Научная статья на тему 'Профессиональные ориентиры сельской молодежи: социологический анализ'

Профессиональные ориентиры сельской молодежи: социологический анализ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социологический опрос / профессиональные ориентиры / востребованность профессий / сельские школьники / сельская молодежь / sociological survey / professional guidelines / demand for professions / rural schoolchildren / rural youth

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Гайфуллин Андрей Юрьевич

В статье исследуются профессиональные ориентиры современных школьников общеобразовательных учреждений, проживающих в сельской местности. Представлены результаты социологического исследования по изучению профессиональных ориентиров сельской молодежи. Объект исследования: обучающиеся 7-11 классов общеобразовательных учреждений муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан в возрасте 13-17 лет. Методы используемые в статье: общенаучные методы, такие как анализ и синтез, а также социологический метод в виде анкетного опроса. В статье выявлены факторы, по которым школьники определяют престижность той или иной профессии. Установлено, что престижность той или иной профессии у школьников определяются в большей степени такими факторами как высокая зарплата (74,4%), возможности карьерного роста (60,7%), высокий социальный статус (51,4). Исследованы установки школьников на дальнейшее обучение. Установлено. что большинство учащихся планирует учиться дальше, при этом 42,6% планируют получить высшее образование, 23,1% среднее специальное образование, 13,8% среднее профессионально-техническое образование. Определена востребованность различных специальностей у школьников. по результатам исследования установлено, что наиболее популярными специальностями, по которым школьники хотели бы обучаться в будущем, являются инженерное дело, технологии и технические науки (28,3%), здравоохранение и медицинские науки (24,6%), искусство и культура (20,8%). При этом обучаться сельскому хозяйству и сельскохозяйственным наукам хотело бы только 3,7% опрошенных. Выявлено, что школьники оценивают такие профессии как предприниматель, бизнесмен, специалист в области компьютерных технологий, работник медицинской сферы как самые доходные в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional guidelines of rural youth: sociological analysis

The article examines the professional guidelines of modern schoolchildren of general education institutions living in rural areas. The results of a sociological study on the study of professional orientations of rural youth are presented. The object of the study: students of grades 7-11 of general education institutions of the municipal district of Tuymazinsky district of the Republic of Bashkortostan aged 13-17 years. The methods used in the article are general scientific methods such as analysis and synthesis, as well as a sociological method in the form of a questionnaire survey. The article identifies the factors by which schoolchildren determine the prestige of a particular profession. It was found that the prestige of a particular profession among schoolchildren is determined to a greater extent by such factors as high salary (74.4%), career opportunities (60.7%), high social status (51.4). The attitudes of schoolchildren for further education are studied. Installed. that the majority of students plan to study further, while 42.6% plan to receive higher education, 23.1% secondary specialized education, 13.8% secondary vocational education. The relevance of various specialties among schoolchildren has been determined. According to the results of the study, it was found that the most popular specialties in which students would like to study in the future are engineering, technology and technical sciences (28.3%), healthcare and medical sciences (24.6%), art and culture (20.8%). At the same time, only 3.7% of respondents would like to study agriculture and agricultural sciences. It was revealed that schoolchildren rate such professions as an entrepreneur, businessman, a specialist in the field of computer technology, a medical worker as the most profitable in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Профессиональные ориентиры сельской молодежи: социологический анализ»

DOI 10.47309/2713-2358-2024-3-174-187 УДК 316.7 JEL J24

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ^ННЦ^Н © Гайфуллин Андрей Юрьевич

ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий», г. Уфа, Российская Федерация Аннотация: В статье исследуются профессиональные ориентиры современных школьников общеобразовательных учреждений, проживающих в сельской местности. Представлены результаты социологического исследования по изучению профессиональных ориентиров сельской молодежи. Объект исследования: обучающиеся 7-11 классов общеобразовательных учреждений муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан в возрасте 13-17 лет. Методы используемые в статье: общенаучные методы, такие как анализ и синтез, а также социологический метод в виде анкетного опроса. В статье выявлены факторы, по которым школьники определяют престижность той или иной профессии. Установлено, что престижность той или иной профессии у школьников определяются в большей степени такими факторами как высокая зарплата (74,4%), возможности карьерного роста (60,7%), высокий социальный статус (51,4). Исследованы установки школьников на дальнейшее обучение. Установлено. что большинство учащихся планирует учиться дальше, при этом 42,6% планируют получить высшее образование, 23,1% - среднее специальное образование, 13,8% - среднее профессионально-техническое образование. Определена востребованность различных специальностей у школьников. по результатам исследования установлено, что наиболее популярными специальностями, по которым школьники хотели бы обучаться в будущем, являются инженерное дело, технологии и технические науки (28,3%), здравоохранение и медицинские науки (24,6%), искусство и культура (20,8%). При этом обучаться сельскому хозяйству и сельскохозяйственным наукам хотело бы только 3,7% опрошенных. Выявлено, что школьники оценивают такие профессии как предприниматель, бизнесмен, специалист в области компьютерных технологий, работник медицинской сферы как самые доходные в современных условиях.

Ключевые слова: социологический опрос, профессиональные ориентиры, востребованность профессий, сельские школьники, сельская молодежь.

PROFESSIONAL GUIDELINES FOR RURAL YOUTH: A SOCIOLOGICAL ANALYSIS © Gayfullin Andrey Yuryevich

Ufa University of Science and Technology, Ufa, Russian Federation

Для цитирования: Гайфуллин А.Ю. Профессиональные ориентиры сельской молодежи: социологический анализ / Уфимский гуманитарный научный форум. 2024. №.3 С.174-187. БОТ 10.47309/2713-2358_2024-3-174-187

Summary. The article examines the professional guidelines of modern schoolchildren of general education institutions living in rural areas. The results of a sociological study on the study of professional orientations of rural youth are presented. The object of the study: students of grades 711 of general education institutions of the municipal district of Tuymazinsky district of the Republic of Bashkortostan aged 13-17 years. The methods used in the article are general scientific methods such as analysis and synthesis, as well as a sociological method in the form of a questionnaire survey. The article identifies the factors by which schoolchildren determine the prestige of a particular profession. It was found that the prestige of a particular profession among schoolchildren is determined to a greater extent by such factors as high salary (74.4%), career opportunities (60.7%), high social status (51.4). The attitudes of schoolchildren for further education are studied. Installed. that the majority of students plan to study further, while 42.6% plan to receive higher education, 23.1% - secondary specialized education, 13.8% - secondary vocational education. The relevance of various specialties among schoolchildren has been determined. According to the results of the study, it was found that the most popular specialties in which students would like to study in the future are engineering, technology and technical sciences (28.3%), healthcare and medical sciences (24.6%), art and culture (20.8%). At the same time, only 3.7% of respondents would like to study agriculture and agricultural sciences. It was revealed that schoolchildren rate such professions as an entrepreneur, businessman, a specialist in the field of computer technology, a medical worker as the most profitable in modern conditions.

Key words: sociological survey, professional guidelines, demand for professions, rural schoolchildren, rural youth.

Введение. Развитие человеческого капитала в сельском хозяйстве, как одного из важнейших ресурсов современной инновационной экономики, в настоящее время сдерживается рядом подводных камней и негативных тенденций. Стратегическими угрозами развития сельских территорий и аграрного сектора экономики являются сокращение численности сельского населения, демографическое старение сельских регионов и снижение доли трудоспособного населения. Сельская молодёжь является одним из ключевых элементов в формировании рабочей силы в сельской местности. В условиях современной России важно изучать профессиональные ориентиры современных сельских школьников, поскольку это влияет не только на баланс трудовые ресурсов в регионе, но и существенным образом определяет продовольственную безопасность страны.

Цель исследования - провести социологический анализ профессиональных ориентиров школьников общеобразовательных учреждений, проживающих в сельской местности.

Объект исследования: школьники общеобразовательных учреждений, проживающие в сельской местности Республики Башкортостан (на примере муниципального образования - Муниципальный район Туймазинский район Республики Башкортостан).

