Научная статья на тему 'Профессиональные планы выпускников школ в контексте ситуации на региональном рынке труда'

Профессиональные планы выпускников школ в контексте ситуации на региональном рынке труда Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
283
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА / REGIONAL LABOUR MARKETS / ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ / EMPLOYMENT POLICY / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PROFESSIONAL ORIENTATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / PROFESSIONAL IDENTITY / СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ / EMPLOYMENT SERVICE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Черкасова М. С.

Автор рассматривает профессиональное самоопределение выпускников школы как важный этап становления трудового потенциала будущего поколения работников. В статье описаны и проанализированы результаты анкетирования учеников выпускных классов Калужской области. Акцентировано выяснение уровня соответствия профессиональных планов молодых людей и потребностей рынка труда региона, активно наращивающего инвестиционный потенциал, создающего масштабные производственные проекты. Проведен анализ рынка труда Калужской области как активно развивающегося региона, на территории которого ежегодно создаются новые промышленные производства, где необходимы люди с начальным и средним профессиональным образованием, владеющие рабочими специальностями. Не хватает работников сферы обслуживания. Однако среди выпускников эти специальности не популярны: школьники настроены на получение высшего образования, чаще всего в сфере экономики и страхования. Лишь половина респондентов уверены, что свяжут свою карьеру с Калужской областью. Близость региона к Москве провоцирует миграцию молодых людей в поисках большего разнообразия мест обучения и работы, более высокой заработной платы. В итоге автор приходит к выводу о том, что профессиональные ориентации школьников не вполне соответствуют реальным нуждам областного рынка труда. Определены основные причины данного несоответствия: низкий уровень информированности школьников о региональном рынке труда, наличие стереотипов общественного сознания относительно высшего образования как гаранта успешного трудоустройства, низкий престиж рабочих профессий, оторванность программ подготовки специалистов в образовательных учреждениях от потребностей работодателей. Выдвинуты возможные варианты решения сформулированных проблем путем активизации межведомственного взаимодействия в целях представления актуальной информации для выпускников и их родителей, проведения экскурсий на вновь создаваемые предприятия, расширения масштабов дуального обучения, разработки специальных выгодных условий для молодых специалистов в рамках социальных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Черкасова М. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional plans of school-leavers in the context of the situation on regional labor market

This article considers the topic of professional self-determination of school-leavers as an important stage of labor potential’s formation of employees’ future generation. It describes and analyzes the results of Kaluga schoolchildren survey. The attention is focused on clarifying of level’s correspondence of young people’s professional plans and regional labor market’s demands; this market is growing investment potential and creating large-scale industrial projects. The analysis of Kaluga labor market is carried out. This region is quickdeveloping; on this territory new industrial enterprises are created. It means that the demand of primary and secondary professional education is growing. They need people with industrial specialties, and also there is a lack of service employees. But these specialties are not popular among the school-leavers: schoolchildren are interested in higher education, in most cases in the spheres of economics and insurance. Only 50% of school-leavers are sure that they will work in Kaluga. This region is close to Moscow and this fact provokes migration of young people for better places of work and studying and better wages. The author makes a conclusion that professional orientations of schoolchildren do not correspond to real demands of the oblast’s labor market. This article defines the main reasons of this mismatch: lack of information about the regional labor market, stereotypes of public mind concerning higher education as a guarantee for successful employment, low prestige of blue-collar jobs, mismatch of educational programs and employers’ demands. This article provides possible variants of these problems’ solutions: activation of interdepartmental interaction in order to provide urgent information for school-leavers and their parents, tours to new enterprises, broadening of dual education’s scales and development of special conditions in the frames of young specialists’ programs.

