Журналистский ежегодник
22
современность как историю. С задачей формировать и представлять «повестку дня» на современном отечественном ТВ справляется информационная журналистика, а «расшифровкой мира» современности пытается заниматься аналитика (и то, и другое - в жесткой конкуренции с новыми медиа). Что остается документалистике?
Писать «хронику времен» в человеческом их измерении она уже не в состоянии - поскольку вместе с публикой привыкла мыслить, как уже говорилось, исключительно кайротически. «Чтобы мы предоставили эфир простому человеку, - признавался один влиятельный теледеятель, -мы должны сначала сделать из него звезду, а потом уже рассказывать о хитросплетениях его биографии» [13. С. 298]. Таким образом, кайротическое мышление определяет коллективное сознание дискурсивного сообщества авторов телевизионной продукции, ориентированной на массовую аудиторию, - отсюда и перефокусировка внимания на известных персонажей, а, следовательно, утрата интереса ко всем иным современникам. Поэтому остается одно - создавать «нарративы знаменитостей».
Хорошо это или плохо? С одной стороны, ничего хорошего, поскольку такая ориентация явно ограничивает как возможности автора, так и выбор зрителя. Реальная картина мира искажается, власть, определяющая «белые» и «черные» списки избранных героев, получает новые возможности влияния на сознание «человека смотрящего», формирование его идентичности. Вместе с тем, нельзя не согласиться с выводом Л.В. Татару: «Истории знаменитостей порождают мечты и страхи, дают
жизненные уроки, возможность уйти от рутины реальности, утешают, помогают упорядочить наш жизненный опыт, адаптироваться к окружающему миру» [10]. Таким образом, в когнитивно-прагматическом плане телевизионные биографические нарративы знаменитостей свою функцию выполняют, они нужны массовому зрителю - как поучительные истории.
Литература:
1. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.
2. Андроникова М. Об искусстве портрета. М., 1975.
3. Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб., 1998.
4. Беньямин В. Произведения искусства в эпоху его технической воспроизводимости: Избр. эссе. М., 1996.
5. Шергова К.А. Эволюция жанров в документальном телевизионном кино: автореф. дис. ... канд. искусств. М., 2010.
6. Саппак В. Телевидение и мы. М., 1963.
7. Муратов С.А. Пристрастная камера. М., 1976.
8. Вертов Д. Статьи. Дневники. Замыслы. М., 1966.
9. URL: http://russia.tv/video/index/menu_id/266
10. Татару Л.В. История знаменитости как новый жанр журналистского нарратива // Narratorium. - 2011. - № 1-2. URL: http://narratorium.rggu.ru/artide.html?id=2027593
11. http://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/20882.
12. Пронин A.A. Телевидение как рассказчик: биографический нарратив в современной документалистике СПб., 2016.
13. Муратов С.А. Документальный телефильм. Незаконченная биография. М., 2009.
14. Бунин И.А. Окаянные дни. М., 2005.
УДК 070 В.В. Тулупов
Воронежский государственный университет
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЖУРНАЛИСТОВ
В статье рассматривается взаимосвязь профессиональных ценностей и профессиональной компетенции применительно к профессиографической модели современного журналиста.
Ключевые слова: журналистика, журналист, профессиональные ценности, профессиональная компетентность, профессиограмма, профессиональные и этические стандарты.
The article examines the relationship between professional values and professional competencies in relation to professional graphic model of the modern journalist.
Keywords: journalism, journalist, professional values, professional competence, job analysis, professional and ethical standards.
Различая понятия профессиональных ценностей и профессиональной компетентности (в первом случае это своеобразные социальные ориентиры и средства, позволяющие журналисту в процессе своей деятельности достигать личных социально-значимых результатов; во втором - единство теоретической и практической готовности индивида к осуществлению журналистской деятельности), следует указать на взаимосвязь и взаимозависимость этих категорий.
Рассмотрение профессиональных и этических стандартов в журналистике с опорой на уровневый подход (общественно-профессиональные, профессионально-групповые и индивидуально-личностные ценности) и классификацию профессиональных ценностей, существующие в педагогике [1. С. 77-78], позволяет уточнить профессиографическую модель журналиста.
Журналист - своеобразный социальный работник, и это должно осознаваться каждым профессионалом, усвоившим нормы общественной морали и готовым следовать им, как и профессионально-групповым установкам, представляющим собой совокупность определенных принципов (например, честной игры, непредвзятости, беспристрастности и др.). На этой базе журналист строит свою личностную систему ценностей, и благо, если она совпадает с профессионально-групповыми ценностями, находящими отражение в редакционной политике, в позиции конкретного СМИ. К ценностям-целям, раскрывающим значение и смысл профессиональной деятельности, отнесем общественное служение (миссия качественной журналистики); к ценностям-средствам - следование профессиональным и этическим стандартам; к ценностям-отношениям -ориентацию на общественное мнение; к ценностям-знаниям - представления о психологии и социологии массовой коммуникации; к ценностям-качествам -набор индивидуальных, личностных, коммуникативных, профессиональных качеств журналиста, проявляющихся в его способностях.
