Научная статья на тему 'Индивидуальные особенности воспитателя ДОУ в зависимости от этапа деятельности'

Индивидуальные особенности воспитателя ДОУ в зависимости от этапа деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1287
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ПРЕДМЕТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ / PEDAGOGICAL SKILLS / TEACHING ACTIVITIES / THE COMPONENTS OF GENERAL PEDAGOGICAL AND SUBJECT-SPECIFIC SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вяткина Лада Брониславовна

В статье дается анализ теоретических основ проблем развития, формирования и проявления педагогических способностей в деятельности воспитателя ДОУ. Выделяются компоненты общепедагогических способностей и предметных, что связано со спецификой деятельности. Приводятся результаты исследования, полученные методами статистики. Сравнительный анализ позволил выявить сходства и различия в проявлении компонентов педагогических способностей, психодинамических и личностных свойств воспитателей в зависимости от стажа педагогической деятельности. Корреляционный анализ показал особенности взаимодействия показателей в различных группах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INDIVIDUAL CHARACTERISTICS OF THE EDUCATOR DOW DEPENDING ON THE STAGE OF ACTIVITY

In this article the analysis of the theoretical foundations of the problems of development, formation and manifestation of pedagogical abilities in the activities of the teacher DOE is showed. Highlight the components of General pedagogical skills and subject matter that is connected with specificity of activity. The results of the study, obtained by the methods of statistics. Comparative analysis has allowed to reveal the similarities and differences in the expression of the components of pedagogical abilities, psychodynamic and personal properties educators depending on the experience of pedagogical activity. Correlation analysis showed the peculiarities of interaction of indicators in different groups.

Текст научной работы на тему «Индивидуальные особенности воспитателя ДОУ в зависимости от этапа деятельности»

УДК 159.9.07

Вяткина Лада Брониславовна

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии

ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, (342) 212-85-90, e-mail: psychair@yandex.ru

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЭТАПА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Lada B. Vyatkina

Ph.D., assistant professor, chair of psychology

Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University»

24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia, e-mail: psychair@yandex.ru

THE INDIVIDUAL CHARACTERISTICS OF THE EDUCATOR DOW DEPENDING ON THE STAGE OF ACTIVITY

Аннотация: В статье дается анализ теоретических основ проблем

развития, формирования и проявления педагогических способностей в деятельности воспитателя ДОУ. Выделяются компоненты общепедагогических способностей и предметных, что связано со спецификой деятельности.

Приводятся результаты исследования, полученные методами статистики. Сравнительный анализ позволил выявить сходства и различия в проявлении компонентов педагогических способностей, психодинамических и личностных свойств воспитателей в зависимости от стажа педагогической деятельности.

Корреляционный анализ показал особенности взаимодействия показателей в различных группах.

Ключевые слова: педагогические способности; педагогическая

деятельность; компоненты общепедагогических и предметных способностей.

Abstract: In this article the analysis of the theoretical foundations of the problems of development, formation and manifestation of pedagogical abilities in the activities of the teacher DOE is showed. Highlight the components of General pedagogical skills and subject matter that is connected with specificity of activity.

The results of the study, obtained by the methods of statistics.

© Вяткина Л.Б., 2014

Comparative analysis has allowed to reveal the similarities and differences in the expression of the components of pedagogical abilities, psychodynamic and personal properties educators depending on the experience of pedagogical activity.

Correlation analysis showed the peculiarities of interaction of indicators in different groups.

Key words: pedagogical skills; teaching activities; the components of General pedagogical and subject-specific skills.

Политические и социально-экономические преобразования в обществе, реформирование российского образования предполагают повышение качества и результативности педагогического труда, обновление его содержания и требует проведения новых научных исследований и практических разработок.

Анализ литературы показывает, что процесс глобализации, смена образовательной парадигмы в последние десятилетия определили пристальное внимание исследователей к вопросам профессиональной компетентности (А.К. Маркова), успешности педагогической деятельности (Л.М. Митина), целостной модели труда учителя (А.К. Маркова), профессионального становления учителя (Л.М. Митина, Э.Ф. Зеер, Н.С. Глуханюк) и др. [1; 2; 4].

