Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ КАК ФОРМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ КАК ФОРМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
153
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР / ФОРМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Калашникова Ольга Владиславовна

Данное исследование посвящено изучению проблемы профессиональной ориентации современной молодежи в образовательных организациях. В работе актуализируются проблемы профориентации в современных условиях. Анализируются изменения, активно происходящие в сознании подрастающего поколения и на рынке труда, стимулирующие проблемы новых подходов к процессу выбора профессиональной деятельности подрастающего поколения. Отмечается комплексный характер рассматриваемой проблематики. В рамках рассматриваемой проблематики выделена одна из форм современной профессионально ориентационной деятельности - профессиональные пробы. Предлагается анализ структурных компонентов профессиональных проб: «Образ Я», «Образ профессии», «Практическая проба сил». В обобщенном варианте изложены компоненты заданий: технологический, ситуативный, функциональный. Выделяются критерии уровня сложности профессиональных проб. Представлены результаты исследовательской деятельности особенностей профессиональной ориентации современной молодежи с помощью профессиональных проб на базе филиала РГППУ в г. Нижний Тагил и образовательных организаций Свердловской области. Сформулированные в ходе исследования выводы позволяют утверждать, что профессиональные пробы являются одной из эффективных форм реализации профессиональной ориентации современной молодежи, позволяющей целостно понять индивидуальные профессиональные особенности и предпочтения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Калашникова Ольга Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL TESTS AS A FORM OF PROFESSIONAL GUIDANCE OF MODERN YOUTH IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

This study is devoted to the study of the problem of professional orientation of modern youth in educational organizations. The paper actualizes the problems of career guidance in modern conditions. The changes that are actively taking place in the minds of the younger generation and in the labor market, stimulating the problems of new approaches to the process of choosing a professional activity of the younger generation, are analyzed. The complex nature of the issues under consideration is noted. Within the framework of the problem under consideration, one of the forms of modern professional orientation activity is identified - professional tests. The analysis of the structural components of professional tests is proposed: "The image of the Self", "The Image of the profession", "A practical test of strength". The generalized version describes the components of the tasks: technological, situational, functional. The criteria of the level of complexity of professional tests are highlighted. The results of the research activity of the peculiarities of the professional orientation of owls are presented.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ КАК ФОРМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

8. Lanning, K. Personality development through natural language / K. Lanning, R.E. Pauletti, L.A. King, D.P. McAdams // Nature Human Behaviour. - 2018. - Vol. 2. - № 5. - P. 327-334.

9. Leontiev, A.A. Basics of psycholinguistics / A.A. Leontiev. - Lan, Smysl, 2017. - 288 p.

10. Mamontov, A.S. Specifics of Formation of Secondary Language Personality in the Case of Subordinative Bilingualism (on the Example of the Russian-Korean Comparisons) / A.S. Mamontov, A.G. Stolyarova // Polylinguality and Transcultural Practices. -2018. - Vol. 15. - № 1. - P. 52-58.

11. Moiseeva, L.V. On the French national character / L.V. Moiseeva // Works of the Orenburg Institute (branch) of Moscow State Law Academy. - 2012. - № 15. - P. 157-164.

12. Scherbakova, A.V. German national character in journalistic literature in Germany / A.V. Scherbakova // In the World of Science and Art: Issues of Philology, Art History and Cultural Studies. - 2013. - № 29. - P. 230-236.

13. Sukharev, V.A. Psychology of peoples and nations / V.A. Sukharev. - Donetsk: Stalker, 1997. - 400 p.

14. Vygotsky, L.S. Thinking and Speech / L.S. Vygotsky: Natsionalnoe obrazovanie., 2016. - 368 p.

Психология

УДК 159.9.072

кандидат психологических наук, доцент Калашникова Ольга Владиславовна

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил)

