Научная статья на тему 'Профессиональные требования к тележурналисту в эпоху мультимедиа'

Профессиональные требования к тележурналисту в эпоху мультимедиа Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
488
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / РЕЧЕВЫЕ СТРАТЕГИИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сайкина А.В.

Данная научная статья посвящена изучению профессиональных требований к журналисту в эпоху мультимедиа. Профессионализм-степень профессиональной грамотности, умение применять профессиональные знания в полном объеме при решении поставленных задач, связанных с профессиональной деятельностью, в данном случае с журналистикой. Целью научной выявление профессиональных стратегий и тактик, применяемых журналистами в эпоху мультимедиа Были поставлены следующие задачи: 1. Выявить профессиональные требования к журналисту в эпоху мультимедиа. 2. Выявить стратегии и тактики применяемые журналистами. 3. Исследовать речевое поведение журналистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональные требования к тележурналисту в эпоху мультимедиа»

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТЕЛЕЖУРНАЛИСТУ В ЭПОХУ

МУЛЬТИМЕДИА

Сайкина А.В. ®

Студент-бакалавр, филологический факультет, направление - журналистика, Российский университет дружбы народов

Аннотация

Данная научная статья посвящена изучению профессиональных требований к журналисту в эпоху мультимедиа. Профессионализм-степень профессиональной грамотности, умение применять профессиональные знания в полном объеме при решении поставленных задач, связанных с профессиональной деятельностью, в данном случае с журналистикой.

Целью научной выявление профессиональных стратегий и тактик, применяемых журналистами в эпоху мультимедиа

Были поставлены следующие задачи:

1. Выявить профессиональные требования к журналисту в эпоху мультимедиа.

2. Выявить стратегии и тактики применяемые журналистами.

3. Исследовать речевое поведение журналистов.

Ключевые слова: профессионализм, речевое поведение, речевое воздействие, речевые стратегии.

Современное общество практически невозможно представить без телекоммуникаций. Каждый человек в той или иной степени причастен к этой всемирной паутине.

Телевидение, в первую очередь призвано делать уклон на интересные и познавательные программы, которые способствуют не

только повышению умственных способностей у населения, но и духовному росту социума в целом. Справиться с этой задачей телевидение сможет в первую очередь с помощью профессиональных кадров, хорошо владеющих речевой культурой и речевым аппаратом в целом.

Профессиональная эффективность телеведущих, во многом обусловлена уровнем их компетентности. Под понятием профессиональная компетентность принято принимать знания, умения и навыки, которые тележурналисту удалось применить на практике.

Быть успешным в данной сфере деятельности можно только в том случае, когда телеведущий на высоком уровне владеет технологиями общения, культурой речи, и хорошим речевым аппаратом. Ошибки в стилистике, фонетике и орфоэпии, могут привести к ошибочному пониманию информации у зрителей, исходящей от телеведущего. Речь ведущего должна быть четкой, ясной и краткой. Никому не интересно слушать безграмотный, ужасно длинный монолог ведущего. Коммуникативность журналиста является одним из самых главных составляющих его речевого поведения.

Профессионализм журналиста оценивается по качеству донесения информации до зрителя. При этом информация должна быть максимально точной, а ее подача предельно ясной для среднего слоя населения. Именно поэтому будущему телеведущему предъявляются столь высокие требования в эпоху мультимедиа. Работа журналиста требует постоянной работы над собой, над своим имиджем и самое главное речью. Жестокие требования при изучении профессиональных качеств журналиста, уделяется вопросам коммуникативной компетентности.

® Сайкина А.В., 2017 г.

Коммуникативность - умение эффективно общаться с людьми разного статуса (будь то это зритель, эксперт, уважаемый политик, или даже сам президент), устанавливать контакты, получать и обрабатывать информацию, доносить ее до зрителей, мастерски владеть словом, вербальными и невербальными средствами выразительности - это и есть профессионализм современного журналиста.

Вербальное общение-это общение с помощью слов, иными словами человеческая речь. Под речью понимается естественный звуковой язык, т.е. система фонетических знаков, включающих два принципа - лексический и синтаксический. Речь является особенным средством коммуникации, так как при передаче информации с ее помощью передается смысл сообщения

К невербальному общению относят общение при помощи мимики, жестов, поз, и телесных контактов. Для полного общения со зрителем нужны и вербальные и невербальные средства информации. Правильное использование мимики, жеста, интонации придают сильную эмоциональную окраску речи телеведущего. Как правильно заметил профессор В.Л Цвик, «зритель выбирает не столько сами новости, сколько способ их подачи».

Характер телевизионного общения за последнее время очень сильно изменился. Должное в соответствии с коммуникативными нормами общение сменилось совершенно неподготовленным речевым поведением. В телевизионном мире, все чаще наблюдается неформальное общение журналистов со своими гостями. Все чаще встречается разговорные, просторечивые элементы. Умение чувствовать разумность тех или иных средств речевой выразительности- одна из важнейших качеств профессионально журналиста . Пренебрежительное отношение журналистов к речевому поведению, огромное количество речевых ошибок, может привести к высокому уровню их непрофессионализма, а также к отрицательному воздействию на аудиторию.

Доверие и расположение человек вызывает не только с помощью вербального общения, но и с помощью акустичеких средств различных видов невербальной информации.

