СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
Адамчук Дмитрий Владимирович,
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», заведующий лабораторией, adamchuck@gmail. com
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАНЫ С ПОЗИЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ И РОДИТЕЛЕЙ2
Аннотация
Статья посвящена изучению образовательных и профессиональных планов учащихся основной и старшей школы с учетом гендерной специфики и возрастной динамики. Особое внимание в статье уделено сопоставлению позиций школьников и их родителей в отношении образовательных и профессиональных планов подростков. Ключевые слова:
образовательные планы; профессиональные планы; профессиональные ориентации; социология образования; подросток.
Статья базируется на результатах социологического исследования (анкетного опроса) 2074 учащихся 5, 7, 9 и 11 классов, а также социологического опроса 3 574 родителей учащихся общеобразовательных школ. Основное внимание в статье сфокусировано на анализе образовательных планов школьников, на представлениях о будущей профессии, а также на сопоставлении их планов с представлениями их родителей.
Представление о будущей профессии и соответствующей образовательной траектории в школьном возрасте определяется в первую очередь потребностью в самоопределении, являющимся одним из наиболее значимых личностных новообразований в подростковом возрасте. Преимущественно именно на этом возрастном этапе формируются ценностно-нормативные установки, которые ложатся в основу взаимоотношений подростка с ближайшим социальным окружением и обществом в целом. При этом они не только определяют развитие ребенка на этапе подростничества, но и задают перспективу будущего развития, которая касается направления образования и профессионализации [12].
Широкое распространение в практике психолого-педагогических исследований получили работы, базирующиеся на теоретико-методологических подходах к профессиональному самоопределению и профориентации, которые
2 Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания на тему «Социологический портрет современного ребенка на разных этапах социализации».
были сформированы в психологии труда. В большей степени они сфокусированы на изучении формирования профессиональной идентичности в рамках профессионального обучения и подразумевают выделение различных стадий профессионализации (или профессионального становления) [5; 6].
Также заметное место среди исследований профессиональной идентичности занимают работы, посвященные мотивации выбора профессии и профориентационной работе, основанные на типологии мотивов выбора профессии, которые классифицируются по различным основаниям: по содержанию [8], по направленности (валентности) и др. [9].
Социологические исследования в данной области преимущественно связаны с выявлением статусной значимости (иерархии), а соответственно, и популярности различных областей профессиональной деятельности. Исследования этой сферы в социологии имеют большую историю и называются исследованиями престижа профессий. Согласно результатам этих исследований иерархия профессий существенным образом влияет на выбор сферы будущей профессиональной деятельности, а соответственно, и образовательной траектории определенного типа. Престиж профессии может быть обусловлен различными основаниями (доход, социальная значимость профессии, ее авторитетность или привлекательность). При этом устойчивость эмпирических результатов, которую демонстрируют исследования престижа профессии, позволяет делать выводы и строить прогнозы в отношении выбора людьми различных образовательных и профессиональных траекторий [2].
Привлекательности различных профессий, структуре и динамике профессиональных ориентаций молодежи посвящено и много других социологических исследований, которые рассматривают проблемы профессионального самоопределения в контексте трансформаций системы образования и неравенства [7], ценностных ориентаций и профессиональных стратегий [3; 4] и др.
Еще одна линия исследований связана с изучением социальных стереотипов молодежи, которые при выборе образовательной траектории и профессиональном самоопределении играют не менее значимую роль, чем личный опыт. Анализ представлений школьников и студентов о различных профессиях позволяет получить комплексное представление о месте подростков и молодежи в структуре этих представлений [11-14].
В настоящее время исследования образовательно-профессиональных перспектив молодежи приобретают особую значимость и в связи с техноэволюционными процессами. Так, целый ряд научных работ посвящен изучению влияния современных технологий на рынок труда. Согласно прогнозам, основанным на результатах этих исследований, в ближайшем будущем автоматизация трудовой деятельности, вследствие развития информационных технологий и роботизации, предопределит исчезновение ряда профессий [15; 16]. Предположительно в связи с этим кардинальным образом изменятся и процессы формирования образовательно-профессиональных перспектив подростков.
Выбор образовательной траектории. Как мы уже отмечали в предыдущих работах [1], материалы социологического опроса школьников свидетельствуют о том, что в представлениях школьников о своем будущем доминирует ориентация на «продолжение образования». Планируют продолжить образование после окончания школы 80,1% обучающихся.