Исследование педагогического компонента профессиональных способностей учителя в отечественной психологии опирается на теорию общих способностей. В рамках данной теории можно выделить несколько направлений изучения способностей, в том числе и их наследственных и средовых детерминант, структуры, связи с другими свойствами психики, соотношения с деятельностью, диагностики способностей и т.д. Обозначенные направления органично входят в теоретические концепции. К наиболее известным из них можно отнести концепции, рассматривающие связь способностей с личностью (А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, А.А. Бодалев, K.K. Платонов, Н.С. Лейтес, Е.И. Рогов и др.); концепции, соотносящие способности с определенным видом деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейнт, B.C. Мерлин, В.А. Крутецкий, Е.А. Климов, Т.И. Артемьева, М.К. Кабардов и др.); концепции, представляющие психофизиологическое направление исследования способностей (Б.М. Теплов,

В.Д. Небылицин) [1; 3].

На сегодня в отечественной психологии накоплен значительный опыт исследования проблемы способностей и деятельности учителя. При этом наиболее активно изучаются закономерности профессионального становления учителя (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Э.Ф. Зеер и др.). Исследуются его профессионально важные качества, педагогическое мастерство, творчество, компетентность (В.Д. Шадриков, Е.А. Климов, А.А. Реан, Н.С. Глуханюк). Изучаются структура и степень выраженности как педагогических способностей, так и их отдельных компонентов (Н.Д. Левитов, Ф.Н. Гоноболин, А.И. Щербаков, В.А. Крутецкий, С.В. Кондратьева, А.К. Маркова, М.И. Станкин, Л.М. Митина). Для современного этапа

характерен системный подход к изучению способностей учителя. Он осуществляется в рамках системно-целевой концепции педагогической одаренности (Б.Б. Коссов), теории функциональных систем, комплексного подхода (Э.А. Голубева), теории интегральной индивидуальности (В.С. Мерлин).

Проблема профессиональных способностей учителя является одной из частных проблем современной теории способностей. Анализ исследований по данной теме позволяет обозначить несколько направлений ее изучения: 1) определение сущности и типологии профессиональных способностей педагога, выявление особенностей их развития и детерминации индивидуальными свойствами (Н.Д. Ливитов, Ф.Н. Гоноболин,

С.Д. Кондратьева, Э.А. Гришин, В.А. Крутецкий, А.К. Маркова, М.И. Станкин,

Н.А. Аминов); 2) изучение отдельных компонентов профессиональных способностей учителя и их детерминации свойствами индивидуальности (В.А. Крутецкий, Е.Г. Балбасова, Е.С. Асмаковец, Л.М. Страхова); 3) исследование взаимосвязи педагогического и предметного компонентов профессиональных способностей, особенностей их представленности

в структуре профессиональных способностей учителей разных предметов (М.М. Горбатова, И.Г. Андриади).

В рамках системного исследования профессиональных способностей с позиции теории интегральной индивидуальности в ПГГПУ изучались специальные способности учителя русского языка, литературы и математики (Т.М. Хрусталева), музыки (Т.И. Порошина), биологии и химии (Е.Е. Доманова), физической культуры (Н.Ю. Бурлакова), изобразительного искусства (Т.М. Харламова), начальной школы (Л.Б. Вяткина) [1].

Отличительной чертой всех этих исследований является рассмотрение специальных способностей учителя в единстве их общепедагогических и предметных компонентов, изучение структуры способностей в связи с их детерминацией свойствами различных иерархических уровней индивидуальности. Было обнаружено, что структура специальных способностей учителя и их детерминации специфичны в зависимости от особенностей его предметной деятельности.

Деятельность специалистов ДОУ существенно отличается от деятельности учителя, это обусловлено возрастными особенностями детей и своеобразием видов деятельности, характерных для дошкольника.

К сожалению, в исследованиях отечественных психологов уделялось мало внимания изучению компонентов педагогических способностей специалистов ДОУ и специфики их профессиональной деятельности. Этим объясняется актуальность данного исследования, которое проводилось в ДОУ Пермского края в 2012-2013 гг. В нем приняли участие воспитатели, имеющие различный стаж педагогической деятельности (от 1 года до 30 лет). Всего 115 человек. В зависимости от стажа педагогической деятельности испытуемые были поделены на 5 групп:

1 гр.: 1 - 5 лет стажа

2 гр.: 6 - 10 лет стажа

3 гр.: 11 - 15 лет стажа

4 гр.: 16 - 20 лет стажа

5 гр.: свыше 20 лет стажа

В ходе проведения эмпирического исследования использовались следующие психодиагностические методики: методика «Коммуникативные и организаторские способности» В. Синявского и Б.А. Федорошина; методика изучения эмпатии A. Metabian и N. Epstein; методика исследования педагогического такта М.И. Станкина; опросник для изучения уровня развития педагогических способностей и педагогической культуры, разработанные и апробированные Т.М. Хрусталевой.

