Научная статья на тему 'Профессиональные праздники в контексте праздничной культуры'

Профессиональные праздники в контексте праздничной культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1441
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алексеева Е. В.

В статье рассматриваются традиции профессиональных праздников в системе ценностей культуры, проанализированы их истоки в Средневековье, описаны современные праздники, их смыслы, «легенды», «сценарии» в России и за рубежом. Приведены конкретные примеры возрождения трудовой морали и обычаев в России, намечены перспективы изучения феномена профессиональных праздников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trade holydays in the context of holyday culture

This article considers traditions of trade holydays and their value in the culture. The Middle Age centuries holy-days are analyzed and modern one are described concerning meaning, scenarios in Russia and abroad.

Текст научной работы на тему «Профессиональные праздники в контексте праздничной культуры»

УДК 008.2

е. в. алексеева

Ленинградский областной колледж культуры и искусстве

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ В КОНТЕКСТЕ ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ

В статье рассматриваются традиции профессиональных праздников в системе ценностей культуры, проанализированы их истоки в Средневековье, описаны современные праздники, их смыслы, «легенды», «сценарии» в России и за рубежом. Приведены конкретные примеры возрождения трудовой морали и обычаев в России, намечены перспективы изучения феномена профессиональных праздников. Тема праздничной культуры в настоящее время

привлекает все большее внимание как специалистов, так и широкой общественности. Многие исследователи отмечают необходимость систематизации праздников, что позволило бы сориентироваться в широком спектре праздничных красок в религиозной, семейной, социальной, трудовой, бытовой сферах жизни человека. На наш взгляд, для исследования праздника как «зеркала человеческой жизни» целесообразно в первую очередь рассмотреть систему профессиональных праздников ввиду их наибольшей значимости.

В последние годы в период активного формирования организационной культуры предприятий, развития малого и среднего бизнеса термин «профессиональный праздник» расширился, с ним стали связывать также корпоративные торжества, праздничные акции рекламного характера — иными словами, мероприятия, направленные на достижение практического или коммерческого эффекта. Как рутинное слово «работа» превратить в поэтическое «дело всей жизни»? «Можно фиксировать противоречие между тяготением к практике, к производству материальных благ, с одной стороны, и к поведению, исключающему всякое стремление к пользе, к практическому эффекту — с другой. Возможно, каждый человек хочет эти стремления уравновесить, гармонизировать...»! 1]. Это уравновешивание, безусловно, находит место в трудовом празднике. «Праздник не поддается никакому утилитарному осмыслению (как отдых, разрядка и пр.). Праздник как раз и освобождает от всякой утилитарности и практицизма; это — временный выход в утопический мир. Нельзя свести праздник и к определенному ограниченному содержанию (например, к отмечаемому праздником историческому событию) - он вырывается за пределы всякого ограниченного содержания...»[2].

Трудно сказать, когда из праздничной системы выделились профессиональные праздники, но можно утверждать с уверенностью - они, вопреки существующему мнению, не принадлежат советской идеологии. Во многих странах на протяжении веков люди пытались через сакрализованное праздничное действие оценить результаты своего труда, объявить об удачах, попытаться застраховаться от напастей.

В Японии с 1873 года отмечается Праздник труда. Он объединяет все виды трудовой деятельности. В основе праздника лежит почитание труда - японцы благодарят друг друга за ту посильную помощь, которую они внесли в развитие общества. Они искренне радуются своим успехам и желают другим многих лет достойной и долгой жизни. В Австралии с 1856 года 3 октября празднуют День восьми часов. Исто-

рия этого прй:)дн1<ка восходит к учению британского социалиста-утописта Роберта Оуэна, по мнению которого идеальная человеческая жизнь уравновешивается и трудом, и отдыхом. В Болгарии 14 февраля — Трифон Зарезан, Праздник виноградарей, уходящий своими корнями в античные времена. По традиции в этот день подрезали лозу, чтобы получить осенью большой урожай, поэтому святого Трифона в Болгарии и называют Зарезан (Подрезанный). Сейчас День святого Трифона празднуют не только виноградари, но и садовники, огородники и владельцы винных таверн. Подобные праздники веками существуют во многих странах виноделов.

