Научная статья на тему 'Профессиональный анализ журналистского текста как метод научного исследования'

Профессиональный анализ журналистского текста как метод научного исследования Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
9030
608
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТСКИЙ ТЕКСТ / ПОРОЖДАЮЩАЯ МОДЕЛЬ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТВОРЧЕСТВА / СПОСОБ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТЕКСТА / МЕТОД НАУКИ / JOURNALISTIC TEXT / GENERATIVE MODEL OF JOURNALISTIC CREATIVITY / FASHION CREATIVE ACTIVITY OF JOURNALISTS / PROFESSIONAL ANALYSIS OF JOURNALISTIC TEXT / METHOD OF SCIENCE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лазутина Галина Викторовна

В статье рассматриваются особенности профессионального анализа журналистского текста, позволяющие использовать его как метод научного исследования. Исходя из устойчивых характеристик журналистского произведения как типа текста, автор разрабатывает алгоритм профессионального анализа, представляющий собой последовательное движение от одной характеристики текста к другой. Оно включает в себя семь этапов: выявление темы произведения, определение идейного наполнения, рассмотрение структуры, проявление композиционного строя, оценку качества монтажа и лексико-стилистического решения. Пригодность профессионального анализа для целей научного исследования автор статьи объясняет его высоким эвристическим потенциалом и показывает, как этот потенциал может реализоваться. Приводятся примеры удачного решения научных задач с помощью профессионального анализа журналистского текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional analysis of journalistic text as a method of sciences research

The article discusses the features of a professional analysis of journalistic text, you can use it as a method of scientific research. Based on the stable characteristics of journalistic work as a type of the text, the author develops an algorithm professional analysis is a sequence of movement from one property to another text. It includes seven steps: identify the theme of work, the definition of the ideological content, consideration of the structure, the manifestation of a composite system, evaluation of the quality of installation and lexical and stylistic solutions. Suitability professional analysis for the purposes of scientific research the author explains his high heuristic potential and shows how this potential can be realized. Provides examples of successful solution of scientific problems with the help of a professional analysis of journalistic text.

Текст научной работы на тему «Профессиональный анализ журналистского текста как метод научного исследования»

ЖУРНАЛИСТСКАЯ ПРАКТИКА

УДК 070.41 ББК 76.000.8

Лазутина Галина Викторовна

кандидат филологических наук, доцент, старший научный сотрудник кафедры периодической печати, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова,

125009, Российская Федерация, г. Москва, ул. Моховая, 9, e-mail: [email protected]

Galina V. Lazutina

Lomonosov Moscow State University, 9 Mokhovaya St., 125009, Moscow, Russian Federation, e-mail: [email protected]

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТЕКСТА КАК МЕТОД НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В статье рассматриваются особенности профессионального анализа журналистского текста, позволяющие использовать его как метод научного исследования. Исходя из устойчивых характеристик журналистского произведения как типа текста, автор разрабатывает алгоритм профессионального анализа, представляющий собой последовательное движение от одной характеристики текста к другой. Оно включает в себя семь этапов: выявление темы произведения, определение идейного наполнения, рассмотрение структуры, проявление композиционного строя, оценку качества монтажа и лексико-стилистического решения. Пригодность профессионального анализа для целей научного исследования автор статьи объясняет его высоким эвристическим потенциалом и показывает, как этот потенциал может реализоваться. Приводятся примеры удачного решения научных задач с помощью профессионального анализа журналистского текста.

Ключевые слова: журналистский текст, порождающая модель журналистского творчества, способ творческой деятельности журналиста, профессиональный анализ журналистского текста, метод науки.

PROFESSIONAL ANALYSIS OF JOURNALISTIC TEXT AS A METHOD OF SCIENCES RESEARCH

The article discusses the features of a professional analysis of journalistic text, you can use it as a method of scientific research. Based on the stable characteristics of journalistic work as a type of the text, the author develops an algorithm professional analysis is a sequence of movement from one property to another text. It includes seven steps: identify the theme of work, the definition of the ideological content, consideration of the structure, the manifestation of a composite system, evaluation of the quality of installation and lexical and stylistic solutions. Suitability professional analysis for the purposes of scientific research the author explains his high heuristic potential and shows how this

© Г.В. Лазутина, 2014

65

potential can be realized. Provides examples of successful solution of scientific problems with the help of a professional analysis of journalistic text.

