УДК 378
DOI 10.23951/1609-624X-2021-5-98-104
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Т. А. Яркова, И. И. Черкасова, Т. Н. Жданова
Тюменский государственный университет, Тобольск
Введение. Проблема профессионального выбора в ситуации неопределенности актуализирует необходимость ее научного осмысления и поиска практических решений поддержки выпускников школ в процессе профессионального самоопределения. Особо остро этот вопрос стоит для выпускников сельских школ. Данная проблема решалась в отечественной и зарубежной педагогике и психологии в разные исторические периоды. В настоящее время меняется взгляд на проблему профессионального выбора. Если раньше она чаще рассматривалась в контексте профессионального самоопределения, то сейчас становится предметом самостоятельных исследований.
Цель - выявить особенности выбора профессии сельскими школьниками в меняющихся представлениях о сущности профессионального выбора как психолого-педагогической проблемы.
Материал и методы. Эмпирическая база исследования представлена школьниками 15-18 лет и населением среднего возраста сельских поселений севера и юга Тюменской области. В опросе приняли участие 200 человек. Содержание вопросов направлено на оценку общей информированности в различных аспектах привлекательности традиционных и современных профессий, уверенности в правильности и обоснованности выбора профессии. Основные методы: анализ, синтез, обобщение, анкетирование.
Результаты и обсуждение. Рассмотрен профессиональный выбор в различных контекстах. Первый контекст отражает потребности общества и государства в профессиональном развитии личности в условиях экономики знаний. Второй показывает необходимость теоретического и методологического обоснования эволюции содержания и объема понятия «профессиональный выбор», его факторов и механизмов. Третий контекст характеризует особенности и проблемы выбора профессии сельскими школьниками.
Заключение. Полученные результаты свидетельствуют в целом о недостаточной зрелости школьников в выборе профессии и понимании ее важности в реализации жизненных ценностей. Позиция родителей направлена на поддержку детей в их самостоятельном выборе. Профессиональный выбор зависит от региональной специфики, востребованности профессий в конкретной территории, личных предпочтений, материальной престижности профессии.
Ключевые слова: профессиональный выбор, профессиональное самоопределение, сельские школьники.
Введение - между стремительным изменением поля проВ условиях неопределенности и социально-эко- фессий и отставанием системы профессиональной номической трансформации система существую- подготовки, ориентированной на данные измене-щей профессиональной ориентации переживает ния;
серьезный кризис, что отмечается в работах отече- - между желаемым и реальным выбором про-
ственных и зарубежных исследователей (О. А. Ко- фессии.
лесникова, И. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова, Выделенные противоречия обостряют необхо-
Н. Ф. Родичев, В. И. Сахарова, С. Н. Чистякова, Д. Ба- димость поддержки и сопровождения профессио-
ретт, Д. Вильямс, К. Роджер, С. Фукуяма и др.). нального выбора личности. Особо остро этот
Анализ теории и практики проблемы профессио- вопрос стоит для выпускников сельских школ.
нальной ориентации, стратегические задачи разви- В современном научном и практико-ориентиро-
тия страны на ближайшую и дальнюю перспекти- ванном поле выделяются различные аспекты иссле-
вы позволили выделить ряд противоречий: дования проблемы поддержки профессионального
- между необходимостью непрерывного про- выбора: научное обоснование понятийного аппара-фессионального выбора и самореализации лично- та (Л. И. Андреева, И. А. Сазонов, А. Б. Гацаева, сти в ситуации быстрых изменений поля профес- Н. В. Пахаренко и др.); условия выбора профессий и сложившейся традиционной системой про- сии в ситуации неопределенности (А. Г. Асмолов, фессиональной ориентации; Д. Судаков, С. С. Сагайдак); разработка информа-
- между устоявшимися научно обоснованными ционных продуктов: экспертной системы и про-структурными элементами профессиональной ори- граммного обеспечения (Г. В. Рыбина, А. Л. Волков, ентации и имеющимися лучшими мировыми и оте- Т. А. Гаврилова, В. Ф. Хорошевский, Дж. Джарра-чественными практиками для нового поколения, тано, Г. Райли и др.); информационные ресурсы требующими научного обоснования; поддержки принятия решений в процессе профес-
сионального самоопределения (М. Ю. Похорукова, В. М. Самохина и др.) и др. В настоящее время меняется взгляд на проблему профессионального выбора. Если раньше она чаще рассматривалась в контексте профессионального самоопределения, то сейчас становится предметом самостоятельных исследований.