Изучение компонентов предметно-педагогических способностей было организовано следующим образом:

• для изучения филологических способностей (способности к преподаванию русского языка и литературы) использованы опросники Т.М. Хрусталевой и методика «Языковая чувствительность» Ю.И. Левицкого;

• для изучения математических способностей использовались «прогрессивные матрицы Равена»; тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра и опросник «Математические способности», составленный Т.М. Хрусталевой;

• для изучения биологических способностей был использован опросник Е.Е. Домановой, который помогает выявить способности к «биологическому языку», «биологическому видению мира», экологическую направленность мышления и «чувство природы»;

• для изучения художественно-графических способностей применялись тест творческого мышления Торренса и опросник Т.М. Хрусталевой;

• для изучения психодинамических свойств - ОФДСИ В.М. Русалова;

• для изучения свойств личности - 16F опросник Р. Кеттелла.

Для обработки первичных данных применялись методы математической статистики: сравнительный анализ по t-критерию Стьюдента и корреляционный анализ по Пирсону.

Сравнительный анализ был проведен между всеми группами испытуемых, позволил выделить сходства и различия и описать их характерные особенности.

Так, для испытуемых 1-й группы (стаж 1-5 лет) характерны: высокая потребность в общении, эмоциональность, подвижность, пластичность, чувствительность к неудачам, осторожность, склонность к усложнению любой ситуации.

Для испытуемых 2-й группы (стаж 6-10 лет) в большой степени присущи следующие характеристики: эмоциональность общения, заинтересованность в интеллектуальном труде, эмпатийные отношения к участникам педагогического процесса, сдержанность.

Испытуемые 3-й группы (стаж 11-15 лет) характеризуются следующими особенностями: нормативность поведения и сдержанность, организаторские способности, рассудительность.

Для испытуемых 4-й группы (стаж 16-20 лет) характерны: высокий уровень развития педагогической культуры и педагогического такта, стремление к лидерству, коммуникативная пластичность.

Для испытуемых 5-й группы (стаж более 20 лет) характерны: высокий уровень развития эмпатии, педагогической культуры и такта, организаторские способности, консерватизм, низкая пластичность.

Вышеописанные особенности были представлены в виде таблицы:

Способности Стаж, лет

1-5 6-10 11-15 16-20 Более 20

Общепеда- гогические Коммуникативность Коммуник. уровень, эмпатия Коммуник. уровень, организаторские способности Пед. культ., коммуник. ур., пед. такт Пед. культ., коммуник., эмпатия, пед. такт

Специальные Биол., математ., рус. яз., худ.-гр. Биолог., литерат. Математ., рус. яз. Математ., рус. яз., биолог. Биолог., худ.-гр., математ., литер., рус. яз.

Личностные Общительность, низкий самоконтроль, чувствительность Интеллект, эм. стабильность, дипломатичность, смелость Нормативность поведения, общительность, доверчивость, интеллект Интеллект, нормативность поведения, прямолинейность Консерватизм, высокий самоконтроль, расслабленность

Психодинами- ческие Эргичность, коммуникатив- ность, пластичность психомоторная, эмоц. коммуникатив- ность Эргичность интеллект., эм. интеллект, скор. интел. Пластичность психомоторная, скорость коммуникативная, эр. интеллект Пластичность психомоторная, эмоциональная коммуникатив- ность Пластичность, коммуникатив- ность

Далее в каждой группе был проведен корреляционный анализ изучаемых показателей, который выявил следующие закономерности:

В 1-й группе (стаж 1-5) наибольшее количество связей имеет показатель коммуникативные способности, который взаимосвязан с показателем предметных способностей, со свойствами личности и психодинамическими свойствами. Этот факт позволил предположить, что для молодых педагогов умение устанавливать межличностные отношения, взаимодействие, широта контактов, пластичность в них являются одним из механизмов вхождения в профессию (рис. 1).

Рис. 1. Корреляционные взаимосвязи между показателями в 1-й группе, где: КС -коммуникативные способности; I - чувствительность; А - общительность; ЭК -эмоциональность коммуникативная; ЭРК - эргичность коммуникативная; Лит. -

литературные способности

Во 2-й группе (стаж 6-10 лет) наибольшее количество взаимосвязей имеет показатель «интеллект», который связан с особенностями темперамента и подтверждает теорию Айзенка (рис. 2).

