивационный компонент взаимодействия «я и другой человек» и выражается понятием «уважение».
Обобщая полученные результаты, можно говорить, что в индивидуальном представлении о духовно-нравственной сфере приёмными родителями выделяются такие характеристики, как:
1) ориентация на другого;
2) знание психологических границ;
3) умение соблюдать нормы морали;
4) стремление к саморазвитию.
Перечисленные качества представлены в периферической зоне структуры представлений и имеют относительно низкую частоту встречаемости, что отражает личностные представления в своем многообразии и характеризуются как маркёры просоциального поведения (В. Е. Ким, Э.Аронсон, В.Джеймс, В. Занден, Т.Уилсон, Р.Чалдини). Воспитательный процесс приёмных детей также предполагает умение взаимодействовать с различными социальными институтами, выстраивать отношения с представителями социальных служб, оказывающих социальную и материальную поддержку (Алдашева и др., 2019). Таким образом, ценности взаимоотношений могут определяться как образ-цель, который является основным регулятором деятельности приёмных родителей, а многообразие индивидуальных способов её достижения осуществляется в оперативном образе.
Результаты исследования социальных представлений приёмных родителей как социальной группы, осуществляющей деятельность по воспитанию, свидетельствуют о наличии в сознании приёмных родителей общих установок, отражающих их менталитет, который может рассматриваться как образ-цель этой деятельности. Н. Н. Завалова, Б. Ф.Ломов, В.А. Пономаренко, рассматривая регулирующую функцию образа-цели, определяют, что способы осуществления деятельности проявляются в оперативном образе. Согласно авторам, оперативный образ, в отличие от образа-цели, характеризуется специфичностью, образующейся в процессе выполнения самой деятельности (Завалова, Ломов, Пономаренко, 1986).
Согласно Е. Н. Резникову, к детям в России исконно относились как к ценности (Резников, 2014). Качества воспитанного ребёнка в представлениях приёмных родителей характеризуются: ориентацией на другого, авторитетом старшего и ответственностью. Эти качества согласуются с результатами исследований И. С. Володиной о том, что приёмные родители в образе воспитанного ребёнка выделяют два основных качества: ориентация на другого человека и признание авторитета старшего (Володина, 2010). Направленность на другого человека у приёмного ребенка является тем необходимым свойством, благодаря которому, как полагают приёмные родители, возможно выстроить диалог и «настроить» взаимопонимание.
В. Н. Ослон, сравнивая детско-родительские отношения кровных и приёмных родителей, пишет, что кровные родители придают особое значение эмоциональной стороне отношений с детьми и семейному окружению, а приёмные — повышению своей родительской компетентности (Ослон, 2015). Полученные нами результаты свидетельствуют о том, что аффективно-чувственная сфера не является образом-целью, а, будучи оперативным образом, находится на периферии структуры представлений как у приёмных, так и у кровных родителей. Исследования показали, что оперативный образ у приёмных и кровных родителей характеризуется отсутствием эмоционально-чувственных характеристик в ядре структуры социальных представлений и говорит о слабой вовлеченности большинства респондентов в воспитательную деятельность.
Исследования Р. Ж. Мухамедрахимова и его учеников об особенностях взаимодействия показывают недостаточную вовлечённость приёмного родителя во взаимодействие с приёмным ребенком. Согласно авторам, приёмные родители с недостаточной вовлечённостью характеризуются раздражительностью, отсутствием теплоты в общении. В их поведении отмечается проявление критики, неспособность подстроиться под состояние ребенка, акцентирование внимания на недостатках и отсутствие умения предлагать альтернативные варианты. В таких отношениях родитель не испытывает удовольствия от общения с ребенком, что ведёт к непониманию. Недостаточная вовлечённость приёмного родителя во взаимодействие с приёмным ребёнком влечет за собой ряд психологических сложностей и искажает воспитательный процесс, что приводит к необходимости психологической помощи и сопровождению со стороны социальных служб. Напротив, умение родителя видоизменять взаимодействие в зависимости от характера текущей ситуации способствует более высокому уровню познавательных функций у детей, их социальному и эмоциональному развитию (Плетенёва, Мухамедрахимов, 2013; Мухамедрахимов, 2001,2018).
Согласно исследованиям O.A. Маркиной принятие статуса «родитель» в качестве дополнительной нагрузки, при ощутимой нехватке любви со стороны ребёнка у усыновителя, может приводить к угнетённости и эмоциональному напряжению. Автор предполагает, что одной из причин напряжения может быть отсутствие психологической готовности приёмного родителя к принятию на себя функций родителя. Полученная нами низкая частота и ранг аффективно-эмоциональных характеристик в структуре социальных представлений кровных родителей, вероятно, связано с тем, что потребность в любви со стороны детей удовлетворяется матерями при первой же необходимости, что не предполагает фиксации на этой проблеме (Маркина, 2019).