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ КАК ФОРМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Аннотация. Данное исследование посвящено изучению проблемы профессиональной ориентации современной молодежи в образовательных организациях. В работе актуализируются проблемы профориентации в современных условиях. Анализируются изменения, активно происходящие в сознании подрастающего поколения и на рынке труда, стимулирующие проблемы новых подходов к процессу выбора профессиональной деятельности подрастающего поколения. Отмечается комплексный характер рассматриваемой проблематики. В рамках рассматриваемой проблематики выделена одна из форм современной профессионально ориентационной деятельности - профессиональные пробы. Предлагается анализ структурных компонентов профессиональных проб: «Образ Я», «Образ профессии», «Практическая проба сил». В обобщенном варианте изложены компоненты заданий: технологический, ситуативный, функциональный. Выделяются критерии уровня сложности профессиональных проб. Представлены результаты исследовательской деятельности особенностей профессиональной ориентации современной молодежи с помощью профессиональных проб на базе филиала РГППУ в г. Нижний Тагил и образовательных организаций Свердловской области. Сформулированные в ходе исследования выводы позволяют утверждать, что профессиональные пробы являются одной из эффективных форм реализации профессиональной ориентации современной молодежи, позволяющей целостно понять индивидуальные профессиональные особенности и предпочтения.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация, профессиональный выбор, формы профессиональной ориентации, профессиональная проба.

An^tatton. This study is devoted to the study of the problem of professional orientation of modern youth in educational organizations. The paper actualizes the problems of career guidance in modern conditions. The changes that are actively taking place in the minds of the younger generation and in the labor market, stimulating the problems of new approaches to the process of choosing a professional activity of the younger generation, are analyzed. The complex nature of the issues under consideration is noted. Within the framework of the problem under consideration, one of the forms of modern professional orientation activity is identified - professional tests. The analysis of the structural components of professional tests is proposed: "The image of the Self', "The Image of the profession", "A practical test of strength". The generalized version describes the components of the tasks: technological, situational, functional. The criteria of the level of complexity of professional tests are highlighted. The results of the research activity of the peculiarities of the professional orientation of owls are presented.

Key words: professional activity, professional self-determination, professional orientation, professional choice, forms of professional orientation, professional test.

Введение. Проблема профессиональной ориентации в современном образовательном процессе не теряет своей актуальности. В Государственной программе развития образования Российской Федерации отмечается, что большое количество выпускников школ стремятся поступать в вузы, что является прямым доказательством слабо организованной профориентационной работы. Поэтому значение подготовки учащейся молодежи к профессиональному самоопределению становится основой верного выбора профессионального пути человека, соответствующего его психофизиологическим, психологическим особенностям развития, а также особенностям современного рынка труда и социального заказа общества.

Необходимо отметить, что в последние годы под воздействием социально-экономических изменений существенным образом меняется состав профессиональных видов деятельности. Некоторые виды профессий отмирают, расширяются функции существующих, возникают новые. Тот, кто в настоящее время обучается в образовательной организации, предстоит ориентироваться на виды профессиональной деятельности, которые не существуют в настоящее время или представлены лишь на начальной стадии своего развития. Это приводит к затруднённому определению и оценке перспектив развития молодежи в различных профессиях. Именно поэтому роль профессиональной ориентации существенным образом возрастает.

Также необходимо отметить, что современная молодежь не в достаточной мере обладают навыками определения, своих личных предрасположенностей и способностей применительно к выбираемым профессиям, они не готовы проявить самостоятельность и нести за свой выбор ответственность, поэтому роль специалистов в профориентационной деятельности существенным образом возрастает.

Данная проблема является комплексной, ее не в силах решить только образовательные организации. Лишь системная организация разнообразных действий со стороны педагогического и профессионального сообщества сможет повысить эффективность данных действий. Системное взаимодействия ребенка на стадии профессионального выбора и общества, направленного на удовлетворение потребностей личности в профессиональном самоопределении и потребностей общества в воспроизводстве социально-профессиональной структуры станет условием сформированности адекватного профессионального самоопределения.

Изучение данной проблемы представлено в научных работах по проблемам профессионального становления личности специалиста и роли в нем профориентационных процессов. Можно отметить исследования работах Азбеля А.А., Зеера Э.Ф., Климов Е.А, Пряжникова Н.С, Родичев Н.Ф., И.Л. Соломина, Чистякова С.Н. и др.