В Испании в провинции Кадис проходит ежегодный Праздник коней, существующий со времён Средневековья. Сегодня разведение коней и верховая езда в этих местах активно культивируются: Королевская андалузская школа искусства верховой езды, конезавод в Картухе, поенный конезавод и многие другие передают мастерс тво новым поколениям профессионалов. Ежегодно в городе Херсс де Да Фрон-тера вручается премия «Золотой копь» в знак признания заслуг по сохранению чистоты конных пород и продвижению верховой езды как вида спорта, к празднику часто приурочиваются Международные соревнования верховой езды.

Безусловно, возникновение профессиональных праздников связано с выделением из общего трудового процесса отдельных ремёсел, профессиональных занятий и специальностей.

Варианты понимания слова «профессия» в научных и научно-практических текстах разнообразны и диктуются сферой исследования. В психологии она осмысливается как область приложения физических и интеллектуальных сил человека, как определенная квалификация, опытность специалиста, в истории - как общность людей, занимающаяся конкретным ремеслом в определённый период исторического развития, в социологии - как система выполняемых человеком трудовых функций, как социально фиксированный трудовой пост. Но этот термин невозможно отделить от нравственных корней, от духовной составляющей. Этимологически слово «профессия» восходит к латинскому ргоШеоп — «говорить публично», что осмысливалось в свое время как «объявлять другим о своем деле, занятии, специальности». Уже в наименовании скрыт нравственный смысл - публично можно заявлять только о том, с чем у человека связано чувство гордости, чтобы привлечь внимание общества, чтобы кто-то узнал в продукте деятельности предмет своей потребности, чтобы состоялся диалог, обмен ценностями. Таким образом, в становлении феномена профессии исконно заложены и культурологические смыслы.

Невозможно рассуждать о трудовых праздниках, не обратившись к истокам развития корпоративных, или цеховых, отношений в далёком Средневековье в странах Европы. Именно там были заложены нравственные основы многих профессиональных систем, кодексов чести профессионала, осознано, что, только предъявляя повышенные требования к себе, можно добиться высокого качества производства.

Первые цеховые организации упоминаются в Италии в X в., во Франции, Англии и Германии — в XI—XII вв. Истоки цехов можно обнаружить в религиозных братствах, возникавших в Северной Европе. Такие братства формировались из прихожан одной церкви для исполнения похоронных обрядов и празднования дня местного святого-покровителя. Вполне естественно, что при встречах члены братства обсуждали и вопросы коммерческого характера, а отсюда легко могла возникнуть ассоциация, основной функцией которой было регулирование усилий разных людей в конкретном ремесленном производстве. Наибольшее число цехов возникло во второй половине XII и в XIII веках. Возникали цехи по узким специальностям — в текстильной промышленности появились цехи прядильщиков, ткачей, красильщиков, сукновалов, чесальщиков шерсти и др. Из цеха кузнецов выделились цехи оружейников, ножовщиков и др. В крупных городах количество цехов доходило до нескольких сотен. В Париже в XIV в. было 350 цехов, в Лондоне —60, в Кельне —50. В истории Европы Германия, Франция, Англия и Голландия обладали передовыми тенденциями развития, поэтому многое из них было перенесено в другие страны.

Полноправными членами цехов были только мастера, самостоятельно ведшие своё хозяйство, являвшиеся собственниками орудий труда, ремесленной мастерской, в которой трудились вместе с подмастерьями и учениками. Иными словами, членство в цеховом сообществе выделяло человека из общего ряда, определяло его статус как умельца, способного создать шедевр, обладающего секретами мастерства, отмеченного «печатью Всевышнего».