Текст научной работы на тему «Профессиональные планы выпускников школ в контексте ситуации на региональном рынке труда»

М.С. Черкасова, аспирант, кафедра прикладной социологии, Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва, Россия, [email protected]

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ В КОНТЕКСТЕ СИТУАЦИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ ТРУДА

Автор рассматривает профессиональное самоопределение выпускников школы как важный этап становления трудового потенциала будущего поколения работников. В статье описаны и проанализированы результаты анкетирования учеников выпускных классов Калужской области. Акцентировано выяснение уровня соответствия профессиональных планов молодых людей и потребностей рынка труда региона, активно наращивающего инвестиционный потенциал, создающего масштабные производственные проекты. Проведен анализ рынка труда Калужской области как активно развивающегося региона, на территории которого ежегодно создаются новые промышленные производства, где необходимы люди с начальным и средним профессиональным образованием, владеющие рабочими специальностями. Не хватает работников сферы обслуживания. Однако среди выпускников эти специальности не популярны: школьники настроены на получение высшего образования, чаще всего в сфере экономики и страхования. Лишь половина респондентов уверены, что свяжут свою карьеру с Калужской областью. Близость региона к Москве провоцирует миграцию молодых людей в поисках большего разнообразия мест обучения и работы, более высокой заработной платы. В итоге автор приходит к выводу о том, что профессиональные ориентации школьников не вполне соответствуют реальным нуждам областного рынка труда. Определены основные причины данного несоответствия: низкий уровень информированности школьников о региональном рынке труда, наличие стереотипов общественного сознания относительно высшего образования как гаранта успешного трудоустройства, низкий престиж рабочих профессий, оторванность программ подготовки специалистов в образовательных учреждениях от потребностей работодателей. Выдвинуты возможные варианты решения сформулированных проблем путем активизации межведомственного взаимодействия в целях представления актуальной информации для выпускников и их родителей, проведения экскурсий на вновь создаваемые предприятия, расширения масштабов дуального обучения, разработки специальных выгодных условий для молодых специалистов в рамках социальных программ.

Ключевые слова: региональный рынок труда, политика занятости, профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация, служба занятости населения.

Сфера занятости населения является одним из важнейших сегментов социально-экономического состояния общества, индикатором успешности его функционирования как системы. Актуальность темы очевидна не только на общественном макроуровне: для каждого индивида сфера занятости становится пространством саморе-

ализации и достижения определенного социального статуса. Начало профессионального пути — один из самых сложных этапов. Большинство молодых людей не имеют опыта работы и трудоустройства, четкого представления о собственных склонностях и возможностях, достаточной информации и связей в сферах трудовой деятельности.

дискуссия

журнал научных публикаций

Вместе с тем с точки зрения государственного управления молодежь является важнейшим ресурсом, который через несколько лет будет непосредственно формировать специфику экономики страны. Поэтому крайне важно обратить внимание на процесс профессионального самоопределения молодых людей, основы которого закладываются в школьные годы.

Настоящее исследование, посвященное изучению профессиональных планов будущих выпускников школ, про- :

водилось в Калужской области.

Регион является примером активной деятельности властей по привлечению инвестиций: только за 2013 год было открыто 13 промышленных производств с участием как российского, так и иностранного капитала. Объем прямых инвестиций на душу населения в 2013 году по сравнению с 2006 годом вырос в 10 раз. Ежегодно здесь создаются новые производственные кластеры с инновационной направленностью. Например, сфера фармацевтики и биотехнологий представлена масштабным развивающимся проектом, предполагающим создание на базе сети предприятий исследовательской инфраструктуры.

Развитие новых производственных направлений ставит перед властями новые задачи в сфере занятости, ведь отраслевая структура спроса на рынке труда трансформируется. Насколько создаваемая промышленная база нужна сегодняшним школьникам с точки зрения трудовых интересов, видят ли они себя будущими специалистами, готовыми работать на создаваемых предприятиях?

В качестве основного источника информации нами были использованы результаты опроса школьников Калужской области, проведенного в 2014 году Министерством труда, занятости и кадровой политики области, а также региональным Министерством образования и науки. В опросе приняли участие 10 667 респондентов — учеников 9-х и 11-х классов. Полученные данные представляется логичным анализировать

Более половины востребованных работников, в том числе в сфере обслуживания и промышленном

производстве, - специалисты с начальным профессиональным образованием: токари, фрезеровщики, сварщики, слесари. На работников со средним профессиональным образованием приходится 26% спроса работодателей.

с точки зрения уровня соответствия профессиональных планов школьников потребностям областного рынка труда.

По данным службы государственной статистики по Калужской области, 5% от численности экономически активного населения являются безработными1. Не будем забывать, что методика расчета численности безработных учитывает только зарегистрированных клиентов центров занятости. Около 50% людей, обращающихся в службу занятости, относятся к возрастной группе от 14 до 29 лет, половина из которых младше 17 лет2.