Keywords: journalistic text, generative model of journalistic creativity, fashion creative activity of journalists, professional analysis of journalistic text, the method of science.

Профессиональный анализ журналистского текста в том его виде, о котором идет речь, сложился (сформировался, возник) как ответ на потребность педагогической деятельности: при разборе студенческих материалов, написанных в ходе производственной практики, необходим был единый алгоритм их рассмотрения, единые критерии оценки. Думать над тем, где искать такие критерии, особенно не приходилось: они содержались в том представлении об особенностях журналистского произведения, с которым студенты знакомились в лекционном курсе. Однако новая забота заставила взглянуть на материал курса по-новому, и стало понятно, что устойчивые черты журналистского произведения как типа текста выступают не только в качестве порождающей модели журналистского творчества, задающей его способ. Одновременно они представляют собой своего рода координатную сетку, с которой можно сравнивать конкретные журналистские работы, определяя, идут ли их авторы точным профессиональным курсом или отклоняются от него по каким-то причинам. Так определился искомый алгоритм рассмотрения материалов практики. И очень скоро стало ясно, что профессиональная рефлексия обрела в нем надежный инструмент для развития начинающих журналистов: сравнив свои публикации с «координатной сеткой» и выяснив, где происходит «сбой», молодой человек получает возможность задуматься над причинами, по которым это произошло, и увидеть свои «точки роста». Дело преподавателя — помочь ему сформулировать вытекающие отсюда задачи.

Когда студенты, освоившие премудрости профессионального анализа текста, переместились из университетских аудиторий в редакционные кабинеты, оказалось, что наша «координатная сетка» может работать и на профессиональных «топтушках» при обсуждении вышедших номеров. А потом жизнь затребовала ее применения для разрешения спора в условиях Общественной коллегии по жалобам на прессу — профессиональный анализ журналистского текста явился хорошим подспорьем для экспертного чтения публикаций, вызвавших конфликт. Работая над учебным пособием «Жанры журналистского творчества», мы с соавтором (С.С. Распопова) стали использовать профессиональный анализ для сопоставления материалов периодики, и он помог нам увидеть, как развивается современная жанровая палитра. Тогда и пришло понимание того, что он заключает в себе значительный эвристический потенциал. Цель данной статьи в том и состоит, чтобы раскрыть этот потенциал сообществу исследователей СМИ и тем самым закрепить за профессиональным анализом журналистского текста статус научного метода.

ОСНОВНЫЕ КООРДИНАТЫ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТЕКСТА

Прежде, чем обратиться к рассмотрению сущности профессионального анализа журналистского текста, необходимо представить себе как сетку координат сам журналистский текст. Поскольку писалось о его особенностях неоднократно [6, с. 57-117; 5, с. 27-29], будем лаконичны. Основными характеристиками журналистского произведения как типа текста, которые мы

принимаем за систему координат, являются его тема, идея, фактологические и культурологические элементы структуры (элементарные выразительные средства), композиция и монтаж (средства организации текстового пространства), лексико-стилистическое оформление коммуникативного замысла автора. Все они отмечены спецификой, которая и делает текст именно журналистским. В профессиональном исполнении журналистского текста его тема всегда включает в себя «живую жизнь» — конкретную реальную ситуацию (ситуации), значимую в контексте существующей в обществе проблемы. Идея журналистского текста, если он профессионально выполнен, тоже двусоставна — несет в себе идею опорную (ценностный ориентир, исходя из которого автор так или иначе воспринимает происходящее) и идею рабочую (подсказка умственных или практических действий, нужных для решения проблемы). Среди фактологических элементов структуры преобладают не фактоиды и эмпирические обобщения, а факты (смысловые единицы, отражающие те реалии, которые поддаются проверке). Культурологические элементы структуры в виде образов и нормативов строго обусловлены необходимостью вскрыть смысл фактов и опознаваемы для аудитории. Композиция журналистского текста ориентирована на то, чтобы облегчить адресату информации понимание коммуникативных намерений автора. Монтаж служит средством скрепления текстовых элементов в смысловую целостность. Лексико-стилистическое решение подчинено коммуникативным намерениям автора и обеспечивает полноту восприятия его замысла.