Предмет исследования: профессиональные ориентиры современных школьников общеобразовательных учреждений, проживающих в сельской местности.

Задачи исследования: 1) выявить факторы, по которым школьники определяют престижность той или иной профессии; 2) оценить установки школьников на дальнейшее обучение; 3) определить востребованность различных специальностей у школьников; 4) выявить, какие профессии школьники оценивают как самые доходные в современных условиях.

Материалы и методы. Теоретико-методологическую основу исследования составила концепция профессионального развития Д. Супера [1]. Теория Д. Супера предполагает, что профессиональные предпочтения человека являются выражением его Я-концепции. У индивида формируется мнение о той или иной профессии, формируется его профессиональная самооценка. Профессия выбирается тогда, когда ее требования позволяют человеку играть роль, соответствующую его Я-концепции. Также в рамках исследования рассмотрены сценарная теория Э. Берна, концепция самоактуализации А. Маслоу, типологическая теория Дж. Холланда, теория компромисса реальности Э. Гинзберга и другие.

Проблема профессионального самоопределения личности относится к числу активно разрабатываемых, является объектом исследования разных наук. На основе анализа трудов отечественных ученых можно выделить комплекс методологических подходов к исследованию проблемы профессионального выбора современных школьников, основными из которых являются следующие.

1. Системный подход (Ананьев Б.Г., Беспалько В.П., Каган М.С., Немов Р.С., Щукина Г.И. и другие). Данный подход представляет собой процесс формирования профессионального самоопределения школьников к выбору профессии, как сложноорганизованную систему.

2. Деятельностный подход (Давыдов В.В., Игнатова В.В., Эльконин Д.Б. и другие). Рассматривает выбор профессии как практико-ориентированный процесс, обеспечивающий способность и готовность школьника к осознанному выбору профессиональной деятельности.

3. Личностно-ориентированный подход (Бондаревская Е.В., Сластенин В.А., Якиманская И.С. и другие). Предоставляет собой возможность рассматривать обучающегося в качестве субъекта профессионального самоопределения в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями, способностями, возможностями и потребностями.

4. Компетентностный подход (Блинов В.И., Зимняя И.А., Осипова С.И. и другие ученые). Позволяет рассмотреть готовность школьников к выбору своей будущей профессии как набор профориентационных компетенций, который станет результатом профориентационной деятельности.

5. Социо-культурный подход (Выготский Л.С., Лапин Н. И., Сорокин П.А. и другие ученые). Позволяет выявить факторы влияния различных общественных процессов на социальное и профессиональное самоопределение молодежи.

Проблемы профессионального выбора и профессиональных ориентиров молодежи не остаются без внимания современных исследователей.

Привлекательность сельских территорий для современной молодежи рассмотрены в работах Поповой М.В. [2], Югова Е.А. [3].

Исследователи затрагивают различные аспекты профессиональных ориентиров сельской молодёжи. Профессиональные ориентиры сельской молодёжи в аспекте миграции рассматриваются в работах таких авторов как Вознесенская Е.Д. [4], Ярмак О. В., Ткаченко А.Ю. [5], Грачева Н.А. [6].

Профессиональные ориентиры сельской молодежи с учетом жизненных ценностей исследованы в работах Гурьяновой М.П. [7], Бочаровой Е.В. [8], Шадрикова А.В. [9], а также в собственных исследованиях автора [10; 11].

Различия в профессиональном самоопределении городской и сельской молодежи изучены в работах Зинича А. В., Кондратьевой О. В. [12], Поваренкова Ю. П. [13], Гурьяновой М. П. [14].

Проблемы профессиональной ориентации сельской молодежи как комплексной социально-экономической задачи сельского развития рассмотрены в работах Новикова В. Г., Шестопаловой Е.В., Капранова М.С. [15], Кузнецовой А.Р. [16; 17] и других исследователей.

