Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
136
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ИНВАЛИДНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ПРОБЛЕМЫ В ОБУЧЕНИИ / РАБОТА / РЫНОК / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кузнецова Е. В., Юдина В. А., Лушников А. А.

Сегодня мейнстримом в развитии инклюзивных социальных инициатив является создание равных условий для каждого члена общества. Представлены результаты социологических исследований, определяющих основные предпочтения в сфере обучения, получения профессии и возможностей трудоустройства молодых людей с инвалидностью. Приведены основные характеристики поведения данной категории молодежи. Наиболее полезными навыками, приобретенными в процессе обучения в учебных заведениях, названы умение слушать, управлять временем, конфликтами. Это те качества, которые необходимы любому человеку для эффективной организации своей жизни, налаживанию контактов, установлению межличностных связей. Исследование выявило стремление молодых людей с ограниченными возможностями здоровья искать работу, трудоустраиваться, но зачастую рабочие места, предоставляемые работодателями, не соответствуют необходимым минимальным требованиям или физические способности соискателей не позволяют им найти работу. Данное исследование позволило очертить круг проблем, с которыми сталкиваются молодые инвалиды при трудоустройстве и выборе профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кузнецова Е. В., Юдина В. А., Лушников А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL PREFERENCES AND EMPLOYMENT PROSPECTS OF YOUNG PEOPLE WITH DISABILITIES

Today, the mainstream in the development of inclusive social initiatives is to create equal conditions for every member of society. The results of sociological studies that determine the main preferences in the field of career building and employment opportunities for young people with disabilities are presented. The main behavioural characteristics of this category of young people are described. The most useful skills acquired in the process of studying in educational institutions were the ability to listen, manage time, conflicts. These are the qualities that any person needs to effectively organise his life, establish contacts, establish interpersonal relationships. The study revealed the desire of young people with disabilities to look for work, find a job, but often the jobs provided by employers do not meet the necessary minimum requirements or the physical abilities of job seekers do not allow them to find a job. This study has made it possible to outline the range of problems faced by young people with disabilities in finding employment and choosing a career.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ»

УДК 316.64 DOI 10.26425/1816-4277-2022-11-194-202

Профессиональные предпочтения и перспективы трудоустройства молодых людей с инвалидностью

Кузнецова Елена Викторовна1

Канд. экон. наук, доц. каф. менеджмента, информатики и общегуманитарных наук ORCID: 0000-0002-6863-1066, e-mail: elena_myskina@mail.ru

Юдина Вера Александровна1

Канд. экон. наук, доц., зав. каф. менеджмента, информатики и общегуманитарных наук ORCID: 0000-0001-9835-9430, e-mail: vayudina@fa.ru

Лушников Александр Александрович2

Канд. ист. наук, гл. методолог ORCID: 0000-0002-8692-3935, e-mail: lushnikov1@mail.ru

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Пензенский филиал), г. Пенза, Россия 2Автономная некоммерческая организация содействия социальной адаптации личности «Квартал Луи», г. Пенза, Россия

Аннотация

Сегодня мейнстримом в развитии инклюзивных социальных инициатив является создание равных условий для каждого члена общества. Представлены результаты социологических исследований, определяющих основные предпочтения в сфере обучения, получения профессии и возможностей трудоустройства молодых людей с инвалидностью. Приведены основные характеристики поведения данной категории молодежи. Наиболее полезными навыками, приобретенными в процессе обучения в учебных заведениях, названы умение слушать, управлять временем, конфликтами. Это те качества, которые необходимы любому человеку для эффективной организации своей жизни, налаживанию контактов, установлению межличностных связей. Исследование выявило стремление молодых людей с ограниченными возможностями здоровья искать работу, трудоустраиваться, но зачастую рабочие места, предоставляемые работодателями, не соответствуют необходимым минимальным требованиям или физические способности соискателей не позволяют им найти работу. Данное исследование позволило очертить круг проблем, с которыми сталкиваются молодые инвалиды при трудоустройстве и выборе профессии.

Ключевые слова

Молодежь, инвалидность, профессиональные предпочтения, трудоустройство, проблемы в обучении, работа, рынок, предпринимательство

Для цитирования: Кузнецова Е.В., Лушников А.А., Юдина В.А. Профессиональные предпочтения и перспективы трудоустройства молодых людей с инвалидностью//Вестник университета. 2022. № 11. С. 194-202.

