206
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
(громоздкие квалификационные характеристики, должностные инструкции, обременяющие воспитателя формальными требованиями и дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми и т.п.), призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.
В тоже время, расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.
Профессиональные стандарты потребовали внести ряд существенных правовых изменений. Так, например, 15.12.2012 года вступил в силу Федеральный закон от 03.12.2012 № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании». Этим законом, в частности, в Трудовой кодекс РФ введены понятия «профессиональный стандарт» и «квалификация работника» [7]. Приказом Минтруда России от 12.04.2013 № 148н утверждены Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов. Установлено девять уровней квалификации, которые применяются при разработке профессиональных стандартов для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников.
Согласно части 2, статьи 195.1 Трудового кодекса РФ профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, которая необходима работнику для выполнения определенного вида профессиональной деятельности.
Профстандарты призваны заменить Квалификационные справочники (Тарифно-квалификационный справочник работ и рабочих профессий (ЕКАТС) и Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС). Если тарифно-квалификационные справочники освещают вопрос « что должен уметь делать работник?», то профстандарт отвечает на вопрос «как он должен это делать?», чтобы достичь максимальной эффективности труда.
План разработки профессиональных стандартов на 2012-2015 гг. утверждён Распоряжением Правительства РФ от 29.11.2012 № 22О4-р [5].
Согласно п.п. «а» п. 25 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N 23, профессиональные стандарты можно использовать:
а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учётом особенностей организации производства, труда и управления;
б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
Дошкольная педагогика
207
в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
Профессиональный стандарт педагога утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н и имеет официальное название «Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)». Стандарт вступает в силу с января 2017 года. Профессиональный стандарт педагога призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования, и предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности [4].
Основная цель педагогической деятельности (согласно профстандарту «Педагог») в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании, осуществляемой учителем, воспитателем, - оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение). Тем самым педагогическая деятельность увязывается с деятельностью образовательной организации.
Необходимо помнить, что профессиональные стандарты, как и ЕКС, имеют рекомендательный характер для участников трудовых отношений. Они должны использоваться работодателем в качестве основы для определения конкретной трудовой функции работника.
Исключение, скорее всего, составит наименование должности (профессии, специальности) в трудовом договоре, которое должно соответствовать наименованию в ЕКС или профессиональном стандарте. Так как работа в должности воспитателя даёт право на компенсации и льготы или связана с ограничениями (абзац З части 2 статьи 57 ТК РФ), то работодатель в трудовом договоре должен определить предпочтительную терминологию по согласованию с работником. В остальных случаях наименование должности (профессии, специальности) указывается согласно утверждённому штатному расписанию организации.
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право заниматься педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартом [7]. Таким образом, в случае отличия профстандартов от ЕКС работодатель имеет право выбрать минимальные требования из содержащихся в указанных документах.
Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утверждённая распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 г. № 792-р, предусматривает, что будут разработаны и внедрены профессиональные стандарты (рамки профессиональных компетенций) для педагогов и руково-
208
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
дителей образовательных организаций, ориентированные на новые образовательные результаты. Таким образом, профессиональные стандарты в очередной программе развития рассматриваются в качестве неких рамок профессиональных компетенций [2].
В законе «Об образовании в Российской Федерации» закреплено: ст. 73 - «Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно'-программны-ми и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования»;
ст. 69 - «Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации»;
ст. 76 - «Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды» [7].
Данные статьи позволяют констатировать, что профессиональные компетенции можно получить в ходе профессионального обучения. Введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации. Потребуется ряд нормативно-правовых документов, регламентирующих эту деятельность, т.к.без решения проблемных вопросов право реализации профессиональных стандартов дальнейшее их воплощение в практической деятельности будет вызывать затруднения.
Рассмотрим более подробно те пункты управления ДОО, которые проистекают из приказа Профессионального стандарта. Руководители должны иметь ясный план поэтапного освоения Профессионального стандарта.
I этап. Анализ готовности педагогического коллектива к работе по профстандарту и определение стратегии действий.