Сориентированы на обучение в организациях СПО (колледж, техникум) 21,0% школьников, на обучение в вузах - 59,1%. Достаточно высокой при этом остается доля тех, кто «еще не определился с планами», -13,6%. Лишь каждый 20 из опрошенных школьников (5,1%) после окончания школы планирует устроиться на работу. Лишь единицы (1,1%) отмечают, что «не собираются ни работать, ни учиться дальше».
На всем протяжении обучения в основной и старшей школе (с 5 по 11 класс) последовательно снижается процент подростков, отмечающих, что их планы еще не определены: с 21,0 до 3,0%. Иными словами, в период обучения в основной и старшей школе у подростков с каждым годом все более отчетливо формируется образ будущего и связанные с ним образовательно-профессиональные перспективы.
Интерес представляет и динамика образовательных планов школьников. В период обучения в основной школе (5-9 классы) последовательно возрастает доля учащихся, планирующих по окончании обучения в школе продолжить образование в колледже или техникуме: среди девятиклассников эту траекторию отмечает каждый третий подросток (33,8%). При этом доля тех, кто планирует получать начальное или среднее профессиональное образование после 11 класса, составляет лишь 4,2%.
Это дает основания к выводу о том, что треть учащихся после 9 класса уходит из школы, выбирая образовательную траекторию, которая связана с продолжением обучения в учреждениях начального или среднего профессионального образования.
Другая тенденция связана с установками подростков на получение высшего образования, которая является не менее показательной. Привлекательность этой образовательной траектории для подростков в период обучения в основной школе остается стабильной (среди пятиклассников планируют поступать в вуз 55,1%; среди девятиклассников - 55,6%), а среди старшеклассников ее актуальность стремительно растет: в 11 классе доля школьников, сориентированных на поступление в высшие учебные заведения, возрастает до 87,7% (р<.05). Таким образом, старшее звено школы (10-11 классы) является ни чем иным, как институционально оформленным процессом подготовки к поступлению в вуз, а точнее - процессом подготовки к ЕГЭ, по итогам сдачи которого в первую очередь и определяются возможности поступления подростков в определенный вуз, соответствующий избранной ими образовательно-профессиональной перспективе.
Аналогичный вопрос с примерно такими же формулировками ответов был предложен и родителям школьников. Таким образом, мы имеем возможность сопоставить представления о планах родителей и школьников (см. таблицу 1).
Таблица 1
Сопоставление ответов родителей и учащихся о планируемом уровне образования (%)
Планируемый уровень образования Родители (%) Школьники (%) р<.0 5
высшее образование 75,3 59,1 *
начальное (среднее) профессиональное образование 22,7 21,0
среднее образование 2,1 6,2 *
мои планы еще не определены — 13,6 —
Как показывают материалы исследования, родители школьников в большей степени, чем сами учащиеся, сориентированы на получение подростками высшего профессионального образования. В то же время доли родителей и школьников, которые выбирают траекторию, связанную с получением начального или среднего профессионального образования, фактически равны. Среди школьников несколько выше, чем среди родителей, доля ответов, связанных с получением среднего образования, а также высока
«-» ТЛ «-»
доля тех, кто не определился с дальнейшими планами. В этой связи необходимо подчеркнуть важность родительской позиции, которая связана с высоким уровнем образовательных притязаний, поскольку она, по всей видимости, может оказать критическое влияние на позицию неопределившихся подростков, которое послужит для подростка отправной точкой для выбора более высокой образовательной траектории. Собственно, именно этот разрыв и демонстрирует социализирующий потенциал института семьи в формировании образовательных и профессиональных планов в процессе личностного развития.
Профессиональные планы. В ходе исследования школьникам было предложено ответить на вопрос о том, в какой сфере они хотели бы работать в будущем? Результаты ответов подростков на этот вопрос показывают, что наиболее популярной предполагаемой сферой будущей профессиональной деятельности среди учащихся является спорт (31,4%). Второе место по количеству выборов занимает сфера культуры и искусства (26,6%); третье -экономика (18,7%); четвертое - сфера образования (17,2%); пятое - интернет-сфера (блогинг, продвижение сайтов, интернет-торговля и т.д.). Распределение ответов школьников на соответствующий вопрос приведено в таблице 2.