Здесь уместно вспомнить о том, что исконные традиции приписывают овладение мастерством народных ремесел дару богов, им покровительствующих. В основе ремесел лежат сакральные знания, вынесенные в слой повседневной жизни, передаваемые изустно, распространявшиеся только в среде посвящённых. В древнегреческой мифологии богам приписывалось не только покровительство, но и обучение ремёслам, привнесение в мирскую жизнь основ мастерства. «Жертвоприношения этим богам, молитвы святым и почитание их в определённые дни способствовали осмыслению высшего предназначения той или иной деятельности, её священного смысла, формировали основы профессиональной морали» [3].

В Средневековье в основе существования цехового сообщества помимо производственного интереса лежали два элемента: культ святого, которого оно просило о покровительстве1, и владение часовней, которая использовалась не только для этого культа, но также и для собраний членов братства. Некоторые покровители стали в каком-то смысле традиционными: св. Юлиан для музыкантов, св. Иосиф для плотников, св. Криспин для башмачников. По мере возвышения культа святых в Европе усилился и их патронат над всеми сферами производственной деятельности людей. Святые стали считаться покровителями отдельных профессий, а так-

же некоторых состояний человека и отдельных периодов его жизни.

Цеха распространяли своё влияние на все стороны жизни ремесленников: наблюдали за соблюдением правил поведения, организовывали взаимопомощь, являлись ячейками городского ополчения, выступали совместно в религиозных процессиях и т.д. В культурно-бытовом отношении цех были средоточием городской празднично-обрядовой жизни.

К дням святых покровителей обычно приурочивались ярмарки, проведение которых было твердо фиксировано по времени года и соотносилось с церковным календарем, с тем чтобы обеспечить максимальное стечение народа, устраивались шествия и процессии. Происходило совмещение религиозной и цеховой акций, составлявших общегородской народный праздник.

Первоначально в праздниках цеховых сообществ главным действующим лицом был мастер, с гордостью демонстрирующий владение орудием своего ремесла. В организации праздников цеха, корпорации, товарищества нередко соперничали друг с другом в усердии и изобретательности в убранстве улиц и подготовке «entremets» — спектаклей-пантомим или живых картин, почти всегда сопровождавших народные праздники. Случалось, что ремесленный цех или братство брали на себя постановку мистерии: в 1443 и 1450 гг. «парижские башмачники» устроили и представили мистерию о святых Криспине и Криспиниа-не, покровителях своего цеха.

Одной из форм праздничного общения были танцы, устраиваемые в специальных «танцевальных домах» близ ратуши. Ремесленники танцевали с гирляндами, обручами, мечами. До сегодняшнего дня дошли воспоминания об удивительной пляске нюрнбергских ножовщиков — они располагались широким кругом и, ритмично двигаясь в танцевальном движении, бросали вверх ножи, которые затем на лету ловили. Привыкнув за работой обращаться с разного рода инструментами, они переносили эту привычку на танцы, где меч или обруч легко поддавались привычным манипуляциям. Танец мечей особенно любили сапожники и слесари. Существовали даже специальные фехтовальные школы, где обучали владению оружием, чтобы в танце можно было блеснуть умением и ловкостью. Традиционно исполнялся «Танец мечей» — танцовщики по отдельности или группами ловко управлялись с мечами; один сшибал монеты, лежащие на головах мальчиков, другой прыгал между воткнутыми в землю в виде разных фигур (например, розы) мечами; затем все скакали и прыгали. Те же движения могли проделываться с обручами, прутьями, флагами. Во главе общего танца находился «король», который, как дирижер, распоряжался музыкой, движениями танцоров.

