Научная статья на тему 'Профессиональные компетенции экономиста в курсе «Региональная экономика и управление»'

Профессиональные компетенции экономиста в курсе «Региональная экономика и управление» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
532
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / REGIONAL ECONOMICS AND MANAGEMENT / PROFESSIONAL SKILLS / METHODS OF ACADEMIC TEACHING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миронова Марина Николаевна, Холина Вероника Николаевна

В статье рассматриваются проблемы и содержание преподавания курса «Региональная экономика и управление» на экономическом факультете Российского университета дружбы народов и его значение для формирования профессиональных компетенций экономиста. Анализируется место курса в образовательных стандартах, а также последствия недостаточного использования пространственного анализа в экономике. Подробно рассмотрены цели и задачи курса, получаемые студентами практические навыки регионального анализа, работа кафедры по активизации деятельности студентов и повышению интереса к дисциплине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Миронова Марина Николаевна, Холина Вероника Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional competence economist in the course «Regional economics and management»1

The article is devoted to the problems and the content of academic course «Regional Economics and management» at the Economic Faculty of People's Friendship University of Russia and its importance for professional skills of economists. The position of the course «Regional Economics and management» in the educational standards, the role of spatial analysis, and consequences of its undervaluation were analyzed. Special importance was given to main course' objectives and practical skills of applied analysis used in the teaching process; the role of the department of Regional Economics and Geography in enhancing the students' interest to the course.

Текст научной работы на тему «Профессиональные компетенции экономиста в курсе «Региональная экономика и управление»»

НАУКА И УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ЭКОНОМИСТА В КУРСЕ «РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ»

М.Н. Миронова, В.Н. Холина

Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье рассматриваются проблемы и содержание преподавания курса «Региональная экономика и управление» на экономическом факультете Российского университета дружбы народов и его значение для формирования профессиональных компетенций экономиста. Анализируется место курса в образовательных стандартах, а также последствия недостаточного использования пространственного анализа в экономике. Подробно рассмотрены цели и задачи курса, получаемые студентами практические навыки регионального анализа, работа кафедры по активизации деятельности студентов и повышению интереса к дисциплине.

Ключевые слова: региональная экономика и управление, профессиональные компетенции, методика преподавания

Место и значение курса «Региональная экономика и управление» в учебных планах и стандартах высшего профессионального образования. Существующая практика составления программ и стандартов высшего экономического образования (в том числе бизнес-образования) за редким исключением не включает курс «Региональная экономика» в число базовых, обязательных для изучения предметов. В этом же русле следуют и проекты новых стандартов третьего поколения по направлениям «Экономика» и «Менеджмент», вступающие в силу в 2010 учебном году [1].

Совершенно очевидно, что недостаточный учет пространственной составляющей экономического развития проявляется не только в программах подготовки специалистов, но и в практической жизни.

В то же время существование макроэкономических проблем функционирования мирового хозяйства, России в целом и ее регионов очевидны как для «чистых» экономистов, так и для экономико-географов. В первую очередь речь идет о региональном неравенстве, методике определения проблемных районов и инструментов региональной политики, выборе местоположения для хозяйствующих объектов, проблемах оптимального использования ресурсной базы экономики. Однако только специалисты в области региональной экономики, в первую очередь

экономико-географы, имеющие дело не только с абсолютными и относительными экономическими показателями, но и с их пространственным распределением, обладают методическим аппаратом для анализа вышеупомянутых проблем и принятия на его основе адекватных мер.

Особенно актуально изучение проблем регионального развития в настоящее время, когда в экономические вузы пришли студенты, сдававшие ЕГЭ по общест-вознанию, а не по географии, как это было на протяжении последних 50 лет. Однако обществознание — дисциплина, созданная как симбиоз философии, социологии, политологии и экономической теории, носит в разные исторические периоды конъюнктурный характер и поэтому вряд ли может являться базой для обучения студентов на экономических специальностях.

Будущие экономисты, прошедшие более чем скромный школьный курс географии и поэтому не имеющие хорошей базовой подготовки, как правило, сталкиваются с серьезными проблемами при изучении вузовских курсов «Региональная экономика», «Экономика природопользования» и «Экономическая география», что, в свою очередь, чревато самыми серьезными последствиями не только для их успеваемости, но и в недалеком будущем — для экономики нашей огромной и исключительно разнородной страны, где проблемы регионального развития уже приобрели драматическую остроту.