Цель статьи - выявить особенности выбора профессии сельскими школьниками в меняющихся представлениях о сущности профессионального выбора как психолого-педагогической проблемы.
Материал и методы
Авторами были разработаны анкеты для разных возрастных категорий респондентов (школьники и их родители) с целью пилотажного исследования, посвященного изучению особенностей профессионального выбора граждан, проживающих в Тюменской области, для определения востребованных профессий и развития системы профориентации в регионе.
Большинство вопросов были закрытого типа с возможностью указать свой вариант ответа либо выбрать несколько вариантов. Формулировка вопросов соответствовала цели исследования и возрасту испытуемых.
В опросе приняли участие более 200 человек, возрастной ценз школьников 15-18 лет, средний возраст родителей 44,3 года. Исследование проводилось в мае 2021 г. В опросе приняли участие 51,3 % юношей и 48,7 % девушек, 8,3 % мужчин и 91,6 % женщин.
Первый блок анкеты для школьников включал вопросы о сделанном профессиональном выборе, степени уверенности в нем, уровне информированности о выбранной профессии (насколько понятна, почему нравится, достоинства и недостатки, востребованность на рынке труда и в регионе, условия труда, уровень заработной платы, знание профессиональных образовательных организаций, ведущих подготовку по данной профессии).
Второй блок анкеты был посвящен оценке привлекательности традиционных и современных профессий, а также ранжированию своих жизненных ценностей.
Содержание позиций анкеты для родителей требовало знаний о способностях собственного ребенка, его планах на продолжение образования, степени включенности и участия в профессиональной ориентации, а также факторах, определяющих выбор профессии.
Результаты и обсуждение
Результаты исследования получены на разных уровнях. Первый уровень связан с изучением социально-экономической ситуации развития экономи-
ки знаний, во многом влияющей и определяющей профессиональный выбор современной молодежи. Важным выводом, полученным на данном этапе исследования, явился поиск механизмов соединения интересов людей, выбирающих профессию, и работодателей. Необходима поддерживающая среда, в рамках которой человек получит сопровождение в процессе профессионального выбора.
Каждый регион имеет определенный опыт в создании поддерживающей среды. В 2018 г. Тюменская область продолжила участие в пилотном проекте по реализации Регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста, включающего механизмы обеспечения высокотехнологичных отраслей промышленности по сквозным рабочим профессиям на основе международных стандартов подготовки кадров, внедрение элементов системы дуального обучения и системы мониторинга качества подготовки кадров. SWOT-анализ показал, что сильной стороной Тюменской области является ориентированность системы профессионального образования на потребности экономики. Регион обладает возможностями перепрофилирования работников с учетом потребности рынка труда и перспективных направлений развития экономики области.
Второй уровень - теоретические результаты. Обращение к анализу содержания и объема понятия «профессиональный выбор» показало широкий спектр ключевых слов, характеризующих его сущность. Профессиональный выбор определяется через такие категории, как индивидуальный комплексный процесс [1], повторяющийся процесс [2], проявление психической активности личности [3], особая жизненная ситуация [4], полимотивированное сложное новообразование личности [3] и др.
Чаще всего профессиональный выбор рассматривается в контексте профессионального самоопределения. Спектр их «взаимоотношений» достаточно широк: профессиональный выбор - аспект профессионального самоопределения [6], компонент [7-9], ядро [10], результат [11], завершающий этап [12].
В настоящее время меняется взгляд на проблему профессионального выбора [13, 14]. Если раньше она чаще рассматривалась в контексте профессионального самоопределения, то сейчас становится предметом самостоятельных исследований [15].
Третий уровень - результаты эмпирического исследования особенностей профессионального выбора сельскими школьниками юга и севера Тюменской области. Как показал анализ, учащиеся 9-х классов в основном уверены в своем выборе. Треть опрошеных десятиклассников не дали ответа на данный вопрос, не определились с выбором.
В 11-х классах вновь ситуация меняется, большинство выпускников твердо уверены в своем выборе. Данные результаты можно объяснить тем, что в 9-х и 11-х классах ребята вынуждены делать выбор, в отличие от десятиклассников, для которых данная задача пока еще отдалена.