В 1350 году чума навела тяжелейшее отчаяние на Мюнхен. Тогда бондари вышли на улицу и стали своими танцами развлекать горожан. Это принесло реальную пользу в поднятии духа, вследствие чего бондарям дали право один раз в семь лет устраивать танцы на улицах города, что они и проделывают до сих пор. Одним из таких танцев-развлечений бондарей был «танец со стаканом на голове»: танцор выделывал всевозможные па, пролезал в «ворота» - основная его задача при этом состояла в том, чтобы не пролить ни капли из кружки. Нечто похожее на контрданс, исполнявшееся сначала перед королевским дворцом, потом перед домами министров и прочих знатных лиц, В конце танца обручи и гирлянды, так-

же участвовавшие в качестве атрибутов, ломались на куски, которые разбрасывались народу, весело хватающему цветы.

Помимо танцев ремесленники устраивали шествия и карнавалы (например, нюрнбергские шествия ряженых), праздники стрелков, лесорубов, праздники весны, иными словами, весь спектр выразительных средств использовался для привлечения внимания к цеху, гильдии, корпорации. Именно поэтому большое значение придавалось предметно-изобразительным украшениям. Например, гигантская колбаса, которую проносили через город мясники Кенигсберга. Немецкий автор сообщает: «Колбаса была 596локтей длины, весила 434 фунта и кроме других ингреди-ентов содержала в себе 36 свиных окороков. С веселыми песнями ее несли 91 подмастерье на деревянных вилах. По прошествии 18 лет мясники того же города сделали еще большую колбасу — в 1005 локтей длины... Ее несли 103 подмастерья в сопровождении музыки. Затем она была съедена в компании с хлебопеками, которые, следуя примеру мясников, испекли из 12 четвериков муки 6 колоссальных кренделей и 8 огромных хал, каждая по 5 локтей длины». После мессы, как правило, в самой часовне устраивалось собрание, на котором выбирали руководство братства, а иногда и цеха. Церемония заканчивалась пирушкой, торжественное настроение сменялось шумным весельем, иногда переходившим в беспорядки. Но всё же в цеховых празднествах царила атмосфера мастеровитости, гордости за умение сделать что-то выдающееся в своём ремесле.

Несмотря на то что исходным пунктом средневековой праздничности был во всех случаях нраздник церковный, он, несмотря на все запреты, давал повод и для политико-светского мероприятия и дел, не обладавших религиозным характером, что в конечном счете способствовало обмирщению самого праздника. «Если средневековый праздник, как примято считать, служил укреплению существующего порядка, то это достигалось не в последнюю очередь благодаря тому, что он способствовал сплаву в единое целое мирского и духовного. Это типично средневековый феномен. И именно в этом «духовно-мирском праздничном симбиозе» заключается историческое значение средневековых праздников »[4 ].

Возвращаясь к современности, нужно сказать, что соблюдение цеховой морали, профессиональной нравственности имеет множество проявлений и сегодня. Одним из примеров может служить живущий в Узбекистане Шакир Камалов, кузнец в шестом поколении. Свое ремесло он считает из всех самым главным, поскольку ни один мастер не может обойтись без инструментов, а они, как правило, железные. Конечно, сегодня все можно купить в магазине, но настоящий мастер ширпотребом пользоваться не станет, а закажет себе инструмент по руке.

Согласно цеховому уставу, юноше, принадлежащему к семье потомственных мастеров, не нужно проходить обряд посвящения. Будущих кузнецов приучают к ремеслу с детского возраста. Сначала они выполняют простые операции. Постепенно задания становятся все сложнее, и годам к пятнадцати подросток уже трудится наравне со старшими. Работа кузнеца тяжелая и вредная. Редко кто доживает до старости. Шакир знает своих предков до четвертого колена, и только один из мужчин в его семье умер после семидесяти. «Кто кузнечным ремеслом занимается, он должен знать, что это ремесло самое священное. Человек, который работает с железом, должен очень профессионально относиться к своей

работе. Чугь малейшая ошибка, и без руки останешься или без глаза. В уставе у нас строго-настрого записано: соблюдай правила кузнечного ремесла». И все же как ни важны правила, отнюдь не только строгостью их соблюдения определяется уровень мастерства. У настоящего кузнеца всегда есть секрет, который делает его изделия непохожими на все другие. Ус то Шакир как раз из таких, штумных работников. Каждая ремесленная профессия в Узбекистане имеет своего пира - святого покровители, который считается основателем данной профессии. У резчиков по дереву это пророк Ной, у ткачей - пророк Енох, у кузнецов - царь Давид.