На этом этапе необходимо выяснение уровня знания педагогами текста стандарта, их отношения к нему, готовность к освоению, желание пройти обучение по отдельным темам или организоваться в проблемные группы по изучению наиболее сложных вопросов, а также довести основные положения стандарта до каждого педагога [1].
Технологии, рекомендуемые на первом этапе:
Дошкольная педагогика
209
- Самостоятельное ознакомление с профстандартами под роспись, т.к. это нормативный документ, обязательный к исполнению [1].
- Рассмотрение содержания профстандарта на предметных методических объединениях и обсуждение путей их реализации учителем в условия конкретной деятельности [1].
- Обсуждение путей реализации профстандарта на педсоветах, круглых столах и других площадках [1].
- Информирование органов самоуправления, родительской общественности о переходе педагогов на профстандарты [1].
Стратегии и дальнейшие планы будут успешными, если в их разработке и обсуждении примут участие максимально большое число заинтересованных лиц и общественных организаций, пользующихся авторитетом. Профсоюзные организации должны быть рядом с руководством на каждом этапе, что позволит избежать ненужных конфликтов и дополнительных переговоров.
II этап. Нормативно-правовое обеспечение деятельности образовательного заведения в условиях перехода на новый профстандарт
На этом этапе осуществляется изменение определенной нормативной правовой базы образовательной организации (устава, должностных инструкций воспитателей, Трудовых договоров, Коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка, Положения об оплате труда, Положения о стимулирующих выплатах, портфолио воспитателя и др.) [1].
III этап. Методическое сопровождение деятельности педагога с целью соответствия его квалификации требованиями профстандарта
Главная задача руководителей дошкольной организации на данном этапе заключаться в оказании помощи педагогам по доведению их квалификации до уровня требований профстандарта. При этом важно помочь им поверить в свой профессиональный успех и вызвать желание работать над собой [1].
В связи с этим предлагаем направления и формы методической работы.
Направления методической деятельности:
1. Самоанализ уровня подготовки воспитателя. Воспитатель анализирует, каким требованиям профстандарта он отвечает, а где у него проблемы. Определяется, как их решить: пойти на курсы, посетить семинары, тренинги, пройти дистанционное обучение и т.д.
2. Анализ проблем воспитателя на методических объединениях и определение возможности решениях их на уровне образовательной организации: мастер-классы, стажировки, взаимопосещение открытых занятий, мероприятий, передача опыта и т.д.
3. Анализ подготовки воспитателя курирующим администратором. На основе анализа посещенных занятий, мероприятий, результатов обучения анализируется соответствие педагога требованиям профстандарта, и предлагаются варианты решения проблем с точки зрения администрации.
210
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
4. Совместное обсуждение результатов анализа и предложений всех трех сторон и разработка оптимальных путей устранения проблем для каждого воспитателя - составление так называемой индивидуальной образовательно-методической траектории воспитателя: что, когда, где, за чей счет.
5. Периодический анализ состояния готовности коллектива к освоению профессионального стандарта и своевременная коррекция плана.
Формы методической работы: самообразование, целевые курсы, курсы переподготовки, стажировочные площадки, работа в мастер-классах, дистанционное обучение и т.д.
Также необходимо выстроить структуру профессионального стандарта воспитателя. Профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в дошкольном образовании) (воспитатель) можно разделить на следующие разделы:
Раздел I. Общие сведения: наименование вида профессиональной деятельности, основная цель вида профессиональной деятельности, группа занятий, отнесение к видам экономической деятельности.
Раздел II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности): обобщенные трудовые и трудовые функции в которых отражено наименование, код и уровень квалификации.
Раздел III. Характеристика обобщенных трудовых функций: педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного образования (обучение, воспитательная и развивающая деятельность) педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных образовательных программ (педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования).
В данном разделе отражены требования к образованию и обучению, к опыту практической работы, а также особые условия допуска к работе по должности воспитатель.
В профессиональных стандартах содержатся ссылки на различные справочники, включая ЕКС, ОКС, ОКСО.
Трудовые функции в третьем разделе стандарта раскрываются через требования к трудовым действиям, умениям и знаниям педагога.