Поэтому в экономических вузах и на экономических факультетах, где существуют активно работающие кафедры региональной экономики и сложилось адекватное понимание учебно-методическими управлениями значимости пространственной составляющей в экономическом образовании, как правило, курсы «Экономическая география», «Экономика природопользования», «Региональная экономика» введены в учебные планы бакалавриата в циклы гуманитарных, социально-экономических, естественно-научных и общепрофессиональных дисциплин.

Одним из таких является экономический факультет Российского университета дружбы народов (РУДН).

Курс «Региональная экономика и управление» читается для бакалавров 3-го курса экономического факультета, обучающихся по направлению «Экономика», «Менеджмент», а также для 3-го курса специальности «Маркетинг» и 1-го курса специальности «Финансы и кредит». Продолжительность курса — 18 учебных недель (в неделю 2 часа отводится на лекции, 1 час — на семинары, 3 часа — на самостоятельную работу студентов); количество кредитов — 3.

Цели и задачи курса. Основная цель изучения курса состоит в том, чтобы студенты получили представление о значении региональных аспектов социальноэкономического развития, получили практические навыки регионального анализа для оптимизации размещения бизнеса, ознакомились с методами современного управления региональным экономическим развитием.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

— получить представления о теоретических основах региональной экономики;

— овладеть основными методами регионального анализа;

— выявить современные диспропорции регионального социально-экономического развития России;

— провести анализ причин и следствий региональных проблем экономики современной России на основе комплексного изучения взаимосвязей в территориальных социально-экономических системах при их динамике в процессе развития;

— ознакомиться с современными пространственными реалиями экономической деятельности в стране на примере стратегий развития крупного бизнеса;

— изучить региональную политику как инструмент территориального управления.

В структуре курса выделяются три части: теоретическая (методологическая база дисциплины), практическая (овладение методами регионального анализа и изучение регионального неравенства в России), прикладная (управление региональным развитием в РФ и за рубежом). Структура отражена в тематике лекций и семинарских занятий (табл. 1).

Таблица 1

Календарный план занятий по курсу «Региональная экономика и управление»

№ Темы лекций Темы семинаров

1 Вводная лекция. Содержание, предмет и задачи курса Иерархия регионов России, показатели социально-экономического развития регионов

2 История, теории и современные тенденции развития региональной экономики

3 Территориальная организация экономики. Разделение труда и специализация экономики регионов Специализация хозяйства регионов России. Факторы развития и размещения хозяйства

4 Ресурсный фактор в региональном развитии РФ

5 Демографическая ситуация и трансформация рынка труда в регионах России Типы регионов РФ по отраслевой структуре ВРП

6 Типы регионов России и проблемы регионального развития

7 Диверсификация экономики и развитие обрабатывающей промышленности в регионах России Динамика регионального социальноэкономического развития

8 Региональное неравенство и национальная безопасность РФ

9 Инвестиционная привлекательность и активность регионов РФ Конференция по 1-й творческой работе «Место региона в экономике федерального округа и России»

10 Крупный бизнес в регионах России

11 Организация продвижения продукта компании на региональные рынки: опыт компании Тетрапак в России Межрегиональная неравномерность социально-экономического развития

12 Развитие малого бизнеса и региональное экономическое развитие

13 Региональная политика в России Региональные аспекты развития крупного бизнеса

14 Стратегические направления в региональном экономическом развитии РФ и антикризисные программы регионов

15 Частно-государственное партнерство и региональное развитие Регулирование регионального экономического развития

16 Бюджетный федерализм: основа финансового регулирования территориального развития

17 Особые (свободные) экономические зоны — инструмент современной региональной политики Конференция по 2-й творческой работе «Региональная экономическая политика»

18 Зарубежный опыт государственного регулирования регионального развития

19 Итоговое тестирование

20 Подведение итогов

В первой части излагаются теоретические основы региональной экономики, анализируется фактор пространства в истории экономической науки, характеризуются основные теории региональной экономики и современные тенденции развития науки. Изучаются методы и статистическая база регионального анализа, показатели социально-экономического развития регионов.