Однако несмотря на уже проведенные исследования, вопросы профессионального выбора не теряют своей актуальности. Необходимы актуальные исследования вопросов профессионального самоопределения школьников в учетом изменяющейся ситуации на рынке труда. Кроме того, на выбор профессии оказывают влияние региональные особенности рынка труда, а также место проживания молодого человека - город это или сельская местность. Отмеченные обстоятельства делают актуальными представленные в статье результаты исследования, проведенные на примере школьников, проживающих в сельской местности в Республике Башкортостан.

При анализе профессиональных ориентиров современной сельской молодежи использованы данные социологического опроса. Инициативное социологическое исследование проводилось кафедрой социологии и работы с молодежью Уфимского университета науки и технологий в IV квартале 2023 года.

Объект исследования: обучающиеся 7-11 классов общеобразовательных учреждений муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан в возрасте 13-17 лет. Туймазинский район называют «западными воротами» Республики Башкортостан, на западе граничит с Татарстаном. Административный центр района - город Туймазы, находится в 170 км от Уфы.

Генеральная совокупность исследования: облучающиеся 7-11 классов общеобразовательных учреждений муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан.

Выборка: квотная. Доверительная вероятность составила 95%, а доверительный интервал- 7%.

Общее число опрошенных - 850 человек, из них 60% - девушки, 40% -юноши. Структура опрошенных по возрасту: 13 лет - 27,7%, 14 лет - 27,5%, 15 лет - 27,5%, 16 лет - 9,6%, 17 лет - 4,9%, другое - 2,8%. Структура опрошенных по классу обучения: 7 класс - 32,6%, 8 класс - 25,3%, 9 класс - 32,2%, 10 класс -4,6%, 11 класс - 5,3%.

Метод сбора данных - онлайн-анкетирование с применением электронных форм сбора данных. Полученные результаты были проанализированы с помощью программы IBM SPSS Statistics.

Результаты и обсуждение. Результаты исследования показали, что по мнению учащихся, престижность той или иной профессии определяется высокой зарплатой (74,4%), возможностями карьерного роста (60,7%), высоким социальным статусом (51,4) (рис. 1.).

высокая зарплата возможности карьерного роста

высокий социальный статус

возможность общения с представителями органов власти

возможность ездить за границу другое

74,4

60,7

51,4

18,4 18,2

□ 4,5

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

Рисунок 1 - Рисунок 1 - Ответы на вопрос "По каким критериям Вы определяете престижность той или иной профессии?" (несколько вариантов ответов) (в % к числу

опрошенных)

Как показали результаты опроса, 47% школьников уже имеют опыт оплачиваемой работы (рис. 2).

□ Да

□ Нет

Рисунок 2 - Ответы на вопрос " Имеете ли Вы опыт оплачиваемой работы (промоутер, уборщик, расклейщик объявлений, курьер и т.д.)?"(один вариант ответа) (в % к числу

опрошенных)

В формировании профессиональных траекторий сельской молодёжи образование рассматривается как важный механизм социального восхождения. Большинство школьников 7-11 классов планирует учиться дальше, при этом 42,6% планируют получить высшее образование, 23,1% - среднее специальное образование, 13,8% - среднее профессионально-техническое образование. Точно не планируют в дальнейшем учиться 5%, а затруднились с ответом 15,6% опрошенных. В целом, мы видим, что для школьников доминирующей ориентацией является получение дальнейшего образования, преимущественно -высшего (рис. 3.)

□ да, планирую получить среднее профессионально-техническое образование

□ да, планирую получить среднее специальное образование

□ да, планирую получить высшее образование

□ нет, не планирую

□ затрудняюсь ответить

Рисунок 3 - Ответы на вопрос "Планируете ли Вы учиться дальше?" (один ответ) (в % к числу опрошенных)

Наиболее популярными специальностями, по которым школьники хотели бы обучаться в будущем, являются инженерное дело, технологии и технические науки (28,3%), здравоохранение и медицинские науки (24,6%), искусство и культура (20,8%). Сельскому хозяйству и сельскохозяйственным наукам хотело бы обучаться только 3,7% опрошенных (рис. 4).

