24. Современные концепции культурного кризиса на Западе. - М.: ИНИОН, 1976.
25. Степин В. С. Проблемы аксиологического базиса современного образования //Вопросы философии, 1999, № 3.
26. Тюков А. А. Фундаментальные законы образования человека. М., 1998. 237 с.
27. Философия образования для XXI в. / под ред. Н. Н. Пахомова, Ю. Б. Тупалова. - М., 1992.
28. Швырев В. С. Проблемы философии образования и современная неклассическая рациональность // Мир психологии, 1999, № 3.
УДК 796 (091)
ББК Ч513
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ НАРОДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
В. В. Ягодин
Народная физическая культура Средневековья ^-ХУП вв.) наибольшим изменениям подвергалась в Европе, куда с Востока переместился центр мировой цивилизации. С развитием городов и ремесленничества происходит расслоение народной культуры на крестьянскую и городскую, истоки последней находятся также в деревенской культуре.
Средневековое европейское крестьянство составляло три группы: свободные, поземельные и лично зависимые крестьяне [7, с. 280]. Основными приверженцами народной культуры и хранителями ее традиций были представители второй и, особенно, первой группы крестьян. Именно они были заинтересованы в неизменности существующего уклада жизни, тем более что крестьянское хозяйство, особенно в раннем Средневековье, было натуральным. Целью народной деревенской педагогики было формирование личности крестьянина, сильного и выносливого труженика земли, однако готового в любой момент сменить плуг на оружие и выступить под знаменами сеньора или короля, а может быть, против них, так как тяжелый феодальный гнет нередко приводил к восстаниям. Народная культура призывает к дисциплине и трудолюбию, к стремлению улаживать конфликты миром, поэтому крупных восстаний было относительно немного: Жакерия (1358) во Франции; под предводительством Уота Тайлера (1381) и братьев Кетов (1549) в Англии; Крестьянская война в Германии (1525). Вместе с тем в эпоху позднего феодализма и Реформации
(XV - первая половина XVI в.) народное движение, хотя и в скрытой форме, стало носить массовый характер, что послужило предтечей буржуазных революций XVII-XVIII вв. Кроме того, эти события показали хорошую физическую подготовку и прекрасное владение орудиями труда, которые в руках крестьян могут превращаться в минуту опасности в грозное оружие. С вилами, молотами, палками, цепями, цепами, топорами, косами они успешно сражались против хорошо вооруженных и обученных рыцарей и наемников.
В это жестокое для крестьянства время были регионы, которые смогли сохранить в полной мере богатства народной физической культуры, уходящей корнями в период родового строя. В лучшем положении оказались деревни, где вследствие устоявшегося натурального хозяйства и сильной взаимозависимости правящая верхушка, составляла меньшинство, и крестьяне были связаны тесными патриархальными узами (села басков, французских Арденн, Бретани, Ирландии, Шотландии, Балкан и Кавказа). То же можно сказать о странах, где деревни с помощью близлежащих городов сохранили относительную независимость или вследствие других благоприятных условий рано ослабили отношения прямой зависимости от феодалов (Англия, Швейцария, Северная Италия, Голландия, страны Скандинавии, окрестности немецких и французских городов).
В Х1-ХУ вв. в Западной Европе не стало крепостных слуг, от барщины постепенно перешли к натуральному и денежному оброку. Улучшение положения крестьянства создавало благоприятные условия для формирования специфической крестьянской физической культуры в рамках народно-национальных традиций.
Деревенским детям с самого раннего возраста приходилось выполнять не только сугубо крестьянскую работу, но и осваивать много различных ремесел: шорника, кузнеца, плотника, ткача, портного и т. д. Это требует овладения целым рядом двигательных навыков и развития разнообразных двигательных качеств. Народные традиции, в которых физическая культура тесно связана с трудовым воспитанием и которые идут еще из Каменного века, продолжают и развиваются. Как и предки эпохи Древнего мира, крестьянские дети получают первые комплексные уроки физического, трудового, нравственного и экологического воспитания в своей семье. Трудовые умения совершенствуются в совместной со взрослыми работе в поле и на крестьянском подворье. Навыки физических упражнений отрабатываются в играх и состязаниях со сверстниками. В это время молодежные дома перестают функционировать, однако традиции посвящения, связанные с испытаниями физических качеств в деревнях, живших в то время коммунами (общинами), сохранялись.
