Научная статья на тему 'Оценивание профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования с учётом требований профессионального стандарта'

Оценивание профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования с учётом требований профессионального стандарта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
625
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА / ОЦЕНИВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL STANDARD OF THE TEACHER / ASSESSMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сваталова Т.А.

Современное законодательство об образовании содержит подходы к педагогической деятельности на основе новой системы ценностей, стержнем которой является общая и профессиональная компетентность. В 2017 году вступит в силу профессиональный стандарт педагога. Этот документ станет основным ориентиром в оценке деятельности педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сваталова Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of professional competence of preschool teachers with regard to the requirements of the professional standard

Modern law on education contains approaches to teaching based on the new value system, the core of which is General and professional competence. In 2017 will come into force on the professional standard of the teacher. This document will become the main reference in the evaluation of teachers.

Текст научной работы на тему «Оценивание профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования с учётом требований профессионального стандарта»

ОЦЕНИВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЁТОМ ТРЕБОВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

Сваталова Т.А.

ГБУ ДПО ЧИППКРО, г. Челябинск, Российская Федерация

Современное законодательство об образовании содержит подходы к педагогической деятельности на основе новой системы ценностей, стержнем которой является общая и профессиональная компетентность. В 2017 году вступит в силу профессиональный стандарт педагога. Этот документ станет основным ориентиром в оценке деятельности педагогов.

Ключевые слова: профессиональный стандарт педагога; оценивание профессиональной компетентности; профессиональные компетенции.

ASSESSMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF PRESCHOOL TEACHERS WITH REGARD TO THE REQUIREMENTS

OF THE PROFESSIONAL STANDARD

Svatalova T.A.

GBU DPO CHIPPKRO, Chelyabinsk, Russian Federation

Modern law on education contains approaches to teaching based on the new value system, the core of which is General and professional competence. In 2017 will come into force on the professional standard of the teacher. This document will become the main reference in the evaluation of teachers.

Keywords: professional standard of the teacher; assessment of professional competence; professional competence.

Изменения, которые в настоящее время происходят в системе российского образования, приведут к тому, что аттестация педагогов на соответствие занимаемой должности тоже будет меняться. В 2017 году вступит в силу профессиональный стандарт педагога. Этот документ станет основным ориентиром в оценке деятельности педагогов. Современное законодательство об образовании содержит подходы к педагогической деятельности на основе новой

системы ценностей, стержнем которой является общая и профессиональная компетентность. Частью профессиональной компетентности является правовая, которая понимается как способность специалиста-профессионала ориентироваться в образовательной ситуации с позиции законодательства, решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний, использовать полученные сведения в ситуации выбора, осуществлять оценочно-ценностную рефлексию. Современный педагог живёт и работает в условиях непрерывно изменяющегося мира, поэтому он должен быть не только профессионально грамотным, но и социально-компетентным, т.е. уметь организовывать, руководить и подчиняться, разрешать конфликты и принимать решения, разрабатывать собственные стратегии поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность. В рамках статьи нам представляется важным обозначить иерархию нормативных документов, содержательно дополняющих друг друга и позволяющих современному педагогу выстраивать траекторию собственной профессиональной деятельности. Трудовые отношения в сфере образования, в своей основе имеют общие и специальные нормы трудового законодательства, а так же нормы законодательства в образовании. Так, например, в ст. 22 Трудового кодекса определены основные права и обязанности работников (как социальной категории), а в ст. 47 и 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» — уточняются права и обязанности педагогических работников. Кроме общих требований, предъявляемых к заключению трудовых отношений, для педагогических работников установлены дополнительные условия. Порядок определения образовательного ценза педагогов регламентирован в ст.46 Закона «Об образовании в Российской Федерации», а квалификационные требования — в «Квалификационных характеристиках должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, который утвержден Приказом Минз-дравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н. В разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» справочника описаны основные трудовые функции педагогов, согласно которым определяется и перечень их профессиональных задач. Раздел «Должен знать» документа содержит основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, а также методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей. В то же время, с января 2017 года эти требования будут регулироваться также Приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Согласно данному документу, квалификация педагога отражает уровень профессиональной подготовки, его готовность к

труду в сфере образования и складывается из его профессиональных компетенций. Профессиональная компетенция трактуется там же, как способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач [6, 11]. Профессиональные задачи педагога лежат в плоскости правовой, коммуникативной, информационной и профессиональной компетентности.

Так, например, решение профессиональных задач в области правовой компетентности будут обеспечивать сформированные правовые компетенции педагога дошкольного образования, которые проявляются через:

- готовность применять правовые нормы в сфере образования в практике профессиональной деятельности;

- готовность к взаимодействию со всеми участниками образовательного процесса: обучающимися, родителями, коллегами и социальными партнерами;

- готовность обеспечивать оценку качества дошкольного образования, систему мониторинга образовательного процесса ДОО в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;

- готовность к использованию новых подходов к организации и содержанию

В области коммуникативной компетентности —

коммуникативные:

- способность осуществлять педагогическое сопровождение процесса социализации обучающихся, приобщения к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- готовность применения в реальной практике личностно-ориентированного образования;

- способность к реализации технологии поддержки ребенка и педагогике сотрудничества, технологии проектной деятельности как практических составляющих реализации личностно-ориентированного образования;

профессиональные:

- способность использовать возможности образовательной среды для формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся;

- способность поддерживать активность, инициативность и самостоятельность детей в различных видах деятельности;

- способность использовать систематизированные теоретические и практические знания в предметной области, а также в области педагогики, психологии и методики для исследовательских задач;

— готовность применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества образовательного процесса;