Раздел IV Сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта.
Основная цель вида профессиональной деятельности: оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими образовательную деятельность).
Дошкольная педагогика
211
Обобщенные трудовые и трудовые функции воспитателя можно представить в виде следующей модели (см. рис. 1).
1. Общепедагогическая функция
2. Воспитательная деятельность
3. Развивающая деятельность
1. Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования
Рис. 1. Модель обобщенных трудовых и трудовых функций воспитателя в условиях нового профессионального стандарта
Обобщенная трудовая педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (А) включает в себя трудовую общепедагогическую функцию (обучение), воспитательную и развивающую деятельность.
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных программ дошкольного образования.
В целом, профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире, он существенно наполняется психолого-педагогическими и ИКТ-компе-тенциями, призванными помочь воспитателю в решении новых стоящих перед ним проблем.
Требования стандарта к трудовой общепедагогической функции (обучение), воспитательной и развивающей деятельности педагога в основном раскрывается в третьем разделе через характеристику обобщенных трудовых и трудовых функций.
В стандарте отражено, что при осуществлении педагогической деятельности по проектированию и реализации образовательного процесса в обра-
212
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
зовательных организациях дошкольного образования и по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ к воспитателю дошкольного учреждения предъявляются следующие требования [3]:
- высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации [3].
Надо отметить, что требования к опыту практической работы не предъявляются.
Определяются особые условия допуска к работе: к педагогической деятельности не допускаются лица:
- лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
- имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;
- признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
- имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.
Трудовая общепедагогическая функция - обучение, воспитательная и
развивающая деятельность представлены в стандарте требованиями к трудовым действиям педагога, владение им необходимыми умениями ^знаниями при осуществлении обучения, воспитания и развития детей.
В рамках реализации новых стандартов дошкольного образования в условиях вариативных УМК данные показатели являются обязательными при осуществлении образовательного процесса в дошкольной организации.
Список литературы:
1. Общественное обсуждение проекта концепции и содержания профессионального стандарта учителя [Электронный ресурс] // Профессиональный стандарт педагога. Проект / Минобрнауки России. - Режим доступа: Ы1р://мин-обрнауки.рф/документы/3071.
2. План деятельности Минтруда России на 2013-2018 годы [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.rosmin trud.ru/2018/ labor.
3. Приказ Минтруда России от 08.05.2013 № 200 «Об утверждении перечня проектов профессиональных стандартов, разработка которых предусмотрена в 2013-2014 годах за счет средств федерального бюджета» // Бюллетень трудового и социально законодательства РФ. - 2013. - № 7.
Дошкольная педагогика
213
4. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность сфере дошкольного начального общего, основного общего, средне общего образования) (воспитатель учитель)», № 544н // Российская газета. - 18.12.2013.
5. Приказ Минтруда России от 29.04.2013 № 170н «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта» // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. - 2013. - № 8.
6. Федеральный закон от 03.12.2012 № 236-ФЗ «О внесении изменений в кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании» // Российская газета. - 07.12.2012.
7. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. - 31.12.2012.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
© Килибаева Н.Ж., Исмагулова М.М.*
КГКП № 12 «Ертеп», Республика Казахстан, г. Караганда
В данной статье анализируется методика использования проектного метода обучения дошкольников, где выявлена и обоснована необходимость в предоставлении детям возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных образовательных областей. Метод проектов рассматривается как педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей - исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
Ключевые слова метод проектов, проект - 5П, интеграция, исследование, цель, продукт проектирования, виды проектов, продолжительность проектов, тема проектов.
Сегодня, как никогда в последние годы, детский сад приковывает к себе всеобщее внимание, обсуждаются пути его дальнейшего развития. Поэтому цели деятельности КГКП № 12 «Ертеп», разработаны с учетом основных направлений развития Республики Казахстан, где происходят глубокие социально-экономические преобразования, требующие новых подходов к системе дошкольного образования. Поиск новых эффективных форм организации учебного процесса поможет воспитателю сделать все занятия с детьми
Воспитатель