Научная статья на тему 'Профессиональные ценности и профессиональная компетентность журналистов'

Профессиональные ценности и профессиональная компетентность журналистов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2463
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
журналистика / журналист / профессиональные ценности / профессиональная компетентность / профессиограмма / профессиональные и этические стандарты / journalism / journalist / professional values / professional competence / job analysis / professional and ethical standards

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — В В. Тулупов

В статье рассматривается взаимосвязь профессиональных ценностей и профессиональной компетенции применительно к профессиографической модели современного журналиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional values and professional competence of journalists

The article examines the relationship between professional values and professional competencies in relation to professional graphic model of the modern journalist.

Текст научной работы на тему «Профессиональные ценности и профессиональная компетентность журналистов»

Журналистский ежегодник

22

современность как историю. С задачей формировать и представлять «повестку дня» на современном отечественном ТВ справляется информационная журналистика, а «расшифровкой мира» современности пытается заниматься аналитика (и то, и другое - в жесткой конкуренции с новыми медиа). Что остается документалистике?

Писать «хронику времен» в человеческом их измерении она уже не в состоянии - поскольку вместе с публикой привыкла мыслить, как уже говорилось, исключительно кайротически. «Чтобы мы предоставили эфир простому человеку, - признавался один влиятельный теледеятель, -мы должны сначала сделать из него звезду, а потом уже рассказывать о хитросплетениях его биографии» [13. С. 298]. Таким образом, кайротическое мышление определяет коллективное сознание дискурсивного сообщества авторов телевизионной продукции, ориентированной на массовую аудиторию, - отсюда и перефокусировка внимания на известных персонажей, а, следовательно, утрата интереса ко всем иным современникам. Поэтому остается одно - создавать «нарративы знаменитостей».

Хорошо это или плохо? С одной стороны, ничего хорошего, поскольку такая ориентация явно ограничивает как возможности автора, так и выбор зрителя. Реальная картина мира искажается, власть, определяющая «белые» и «черные» списки избранных героев, получает новые возможности влияния на сознание «человека смотрящего», формирование его идентичности. Вместе с тем, нельзя не согласиться с выводом Л.В. Татару: «Истории знаменитостей порождают мечты и страхи, дают

жизненные уроки, возможность уйти от рутины реальности, утешают, помогают упорядочить наш жизненный опыт, адаптироваться к окружающему миру» [10]. Таким образом, в когнитивно-прагматическом плане телевизионные биографические нарративы знаменитостей свою функцию выполняют, они нужны массовому зрителю - как поучительные истории.

Литература:

1. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

2. Андроникова М. Об искусстве портрета. М., 1975.

3. Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб., 1998.

4. Беньямин В. Произведения искусства в эпоху его технической воспроизводимости: Избр. эссе. М., 1996.

5. Шергова К.А. Эволюция жанров в документальном телевизионном кино: автореф. дис. ... канд. искусств. М., 2010.

6. Саппак В. Телевидение и мы. М., 1963.

7. Муратов С.А. Пристрастная камера. М., 1976.

8. Вертов Д. Статьи. Дневники. Замыслы. М., 1966.

9. URL: http://russia.tv/video/index/menu_id/266

10. Татару Л.В. История знаменитости как новый жанр журналистского нарратива // Narratorium. - 2011. - № 1-2. URL: http://narratorium.rggu.ru/artide.html?id=2027593

11. http://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/20882.

12. Пронин A.A. Телевидение как рассказчик: биографический нарратив в современной документалистике СПб., 2016.

13. Муратов С.А. Документальный телефильм. Незаконченная биография. М., 2009.

14. Бунин И.А. Окаянные дни. М., 2005.

УДК 070 В.В. Тулупов

Воронежский государственный университет

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЖУРНАЛИСТОВ

В статье рассматривается взаимосвязь профессиональных ценностей и профессиональной компетенции применительно к профессиографической модели современного журналиста.

Ключевые слова: журналистика, журналист, профессиональные ценности, профессиональная компетентность, профессиограмма, профессиональные и этические стандарты.

The article examines the relationship between professional values and professional competencies in relation to professional graphic model of the modern journalist.

Keywords: journalism, journalist, professional values, professional competence, job analysis, professional and ethical standards.

Различая понятия профессиональных ценностей и профессиональной компетентности (в первом случае это своеобразные социальные ориентиры и средства, позволяющие журналисту в процессе своей деятельности достигать личных социально-значимых результатов; во втором - единство теоретической и практической готовности индивида к осуществлению журналистской деятельности), следует указать на взаимосвязь и взаимозависимость этих категорий.

Рассмотрение профессиональных и этических стандартов в журналистике с опорой на уровневый подход (общественно-профессиональные, профессионально-групповые и индивидуально-личностные ценности) и классификацию профессиональных ценностей, существующие в педагогике [1. С. 77-78], позволяет уточнить профессиографическую модель журналиста.

