Научная статья на тему 'Профессиональные компетенции, ценности и социальный статус молодых ученых региона'

Профессиональные компетенции, ценности и социальный статус молодых ученых региона Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
387
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Ключевые слова
МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС / МАРГИНАЛИЗАЦИЯ СТАТУСА / YOUNG SCIENTISTS / AXIOLOGICAL ORIENTATIONS / PROFESSIONAL COMPETENCES / SOCIAL STATUS / STATUS MARGINALISATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Осипова Ольга Юрьевна

На основе результатов социологического исследования проанализированы профессиональные компетенции, лидерский потенциал, социальные установки и мотивационные факторы научно-исследовательской деятельности молодых ученых Республики Мордовия, а также выявлены основные характеристики социального положения и проблемы молодых ученых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional Competences, Valuables and Social Status of Young Scientists of the Region

On the basis of the results of a sociological research professional competences, leadership potential, social orientations and motivation factors of scientific and research activities of young scientists of the Republic of Mordovia are analysed. Main characteristics of the social status and problems of young scientists are brought to light.

Текст научной работы на тему «Профессиональные компетенции, ценности и социальный статус молодых ученых региона»

О. Ю. ОСИПОВА

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ, ЦЕННОСТИ И СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ РЕГИОНА1

Ключевые слова: молодые ученые, ценностные ориентации, профессиональные компетенции, социальный статус, маргинализация статуса

Key words: young scientists, axiological orientations, professional competences, social status, status marginalisation

В условиях развития постиндустриального общества показателем конкурентоспособности современного государства становится уровень состояния его научно-технического потенциала. В настоящее время все сферы современного общества напрямую зависят от развития науки, поэтому научно-технические инновации являются не только необходимым, но и главным условием прогресса любого вида человеческой деятельности. Однако в результате социально-экономических преобразований большинство общественных институтов, в том числе институт высшего профессионального образования и науки, оказалось в состоянии глубокого системного кризиса. В результате сокращения государственного финансирования этих сфер произошло существенное снижение всех составляющих научно-технологического потенциала (финансовое, материально-техническое), в связи с этим проблема воспроизводства кадрового потенциала науки и образования приобрела острый характер.

Кризисное состояние научной сферы страны обусловило ее отставание от ведущих стран в разработке и внедрении наукоемких технологий, негативно отразилось на экспорте наукоемкой продукции на мировой рынок, доля России в котором в настоящее время составляет лишь 0,3 %, высокотехнологичной продукции — 2 %. В этом отношении

ОСИПОВА Ольга Юрьевна, аспирант кафедры социологии Мордовского государственного университета.

Россия уступает не только развитым европейским странам и США, но и быстро развивающимся (Китай и Южная Корея). Кроме того, вследствие сокращения затрат на исследования и разработки число занятых в российской науке сократилось на 28 % и составило 761,3 тыс. чел. Примерно в той же пропорции уменьшилось число исследователей — до 375,8 тыс. чел., тогда как число персонала, выполняющего научные исследования в Германии, увеличилось на 8 %, в Великобритании — на 21 %, в Корее — на 77 %, в США — на 38 %2.

Низкая степень участия России в международном научно-технологическом обмене обусловлена не только кризисной социально-экономической ситуацией, которую обостряет отсутствие адекватной научно-технической политики и эффективных механизмов государственного регулирования сферы науки и инноваций, но и нехваткой высококвалифицированных кадров нового поколения, самостоятельных в мышлении, обладающих высоким лидерским потенциалом, высокомотивированных на творчество и инновации.

Молодежь представляет собой значимый ресурс развития общества, поскольку она быстрее адаптируется к изменениям внешней среды и осваивает высокотехнологичные области экономики и производства, а также более мобильна и социально активна, чем старшие поколения. Это обусловлено тем, что в силу объективных причин молодежь представляет собой не жестко структурированную группу с устоявшейся нормативно-ценностной структурой, а «мягкую» структуру, характеризующуюся неполнотой социального статуса входящих в нее индивидов и переходным состоянием возрастной фазы молодости. Эта структура более динамична и восприимчива к внешним социальным влияниям и может гибко изменяться под влиянием условий внешней среды. Однако в условиях перманентных социально-экономических преобразований, которыми характеризуется современный этап развития российского общества, эволюция этой социально-демографической группы носит нелинейный и крайне противоречивый характер. Усиливаются сегрегационные процессы, происходит социальное расслоение внутри группы, в связи с чем появляются подгруппы молодежи с разными социальными установками и жизненными стратегиями3. В связи с этим особенно актуальными становятся изучение

особенностей, роли и места различных слоев молодежи в модернизации российской экономики, а также разработка научного подхода к решению молодежных проблем, формирование и реализация государственной социальной и молодежной политики. Одной из таких специфических социально-профессиональных групп является молодежь, занятая в сфере образования и науки. С одной стороны, свойства и признаки этой группы отражают тенденции развития молодежи в целом, с другой — профессионального сообщества, занимающегося интеллектуальной деятельностью (научной и научно-педагогической).

