УДК 159.9
Харламова Татьяна Михайловна
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии
ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический
университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, +7(342) 212-85-90 e-mail: psychair@yandex. ru
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ УЧИТЕЛЯ ПРИ ПОЛИПРЕДМЕТНОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ
Тatiana М. Kharlamova
Ph.D., Assistant Professor of Psychology
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja St., 614990, Perm, Russia e-mail: psychair@yandex. ru
PROFESSIONAL SKILLS OF TEACHERS WITH MULTIDISCIPLINARY
AND SPECIALIZED TRAINING
Аннотация. Проведен сравнительный анализ психологической структуры профессиональных способностей учителя в зависимости от полипредметной и специальной подготовки. Установлено, что на этапе овладения профессией между педагогическим и предметным компонентами данных способностей отсутствует интеграция, при этом педагогические способности имеют недостаточный уровень развития. Структура предметных способностей будущих учителей изобразительного искусства обладает большей целостностью и более высоким уровнем развития. В качестве детерминант профессиональных способностей выступают свойства психодинамического и личностного уровней индивидуальности, а в группе будущих учителей начальных классов - также и нейродинамического уровня.
Ключевые слова: учитель начальных классов; учитель изобразительного искусства; профессиональные способности.
© Харламова Т.М., 2016
Abstract. This paper reports the results of a comparative analysis of the psychological structure of professional skills of teachers with multidisciplinary and specialized training. The findings show an initial lack of integration between pedagogical and discipline-specific skills, with the pedagogical skills also being underdeveloped. The discipline-specific skills of future Fine Arts teachers demonstrate greater continuity and higher levels of development. Professional skills are also found to be determined by the psychodynamic and individual level characteristics and, for future primary school teachers, the neurodynamic properties.
Key words: primary school teacher; Fine Arts teacher; professional skills.
Самореализация современного учителя невозможна без целенаправленного развития его профессиональных способностей. Интерес к данной проблеме сохраняет свою актуальность достаточно длительное время (Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Небылицын, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов и др.), при этом пики научной и эмпирической исследовательской активности совпадают с периодами инновационных преобразований, проводимых в системе обучения и воспитания (С.В. Круглик, К.А. Морнов, А.К. Пермяков, В.М. Смирнова, Г.А. Шоцкая, Е.А Ярошинская [10] и др.). Как самостоятельное явление педагогическая деятельность относится к числу важнейших многоплановых общественных функций. Она ориентирована на овладение учителем передовыми технологиями, на использование им собственных предметных способностей и других психологических ресурсов в целях эффективного развития личности учащихся. Данный процесс во многом детерминирован кардинальными изменениями, происходящими в самосознании учителя, в том числе на этапе овладения им профессией (С.В. Пазухина, Т.Н. Шайденкова [6], Э.Р. Садартынова [7] и др.).
Проблема профессиональных способностей учителя в психологической науке и смежных дисциплинах традиционно изучается с точки зрения их педагогического и предметного компонентов. Разные авторы сходятся во мнении, что педагогические способности могут быть представлены системными (Ф.Н. Гоноболин и др.), структурными (В.А. Сластенин и др.), псевдопрогнозирующими (Н.В. Кузьмина и др.) и прогностическими (Дж. Райнс и др.) моделями [1]. Обозначенные подходы к пониманию и структурированию педагогических способностей достаточно убедительны. Они затрагивают и такие современные проблемы, как формирование у будущих учителей аутопсихологической и личностно-профессиональной
компетентности [3; 8], развитие фасилитационных способностей, позволяющих понять и принять позицию ребенка, помочь ему осуществить собственный
102
выбор и т.п. (Г. Мюнстерберг [5], О.И. Димова, В.Н. Кибец, О.Г. Ларионова [2], И.А. Татаренкова и др.). Вместе с тем в науке и практике сохраняется необходимость изучения педагогических способностей не изолированно, а во взаимосвязи с предметными способностями, в том числе при полипредметной и специальной подготовке, характерной, например, для учителей начальных классов и учителей изобразительного искусства.
