Научная статья на тему 'Профессиональные квалификации специалистов по контролю качества информационно-коммуникационных систем'

Профессиональные квалификации специалистов по контролю качества информационно-коммуникационных систем Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
400
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / КАЧЕСТВО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ / МОНИТОРИНГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ОБОБЩЁННАЯ ТРУДОВАЯ ФУНКЦИЯ (ОТФ)

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Докучаев Владимир Анатольевич, Ерёменко Владимир Александрович, Маклачкова Виктория Валентиновна, Мытенков Сергей Сергеевич, Шевелёв Сергей Владимирович

Рассмотрены требования к профессиональным квалификациям специалистов, отражённые в профессиональном стандарте "Специалист по контролю качества информационно-коммуникационных систем". Определены тенденции и перспективы развития мониторинга, контроля и поддержания качества функционирования информационно-коммуникационных систем, как вида профессиональной деятельности. Отмечено, что выявленные тенденции должны быть учтены при формулировании требований к профессиональным квалификациям специалистов по контролю качества инфокоммуникационных систем. Показано, что предъявляемые к специалистам отрасли ИКТ профессиональные требования, виды трудовых функций и действий, а также необходимые умения и знания сформулированы в профессиональных стандартах, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. В разработанном в 2016 г. профессиональном стандарте "Специалист по контролю качества информационно-коммуникационных систем" основной целью вида профессиональной деятельности определено обеспечение целостности, устойчивости и безопасности функционирования информационно-коммуникационных систем. Для этого необходимо проведение их регулярного мониторинга и контроля качества. Основу профессионального стандарта составило описание обобщённых трудовых функций с привязкой к уровню квалификации специалистов. Для каждой из описываемой в профессиональном стандарте обобщенной трудовой функции сформулирована достигаемая с её помощью основная цель. Совокупность обобщённых трудовых функций в рассматриваемом профессиональном стандарте построена с учётом системы сквозных категорий/грейдов. Это позволяет специалисту по мере накопления практического опыта и получения дополнительного профессионального образования выполнять трудовые действия более высоких уровней квалификации, что способствует его карьерному росту. Профессиональный стандарт охватывает все виды трудовых функций от типовых контрольных операций до разработки бизнес-процессов и методик контроля/мониторинга инфокоммуникационных систем. При этом требования стандарта к специалистам разных уровней взаимосвязаны и образуют стройную систему, обеспечивающую соответствие уровня квалификации, подготовки и практического опыта специалиста его функциям в трудовой деятельности и выполняемым трудовым действиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Докучаев Владимир Анатольевич, Ерёменко Владимир Александрович, Маклачкова Виктория Валентиновна, Мытенков Сергей Сергеевич, Шевелёв Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональные квалификации специалистов по контролю качества информационно-коммуникационных систем»

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО КОНТРОЛЮ КАЧЕСТВА ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Докучаев Владимир Анатольевич,

МТУСИ, Москва, Россия, v.dok@tlsf.ru

Ерёменко Владимир Александрович,

ОАО "Мобильные ТелеСистемы", Москва, Россия, erva@mts.ru

Маклачкова Виктория Валентиновна,

МТУСИ, Москва, Россия, v.maklachkova@tlsf.ru

Мытенков Сергей Сергеевич,

МТУСИ, Москва, Россия, mitenkovss@rspp.ru

Шевелёв Сергей Владимирович,

МТУСИ, Москва, Россия, sergey.shevelev@rt.ru

Ключевые слова: профессиональные квалификации, информационно-коммуникационные системы, качество функционирования, мониторинг, профессиональный стандарт, обобщённая трудовая функция (ОТФ).