Представленные в таблице результаты опроса школьников наглядно демонстрируют, что в профессиональных ориентациях школьников присутствует выраженная гендерная специфика. Так, например, на спорт как на желаемую сферу профессиональной деятельности указывают 35,6% мальчиков и 27,6% девочек (р=.0001). Значительно чаще среди мальчиков отмечаются и такие профессиональные сферы, как армия (25,2%; у девочек -5,2; р=.0001); информационные технологии (21,9%; среди девочек - 7,7%; р=.0001); транспорт (20,4%; среди девочек - 3,3%; р=.0001); промышленное производство (16,6%; у девочек - 6,2%; р=.0001); торговля (19,3%; среди девочек - 8,9%; р=.0001).
Среди девочек более популярны другие сферы профессиональной деятельности. Например, культура и искусство (39,7%; среди мальчиков -12,2%; р=.0001); сфера образования (22,7%; у мальчиков - 11,2%; р=.0001); здравоохранение (19,0% и 9,3% соответственно; р=.0001); массовая коммуникация (телевидение, радио, пресса) (18,9% и 8,4% соответственно; р=.0001); социальное обеспечение (16,4% и 9,4% соответственно; р=.0001).
Таблица 2
Ответы школьников о предпочтениях в сфере будущей профессиональной деятельности (%) _
Предпочитаемая сфера профессиональной деятельности Среднее (%) Мальчики (%) Девочки (%) P=
спорт 31,4 35,6 27,6 .0001
искусство и культура 26,6 12,2 39,7 .0001
экономика 18,7 19,3 18,0 —
образование 17,2 11,2 22,7 .0001
интернет-сфера (блогинг, продвижение сайтов, Интернет-магазины и т.д.) 16,4 17,8 15,0 —
научная деятельность 15,8 17,0 14,6 —
армия 14,8 25,2 5,2 .0001
информационные технологии 14,5 21,9 7,7 .0001
здравоохранение 14,3 9,3 19,0 .0001
юриспруденция 14,3 11,8 16,5 .0007
торговля 13,9 19,3 8,9 .0001
массовая коммуникация (телевидение, радио, пресса) 13,9 8,4 18,9 .0001
социальное обеспечение 13,1 9,4 16,4 .0001
правоохранительные органы 12,8 12,3 13,2 —
политика 12,2 13,8 10,7 .03
транспорт 11,5 20,4 3,3 .0001
промышленное производство 11,1 16,6 6,2 .0001
сельское хозяйство 4,2 5,5 3,0 .0003
другое 11,5 11,2 11,7 —
Приведенные данные позволяют утверждать, что гендерные стереотипы о «мужских» и «женских» профессиях существенным образом дифференцируют представления школьников о будущей профессиональной деятельности и оказывают влияние на их профессиональные ориентации.
Отсутствие гендерной специфики в профессиональных ориентациях фиксируется в отношении таких сфер профессиональной деятельности, как экономика, интернет-сфера, научная деятельность и, как ни странно, правоохранительные органы. И мальчики, и девочки выбирают эти сферы в качестве предпочитаемых с одинаковой частотой.
Материалы исследования выявляют и влияние успеваемости на профессиональные ориентации подростков. Если школьники с низким уровнем успеваемости связывают свои представления о будущей профессии со спортом, армией, транспортом и правоохранительными органами, то школьники с высоким уровнем академической успешности отдают предпочтение другим сферам профессиональной деятельности: научной деятельности, экономике, политике, образованию и массовой коммуникации. Следует обратить внимание на то, что успеваемость школьника, которая, как правило, выражена средним баллом оценок, при более детальном рассмотрении является не просто числовым показателем качества обученности конкретного учащегося - за самим понятием «академическая успеваемость» стоит широкий круг социально-психологических явлений, отношений, особенностей возраста и социализации ребенка [10]. Несмотря на это, довольно часто качество образования в конкретных образовательных учреждениях или уровень образования конкретного школьника традиционно оцениваются по результатам, которые и подразумевают средний балл академической успеваемости (троечник, хорошист, отличник) или результат итоговой аттестации (ОГЕ/ЕГЭ). На основании именно этих результатов (оценок) подростки, оканчивающие школу, формируют для себя ближайшую образовательно-профессиональную перспективу, выстраивая
соответствующий образ будущего. Это позволяет говорить и о значимой роли школы как социального института в формировании подростком его будущего профессионального пути. В этом смысле «педагогический неуспех» школы если и не предопределяет выбор учащимся конкретной (как правило, более низкой) профессионально-образовательной траектории, то, во всяком случае, ориентирует его на поиск альтернативной стратегии самореализации, в которой академическая успеваемость не будет иметь решающего значения.