Убедившись в актуальности проблемы поиска работы для молодежи, обратимся к прогнозу кадровых потребностей различных отраслей экономики области.

Более половины востребованных работников, в том числе в сфере обслуживания и промышленном производстве, — специалисты с начальным профессиональным образованием: токари, фрезеровщики, сварщики, слесари. На работников со средним профессиональным образованием приходится 26% спроса работодателей. Развиваемая властями сфера туризма требует официантов и поваров, ветеринаров и животноводов, механизаторов и сантехников3. Учитывая тот факт, что с каждым годом в Калужской области появляются все новые производства, возникает дефицит работников, владеющих рабочими профессиями.

Каковы же планы самих выпускников?

Половина 9-классников собираются продолжить учебу в школе. Тем не менее по сравнению с предыдущим, 2013-м, годом число тех, кто поступает в учреждения среднего профессионального образования, увеличилось на 7%. Для экономики области этот факт можно расценивать как положительный.

Лидирующую позицию среди выбираемых выпускниками 9-х классов сфер деятельности заняла медицина. Самыми привлекательными являются культура и искусство, транспорт и связь, охрана правопоряд-

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

ка, спорт и туризм. Экономика и страхование также не теряют своих традиционно высоких позиций. Несколько снизился по сравнению с 2013 годом интерес к промышленности, что является для области тревожным фактом. Самые низкие показатели — у сельского хозяйства и сферы обслуживания, где спрос на специалистов очень высок.

Ситуация у 11-классников несколько другая: здесь экономика и страхование выходят на первый план. Выпускники в еще меньшей степени, чем 9-классники, видят себя работниками сфер бытового обслуживания, ЖКХ и сельского хозяйства. Стоит отметить также снижение интереса к промышленности. Это, на наш взгляд, есть свидетельство сложившихся стереотипов относительно низкой заработной платы, отсутствия перспектив карьерного роста и условий труда.

В действительности современные производства размещаются в крупных освещенных цехах, оснащены автоматизированным техническим оборудованием.

Практически никто уже не мечтает о романтичной профессии или о той, которая ассоциируется

с авторитетным человеком. Современные школьники адаптируются к ценностным ориентирам, диктуемым рыночной экономикой, им в большей степени, нежели их родителям, присущ реализм в отношении к карьере.

шения работников. Судя по предложениям, представленным на сайтах вакансий, заработная плата квалифицированного и опытного рабочего может конкурировать с зарплатой менеджера среднего звена.

Две трети (71%) 11-классников собираются поступать в высшие учебные заведения. Однако, напомним, что в структуре кадровых потребностей необходимы лишь 20% специалистов с высшим образованием, причем преимущественно с техническим.

При рассмотрении результатов опроса в гендерном аспекте выяснилось, что девушкам свойственнее выбирать гуманитарные специальности, управленческую и экономическую сферы деятельности. Но здесь низка востребованность специалистов с высшим образованием, и это одна из причин того факта, что у безработицы в России — преимущественно «женское лицо». Период безработицы для женщин — более продолжителен, они чаще обращаются в центры занятости за помощью.

Среди основных

В коллективах большинства предприятий факторов, влияющих на выбор профессии

существует своя корпоративная культу- старшеклассниками, лидирующую позицию

ра, а управленческая структура выстроена заняло мнение родителей. Отметим, что

с учетом возможности должностного повы- материальное положение семьи как фак-

дискуссия

журнал научных публикаций

тор, напротив, теряет свою актуальность по сравнению с данными прошлого года. Причем 11-классники все же чаще 9-класс-ников выбирали данный вариант ответа. Возможно, это связано с более реалистичным взглядом на будущее.

К 11-му классу школьники в большинстве своем более детально изучают информацию об условиях поступления в вузы, о наличии общежития — при переезде в другой город, о стоимости обучения — при отсутствии бюджетных мест. Также стоит отметить, что 11-классники выбирали минимальное количество из предложенных ответов (при возможности выбора нескольких), что, на наш взгляд, свидетельствует об их большей уверенности и самостоятельности в принятии решения, касающегося их будущей профессии. Хотя 23% 11-классников на момент опроса все еще с ней не определились.