Общественный контроль за уровнем физической и военной подготовки продолжает существовать на многочисленных семейных и народных праздни-
ках (религиозных, сельскохозяйственных) и в дни, свободные от крестьянского труда, где организовывались различные мероприятия, связанные с физическими упражнениями (состязания, военизированные игры, забавы, танцы). Состязания проводились с учетом возраста участников. Отдельно выступали подростки, юноши, неженатые мужчины, зрелые (женатые) мужчины. Женщины, как правило, соревновались лишь между собой, но в забавах и танцах принимали участие юноши и девушки одновременно. Решающее слово в определении победителей было за общиной. Чемпионы на скачках или в борьбе, сильнейшие метатели камней, самые выносливые танцоры и ловкие охотники получали общественное признание, материальные и социальные привилегии. Им давали лестные прозвища: «парень года» (Европа), «калиф на час» (Восток). В Дагестане победителя в беге называли «чаушем», родственники навешивали на него оружие и водили по аулу [1, с. 73]. Все это утверждало высокий социальный статус физической культуры в глазах молодых людей, являлось стимулом для занятий физическими упражнениями.
В период развитого феодализма с формированием больших городов в Европе происходит расслоение народной культуры на крестьянскую и городскую. Носителями городской народной культуры были ремесленники, подмастерья, ученики мастера, чернорабочие, мелкие торговцы. Купцы средней руки, интеллигенция и зажиточные ремесленники тяготели как к народной, так и к элитарной культуре.
Среди носителей городской народной культуры более всех в укреплении ее традиций были заинтересованы члены цехов ремесленников. Корни этого слоя населения города уходят в крестьянство, так как именно самые мастеровитые, смелые и энергичные крестьяне уходили из деревни от феодального гнета и начинали собственное дело. Благодаря своей энергии, трудолюбию, настойчивости ремесленники обрели стабильное, вполне безбедное существование, которое им хотелось бы закрепить для своих потомков. Речь идет о мастерах, поскольку в члены цехов ремесленников не принимались даже подмастерья, не говоря уже об учениках,. Прием в полноправные члены цеха представлял собой достаточно серьезный ритуал, одним из основных компонентов которого были физические упражнения. Вначале они отражали трудовые процессы, наиболее выразительно символизирующие занятия кузнеца, мясника, каретника, сапожника и т. п. Со временем стали устраивать состязания в борьбе или стрельбе из лука, метании или поднимании камня, прыжках в воду или плавании. Перед приемом в цех давали время на подготовку, чтобы соискатель этого статуса достойно представил свой коллектив. Непременным компонентом ритуала посвящения в члены цеха были хороводные танцы и импровизации с элементами акробатики Важность хорошей физической подготовки для члена цеха ремеслен-
ников объяснялась не только слабой механизацией их труда, но и тем, что каждый цех участвовал в охране города и выставлял отряд в городское ополчение. В это время организуются цеховые общества, где велось обучение различным видам спорта. Так, в Польше возникло «Братство куркове» - объединение, члены которого оттачивали мастерство стрельбы из лука и арбалета и деятельность которого регламентировалась цеховым уставом [4, с. 321]. Кулачный бой был одним из наиболее популярных видов в «цеховых братствах» у чехов («пестни бой») и у хорватов («шаканье») [4, с. 336, 339]. Цеховые объединения ремесленников существовали не только в Европе. На территории Узбекистана выдерживалась строгая дефиниция цехов мастеров («усто») и учеников («шо-гирд»). Переход из учеников в мастера был также связан с рядом серьезных физических испытаний.
Поскольку такие ритуалы проходили публично, они играли значительную педагогическую роль. Каждый молодой человек из низших слоев общества хотел бы стать членом одного из цехов, так как это было связано с обеспечением ряда серьезных и надежных социальных гарантий.
Средневековые бюргеры пребывали в постоянной борьбе за независимость своего города от феодалов, духовенства и централизованной власти. Именно поэтому, ремесленники объединялись в цеха, а купцы в гильдии. (Помимо ремесленников, в цеха объединялись врачи, нотариусы, учителя, садовники, могильщики, жонглеры. К середине XIV в. в Париже было около 350 цехов, в Лондоне - 60, Кельне - 50 [7, с. 295]). Среди горожан существовало постоянное спортивное противостояние: между ремесленниками и купцами, между отдельными цехами и гильдиями, между жителями разных районов. Это стимулировало развитие народной физической культуры. Проводили состязания внутри цехов, между цехами, по территориальному признаку (например, улица на улицу). Часто состязания носили военизированный характер. Кроме достаточно известных видов (фехтование, борьба, кулачный бой, стрельба из лука) в каждом городе культивировались свои, порой уникальные, состязания. Так, лондонские ремесленники играли в мяч с битой, солевары на Эльбе соревновались в прыжках в воду, в Венеции проходили многочасовые соревнования по захвату моста («джульоко дель понте») [3, с. 105] и т. д.
