Научная статья на тему 'Профессиональные стандарты в области производства полимерных наноматериалов как один из способов повышения качества образовательных программ в высших учебных заведениях'

Профессиональные стандарты в области производства полимерных наноматериалов как один из способов повышения качества образовательных программ в высших учебных заведениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / НАНОСТРУКТУРИРОВАННЫЕ ПОЛИМЕРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / NANO-STRUCTURED POLYMER MATERIALS / EDUCATION PROGRAM / PROFESSIONAL STANDARD / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самарин Е.В., Хайруллин Р.З., Рязапова Л.З., Куликова Д.И., Кудосов А.А.

Рассмотрены проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов в системе высшего профессионального образования. Предложено использование профессиональных стандартов в целях повышения эффективности обучения специалистов в области промышленности. Проанализирована эффективность применения метода функционального анализа при разработке профессиональных стандартов. Описаны профессиональные стандарты в области производства наноструктурированных полимерных материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самарин Е.В., Хайруллин Р.З., Рязапова Л.З., Куликова Д.И., Кудосов А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональные стандарты в области производства полимерных наноматериалов как один из способов повышения качества образовательных программ в высших учебных заведениях»

Самарин Е.В.1, Хайруллин Р.З.2, Рязапова Л.З.3 Куликова Д.И.4, Кудосов А.А.5 ©

Казанский национальный исследовательский технологический университет,

ООО «Данафлекс-Нано»

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ В ОБЛАСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПОЛИМЕРНЫХ НАНОМАТЕРИАЛОВ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ

ЗАВЕДЕНИЯХ

Аннотация

Рассмотрены проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов в системе высшего профессионального образования. Предложено использование

профессиональных стандартов в целях повышения эффективности обучения специалистов в области промышленности. Проанализирована эффективность применения метода

функционального анализа при разработке профессиональных стандартов. Описаны профессиональные стандарты в области производства наноструктурированных полимерных материалов.

Ключевые слова: высшее учебное заведение, наноструктурированные полимерные материалы, образовательная программа, профессиональный стандарт

Keywords: education program, nano-structured polymer materials, professional standard, university

В современном мире в области промышленности наиболее высоко ценятся специалисты, обладающие как глубокими академическими, так и большими практическими знаниями в своей профессиональной области. Такой комплекс знаний они приобретают, как правило, сначала окончив учреждение высшего профессионального образования, а затем проработав 10-15 лет на предприятии по изученному профилю. Такое разделение знаний объясняется неполным охватом обучающих программ существующих технических и технологических особенностей производственных процессов в различных отраслях промышленности. Другими словами, начинающий специалист, окончивший программу обучения по технической специальности в высшем учебном заведении, устраивается на работу в производственной области и несколько лет коррелирует и адаптирует полученные фундаментальные навыки в прикладном аспекте.

Поэтому одной из основных задач системы высшего профессионального образования является снижение количества различных несоответствий между теоретическими и практическими знаниями производственной деятельности путем адаптации программ обучения на основе существующего опыта в промышленности. Таким образом, сокращается необходимое время работы на производстве для приобретения умений высококвалифицированного специалиста.

Вследствие постоянного развития и совершенствования производственных технологий, а также обновления технологического оборудования и систем производственных стандартов, программы высшего профессионального образования необходимо постоянно обновлять. Это достигается путем внесения изменений в образовательные программы в соответствии с появлением новых технологий и оборудования.

Однако, в настоящее время, в связи с нарастающими темпами технологического и технического развития, учреждения высшего профессионального образования не успевают расширять программы, которые охватывали бы все необходимые технологические аспекты в той или иной отрасли промышленности. Это подтверждается все возрастающим дефицитом технических специалистов в промышленной области с одной стороны [1], и увеличением выпускников высших учебных заведений по техническим специальностям с другой [2]. Несомненно, что ни одна образовательная программа высшего учебного заведения не в

© Самарин Е.В., Хайруллин Р.З., Рязапова Л.З., Куликова Д.И., Кудосов А.А., 2014 г.