В материалах разных СМИ, разных жанров, разных авторов названные особенности могут воплощаться по-разному. Скажем, в новостной заметке конкретная реальная ситуация

неизбежно окажется свернутой до трех-четырех ключевых фактов, а в лонгриде — развернется до подробностей и будет поставлена в контекст других ситуаций. Но воплощение, подача — это вопрос второго порядка, когда координата как ориентир есть, и специфика ее адресатом информации улавливается. Другое дело, если этого нет, если материал подготовлен не очень профессионально. Тогда специфика журналистского текста нарушается, и он теряет «энергию действия» — теряет свою способность вызывать те реакции, на которые рассчитан [9; 6, с. 74-76]. Профессиональный анализ служит средством, с помощью которого это можно выявить.

АЛГОРИТМ РАССМОТРЕНИЯ ТЕКСТА

Правилом, которое определяет ход профессионального анализа журналистского текста, является последовательное движение от одной его характеристики к другой. Оно представляет собой семь очевидных этапов, смысл которых — в определении конкретных значений координат. Идет выявление темы произведения, его идейного наполнения, рассмотрение фактологического ряда его структуры и ее культурологического ряда, проявление композиционного строя материала, оценка качества монтажа, оценка лексико-стилистического решения текста.

Условиями, которые необходимо соблюсти, чтобы анализ был качественным и не привел к ошибке при рассмотрении конкретного материала, являются знание координат (знание специфических черт журналистского текста, его основных характеристик) и навыки погружения в текст (навыки аналитической работы).

Рассмотрим, как идет процесс решения поэтапных задач анализа, познакомившись с материалом, который был напечатан в одной из московских газет.

КАРТИНГ БЕЗ ГРАНИЦ: ЗА РУЛЕМ ВСЕ РАВНЫ!

Такого в картинг-клубе на Молодогвардейской улице, пожалуй, еще не видели: в гонках участвовали молодые люди с инвалидностью. Колясочники! Этот уникальный социальный проект «Картинг без границ» задумал и осуществил клуб «Преодоление». Вообще-то карт — простейшая гоночная машина без кузова, и управлять ею может почти любой. Однако это все же болид, и для колясочников он не приспособлен. Исправить ситуацию решили молодые инженеры Университета машиностроения МАМИ. И разработали карт с ручным управлением. Вот на них и «рассекали» новички экстремального вида спорта. А их друзья, родители и активисты группы поддержки волновались при подготовке и безумно переживали во время заездов. Описывать саму же гонку — дело безнадежное. «Это ни с чем не сравнимо! Просто фантастика!» — почти все из 70 участников были единодушны. Конечно, ведь для большинства из них все это было впервые! Кстати, гонки привлекли внимание многих известных людей. В том числе депутатов Госдумы Михаила Терентьева и Владимира Крупенникова. Вот только в полной амуниции их не сразу узнавали. Не зря же говорят: за рулем все равны!

ПРЯМАЯ РЕЧЬ Дарья Кузнецова

РУКОВОДИТЕЛЬ ИНТЕГРАЦИОННОГО КЛУБА «ПРЕОДОЛЕНИЕ»

Этот проект — настоящий прорыв. Особенно для тех, кто недавно получил инвалидность и кому еще только предстоит найти новые возможности жить полноценной жизнью. Ведь карт резко меняет представление о колясочниках — и наш взгляд на них, и их собственное представление о своем будущем. А когда ты за рулем мчащегося болида, гнетущие мысли на тему «Я теперь ничего не могу» сменяются потрясающим ощущением силы и свободы: «Я могу все!» Поэтому мы не собираемся останавливаться на достигнутом, планируем собрать команду и сделать эти соревнования регулярными.