Нам данная тема кажется актуальной, поскольку учитель начальной школы должен одновременно обладать высокоразвитыми филологическими, математическими, биологическими, спортивными, музыкальными, изобразительными и другими способностями. Все они имеют сложную многокомпонентную структуру (А.В. Андриенко, Р.Я. Имаметдинова, Л.В. Лысогорова, Т.Ф. Цигульская и др.). В нашем исследовании мы предприняли попытку сравнения уровня развития педагогических и изобразительных способностей при полипредметной и специальной подготовке учителя на примере будущих учителей начальных классов и будущих учителей изобразительного искусства (ИЗО).
Следует отметить, что проблема художественно-графических способностей менее традиционна для отечественной и зарубежной науки, но все-таки имеет свою психологическую историю. Основные акценты в ее изучении делаются на соотнесении «сверхнормальной» изобразительной одаренности и неспособности к рисованию (К. Кик, Э. Мейман, Р. Милграм, В.С. Кузин и др.), на психологических особенностях способных к рисованию людей (Х. Гоу, Д. МакКинон, О.А. Кривцун, Л.И. Сидоренкова и др.), на исследовании собственно процесса рисования (А. Бине, Х. Мануэль, Н.В. Гончаренко и др.) и его творческой составляющей (Х. Алонзо, В.М. Вильчек, Г. Леонард, А.Р. Хайруллин и др.). В числе современных тенденций - изучение взаимосвязи компонентов художественных и педагогических способностей у будущих учителей ИЗО (И.В. Морозикова [4], Т.М. Харламова [9] и др.) и проблемы творческих способностей будущих учителей начальных классов (Е.В. Калугина и др.).
Целью нашей работы стало выявление структуры и детерминант способностей учителя на этапе овладения профессией при полипредметной и специальной подготовке. В соответствии с теорией интегральной индивидуальности В.С. Мерлина, исследование шло по двум направлениям:
1) изучение профессиональных способностей испытуемых (педагогических и предметных);
2) изучение разноуровневых индивидуальных свойств испытуемых (нейродинамических, психодинамических, личностных).
В качестве объекта исследования выступили профессиональные способности и индивидуальность будущих учителей начальных классов (студентов педагогического колледжа № 1 г. Перми) и будущих учителей изобразительного искусства (студентов педагогического училища № 4 г. Перми).
Предметом исследования стали структура, детерминанты профессиональных способностей будущих учителей начальных классов и изобразительного искусства.
Были выдвинуты следующие гипотезы:
1. Структура профессиональных способностей будущих учителей начальных классов и будущих учителей изобразительного искусства является целостным образованием, состоящим из компонентов педагогических и предметных способностей, специфичным в зависимости от полипредметной или специальной подготовки учителя.
2. Детерминация профессиональных способностей будущих учителей начальных классов и будущих учителей изобразительного искусства свойствами индивидуальности также специфична.
В сформированный нами диагностический комплекс вошли следующие методики: «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климова (показатели склонности к профессиям типа «человек - человек» и «человек -художественный образ»), «Эмпатия» A. Mehrabian, N. Epstein, «Педагогический такт» М.И. Станкина, «КОС-2» В.В. Синявского и Б.А. Федоришина, «Уровень развития изобразительно-моторной чувствительности» А.Г. Ковалева, «Уровень развития художественно-графических способностей» Т.М. Хрусталевой, «Определение сигнальной принадлежности» Б.Р. Кадырова, «EPI» Г. Айзенка, личностный опросник (16PF) Р. Кеттелла, «Ориентировочная анкета» В. Смекала и М. Кучера, «Потребность в достижении» Ю.М. Орлова. Для обработки первичных данных применялись корреляционный, факторный анализ и Т-критерий Стьюдента.
1. Результаты исследования психологической структуры педагогических способностей будущих учителей начальных классов и будущих учителей изобразительного искусства
Сравнение характера взаимосвязей показателей педагогических способностей испытуемых показало как общее, так и специфичное в них (рис. 1).