Таким образом, полученные нами результаты о низком уровне выраженности аффективно-чувственных характеристик, которые проявляются в недостаточной
вовлечённости при взаимодействии с приёмным ребёнком, — тревожный сигнал и показатель о несовпадении образа-цели и оперативного образа в деятельности приёмных родителей как особой социальной группы.
Заключение
Сравнение социальных представлений приёмных и кровных родителей позволяет прийти к заключению: во-первых, духовно-нравственная сфера в обыденном сознании преимущественно выражена религиозными ценностями и связана с верой в Бога как у приёмных, так и у кровных родителей, что согласно Е. Н. Резникову, составляет основу русского менталитета. Во-вторых, менталитет приёмных родителей как особой социальной группы имеет свою специфику, которая раскрывается через ценности взаимоотношений и проявляется в активном взаимодействии в диаде «я и другой человек». В-третьих, представления приёмных родителей о качествах воспитанного ребёнка отражают принятые в обществе нормы и правила, такие как «ответственность» и «уважение старших».
Выводы
1. Базис идентификационной направленности приёмных родителей составляют ценности взаимоотношений, такие как «уважительное отношение», «сочувствие» и «помощь». Данные ценности определяют менталитет приёмных родителей, как особой социальной группы и проявляются во взаимодействии в диаде «приёмный родитель — приёмный ребенок».
2.Специфика менталитета приёмных родителей как особой социальной группы раскрывается через ценности взаимоотношений и проявляется в активном взаимодействии в диаде «я и другой человек».
3.Анализ социальных представлений приёмных родителей показал низкую частоту чувственно-аффективных характеристик в представлениях о духовно-нравственном воспитании приёмных детей, что говорит о недостаточной вовлечённости приёмного родителя в воспитательный процесс.
4.0сновными характеристиками в представлениях приёмных родителей о воспитанном ребёнке являются личностные характеристики ребёнка — «ответственность» и «уважение старших».
5.Духовно-нравственная сфера в обыденном сознании как у приёмных, так и кровных родителей выражена религиозными ценностями и связана с верой в Бога.
Библиографический список
Алдашева, А. А., Зеленова, М. Е., Сиваш, О. Н. (2019). Ценностно-идентификационная направленность и особенности менталитета приёмных родителей. Южно-российский журнал социальных наук, 20(3), 153-166. Алдашева, А. А., Зеленова, М. Е. (2017). Профессиональный менталитет приёмных родителей как фактор успешности замещающей семьи. Вестник Университета Российской академии образования, 5, 23-29.
Володина, Л. О. (2010). Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье: национальный опыт и региональные особенности. Вологда: ВГПУ. Завалова, Н. Н, Ломов, Б. Ф, Пономаренко, В. А. (1986). Образ в системе психической регуляции
деятельности. Москва: Рипол Классик. Макаренко, А. С. (1988). О воспитании. Москва: Издательство политической литературы.
Маркина, О. А. (2019). Мотивация и родительские установки к усыновленному ребенку у женщин
(Кандидатская диссертация). Краснодар. Министерство просвещения Российской Федерации. Официальный сайт. Режим доступа https://edu.gov.ru
Михина, Е. М. (сост.) (1995). История ментальностей и историческая антропология: Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. Москва: РГГУ. Московичи, С. (1995). Социальные представления: исторический взгляд. Психологический журнал, 16(2), 3-14.
Мухамедрахимов, Р. Ж. (2001). Мать и младенец: Психологическое взаимодействие. СПб.:
Издательство С.-Петерб. ун-та. Мухамедрахимов, Р. Ж. (2018). Интервью "Инициативам ребенка всегда нужно следовать, они не должны оставаться без внимания". Современное дошкольное образование, 3,47-53. Ослон, В. Н. (2015). Организационная модель психосоциального сопровождения замещающей
семьи. Психологическая наука и образование, 7(2), 1-13. Плетенёва, М. В., Мухамедрахимов, Р. Ж. (2013). Особенности взаимодействия детей раннего возраста с родителями в замещающих семьях. Вестник Санкт-Петербургского университета, 12(3), 22-25.
Попова, Е.А. (2010). Понятие профессионального менталитета в научной литературе. Казанский педагогическийжурнал, 2(80), 47-55. Резников, Е. Н. (2014). Психологический облик русских: (на материале исследования жителей
Костромской области). Москва: Институт психологии РАН. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-Ф3 (ред. от 06.02.2020)
по состоянию на 3.09.2020. Режимдоступа consultantplus.ru Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. Режим доступа
https://www.gks.ru/folder/13807?print=l Шнейдер, Л. Б. (2019). Семейное консультирование. Молодая семья и ребенок дошкольник.