Известные направления, формы, средства, методы профессиональной ориентации современной молодежи постепенно теряют свою актуальность в связи с серьезными изменениями в сознании подрастающего поколения и их меняющейся системой ценностей. Необходимые новые формы, одной из которых может стать профессиональная проба.

Вместе с тем, анализ современных исследований, посвященных изучению профессиональной ориентации в современных условиях, обнаружил следующее противоречие: значимость процесса и разнообразие методов его реализации, но его изучение на стадии профессионального выбора в системе образования требует конкретизации, и, прежде всего, определения возможностей профессиональных проб.

Изложение основного материала статьи. Профессиональная ориентация является значимым направлением деятельности с молодежью. Она представляет собой деятельность по подготовке подрастающего поколения к труду, выбору профессии, призванная решать комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач в целях формирования профессионального самоопределения и будущей профессиональной карьеры [1].

Целями профессиональной ориентации является оказание поддержки молодежи в выборе профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности, а также выработка сознательного отношения к труду в соответствии с имеющимися способностями и с учетом рынка труда.

Необходимо отметить, что профессиональная ориентация - это многоаспектное направление деятельности, включающее в себя просвещение, информирование, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение диагностики и консультирования, организацию элективных курсов и т.п.

В процессе профессиональной ориентации можно выделить множество аспектов, в том числе:

- медико-физиологический, включающий в себя разработку параметров профессионального отбора, исходя из требований, которые предъявляет профессиональный вид деятельности к группе здоровья кандидата на нее претендующего;

- педагогический, связанный с потребностно-мотивационным компонентом деятельности, связывающим внутренние причины выбора профессии с общественно значимыми;

- психологический, состоящий в актуализации личностных черт молодого человека, прежде всего, его способности к самостоятельному выбору профессионального пути;

- экономический, представляющий собой управление профессионального самоопределения с учетом потребностей и мерой востребованности профессий на современном рынке труда;

- социальный, заключающийся в формирований ценностных ориентаций молодежи, где делается акцент на изучении требований к профессиональной и личностной квалификации человека в той или иной сферы деятельности [2].

Результатом правильно и грамотной профессиональной ориентации становится профессиональное самоопределение человека. По мнению Родичева Н.Ф., одной из современных форм выбора сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям и запросам рынка труда может являться профессиональная проба.

Профессиональная проба - это профессиональное испытание или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии [3].

В основу профессиональных проб положена идея профессора С. Фукуямы, согласно которой «профессиональная проба выступает наиболее важным этапом в области профессиональной ориентации, так как в процессе ее выполнения обучающийся приобретает опыт той профессиональной деятельности, которую он собирается выбирать, или уже выбрал, и пытается определить, соответствует ли характер данной деятельности его способностям и умениям» [4].

Профессиональная проба включает в себя следующие структурные компоненты:

- «Образ Я» - создание совокупности представлений молодого человека о самом себе, сопряженных с их оценкой;

- «Образ профессии» - создание представлений о возможных видах профессиональной деятельности;

- «Практическая проба сил» - соотнесение требований профессии и собственных возможностей.

В процессе реализации профессиональных проб можно выделить два этапа их протекания: подготовительный и практический этапы.

Подготовительный этап включает в себя диагностическую и обучающую части. С помощью диагностического сопровождения происходит определение готовности школьников к выполнению пробы и уровень сформированности профессионально важных качеств. На этапе обучающего плана молодые люди получают теоретические знания о профессии и узнают, какими практическими умениями и способами действий необходимо владеть.

Практический этап профессиональной пробы должен включать в себя задания по трем компонентам деятельности: технологическому, ситуативному и функциональному:

- технологический компонент ориентируется на овладение и оценку современным молодым человеком того, как возможно овладеть различными средствами и технологиями, используемыми в определенной профессии и возможность осуществить данное действие;

- ситуативный компонент создает условия для того, чтобы реально представить обобщенное и конкретное содержание труда в определенной профессии, с опорой на общекультурный уровень развития, который может быть получен как в ходе проведения профессиональной пробы, так и вне ее;

- функциональный компонент прогнозирует модель поведение современного молодого человека в труде по определенному выбору, определяет мотивационно-ценностный алгоритм поведения в профессии, ее значимость, как для самого человека, так и общества в целом [5].