© Кузнецова Е.В., Лушников А.А., Юдина В.А., 2022.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

Professional preferences and employment prospects of young people with disabilities

Elena V. Kuznetsova1

Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof. at the Management, Informatics and Humanities Department ORCID: 0000-0002-6863-1066, e-mail: elena_myskina@mail.ru

Vera A. Yudina1

Cand. Sci. (Soc.), Assoc. Prof., Head of the Management, Informatics and Humanities Department ORCID: 0000-0001-9835-9430, e-mail: vayudina@fa.ru

Alexander A. Lushnikov2

Cand. Sci. (Hist.), Chief Methodologist ORCID: 0000-0002-8692-3935, e-mail: lushnikov1@mail.ru

'Financial University under the Government of the Russian Federation (Penza branch), Penza, Russia 2Autonomous Non-Profit Organisation for Promotion of Social Adaptation "Kvartal Lui", Penza, Russia

Abstract

Today, the mainstream in the development of inclusive social initiatives is to create equal conditions for every member of society. The results of sociological studies that determine the main preferences in the field of career building and employment opportunities for young people with disabilities are presented. The main behavioural characteristics of this category of young people are described. The most useful skills acquired in the process of studying in educational institutions were the ability to listen, manage time, conflicts. These are the qualities that any person needs to effectively organise his life, establish contacts, establish interpersonal relationships. The study revealed the desire of young people with disabilities to look for work, find a job, but often the jobs provided by employers do not meet the necessary minimum requirements or the physical abilities of job seekers do not allow them to find a job. This study has made it possible to outline the range of problems faced by young people with disabilities in finding employment and choosing a career.

Keywords

Youth, disability, professional preferences, employment, learning problems, work, market, entrepreneurship

For citation: Kuznetsova E.V., Lushnikov A.A., Yudina V.A. (2022) Professional preferences and employment prospects of young people with disabilities. Vestnik universiteta, no. 11, pp. 194-202.

© Kuznetsova E.V., Lushnikov A.A., Yudina V.A., 2022.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

ВВЕДЕНИЕ

В последние десятилетия большое значение в отечественной науке, прикладных исследованиях и бизнес-практике уделяется молодежной проблематике. При этом более трети всех исследований в экономической социологии, проводимых в Российской Федерации, затрагивают актуальные проблемы молодежи. Авторами нам хотелось бы осветить проблемы особенной молодежи, молодых инвалидов, которые сталкиваются с дополнительными трудностями на рынке труда, в выборе профессии, получении среднего и высшего образования. В качестве категориального аппарата под молодежью мы будем понимать социально-демографическую группу, переживающую период становления социальной и психофизиологической зрелости, адаптации к исполнению социальных ролей взрослых. Возрастные границы молодежи размыты и подвижны, как правило, молодежью принято считать граждан в возрастном интервале от 14 до 30 лет [1].

В последнее десятилетие значительную актуальность приобретают вопросы, связанные с инклюзией и равного полноценного развития граждан с особенностями здоровья. Таким образом, актуальность проведенного исследования карьерных, профессиональных предпочтений молодых людей с инвалидностью очевидна, и оно поможет наметить пути решения многих возникающих проблем в этой сфере.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Методология исследования полностью соответствует общепризнанной методологии проведения социологических исследований, опросов. Статистическое исследование проводилось с целью определения факторов формирования и развития модели поведения молодого активного человека с инвалидность в сфере трудоустройства и получения профессии.

Социологическое исследование молодых людей с инвалидностью проводилось в апреле-мае 2022 г. среди резидентов и выпускников АНО «Квартал Луи», проживающих в Пензенской, Челябинской областях, в Москве и Санкт-Петербурге, а также среди инвалидов в возрасте до 35 лет (40 человек). Среди них было 55 % представителей мужского пола и 45 % женщин. При этом 62,5 % опрошенных имеют первую группу инвалидности, 32,5 % — вторую и 5 % — третью. Основной тип инвалидности у 95 % связан с нарушениями опорно-двигательного аппарата, у 2,5 % опрошенных наблюдается ахонтроплазия, и у такого же количества инвалидность связана с общим заболеванием. Указанные проблемы со здоровьем приводят к тому, что 45 % молодежи, среди которой проводился опрос, проживают с родственниками, а 30 % живут самостоятельно. При этом 6,4 % опрошенных имеют семьи и детей, 7,5 % опрошенных имеют куратора сопровождаемого проживания. У большинства респондентов (77 %) способность к самообслуживанию сохранена, у 15 % она снижена, а у 7,5 % полностью утрачена. Несмотря на указанные трудности 40 % работает, 22,5 % учится, 10 % работает и учится. Однако настораживает тот факт, что 25 % опрошенных не имеет определенных занятий, что косвенно может свидетельствовать об отсутствии жизненных целей и стремления к саморазвитию.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ПЕРСПЕКТИВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ

Важнейшим фактором социализации молодых людей с инвалидностью является образование. Процесс социализации личности предполагает превращение человека в полноправного члена общества, готового к выполнению общественных функций труженика и гражданина. Важнейшим инструментом социализации личности выступает образование как важнейший социальный институт. В современной науке образование рассматривается как социальная система, активно взаимодействующая с социальной средой. Ее эффективность определяется системными характеристиками взаимодействия образования и общества [2].

Собранные сведения по уровню образованию показали следующую картину. Более половины, а именно 52,5 % опрошенных, имеют высшее образование, 17,5% получили среднее профессиональное образование, 12,5 % имеют среднее образование и столько же — неполное среднее, а 2,5 % обучаются в магистратуре. Таким образом, 70 % имеют дипломы среднего и высшего профессионального образования.

Стремление молодежи к получению образования, в том числе высшего и послевузовского, несомненно является положительным фактором, который способствует социализации и адаптации молодых людей с инвалидностью ко взрослой и самостоятельной жизни, преодолению определенных трудностей, воспитанию характера.

Проанализируем, какие факторы влияют на выбор учебного заведения. Как показывают социологические исследования молодежи в регионах, в наибольшей степени влияют на выбор будущего места учебы престиж и известность учебного заведения (70,8 %). Кроме этого, большое значение имеют: наличие общежитий и удобной инфраструктуры учебного заведения (59,2 %) и сильный преподавательский коллектив (57,8 %). В качестве собственных вариантов были указаны: «наличие бюджетных мест» (2,2 %), «стоимость обучения» (1,6 %), «наличие нужной специальности/профиля обучения» (0,4 %), «балл на бюджетные места», «наличие программы обмена или двух дипломов», «данная специальность есть только там», «будущая работа», «нравственность будущей профессии» [3].

Навыки, которые вырабатываются во время образовательного процесса у обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья, позволяющие им легко включаться в трудовой процесс и социализироваться представлены на рисунке 1.

Определить границы своих возможностей

Все вышеперечисленное

Человечность Уметь критически мыслить Уметь слушать

К

^ Вдохновлять других

^ новыми идеями

К

Решать конфликты Работать в команде Управлять временем Ставить и достигать цели

Количество выбравших определенный навык, %

Составлено автором по материалам исследования

Рис. 1. Распределение ответов респондентов (n = 40) на вопрос: «Ваши сильные навыки, которые Вы освоили во время обучения, и они пригодились вам в жизни»

Как показывают данные опроса, 57,5 % респондентов отмечают навык постановки цели и ее достижения как качество, которое помогло им в жизни. На втором месте стоит как умение вдохновлять других новыми идеями и работать в команде. На них указало по 37,5 % опрошенных выпускников и резидентов АНО «Квартал Луи» и молодых людей с инвалидностью. Умения слушать, решать конфликты и критически мыслить для соответственно 32,5 % и 25 % давших ответов в опросе являются для них «мягкими навыками» (англ. soft skills), которые пригодились им в работе и общении. Молодые активные люди с инвалидностью приобрели эти способности в процессе обучения, что свидетельствует о его значительной роли и возможностях в процессах социальной, психологической, трудовой адаптации.

По вопросу о продолжении обучения и выборе направлений подготовки в будущем для большинства опрошенных это информационные технологии (35 %) и культура и творчество (35 %). На втором месте находятся гостеприимство и туризм, что может быть связано со специализацией регионов проживания респондентов. Экономика, юриспруденция, спорт и услуги замыкают тройку желаемых направлений подготовки.

Безусловно, цифровая трансформация, которая ожидает нас в ближайшем будущем, предъявляет повышенный спрос на специалистов информационных технологий, программистов. Это очень перспективная сфера приложения труда. Проекты новой технологической инициативы ждут большого притока молодых специалистов по информационной безопасности, тестировщиков, аналитиков больших данных, проектных менеджеров. Поэтому образование по этим направлениям будет актуальным и перспективным.