Среди характеристик профессий, влияющих на выбор, основными для школьников становятся заработная плата, соответствие личностным особенностям, наличие перспективы карьерного роста и профессионального развития. Практически никто уже не мечтает о романтичной профессии или о той, которая ассоциируется с авторитетным человеком. По нашему мнению, это связано с тем, что современные школьники адаптируются к ценностным ориентирам, диктуемым рыночной экономикой, им в большей степени, нежели их родителям, присущ реализм в отношении к карьере.

Связать свою карьеру с Калужским регионом планируют 51% респондентов. Отметим, что четверть опрошенных еще не решили, собираются ли они работать в области.

Близость Москвы является одновремен но положительным и отрицательным фак

Приближение восприятия школьников будущей профессии к реальной ситуации вполне возможно. Даже экскурсия на современный завод способна это восприятие трансформировать.

Организация целевых наборов студентов, а также возможность дуального обучения, когда практическая часть занятий проходит

на производстве, решает две проблемы: школьники будут четко представлять, какую именно профессию они получат, а выпускники будут обладать прикладными навыками и опытом.

является привлекательным для мигрантов из Центрального федерального округа и не только. С другой, миграционный отток идет в основном именно в столицу.

= По данным Калуга-стата, за 2013 год из Калужской области мигрировали 29 717 человек. Показатель миграции за последние пять лет возрос в среднем на 40%4. Поэтому важная задача региональных властей — создать условия для развития молодежи в области, не допустить утечки потенциальных кадров в другие регионы страны.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что профессиональные планы калужских школьников не вполне соответствуют потребностям регионального рынка труда.

Выделим основные причины данного несоответствия. Во-первых, это низкий уровень информированности о состоянии рынка труда области и страны в целом. Причем это касается не только самих школьников, но и их родителей.

Варианты решения данной проблемы нужно искать в сфере ведения Министерства труда. Это активизация профориен-тационной работы сотрудников службы занятости населения и организация межведомственного взаимодействия в целях информирования школьников. Речь идет об органах исполнительной власти, работодателях, образовательных учреждениях различных уровней, СМИ.

Вторая проблема, истоки которой находятся на более глубоком уровне, — стереотипы общественного сознания. Основной угрозой для региона, активно развивающего промышленное производство, является негативное восприятие рабочей специальности. Высшее образование как гарант финансового благополучия — еще один опасный стереотип.

Напомним, что мнение родителей яв-тором. С одной стороны, Калужский регион ляется определяющим для большинства

ДИСКУССИЯ t

журнал научных публикаций Ц

респондентов. Чем выше их социально-профессиональный статус, тем более выражена ориентация выпускников на получение высшего образования.

На наш взгляд, развенчание мифа о высшем образовании, а тем более популяризация рабочей профессии — крайне туманные цели. Но приближение восприятия школьников будущей профессии к реальной ситуации вполне возможно. Даже экскурсия на современный завод способна это восприятие трансформировать. Именно на современных школьников должно быть направлено внимание руководства предприятий, заинтересованного в решении кадровых вопросов на ближайшее будущее.

В сфере образования тоже есть косвенные причины несоответствия планов выпускников реалиям рынка труда. Школьники нацелены в первую очередь на поступление, у них нет четкого представления о дальнейшем применении полученной специальности.

Организация целевых наборов студентов, а также возможность дуального обучения, когда практическая часть занятий проходит на производстве, решает две проблемы: школьники будут четко представлять, какую именно профессию они получат, а выпускники высших и средних профессиональных учреждений будут обладать прикладными навыками и опытом.

Еще одно противоречие профессиональных установок школьников по отношению к калужскому рынку труда заключается в отсутствии уверенности в том, что они смогут найти достойную работу в своем регионе.

Причем предлагаемые властью условия должны быть конкурентоспособными в сравнении с условиями московских вакансий.

В первую очередь, по нашему мнению, необходимо не только разрабатывать специальные программы для молодых специалистов по поддержке в области жилищного обеспечения, но и активно информировать население региона о таких возможностях.