Первый шаг анализа — выявление темы материала. Мы знаем: специфическая черта темы журналистского произведения в том, что она несет в себе конкретную жизненную ситуацию, так или иначе связанную с переживаемой обществом проблемой и потому имеющую существенное значение. В приведенном материале ситуация видна отчетливо: гонки на картах, управляемых инвалидами-колясочниками. Очевидна и проблема, в контексте которой эта ситуация оказывается имеющей положительное значение: социальная интеграция инвалидов в нашей стране — актуальная задача дня. Таким образом, тема публикации в данном случае — гонки на картах, организованные для инвалидов-колясочников, — позитивный опыт разрешения проблемы социаль-

ной интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья. Можно считать, что автор продемонстрировал вполне профессиональный подход к постановке темы произведения.

Об опорной идее текста говорит уже его название: из него очевидно, что равенство граждан для автора является несомненной ценностью, и он считает, что лица с инвалидностью — такие же равноправные граждане, как все. Потому он и дает позитивную оценку проекту, задуманному и осуществленному клубом «Преодоление», а вместе с тем — и деятельности клуба. Рабочая идея, как у большинства материалов, несущих в себе позитивный опыт, осознается при целостном восприятии текста как заложенный в него призыв к адресатам: «Делай, как они!» Посту-

пайте, дорогие читатели, как организаторы и участники проекта «Преодоление», — это путь к решению проблемы социальной интеграции инвалидов в нашей стране... Послание, дающее весьма важный сигнал аудитории, далеко не всегда готовой сотрудничать с людьми, возможности которых ограничены по здоровью. Как видим, идея материала разработана тоже достаточно профессионально.

Структура текста — это совокупность смысловых единиц фактологического и культурологического наполнения, с помощью которых журналист объективирует идейно-тематическое решение материала. В фактологическом ряду интересующей нас публикации определяющими являются смысловые единицы, отражающие реалии, существование которых поддается проверке, т.е. факты: в картинг-клубе на Молодогвардейской — гонки колясочников. Уникальный проект задумал и осуществил интеграционный клуб «Преодоление». Молодые инженеры Университета машиностроения МАМИ разработали карт с ручным управлением... Стоп! Откуда в университете — молодые инженеры? Кто разрабатывал идею карта с ручным управлением — будущие инженеры или какой-то особый инженерный цех при МАМИ? Требуется проверка, и еще не ясно, удастся ли ее осуществить. Значит, это в тексте не факт, а смысловая единица меньшей степени достоверности — фактоид. Кроме фактов и фактоидов, встречаются в фактологическом ряду публикации и эмпирические обобщения — смысловые единицы, отображающие суммарные впечатления автора от реалий, но сформулированные без претензий на точность — примерно, «на глазок»: «Это ни с чем не сравнимо! Просто фантастика!» — почти все из 70 участников были единодушны»; «Кстати, гонки привлекли внимание многих известных людей». Если факто-

идов и эмпирических обобщений в тексте много и они замещают необходимые факты, достоверность материала снижается. Сказывается присутствие в тексте этих смысловых единиц и на уровне достоверности данной публикации, однако касается это не существа происходящего, а деталей, подробностей, так что в целом материал недоверия не вызывает.

Культурологический ряд смысловых единиц не богат. Нормативов практически нет — автор напоминает нам только об одном, и то через образ: «за рулем все равны». Образы есть, но, как правило, образность достигается с помощью определений и просто акцентирует и без того понятный смысл, не добавляя к нему новых нюансов: «уникальный социальный проект», «простейшая гоночная машина без кузова», «дело безнадежное». Самый нагруженный в смысловом отношении — образ границ между здоровыми людьми и теми, кого судьба обделила здоровьем, но он — из названия проекта, так что авторским открытием не является. Самый яркий из образов — образ движения — создан при помощи экспрессивной лексической единицы, взятой из молодежного сленга: «Вот на них и «рассекали» новички экстремального вида спорта». Как видим, структура текста могла бы быть богаче и ярче — тогда бы он обрел большую глубину и выразительность, а значит, стал бы более запоминающимся, более эффективным.