К сожалению, профессиональные праздники, являющиеся во всём мире неотъемлемой частью праздничной культуры, в нашей стране часто ассоциируются лишь с Днями профессий, проходившими по определяемым ;:ра:;дничным календарём воскресеньям и вызывавшими из-за формализма их празднования иронию у большинства населения. В то время как праздники профессий имеют различные модификации, формы, но служат важным целям — развитию профессионального самосознания, укреплению престижа профессии, привлечеиию молодёжи в ту или иную сферу деятельности и т. п.

Анатолий Ехалов, член Союза писателей, журналист, кинодраматург, публицист, создатель телевизионной программы «С Ехалопым по Вологодчине», провёл исследование взаимосвязи формирования профессионального самосознания человека, восстановления национальной культуры и процесса возрождения так называемых «местных» праздников. В ого работе основополагающей является мысль о том, что только в процессе возрождения хозяйственности, мастеровитости и самобытности возможны осмысление и становление личностной уникальности человека, способного прогнозировать свой профессиональный рост, поступки и поведение.

В качестве примера А. Ехалов приводит несколько необычных, с точки зрения современного восприятия, праздников, организованных инициативной группой на вологодской земле. Все они имели общую основу в качестве конкурса профессионального мастерства. В музее деревянного зодчества под Вологдой, недалеко от Спасо-Прилуцкого монастыря, в августе ¡2001 года состоялся конкурс плотников с названием «Праздник топора». Основываясь на традиции возведения обыденной часовни,2 профессиональные плотники построили часовню во имя Ильи Пророка. В ходе конкурса показали свое мастерство несколько тысяч человек разных профессий. Работа шла последовательно по всем этапам строительства. А. Ехалов отмечает любопытный факт: «...время проведения праздника совпало с ненастьем, над областью то тут, то там собирались грозы, Вологду буквально заливало ливнем, Но в местности, где проходил праздник, всё время сияло солнце - такая колоссальная энергия шла от людей к небу» [5]. Праздник вылился в чествование всех участников строительства, выражение благодарности жителей поселка строителям храма.

В 2002 году на родине Николая Рубцова в селе Никола был проведён конкурс животноводов и доярок, получивший название «Праздник коровы». Настоящим героем его стал крестьянский труд - соревновались косари, доярки, зоотехники, маслоделы и т. д. Казалось бы, зачем в нашем индустриальном и техногенном XXI веке проводить конкурс мастеров практически забытых профессий? Ответ дал один из участников, сказавший, что так же, как ребёнок

сначала учится читать по слогам и только после этого начинает читать бегло и много, так и современный специалист не может быть успешным, не имея возможности постигнуть азы крестьянского труда. Он также отметил, что в эти дни явственно почувствовал себя наследником многовековой трудовой истории Руси. Безусловно, образная основа праздника помогла проникнуться этим настроением всем участникам конкурса.

На северо-западе Нидерландов в местечке Шатен более 100 лет проходит ежегодная выставка-фестиваль крупного рогатого скота. Из года в год на праздник со всей окрути съезжаются фермеры, чтобы похвастаться своими коровами необычной бельгийской сине-белой породы и вместе с ними поучаствовать в многочисленных конкурсах, в которых оцениваются всевозможные качества животных. В основном оценивается чистота породы, так, владелец бельгийской буренки может получить приз за «самую упитанную корову», «самую дойную», «самую красивую» и так далее.