а б
Рис. 1. Схема взаимосвязи показателей педагогических способностей: а - будущие учителя начальных классов; б - будущие учителя ИЗО: 1 - склонность к профессиям типа «человек - человек»; 2 - эмпатия; 3 - педагогический такт; 4 - коммуникативные склонности; 5 - организаторские склонности
Например, все выявленные корреляции имеют положительный знак. Также в обеих выборках показатели коммуникативных и организаторских склонностей, эмпатии и педагогического такта попарно связаны между собой. Полученные данные указывают на наличие в структуре педагогических способностей будущих учителей начальных классов и будущих учителей ИЗО стабильной подструктуры, не связанной с особенностями полипредметной и специальной подготовки.
Выявлены и специфичные взаимосвязи. Например, у будущих учителей начальных классов (рис. 1а) показатель коммуникативных склонностей коррелирует с показателем склонности к профессиям типа «человек - человек», а у будущих учителей ИЗО (рис. 1б) - с показателем педагогического такта. Обнаруженные различия свидетельствуют о наличии специфичной педагогической чувствительности у будущих учителей ИЗО, по сравнению с другими респондентами, поскольку в первой выборке показатели данной чувствительности обособлены от других компонентов педагогических способностей.
2. Результаты исследования психологической структуры изобразительных (предметных) способностей будущих учителей начальных классов и будущих учителей изобразительного искусства
Сравнение характера взаимосвязей показателей изобразительных (предметных) способностей испытуемых также позволило выявить общее и специфичное в них (рис. 2). Общим фактом является положительное значение всех выявленных корреляций. Также установлено, что общими для обеих
105
выборок являются взаимосвязи показателей эмоциональности и воображения, показателей чувства линии, чувства пропорции, степени адекватности натуре, изобразительно-моторной чувствительности.
Рис. 2. Схема взаимосвязи показателей изобразительных способностей: а - будущие учителя начальных классов; б - будущие учителя ИЗО: 1 - склонность к профессиям типа «человек - художественный образ»; 2 - эмоциональность;
3 - воображение; 4 - образная память; 5 - уровень развития художественно-графических способностей; 6 - чувство линии; 7 - чувство пропорции; 8 - чувство симметрии; 9 - степень адекватности натуре; 10 - изобразительно-моторная чувствительность
Установлено также, что в исследуемых группах показатель чувства линии имеет наибольшее количество общих корреляций. Данный факт свидетельствует о наличии в структуре предметных способностей будущих учителей начальных классов и будущих учителей ИЗО стабильных компонентов, не зависящих от особенностей их подготовки.
Выявлены и специфичные взаимосвязи. Например, у будущих учителей начальных классов (рис. 2а) показатель уровня развития художественно-графических способностей взаимосвязан с показателями эмоциональности и воображения, а у будущих учителей ИЗО (рис. 2б) - с показателем чувства пропорции. Показатель чувства симметрии во второй выборке коррелирует с показателями чувства линии, чувства пропорции, степени адекватности натуре, изобразительно-моторной чувствительности. Соответственно, в группе будущих учителей начальных классов у данного показателя взаимосвязи не выявлены, но обнаружены корреляции показателей чувства линии и образной памяти. Также установлено, что у будущих учителей ИЗО в качестве системообразующего выступает показатель чувства пропорции. Характер взаимосвязей остальных компонентов интегративного показателя изобразительно-моторной чувствительности также свидетельствует
а
б
об их ведущей роли в предметных способностях испытуемых данной выборки. Очевидно, более высокого уровня развития исследуемые способности достигают именно у будущих учителей ИЗО, что во многом объясняется особенностями их долговременной, углубленной подготовки по дисциплинам художественного цикла.