Профессиональные пробы не должны быть однозначными и отличаться степенью сложности. Критериями степени сложности могут быть разные показатели.

Одним из наиболее важных, может быть критерий по характеру сложности выполняемой деятельности.

Можно выделить степень сложностей профессиональной пробы на: репродуктивном уровне, базирующемся на проявлении исполнительских действий; ситуативном уровне, свидетельствующем о ситуативном проявлении творческой направленности поведения; творческий уровень, показывающем способность молодых людей нестандартно решать ситуации, имеющие профессиональную направленность.

Не менее важным критерием профессиональной пробы может быть наличие или отсутствие проблемного характера предлагаемых действий:

- упрощенный уровень - отсутствие проблемного характера профессиональной ситуации и необходимости осуществлять ситуацию выбора в ней;

- базовый уровень - необходимость осуществления молодым человеком ситуации выбора в профессиональных действиях;

- продвинутый уровень - осуществление молодым человеком самостоятельных и ответственных действий в профессиональных ситуациях.

Третьим критерием оценки сложности профессиональной пробы может быть степень включенности молодого человека в моделируемую профессиональную деятельность: По степени включенности в деятельность:

- минимальный уровень - возникает при отсутствии минимального практического опыта в конкретном виде профессиональной деятельности, либо при полном отсутствии творческой направленности поведения;

- средний уровень - возникает при демонстрации молодыми людьми личностного интереса к определенному виду профессиональной деятельности, их стремление к созидательной деятельности;

- повышенный уровень - возникает при явно выраженной профессиональной направленности на определенный вид труда с преобразующим началом деятельности.

Целью изучения особенностей профессиональной ориентации современной молодежи с помощью профессиональных проб на базе филиала РГППУ в г. Нижний Тагил и образовательных организаций Свердловской области было проведено исследование, в котором приняли участие более 600 учащихся и студентов первых курсов профессиональных образовательных организаций. Целью исследовательской деятельности стало определение наиболее эффективных условий формирования профессионального самоопределения молодежи.

В рамках исследовательской деятельности был разработан и реализован проект Лаборатория «Школа будущих исследователей и проектировщиков профессионального саморазвития «Я - есть Я». Его целью стало вовлечение учащихся школ, сузов и вузов Свердловской области в социально значимую деятельность, способствующую саморазвитию и эффективной профессиональной ориентации молодежи, где ведущей формой стало использование профессиональных проб.

На первом этапе деятельности учащиеся имели возможность оценить свои профессиональные склонности и намерения. Диагностическими средствами выступили следующие методы: авторская анкета, направленная на оценку профессиональных предпочтений; тест «Ориентация» (автор И.Л. Соломин); дифференциально-диагностический опросник (Е.А. Климов, модификация А.А. Азбель); методика изучения статусов профессиональной идентичности (А.А. Азбель, А.Г. Грецов).

Обобщенные результаты исследовательской деятельности позволили получить следующие данные:

1.Определение профессиональной идентичности:

- у 32% респондентов выявлено «неопределенное» состояние профессиональной идентичности: они не имеют профессиональных целей и планов; у них отсутствует желание строить планы своего профессионального развития; важность профессионального выбора будущей профессии не осознают и живут текущими ситуативными желаниями;

- у 28% респондентов демонстрируется «навязанная» профессиональная идентичность: решение о профессиональном выборе ими сделано, но не самостоятельно, а под давлением внешних факторов. Чаще всего родителей и друзе; они чувствуют себя достаточно комфортно; мера ответственности за принятое решение ими не осознается;

- у 22% респондентов профессиональная идентичность на стадии «моратория»: для их профессионального самоопределения характерна ситуация выбора, они размышляют о возможных вариантах профессионального развития, стремятся получить дополнительные знания о своих профессиональных возможностях и путях самореализации в профессии;

- у 12% респондентов профессиональная идентичность на стадии «сформированная»: данная группа молодежи свой профессиональный выбор осуществила, согласна и довольна им; они определились и видят свои профессиональные перспективы.