Большинство учащихся 9-х классов (53 %) планируют поступать в колледжи и техникумы, только 20 % думают продолжить обучение в 10-11-х классах и в дальнейшем поступить в вуз. Среди учащихся 10-х классов больше половины не определились с выбором среднего или высшего учебного заведения. 42,8 % одиннадцатиклассников собираются приобрести профессию в вузе, 43,7 % - в учреждениях среднего профессионального образования. Только 50 % опрошенных родителей одиннадцатиклассников предпочитают, чтобы ребенок продолжил обучение в вузе. Это новая тенденция, проявившаяся в 2020 г., что свидетельствует о снижении интереса к высшему образованию [16].
Источниками информации о предмете выбора для школьников являются: родители, родственники, знакомые, друзья - 30,6 %, самостоятельный поиск - 21,6 %, беседы и лекции о профессиях в школе - 13,1 %. По мере взросления информация от друзей и знакомых становится менее актуальной (рис. 1).
35«
30,6 %
30
25
20 15
10
-гга1
13Д %_^
12 %
I I I
со л О 5
о О
ос
5 2 т Т « £
а; аз с Р-
I?
си о
ш *** —
а оо с 5-
Й Ь о £
I— си с пз
¥ А
5 ° О)
> 2. 5 I-
О) >- >• ^
о_ х го
"Т73
£ ^ га I
И
1ТЗ О-
Рис. 1. Ответы на вопрос «Откуда Вы получили информацию о предмете своего выбора?»
Родители школьников считают, что они проявляют достаточно высокий уровень активности в профессиональной ориентации своего ребенка (86,6 %), оказывают помощь в проявлении способностей и интересов, учат полезным умениям и навыкам.
Среди всего многообразия факторов, влияющих на выбор профессии (мнение родителей, интерес к профессии, способности, возможности профессионального роста условия труда, уровень заработной платы и потребности региона в кадрах), ведущим,
по мнению родителей, является интерес к профес сии (83,3 %). 58,3 % считают важными способности к данной профессии, 41,6 % отмечают материальное благополучие (рис. 2).
90% 83,3%-
70 60 50 40 30 20 10
58,3
41,6 %
133,3 % 33,3 %
I I 1
§ ®
Рис. 2. Ответы на вопрос «Что, по Вашему мнению, должно определять выбор профессии?»
Такой фактор, как «мнение родителей», не был отмечен ни одним респондентом. Большинство родителей (83,3 %) отметили, что согласятся с любым выбором своего ребенка и думают, что их мнение в основном совпадает с желанием сына (дочери) (рис. 3).
83.30%
8.3%
8.3
п%
соглашусь с его буду просить изменить трудно сказать буду настаивать выбором свое решение на своем
Рис. 3. Ответы на вопрос «Если выбор дальнейшего места учебы сына или дочери не совпадает с Вашим намерением, как Вы к этому относитесь?»
Более перспективными сферами деятельности для ребенка родители считают производство (41,6 %), медицину, педагогику и спорт (по 25%), менее престижны сфера обслуживания, административная деятельность и военное дело (8,3 %). Мы предполагаем, что данные результаты связаны с региональным аспектом, так как Тюменская область - лидер промышленного производства в рейтинге Уральского федерального округа. В исследовании участвовали жители сельской местности. На селе традиционно не хватает учителей и медицинских работников (рис. 4).
Рис. 4. Ответы на вопрос «Какую сферу профессиональной деятельности Вы считаете перспективной для своего ребенка?»
С точки зрения школьников, ведущими факторами выбора профессии являются: важность и нужность профессии для общества (28 %), наличие способностей к избираемой области деятельности (20 %). На выбор не влияют друзья и семья, ее традиции (0 %) (рис. 5).
Рис. 5. Ответы на вопрос «Какие факторы влияют на Ваш выбор профессии»
Представим факторы выбора профессии с точки зрения школьников и родителей в сравнении (рис. 6).
Как видно из рис. 6, дети при выборе профессии определяющим считают фактор «нужная и важная для общества», в то время как родители данный фактор ставят на 4-ю позицию после интереса к профессии (1-е место), способности к данной профессии (2-е место) и материального благополучия (3-е место).
Старшеклассники считают, что для обоснованного профессионального выбора необходима дополнительная информация о профессии (25,3 %), встречи со специалистами (24 %) и «пробы сил» по специальности (19,2 %) (рис. 7).
■ Способность к данной профессии
■ Потребности региона в кадрах
■ Условия труда
■ Интерес к профессии
■ Материальное благополучие
■ Возможность профессионального роста
■ Мнения родителей
Рис. 6. Факторы выбора профессии глазами старшеклассников и их родителей
30 %
25,3 25 н
19,2%
16,5
13,2% 12,9%
0 Ш
дополнительная встреча организация посещение помощь не затрудняюсь
информация о соспециа- «пробы сил» по кружка нужна ответить
профессии листами специальности
Рис. 7. Ответы на вопрос «Какая помощь Вам необходима сейчас для подготовки к профессии?»
