Научная статья на тему 'Профессиональный кадровый состав специалистов по менеджменту в сфере культуры и искусства'

Профессиональный кадровый состав специалистов по менеджменту в сфере культуры и искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
521
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / МЕНЕДЖМЕНТ / АРТ-МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пардабаева Р. М.

Статья посвящена вопросам кадрового состава специалистов по менеджменту в сфере культуры и искусства. На основе анализа системы высшего образования в системе культуры и искусства в целом, рассматриваются пути реализации и практического применения основ системы подготовки творческих и педагогических кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональный кадровый состав специалистов по менеджменту в сфере культуры и искусства»

2. Крылов С.И. АФО коммерческих организаций по данным отчета о прибылях и убытках // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. - 2012. - № 4. - С. 3-9.

3. Платонов М.А. Применение методов интервального анализа в прогнозировании финансовых результатов предприятий // Экономический анализ: теория и практика. - 2012. - № 7. - С. 68-75.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КАДРОВЫЙ СОСТАВ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО МЕНЕДЖМЕНТУ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

© Пардабаева Р.М.*

Уфимская государственная академия искусств им. З. Исмагилова, г. Уфа

Статья посвящена вопросам кадрового состава специалистов по менеджменту в сфере культуры и искусства. На основе анализа системы высшего образования в системе культуры и искусства в целом, рассматриваются пути реализации и практического применения основ системы подготовки творческих и педагогических кадров.

Ключевые слова культура; менеджмент; арт-менеджмент.

Процесс совершенствования непрерывного профессионального образования, подготовки кадров заключается в том, что в современном мире научно-технические и социальные процессы быстро и кардинально изменяют условия труда и содержание профессиональной деятельности человека. Происходит формирование новых профессий, специалистов в различных областях социально-общественной жизни.

В настоящее время состояние региональной системы профессионального образования в сфере культуры и искусства представляет собой совокупность начального, среднего, высшего образования. Эти ступени образовательной системы связаны между собой в организации непрерывного профессионального образования, но взаимодействие учебных заведений между собой носит эпизодический и межведомственный характер.

Современная модель образовательной системы культуры и искусства является классической, но, в некоторой степени консервативной, закрытой и разобщенной, не имеющей единого вектора в определении целей и задач в качественной профессионально ориентированной подготовке специалистов для региона. Персонал учреждений культуры - это категория работников, которым в силу их способностей, профессиональных знаний и умений, опыта и компетентности поручено осуществлять деятельность учреждений культуры и руководство ими.

* Заведующий кафедрой Менеджмента организации, кандидат экономических наук, доцент.

В персонале, занятом в сфере культуры, различаются также специалисты, на которых возлагается организация, планирование, контроль и другие функции менеджмента во всей его полноте по линии административного подчинения, осуществляющие функциональное руководство - выработку и реализацию решений по важнейшим направлениям содержания работы (художественный руководитель, главный режиссер, продюсер и т.д).

В задачи менеджера по искусству входит обязанность привести работников к совместным действиям, придать их усилиям эффективность и результативность, сгладить присущие творческим людям индивидуальные особенности характера. Особенно трудно работать с людьми творческими, которых нельзя заставлять постоянно отчитываться за каждый шаг.

На менеджере в сфере культуры и искусства лежит ответственность за оценку работы сотрудников, определение необходимого вознаграждения за результаты работы, организацию деятельности и контроль за ее осуществлением, разрешение конфликтных ситуаций и выработку компромиссных решений и т.д. Выживаемость сферы культуры в современных условиях во многом определяется качеством принимаемых решений на разных уровнях управления - федеральном, региональном, местном. Вместе с тем, если использование экономических методов регулирования сферы культуры на уровне страны является в значительной степени обоснованным, то на уровне регионов велика степень субъективизма при принятии управленческих решений, касающихся этой сферы. Во многом это относится к методам ее финансирования на региональном уровне.

Система образования в современной России переживает время инновационных перемен. Это в полной мере относится и к сфере образования культуры и искусства. Высокопрофессиональные достижения российской культуры опираются в первую очередь на систему подготовки творческих и педагогических кадров. Значимость этой уникальной системы подтверждается высоким уровнем предоставления образовательных услуг сферы искусства, признанием высокого уровня отечественной школы по подготовке творческих кадров в различных видах искусств мировым сообществом, а также востребованностью педагогов российских образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства.

Вопросы, существующие в учебных заведениях культуры и искусства, обуславливают новые требования к личности выпускника в развитии творческой индивидуальности специалистов, реализации их творческих способностей в сфере культуры и искусства.

Достижение этой цели возможно лишь при развитии теоретических и научно-методических основ организации профессиональной подготовки студентов, так как требования, предъявляемые к специалисту на современном этапе развития образования, предусматривают индивидуально-творче-

ский подход к его профессиональной подготовке, который обеспечивает овладение специальностью на личностном уровне. У будущих специалистов сферы культуры должна реализоваться способность владеть умениями и навыками активного творческого вдохновения для создания образа, для воздействия на аудиторию, способность публично демонстрировать свои личностные и художественно-творческие достижения, стимулировать развитие эмоционально-ценностной сферы. Кадры учреждений культуры - это категория специалистов, которым в силу их профессиональных знаний и умений, опыта и компетентности поручено осуществлять деятельность учреждений культуры и оказывать, таким образом, активное влияние на становление и развитие духовной культуры общества людей.

Психолого-педагогический подход к изучению данной проблемы затронут в научных трудах многих ученых музыкально-педагогической отрасли (Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева, Л.А. Рапацкая, Г.М. Цыпин и др.). Активно изучаются особенности исполнительского искусства, исследуются специфические творческие процессы воплощения художественного замысла, интерпретации музыкальных произведений.