инженерное дело, технологии и технические науки

здравоохранение и медицинские науки искусство и культура математические и естественные науки образование и педагогические науки науки об обществе

гуманитарные науки

сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки

другая

не планирую дальнейшее обучение

] 28,3

] 24,6

] 20,8

16,6

□ 11,6 ] 11,3 10,6

] 3,7

6,4

3,2

10

20

30

40

50

Рисунок 4 - Ответы на вопрос "По какой специальности Вы хотели бы обучаться в будущем?"(один вариант ответа) (в % к числу опрошенных)

Выбор профессии важен в процессе самоопределения старшеклассников. Это один из самых сложных решений в жизни каждого молодого человека, на который влияет множество различных факторов (семья, личные способности, особенности рынка труда и образовательных услуг, общественное мнение и т.д.). Согласно данным опроса при выборе профессии школьники обратились бы в первую очередь за советом к родителям 62,6% опрошенных.

Профессиональный выбор - это точка пересечения внутренних, личных желаний и предпочтений молодых людей, и внешних для конкретного человека возможностей, и ограничений.

Большинство школьников в качестве наиболее доходными профессиями считают: предприниматель/бизнесмен - 53,6%, специалист в области компьютерных технологий (1Т-технологии, защита информации, интернет) -47,1%, работник медицинской сферы - 28,4% (рис. 5).

0

Предприниматель/бизнесмен

Специалист в области компьютерных технологий Работник медицинской сферы

Специалист в юридической сфере (юрист, адвокат, Специалист газовой и нефтяной

Политическая сфера

Связанные с интернетом (блогеры и др.) Творческие профессии

(художник, артист, Военнослужащие (в т.ч. полиция, МЧС и др.)

Экономист/финансист

Работник банковской сферы

Управленец/руководитель / директор Работник сферы услуг (косметолог, парикмахер,

Государственный служащий

Работник торговли (продавцы, маркетологи)

Затрудняюсь ответить Работник образования

Строитель

Работник сельского хозяйства (агроном, фермер,

Другое (напишите)

^3,6

] 47,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16,5

_115,4

□ 13,2 ] 12,2 ] 12,0 11,5

—19,5 ] 7,6 ] 7,4 5,5

_13,7

■ 3,5 ^2,6 □ 2,1

128,4

27,5

25,2

24,1

0

10

20

30

40

50

60

Рисунок 5 - Ответы на вопрос " Какие профессии Вы считаете в настоящее время наиболее доходными? Назовите три самые доходные профессии?"(несколько вариантов ответов) (в % к числу опрошенных)

Более половины будущих выпускников школ выбирают специальности экономического, управленческого и социально-гуманитарного профиля.

Снижен интерес к профессиям материального производства и социально-бытового обслуживания: транспорт, связь, сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, общественное питание.

В то же время в структуре вакансий, предлагаемых предприятиями органам службы занятости населения, около 70% составляют именно рабочие профессии (таблица 1).

Таблица 1 - Количество вакансий по профессиям, заявленных в центре

занятости населения Муниципальный район Туймазинский район _Республики Башкортостан в 2022 году_

Наименование профессии Количество вакансий, чел.

Электрогазосварщик 17

Слесарь-ремонтник 16

Оператор ЧПУ 11

Слесарь КИПиА 9

Фрезеровщик 4

Резчик металла 4

Другие 273

Всего потребность в рабочих профессиях 334

Современное состояние проблем и перспектив трудоустройства молодежи на свидетельствуют о том, что представления учащихся школ не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда. Следует отметить, что школьники имеют низкий уровень осознанности собственного профессионального выбора.

В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор собственной карьеры, сферы применения и саморазвития личностных способностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям.

В связи с этим необходимо совершенствовать систему профориентации, привести ее в соответствие с требованиями времени. Для осуществления эффективной профориентационной работы с обучающимися необходимо выявить их профессиональные предпочтения и склонности к различным видам профессиональной деятельности, после чего необходимо оказывать непосредственную помощь до момента выбора траектории дальнейшего обучения. В то же время должны быть созданы необходимые условия осуществления такого выбора.