Обращает на себя внимание и тот факт, что в обеих выборках структура предметных способностей, по сравнению со структурой педагогических способностей, рассмотренных выше, отличается большим количеством взаимосвязей. Вероятно, для развития педагогических способностей требуется не только освоение теоретических знаний, но и опыт практической деятельности. Данной точки зрения придерживается, например, М.И. Станкин, утверждающий, что в тех видах деятельности, где необходимо хорошее знание человека, способности развиваются очень поздно, однако упорная работа над собой позволяет добиться желаемого успеха.
3. Результаты исследования психологической структуры профессиональных (педагогических и предметных) способностей будущих учителей начальных классов и будущих учителей ИЗО
Сравнение характера взаимосвязей показателей профессиональных способностей испытуемых показало наличие в них общих и специфических тенденций (рис. 3).
Общей является отрицательная взаимосвязь между показателями коммуникативных склонностей и эмоциональности. Очевидно, что чем более эмоционально устойчив педагог, тем успешнее он в процессе коммуникации. Данная способность относится к числу стабильных подструктур и не зависит от педагогической специализации.
Все остальные выявленные нами корреляции специфичные, при этом в выборке будущих учителей начальных классов (рис. 3а), по сравнению с выборкой учителей ИЗО (рис. 3б), значительно больше взаимосвязей между показателями педагогических и предметных способностей. Интересно, что в первой выборке базой для формирования коммуникативных и организаторских склонностей является уровень развития художественно-графических способностей, а эмпатии, соответственно, - компоненты интегративного показателя изобразительно-моторной чувствительности. Во всех других случаях имеет место взаимная компенсация показателей педагогических и изобразительных способностей, что позволяет предположить следующее: между обозначенными компонентами профессиональных способностей будущих учителей начальных классов отсутствует интеграция, т.е. они не являются равноправными членами структуры их профессиональных способностей.
а
б
Рис. 3. Схема взаимосвязи показателей профессиональных способностей: а - будущие учителя начальных классов; б - будущие учителя ИЗО: 1 - склонность к профессиям типа «человек - художественный образ»; 2 - эмоциональность;
3 - воображение; 4 - образная память; 5 - уровень развития художественно-графических способностей; 6 - чувство линии; 7 - чувство пропорции; 8 - чувство симметрии; 9 - степень адекватности натуре; 10 - изобразительно-моторная чувствительность; 11 - склонность к профессиям типа «человек - человек»; 12 - эмпатия; 13 - педагогический такт; 14 -коммуникативные склонности; 15 - организаторские склонности
В выборке будущих учителей ИЗО (см. рис. 3б) наибольший интерес, на наш взгляд, представляет отрицательная взаимосвязь показателей склонности к профессиям типа «человек - человек» и «человек -художественный образ». Можно предположить, что обозначенные склонности взаимно компенсируют друг друга. Следует отметить, что и в целом в данной выборке педагогические и изобразительные способности, с одной стороны, практически не коррелируют друг с другом, с другой - компенсируют друг друга. Данный факт позволяет утверждать, что будущий учитель ИЗО может быть успешен либо в предметной, либо в педагогической деятельности при доминировании первой - изобразительной.
В качестве системообразующих показателей профессиональных способностей будущих учителей изобразительного искусства выступают показатели эмпатии и эмоциональности, в то время как в группе будущих учителей начальных классов - показатель коммуникативных склонностей.
Сравнительный анализ факторных структур профессиональных способностей испытуемых также позволил выявить общее и специфичное в них (табл. 1). Например, в обеих выборках структура обозначенных способностей представлена симптомокомплексами, содержащими показатели только педагогических способностей, только изобразительных способностей и одновременно тех и других, но с противоположными знаками. Очевидно, на этапе овладения профессией, независимо от специальности и особенностей подготовки, отсутствует интеграция между изучаемыми компонентами профессиональных способностей учителя, т.е. они взаимно компенсируют друг друга.