Как правило, для изучения какого-либо профессионального слоя или группы социологи традиционно опираются на деятельностный, личностно-квалификационный и стратификационный подходы. На наш взгляд, одним из важнейших направлений изучения профессиональных групп является социально-структурный подход, согласно которому социально-профессиональная структура представляет собой часть социальной структуры общества. Этот подход предполагает анализ не только профессиональных, но и социально-профессиональных характеристик научных сообществ, включающих изучение механизмов их мобильности, статусных характеристик и такого важного фактора в воспроизводстве интеллектуальных слоев общества, как современные знания. Он был выбран нами в качестве теоретико-методологической основы изучения социального положения молодых ученых.

В 2010 г. нами было проведено социологическое исследование «Социальный статус молодого ученого в регионе». Сбор первичной информации осуществлялся методом анкетного опроса среди молодых ученых Республики Мордовия (аспирантов, молодых преподавателей с ученой степенью кандидата наук и без нее). Выборочная совокупность составила 392 чел. с погрешностью измерения или доверительным интервалом + 5 % и доверительной вероятностью 0,95. Использовалась количественная методика комплексного квотного отбора. В качестве квотируемых признаков генеральной совокупности принимались возраст, специальность, место обучения, преподавательская деятельность и научный статус.

В связи с этим следует интерпретировать рассматриваемую группу молодых ученых как социальную группу, выделяемую на основе возрастных признаков (от 22 до 35 лет),

характера профессиональной деятельности (научно-исследовательская или научно-педагогическая), типичного социального поведения, социальных практик в профессиональной деятельности и т. д. В структуре исследуемой группы можно выделить несколько подгрупп: молодые ученые, получающие послевузовское образование (аспиранты дневного и заочного отделений, соискатели); молодые преподаватели с ученой степенью кандидата наук и без таковой.

В целом результаты исследования показывают, что группа молодых ученых достаточно однородна по образу жизни, досуговой практике, ценностным ориентациям и т. д. В области социальных установок у молодых ученых наблюдаются стремление к творчеству и карьерному росту, высокое чувство ответственности, желание совершенствовать свои знания и навыки, достижительная мотивация.

Безусловно, социальный статус молодого ученого как представителя профессии, связанной с интеллектуальным трудом, во многом определяется объемом и качеством специальных знаний, уровнем социальной компетентности. Согласно полученным данным, молодые ученые высоко оценивают субъективный личностный и творческий потенциал. Однако недостаточная профессиональная подготовка и квалификация (13,7 %), отсутствие необходимого опыта участия в научных и инновационных проектах (54,9 %), знаний в области научного менеджмента, коммерциализации результатов научного труда (47,1 %), а также отсутствие опыта руководства и организации научных групп для проведения исследований (84,1 %) негативно влияют на развитие личностного и интеллектуального потенциала, навыков лидерства. Невысокий уровень развития лидерских и предпринимательских навыков замедляет процесс внедрения имеющихся изобретений, новшеств, ноу-хау и, как следствие, может привести к потере не только отдельных научно-технических разработок, но и создать невозможность активного участия молодежи в реструктуризации общественного производства4. Воспитание у молодежи лидерских качеств — длительный социально-психологический процесс, требующий создания социальной среды и формирования активной позиции на ранних курсах обучения в вузе, включения молодежи в различные формы научно-исследовательской деятельности, в том числе в групповые проектные разработки и научные программы.

Изучая ценностные ориентации молодых ученых, можно сделать вывод об устойчивости структуры духовных ценностей в сознании молодежи. В этой структуре достаточно важное место занимают ценности материального благополучия, причем индивидуальные ценности нередко преобладают над социально значимыми. Четыре ключевые позиции сохраняют приоритет в оценках молодыми учеными показателей жизненного успеха: материальное благополучие, интересная работа, удачный брак, карьерный рост. Среди важнейших ценностей, которые молодые ученые выделили наиболее значимыми в настоящее время, следует назвать хорошее здоровье (87,9 %) и гармонию в семье (83,4 %). Кроме того, высокие позиции в иерархии ценностей молодых ученых занимают достижение высоких результатов через труд и самоотдачу (38,6 %), творческая деятельность (31,9 %) и активная жизненная позиция (27,6 %). Таким образом, можно отметить высокую степень ориентации молодых ученых на достижение материального благополучия, карьерный рост через свой интеллектуальный потенциал, труд и самоотдачу.