Композиция материала вполне прозрачна, но отягощена элементом непонятного назначения. Первые три фразы — композиционный зачин («ввод в ситуацию»); два следующих предложения — завязка действия («обозначение проблемы»). Еще два предложения предъявляют читателю действие, позволяющее преодолеть проблему («практическое решение»). Четвертым композиционным фрагментом — целых пять фраз! — журналист возвращает

нас в ситуацию гонок, и она становится кульминацией повествования («оценка ситуации и предъявление аргументов оценки»). А дальше следуют четыре предложения, общий смысл которых для читателя оказывается не ясен: приводимое автором эмпирическое обобщение и факт вступают в противоречие друг с другом, вывод начинает казаться нарочитым и произвольным. Причина — нечеткий монтаж фраз, усугубляемый неполнотой информации и неточным словоупотреблением: «Кстати (почему кстати?), гонки привлекли внимание многих известных людей. В том числе депутатов Госдумы Михаила Терен-тьева и Владимира Крупенникова. Вот только в полной амуниции (какой?) их не сразу узнавали. Не зря же говорят: за рулем все равны! (так что же — гонки внимание привлекли или вовлекли депутатов в участие?)».

Теперь можно сделать и общий вывод: «точкой роста» для автора рассмотренной публикации является обогащение навыков структурно-композиционного решения материала. Работа над идейно-тематическим решением идет достаточно профессионально, а вот по части структуры, организации текста и его лексико-стилистического решения кое-какие огрехи у журналиста есть.

Для решения задач подобного типа профессиональный анализ текста годится во всех областях журналистской деятельности. Но пригоден ли такой алгоритм при решении задач, связанных с получением нового знания? Попробуем разобраться.

КРИТЕРИИ НАУЧНОСТИ МЕТОДА

Если исходить из того, что метод деятельности есть совокупность умственных или практических операций/ действий, необходимых для решения конкретной задачи в рамках цели деятельности [11, с. 940], то определение научного метода конкретизиру-

ется в соответствии с представлением о специфике науки как деятельности. Поскольку главная особенность науки связана с ее предназначением получать новое знание о законах и закономерностях функционирования и развития объективного мира, а также о возможностях применения этого знания в целях оптимизации существования общества, — основным критерием метода научной деятельности должна быть его эвристическая пригодность. Она складывается из целого ряда особенностей. Теоретические и эмпирические операции, ориентированные на поиск нового знания, должны отвечать потребности исследователя наблюдать поведение изучаемого объекта в разных условиях, фиксировать признаки этого поведения, сопоставлять их, обобщать совпадения и различения, делать заключения об устойчивых отличиях поведения объекта в разных условиях, объяснять их, обеспечивать повторение полученных результатов. Таким путем можно придти к новому знанию, имеющему объективный характер. Обеспечивает ли возможность такого пути профессиональный анализ журналистского текста? Полагаю, что да.

В нашем случае изучаемый объект — журналистское произведение как тип текста, его «поведение в разных условиях» — конкретное наполнение основных его координат (конкретные значения), зависящее от индивидуальности автора, типа издания и его традиций, конъюнктуры информационного рынка, жанровой ориентации и прочих меняющихся обстоятельств.

Выявлять изменения характеристик текста в зависимости от условий (строго говоря, — поведение порождающей модели журналистского творчества в разных ситуациях деятельности) позволяют таблицы наблюдения, выполняемые как лаконичные «паспортички» на конкретные материалы или как развернутые прямоугольные матрицы,

задаваемые двумя осями. На горизонтальной оси размещаются координаты журналистского произведения как типа текста, на вертикальной — названия конкретных публикаций. В ячейке, образованной пересечением определенной координаты с определенной публикацией, фиксируется конкретное значение координаты. Вот как может выглядеть такая таблица.

Подчеркнем: колонка «Примечания» играет в таблице особую роль: здесь фиксируются отклонения конкретных значений координат от их базового, нормативного наполнения. Их-то и требуется осмыслить и объяснить, закрывая «белые пятна» в знании о предмете научного интереса.

С помощью таких таблиц можно раскрывать единство устойчивого и изменчивого, общего и особенного в порождающей модели журналистского творчества, можно улавливать особенности индивидуального стиля творческой деятельности. На основе данных, которые можно получить из таблиц, легко сопоставлять признаки изменений, обобщать совпадения и различения, делать заключения о возникновении устойчивых отличий от исходной системы координат, т.е. решать сугубо научные задачи, причем достаточно разного свойства — в зависимости от цели исследования.