Сфера культуры и творчества привлекает многих молодых ребят свободой, возможностью выражать свои мысли и чувства посредством языка тела, музыки, живописи. Предпочтения в выборе будущей профессии молодых людей с инвалидностью перекликаются с предпочтениями молодых людей без ограничений по здоровью. Наиболее популярными профессиями среди молодежи г. Пензы оказались: госслужащий (13,4 %), программист (12,5 %), медицинский работник (11,7 %). Собственными вариантами ответов опрошенных были: «предприниматель» (1,2 %), «переводчик» (0,6 %), «пока не определилась» (0,6 %), «музыкант» (0,3 %), «воспитатель» (0,3 %), «космонавт» (0,3 %), «технолог общественного питания», «летчик», «МЧС», «строитель», «стюардесса», «маркетолог», «посол», «фармацевт», «актер», «хореограф», «киновед», «нефтяник», «научный сотрудник», «фотомодель», «специалист в сфере международных отношений», «технолог» [2].

Трудности в процессе обучения у 50 % молодых ребят с инвалидностью возникали довольно редко, у 12,5 % никогда не возникали. А у трети опрошенных (37,5 %) они возникали постоянно и довольно часто.

Детальный срез причин, вызвавших трудности, представлен следующим спектром:

- четверть опрошенных (25 %) респондентов отметили, что неинтересное содержание предмета было для них основной трудностью в процессе обучения;

- слишком сложное содержание предмета и плохая доступность здания учебного заведения для людей с инвалидностью. Эти трудности отметили 15 % опрошенных молодых людей с ограниченными возможностями здоровья;

— неоднозначное отношение одногруппников и одноклассников (12,5 %), неумение преподавателей работать с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (7,5 %), необорудованность учебных мест для таких слушателей (15%), отсутствие подходящих инклюзивных программ (10 %);

— интересны самокритичные ответы, называющие такие трудности в обучении как собственная лень, запись лекций под диктовку или вообще отсутствие трудностей как таковых.

Таким образом, суммируя все указанные трудности в процессе обучения, их можно разделить на две группы. Первая группа причин связана с плохой организацией учебного процесса и низкой доступностью учебного заведения для обучающихся с инвалидностью. Вторая группа причин касается содержания учебных программ, компетентности преподавательского состава в отношении работы с особенными слушателями, нетолерантного отношения со стороны одногруппников и их нежеланием помогать справляться с трудностями студентам, испытывающим трудности в процессе обучения.

Для понимания установок, которым следуют молодые люди с инвалидностью в отношении получения или продолжения образования и формирования модели поведения, очень интересен спектр ответов, которые дали респонденты.

Более половины опрошенных (52,5 %) резидентов и выпускников, а также людей с инвалидностью, ответили, что человек сам должен стараться использовать разные возможности для своего обучения. Почти 38 % считают, что теоретически людям с ограниченными возможностями здоровья можно обучаться многому, но на практике возникают много ограничений. Четверть опрошенных (27,5 %) полагают, что даже при получении образования найти себя в жизни будет нелегко. Эти выводы перекликаются с опросами молодых людей без ограничений по здоровью, проживающих в Пензенской области. Настораживает тот факт, что 16,1 % респондентов полагают, что получение образования совсем не главное в жизни, а у 3,2 % нет никаких возможностей для получения образования. Если такая установка будет преобладать постоянно, то мотивация к саморазвитию будет регрессировать и пропадет интерес к жизни. Образование является тем стимулом, который позволяет раскрыться внутреннему потенциалу молодежи и проявить качества, необходимые во взрослой самостоятельной жизни.

ТРУДОУСТРОЙСТВО МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ

Занятость представляет собой ключевое условие, определяющее способность людей с инвалидностью обеспечивать достойный уровень жизни для себя и членов своих семей и является важным фактором, от которого зависит их возможность полноценного участия в жизни общества.

Многие инвалиды при поиске работы и основной занятости часто оказываются в невыгодном положении из-за того, что у них не было доступа к услугам образования и профессионально-технического обучения. Отсутствие у людей с инвалидностью необходимых на рынке навыков ставит их в невыгодное положение по сравнению с другими соискателями во время поиска достойной работы.