Таблица 1
Факторное отображение психологической структуры профессиональных способностей будущих учителей начальных классов и будущих учителей изобразительного искусства
№ п/п Показатели Будущие учителя нач. классов Будущие учителя ИЗО
F1 F2 F3 F1 F2 F3
1 Склонность к профессиям типа «человек - человек» .502
2 Эмпатия .633 .867
3 Педагогический такт .657 .383
4 Коммуникативные склонности .766 .934
5 Организаторские склонности .528 .838
6 Склонность к профессиям типа «человек - художественный образ» -.476
7 Эмоциональность -.731 -.649
8 Воображение -.677 -.650
Окончание табл. 1
№ п/п Показатели Будущие учителя нач. классов Будущие учителя ИЗО
F1 F2 F3 F1 F2 F3
9 Образная память -.532
10 Чувство линии .844 .895
11 Чувство пропорции .928 .939
12 Чувство симметрии .890
13 Степень адекватности натуре .956 .943
14 Изобразительно-моторная чувствительность .990 .881
Доля объяснимой дисперсии, % 28.9 22.2 10.4 29.4 15.1 14.2
Примечание. Здесь и далее нули и запятые опущены.
Установлено также, что в обеих выборках факторные структуры профессиональных способностей включают в себя педагогическую чувствительность, художественную впечатлительность и изобразительно-моторную чувствительность, при этом последний компонент составляет основное содержание первых факторов. Полученные данные позволяют утверждать, что обозначенные подструктуры профессиональных способностей являются их стабильной характеристикой и не зависят от особенностей полипредметной и специальной подготовки. Вместе с тем у будущих учителей начальных классов художественная впечатлительность, приобретя противоположный знак, объединилась с педагогической направленностью, а у будущих учителей ИЗО (также с противоположным знаком) -с педагогической чувствительностью. Интересно, что в первой выборке педагогическая чувствительность является самостоятельным компонентом факторной структуры профессиональных способностей испытуемых.
Сравнение средних значений показателей профессиональных способностей по Т-критерию Стьюдента (табл. 2) показало, что у будущих учителей начальных классов в большей степени, чем у будущих учителей ИЗО, выражены показатели склонности к профессиям типа «человек - человек» и образной памяти.
Таблица 2
Сравнение средних значений показателей профессиональных способностей
по Т-критерию Стьюдента
Среднее значение Достоверность различий Уровень
№ п/п Показатели Будущие учителя нач. кл. Будущие учителя ИЗО Т Р значимости
1 Склонность к профессиям типа «человек - человек» 5.97 4.24 4.91 0.000 ***
2 Образная память 16.14 13.97 3.30 0.002 **
3 Уровень развития художественно-графических способностей 3.51 3.96 -3.68 0.000 ***
4 Чувство линии 1.63 2.74 -5.66 0.000 ***
5 Чувство пропорции 1.28 2.74 -7.24 0.000 ***
6 Степень адекватности натуре 1.32 2.70 -7.12 0.000 ***
7 Изобразительно-моторная чувствительность 5.86 10.82 -6.54 0.000 ***
В свою очередь, у будущих учителей ИЗО, по сравнению с испытуемыми первой выборки, в большей степени выражены показатели уровня развития художественно-графических способностей, чувства линии, чувства пропорции, степени адекватности натуре, изобразительно-моторной чувствительности. Очевидно, у будущих учителей исследуемых специальностей более всего по уровню развития отличаются показатели изобразительных способностей.
4. Результаты исследования детерминации профессиональных способностей будущих учителей начальных классов и будущих учителей ИЗО разноуровневыми свойствами индивидуальности
Сравнение результатов факторного анализа позволило выявить как общее, так и специфичное (табл. 3). Например, в обеих выборках профессиональные способности детерминированы свойствами психодинамического и личностного уровней индивидуальности, а в группе будущих учителей начальных классов также и нейродинамического уровня.