Учитывая все проблемные аспекты, касающиеся обострившегося в последнее время противоречия между профессиональными планами выпускников школ и реальными потребностями отечественной экономики, необходимо разработать и внедрить — при взаимодействии государства, сферы образования и общества в целом — социальные программы, которые могут помочь молодому поколению в выборе адекватной современному рынку труда и соответствующей личностным качествам сферы будущей профессиональной деятельности.

Литература

1. Ситуация на региональном рынке труда в I квартале 2014 года // Официальный портал органов власти Калужской области. URL: http://www.admoblkaluga. ru/main (дата обращения: 25.10.2014).

2. Аналитическая и статистическая информация / Министерство труда, занятости и кадровой политики Калужской области // Официальный портал органов власти Калужской области. URL: http://www admoblkaluga.ru/sub/trud/analitika/ (дата обращения: 27.08.2014).

3. Распоряжение Губернатора Калужской области «О формировании регионального прогноза потребности в кадрах на долгосрочную перспективу (7 лет)» от 1 июля 2013 г. № 65-р. // Система ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/15939618/#ixzz3NClRqUDh (дата обращения: 19.12.2014).

4. Общие итоги миграции населения // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики Калужской области. URL: http://kaluga-stat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/kalugastat/ru/ statistics/population/ (дата обращения: 20.12.2014).

PROFESSIONAL PLANS OF SCHOOL-LEAVERS IN THE CONTEXT OF THE SITUATION ON REGIONAL LABOR MARKET

M.S. Cherkasova, postgraduate, the department of applied sociology, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, [email protected]

This article considers the topic of professional self-determination of school-leavers as an important stage of labor potential's formation of employees' future generation. It describes and analyzes the results of Kaluga schoolchildren survey. The attention is focused on clarifying of level's correspondence of young people's

professional plans and regional labor market's demands; this market is growing investment potential and creating large-scale industrial projects. The analysis of Kaluga labor market is carried out. This region is quick-developing; on this territory new industrial enterprises are created. It means that the demand of primary and secondary professional education is growing. They need people with industrial specialties, and also there is a lack of service employees. But these specialties are not popular among the school-leavers: schoolchildren are interested in higher education, in most cases — in the spheres of economics and insurance. Only 50% of school-leavers are sure that they will work in Kaluga. This region is close to Moscow and this fact provokes migration of young people for better places of work and studying and better wages. The author makes a conclusion that professional orientations of schoolchildren do not correspond to real demands of the oblast's labor market. This article defines the main reasons of this mismatch: lack of information about the regional labor market, stereotypes of public mind concerning higher education as a guarantee for successful employment, low prestige of blue-collar jobs, mismatch of educational programs and employers' demands. This article provides possible variants of these problems' solutions: activation of interdepartmental interaction in order to provide urgent information for school-leavers and their parents, tours to new enterprises, broadening of dual education's scales and development of special conditions in the frames of young specialists' programs.

Key words: regional labour markets, employment policy, professional identity, professional orientation, the employment service.

References

1. Situatsiia na regional'nom rynke truda v Ikvartale 2014 ti v kadrakh na dolgosrochnuiu perspektivu (7 let)" goda [The situation on the regional labour market in the ot 1 iiulia 2013 g. N 65-r. [The disposal of the Gov-first quarter of 2014] Available at: http://www.admo- ernor of Kaluga oblast "On the formation of re-blkaluga.ru/main (accessed 25.10.2014). gional forecasting of staffing needs for the long term

2. Analiticheskaia i statisticheskaia informatsiia. Minister- (7 years) from 1 July 2013 N 65-R]. Available at: stvo truda, zaniatosti i kadrovoipolitiki Kaluzhskoi oblasti http://base.garant.ru/15939618/#ixzz3NClRqUDh [Analytical and statistical information. Ministry of la- (accessed 19.12.2014).

bour, employment and manpower policy of Kaluga re- 4. Obshchie itogi migratsii naseleniia. [The overall results gion]. Available at: http://www.admoblkaluga.ru/sub/ of the migration] Available at: http://kalugastat.gks.ru/ trud/analitika/ (accessed 27.08.2014). wps/wcm/connect/rosstat_ts/kalugastat/ru/statistics/

3. Rasporiazhenie Gubernatora Kaluzhskoi oblasti population/ (accessed 20.12.2014). "O formirovanii regional'nogo prognoza potrebnos-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.