Группа молодежи, которая может быть отнесена, к положительным компонентам профессиональной идентичности, не столь велика и составляет 34%. Это группа молодежи, совершившая свой профессиональный выбор и дающая себе отчет в дальнейших перспективах развития. Вместе с тем, даже они требуют помощи и поддержки, так как группа лиц, оказавшаяся в ситуации «моратория» находится на промежуточном положении и при возникновении неблагоприятных ситуаций, может перейти в « группу риска».

В том время, как 64% респондентов, могут быть отнесены к «группе риска», их профессиональные планы размыты, не определены, зависят от внешних обстоятельств и поддержки значимых людей. К тому же, среди них есть достаточный процент лиц, которые уже получают профессиональное образование.

2. С точки зрения профессиональной направленность (по обобщенным данным по двум методикам) данные позволяют определить, что:

- 8% респондентов относятся к типу профессий «человек - художественный образ»; 10% - «человек - природа»; 12 % -«человек - знак»; 26% - «человек - техника»; 44% - «человек- человек»;

- 62% респондентов сориентированы на исполнительские виды труда, 38 % - на творческие.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что наиболее востребованной оказываются гуманитарные направления профессиональной деятельности и большинство молодежи находится на репродуктивном уровне понимания профессий.

Полученные данные позволили разработать и реализовать в экспериментальной группе молодежи, имеющий направленность к типу профессий «человек-человек» и попадающие в группу профессиональной идентичности «мораторий» и «неопределенное состояние» цикла профессиональных проб Лаборатории «Школа будущих исследователей и проектировщиков профессионального саморазвития «Я - есть Я» по следующим темам: «Познай себя - кто Я, какой Я»; «Познай себя. Уверенность в себе. Моя самооценка»; «Познаю себя. Познаю других»; «Я и мои профессиональные выборы»; «Я и мои профессиональные предпочтения»; «Я и мое профессиональное будущее»; «Познаю себя. Познаю других». В процессе которых, был сделан акцент на формирование профессионального образа Я, получены новые знания о профессиях типа «человек-человек», а также осуществлена процедура соотнесения требования профессий и индивидуальных возможностей молодежи.

Проведение контрольных замеров в экспериментальной и контрольных группах, позволили увидеть явно выраженную положительную динамику в формировании профессиональной идентичности и оценке своих возможностей у молодых людей, ставших участниками экспериментальных групп. Принципиальных изменений у лиц контрольных группы в изучаемом явлении не произошло. Значимость различие по определенным параметрам у представителей экспериментальной группы по t-критерию Стьюдента t=5,27 p<0,001, что свидетельствует о достоверности различий.

Выводы. Изучение проблемы профессиональной ориентации молодежи позволило сделать следующие выводы:

1. Профессиональная ориентации является одним из важных направлений деятельности с современной молодежью, она создает условия для успешной реализации в профессиональной деятельности и становится основой на развитие и саморазвитие будущего специалиста.

2. Направления профессиональной ориентации достаточно разнообразны и охватывают широкий спектр развивающих действий, имеют комплексный характер.

3. Профессиональная ориентация должна иметь управляемый характер. Должно осуществляться системно, целенаправленно в усложняющемся инновационном варианте деятельности.

4. Профессиональная проба является одной из эффективных форм реализации профессиональной ориентации современной молодежи, позволяющей целостно понять индивидуальные профессиональные особенности и предпочтения, быть компетентным в меняющемся мире профессий, а также грамотно соотносить свои желания и реальные возможности на современном рынке труда.

Литература:

1. Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности / В.А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2011. - 511 с.

2. Долматова, С.В. Сознательный выбор профессии как признак личностной зрелости субъекта / С.В. Долматова. - М.: Норма, 2014. - 385 с.

3. Исмагилова, Ф.С. Основы профессионального консультирования / Ф.С. Исмагилова. - М.: Аспект Пресс, 2013. - 391 с.