Ремесленники продолжали и развивали унаследованные от крестьянской культуры традиции раннего приобщения детей к труду. При этом сызмальства воспитывалось не просто уважение к этому виду человеческой деятельности, но требование к выполнению любой работы на высоком качественном уровне. Общее собрание мастеров, главный орган управления цеха, строго следило за качеством продукции. Ремесленник, выпустивший плохое изделие, подвергался суровому наказанию. Так, в Лондоне за продажу неполновесной булки пекаря могли посадить в клетку и возить по городу для всеобщего позора [7, с. 294].
Продолжая традиции крестьянской культуры, семейное воспитание играло решающую роль в закладывании основ городской народной физической культуры. В это время начинается эволюция больших патриархальных семейных групп к малым нуклеарным семьям [2, с. 41]. В семье с самого раннего детства ребенок приучается к тем видам труда, которыми занимаются взрослые. Здесь же он получает первые уроки физической культуры, которые впоследствии совершенствуются в играх со сверстниками, в подражании взрослым атлетам, чемпионам различных состязаний, которые он наблюдает не только по праздникам, но и в выходные дни, когда ремесленники, подмастерья, чернорабочие выходили на городскую площадь или за город, чтобы продемонстрировать свои физические и морально-волевые качества.
Отношения светской власти к народной физической культуре в те времена были неоднозначны. В период раннего Средневековья, когда европейские королевства не обладали сильной централизованной властью, короли не имели постоянного места пребывания и кочевали с отрядом наемных солдат от одного феодального замка к другому, не имея регулярной армии, и король, и каждый дворянин («нобиль», «патриций», «гранд», «сеньор») были заинтересованы в хорошей физической подготовке простолюдинов («пополанов»), из которых в случае надобности организовывали в дополнение к рыцарям ополчение.
У наших предков в Киевском государстве (ІХ-ХІ вв.) и в период феодальной раздробленности (ХІІ-ХІУ вв.), бережно сохранялись и продолжали развиваться самобытные формы народной физической культуры, что явилось средством подготовки сильных, выносливых воинов, отражавших набеги мон-голо-татаров, литовцев и немецких рыцарей, шведов и поляков. Только за XIII-XIV вв. и первую половину XV в., русский народ выдержал свыше 160 войн с чужеземными захватчиками [6, с. 85]. Известна роль чешского народа, отстоявшего свободу в борьбе с немецкими рыцарями.
С усилением монархической власти и формированием регулярной армии в страхе перед крестьянскими волнениями европейская народная физическая культура предавалась гонениям. Так, только в Англии были изданы королевские указы, запрещающие игры в мяч: в 1314 г. (Эдуард II), в 1331 г. (Эдуард III), 1388 г. (Ричард II), 1401 г. (Генрих IV), 1415 г. (Генрих V), 1471 г. (Яков IV) [3, с. 138]. (Необходимо заметить, что игры с мячом той эпохи носили жесткий атлетический характер и содержали элементы единоборств). На территории Балкан, Украины, Белоруссии, России православная церковь отрицательно относилась к «бесовским игрищам». В России в 1551 г. вышел свод законов «Стоглав» с разделами, направленными против «еллинского беснования», в 1580 г. была выпущена книга семейной жизни «Домострой», где строго порицались детские игры и развлечения и даже шахматы названы «бесовским делом». В 1664 г. царь Алексей Михайлович указом запретил народные игры и физические упражнения.
Несмотря на указы и запреты, живой дух народа, его жизненная сила и энергия требовали выхода. Люди свято хранили свои вековые традиции. Горожане Рима, продолжая традиции языческих луперкалий, уходили в горы и проводили «тестако» - состязания в беге, прыжках с шестом в длину, борьбе, скачках. Жители Великого Новгорода и Москвы регулярно собирались на кулачные бои «стенка на стенку».
Расслоение народной физической культуры на крестьянскую и городскую во многом было условным. Это объясняется не только едиными корнями, но и множеством физических упражнений, пользующихся большой популярностью как у сельских жителей, так и у горожан (в Скандинавии - катание и состязания на лыжах и коньках, в Нидерландах - метание жерди и молота, в Венеции - регаты, в Швейцарии и в балканских странах - метание камня). Повсюду проводили скачки. Например, в Лондоне перед городскими воротами и на рыночной площади Смитфилд, регулярно организовывались бега и скачки с препятствиями, где наряду с горожанами выступали окрестные крестьяне [3, с. 104].