Столь же поэтично проходил «Праздник коня» в Ростове. Помимо коневодов в нём принимали участие члены военно-исторического клуба «Ратник», в качестве художественного образа были выбраны сказочные волшебные котлы с кипятком, ключевой водой и молоком. Это использовалось для придания особой художественной атмосферы массовому празднику, превращение в мастеров проходило в конкурсной программе на конезаводе, где участники буквально потрясали жюри и зрителей своим мастерством.

Ещё одним ярким примером осмысления трудовой деятельности посредствам праздника служит «Праздник огурца» в старинном вятском селе Исто-бенск, который проходит ежегодно с 1997 года. Идея его проведения родилась не на пустом месте — огуречный промысел живёт здесь почти три столетия. Старожилы вспоминают, как их деды просили в день Фалалея-огуречника, чтобы рассада взошла и урожай был обильным, и как носили в местную церковь на Ильин день овощи для освящения. Селу Исто-бенск скоро исполнится 250 лет. За это время в нём сменилось много промыслов: выведена порода молочных коров «истобенская», делали здесь знаменитые «вятские гармошки», ремесленники изготавливали шкатулки из капокорня. А вот огурцами занимается всё население до сих пор. В селе само собой возникла своеобразная хозяйственная система: одни растят, заготавливают огурцы, другие делают бочки, третьи закупают продукцию и занимаются доставкой её на рынки. И так уже долгие десятилетия. Праздник связывает интересы очень многих людей и даёт им реализоваться в яркой, публичной и привлекательной форме.

Приведённые примеры лишь приоткрывают завесу над уходящим в глубь веков феноменом профессиональных праздников, который требует дальнейшего культурологического осмысления, позволяют взглянуть на них в контексте развития современной культуры и её ценностей. Хочется верить, что станет традицией «Праздник хрусталя» в Гусь-Хрустальном, «Праздник масла» в Вологде, «Праздник омуля» на Байкале, на Дальнем Востоке — «Праздник гейзеров», в Астрахани — «Осетровый праздник».3 Ведь именно праздник позволяет взглянуть на привычное и обыденное с неожиданной стороны, увидеть скрытые возможности для возрождения утраченного или приобретения нового. Но для того чтобы это произошло, необходим организаци-онныйтолчок, отправная точка. Именно уважая профессионала, его основательность, можно предвидеть будущее профессионального праздника, всесторонне изучая его культуросозидающие смыслы, и тогда он, безусловно, послужит делу возрождения российской трудовой культуры.

Примечания

1 Как правило, покровителем профессии становится святой, в мирской жизни занимавшийся ремеслом, которому он покровительствует.

2 Строительство храма за сутки — от восхода до заката, в честь какого-либо события или для избавления от напастей.

3Варианты праздников предложены И. Захаровым в ст. «Некоторые выводы относительно новых местных праздников» в Бюллетене «Рекламное измерение».

Библиографический список

1. Хренов Н. Мифология досуга./H.A. Хренов - М.:ГРЦРФ, 1998. - С. 417.

2. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. /М.М. Бахтин — М.: 1990. — С. 139.

3. Протанская Е. С. Профессиональная этика. Моральная пропедевтика делового поведения. /Е. С. Протанская — СПб.: Алетейя, 2003. - С. 25.

4. Ястребицкая А. Л. Праздники и торжества в средневековой Европе в свете современных исследований: темы, проблематика, подходы к изучению. (Обзор материалов конференции вПадерборне) /А. Л. Ястребицкая,М.: 1989. - С. 105.

5. Ехалов А. / журнал «Праздник», №1, 2003.

АЛЕКСЕЕВА Е.В., соискатель.

Дата поступления статьи в редакцию: 12.11.2006 г. © Алексеева Е.В.

Книжная полка

Соколова М.В. Мировая культура и искусство: учеб. пособие /М.В.Соколова. - 2-еизд.,испр.идоп. -М.: ИЦ «Академия», 2006. - 368 с.