Кон И.С., исследуя феномен культуры с психологической стороны считает, что знание культуры «облегчает индивиду эмоциональные реакции, «задавая» более или менее единообразные правила поведения и стандартизируя многие типичные ситуации» [2, с. 186].

Таким образом, культура выступает как источник интеллектуального и нравственного здоровья человека. Для нее характерны особые формы человеческого общения. Вопросы, касающиеся взаимоотношений между людьми, приобретают социальное звучание. Культура направлена на преодоление всего, что ведет к разобщению людей, к растворению личности в обществе, к отчуждению ее от общества, а активное общение людей между собой ведет к познанию и взаимообогащению культур людей разных национальностей. Отрасль культуры призвана сохранять памятники культуры, беречь накопленные культурные достижения в области литературы, искусства, художественного творчества, музыки, живописи, скульптуры и зодчества, приобщать людей к творениям культуры, воспитывать культурного человека, проводить исследования в области культурных ценностей.

Для решения проблем образования в сфере культуры и искусства была разработана Концепция развития образования в сфере культуры и искусства на 2008-2015 годы [3]. Данная концепция призвана реализовать в жизнь целый ряд кадровых вопросов в сфере культуры и искусства и обозначить дальнейшие шаги на пути устранения основных проблем, которые существуют: работники культуры в возрасте от 20 до 45 лет - самая активная часть - составляют всего лишь около 45 %; 55 % - в возрасте от 50 лет и старше; большинство учреждений и организаций социально-культурной сферы не готовы к приглашению на работу специалиста с дипломом бакалавра, магистра,

ни тем более специалиста международного уровня с дипломом MBA и MBI. Именно такие работники - специалисты с высоким уровнем креатива, способные эффективно работать в условиях многоканального финансирования, основу которого будет составлять не бюджетное финансирование, а иные формы и источники (целевые программы, социальный заказ, гранты, благотворительность, платные услуги и т.п.).

Специалисты в области менеджмента по искусству в условиях рынка ориентированы на самостоятельную сферу деятельности в области арт-индустрии.

Для успешного освоения специальности менеджера по искусству необходимы знания в области экономики, этики, философии, а также основ психологии и менеджмента. Изучение курса менеджмента в рамках блока специальных дисциплин ставит своей целью изучение методологических основ менеджмента, основных научных школ, современных идей. В задачи специалиста по менеджменту в сфере культуры и искусства входит: раскрытие теоретических основ профессиональной деятельности; знакомство с современными требованиями к деятельности арт-менеджера - условиями работы над творческими проектами, созданием фирмы, особенностями маркетинговой, финансовой, управленческой деятельности в сфере арт-индустрии. Менеджер по искусству в роли продюсера должен проводить стратегию и тактику технологий арт-менеджмента; осуществлять сбытовую политику; реализовать технологические цепочки и конвейер производства арт-индустрии; владеть структурой производства и потребления продуктов искусства.

Тенденция развития современной культуры и искусства требует корректировки социального заказа на профессиональную подготовку специалистов по менеджменту. Принцип «обучения на заказ» определяет активное сотрудничество учреждений культуры и учебных заведений среднего и высшего профессионального образования. В зарубежной философии, социологии и экономике разработаны фундаментальные, концептуальные подходы к исследованию социальных процессов образования (М. Вебер, Э. Дюрггейм, Л. Маслоу, Т. Парсонс и др.) [1].

Отечественных специальных работ, посвященных исследованию проблем совершенствования системы профессионального образования менеджмента, подготовки специалистов для региональных рынков труда в условиях модернизации системы образования и экономических реформ, недостаточно. Для создания качественной региональной системы профессионального образования и подготовки профессионально ориентированного специалиста необходим поиск новых форм и методов преподавания, интеграция учебных планов по отдельным циклам дисциплин профильной подготовки в школе с учебными планами среднего и высшего профессионального образования.

При разработке социальных программ по молодежной политике и методологии управления профессиональным образованием профессионального

обучения подготовки кадров, в том числе в сфере культуры и искусства, в регионе следует опираться на позитивистский эволюционный подход в изучении общества (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюрггейм), когда наука и образование является духовным основанием общественного порядка. Личность, - в большей степени, креативная - должна подчиняться нормам коллективного сознания (М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури) [4].

Таким образом, система непрерывной профессиональной подготовки кадров культуры и искусства в условиях регионализации рыночной экономики и трансформации социально-трудовых отношений должна представлять собой интегрированное и профессионально диверсификационное образовательное поле в образовательном пространстве региона.

Список литературы:

1. Западно-европейская социология 19 века: О. Конт, Д. С. Милль, Г. Спенсер / Под ред. В.И. Добренькова. - М., 1996. - С. 352.

2. Кон И.С. Дружба [Текст] / И.С. Кон. - М., 1980. - С. 186.

3. Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы. Одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 1244-р.

4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2006. - 704 с.

5. Смолкин A.M. Менеджмент: основы организации: учеб. / А.М. Смол-кин. - М.: Инфра-М, 2001. - 248 с.

АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В МАГАЗИНАХ Г. ЛИВНЫ

© Толмачёва Е.А.*

Ливенский филиал Госуниверситета - УНПК, г. Ливны

В статье ставится задача рассмотреть условия предоставления потребительского кредита в магазинах малого города. Автор рассматривает условия получения как потребительского кредита, так и покупку товаров в рассрочку в магазинах г. Ливны. На основе предоставленных условий выявляются ежемесячный платеж и переплата по процентам. Автор, анализируя полученные данные, делает вывод о том, в каком из магазинов города выгоднее получить потребительский кредит на покупку товара и на каких условиях.

Ключевые слова: потребительский кредит, аннуитетные платежи, переплата по процентам, процентная ставка, член платежа, ежемесячный платеж.

* Студент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.