Гонения на народную физическую культуру, имевшие место в разные периоды Средневековья со стороны духовенства и светской власти, не смогли полностью затормозить ее развитие. В народе стремились сохранить издавна бытовавшие в их среде традиционные игры и упражнения, служившие им средством отдыха, подготовкой к тяжелому труду и борьбе против внешних врагов и своих угнетателей. Последний расцвет народной физической культуры, названный известным историком физической культуры Л. Куном «идиллией позднего Ренессанса» [3, с. 14], наблюдается в эпоху Возрождения. Это время не только многочисленных карнавалов, наполненных смехом и народным юмором, но и бесконечных народных и религиозных праздников, насыщенных состязаниями, забавами с проявлением физических качеств, выступлениями канатоходцев, акробатов, жонглеров. К примеру, во Флоренции можно было насчитать 70 народных праздников в году, а в Сиене - 120 [5, с. 134]. На родине Ренессанса, в Италии, в народе были настолько распространены различные состязания, что в Риме пришлось регламентировать их организацию специальным указом от 23 сентября 1469 г. Там предусматривалось время проведения и популярной женской регаты с участием окрестных крестьянок и римлянок, и знаменитой «пуньи» (бой деревянными мечами со сплетенными из прутьев шлемами на головах), и беговых состязаний цирюльников, носильщиков, каменщиков, виноделов и т. п. [5, с. 133].
К этому времени народные физические упражнения уже практически утратили культовый характер даже тогда, когда проводились на религиозных праздниках, зато усилились такие их функции, как гедонистическая и коммуникативная. Как в Древнем мире, для элиты общества, так сейчас для просто-
людинов, они в полной мере стали давать наслаждение не только тем, кто их выполняет, но и тем, для кого они являются зрелищем. Состязания - хороший повод для общения не только с давно известными людьми, но и с теми, кто живет в отдаленных окрестностях. Такое общение не могло ограничиться лишь спортивной тематикой. Здесь обсуждались политические, социальные, общекультурные, личные вопросы, что увеличивает когнитивное значение народной физической культуры того времени. Кроме того, для детей и молодежи это являлось действенным средством социализации, усвоения норм и культурных ценностей общества своего времени.
Итак, исследование народной физической культуры Средневековья приводит к следующим выводам:
• развитие народной физической культуры в данную эпоху происходило в рамках своих традиций, корни которых надо искать еще в родовом строе;
• происходит расслоение народной культуры на крестьянскую и городскую, истоки последней находятся также в деревенской культуре;
• основными носителями народной культуры, приверженцами ее традиций, были свободные и поземельные крестьяне - в деревне, а также ремесленники-члены цехов - в городе;
• в народной физической культуре усиливается роль семьи, где закладываются основы физического воспитания в тесной связи с трудовым, нравственным, эстетическим и патриотическим воспитанием;
• в народной физической культуре существенную роль продолжает играть общественность, выполняя контролирующую функцию (инициации - в деревне, и прием в члены цеха - в городе, а также в форме общественного мнения на спортивных мероприятиях с участием детей и молодежи);
• в народной физической культуре, возрастает значение гедонистической и коммуникативной функций, которые, в свою очередь, для подрастающего поколения играли когнитивную и социализирующую роль;
• к концу описываемого времени народная физическая культура достигла своего наивысшего расцвета, хотя до этого не раз в силу различных причин предавалась гонениям со стороны духовной и светской властей;
• народная физическая культура способствовала становлению личности человека, физически крепкого, жизнелюбивого (вопреки христианским догматам того времени) и жизнестойкого, привязанного к своему труду, верного вековым традициям, борющегося за свои права и достоинство, готового в случае опасности защитить свой дом и край;
• основным механизмом трансляции педагогического опыта в народной физической культуре остается традиция;
• основными каналами трансляции педагогического опыта в народной физической культуре являются родственники (первоначальное обучение), друзья и сверстники, (совершенствование двигательных навыков, физических, морально-нравственных и этических качеств; военно-патриотическое воспитание), старшие товарищи, (пример для подражания, самовоспитания), общественность (контрольные функции).
Литература
1. Агапов Ф. А. Физическая культура и спорт у горских народов Северного Кавказа. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1971.
2. Кон И. С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). - М.: Наука, 1988.
3. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта: Пер.
с венг. - М.: Радуга, 1982.
4. Мандзяк А. Воинские традиции народов Евразии /Под общ. ред. А. Е. Тараса. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2002.
5. Оливова В. Люди и игры: У истоков современного спорта: Пер. с чеш. -М.: ФИС, 1985.
6. Столбов В. В. История физической культуры: Учеб. для пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1989.
7. Энциклопедия для детей: Т. 1. (Всемирная история). - 3-е изд. перераб. и доп. / Сост. С. Т. Исмаилова. - М.: Аванта+, 1994.