111
Таблица 3
Факторное отображение детерминации профессиональных способностей будущих учителей начальных классов и будущих учителей ИЗО разноуровневыми свойствами индивидуальности
Будущие Будущие
№ п/п Показатели учителя нач. классов учителя ИЗО
F1 F2 F1 F2
1 Склонность к профессиям типа «человек - человек» .433 .380
2 Коммуникативные склонности .727 .719
3 Организаторские склонности .529 .620
4 Эмоциональность -.742
5 Воображение -.628
6 Образная память -.462
7 Уровень развития художественно-графических способностей .401
8 Чувство линии -.841 .847
9 Чувство пропорции -.875 .946
10 Чувство симметрии .871
11 Степень адекватности натуре -.915 .939
12 Изобразительно-моторная чувствительность -.947 .820
13 Коэффициент сигнальной принадлежности .473
14 Экстраверсия .724 .633
15 Нейротизм -.624
16 Замкнутость - общительность (фактор «А», по Кеттеллу) .534
17 Эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость («С») .744
18 Подчиненность - доминантность («Е») .564 .427
19 Сдержанность - экспрессивность («Р») .616 .548
20 Подверженность чувствам - высокая нормативность поведения («^») .427
21 Робость - смелость («Н») .503 .518
Окончание табл. 3
№ п/п Показатели Будущие учителя нач. классов Будущие учителя ИЗО
F1 F2 F1 F2
22 Жесткость - чувствительность («I») .438
23 Доверчивость - подозрительность («Ь») -.585
24 Прямолинейность - дипломатичность («№>) -.474
25 Конформизм - нонконформизм («^2») -.507 .352
26 Низкий самоконтроль - высокий самоконтроль («^3») .377
27 Направленность на взаимодействие -.487 .597
Доля объяснимой дисперсии, % 14.4 13.9 13.4 12.6
Общей для обеих выборок можно считать детерминацию педагогического компонента профессиональных способностей экстраверсией, специфичной - направленность личности испытуемых: у будущих учителей начальных классов изобразительные способности и направленность на взаимодействие имеют один знак, а у будущих учителей ИЗО - противоположные.
Также в значительной степени специфичны и другие индивидуальные детерминанты профессиональных способностей испытуемых обеих групп, что, на наш взгляд, в определенной степени объясняется особенностями их подготовки.
Проведенный нами далее Т-критериальный анализ (табл. 4) позволил выявить различия в основном на личностном уровне индивидуальности. При этом будущие учителя начальных классов, по сравнению с другими испытуемыми, более открыты, общительны, охотно работают с людьми, осознанно соблюдают нормы и правила поведения, ответственны, активны, целенаправленны, обладают развитым самоконтролем.
Таблица 4
Сравнение средних значений показателей разноуровневых свойств индивидуальности по Т-критерию Стьюдента
№ п/п Показатели Среднее значение Достоверность различий Уровень значимости
Будущие учителя нач. кл. Будущие учителя ИЗО Т Р
1 Замкнутость - общительность (фактор «А», по Кеттеллу) 9.40 6.49 4.69 0.000 ***
2 Интеллект («В») 5.14 3.86 3.04 0.003 **
3 Подверженность чувствам -высокая нормативность поведения («^») 8.43 7.14 2.32 0.024 **
4 Робость - смелость («Н») 8.03 6.46 2.78 0.007 ***
5 Доверчивость -подозрительность («Ь») 5.03 6.41 -2.82 0.006 **
6 Консерватизм - радикализм («^1») 6.37 7.41 -2.25 0.027 **
7 Конформизм -нонконформизм («^2») 4.69 5.70 -2.30 0.024 **
8 Низкий самоконтроль -высокий самоконтроль («^3») 6.91 5.73 2.62 0.011 **
9 Направленность на задачу 26.89 30.11 -2.55 0.013 **
10 Потребность в достижении 22.61 54.97 -12.84 0.000 ***
Соответственно, будущие учителя ИЗО имеют более высокое самомнение, склонны к экспериментированию, независимы, следуют по самостоятельно выбранному пути, направлены на задачу и имеют значительно более высокую потребность в достижении. Полученные данные согласуются с мнением Ф. Баррона и Д. Харрингтона, утверждавшими, что рисующего, творческого человека отличают самостоятельность суждений, признание самого себя, смелость.