Рассмотрим возможности трудоустройства и развития предпринимательства среди молодых людей с инвалидностью. Архиважным аспектом их социализации и адаптации является трудовая интеграция и ассимиляция в среде профессионалов физического и умственного труда. Применяя процессный подход к социализации, необходимо понимать, что не только усвоение традиций и опыта предыдущих поколений обеспечит ее успешную реализацию, но и дальнейшее развитие способности к инновационному поведению позволит самореализоваться людям с ограниченными возможностями здоровья в различных сферах жизнедеятельности [3]. Сегодня актуально будет транслировать молодому поколению такие жизненные стратегии и модели поведения, которые позволят ему успешно самореализоваться и развиваться. Под жизненными стратегиями следует понимать «с одной стороны, как нечто, содержащее уникальные и неповторимые, ситуативно возникающие и надситуативные личностные смыслы и цели, с другой — объективно как нечто, включающее культурно обусловленные образцы, стандарты, нормы и ценности, усвоенные человеком в процессе социализации».

Для молодежи с инвалидностью важно сформировать привлекательную для себя жизненную стратегию, реализация которой позволит раскрыться потенциалу человека с ограниченными возможностями здоровья в различных сферах. В сфере образования такой первоочередной целью является получение качественного образования, освоение профессии в соответствии с требованиями рынка труда и адекватной социально-экономической ситуации в стране. При этом наибольший интерес представляют собой те профессии, которые обеспечивают более солидное и быстрое материальное вознаграждение. В профессиональной сфере — это необходимое повышение профессионального и квалификационного уровня, что позволяет соответствовать тем профессиональным стандартам, которые разрабатывают союзы и ассоциации работодателей. В миграционной сфере — это обеспечение восходящей вертикальной мобильности, предполагающее потенциальную трудовую миграцию. В социально-психологической сфере — это достижение жизненных целей и успеха, что основывается на высоком уровне индивидуализма и перфекционизма, проявляющийся в таких психологических установках, как опора только на собственные силы и умения; высокий уровень личной ответственности за достижение успеха; готовность напряженно трудиться ради высокого заработка.

Для современной молодежи успешность самореализации в социуме будет обеспечиваться теми социальными лифтами, которые функционируют в данном социальном пространстве и позволят выстраивать стратегии поведения на этапе социализации.

Очевидным является факт, что перед молодежью раскрывается наиболее широкий арсенал ресурсов, средств и возможностей по достижению и изменению своего социального статуса. Эта группа более динамична и восприимчива к постоянным изменениям, способна видоизменяться в зависимости от условий внешней среды, чем социальные структуры других возрастных категорий и групп. Таким образом, одним из направлений в процессе становления равномерной сбалансированной социальной структуры российского общества является скоординированное централизованное управление, направленное на восходящую социальную мобильность молодого поколения, в том числе с участием активной молодежи с инвалидностью [4].

Таким образом, вопросы трудоустройства, деловой активности, развития предпринимательских навыков у молодых людей с инвалидностью являются важнейшими аспектами для изучения.

При проведении опроса нами был задан вопрос: «В какой сфере трудится респондент?». Было получено, что 25 % от числа всех респондентов не работает, что является достаточно высоким показателем. Это может объяснить как физической неспособностью выполнять трудовые функции, так и сниженным уровнем мотивации к трудовой деятельности. Остальные респонденты образовали широкий спектр профессий в самых различных отраслях: банковской сфере, сфере информационных технологий, образовании, социальной работе, ювелирного искусства, юриспруденции, документоведении, сфере услуг.

Наличие и характер профессиональных планов — значимая составляющая модели профессиональной стратегии будущего профессионала. Оценки возможностей трудоустройства во многом определяется профессиональными планами молодежи, кто-то выбирает свою профессию, кто-то ищет работу

(занятие) или планирует открыть свой бизнес — не обязательно по профилю специальности и полученного образования. Проанализируем, какая работа мечты у активных молодых людей с инвалидностью.

Варианты работы мечты перекликаются с направлениями обучения, в которых молодые люди хотели бы развиваться. Это сфера информационных технологий и программирование, творческие профессии, фриланс, автобизнес, социальная работа, свой бизнес, образование, бухгалтерия и финансы.

Решающим фактором при выборе будущей профессии для основной части молодых людей является собственное мнение (64,1 %), что косвенно может свидетельствовать об относительной самостоятельности опрошенных, еще около трети учащихся (27,1 %) полагается, в первую очередь, на мнение родителей. В качестве собственных вариантов факторов, которые влияют на выбор будущей профессии были указаны: «результаты ЕГЭ» (2,3 %), «собственные способности и интересы» (0,6 %), «детская мечта и поддержка родителей» [5].