Рассмотрены требования к профессиональным квалификациям специалистов, отражённые в профессиональном стандарте "Специалист по контролю качества информационно-коммуникационных систем". Определены тенденции и перспективы развития мониторинга, контроля и поддержания качества функционирования информационно-коммуникационных систем, как вида профессиональной деятельности. Отмечено, что выявленные тенденции должны быть учтены при формулировании требований к профессиональным квалификациям специалистов по контролю качества инфокоммуникационных систем. Показано, что предъявляемые к специалистам отрасли ИКТ профессиональные требования, виды трудовых функций и действий, а также необходимые умения и знания сформулированы в профессиональных стандартах, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. В разработанном в 2016 г. профессиональном стандарте "Специалист по контролю качества информационно-коммуникационных систем" основной целью вида профессиональной деятельности определено обеспечение целостности, устойчивости и безопасности функционирования информационно-коммуникационных систем. Для этого необходимо проведение их регулярного мониторинга и контроля качества. Основу профессионального стандарта составило описание обобщённых трудовых функций с привязкой к уровню квалификации специалистов. Для каждой из описываемой в профессиональном стандарте обобщенной трудовой функции сформулирована достигаемая с её помощью основная цель. Совокупность обобщённых трудовых функций в рассматриваемом профессиональном стандарте построена с учётом системы сквозных категорий/грейдов. Это позволяет специалисту по мере накопления практического опыта и получения дополнительного профессионального образования выполнять трудовые действия более высоких уровней квалификации, что способствует его карьерному росту. Профессиональный стандарт охватывает все виды трудовых функций - от типовых контрольных операций до разработки бизнес-процессов и методик контроля/мониторинга инфокоммуникационных систем. При этом требования стандарта к специалистам разных уровней взаимосвязаны и образуют стройную систему, обеспечивающую соответствие уровня квалификации, подготовки и практического опыта специалиста его функциям в трудовой деятельности и выполняемым трудовым действиям.

Информация об авторах:

Докучаев Владимир Анатольевич, д.т.н., профессор, заведующий кафедрой "Мультимедийные сети и услуги связи" МТУСИ, Москва, Россия Ерёменко Владимир Александрович, руководитель проекта, ОАО "Мобильные ТелеСистемы"

Маклачкова Виктория Валентиновна, старший преподаватель кафедры "Мультимедийные сети и услуги связи" МТУСИ, Москва, Россия

Мытенков Сергей Сергеевич, аспирант кафедры "Мультимедийные сети и услуги связи" МТУСИ, Москва, Россия

Шевелёв Сергей Владимирович, к.т.н., заведующий кафедрой "Сети и системы фиксированной связи" МТУСИ, Москва, Россия

Для цитирования:

Докучаев В.А., Ерёменко В.А., Маклачкова В.В., Мытенков С.С., Шевелёв С.В. Профессиональные квалификации специалистов по контролю качества информационно-коммуникационных систем // T-Comm: Телекоммуникации и транспорт. 2017. Том 11. №11. С. 62-67.

For citation:

Dokuchaev V.A., Eremenko V.A., Maklachkova V.V., Mytenkov S.S., Shevelev S.V. (2017). Professional qualifications of specialists for quality control at information and communication systems. T-Comm, vol. 11, no.11, рр. 62-67. (in Russian)

7T>

Одним из основных требований, предъявляемых к компаниям-операторам связи Российской Федерации, является обеспечение ими целостности и устойчивости функционирования информационно-коммуникационных (инфокомму-никанионных) систем как о необходимой основе для обеспечения качества предоставляемых услуг.

Очевидно, что и сами компании-операторы связи в настоящее время заинтересованы и оказании услуг с наилучшим качеством, поскольку удовлетворённость пользователя услугами отражает потенциальную прибыль и возможность увеличения клиентской базы. Это важно не только для традиционных услуг связи, но и для инновационных инфокоммуникационных услуг для которых обеспечение качества функционирования инфокоммуникационной системы становится критически важной. Интересующихся данной проблематикой можно отослать к одному из интервью Президента НЛО «Ростелеком» господина М.Э. Ос ее век о го, в котором он отметил, что «ранее «Ростелеком» был оператором связи, ныне компания позиционирует себя как оператора информационно-телекоммуникационных сервисов, а в будущем видит себя провайдером цифровых услуг. «Ростелеком» -базовая информационно-коммуникационная инфраструктура страны». 11 ]. Подтверждением того, что влияние качества функционирования инфокоммуникационной системы становится одним из рыночных преимуществ, свидетельствуют события мая 2017 года, когда вследствие сбоя оборудования в сети ! [АО «Мегафон» многие из клиентов компании незамедлительно стали покупать 81М-каргы его конкурентов.