Вторая часть включает изучение условий и факторов развития хозяйства России (географического положения, природно-ресурсного потенциала, особенностей населения страны, специфики переходной экономики). Определяются современные особенности отраслевой и территориальной структуры экономики страны, выявляется дифференциация социально-экономического развития ее регионов, анализируются современные проблемы и тенденции регионального развития России.

Третья часть посвящена вопросам управления региональным развитием, изучению государственной региональной экономической политики России и механизмов ее реализации. Рассматриваются основные институты и инструменты правового и экономического регулирования регионального развития.

Для повышения эффективности преподавания курса и заинтересованности студентов проводятся мастер-классы: на лекции и (или) семинары мы приглашаем ученых, являющихся признанными специалистами в области региональных социально-экономических исследований. Также приглашаем представителей бизнеса, которые используют знание предмета для разработки региональных стратегий бизнеса; чиновников-управленцев, работающих в органах исполнительной власти и непосредственно определяющих региональную экономическую политику. В дополнение к сетке часов по курсу 2 раза в семестр проводит заседания кафедральный постоянно действующий методологический семинар «Региональная экономика»; участники семинара — студенты, специализирующиеся на кафедре, аспиранты и преподаватели экономического факультета.

Важное место в структуре итоговой оценки по курсу имеют так называемые творческие работы (проекты). Они позволяют применить на практике теоретический материал, изученный в курсе, реализовать творческий потенциал студентов. Работы подобного типа носят конструктивный характер, посвящены актуальным вопросам социально-экономического развития регионов и нацелены на то, чтобы студенты смогли осознавать свою причастность к решению острых актуальных проблем. Тематика проектов текущего учебного года: «Место региона в экономике федерального округа и России» (регион по выбору; презентация) и «Решение социально-экономических проблем в регионе методами региональной политики» (регион по выбору; презентация).

В структуре оценки учитываются такие аспекты, как посещаемость лекций и семинаров, активность, выполнение заданий практикума, творческих и контрольных работ.

Итоговая оценка студента складывается на основе баллов, полученных в ходе семестра за разнообразные виды деятельности, позволяющие наиболее полно раскрыть возможности студентов в процессе обучения.

Таким образом, для полноценного преподавания курса необходим учебнометодический комплекс, состоящий из учебника, интегрирующего экономиче-

ский, управленческий и экономико-географический аспекты курса, практикума, хрестоматии.

В качестве основных учебников наши студенты пользуются учебниками Г.Г. Фетисова, В.П. Орешина «Региональная экономика и управление» [2], «Экономическая и социальная география России» под ред. А.И. Алексеева [3], учебник А.Г. Гранберга «Основы региональной экономики» [4].

Практикум с тестами, контрольными и творческими заданиями разработан специально для данного курса на кафедре региональной экономики и географии [5]. Учебный материал практикума используется в основном на семинарских занятиях и для внеаудиторной работы и построен таким образом, что главным является не объяснение преподавателя, а самостоятельная работа студентов, в ходе которой решаются конкретные учебные задачи и получаются адекватные выводы. Семинары ведутся в компьютерных классах, студенты активно используют современные возможности информационных технологий для выполнения заданий семинаров.

Хрестоматийные материалы, ссылки на Интернет, домашние задания, еженедельно обновляемые рейтинги вывешиваются на образовательном портале Economist (http://economist.rudn.ru) и позволяют оперативно формировать образовательное пространство.

Контрольные работы проводятся в виде компьютерного тестирования (промежуточного и итогового). Тесты составлены на основе материалов лекций и практикума, самостоятельной работы студентов, содержания творческих заданий.

Такая система построения курса и контроля нацеливает на непрерывную работу, повышает объективность и позволяет исключить личностный фактор в оценке уровня подготовки.

Профессиональные компетенции экономиста. В ходе изучения курса студенты приобретают практические навыки, которые могут быть востребованы как в работе в государственных органах управления, так и в бизнесе при анализе региональных рынков.