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА

Для каких же именно научных целей может использоваться профессиональный анализ журналистского текста?

Основной сферой его использования, на наш взгляд, могут быть теоретико-журналистские исследования самой разной направленности: от изучения качества продуктов того или иного СМИ до определения новых тенденций в развитии способа журналистского творчества. Опыт молодых ученых факультетов журналистики уже содержит в себе примеры успешного решения научных задач при помощи профессионального анализа журналистского текста (поначалу он чаще всего обозначался как традиционный содержательный анализ). Так, исследователь Т.Н. Наумова применила его, чтобы выявить различия между журналистским и публицистическим типом текста [8, с. 15-16]; С.П. Суворова ориентировалась на него, определяя роль разных жанровых групп в реализации просветительской функции СМИ [13, с. 13-18]; Е.Н. Богдан опиралась на этот метод, изучая влияние медиаобраза России на преодоление идентификационного кризиса в стране [1]. Н.И. Шапшай использовала его, анализируя качество печатных материалов в СМИ Владимирской области [15, с. 113-164]. Д.Ю. Кульчицкая изучала с его помощью выразительные

Пример таблицы наблюдения над журналистским наполнением газеты

«Ведомости»*

Названия Координаты текста

публикаций Тема Идея Структура Композиция Монтаж Лексико-сти-листическое решение Примечания

Краткосрочно за- ? ? ? ? ? ? Здесь — ком-

бытое прошлое ментарий к конкретным значениям

Отчитались на

тройку

Теплая катастрофа

Зайцы и черепахи

* № 219 . 25 ноября 2014 г.

средства в печатных журналистских материалах [4, с. 53-129]. Определяющую роль сыграл профессиональный анализ журналистского текста в исследовании современного состояния способа творческой деятельности журналиста, предпринятом О.А. Клё-совой [3]. Дважды обращались к этому методу исследователи в процессе подготовки докторских диссертаций, что отразилось и в их научных публикациях [10; 14, с. 240-283].

По наблюдениям автора данной статьи, основным достоинством профессионального анализа журналистского текста как метода теоретико-журналистских исследований является его способность увеличивать меру объективности процесса познания, ориентируя его на выявление реального состояния исследуемого предмета с помощью опре-

деленных критериев. Слабой стороной метода является его трудоемкость и жесткая зависимость от выполнения необходимых условий, о которых уже шла речь: оснащенности исследователя теоретическим знанием и опытом практической работы с текстом.

Есть основания предполагать, что профессиональный анализ текста может выступать в качестве научного метода не только в области журналистики. Он вполне может быть адаптирован к задачам изучения продуктов других видов творческой деятельности, если выявлена их порождающая модель, в качестве которой выступают устойчивые черты произведений, создаваемых этими видами творчества. Но эта гипотеза требует обстоятельной проверки и остается за границей задач данной статьи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богдан Е.Н. Медиаобраз России как средство консолидации общества: структурно-функциональные характеристики : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Е.Н. Богдан. — М., 2007.

2. Быков В.В. Методы науки / В.В. Быков. — М., 1974.

3. Клёсова О.А. Способ творческой деятельности журналиста на современном этапе : автореф. дис. ... канд. филол. наук / О.А. Клесова. — М., 2013.

4. Кульчицкая Д.Ю. Выразительные средства в печатных и мультимедийных журналистских текстах : дис. ... канд. филол. наук / Д.Ю. Кульчицкая. — М., 2013.

5. Лазутина Г.В. Профессиональная деятельность журналиста: подходы к пониманию журналистской этики / Г.В. Лазутина // Вопросы теории и практики журналистики. — 2012. — № 2. — С. 27-29.

6. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста / Г.В. Лазутина. — М., 2010.

7. Лазутина Г.В. Жанры журналистского творчества / Г.В. Лазутина, С.С. Распопо-ва. — М., 2012.

8. Наумова Т.Н.. Роль публицистики в функционировании гражданского общества : автореф. дис.....канд. филол. наук / Т.Н. Наумова. — М., 2004.