состоянии охватить все аспекты производственной деятельности из-за ее ограничения по времени. Однако, к этому необходимо стремиться.

Одним из методов решения данной проблемы является активное участие в составлении и корректуре программ обучения будущих специалистов самих предприятий согласно их производственным потребностям. Таким образом, выигрывают все вовлеченные в процесс обучения стороны: выпускник имеет заинтересованность в тщательном изучении всех предметов образовательной программы, так как знает, что при получении диплома о высшем профессиональном образовании получит стабильную и высокооплачиваемую работу по профилю обучения; предприятие заведомо получает высококвалифицированного специалиста, не требующего дополнительного обучения и готового приступить к выполнению своих трудовых обязанностей практически в день окончания высшего учебного заведения; высшее учебное заведение разрабатывает актуальные образовательные программы высокой квалификации и имеет постоянную востребованность в своих выпускниках на рынке труда, что дополнительно подтверждает его высокий уровень подготовки производственных кадров.

Такие программы системы образования давно существуют за рубежом в виде стажировок [3, 4], и вот уже несколько лет активно внедряются в высших учебных заведениях, обучающих специалистов для различных отраслей экономики нашей страны, в виде программ дополнительного профессионального образования. Программы проводятся параллельно с основным образованием по специальности. Примеров существует множество. Так, в республике Татарстан ОАО «Ак Барс» Банк в 2008 году совместно с ФГБОУ ВПО «КГТУ им. А.Н.Туполева», а в 2011 году совместно с ФГБОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», разработали образовательную программу «Открытый

университет», целью которой была подготовка высококвалифицированных специалистов для реализации проекта «Дистанционное банковское обслуживание» в ОАО «Ак Барс» Банк. При этом, основными требованиями к студентам являлись средняя успеваемость не ниже 4 баллов за последние 2 семестра, а также положительные характеристики и рекомендации со стороны высшего учебного заведения [5, 6]. Однако следует отметить, что по этим программам обучалось лишь небольшое количество студентов (13 и 10, соответственно), что является «каплей в море» высшего профессионального образования.

Таким образом, одним из выходов из сложившейся ситуации в системе высшего профессионального образования является разработка так называемых «профессиональных стандартов», в которых прописаны все необходимые требования к профессиональным качествам работника. Работодатель получает реальную возможность участвовать в формировании образовательных программ нового поколения, принимая непосредственное участие в разработке профессиональных стандартов по ключевым для данного предприятия направлениям.

Профессиональные стандарты разрабатываются с использованием метода функционального анализа, который предполагает создание стандарта на основе анализа трудовой деятельности [7]. Применение метода функционального анализа при разработке образовательных программ обусловлено возрастающим темпом развития экономики и технологическим прогрессом, при котором трудовые функции отдельных работников как предприятия, так и целой производственной отрасли, могут динамично меняться.

Принципиальным отличием такого метода от устаревшего метода описания должностных обязанностей является то, что в стандарте описываются функции, которые должны выполняться в конкретной области профессиональной деятельности, а не описывается тот, кто их выполняет. Метод функционального анализа охватывает потребности широкого круга предприятий отрасли, а также учитывает перспективные направления ее развития как в отечественном, так и в международном масштабах. Необходимо отметить, что такой учет имеет очень важное значение для профессионального образования, так как позволяет обучать специалистов в направлениях, которые еще только начинают появляться.

Одним из примеров таких направлений является область наноструктурированных материалов. В связи с высокими требованиями рыночной экономики, научные открытия в этой области и внедрение результатов этих открытий в производственные процессы намного

опережают скорость обновления образовательных программ в высших учебных заведениях по направлению наноматериалов. Из-за этого в стране ощущается острая нехватка высококвалифицированных производственных специалистов, которые могли бы работать в этой сфере.