Трансформация компаний-операторов связи в «цифровую экономику», массовое внедрение инфокоммуникацион-пых технологий во все сферы человеческой жизни достигло таких объёмов, что эксперты стали говорить о четвёртой промышленной революции (или Индустрии 4.0). Это определяет высокие требования к целостности, устойчивости и безопасности инфокоммуникационных систем, без обеспечения которых невозможна своевременная и достоверная передача информации. Всё это, в свою очередь, определяет условия подготовки специалистов, обеспечивающих качественное, бесперебойное и надёжное функционирование информационно-коммуникационных систем в том числе и телекоммуникационных сетей.

С учётом сказанного выше, очевидно, что мониторинг и поддержание на требуемом уровне параметров функционирования инфокоммуникационной системы является одной из первостепенных задач компаний-операторов связи.

Говоря о перспективах развития мониторинга, контроля и поддержания качества функционирования инфокоммуникационных систем и предоставляемых с их помощью услуг, как вида профессиональной деятельности, можно отметить следующие тенденции:

• увеличение числа мультисервисных услуг, предоставляемых в Современных инфокоммуникационных системах;

• повышение сложности и разнородности телекоммуникационного оборудования ведет к увеличению числа контролируемых параметров;

• расширение сервисов по обслуживанию телекоммуникационного оборудования па основе дистанционного взаимодействия е системой;

• опенка качества функционирования инфокоммуникационной системы и предоставляемых е её помощью услуг с учётом критериев защиты информации и информационной безопасности. Отметим, что термин «информационная безопасность» понимается в контексте применяемого в последнее время в международных документах, в том числе в документах ООН, термина «безопасность при использовании ИКТ и самих ИКТ» [2], Качество функционирования инфокоммуникационной системы непосредственно влияет на достоверность и своевременность доставки информации.

В этих условиях перед специалистами по контролю качества ставится задача комплексной поддержки, как отдельных устройств, так и всей инфокоммуникационной системы в целом. Это обуславливает необходимость увеличения числа специалистов, занимающихся вопросами контроля и поддержки качества функционирования инфокоммуникационных систем и к повышению требований к уровню их профессионал ьиой квалификации.

Очевидно, что при формулировании требований к профессиональным квалификациям специалистов по контролю качества инфокоммуникационных систем должны быть учтены все отмеченные выше тенденции. Квалификация таких специалистов должна позволять решать задачи, поставленные в утверждённой Президентом РФ «Доктрине информационной безопасности» (Указ Президента РФ от 05.12.2016 г. _Ny 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации») [3J и Стратегии развития информационного общества в РФ па 2017-2030 годы (Указ Президента Российской Федерации от 04.05.2017 г. № 203) [4], в части обеспечения устойчивого и бесперебойного функционирования информационной инфраструктуры, в первую очередь критической информационной инфраструктуры РФ и единой сети электросвязи Российской Федерации.

Вопросами качества функционирования информационно-коммуникационных систем и предоставляемых с их помощью услуг занимается ряд международных организаций в области стандартизации телекоммуникаций (ITU, ETSI, ISO и Другие). Сектор стандартизации Международного союза электросвязи (МСЭ-Т) выпустил рекомендации, содержащие термины базовой и дополнительной услуг связи. Большую работу но развитию человеческого потенциала в области ИКТ/Электросвязи проводит сектор развития Международного союза электросвязи (МСЭ-Д) в котором создана и активно функционирует рабочая группа «по развитию человеческого капитала» (Group Capacity Building Initiatives - GCBI 1TU-D), в которую входит представитель Российской Федерации.