Однако главные мотивационные факторы научно-исследовательской деятельности — интерес к научной деятельности, творческий характер труда, возможность реализации своего интеллектуального потенциала, т. е. мотивы, привлекающие молодежь в науку, по-прежнему вовсе не связаны с получением дохода. Исследовательская и научно-педагогическая деятельность воспринимается молодыми учеными как ресурс саморазвития и для большей части опрошенных представляет собой единственную возможность профессиональной самореализации. С другой стороны, достижение высоких результатов в процессе упорного труда, который предполагает научная деятельность, для молодежи утрачивает свою ценность, поскольку не позволяет инвестировать культурный капитал в материальный. В связи с этим треть молодых ученых (33,6 %) планирует сменить профессиональную сферу деятельности и, следовательно, покинуть высшую школу в будущем. К ним, как правило, относятся аспиранты и молодые преподаватели (60,7 и 10,7 % соответственно).

Молодые ученые находятся в таком возрастном диапазоне, когда большинство их представителей создает семьи, занимается воспитанием детей. Однако, как показывают результаты исследования, состоят в браке менее половины опрошенных

(45,4 %), среди них 47,7 % — кандидаты наук, 22,7 % — аспиранты, 6,4 % — молодые преподаватели. Значительно отложено не только создание семьи, но и рождение детей: лишь у 37,2 % респондентов есть дети. На низкую репродуктивную активность молодежи, занятой в сфере науки, могут влиять нежелание иметь детей в связи с обучением в аспирантуре (докторантуре) и отсутствием перспективной работы по специальности, низкий материальный доход, отсутствие собственного жилья, т. е. невысокий экономический капитал.

Результаты исследования подтверждают, что социальное положение молодых ученых по сравнению с другими группами населения в регионе находится на сравнительно невысоком уровне. Это связано со спецификой профессиональной деятельности молодежи в сфере образования и науки, которая в последнее время стала малооплачиваемой, а также обострением ряда социальных проблем, таких как отсутствие нормальных жилищных условий (лишь у 35,7 % респондентов есть собственное жилье), возможности творческой самореализации, закрепления молодого ученого в вузе и его карьерного роста, а также ограниченный доступ к управлению человеческими ресурсами. Низкий социальный статус молодых ученых негативно отражается на их социальном самочувствии, профессиональных возможностях и планах, отдаляет защиту диссертации и создание семьи, «упрощает» досуговые практики. Самой социально уязвимой частью молодых ученых являются молодые преподаватели без ученой степени и аспиранты. Среди них значительная часть аспирантов (43,5 %) и молодых преподавателей (63,4 %) имеет доход ниже прожиточного минимума, который составил в 2010 г. 5 625 руб.

Таким образом, ценностно-нормативная структура этой группы молодежи достаточно устойчива и однородна. Однако внутри группы заметны дифференциация по социально-экономическим параметрам, противоречия в отношении профессиональных планов и жизненных стратегий и т. д. Молодые преподаватели с ученой степенью кандидата наук представляют собой ядро рассматриваемой группы, поскольку занимают устойчивые социально-профессиональные позиции в структурах вузов, имеют социально значимые признаки (семья, дети, собственное жилье), и их мотиваци-онные установки направлены на дальнейшее продолжение профессиональной деятельности.

Противоположная тенденция наблюдается среди молодых преподавателей без ученой степени и аспирантов. Невостребованность их научного потенциала, отсутствие возможности закрепления в вузе и перспектив карьерного роста негативно влияют на идентификацию молодежи с научным сообществом и ее неопределенную социальную принадлежность. Следствиями такого неопределенного положения молодых ученых в социуме становятся маргинализация их социального статуса, размывание структуры социально-профессиональной группы молодых ученых, рост социальной апатии.

Маргинальность статуса молодежи, с одной стороны может быть катализатором реализации ее потенциала и активизации ее ресурсов, с другой — понижения социального статуса, если нет соответствующих условий5. Достижительная мотивация, присущая большинству молодых ученых, может влиять на выход из сложившейся маргинальной ситуации и стать стимулом перехода в более высокую статусную группу. Однако отсутствие в настоящее время институциональных условий для реализации интеллектуального потенциала молодежи в сфере науки и образования, четкой научно-технической политики в стране и регионах негативно отражается не только на жизнедеятельности молодежи, успешности ее научной, научно-педагогической и профессиональной карьеры, но и на проблеме воспроизводства кадрового потенциала высшей школы, что замедляет процесс научно-технологического развития региона и страны в целом.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Работа выполнена при поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2010—2013 годы. Государственный контракт № 14.740.11.0225.

2 См.: Гохберг Л.М., Китова Г.А., Кузнецова Т.Е., Шувалова О.Р. Российские ученые: штрихи к социологическому портрету. М.: Гос. ун-т — Высшая школа экономики, 2010. С. 5—6.

3 См.: Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России // Социол. исслед. 1998. № 5. С. 90—98.

4 См.: Белых И. Формирование профессиональных компетенций: проблема управления // Высшее образование в России. 2006. № 11. С. 47—52.

5 См.: Балабанова Е.С., Бурлуцкая М.Г., Демин А.Н. Маргинальность в современной России. Сер. «Научные доклады». Вып. 121. М.: МОНФ, 2000. 208 с.

Поступила 10.03.11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.