Научная статья на тему 'Профессиональные компетенции современного руководителя-управленца для принятия эффективных решений'

Профессиональные компетенции современного руководителя-управленца для принятия эффективных решений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
765
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ / НАВЫКИ ЭФФЕКТИВНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ / ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколов Николай Николаевич

В ходе практической разработки и реализации управленческих решений важную роль играют личные качества руководителя как эффективного лидера, а также его профессиональные компетенции. Применяя индивидуальные навыки руководителя как человека и используя мощный системный подход теории решения изобретательских задач к управлению для быстрого и эффективного решения задач можно достичь невероятно высокого творческого подъема и генерации супероптимальных сильных решений в результате такого сложения двух синергетических составляющих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL COMPETENCES OF THE MODERN HEAD-MANAGER FOR ADOPTION OF EFFECTIVE DECISIONS

During practical development and implementation of administrative decisions an important role is played by personal qualities of the head as effective leader, and also his professional competences. Applying individual skills of the head as the person and using powerful system approach of theory of the solution of inventive tasks to management for the fast and effective solution of tasks it is possible to reach incredibly high creative rise and generation of superoptimum strong decisions as a result of such addition of two synergetic components

Текст научной работы на тему «Профессиональные компетенции современного руководителя-управленца для принятия эффективных решений»

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ-УПРАВЛЕНЦА ДЛЯ ПРИНЯТИЯ ЭФФЕКТИВНЫХ РЕШЕНИЙ

Аннотация. В ходе практической разработки и реализации управленческих решений важную роль играют личные качества руководителя как эффективного лидера, а также его профессиональные компетенции. Применяя индивидуальные навыки руководителя как человека и используя мощный системный подход теории решения изобретательских задач к управлению для быстрого и эффективного решения задач - можно достичь невероятно высокого творческого подъема и генерации супероптимальных сильных решений в результате такого сложения двух синергетических составляющих. Ключевые слова: разработка управленческих решений, принятие решений, навыки эффективного руководителя, лидерские качества, эффективность, теория решения изобретательских задач, профессиональные компетенции.

PROFESSIONAL COMPETENCES OF THE MODERN HEAD-MANAGER FOR ADOPTION OF EFFECTIVE DECISIONS

Annotation. During practical development and implementation of administrative decisions an important role is played by personal qualities of the head as effective leader, and also his professional competences. Applying individual skills of the head as the person and using powerful system approach of theory of the solution of inventive tasks to managementfor the fast and effective solution of tasks - it is possible to reach incredibly high creative rise and generation of superoptimum strong decisions as a result of such addition of two synergetic components. Keywords: development of administrative decisions, decision-making, skills of the effective head, leadership skills, efficiency, theory of the solution of inventive tasks, professional competences.

В виду совершенно гигантского ускорения информационных потоков между людьми и во внешней среде - в политике, управлении, менеджменте - на сегодняшний день появилась задача быстрого и эффективного принятия оптимальных и супероптимальных решений. И одним из ключевых моментов успешного достижения поставленных целей становится человеческий фактор. В первую очередь, здесь играет роль самого руководителя - его личность, мотивация, поведение, решимость и другие качества. Вторым важным навыком является умение сформировать команду, организовать и проконтролировать всю проектную «цепочку», где в наибольшей степени проявляются качества управляющего лидера, руководителя [6; 7; 8; 9]. И все это надо делать с учетом того, что все люди имеют свои индивидуальные особенности - разные типы темперамента, характера, скорости восприятия информации, скорости ее обработки, обдумывания и т.д.

Какие же профессиональные компетенции современного руководителя-управленца можно привести? Перечислим наиболее важные из них:

- системное мышление - умение взглянуть на процесс сверху, т.е. выйти из зоны комфорта, подняться над процессом / ситуацией / задачей и сделать взвешенную оценку, постановку целей, провести реалистичное планирование (организацию процесса), а затем быстро принять решение на основе той информации, которая есть в распоряжении (обычно неполной);

- делегирование полномочий и контроль выполнения заданий (ОС и оценка KPI);

- организация и эффективное управление своими делами и временем: time-management, ранжирование дел с весовыми коэффициентами, распределение задач по методу ABC / XYZ, матрица Эйзенхауэра, доведение дел до завершения по методу GTD;

- коммуникация / поддержка подчиненных / мотивация (личным примером). Информационный обмен, искусство общения (темперамент, НЛП, подстройка, противодействие манипуляциям);