Особое внимание наличию и, соответственно, подготовке высококвалифицированных национальных специалистов в сфере контроля качества создаваемых и эксплуатируемых инфокоммуникационных системах уделяется в подавляющем большинстве компаний-операторов связи. Предъявляемые к специалистам отрасли ИКТ профессиональные требования, виды трудовых функций и действий, а также необходимые умения и знания сформулированы в профессиональных стандартах, утверждаемых Министерством груда и социальной защиты Российской Федерации.

T-Comm Vol. 11. #11-2017

В 2016 году под эгидой Российского союза промышленников и предпринимателей (РСП11) во исполнение Постановления 1 Гравительства Россинекой Федерации от 22 января 2013 г, № 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» [51 разработан профессиональный стандарт «Специалист по контролю качества информационно-коммуникационных систем».

Основная цель вида профессиональной деятельности, рассмотренного в упомянутом выше профессиональном стандарте, заключается в обеспечении целостности, устойчивости и безопасности функционирования информационно-Коммуникационных систем. Дтя этого необходимо проведение их регулярного мониторинга и контроля качества.

Рассмотрим более подробно основные положения функциональной карты данного вида трудовой деятельности.

В профессиональном стандарте выделены следующие обобщённые трудовые функции (ОТФ) и трудовые функции:

• Контроль качества функционирования информационно-коммуникационных систем (ОТФ А, 5-й уровень квалификации) - мониторинг штатного функционирования инфокоммуникационных систем; тестирование прикладного программного обеспечения, используемого для предоставления услуг с использованием инфоко м му н икаци о иных систем; мониторинг услуг связи, предоставляемых с использованием инфокоммуникационных систем;

• Анализ результатов контроля качества функционирования информационно-коммуникационных систем и сервисов (ОТФ В, 6-й уровень квалификации) - организация мониторинга и контроля функционирования инфокоммуникационных систем и сервисов; анализ результатов мониторинга и контроля функционирования инфокоммуникационных систем и сервисов; организация тестирования прикладного программного обеспечения, используемого для предоставления услуг с использованием инфокоммуникационных систем, с анализом результатов;

• Разработка методик и систем автоматизированного контроля и мониторинга функционирования информационно-коммуникационных систем (ОТФ С, 7-й уровень квалификации) - разработка методик контроля и мониторинга функционирования инфокоммуникационных систем и требований к их автоматизации; разработка систем мониторинга и контроля функционирования инфокоммуникационных систем и сервисов на базе отдельных проектных решений разных производителей; организация внутренних бизнес-процессов и взаимодействия со смежными организациями по мониторингу и контролю функционирования инфокоммуникационных систем и сервисов.

Совокупность обобщённых трудовых функций, в рассматриваемом профессиональном стандарте, построена с учётом системы сквозных категорий / грейдов. Это позволяет специалисту по мере накопления практического опыта и получения дополнительного профессионального образования выполнять трудовые действия более высоких уровней квалификации, что обеспечивает его карьерный рост.

Начальный образовательный уровень, необходимый для выполнения профессиональных трудовых функций пятого

уровня квалификации (ОТФ А) требует чтобы соискатель имел, как минимум, среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена. Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки в области сетевых технологий и качества услуг связи. Приведём, в качестве примера, несколько возможных наименований должностей (профессий) на которые может претендовать соискатель; специалист по контролю качества предоставляемых услуг; специалист-техник но эксплуатации ИКТ (приведено в редакции действующих HUA), специалист дежурной смены управления сетью.