Заключение. Как показали результаты исследования, современных сельских школьников в будущей профессии привлекает в первую очередь высокая материальная обеспеченность, а также стабильность. Также достаточно важными при выборе бедующей профессии является возможность карьерного роста, а также благоприятные условия труда. Сельская молодёжь, в первую очередь, ориентируется на определённый финансовый уровень. Полученные результаты подтверждаются результатами других, проведенных ранее исследований. Так, в работе [18] также делается вывод, что в настоящее время сельская молодежь ориентирована на достижение материального благополучия, успешной карьеры и, к сожалению, мало связывает свое профессиональное будущее с селом.

Таким образом для того, чтобы сделать сельскую местность привлекательной для молодых людей, необходимо создать условия для экономического, социального и культурного развития села, необходимо

обеспечить молодым специалистам высокий уровень заработной платы, предоставить возможность для профессионального развития, увеличить количество рабочих мест, развивать программы по предоставлению жилья молодым специалистам, улучшать инфраструктуру в сельской местности.

В качестве наиболее востребованных специальностей сельские школьники отмечают такие специальности как инженерное дело, здравоохранение, искусство и культура. Самыми престижными и высокооплачиваемыми у школьников считаются предпринимательство/бизнес, работа в области компьютерных технологий (IT-технологии, защита информации, интернет), а также в медицинской сфере. Таим образом, через выбор востребованных в современном обществе профессий современная сельская молодежь планирует реализовать карьерное и социальное восхождение.

Изучение преобладающих мотивов профессиональных предпочтений показывает, что у подавляющего большинства молодых людей срабатывает стереотип получения модной, престижной профессии. Профориентационная работа в современных условиях должна не только выполнять свою первоочередную функцию - помощь учащимся с их профессиональным выбором в зависимости от их особенностей, но и подготовить их с учетом потребностей современного рынка труда, а именно - успешной переквалификации, успешной смене профессии, адаптации к новым условиям жизни. Правильный профессиональный выбор важен не только для самого индивида, но и для общества в целом.

Сельская молодёжь является одним из ключевых элементов в формировании рабочей силы в сельской местности. Однако как показали результаты исследования, обучаться сельскому хозяйству и сельскохозяйственным наукам хотело бы только 3,7% опрошенных. Отмеченное обстоятельство является достаточно тревожной тенденцией, поскольку ставит под угрозу возможности обновления и пополнения материального и интеллектуального потенциала российских сел и создает серьезную угрозу для продовольственной безопасности страны в будущем. Отмеченное обстоятельство требует совершенствования мер государственного регулирования как на федеральном уровне, так и региональном в части реформирования социально-трудовой сферы села и молодёжной политики лежит, направленное на решение проблем материального, инфраструктурного, социально-экономического и социально-культурного характера.

Полученные результаты исследования могут быть использованы для улучшения профориентационной работы на региональном рынка труда, а также развития молодежной политики в сельской местности.

Список литературы:

1. Super D.E. Vocational development theory: Persons, positions, and processes. The Counseling Psychologist. 1969; 1(1):2-6. DOI: 10.1177/001100006900100101.

2. Попова М. В. Привлекательность сельских территорий для современной молодежи // Социология. 2019. № 1. С. 153-158.

3. Югов Е. А. Занятость трудовых ресурсов в сельской местности: состояние, проблемы, тенденции // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2020. № 51. С. 129-142. DOI 10.17223/19988648/51/7.

4. Вознесенская Е.Д. Молодые рабочие. Из села в город // Социологический журнал. 2013. № 3. С. 75-91.

5. Ярмак О. В., Ткаченко А.Ю. Профессиональные ориентиры сельской молодёжи как фактор миграции в город // Большие данные и проблемы общества : Сборник статей по итогам Международной научной конференции, Киров, 1920 мая 2022 года. Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2022. С. 157-160.

6. Грачёва Н.А., Профориентация и миграция молодежи как важнейшие элементы развития регионального рынка труда // Уровень жизни населения регионов России. 2016. № 3 (201). С. 4-5.