Отметим, что современные школьники владеют званиями о профессионально важных качествах, необходимых для будущей профессии (73,3 % испытуемых), но при этом не имеют полного представления о востребованности профессии (21,8 %). Планируют много работать и много получать (74,2 %), рассчитывают получать в три раза больше среднего размера заработной платы в регионе (80,9 %). В целом, по оценке самих школьников, лишь 23,3 % из них хорошо знакомы с будущей профессий; 43,4 % респондентов знакомы в общих чертах (рис. 8).
хорошо знаком
слабо знаком
знаком в общих чертах
Рис. 8. Ответы на вопрос «В какой степени Вы знакомы с избираемой профессией?»
Отвечая на вопросы о привлекательности традиционных профессий, приоритет был отдан сфере «человек - техника» - инженерные и рабочие специальности (популярна профессия «нефтяник»). На условном втором месте - «человек - природа» -ветеринар, охотник, промысловик, рыбак. Третья позиция за сферой «человек - человек» - педагог, журналист, работник полиции. Не привлекательны профессии сферы «человек - знак» (например, научный работник, бухгалтер, экономист), «человек -художественный образ».
Среди современных профессий привлекательны творческие профессии (кино- и телепродюсер, дизайнер, личный стилист и блогер).
Трудным для старшеклассников оказался вопрос с ранжированием жизненных ценностей. Многие из перечисленных общечеловеческих ценностей (любовь, здоровье, семья, интересная работа и т. д.) имели для них одинаковое значение. Возможно, школьники никогда об этом не задумывались. После обработки результатов получился следующий рейтинг (по уменьшению значимости ценности): здоровье, счастливая семейная жизнь, уверенность в себе, интересная работа, любовь, материально обеспеченная жизнь, друзья, активная деятельная жизнь, познание, свобода, творчество, красота природы и искусства.
Неожиданным оказался факт затруднений ребят при ответе на вопрос об образовании родителей. Основная часть опрошенных не смогла назвать уровень образования отца и матери.
Заключение
Проблема профессионального выбора является сложной междисциплинарной проблемой, требую-
щей объединения усилий ученых разных областей. С экономической и психологической точки зрения актуальной социальной и практической задачей является поиск механизмов соединения интересов людей, выбирающих профессию, и работодателей. С педагогической точки зрения необходимы механизмы сопровождения и поддержки профессионального выбора.
В настоящее время меняется взгляд на проблему профессионального выбора. Если раньше она чаще рассматривалась в контексте профессионального самоопределения, то сейчас становится предметом самостоятельных исследований.
Изучение особенностей профессионального выбора сельскими школьниками позволило сделать следующие выводы:
1. Учащиеся выпускных классов (9-х и 11-х), как правило, сделали свой профессиональный выбор. Для школьников 10-х классов выбор профессии не является особо актуальным, чаще встречаются ответы «не знаю», «затрудняюсь ответить».
2. На выбор области профессиональной деятельности, привлекательность профессии влияют региональный аспект и место жительства. Популярными являются профессии, востребованные в регионе (например, для Тюменской области актуальны нефтегазовая отрасль, медицина, образование).
3. Современные родители, в основном, прислушиваются к мнению детей, учитывают их желание, считают, что главное при выборе - интерес к профессии и способности ребенка, а не семейные традиции и их мнение.
Полученные результаты отражают реальное состояние проблемы профессионального выбора. Однако быстро меняющаяся социально-экономическая ситуация требует непрерывного мониторинга и принятия оперативных решений по поддержке и сопровождении профессионального выбора.
Благодарности
Авторы благодарят Школу научного лидерства Центра развития компетенций Западно-Сибирского НОЦ за поддержку и сопровождение в подготовке этой статьи.
Работа выполнена в рамках реализации проекта № 20-413-720011 «Разработка модели профессиональной ориентации, самоопределения и самореализации населения Тюменской области в условиях трансформации социально-экономического пространства» (грант РФФИ-Тюменская область, договор № 20-413-720011\20).
Список литературы
1. Крюкова В. И. Психологические факторы выбора технических профессий в современных условиях: автореф. дис. психол. наук. М., 2005. 32 с.
канд.
2. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. С. 256-269.