Москва: Издательство Юрайт. Юревич, А. В. (2013). Структурные элементы национального менталитета. Психологические исследования, 6(29), 12.
Rateau, P., Moliner, P., Guimelli, С., Abric, J. С. (2012). Social Representation Theory. Retrieved
fromhttps://www.researchgate.net/publication/292251059_Social_representation_theory Slipp, K. (2017). The Image of a Child and the Reggio Emilia Philosophy. University of Victoria. Retrieved from https://www.reggiochildren.it/en/reggio-emilia-approach/
Статья поступила в редакцию 21.08.2020 Статья принята к публикации 12.09.2020
Для цитирования: Алдашева А. А., Певачёва О. А. Особенности менталитета приёмных родителей как социальной группы. — Южно-российский журнал социальных наук. 2020. Т. 21. №3. С. 112-124.
SPECIFICS OF THE SOCIAL MENTALITY OF ADOPTED PARENTS AS A SOCIAL GROUP
A.A.Aldasheva, O.A. Pervacheva
Aigul A. Aldasheva,
E-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0003-3768-9887 Olga A. Pervacheva,
E-mail: [email protected]. ORCHID 0000-0002-3265-4020
Institute ofPsychology, RussianAcademy ofSciences, Yaroslavskaya Str.13, k.l, Moscow, 129366, Russia.
Acknowledgements. The research was carried out through the financial support of the state assignments 0159-2020-0001.
Abstract. The article is part of a series of papers dedicated to the study of foster parents' value chain as the main regulator of child-parent relationships. The relevance of the study is linked to the need to study the outlook of the adoptive parents as the basis for the spiritual and moral upbringing of the child, which transmits the values, traditions and ways of behavior of the people. The analysis of modern research has shown the special role of the value and meaning orientations of foster parents in the development of the institution of foster families, on the one hand, and insufficient empirical evidence on the other. The aim of the authors was to study the particularities of the mentality of adoptive / foster parents as a special social group, offering the State their services for the upbringing of orphaned children. The hypotheses of the study were that: 1) the basic identity orientation of the foster parents is relationship values; 2) the core of the structure of the foster parents' social perceptions of the spiritual and moral sphere is filled with affective-sensual characteristics, such as love and affection. The methodological base of the research became "Unfinished proposals", "Method of free association" and the questionnaire "Spiritual and moral upbringing". 66 foster parents (average age M=49, 60±10.00 years) and 80 blood parents (average age M=47±4) years participated in the study. The theoretical basis of the study was the theory of social representations (S. Moscovichi) and "Psychological image of the people" (the concept of E.N. Reznikov). Quantitative and qualitative analyses showed the dominant value of relationships in the mentality of foster parents and weak expression of moral and psychological values of the affective-sensual sphere. The spiritual and moral sphere in the everyday consciousness of both foster and blood parents, is expressed by religious values and linked to the belief in God, that, accordingto E.N. Reznikov, forms the basis ofthe Russianmentality.
Key words: social representations, spiritual and moral education, basic identity orientation, mentality, adopted parent, adoptive child. DOI: 10.31429/26190567-21-3-112-124
References
Aldasheva, A. A., Zelenova, M. Ye. (2017). Professional'nyy mentalitet priyemnykh roditeley kak faktor uspeshnosti zameshchayushchey sem'i [Professional Mentality of Foster Parents as a Success Factor of the Foster Family]. Vestnik Universiteta Rossiyskoy akademii obrazovaniya [Bulletin ofthe University ofthe RussianAcademy ofEducation], 5, 23-29.
Aldasheva, A. A., Zelenova, M. Ye., Sivash, O. N. (2019). Tsennostno-identifikatsionnaya naprav-lennost' i osobennosti mentaliteta priyemnykh roditeley [The Value-Identification Orientation of Professional Adoptive Parents with Different Numbers of Orphans]. Yuzhno-rossiyskiy zhurnal sotsial'nykh nauk [South-Russian Journal ofSocial Sciences], 20(3), 153-166.
Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki. Ofitsial'nyy sayt [Federal State Statistics Service. Official Site]. Retrieved from https://www.gks.ru/folder/13807?print=l
Makarenko, A. S. (1988). 0 vospitanii [About Education]. Moscow: Izdatel'stvo politicheskoy literatury.
Markina, O. A. (2019). Motivatsiya i roditel'skiye ustanovki k usynovlennomu rebenku u zhenshchin [Motivation and Parenting Attitudes Towards the Adopted Child Among Women] (Candidate Dissertation) Krasnodar.