7. Гурьянова, М. П. Жизненные ценности, социальные ориентиры, профессиональные планы сельской молодежи : (по результатам социально-педагогических исследований) / М. П. Гурьянова, В. Т. Лисовский. Том Выпуск 24. М.: Ассоциация социальных педагогов и социальных работников РФ, 2002. 121 с.

8. Бочарова Е. В. Анализ смысложизненных ориентиров в системе профессиональных компетенций работников сельского хозяйства // АПК: экономика, управление. 2024. № 3. С. 25-32. DOI 10.33305/243-25.

9. Шадриков А. В. Идентификационные ориентиры российской сельской молодежи // Вестник экономики, права и социологии. 2017. № 1. С. 180-182. DOI 10.18454/VEPS.2017.1.5523.

10. Гайфуллин А. Ю. Ценностные ориентации и жизненные цели современной молодежи Республики Башкортостан // Уфимский гуманитарный научный форум. 2022. № 1(9). С. 120-127. DOI 10.47309/2713-2358_2022_120_127.

11. Гайфуллин А. Ю. Профессиональные ориентиры и карьерные установки современной учащейся молодежи: социологический анализ // Уфимский гуманитарный научный форум. 2021. № 3(7). С. 140-150. DOI 10.47309/2713-2358_2021_3_140.

12. Зинич А. В., Кондратьева О. В. Профессиональное самоопределение: взгляд городской и сельской молодежи // Экономика труда. 2022. Т. 9, № 12. С. 1985-1996. DOI 10.18334/et.9.12.116751.

13. Поваренков Ю. П. Профессиональное самоопределение старшеклассников сельских и городских школ // Педагогика сельской школы. 2021. № 4(10). С. 5-18. DOI 10.20323/2686-8652-2021-4-10-5-18.

14. Гурьянова М. П. Социокультурный опыт современных сельских и городских подростков: сравнительный анализ // Журнал педагогических исследований. 2019. Т. 4, № 5. С. 23-32.

15. Новиков В. Г., Шестопалова Е.В., Капранов М.С. Профессиональная ориентация сельской молодежи как комплексная социально-экономическая задача сельского развития // Охрана труда и техника безопасности в сельском хозяйстве. 2020. № 7(197). С. 13-19. DOI 10.33920/sel-08-2007-02.

16. Кузнецова, А. Особенности социального развития сельской местности в Республике Башкортостан в рамках ФЦП "Социальное развитие села до 2010 года" / А. Кузнецова, Р. Саитова // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2006. - № 4. - С. 24-26. - EDN HUHQTF.

17. Кузнецова, А. Проблемы социально-экономического развития российского села / А. Кузнецова // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2006. - № 2. - С. 5-7. - EDN HTIKDH.

18. Skosyreva, N. D., Zinich, A. V., Revyakina, Y. N., Gefner, O. V., & Kuznetsova, O. Z. Modern Rural Youth: Values, Motives, Attitudes In Professional Self-Determination / In D. S. Nardin, O. V. Stepanova, & V. V. Kuznetsova (Eds.), Land Economy and Rural Studies Essentials. 2021. vol 113. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (pp. 116-124). European Publisher. https://doi.org/10.15405/epsbs.2021.07.15.

References

1. Super D.E. Vocational development theory: Persons, positions, and processes. The Counseling Psychologist. 1969; 1(1):2-6. DOI: 10.1177/001100006900100101.

2. Popova M. V. Attractiveness of rural areas for modern youth // Sociology. 2019. No. 1. pp. 153-158.

3. Yugov E. A. Employment of labor resources in rural areas: state, problems, trends // Bulletin of Tomsk State University. Economy. 2020. No. 51. pp. 129-142. DOI 10.17223/19988648/51/7.

4. Voznesenskaya E.D. Young workers. From village to city // Sociological Journal. 2013. No. 3. pp. 75-91.

5. Yarmak O. V., Tkachenko A.Yu. Professional guidelines for rural youth as a factor of migration to the city // Big data and problems of society : A collection of articles based on the results of the International Scientific Conference, Kirov, May 1920, 2022. Tomsk: National Research Tomsk State University, 2022. pp. 157-160.