В учебном пособии систематизированы наиболее важные факты и главные тенденции мировой культуры и искусства, рассмотрены основные этапы развития художественной культуры от первобытности до XX в. Мировая культура Востока, Запада и России представлена как единое целое при всем многообразии ее проявлений.

Для студентов вузов. Может быть полезно учителям, преподавателям, а также всем интересующимся вопросами культуры и искусства. Рекомендовано УМО.

УДК 793 (571.121)

в. п. красильников

Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург)

СИСТЕМА ТРАДИЦИОННЫХ ИГР И СОСТЯЗАНИЙ В САМОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ СИБИРИ (на примере хантов)

Статья написана на основе материалов, полученных в результате экспедиций (проводимых с 1990 по 2006 гг.) в местах компактного проживания одного из древних народов Западной Сибири - хантов (в Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономном округе), а также изучения специальной и архивной литературы [1,2,3].

Легенды и былины, героические песни, сказки донесли до нашего времени информацию о том, что в древности у хантов существовали специальные площадки для игр и состязаний, на которых состязались в силе известные хантыйские богатыри. В этих соревнованиях часто участвовали и «иностранные» богатыри - представители других народов. Богатыри состязались в беге, в стрельбе из лука, в переламывании руками костей различных животных. В статье представлены наиболее распространенные среди хантыйского народа традиционные игры и состязания [1].

В результате исследований была выявлена эффективная система традиционных игр и состязаний, позволяющая последовательно и в короткие сроки готовить подрастающее поколение сибиряков к выживанию в экстремальных климато-географичес-ких условиях Севера. Приводим в своей статье ряд наиболее распространенных традиционных игр и состязаний хантов.

Метание шишек - «Пэв юхнат»

Играют в эту игру весной и летом на открытых местах (лесных полянах, дороге) мальчики и девочки. В игре участвует от двух до пяти человек. Для игры из гибкого прутика черемухи или тальника выстругивают палочку длиной 60 — 80 см, диаметром 1 — 2 см. Один из концов палочки заостряют. Игроки собирают шишки и складывают их в кучку у линии, которую проводят поперек дороги, поляны.

Игра с палочкой - «Тюркэмлэли»

Играют б нее летом на песчаном берегу реки, на поляне возле домов. В игре принимают участие только мальчики. Количество играющих не ограничивается. Каждый игрок изготавливает для себя палочку из любого дерева длиной 40 - 45 см, диаметром 2,5 — 3 см. Палочка заостряется с двух концов.

Игрок встает у линии, протыкает прутиком шишку так, чтобы она могла сорваться при броске с палочки, размахивается и бросает ее как можно дальше вперед. Место падения шишки отмечает судья или кто-то из игроков веточкой, камешком или другим предметом. Затем по очереди метают шишки другие игроки. Побеждает тот игрок, который дальше всех метает шишки.

* о

Игрок берет палочку за один конецтремя пальцами и подбрасывает ее как можно выше вверх, приговаривая при этом заклинание: «Тюркемо! Тяк! Тяк! Тяк!» Палочка должна воткнуться в землю строго вертикально. Если она втыкается наклонно, игроки определяют угол наклона «на глазок». В том случае, когда угол оказывается меньше 45", попытка не зас-читывается. Каждый из игроков подбрасывает палочку по одному разу. Лучшим признается игрок, у которого палочка втыкается в землю вертикально или близко к вертикали.

«Деревянная нога» - «Юх кур»

Игра проводится летом на дороге или на берегу реки. В ней участвует от 5 до 10 человек. Каждый игрок изготавливает себе ходули из достаточно толстых стволов березы, черемухи длиной до 2 м и толщиной 5-8 см. На расстоянии 50 см от основания заготовок для ходулей оставляют ветки-отростки, опиливают их так, чтобы можно было вставать на них ногами. Кору с жердей снимают, а поверхность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.