Mikhina, Ye. M. (Comp.) (1995). Istoriya mental'nostey i istoricheskaya antropologiya: Zarubezhnyye issledovaniya v obzorakh i referatakh [The History of Mentalities and Historical Anthropology: Foreign Studies in Reviews and Abstracts]. Moscow: RGGU.
Ministerstvo prosveshcheniya Rossiyskoy Federatsii. Ofitsial'nyy sayt [Ministry of Education of the Russian Federation. Official Site]. Retrieved from https://edu.gov.ru
Moskovichi, S. (1995). Sotsial'nyye predstavleniya: istoricheskiy vzglyad [Social Representations: A Historical View]. Psikhologicheskiyzhurnal [Psychological Journal], 16(2), 3-14.
Mukhamedrakhimov, R. Zh. (2001). Mat' i mladenets: Psikhologicheskoye vzaimodeystviye [Mother and Baby: Psychological Interaction]. SPb.: Izdatel'stvo S.-Peterb. un-ta.
Mukhamedrakhimov, R.Zh. (2018). Interv'yu "Initsiativam rebenka vsegda nuzhno sledovat', oni ne dolzhny ostavat'sya bez vnimaniya" [Interview "The Child's Initiatives Should Always be Followed, They Should not be Ignored"]. Sovremennoye doshkol'noye obrazovaniye [Modern Preschool Education], 3,47-53. Oslon, V. N. (2015). Organizatsionnaya model' psikhosotsial'nogo soprovozhdeniya zameshchay-ushchey sem'I [The Organizational Model of Psychosocial Support of Substitute Families]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye [Psychological Science and Education], 7(2), 1-13. Pleteneva, M. V., Mukhamedrakhimov, R. Zh. (2013). Osobennosti vzaimodeystviya detey rannego vozrasta s roditelyami v zameshchayushchikh sem'yakh [Interaction between Infants and Parents in Substitute Families]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta [Bulletin of Saint Petersburg University], 12(3), 22-25. Popova, Ye. A. (2010). Ponyatiye professional'nogo mentaliteta v nauchnoy literature [The Concept of Professional Mentality in Scientific Literature]. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal [Kazan Pedagogical Journal], 2(80), 47-55. Rateau, P., Moliner, P., Guimelli, C., Abric, J. C. (2012). Social Representation Theory. Retrieved
fromhttps://www.researchgate.net/publication/292251059_Social_representation_theory Reznikov, Ye. N. (2014). Psikhologicheskiy oblik russkikh: (na materiale issledovaniya zhiteley Kostromskoy oblasti) [Psychological Image of the Russians: (On the Study of Kostroma Region Inhabitants)]. Moscow: Institutpsikhologii RAN. Semeynyy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 29 dekabrya 1995 g. N 223-FZ (red. ot 06.02.2020) po sostoyaniyu na 3.09.2020 [Family Code ofthe Russian Federation of 29 December 1995. N 223-FZ (Rev. dated 06 February 2020) as of 3 September 2020]. Retrieved from consultantplus.ru Shneyder, L. B. (2019). Semeynoye konsul'tirovaniye. Molodaya sem'ya i rebenok doshkol'nik [Family
Counseling. A Young Family and a Preschool Child]. Moscow: Izdatel'stvo Yurayt. Slipp, K. (2017). The Image of a Child and the Reggio Emilia Philosophy. University of Victoria.
Retrieved from https://www.reggiochildren.it/en/reggio-emilia-approach/ Volodina, L. O. (2010). Dukhovno-nravstvennyye tsennosti vospitaniya v russkoy sem'ye: natsional'nyy opyt i regional'nyye osobennosti [Spiritual and Moral Values of Upbringing in the Russian Family: National Experience and Regional Peculiarities]. Vologda: VGPU Yurevich, A. V. (2013). Strukturnyye elementy natsional'nogo mentaliteta [The Structural Elements of National Mentality]. Psikhologicheskiye issledovaniya [Psikhologicheskie Issledovaniya], 6(29), 12. Zavalova, N. N, Lomov, B. F, Ponomarenko, V. A. (1986). Obraz v sisteme psikhicheskoy regulyatsii deyatel'nosti [Image in the Mental Regulation System]. Ripol Klassik.
Received 21.08.2020 Accepted 12.09.2020
For citation: Aldasheva A. A., Pervacheva O. A. Specifics of The Social Mentality of Adopted Parents as a Social Group. — South-Russian Journal of Social Sciences. 2020. Vol. 21. No. 3. Pp. 112-124.
© 2020 by the author(s). This article is an open access article distributed under the terms and conditions of the Creative Commons Attribution (CC BY) license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).