— готовность использовать современное программно-методическое обеспечение ДОУ в контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;

— готовность обеспечивать применение современных образовательных технологий в работе с детьми дошкольного возраста в условиях введения ФГОС дошкольного образования;

— способность осуществлять планово-прогностическую деятельность в ДОУ, в соответствии с требованиями ФГОС ДО;

— готовность осуществлять программирование образовательной деятельности;

— способность осмысленно использовать педагогические инструменты (формы, методы, средства, методики, технологии и т.п.) в образовательной деятельности на основе понимание психологических закономерностей и принципов развития ребенка на различных этапах онтогенеза;

— готовность управлять процессом проектирования развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ;

В области информационной - информационные компетенции:

— готовность использовать в образовательном процессе информационно-компьютерные технологии;

— готовность управлять процессом использования развивающих компьютерных программ для детей дошкольного возраста в образовательном процессе.

Можно отметить, что описание компетенций содержит термины «готовность» и «способность». В профессиональной педагогике и психологии профессий используется понятие «профессиональная готовность» (М.И. Дьяченко [3], K.M. Дурай-Новакова [2], М.А. Кандыбович [3] и др.). K.M. Дурай-Новакова, например, в состав профессиональной готовности включает положительное отношение к профессии, устойчивые мотивы, наличие профессиональных качеств личности, совокупность профессиональных знаний, навыков и умений, а также опыт их применения в профессиональной деятельности [2]. Различными авторами понятие «готовность» к какому-либо виду педагогической деятельности трактуется по-разному: как целостное личностное образование [3], как «овладение рядом общепедагогических умений», как «целенаправленный комплекс качеств, знаний, практических навыков и умений, отношений, состояний» [5], как «целостное внутреннее свойство (интегративная способность) личности» [1, 7 и др.], как интегративное образование личности [7,8 и др.]. Многие исследователи обращают внимание на необходимость учета «устойчивой выраженной потребности в осуществлении определенного вида деятельности» [1]. В большинстве исследований «готовность» понима-

ется как качество или свойство личности, обеспечивающие возможность того или иного вида профессиональной деятельности.

Можно отметить, что способность и готовность содержат в своей структуре блок знаний, умений и ценностных ориентаций. Процесс освоения личностью социальных ценностей рассматривается психологией. Поскольку рассматриваются разные аспекты ценностей и в разном контексте, то и подходов к понятию «ценность», «ценностные ориентации» достаточно много. «Сказать, что у человека есть ценность, значит, сказать, что у него есть глубокое убеждение в том, что некий способ поведения или предельный смысл существования индивидуально или социально предпочитается альтернативным способам и смыслам», - утверждает Клансон и Винсон (11, с. 398).

Соответственно, при составлении программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации, нацеленных на формирование профессиональной компетентности в условиях введения Профессионального стандарта необходимо иметь ввиду, что его требования не что иное, как модель специалиста с определенной системой характерных для него свойств, знаний, навыков, умений. Такая модель служит основанием разработки методов выявления профессиональных требований к специалисту, и, соответственно, построением системы количественной оценки степени соответствия фактических требований и требуемых свойств специалиста (4, с. 33). Становится очевидно, что необходимо планировать содержание ДПО «от результата»; т.е., результаты обучения, выражающие «приращение» знаний, умений, опыта профессионально-личностного саморазвития, должны находиться в проекции профессиональных компетенций. Совокупность профессиональных компетенций, каждая из которых в свою очередь представляет собой совокупность теоретических представлений и способов профессиональной деятельности и составляет содержание профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования. При разработке системы количественной оценки данная позиция нам представляется важной, так как позволяет конкретизировать содержание инструментария оценки соответствия фактических требований и требуемых свойств специалиста.

Таким образом, оценивание профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в системе дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) на основе выделения профессиональных компетенций позволяет реализовывать идею количественной оценки степени соответствия фактических требований и требуемых свойств специалиста, данных в Профессиональном стандарте.

Список литературы

1. Беспалько В. П. Элементы теории управления процессом обучения [Текст] / В.П. Беспалько.

М.: Знание, 1970. 79 с.

2. Дурай - Новакова K.M. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Дис.... докт. пед. наук [Текст] / K.M. Дурай-Новакова. М.: [б.н.], 1983. 356 с.

3. Дьяченко М.И. и Кандыбович М.А. Психологические проблемы в готовности к деятельности [Текст] / М.И. Дьяченко, М.А. Кандыбович: Мн.: БГУ, 1976. 175 с.

4. Майер A.A. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования [Текст] / A.A. Майер //Управление дошкольным образовательным учреждением. 2007. № 1. С. 8.

5. Найн А.Я. Рефлексивное управление образовательным учреждением: теоретические основы [Текст] / А.Я. Найн. Шадринск: ПО «Исеть», 1999. 256 с.

6. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550).

7. Сериков Г.Н. Образование: аспекты системного отражения [Текст] / Г.Н. Сериков. Курган: Издательство «Зауралье», 1997. 464 с.

8. Сидельников Ю.В. Теория и организация экспертного прогнозирования [Текст] / Ю.В. Си-дельников. М.: ИМЭМО АН СССР, 1990.

9. Сластёнин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки [Текст] / В.А. Сластёнин. М.: Просвещение, 1976. 160 с.

10. Сластёнин В.А. Мищенко, А.И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя. [Текст] В.А. Сластёнин, А.И. Мищенко // Советская педагогика. № 10,1991. С. 79-84.

11. Clauson C.J. Vinson D.E. Human values: An historical and interdisciplinary analisis - in H.K. Hut (Ed.) Advances in consumer research. 1978. V. 5, pp. 394^02.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.