показателями в группе 2, где: В - интеллект; С - эмоциональная стабильность; ОС -организаторские способности; А - общительность; ЭМ - эмпатия; ПИ - пластичность интеллектуальная; ЭРИ - эргичность интеллектуальная

В 3-й группе (стаж 11-15 лет) наибольшее количество взаимосвязей имеет показатель «организаторские способности», который взаимосвязан с показателем предметных способностей, психодинамическими и личностными особенностями. Эти связи свидетельствуют о том, что воспитатели этой группы овладели основными компетенциями, механизмами организации и самоорганизации (рис. 3).

Рис. 3. Корреляционные взаимосвязи между показателями в группе 3, где: ОР -организаторские способности; L - доверчивость; Худ.-гр. - художественно-графические способности; КС - коммуникативные способности; Мат. - математические способности; СК-скорость коммуникативная; ПМ - пластичность психомоторная

Результаты корреляционного анализа в 4-й и 5-й группах достаточно однотипны и свидетельствуют о том, что на этапе мастерства педагоги отличаются такими компонентами общепедагогических способностей, как педагогический такт и культура, которые взаимосвязаны в большей части с личностными особенностями (рис. 4 и 5).

Рис. 4. Корреляционные взаимосвязи между показателями в группе 4, где: Пед. такт -педагогический такт; Мат. - математические способности; Рус. - способности к русскому языку; ОР - организаторские способности; Пед. к-ра - педагогическая культура; КС -коммуникативные способности; N - прямолинейность; G - нормативность поведения

ЭМ

Пед. к-ра

Q2

G

N

Рис. 5. Корреляционные взаимосвязи между показателями в группе 5, где: Пед. к-ра -

педагогическая культура; Биол. - способности к биологии; Лит. - способности к литературе;

Пед. т. - педагогический такт; ЭМ - эмпатия; Q2 - консерватизм; N - дипломатичность; G -

нормативность поведения

Проведенное исследование позволило сформулировать общие выводы:

1. Для педагогов с педагогическим стажем от 1 до 5 лет характерны

общепедагогические способности - коммуникативные способности (в меньшей степени проявляются педагогический такт и педагогическая культура); специальные способности, такие как: биологические,

математические, художественно-графические и склонность к русскому языку; факторы личностного развития: общительность, высокий

самоконтроль; психодинамические свойства: коммуникативная эргичность, коммуникативная эмоциональность, эмоциональность психомоторная, пластичность психомоторная.

2. Для специалистов со стажем педагогической деятельности от 6 до 10 лет

характерны такие общепедагогические способности, как: коммуникативные способности, высокий уровень развития педагогических способностей, эмпатия; специальные способности, такие как: биологические

и литературные; личностные качества, такие как: высокая нормативность поведения и дипломатичность, свойства темперамента - коммуникативная эмоциональность, интеллектуальная эргичность, коммуникативная скорость, психомоторная пластичность.

3. Для педагогов со стажем профессиональной деятельности от 11 до 15 лет

свойственны общепедагогические способности: коммуникативные

способности и высокий уровень развития педагогических способностей; специальные способности: математические способности и склонность

к русскому языку; факторы развития личности: высокая нормативность поведения, общительность, интеллект, дипломатичность, доверчивость;

психодинамические свойства: эргичность интеллектуальная, эргичность коммуникативная, психомоторная пластичность, коммуникативная скорость.

4. Специалисты с педагогическим стажем от 16 до 20 лет отличаются высоким

уровнем развития таких общепедагогических способностей, как: педагогическая культура, педагогический такт, высокая нормативность поведения; специальных способностей: математических, биологических и склонности к русскому языку; личностных факторов: экспрессивности, высокой нормативности поведения, смелости, интеллекта; особенностей темперамента: психомоторной пластичности, коммуникативной

эмоциональности.

5. Педагогов со стажем профессиональной деятельности более 20 лет

характеризуют высокие показатели по критериям общепедагогических способностей, таких как: педагогическая культура, коммуникативные

способности, педагогический такт, эмпатия; специальных способностей: биологических, художественно-графических, математических

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и лингвистических; факторам развития личности: экспрессивность,

доверчивость, высокая нормативность поведения, высокий самоконтроль, дипломатичность.

6. Такие общепедагогические способности, как педагогический такт и педагогическая культура проявляются у специалистов, имеющих стаж педагогической деятельности более 15 лет.

Список литературы

1. Вяткина Л.Б. Специальные способности в структуре интегральной индивидуальности учителя начальной школы: дис. ... канд. психол. наук. -Пермь, 2004.

2. Глуханюк Н.С. Психология профессионализма педагога. - Екатеринбург: изд-во УРО РАН, 2008.

3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб., 2002.

4. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. - СПб., 2005.

5. Маркова А.К. Психология труда учителя. - М., 2004.

6. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. - М., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.