Знания, которыми должен обладать специалист данного уровня квалификации, должны позволить ему определять типовые причины отказов и деградации качества функционирования инфокоммуникационных систем, признаки их проявления и методы исключения. Он должен понимать объект контроля, состав контролируемых параметров, требования эксплуатационной документации к проведению мониторинга и контроля, а также состав и содержание аварийных сообщений и необходимых действий при их возникновении. Кроме того, он должен знать нормы на показатели функционирования контролируемых инфокоммуникационных систем и входящего в его состав оборудования; порядок подключения контрольно-измерительного оборудования к объекту контроля; характеристики контролируемых услуг связи и установленные нормы на их показатели и параметры качества в соответствии с требованиями нормативных документов. К числу необходимых знаний также следует отнести порядок проведения проверок соответствия показателей функционирования инфокоммуникационных систем и (или) качества услуг связи установленным требованиям; методики мониторинга и контроля показателей функционирования инфокоммуникационных систем и (или) качес тва услуг связи, требования инструкций и технологических карт, регламентирующих их выполнение; порядок подготовки к работе и применения аппаратных устройств или программных приложений, выполняющих функции мониторинга или контроля показателей функционирования инфокоммуникационных систем или качества услуг связи; порядок проведения процедур по сбору статистики, измерениям параметров и расчетам показателей качества функционирования

инфокоммуникационных систем; общие принципы функционирования аппаратных, программных и программно-аппаратных средств и и фо коммуникационной системы; правила и последовательность проведения проверки работоспособности телекоммуникационного оборудования; наименование, маркировку, и правила подготовки к работе и использования контрольно-измерительных приборов и инструментов при измерениях параметров телекоммуникационного оборудования.

Основная цель, достигаемая следующей обобщенной трудовой функцией (ОТФ В) - обеспечение и организация работы специалистов, выполняющих типовые контрольные и мониторинговые действия. На этом уровне квалификации

T-Comm Том 11. #11-20 17

7Т>

специалисты рассматриваемой профессии могут претендовать на следующие основные должности, а именно: ипжепер по качеству, инженер по телекоммуникациям, специалист по контролю качества предоставляемых услуг, системный аналитик. На данные должности могут претендовать соискатели закончившие бакалавриат без каких-либо дополнительных требований или специалисты со средним профессиональным образованием - программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительным профессиональным образованием - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки в области сетевых технологий и качества услуг связи. Кроме того, к последним предъявляются требования о наличии практического опыта работы не менее одного года в области сетевых технологий. Фактически этим обеспечивается «горизонтальный» тип карьеры специалистов со средним профессиональным образованием, занятым в данной профессии.

В число должностных обязанностей данных специалистов (в части организации мониторинга и контроля функционирования инфокоммуникационных систем и сервисов) входит: организация сбора первичных данных мониторинга функционирования инфокоммуникационных систем и сервисов в соответствии с утвержденными методами, выбранными или разработанными методиками; организация проведения постобработки первичных данных мониторинга функционирования инфокоммуникационных систем и оценки качества услуг в соответствии с утвержденными алгоритмами и скриптами; организация разработки алгоритмов и скриптов для проведения постобработки первичных данных мониторинга функционирования инфокоммуникационных систем и оценки качества услуг с учетом используемых технологий и особенностей их реализации; разработка программ мониторинга функционирования инфокоммуникационных систем и оценки качества услуг; управление ресурсами, используемыми для мониторинга функционирования инфокоммуникационных систем и сервисов; анализ соблюдения требований нормативных документов и эксплуатационной документации при проведении мониторинга функционирования инфокоммуникационных систем и оценки качества услуг; планирование проведения регламентных работ по мониторингу функционирования инфокоммуникационных систем и сервисов. Особо отметим такие трудовые действия как обоснование бюджетов, необходимых для обеспечения финансирования мониторинга функционирования инфокоммуникационных систем и оценки качества услуг и организация материально-технического обеспечения мониторинга функционирования инфокоммуникационных систем и оценки качества услуг.

К выполнению ОТФ С (7-й уровень квалификации) допускаются специалисты имеющие высшее образование -снециалитет, магистратура и обладающие практическим опытом работы не менее трех лет в области мониторинга и контроля качества инфокоммуникационных систем. Фактически занятие данных должностей является одним из типов «вертикальной» карьеры для специалистов выполняющих ОТФ В и ранее закончивших бакалавриат.