В журналистике гуманистическое понимание профессионального отношения к своей деятельности, способствующее не только творческому саморазвитию личности, но и прогрессу всего общества, утверждалось параллельно с пониманием отношения к труду как к зарабатыванию денег. Для первого подхода важна природная предрасположенность индивида к работе в СМИ, а именно: призвание к духовно-практической, общественной деятельности; талант к созиданию, творчеству; гуманитарная направленность личности; физическое здоровье (динамизм, активность). В настоящее время трендовым считается второй подход, при котором профессионализм приравнивается к технологизму (владение в совершенстве технологией труда, знание тонкостей ремесла и умение спланировать свою деятельность так, чтобы она была полезной для других людей и др.). Но ведь крайне важно, ориентируясь на «качественное ядро» профессии, представлять ее универсальные, базовые константы.
Из общечеловеческих качеств, которые способствуют профессиональным успехам журналистов, выделим: добросовестность, трудолюбие, настойчивость, целеустремленность, находчивость, общительность, рассудительность, решительность, смелость. Какие-то из них заложены в человеке генетически, какие-то возникают в процессе воздействия внешней среды (семья, улица, школа, литература, кино, искусство и др.).
Для будущего журналиста крайне важны: стремление к знаниям, ответственность, человеколюбие, справедливость, правдивость, честность, честь, доброта, терпимость, а также организованность, мобильность, оперативность, обучаемость.
Сегодня при обучении особенно важно нацеливать будущих журналистов на формирование коммуникативных (умение общаться, налаживать эффективную коммуникацию, владеть устным и письменным словом) и технологических качеств (умение находить факты, творчески их интерпретировать, владение современными информационными технологиями, способность выполнять разные роли и разные виды работ индивидуально и в команде).
Вырабатывая образовательные модели, учитывая компетентностный подход, преподаватели журналисти-
ки должны подчеркивать ведущие качества, необходимые будущему журналисту: высокий уровень профессиональных знаний по специальности; инициативность, самостоятельность в принятии решений; организаторские навыки, умение работать с людьми; отличное владение письменным языком, грамотно поставленная речь; стремление совершенствовать свои знания, навыки, творческий подход к делу; знание социальной, экономической, политической обстановки и умение ориентироваться в ней и др.
Но эффективная подготовка журналистов возможна лишь при наличии своеобразного «общественного договора» между СМИ с одной стороны, с государством, политической элитой, бизнесом - с другой. Невозможно развивать профессию, когда действуют различные «правила игры»; когда отсутствует понимание журналистики как прежде всего духовно-практической и общественной деятельности и лишь затем - бизнеса и политики; когда сами практики смешивают журналистскую, пропагандистскую, рекламную и PR-дeятeльнocть (не это ли главная причина снижения доверия, рейтингов, падения тиражей и вообще - кризиса профессии?).
Поскольку журналистская подготовка в нашей стране реализуется по преимуществу в рамках высшего образования, то следует сказать о том, что по-прежнему актуальной остается проблема выбора пути: либо качественное образование для избранных, для элиты и массовое облегченное - для большинства; либо всеобщее системное обучение, ступени которого (школа - училище -техникум - вуз - послевузовская подготовка) так тесно взаимосвязаны, что позволяют поднять уровень образования в целом, реально ориентируя его на потребности науки и производства. И здесь, на наш взгляд, продолжает сказываться глубинный внутренний конфликт между, как минимум, двумя цивилизационными парадигмами -западной и ортодоксальной.
Думается, успех реформирования образования зависит от избранной философии образовательной парадигмы высшей школы, от правильно поставленной генеральной задачи. Кого мы будем готовить: культурного, широко образованного человека, способного легко адаптироваться в специализированной среде (сочетание фундаментального и прикладного подходов), или человека, получившего набор сведений о будущей - достаточно узкой - профессиональной отрасли (сугубо прикладной подход)? С кем легче будет работодателю - с выпускником, обладающим широким кругозором и мировоззрением, обладающим базовыми знаниями, первыми навыками, умениями, которые фирма будет развивать с учетом специфики своей деятельности, или с выпускником, подготовленным для деятельности в достаточно узком профессиональном коридоре?..
Литература
1. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя / И.Ф. Исаев. Москва, 2004. С. 7778.
2. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики / Е.П. Прохоров. Москва, 2003.
3. Тулупов В.В. Есть ли будущее у профессии журналиста? / В.В. Тулупов // Журналистский ежегодник. -2015. - № 4. - С. 15-18.