В связи с этим, специалисты ведущего предприятия по производству наноструктурированных полимерных материалов - ООО «Данафлекс-Нано» совместно со специалистами ФГБОУ ВПО «КНИТУ», ООО «Фосфорос», ООО «НПФ Рекон», ЗАО «Уралпластик-Н» и ОАО «КазхимНИИ» разработали профессиональные стандарты по направлениям «Специалист технического обеспечения процесса производства

наноструктурированных полимерных материалов», «Специалист по научно-техническим разработкам и испытаниям наноструктурированных полимерных материалов» и «Специалист по внедрению и управлению производством наноструктурированных полимерных материалов».

Обозначенные профессиональные стандарты предполагают обучение основным видам деятельности специалистов, необходимым для обеспечения полного технологического цикла производства наноструктурированных полимерных материалов. Так как стандарты являются профессиональным минимумом, которому должны соответствовать все работники и руководители отрасли, предприятия могут использовать их для создания собственных внутренних стандартов, при этом расширяя и уточняя виды трудовой деятельности и функции работников с учетом особенностей организации производства. Разработанные стандарты также могут использоваться при подборе, найме, расстановке и использовании кадров, а также при определении степени их ответственности.

Таким образом, благодаря разработанным профессиональным стандартам был установлен необходимый для выпускников высших учебных заведений уровень профессиональных знаний в области наноструктурированных полимерных материалов, при достижении которого выпускники могут претендовать на высокооплачиваемую и стабильную работу в крупных производственных компаниях данной отрасли.

Председатель Государственной аттестационной комиссии по специальности 261200 - Технология и дизайн упаковочного производства, кафедра Технологии переработки полимеров и композиционных материалов, Казанский национальный исследовательский технологический университет.

2к.б.н., старший преподаватель, кафедра Промышленной безопасности, Казанский национальный исследовательский технологический университет.

3к.т.н., доцент, зав. кафедрой Обучения на двуязычной основе, начальник Учебно-методического центра, Казанский национальный исследовательский технологический университет.

4к.х.н., доцент, кафедра Неорганической химии, начальник Аналитического отдела, Казанский национальный исследовательский технологический университет.

5Директор по производству, ООО «Данафлекс-Нано».

Литература

1. Евстигнеева, А. Через несколько лет производство в России встанет: не хватает инженеров / А. Евстигнеева // Ежедневная деловая газета РБК Daily [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа http://www.rbcdaily.ru/economy/562949989025944.html

2. В ТПУ в 2013 году увеличилось количество бюджетных мест на технические специальности / под. ред. Антюшиной К. В. // Национальный исследовательский Томский политехнический университет [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа http://news.tpu.ru/news/2013/06/06/19713-v_tpu_v_2013_godu_uvelichilos_ kolichest.html

3. Каракозова, И.В. Дополнительное профессиональное образование в области строительства в Германии (по материалам научной стажировки) / И.В. Каракозова // Интернет-вестник ВолгГАСУ. - Волгоград: ВолгГАСУ. - 2012. - №3. - С. 1-13

4. Арефьев, А. Зарубежные стажировки: социологический анализ / А. Арефьев // Высшее образование в России. - М.: Московский государственный университет печати им. Ивана Федорова. - 2004. -№2. - С. 144-158.

5. Совместная инновационная образовательная программа «Открытый университет» / под. ред. Р.З. Серазетдинова // Деловой портал «Tatcenter.ru» [Электронный ресурс]. - 2008. - Режим доступа: http://www.antat.ru/index.shtml? 1108.html

6. В «АК БАРС» Банке состоялась презентация образовательной программы «Открытый университет» // Ежедневное Интернет-издание «Пресс-Волга» [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www.press-volga.ru/2011 -02-17/2 .html

7. Олейникова, О.Н. Профессиональные стандарты: принципы формирования, назначение и структура / О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева - М.: АНО Центр ИРПО. - 2011. - 100 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.