Семинарские занятия направлены на понимание важнейших закономерностей регионального социально-экономического развития и основ региональной политики России, развитие навыков самостоятельного регионального анализа и их применение для решения конкретных практических задач, а именно [5]:

— анализ иерархии регионов и современного административно-территориального деления России;

— сравнительная оценка развития регионов России по показателям уровня социально-экономического с целью выявление современных диспропорций регионального социально-экономического развития страны;

— определение места региона в экономике страны на основе расчета валового внутреннего продукта (ВРП);

— выявление отраслей специализации экономики региона с помощью коэффициентов локализации и душевого производства;

— анализ условий и факторов развития и размещения хозяйственной деятельности в регионе;

— сравнительный анализ отраслевой структуры валового внутреннего продукта (ВРП) и промышленности регионов России;

— овладение методом типологии на примере выделения групп регионов России по структуре промышленного производства и ВРП;

— сравнительный анализ динамики экономического развития регионов с целью выявления тенденций в социально-экономической ситуации регионов с помощью коэффициентов-дефляторов;

— расчет отклонения значений показателя регионов от среднероссийского показателя и построение кривых для расчета асимметрии распределения регионов и анализ неравномерности их социально-экономического развития;

— статистический анализ роли крупного бизнеса в экономике регионов и федеральных округов страны;

— обоснование региональных особенностей функционирования крупного бизнеса на основе анализа инвестиционного климата в регионах России;

— изучение методов государственного регулирования экономики региона;

— оценка обеспеченности бюджетных расходов собственным налоговым потенциалом регионов России для определения нуждающиеся в государственной поддержке;

— анализ регионов России, нуждающихся в государственной поддержке;

— изучение регулирование регионального экономического развития путем создания свободных (особых) экономических зон;

— оценка условия для создания туристско-рекреационных зон в регионах России;

— выбор направления дальнейших исследований в работе над курсовыми и дипломными работами.Компетенции, получаемые в курсе «Региональная экономика и управление», определяют будущую успешную деятельность выпускника экономического факультета РУДН в расчетно-экономической, аналитической, научно-исследовательской и организационно-управленческой сферах [1]. Они соответствуют компетенциям, заложенным в стандартах третьего поколения: общекультурным (прослушав курс, наши выпускники способны анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем, использовать нормативные правовые документы в своей деятельности и находить организационно-управленческие решения (ОК-4, 5, 8); профессиональным — в области расчетно-экономической, аналитической, научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности: расчет на основе типовых методик и действующей нормативноправовой базы социально-экономических показателей (ПК-1), выполнение необходимых для составления экономических разделов планов расчетов, их обоснование и представление результаты работы (ПК-3); сбор, анализ и обработка данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4); выбор инструментария для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, умение анализировать результаты расчетов и обоснование полученных выводов (ПК-5); анализ и интерпретация данных отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявление тенденций изменения социально-экономических показателей (ПК-8); сбор необходимых данных с использованием отечественных и зарубежных источников информации, их анализ и подготовка информационного обзор и/или аналитиче-

ского отчета (ПК-9); использование для решения аналитических и исследовательских задач современных технических средств и информационных технологий (ПК-10); критическая оценка предлагаемых вариантов управленческих решений и разработка предложений по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социальноэкономических последствий (ПК-13).

ЛИТЕРАТУРА

[1] Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 «Экономика» и «Менеджмент».

[2] Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление. — М.: ИНФРА-М, 2006.

[3] Экономическая и социальная география России / Под ред. А.И. Алексеева. — М.: Дрофа, 2006.

[4] Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. — М.: ГУ ВШЭ, 2006.

[5] Миронова М.Н. Практикум по курсу «Региональная экономика и управление. — М.: Экон-Информ, 2008.

PROFESSIONAL COMPETENCE ECONOMIST IN THE COURSE «REGIONAL ECONOMICS AND MANAGEMENT»

M.N. Mironova, V.N. Kholina

Peoples’ Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 177198

The article is devoted to the problems and the content of academic course «Regional Economics and management» at the Economic Faculty of People’s Friendship University of Russia and its importance for professional skills of economists. The position of the course «Regional Economics and management» in the educational standards, the role of spatial analysis, and consequences of its undervaluation were analyzed. Special importance was given to main course’ objectives and practical skills of applied analysis used in the teaching process; the role of the department of Regional Economics and Geography in enhancing the students’ interest to the course.

Key words: Regional Economics and Management, professional skills, methods of academic teaching.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.