Для молодежи с ограниченными возможностями здоровья не всегда мнение родителей в вопросе выборе профессии является решающим, так как значительная часть молодых людей живет постоянно или на протяжении долгого времени в стационарных учреждениях интернатного типа без поддержки родителей или вовсе не имеют родителей.

Как показали результаты опроса, 77,5 % молодых людей с инвалидностью уже имеют работу или профессию, о которой мечтали, и считают, что могут получить ее в ближайшем будущем. Но остальные 22,5 % респондентов сомневаются, что могут получить работу мечты или не верят, что человеку с инвалидностью возможно ее найти (рис. 2).

10 %

12,5 %

22,5 % щ Да, я уЖе работаю там где мне нравится (1)

В Да, я считаю, что получу ее в будущем (2)

Сомнительно, что я получу работу мечты (3)

I Человек с инвалидностью сегодня не моЖет получить работу мечты (4)

55,0 %

Составлено автором по материалам исследования

Рис. 2. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Сможете ли Вы получить работу мечты?»

Такие сомнения могут быть как объективными, так и субъективными. Так на вопрос «Какое утверждение вам ближе?» были получены следующие ответы.

Из всех опрошенных 47,5 % молодых людей считают, что люди с инвалидностью готовы искать работу, но не готовы к работе. Столько же опрошенных отмечают, что работодатели не готовы принимать людей с инвалидностью либо рабочие места не оборудованы должным образом для них. Это объективная причина, так как иногда такие рабочие места требуют особого подхода и дополнительных вложений. Четвертая часть от общего числа опрошенных (почти 28 %) полагают, что человек с инвалидностью редко может найти желаемую работу, а 32,5 % респондентов считает, что хорошую работу найти сложно, но это не связано с инвалидностью. Еще 1/5 часть от числа всех опрошенных полагает, что особенные молодые люди могут без проблем найти желаемую работу.

Развитию организаторских способностей, умению работать с командой, стремиться к достижению поставленных целей помогает проектный менеджмент и его применение в повседневной жизни.

Как показывают результаты опроса, 38,7 % респондентов имели опыт организации собственного проекта и только 12,9 % не имели возможности воплотить в жизнь собственный проект. Названные проекты отличаются большим разнообразием. Они связаны, как правило, с досугом для молодежи с инвалидностью. Это и фотопроекты, проекты музыкальной танцевальной, спортивной, религиозной направленности, инклюзивного туризма.

Интересен опыт АНО «Квартал Луи» по трудоустройству и организации занятости молодых людей с инвалидностью. На базе некоммерческой организации организованы площадки, где резиденты могут реализовать свой трудовой потенциал. Это типография, творческая артель, хостел [6].

Необходимо помнить, что опыт проектной деятельности для каждого человека с инвалидностью это есть возможность реализовать свой потенциал для всех инициативных и неравнодушных людей в некоммерческом секторе. С точки зрения рынка труда и занятости, реализация собственных проектов — это хорошая возможность для самозанятости, организации собственного бизнеса в некоммерческом секторе, создание дополнительного вида дохода к обязательным социальным государственным выплатам, развитие предпринимательских навыков для молодых ребят с инвалидностью. АНО «Квартал Луи» также здесь дает пример реализации таких проектов и помощи молодым ребятам с ограниченными возможностями здоровья в их организации и финансировании.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, как показали результаты проведенного социологического опроса, 70 % молодых людей имеют высшее или среднее профессиональное образование. При этом почти 20 % имеют неполное среднее или среднее образование, а некоторые обучаются в магистратуре. Такая тенденция является крайне оптимистичной и подтверждает возможности людей с инвалидностью найти профессию и трудоустроиться. Многим респондентам запомнились годы, посвященные учебе и отдельные учебные заведения высшего и среднего профессионального образования. Многие отметили приобретенные в процессе обучения навыки, которые помогли и пригодились им в жизни. В первую очередь, это навык постановки цели и ее достижение. На втором месте стоит такое качество как умение вдохновлять других новыми идеями и критически мыслить. Умение работать в команде для 35,5 % давших ответов в опросе является для них soft skills, который пригодился им в работе и общении. Решать конфликты, уметь слушать, управлять временем — качества, которые необходимы любому человеку для эффективной организации своей жизни, налаживанию контактов, установлению межличностных связей.