К акустическим средствам передачи невербальной информации относят относят:

1) Тембр голоса

2) Мелодика речи(изменение голоса во времени)

3) Сила голоса и его изменение

4) Атипичные индивидуальные особенности произношения(смех, заикание и тд.)

Исследую вербальную и невербальную систему общения, стоит сказать, что оба

средства речевого поведения важны для коммуникации с телезрителем.

Исследуя вербальную и невербальную систему общения, стоит сказать, что оба средства речевого поведения определяют профессиональность журналиста.

Профессиональная коммуникативная компетентность, общая и языковая культура, речевой этикет, умение создавать подходящую обстановку, являются главными критериями профессионализма журналиста в настоящее время.

Однако одним из главных критерий успешности является мировоззренческая зрелость журналиста, другими словами степень познания им действительности и в первую очередь самого себя. В СМИ без обширной эрудиции ориентироваться очень трудно.

Журналист в первую очередь должен очень хорошо ориентироваться в той сфере, которую он преподносит своему зрителю. Он должен четко понимать, что то, с какой эмоциональностью он передаст информацию, зависит реакция зрителя.

Под эффективной речевой коммуникацией понимается эффективное донесение информации до телезрителя. Речь журналиста очень сильно влияет на внутреннюю позицию зрителя, на его взгляды, интересы, и на принятие позиции в той или иной ситуации. Именно поэтому очень важно, чтобы слова ведущего несли позитивный заряд и излучали положительную энергию.

Как справедливо считал известный кинокритик, режиссер С.А. Муратов, «Под воздействием публицистических передач аудитория становится иной».

Что касается речевого поведения ведущего, то в практическом аспекте речевое поведение является воздействием на систему убеждений зрителя с целью создать для него мотивацию к совершению каких-либо действий. Речевое поведение понимается как словесно выраженная часть коммуникативного поведения.

Речевое поведение-это словесно выраженная часть коммуникативного поведения. Бережное отношение к языку у телеведущего составляет основную часть его успеха. Когда говорят о творческом отношении к языку, о речевой деятельности, то имеют в виду в первую очередь о способности ведущего каждый раз по-разному зарождать оригинальное высказывание из стандартных фраз.

Речевое поведение также реализуется в речевых стратегиях и тактиках. Речевая стратегия - схема определенных действий в рамках речевого процесса, определяющих выбор языковых средств и способов выражения некоторого содержания, связанного с достижением цели. В результате изучения речевых стратегий и тактик было выделено восемь риторических стратегий- стратегия драматизации, идентификации, генерализации, индивидуализации, диалогизации, персонализации, актуализации темы и стратегия усиления ожидания, а также ряд средств риторического усиления: повтор, перечисление, отрицание и т.д.

Более выразительной формой языкотворчества является создание новых слов, словосочетаний. Язык, как источник речевого поведения телеведущего должен выходить за рамки обыденности и повседневности пользования. Каждый грамотный ведущий должен иметь свою языковую личностную систему. Под языковой личностью понимается совокупность языковых способностей и характеристик человека обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений, которые различаются:

1) Степенью структурно-языковой сложности

2) Глубиной и точностью отражения действительности

3) Определенной целевой направленностью

К сожалению, немаловажным средством речевого воздействия в средствах массовой информации является грубая, ненормативная лексика. С каждым днем данная лексика становится намного популярней других средств выразительности. А ведь соблюдение этических норм, является неотъемлемой частью профессионализма тележурналистов.

Полностью поддерживая мнение Н.С. Лопухиной, хочется дополнить, что непрофессионализм в любом его проявлении отбивает желание смотреть и слушать тележурналиста.

Причиной плохой речевой деятельности являются стандартные фразы, упрощения, предубеждения, негатив по отношению к себеседнику, отсутствие интереса к истории, презрение фактами, речевые и логические ошибки, неточный выбор стратегии и тактики общения.

В заключении, хочется отметить, что профессионализм журналиста определяется многими факторами, но самым главным фактором все-таки является его речевое воздействие на зрителя.

Литература

1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст] / Л. А. Введенская, М. Н. Черкасова. - 3-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - С. 384.

2. Веретенкина, Л. Ю. Стратегия, тактика и приемы манипулирования / Л. Ю. Веретенкина // Лингвокультурологические проблемы толерантности: тезисы докладов международной научной конференции. - Екатеренбург : Уральский университет, 2001. - С. 177-179.

3. Верещагин, Е. М. Речевая тактика « призыва к откровенности» / Е. М. Верещагин, Р. Ротмайр, Т. Ройтер // Вопросы языкознания. - 1992. - № 6. - 1999. С. 84

4. Дзялошинский И. М. Как нами манипулируют? //Право знать: история, теория, практика. - 2004. - № 3-4. - С. 38- 50.

5. Кузнецов Г.В. Семь профессиональных граней журналиста ТВ. - М.: ИПК работников ТВ и РВ, 2001. С. 7

6. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста: учеб пособие по журналистике / Г.В. Лазутина - М: Аспект Пресс, 2000

7. Прохоров, Е.П. Введение в теорию журналистики: учебник для студентов вузов / Е.П. Прохоров. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 351 с.

8. Смирнова, И.П. Ключевые компетенции телеведущего: от таланта к профессионализму //Журналистика и медиаобразование - 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.