4. Мордовская, А.В. Основы профориенталогии / А.В. Мордовская. - М: Издательство Юрайт, 2018. - 237 с.

5. Пряжников, Н.С. Профориентация в системе управления человеческими ресурсами / Н.С. Пряжников. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 288с.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Калинкина Евгения Михайловна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования

"Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний" (г. Вологда); доктор психологических наук, доцент Малышев Константин Борисович

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования

"Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний" (г. Вологда); кандидат педагогических наук, доцент Малышева Ольга Александровна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования

"Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний" (г. Вологда)

ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ У ОСУЖДЕННЫХ, СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЕ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ И

НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности восприятия женщин осужденными за совершение преступлений против половой свободы и неприкосновенности личности. Образ женщин исследуется с помощью методики Дж. Келли "Техника репертуарных решеток". Данный метод позволяет реконструировать целостные системы представлений человека о других людях. Путем сравнения результатов диагностики испытуемых, осужденных за вышеназванные преступления, с результатами лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы за иные преступления, нам удалось выявить отличительные черты восприятия женского образа. Лица, совершающие преступления против половой свободы и неприкосновенности, имеют негативно окрашенный образ женщины, которая являлась объектом их первой любви, а также негативный образ женщины, с которой имели первый половой опыт. Полученные в исследовании результаты позволяют сформулировать рекомендации относительно путей ресоциализации осужденных и задач психокоррекционной работы, направленной на профилактику совершения ими подобных преступлений в будущем.

Ключевые слова: метод репертуарных решеток, женский образ, осужденные, преступления против половой свободы и неприкосновенности личности, ресоциализация.

Annotation. The article deals with the peculiarities of the perception of women convicted of crimes against sexual freedom and personal integrity. The image of women is studied using the technique of J. Kelly "Technique of repertory grids". This method makes it possible to reconstruct integral systems of a person's ideas about other people. By comparing the results of the diagnosis of subjects convicted of the above crimes with the results of persons serving sentences in places of deprivation of liberty for other crimes, we were able to identify the distinctive features of the perception of the female image. Persons who commit crimes against sexual freedom and integrity have a negative image of the woman who was the object of their first love, as well as a negative image of the woman with whom they had their first sexual experience. The results obtained in the study allow us to formulate recommendations regarding the ways of resocialization of convicts and the tasks of psycho-correctional work aimed at preventing them from committing such crimes in the future.

Key words: repertory grid method, female image, convicts, crimes against sexual freedom and personal integrity, resocialization.

Введение. Одним из характерных негативных явлений, характерных для современного общества, является сексуальная агрессия. Обострение данного феномена по отношению к женщинам - факт, заслуживающий пристального внимания не только со стороны правоохранительных органов, но и с точки зрения научного обоснования и решения данной проблемы. Согласно официальным источникам в 2020 году по статьям 131-135 УК РФ на территории нашей страны зарегистрировано 16 801 преступление против половой свободы и половой неприкосновенности личности. В том числе с применением с применением насилия (статьи 131, 132 УК РФ) - 9022 (53%).

Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности являются одними из наиболее опасных, поскольку причиняют не только физический и психический вред, но имеют еще и «отложенные» последствия. Человек, ставший жертвой такого преступления, зачастую на протяжении длительного времени может ощущать негативное влияние пережитого события на свое половое и нравственное развитие, испытывая при этом сложности в создании семьи и деторождении, иногда могут наблюдаться признаки десоциализации и т.д. В силу этого данная категория преступлений является предметом постоянного и пристального внимания правотворческих, правоприменительных органов и психологического сообщества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пенитенциарная система в нашей стране характеризуется достаточно традиционными методами работы с осужденными, которые являются пережитком прошлого. Данные методы воспитательного воздействия отличаются карательной направленностью и практически полной изоляцией от общества. Очевидно, что на практике подобный подход к перевоспитанию и исправлению не ведет к достижению целей, так как часто не учитывает психологические особенности личности осужденного и удовлетворение его основных потребностей, к числу которых относится и сексуальное влечение [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.