Основная цель, достигаемая ОТФ С - разработка методологии и методик, бизнес-процессов, систем контроля и мониторинга инфокоммуникационной системы.

Рассмотрим более подробно трудовую функцию «Организация внутренних бизнес-процессов и взаимодействия со смежными организациями по мониторингу и контролю функционирования инфокоммуникационных систем и сервисов».

К числу трудовых действий относятся: участие в создании карты бизнес-процессов управления организации на основе ее стратегии; определение места в карте бизнес-процессов процессов мониторинга и контроля инфокоммуникационных систем и сервисов; анализ документов организации по управлению процессами мониторинга инфокоммуникационных систем и сервисов; проведение интервью с участниками процессов мониторинга инфокоммуникационных систем и сервисов с целью выявления фактического его состояния; анализ процессов мониторинга и контроля функционирования инфокоммуникационных систем и сервисов; анализ подпроцессов, находящихся под управлением третьей стороны; разработка модели процессов мониторинга инфокоммуникационных систем и сервисов организации для текущего состояния; разработка модели процессов мониторинга инфокоммуникационных систем и сервисов организации для идеального состояния; разработка модели процессов мониторинга инфокоммуникационных систем и сервисов организации для целевого состояния; описание процессов мониторинга инфокоммуникационных систем и сервисов организации; регламентация процессов мониторинга инфокоммуникационных систем и сервисов организации; разработка нормативных и распорядительных документов по проведению процессов мониторинга инфокоммуникационных систем и сервисов организации; проведение аудита процессов мониторинга инфокоммуникационных систем и сервисов организации; оптимизация процессов мониторинга инфокоммуникационных систем и сервисов организации; участие в организации и проведении сертификации системы менеджмента качества организации.

Для качественного выполнения перечисленных выше действий специалист должен обладать следующими необходимыми умениями: применять типовые методы и методики оценки качества предоставляемых услуг связи; выполнять анализ содержания процессов мониторинга и контроля; выполнять анализ документов организации по управлению процессами мониторинга инфокоммуникационных систем и сервисов; проводить интервью с участниками процессов мониторинга инфокоммуникационных систем и сервисов с целью выявления фактического его состояния процессов; анализировать полученную в процессе интервью е участниками процессов мониторинга инфокоммуникационных систем и сервисов информацию с целью выявления соответствия их регламентирующим документам; разрабатывать модели и описания процессов мониторинга инфокоммуникационных систем и сервисов организации для текущего, состояния; разрабатывать модели и описания процессов мониторинга инфокоммуникационных систем и сервисов организации для идеального состояния; разрабатывать модели и описания процессов мониторинга инфокоммуникационных

T-Comm Vol. 11. #11-2017

систем и сервисов организации для целевого состояния; использовать специализированное программного обеспечения для описания бизнес-процессов; разрабатывать согласование нормативных и распорядительных документов для регламентации процессов мониторинга инфокоммуникационных систем и сервисов организации; проводить согласование нормативных и распорядительных документов для регламентации процессов мониторинга инфокоммуникационных систем и сервисов организации; разрабатывать меры для предупреждения несоответствий и их причин; проводить аудит процессов мониторинга инфокоммуникационных систем и сервисов; разрабатывать предложения по совершенствованию в организации процессов мониторинга инфокоммуникационных систем и сервисов; актуализировать регламентирующие документы по проведению процессов мониторинга инфокоммуникационных систем и сервисов; готовить аналитические отчеты по состоянию процессов мониторинга инфокоммуникационных систем и сервисов организации и их соответствию требованиям регламентирующих документов; вовлекать персонал в деятельность по управлению качеством процессов мониторинга инфокоммуникационных систем и сервисов организации; работать с компьютерным и офисным оборудованием.