3. Фирсова Т. А. Профессиональное самоопределение студентов в условиях обучения в вузе // Самарский научный вестник. 2014. № 1 (6). С. 118-120.
4. Волокитина А. А. Жизненные стратегии молодежи в условиях профессионального выбора: автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2011. 19 с.
5. Груздова Е. В., Абдалина Л. В. Общая характеристика профессионального выбора подростка // Социально-экономические явления и процессы. 2010. № 4 (020). С. 163-166.
6. Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М.: Педагогика, 1981. 96 с.
7. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. М.: ПЕРСЭ, 2006. 511 с.
8. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2004. 304 с.
9. Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения. М.: МГППИ, 1999. 97 с.
10. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студ. вузов. 4-е изд., перераб., доп. М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2006. 336 с.
11. Кухарчук А. М. Человек и его профессия: учеб. пособие для студ. вузов. Минск: Современное слово, 2006. 544 с.
12. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 256 с.
13. Hartung P., Porfeli E., Vondracek F. Child vocational development: A review and reconsideration // Journal of Vocational Behavior. 2005. № 66. P. 385-419.
14. Larson L. M., Rottinghaus P. J., Borgen F. H. Meta-analyses of big six interests and big five personality variables // Journal of Vocational Behavior. 2002. Vol. 61. P. 217-239.
15. Пряжникова Е. Ю. К вопросу об истории развития профориентации и профессионального самоопределения // Вопросы образования. 2006. № 3. С. 224-230.
16. Абанкина И. В., Абанкина Т. В., Филатова Л. М., Николаенко Е. А. Тенденции изменения общественного спроса на высшее образование в современной России // Вопросы образования. 2012. № 3. С. 88-112.
Яркова Татьяна Анатольевна, доктор педагогических наук, профессор, Тюменский государственный университет (ул. Знаменского, 58, Тобольск, Россия, 626150). E-mail: [email protected]
Черкасова Ирина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, Тюменский государственный университет (ул. Знаменского, 58, Тобольск, Россия, 626150). E-mail: [email protected]
Жданова Татьяна Николаевна, старший преподаватель, Тюменский государственный университет (ул. Знаменского, 58, Тобольск, Россия, 626150). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 09.07.2021
DOI 10.23951/1609-624X-2021-5-98-104
PROFESSIONAL CHOICE OF MODERN SCHOOL STUDENTS AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM
T. A.Yarkova, I. I.Cherkasova, T. N. Zhdanova
University of Tyumen, Tyumen, Russian Federation
Introduction. The problem of professional choice in a situation of uncertainty raises the importance of scientific understanding and finding practical solutions to support school graduates in the process of professional self-determination. This is particularly an issue for rural school graduates. The problem was addressed in domestic and foreign Pedagogy and Psychology at different times in history. The attitude towards the problem of professional choice is changing. Whereas it was more often considered in the context of professional self-determination, it is now the subject of independent research. The purpose of the article is to reveal the features of the professional choice by rural school students in the changing ideas about the essence of professional choice as a psychological and pedagogical problem.
Material and methods. The empirical base of the study is represented by 15-18 years old school students and the middle-aged population of rural settlements in the north and south of the Tyumen region. The survey was attended by 200 people. The content of the questions is aimed at evaluation of the confidence and validity of the professional choice and general awareness in various aspects of the attractiveness of traditional and modern occupations. Basic methods: analysis, synthesis, generalization, questioning.
Results and discussion. The authors examine professional choices in different contexts. The first context reflects the needs of society and the state in the professional development of an individual in a knowledge economy. The second context shows the need for a theoretical and methodological justification of the development of the content and scope of the concept of "professional choice", its factors and mechanisms. The third context characterizes the peculiarities and problems of choosing a profession by rural school students.
Conclusion. The results showed that, in general, there is a lack of maturity among school students in choosing a profession and understanding its importance in life values realization. The position of the parents is aimed at supporting children in their independent choice. The professional choice depends on the regional specificities, demand for occupations in a given territory, personal preferences, and the occupational prestige.
This work is supported by the Science Leadership School of the Competence development center of the world-class West Siberian Scientific and educational Center.
The research was funded by RFBR and Tyumen Region, project number 413-720011 "Development of a model of professional orientation, self-determination and self-realization of the population of the Tyumen region in the context of the transformation of the socio-economic space", contract No. 20-413-720011\20.
Keywords: professional choice, professional self-determination, rural students.