В отношении перспектив получения профессии опрошенные нами респонденты указали на такие направления обучения, как информационно-технологическая сфера, сфера туризма и гостеприимства, культуры и творчества. Эти ответы коррелируют с основными тенденциями в экономике и образовании — с одной стороны, это расширяющаяся цифровизация и роботизация, с другой, это работа с людьми и построении экосистемы, связанной с человеком, индивидуализация подхода и построение отдельной обучающей и развивающей траектории для каждого человека.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конечно, молодых людей с инвалидностью ожидают трудности, связанные как с неинтересным и сложным содержанием обучения, так и с организацией учебного процесса, плохой подготовкой профессорско-преподавательского состава к обучению людей с инвалидностью, нетолерантным отношением со стороны одноклассников.

Архиважным аспектом социализации и адаптации молодых ребят с инвалидностью является трудовая интеграция и ассимиляция в среде профессионалов физического и умственного труда. Большинство респондентов (почти 80 %) уверены, что могут получить желаемую работу или уже имеют ее. Установки молодых людей в отношении трудоустройства позитивные. При этом условия на рабочем месте могут не соответствовать всем необходимым требованиям для людей с ограниченными возможностями здоровья, но это не останавливает молодежь перед стремлением добиться профессионального признания. Очень радует, что почти 40 % опрошенных молодые люди имели опыт реализации своего проекта. Это свидетельство того, что они готовы взять ответственность на себя, умеют организовать работу команды, распределить задачи и развивать свои предпринимательские навыки.

Таким образом, перспективы и предпочтения молодежи с инвалидностью в отношении профессии и обучения ей близки настроениям молодых людей без физических ограничений здоровья. Молодые

люди уверены в своей способности найти работу мечты, хорошо оплачиваемую и интересную. Их останавливают только те физические препятствия и отсутствие возможностей доступной среды, которые

они не могут самостоятельно преодолеть и ждут от нас решения данных проблем.

Библиографический список

1. Сафонова С.Г., Покутняя И.А. Электоральная культура молодежи в современной России. Вестник Донского государственного аграрного университета. 2014;4(14):170-175.

2. Ипатова Е.Ю. Место образования в процессе социального становления личности. В сб.: Материалы IМеждународной научной конференции «Педагогика: традиции и инновации», Челябинск, октябрь 2011 г. Т. 1. Челябинск: Два комсомольца; 2011. С. 38-40.

3. Данилова Е.А., Щанина Е.В. Молодежь в региональном социуме: теоретический аспект. Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2010;1(13):62-69.

4. Данилова Е.А. Социализация молодежи ценностные ориентации и досуговые предпочтения: на примере регионов Среднего Поволжья. Автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04. Пенза: ПГУ; 2009. 44 с.

5. Юрасов А., Федосеева О.Ф., Танина М.А., Кузнецова Е.В., Юрасова О.Н. Профессиональные и кадровые ориентации современной провинциальной молодежи в Российской Федерации: социально-экономический анализ: монография. Москва: ИНФРА-М; 2021.166 с.

6. Сайт АНО «Квартал Луи». https://kvartal-lui.ru/ (дата обращения: 15.08.2022).

References

1. Safonova S.G., Pokutnyaya I.A. Electoral culture of youth in modern Russia. Bulletin of the Don State Agrarian University. 2014;4(14):170-175.

2. Ipatova E.Yu. Place of education in the process of social formation of personality. In: Proceedings of the I International scientific conference "Pedagogy: traditions and innovations", Chelyabinsk,, October 2011. Vol. 1. Chelyabinsk: Dva komsomol'ts; 2011. P. 38-40.

3. Danilova E.A., Shchanina E.V Youth in the regional society: a theoretical aspect. News of higher educational institutions. Volga region. Social Sciences. 2010;1(13):62-69.

4. Danilova E.A. Socialization of youth, value orientations and leisure preferences: on the example of the regions of the Middle Volga region. Abstr. Diss. ... Cand. Sci. (Sociol.): 22.00.04. Pensa: Pensaer State University; 2009. 44 р.

5. Yurasov A., Fedoseeva O.F., Tanina M.A., Kuznetsova E.V., Yurasova O.N. Professional and personnel orientations of modern provincialyouth in the Russian Federation: socio-economic analysis: monograph. Moscow: INFRA-M; 2021. 166 р.

6. Website ANO Quarter Louis. https://kvartal-lui.ru/ (accessed 15.08.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.