Отсюда вытекает перечень необходимых знаний, которыми должен обладать специалист данного вида экономической деятельности; принципы менеджмента качества; теория общего менеджмента; процессный и функциональный подходы к управлению бизнес-процессами, отличия, достоинства и недостатки; теоретические основы, методы, концепции и системы управления качеством; международные и национальные стандарты в области управления качеством (стандарты ISO 9000, рекомендации ITIL, еТОМ); методы анализа информации и выявления проблем в управлении качеством; методы анализа нечисловой информации; статистические методы обработки данных; описательная статистика, проверка гипотез, регрессионный анализ, планирование статистического эксперимента; методы анализа возможностей бизнес-процесса и его надежности; возможности и ограничения специализированного программного обеспечения для описания бизнес-процессов; содержание процессов мониторинга инфокоммуникационных систем и сервисов организации, используемое оборудование и средства автоматизации; принципы функционирования инфокоммуникационных систем; архитектура инфокоммуникационных систем, на которых проводится мониторинг параметров качества услуг связи; отраслевые и локальные нормативно-правовые акты, действующие в организации; нормативные, правовые и законодательные акты в области оценки качества услуг в инфокоммуникационных системах; основные приемы и

методы автоматизированной обработки информации; основы делопроизводства.

Очевидно, что специалисты, выполняющие ОТФ С, должны обладать комплексными знаниями как в части сетевых технологий и автоматизированных систем, так и в части менеджмента качества. Это должно учитываться при разработке всех видов образовательных программ [6], связанных с подготовкой специалистов данного профессионального вида деятельности.

Таким образом, профессиональный стандарт «Специалист по контролю качества информационно-коммуникационных систем» охватывает все виды трудовых функций, выполняемых специалистами этого профиля, — от типовых контрольных операций до разработки бизнес процессов и методик контроля/мониторинга инфокоммуникационных систем. При этом требования стандарта к специалистам разных уровней взаимосвязаны и образуют стройную систему, обеспечивающую соответствие уровня квалификации, подготовки и практического опыта специалиста его функциям в трудовой деятельности и выполняемым трудовым действиям.

1. Титаренко К, Коник Л. Ростелеком назвал пятерку при-орететов [Электронный pecypcJ/COMNEWS, 29.05.2017 - Режим доступа; h ttp://w ww.com ne ws, ru/content/107108/2017-05-29/ rostelekom-nazval-pyaterku-prioritetov#ixzz4iTXoUl 7Z (дата обращения 29.05.2017).

2. Кузьмин А., ФиногеновД., Жуков Ю. Терминология в сфере международной информационной безопасности //BIS Journal, №3(18)/2015.

3. Указ Президента РФ от 05.12.2016г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]/Сайт «Президент России» - Режим доступа; http://kremlin.ru/acts/bank/4l460 (дата обращения 29.05.2017).

4. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г, №203 «Об утверждении Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017-2030 годы» [Электронный pecypcl/Сайт «Президент России» - Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения 29.05.2017).

5. Докучаев В,А„ Мытечков С,С, Нормативно-правовое регулирование разработки и утверждения проектов профессиональных стандартов в области инфокоммуникационных технологий. Тезисы докладов на XV Международную НТК «Проблемы техники и технологий телекоммуникаций», секция «ИКТ в обучении», г. Казань 2014 г.

6. Докучаев В.А. О применении профессиональных стандартов при подготовке программ ДПО. Тезисы докладов X Международной отраслевой НТК «Технологии информационного общества», МТУСИ, 2016 г.