9. Пронин Е.И. Выразительные средства журналистики / Е.И. Пронин. — М., 1980.

10. Распопова С.С. Журналистское творчество: теория и практика освоения : дис. ... д-ра филол. наук / С.С. Распопова. — М., 2007.

11. Российский энциклопедический словарь. — М., 2001. — Кн. 1.

12. Стёпин В.С. Методы научного познания / В.С. Стёпин, А.С. Елсуков. — М., 1974.

13. Суворова С.П. Реализация просветительской функции журналистики в современных общероссийских газетах : автореф. дис. ... канд. филол. наук / С.П. Суворова. — М., 2006.

14. Фролова Т.И. Гуманитарная повестка российских СМИ. Журналистика, человек, общество / Т.И. Фролова. — М., 2014.

15. Шапшай Н.И. Новостные материалы в региональной печати: структурные и жанровые особенности (на публикациях газет Владимирской области) : дис. ... канд. филол. наук / Н.И. Шапшай. — М., 2009.

REFERENCES

1. Bogdan Ye.N. Mediaobraz Rossii kak sredstvo konsolidatsii obshchestva: strukturno-funktsional'nyye kharakteristiki. Avtoref. Kand. Diss. [Media image of Russia as a means of consolidating society: structural and functional. Cand. Diss. Thesis]. Moscow, 2007.

2. Bykov V.V. Metody nauki [Methods of science]. Moscow, 1974.

3. Klosova O.A. Sposob tvorcheskoy deyatel'nosti zhurnalista na sovremennom etape Avtoref. Kand. Diss. [A method of creative activity of journalists at the present stage. Cand. Diss. Thesis]. Moscow, 2013.

4. Kul'chitskaya D.Yu. Vyrazitel'nyye sredstva v pechatnykh i mul'timediynykh zhurnalist-skikh tekstakh. Kand. Diss. [Means of expression in print and multimedia journalism texts. Cand. Diss.]. Moscow, 2013.

5. Lazutina G.V. Professional activities of journalists: approaches to the understanding of journalistic ethics. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2012, no. 2, pp. 27-29. (In Russian).

6. Lazutina G.V. Osnovy tvorcheskoy deyatel'nosti zhurnalista [Fundamentals of creative activity of journalists]. Moscow, 2010.

7. Lazutina G.V., Raspopova S.S. Zhanry zhurnalistskogo tvorchestva [Genres of journalistic creativity]. Moscow, 2012.

8. Naumova T.N. Rol' publitsistiki v funktsionirovanii grazhdanskogo obshchestva. Avtoref. Kand. Diss. [The role of journalism in the functioning of civil society. Cand. Diss. Thesis]. Moscow, 2004.

9. Pronin Ye.I. Vyrazitel'nyye sredstva zhurnalistiki [Expressive means of journalism]. Moscow, 1980.

10. Raspopova S.S. Zhurnalistskoye tvorchestvo: teoriya ipraktika osvoyeniya [Journalistic creativity: theory and practice development]. Moscow, 2007.

11. Russian Encyclopedic Dictionary. Moscow, 2001. Book 1. (In Russian).

12. Stopin V.S., Yelsukov A.S. Metody nauchnogo poznaniya [Methods of scientific knowledge]. Moscow, 1974.

13. Suvorova S.P. Realizatsiya prosvetitel'skoy funktsii zhurnalistiki v so-vremennykh ob-shcherossiyskikh gazetakh. Avtoref. Kand. Diss. [Implementation of the educational function of journalism in modern all-Russian newspapers. Cand. Diss. Thesis]. Moscow, 2006.

14. Frolova T.I. Gumanitarnaya povestka rossiyskikhSMI. Zhurnalistika, chelovek, obshchest-vo [Humanitarian agenda of the Russian media. Journalism, people, society]. Moscow, 2014.

15. Shapshay N.I. Novostnyye materialy v regional'noy pechati: strukturnyye i zhanrovyye osobennosti (na publikatsiyakh gazet Vladimirskoy oblasti). Kand. Diss. [News stories in the regional press: structural features and genre (for publications newspapers Vladimir region). Cand. Diss.]. Moscow, 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.