УДК 354 Н.Н. Соколов

Nikolai Sokolov

© Соколов Н.Н., 2015

— формирование (новой) / построение (старой) эффективной команды (+ создание уютной рабочей атмосферы и корпоративной культуры);

— выстраивание системы поощрений/наказаний KPI (соглашение по целям, матрица KPI);

— разрешение конфликтов; оценка, наем на работу, удержание и признание сотрудников;

— имидж руководителя / харизма / собственный стиль (поведение, одежда) / ответственность («почвенность», self-made - свой стиль);

— эффективное проведение совещаний - как в качестве участника, так и модератора сове-

щения;

— искусство переговоров + навыки успешной презентации.

С точки зрения профессиональных характеристик современного лидера как человека можно выделить такие качества как:

— авторитарно-демократический стиль управления, когда руководитель после обсуждения со всеми сторонами директивно берет принятие решения и ответственность за него на себя;

— открытость, сотрудничество, незашоренный взгляд без ограничивающих убеждений, фильтров, мыслей-вирусов, т.е. выход за пределы общепринятых ограничивающих убеждений;

— оптимистический настрой, любознательность;

— умение делиться и духовно и материально;

— готовность работать из того места и с теми данными, которые есть на настоящий момент (без отговорок и требований - нужно еще то-то, то-то,... не хватает того-то...);

— стрессоустойчивость.

В качестве мощного метода для ускорения принятия управленческих решений предлагается применение системы теории решения изобретательских задач (далее - ТРИЗ). ТРИЗ была разработана Г.С. Альтшуллером в 1946 г. как технология творчества, основанная на идее о том, что поиск и выработка сильных (оптимальных и супероптимальных) решений можно подчинить объективным закономерностям и этот процесс не будет зависеть от субъективного отношения к нему конкретного человека (т.е. от его интуиции, врожденного таланта, вдохновения и озарения). Для этого он за период с 1946 по 1971 г. проанализировал свыше 40 тыс. патенов и авторских свидетельств, классифицировал решения по пяти уровням изобретательности и выделил 40 стандартных приемов, используемых изобретателями. ТРИЗ имеет задачу ускорить процесс поиска решения, исключив из него элементы случайности: внезапное и непредсказуемое озарение, слепой перебор и отбрасывание вариантов, зависимость от настроения и т.п. Кроме того, целью ТРИЗ является улучшение качества и уровня разрабатываемых решений за счет снятия психологической инерции и усиления творческого воображения. Сегодня ТРИЗ применяется больше в технических областях, однако перенос основных принципов системы возможен и в любые другие сферы, в том числе, и государственное управление, принятие решений, политику и т.д.

Применительно к управленческим решения и стратегическому управлению алгоритм можно представить в следующем виде [5].

1. Анализ ситуации, формирование модели задачи. Перейти от ситуации к модели.

1.1. Сформировать четко построенную и предельно простую схему - модель задачи.

1.2. Сформулировать основное противоречие системы.

2. Анализ модели задачи. Провести анализ модели задачи.

2.1. Проверить все ли части системы, которые имеют важнейшее значение для решения задачи, попали в условия задачи.

2.2. Определить конфликтующие части системы. Переход к модели задачи сразу отбрасывает все несущественное, оставляя главное - конфликтующие части системы.

3. Определение образа идеального решения и идеального конечного результата. Определить идеальный конечный результат (ИКР). Сформировать идеальное решение, а также противоречие, которое мешает его достичь.

4. Решение задачи.

4.1. Мобилизация применения имеющихся ресурсов для достижения ИКР. Определить, решается ли задача имеющимися ресурсами или производными ресурсами для достижения ИКР.

Производные ресурсы должны получаться почти бесплатно с минимальным изменением имеющихся ресурсов. Для приближения к ИКР необходимо максимально использовать имеющиеся ресурсы. Найти требуемые функции, которые можно выполнять без использования дополнительных ресурсов. Найти - как ресурсы, задействованные в выполнении простых функций, могут выполнять более сложные или недостающие функции. Повышать эффективность работы команды - увеличивать синергию.

4.2. Поиск способа преодоления противоречия. Простые задачи решаются буквальным преодолением ограничения (противоречия):

- использованием опыта решения подобных противоречий отраслевыми стандартными решениями или просто подобных задач;

- разделением противоречий во времени или пространстве;

- переводом системы или ее части в противоположные свойства;

- объединением систем или наоборот дроблением.