Журналист - своеобразный социальный работник, и это должно осознаваться каждым профессионалом, усвоившим нормы общественной морали и готовым следовать им, как и профессионально-групповым установкам, представляющим собой совокупность определенных принципов (например, честной игры, непредвзятости, беспристрастности и др.). На этой базе журналист строит свою личностную систему ценностей, и благо, если она совпадает с профессионально-групповыми ценностями, находящими отражение в редакционной политике, в позиции конкретного СМИ. К ценностям-целям, раскрывающим значение и смысл профессиональной деятельности, отнесем общественное служение (миссия качественной журналистики); к ценностям-средствам - следование профессиональным и этическим стандартам; к ценностям-отношениям -ориентацию на общественное мнение; к ценностям-знаниям - представления о психологии и социологии массовой коммуникации; к ценностям-качествам -набор индивидуальных, личностных, коммуникативных, профессиональных качеств журналиста, проявляющихся в его способностях.

В журналистике гуманистическое понимание профессионального отношения к своей деятельности, способствующее не только творческому саморазвитию личности, но и прогрессу всего общества, утверждалось параллельно с пониманием отношения к труду как к зарабатыванию денег. Для первого подхода важна природная предрасположенность индивида к работе в СМИ, а именно: призвание к духовно-практической, общественной деятельности; талант к созиданию, творчеству; гуманитарная направленность личности; физическое здоровье (динамизм, активность). В настоящее время трендовым считается второй подход, при котором профессионализм приравнивается к технологизму (владение в совершенстве технологией труда, знание тонкостей ремесла и умение спланировать свою деятельность так, чтобы она была полезной для других людей и др.). Но ведь крайне важно, ориентируясь на «качественное ядро» профессии, представлять ее универсальные, базовые константы.

Из общечеловеческих качеств, которые способствуют профессиональным успехам журналистов, выделим: добросовестность, трудолюбие, настойчивость, целеустремленность, находчивость, общительность, рассудительность, решительность, смелость. Какие-то из них заложены в человеке генетически, какие-то возникают в процессе воздействия внешней среды (семья, улица, школа, литература, кино, искусство и др.).

Для будущего журналиста крайне важны: стремление к знаниям, ответственность, человеколюбие, справедливость, правдивость, честность, честь, доброта, терпимость, а также организованность, мобильность, оперативность, обучаемость.

Сегодня при обучении особенно важно нацеливать будущих журналистов на формирование коммуникативных (умение общаться, налаживать эффективную коммуникацию, владеть устным и письменным словом) и технологических качеств (умение находить факты, творчески их интерпретировать, владение современными информационными технологиями, способность выполнять разные роли и разные виды работ индивидуально и в команде).

Вырабатывая образовательные модели, учитывая компетентностный подход, преподаватели журналисти-

ки должны подчеркивать ведущие качества, необходимые будущему журналисту: высокий уровень профессиональных знаний по специальности; инициативность, самостоятельность в принятии решений; организаторские навыки, умение работать с людьми; отличное владение письменным языком, грамотно поставленная речь; стремление совершенствовать свои знания, навыки, творческий подход к делу; знание социальной, экономической, политической обстановки и умение ориентироваться в ней и др.

Но эффективная подготовка журналистов возможна лишь при наличии своеобразного «общественного договора» между СМИ с одной стороны, с государством, политической элитой, бизнесом - с другой. Невозможно развивать профессию, когда действуют различные «правила игры»; когда отсутствует понимание журналистики как прежде всего духовно-практической и общественной деятельности и лишь затем - бизнеса и политики; когда сами практики смешивают журналистскую, пропагандистскую, рекламную и PR-дeятeльнocть (не это ли главная причина снижения доверия, рейтингов, падения тиражей и вообще - кризиса профессии?).

Поскольку журналистская подготовка в нашей стране реализуется по преимуществу в рамках высшего образования, то следует сказать о том, что по-прежнему актуальной остается проблема выбора пути: либо качественное образование для избранных, для элиты и массовое облегченное - для большинства; либо всеобщее системное обучение, ступени которого (школа - училище -техникум - вуз - послевузовская подготовка) так тесно взаимосвязаны, что позволяют поднять уровень образования в целом, реально ориентируя его на потребности науки и производства. И здесь, на наш взгляд, продолжает сказываться глубинный внутренний конфликт между, как минимум, двумя цивилизационными парадигмами -западной и ортодоксальной.

Думается, успех реформирования образования зависит от избранной философии образовательной парадигмы высшей школы, от правильно поставленной генеральной задачи. Кого мы будем готовить: культурного, широко образованного человека, способного легко адаптироваться в специализированной среде (сочетание фундаментального и прикладного подходов), или человека, получившего набор сведений о будущей - достаточно узкой - профессиональной отрасли (сугубо прикладной подход)? С кем легче будет работодателю - с выпускником, обладающим широким кругозором и мировоззрением, обладающим базовыми знаниями, первыми навыками, умениями, которые фирма будет развивать с учетом специфики своей деятельности, или с выпускником, подготовленным для деятельности в достаточно узком профессиональном коридоре?..

Литература

1. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя / И.Ф. Исаев. Москва, 2004. С. 7778.

2. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики / Е.П. Прохоров. Москва, 2003.

3. Тулупов В.В. Есть ли будущее у профессии журналиста? / В.В. Тулупов // Журналистский ежегодник. -2015. - № 4. - С. 15-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.