Литература

MANAGEMENT

PROFESSIONAL QUALIFICATIONS OF SPECIALISTS FOR QUALITY CONTROL AT INFORMATION AND COMMUNICATION SYSTEMS

Vladimir A Dokuchaev, MTUCI, Moscow, Russia, v.dok@tlsf.ru Vladimir A Eremenko, JSC MTS, Moscow, Russia, erva@mts.ru Victoria V. Maklachkova, MTUCI, Moscow, Russia, v.maklachkova@tlsf.ru Sergey S. Mytenkov, MTUCI, Moscow, Russia, mitenkovss@rspp.ru Sergey V. Shevelev, MTUCI, Moscow, Russia, sergey.shevelev@rt.ru

Abstract

Requirements for professional qualifications of specialists reflected in the professional standard "Quality Control Specialist of Information and Communication Systems" are considered. Trends and prospects of monitoring, control and maintenance of the quality of the functioning of information and communication systems as a type of professional activity are determined. It was noted that the identified trends should be taken into account when formulating the requirements for professional qualifications of specialists in quality control of infocommunication systems. It is shown that professional requirements, types of labor functions and actions, as well as the necessary skills and knowledge, are formulated in the professional standards approved by the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation. In the professional standard "Quality Control Specialist of Information and Communication Systems", developed in 2016, the main goal of the type of professional activity is defined to ensure the integrity, stability and safety of the functioning of information and communication systems. This requires regular monitoring and quality control. The basis of the professional standard was the description of the generalized labor functions with reference to the level of qualifications of specialists. For each of the generalized labor function described in the professional standard, the main goal achieved with its help is formulated. The totality of the generalized labor functions in the considered professional standard is constructed taking into account the system of grades. This allows a specialist, as he accumulates practical experience and additional professional education, to perform labor activities of higher skill levels, which contributes to his career growth. The professional standard covers all types of labor functions - from standard control operations to the development of business processes and methods of monitoring / monitoring infocommunication systems. At the same time, the requirements of the standard for specialists of different levels are interrelated and form a coherent system ensuring the conformity of the skill level, training and practical experience of a specialist to his functions in labor activity and the work performed.

Keywords: professional qualifications, information and communication systems, quality of functioning, monitoring, professional standard, generalized labor function.

References

1. Titarenko E., Konik L. (2017). Rostelecom named the top five priorities [Electronic resource] / COMNEWS, 05/29/2017 - Access mode: http://www.comnews.ru/content/l07l08/20l7-05-29/rostelekom-nazval -pyaterku-prioritetov # ixzz4iTXoU 17Z (circulation date is 29/05/2017).

2. Kuzmin A., Finogenov D., Zhukov U. (2015). Terminology in the sphere of international information security. BIS Journal, no. 3 (18).

3. Decree of the President of the Russian Federation of 05.12.2016, No. 646 "On Approving the Doctrine of Information Security of the Russian Federation" [Electronic resource]. Site "President of Russia" - Access mode: http://kremlin.ru/acts/bank/4l460 (circulation date 29.05.2017).

4. Decree of the President of the Russian Federation of May 9, 2017, No. 203 "On the Approval of the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030" [Electronic resource] / Site "President of Russia" - Access mode: http://kremlin.ru / Acts / bank / 41919 (circulation date is 29/05/2017).

5. Dokuchaev V.A., Mitenkov S.S. (2014). Legal regulation of development and approval professional standards for infocommunication technologies. Abstracts of the 15th International Scientific and Technical Conference "Problems of Telecommunications Technology and Technologies", Section "ICT in Education", Kazan, 2014.

6. Dokuchaev V.A. (2016). On the application of professional standards in the preparation of Additional Professional Educational Programs. Abstracts of the X International ITC "Information Society Technologies", MTUCI, 2016.

Information about authors:

Vladimir A Dokuchaev, DSc (Technical), Professor, Head of the Department "Multimedia Communication Networks and Services" MTUCI, Moscow, Russia Vladimir A Eremenko, Project Manager of JSC MTS, Moscow, Russia

Victoria V. Maklachkova, Senior Lecturer of the Department of "Multimedia Communication and Communication Services", MTUCI, Moscow, Russia Sergey S. Mytenkov, Postgraduate student of the Department of "Multimedia Communication Networks and Services", MTUCI, Moscow, Russia Sergey V. Shevelev, PhD, Head of the Department "Fixed Networks and Systems" MTUCI, Project Manager of JSC Rostelecom, Moscow, Russia

7T>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.