4.3. Изменение или замена задачи. Изменить первоначальные ограничения проекта. Решение сложных задач обычно связано с изменением смысла задачи - снятием первоначальных ограничений - до решения кажущихся самоочевидными. Если решить задачу не удалось.

4.4. Разбить задачу на подзадачи и решить их по очереди. Проверить - не является ли формулировка задачи сочетанием нескольких разных задач. В этом случае следует вернуться в п. 1, изменить модель, выделив отдельные задачи для поочередного решения. Обычно достаточно решить одну главную задачу.

4.5. Выйти в надсистему. Если решения нет, вернуться к шагу 1 и заново сформулировать модель задачи, отнеся ее к надсистеме. При необходимости такое возвращение совершают несколько раз - с переходом к наднадсистеме и т.д. Исчерпав возможности развития, система включается в надсистему в качестве одной из частей; при этом дальнейшее развитие идет на уровне надсистемы. При выходе проекта в надсистему он становится одной из ее частей и может использовать функции и ресурсы других частей системы. Производительность или функциональность системы больше, чем у простой суммы элементов ее составляющей.

5. Проверка и реализация решения.

5.1. Проверка полученного решения. После получения решения задачи провести оценку полученного решения. Контрольные вопросы: обеспечивает ли полученное решение выполнение ИКР, какое противоречие устранено (и устранено ли) полученным решением, управляема ли полученная система, как осуществлять управление? Если полученное решение не удовлетворяет хотя бы одному из контрольных вопросов, вернуться к пункту 1.

5.2. Реализация полученного решения. Определить, как должна быть изменена надсистема, в которую входит измененная система и сама система, и как они будут работать по-новому. Подготовить план изменений. Согласовать и утвердить изменения в проекте.

6. Проведите анализ результатов управляющего воздействия.

Реализованные решения желательно оценить с позиций идеальности. Насколько сложно и дорого было осуществлено решение? Были ли задействованы все ресурсы системы? Появились ли нежелательные эффекты при реализации полученного решения? На этом этапе оценивается качество и эффективность реализованного управленческого решения. Если было найдено нестандартное решение, желательно его заархивировать в базу данных и сделать «стандартным» при повторении ситуации в будущем (так называемое, в управлении - формирование стереотипа данного решения как стандартного на будущее) [1; 2; 3; 4].

Вместе все качества будут формировать идеальный образ современного, цельного, позитивного, целеустремленного и эффективного управленца и лидера. Конечно, у каждого человека на практике будут свои собственные особенные черты характера и поведения, придающие оттенок индивидуальности и колорит личности. Таким образом, применяя индивидуальные эффективные навыки руководителя как человека и используя мощный системный подход ТРИЗ к себе как к управленцу для быстрого и эффективного творческого решения задач - можно достичь невероятно высокого творческого подъема и генерации супероптимальных сильных решений в результате такого сложения двух синергетических составляющих.

Библиографический список

1. Бронников, И. А. Политическая коммуникация и современность / И. А. Бронников // Юридические исследования. - 2013. - № 4. - С. 66-88.

2. Знаменский, Д. Ю. Проблемы взаимодействия власти и общества в процессе формирования и реализации государственной научно-технической политики / Д. Ю. Знаменский // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. - № 17. - С. 41-47.

3. Иванов, В. К. Особенности консьюмеризации политической жизни / В. К. Иванов // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 7. - С. 56-59.

4. Омельченко, Н. А. Культура политического управления в государственно-политическом развитии России: опыт факторного исследования / Н. А. Омельченко // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2011. - № 20. - С. 75-80.

5. Петренко, Т. А. Использование ТРИЗ в управлении проектами [Электронный ресурс] / Т.А. Петренко. -Режим доступа : http://pm-forum.com.ua/speakers/presentations/petrenko.pdf (дата обращения : 14.01.2015).

6. Сибиряев, А. С. Приоритетные направления инновационной политики в наукоградах / А. С. Сибиряев // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 7. - С. 237-241.

7. Соколов, Н. Н. Глобализация как социально-инновационый процесс трансформации общества / Н. Н. Соколов // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2009. - № 25. - С. 212-215.

8. Туровский, А. А. Стратегическое управление в системе общенаучного понятия: междисциплинарный подход / А. А. Туровский // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. -№ 20. - С. 62-65.

9. Филимонов, Д. А. Проблемы институционального развития высшего образования в России / Д. А. Филимонов // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 16. - С. 242-245.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.