References
1. Kryukova V. I. Psikhologicheskiye faktory vybora tekhnicheskikhprofessiy v sovremennykh usloviyakh. Avtoref. dis. kand. psikhol. nauk [Psychological factors in the choice of technical professions in modern conditions. Abstract of thesis cand. psychol. sci.]. Moscow, 2005. 32 p. (in Russian).
2. Golovakha Ye. I. Zhiznennaya perspektiva i tsennostnyye oriyentatsii lichnosti [Life perspective and value orientations of the personality]. Psikhologiya lichnosti v trudakh otechestvennykh psikhologov [Psychology of personality in the works of Russian psychologists]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2000. Pp. 256-269 (in Russian).
3. Firsova T. A. Professional'noye samoopredeleniye studentov v usloviyakh obucheniya v vuze [Professional self-determination of students in the conditions of study at a university]. Samarskiy nauchnyy vestnik - Samara Journal of Science, 2014, no. 1 (6), pp. 118-120 (in Russian).
4. Volokitina A. A. Zhiznennyye strategii molodezhi v usloviyakh professional'nogo vybora. Avtoref. dis. kand. sotsiol. nauk [Life strategies of youth in terms of professional choice. Abstractofthesis cand. sociol. sci.]. Moscow, 2011. 19 p. (in Russian).
5. Gruzdova Ye. V., Abdalina L. V. Obshchaya kharakteristika professional'nogo vybora podrostka [General characteristics of a teenager's professional choice]. Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy - Social-Economic Phenomena and Processes, 2010, no. 4 (020), pp. 163-166 (in Russian).
6. Shavir P. A. Psikhologiya professional'nogo samoopredeleniya v ranney yunosti [Psychology of professional self-determination in early youth]. Moscow, Pedagogika Publ., 1981. 96 p. (in Russian).
7. Bodrov V. A. Psikhologiyaprofessional'noyprigodnosti [Psychology of professional suitability]. Moscow, PERSE Publ., 2006. 511 p. (in Russian).
8. Klimov Ye. A. Psikhologiya professional'nogo samoopredeleniya [Psychology of professional self-determination]. Moscow, Aka-demiya Publ., 2004. 304 p. (in Russian).
9. Pryazhnikov N. S. Teoriya ipraktikaprofessional'nogo samoopredeleniya [Theory and practice of professional self-determination]. Moscow, MGPPI Publ., 1999. 97 p. (in Russian).
10. Zeyer E. F. Psikhologiya professiy: Uchebnoye posobiye dlya studentov vuzov [Psychology of professions: a textbook for university students]. Moscow, Akademicheskiy proyekt; Fond "Mir" Publ., 2006. 336 p. (in Russian).
11. Kukharchuk A. M. Chelovek i yego professiya: uchebnoye posobiye dlya studentov vuzov [Man and his profession: a textbook for university students]. Minsk, Sovremennoye slovo Publ., 2006. 544 p. (in Belarussian).
12. Kon I. S. Psikhologiya ranney yunosti [Psychology of early youth]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1989. 256 p. (in Russian).
13. Hartung P., Porfeli E., & Vondracek F. Child vocational development: A review and reconsideration. Journal of Vocational Behavior, 2005, no. 66, pp. 385-419.
14. Larson L. M., Rottinghaus P. J., & Borgen F. H. Meta-analyses of big six interests and big five personality variables. Journal of Vocational Behavior, 2002, no. 61, pp. 217-239.
15. Pryazhnikova Ye. Yu. K voprosu ob istorii razvitiya proforiyentatsii i professional'nogo samoopredeleniya [On the history of the development of vocational guidance and professional self-determination]. Voprosy obrazovaniya - Educational Studies Moscow, 2006, no. 3, pp. 224-230 (in Russian).
16. Abankina I. V., Abankina T. V., Filatova L. M., Nikolayenko Ye. A. Tendentsii izmeneniya obshchestvennogo sprosa na vyssheye obrazovaniye v sovremennoy Rossii [Trends in social demand for higher education in modern Russia]. Voprosy obrazovaniya -Educational Studies Moscow, 2012, no. 3, pp. 88-112 (in Russian).
Yarkova T. A., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, University of Tyumen (ul. Znamenskogo, 58, Tobolsk, Russian Federation, 626150). E-mail: [email protected]
Cherkasova I. I., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, University of Tyumen (ul. Znamenskogo, 58, Tobolsk, Russian Federation, 626150). E-mail: [email protected]
Zhdanova T. N., Senior Teacher, University of Tyumen (ul. Znamenskogo, 58, Tobolsk, Russian Federation, 626150). E-mail: [email protected]