6. Gracheva N.A., Career guidance and youth migration as the most important elements of the development of the regional labor market // Standard of living of the population of the regions of Russia. 2016. No. 3 (201). pp. 4-5.

7. Guryanova, M. P. Vital values, social guidelines, professional plans of rural youth: (based on the results of socio-pedagogical research) / M. P. Guryanova, V. T.

Lisovsky. Volume Issue 24. Moscow: Association of Social Educators and Social Workers of the Russian Federation, 2002. 121 p.

8. Bocharova E. V. Analysis of meaningful life orientations in the system of professional competencies of agricultural workers // Agroindustrial complex: economics, management. 2024. No. 3. pp. 25-32. DOI 10.33305/243-25.

9. Shadrikov A.V. Identification guidelines for Russian rural youth // Bulletin of Economics, Law and Sociology. 2017. No. 1. pp. 180-182. DOI 10.18454/VEPS.2017.1.5523.

10. Gaifullin A. Yu. Value orientations and life goals of modern youth of the Republic of Bashkortostan // Ufa Humanitarian Scientific Forum. 2022. No. 1(9). pp. 120-127. DOI 10.47309/2713-2358_2022_120_127.

11. Gaifullin A. Yu. Professional guidelines and career attitudes of modern students: a sociological analysis // Ufa Humanitarian Scientific Forum. 2021. No. 3(7). pp. 140-150. DOI 10.47309/2713-2358_2021_3_140.

12. Zinich A.V., Kondratieva O. V. Professional self-determination: a view of urban and rural youth // Labor economics. 2022. Vol. 9, No. 12. pp. 1985-1996. DOI 10.18334/et.9.12.116751.

13. Povarenkov Yu. P. Professional self-determination of high school students in rural and urban schools // Pedagogy of rural schools. 2021. No. 4(10). pp. 5-18. DOI 10.20323/2686-8652-2021-4-10-5-18.

14. Guryanova M. P. Socio-cultural experience of modern rural and urban adolescents: a comparative analysis // Journal of Pedagogical Research. 2019. Vol. 4, No. 5. pp. 23-32.

15. Novikov V. G., Shestopalova E.V., Kapranov M.S. Professional orientation of rural youth as a complex socio-economic task of rural development // Occupational health and safety in agriculture. 2020. No. 7(197). pp. 13-19. DOI 10.33920/sel-08-2007-02

16. Kuznetsova, A. Features of social development of rural areas in the Republic of Bashkortostan within the framework of the Federal Target Program "Social Development of the Village until 2010" / A. Kuznetsova, R. Saitova // International Agricultural Journal. - 2006. - No. 4. - P. 24-26. - EDN HUHQTF.

17. Kuznetsova, A. Problems of socio-economic development of the Russian village / A. Kuznetsova // International Agricultural Journal. - 2006. - No. 2. - P. 5-7. - EDN HTIKDH.

18. Skosyreva, N. D., Zinich, A. V., Revyakina, Y. N., Gefner, O. V., & Kuznetsova, O. Z. Modern Rural Youth: Values, Motives, Attitudes In Professional Self-Determination / In D. S. Nardin, O. V. Stepanova, & V. V. Kuznetsova (Eds.), Land Economy and Rural Studies Essentials. 2021. vol 113. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (pp. 116-124). European Publisher. https://doi.org/10.15405/epsbs.2021.07.15.

Сведения об авторе: Гайфуллин Андрей Юрьевич, кандидат социологических наук, доцент, заведующий кафедрой социологии и работы с молодежью, ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий», Уфа, Россия; Уфа, Россия, РИНЦ AuthorlD: 293745, ORCID ID: 0000-0002-1583-6009, Web of Science Research ID: 0-4738-2015. E-mail: gayfullin_a@mail .ru

Author's personal details: Gayfullin Andrey Yuryevich, Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Head of the Department of sociology and youth work, Ufa University of Science and Technology; РИНЦ AuthorlD: 293745, ORCID ID: 0000-0002-15836009, Web of Science Research ID: 0-4738-2015. E-mail: gayfullin_a@mail .ru

© Гайфуллин А.Ю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.