Проведенное нами исследование профессиональных способностей учителя при полипредметной и специальной подготовке позволяет сделать следующие выводы:
1. В структуре педагогических способностей будущих учителей ИЗО обнаружена специфичная педагогическая чувствительность. В то же время в обеих выборках педагогические способности имеют недостаточный уровень развития, что может быть обусловлено особенностями этапа овладения профессией.
2. Структура предметных способностей будущих учителей ИЗО, по сравнению со структурой данных способностей будущих учителей начальных классов, отличается большей целостностью и более высоким уровнем развития.
3. На этапе овладения профессией, независимо от полипредметной или специальной подготовки, отсутствует интеграция между педагогическим и предметным компонентами профессиональных способностей учителя (они взаимно компенсируют друг друга).
4. Профессиональные способности всех испытуемых детерминированы свойствами психодинамического и личностного уровней индивидуальности, а будущих учителей начальных классов также и нейродинамического уровня.
5. Общей для обеих выборок можно считать детерминацию педагогического компонента профессиональных способностей экстраверсией.
6. Различия в степени выраженности показателей личностного уровня индивидуальности позволяют характеризовать будущих учителей начальных классов как более открытых и общительных, более охотно работающих с людьми, осознанно соблюдающих нормы и правила поведения, более ответственных, активных, целенаправленных и обладающих более развитым самоконтролем. Соответственно, будущих учителей изобразительного искусства можно характеризовать как обладающих более высоким самомнением, более склонных к экспериментированию, более независимых, следующих по самостоятельно выбранному пути, направленных на задачу и имеющих значительно более высокую потребность в достижении.
Таким образом, в результате проведенного исследования выдвинутые гипотезы нашли свое эмпирическое подтверждение.
Практическая значимость работы заключается в том, что на основе полученных данных может быть выстроена программа развития профессиональных способностей учителя на этапе овладения профессией. Апробированные диагностические комплексы могут быть использованы при отборе учащихся на обозначенные педагогические специальности, при диагностике динамики развития профессиональных способностей и разноуровневых свойств индивидуальности студентов в процессе их обучения.
Список литературы
1. Капитунова А.А. Личностные качества как основа профессиональной компетенции молодого специалиста // Среднее профессиональное образование.
- 2012. - № 8. - С. 43-46.
2. Ларионова О.Г. Развитие фасилитационных способностей будущих учителей // Вестник ВГТУ. - 2012. - Т. 8, № 10-2. - С. 99-105.
3. Морнов К.А. Интерактивное обучение как педагогическое условие развития личностно-профессиональной компетентности будущих педагогов // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2012. - № 1. - С. 218-221.
4. Морозикова И.В. Сравнительные характеристики и структурная взаимосвязь художественных и педагогических способностей (на примере будущих учителей изобразительного искусства): дис. ... канд. психол. наук. -Смоленск, 2007. - 178 с.
5. Мюнстерберг Г. Психология и учитель. - М.: ЛКИ, 2007. - 282 с. -(Сер. «Из наследства мировой психологии»).
6. Пазухина С.В., Шайденкова Т.Н. Особенности профессионального сознания будущих учителей начальных классов // Вестник РУДН. - 2009. - № 3.
- С. 54-59.
7. Садартынова Э.Р. Саморазвитие учителя начальных классов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2010. - № 12.
8. Смирнова В.М. Формирование аутопсихологической компетентности как необходимое условие профессиональной подготовки студентов педагогических специальностей вуза // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Сер. «Гуманитарные науки». - 2012. - Т. 18, № 4. - С. 71-74.
9. Харламова Т.М. Психология профессиональных способностей учителя изобразительного искусства: моногр. - Пермь, 2004. - 169 с.
10. Ярошинская Е.А. Педагогические условия профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы в проектируемой образовательной среде // Вектор науки ТГУ. Сер. «Педагогика, психология». -2014. - № 3. - С. 235-238.