Вместе с тем мы имеем возможность сопоставить данные ответы школьников с ответами родителей на аналогичный вопрос. Прежде всего, следует отметить, что лишь единицы опрошенных родителей (1,7%) указали, что не осведомлены о профессиональных планах своего ребенка. Результаты ответов родителей на этот вопрос свидетельствуют также и о том, что актуализация проблематики выбора профессии происходит на рубеже основной и старшей школы. Именно этот этап связан с процессом активного профессионального самоопределения подростков. Так, если среди родителей учащихся основной школы на «неопределенность профессиональных планов ребенка» указывают 25,6% опрошенных, то среди родителей старшеклассников доля таких ответов почти в три раза меньше и составляет 9,2%.
Материалы сопоставления ответов родителей и подростков свидетельствуют о том, что последние чаще указывают на все сферы профессиональной деятельности. Исключение составляют такие сферы, как информационные технологии, здравоохранение, социальное обеспечение, промышленное производство, сельское хозяйство.
Наиболее сильные расхождения в предпочтениях сфер профессиональной деятельности подростков и представлениями их родителей прослеживаются в отношении спорта, искусства и культуры, экономики, научной деятельности и армии. Подростки существенно чаще указывают на эти сферы занятости, чем родители.
Таблица 3
Мнения родителей и учащихся
о наиболее предпочитаемых сферах профессиональной деятельности (%)
Сфера профессиональной деятельности Родители (%) Школьники (%) р<.05
спорт 5,4 31,4 *
искусство и культура 9,3 26,6 *
экономика 10,1 18,7 *
образование 11,7 17,2 *
научная деятельность 5,9 15,8 *
армия 6,7 14,8 *
информационные технологии 11,0 14,5 —
здравоохранение 14,1 14,3 —
массовая коммуникация (телевидение, радио, пресса) 6,0 13,9 *
торговля 5,2 13,9 *
социальное обеспечение 9,7 13,1 —
полиция 7,6 12,8 *
политика 4,1 12,2 *
транспорт 7,0 11,5 *
промышленное производство 13,9 11,1 —
сельское хозяйство 2,0 4,2 —
Полученные данные свидетельствуют о том, что диапазон предпочтении в отношении сфер профессиональной самореализации у подростков существенно шире, чем это представляется их родителям, и это лишний раз подтверждает особую актуальность проблематики профессионального самоопределения в подростковом возрасте. Более того, наличие среди лидирующих позиций таких профессиональных сфер, как спорт, искусство и культура, армия, научная деятельность, подчеркивает определенную незрелость в выборе подростками профессиональной перспективы, которая, по всей видимости, обусловливается идеализированным представлением о профессиональной деятельности, а также не всегда оправданными амбициями, присущими максимализму подросткового возраста. В этой связи особую значимость приобретает роль семьи как института социализации. Взвешенная и более реалистичная позиция родителя в подходе к выбору сферы профессиональной деятельности, безусловно, оказывает позитивное влияние на самоопределение, сдерживая не всегда рациональные решения подростка и
помогая ему реалистично оценить свои способности при выборе образовательной и профессиональной траектории, а также определить
основные приоритеты в ситуации этого выбора.
***
Резюмируя изложенные в статье материалы, вкратце можно отметить следующие основные результаты.
В большинстве случаев планы учащихся после окончания школы связаны с «продолжением образования». Суммарно на это указывают 80,1% учащихся. Каждый пятый школьник при этом сориентирован на получение среднего профессионального образования (колледж, техникум). В одиннадцатом классе доля тех, кто планирует поступление в вуз, вырастает до 87,7%.
Материалы исследования показывают, что родители школьников в большей степени, чем сами учащиеся, сориентированы на получение подростками высшего профессионального образования. В то же время доли родителей и школьников, которые выбирают траекторию, связанную с получением начального или среднего профессионального образования, фактически равны. Среди школьников несколько выше доля тех, кто планирует остановиться на получении среднего образования, а также высока доля тех, кто не определился с дальнейшими планами. В этой связи необходимо подчеркнуть важность родительской позиции, которая связана с высоким уровнем образовательных притязаний, поскольку она, по всей видимости, может оказать критическое влияние на позицию неопределившихся подростков, которое послужит для подростка отправной точкой для выбора более высокой образовательной траектории. Собственно, именно этот разрыв и демонстрирует социализирующий потенциал института семьи в формировании образовательных и профессиональных планов в процессе личностного развития.
Анализ ответов школьников о предпочитаемых сферах будущей профессиональной деятельности свидетельствует том, что в профессиональных ориентациях школьников прослеживается выраженная гендерная специфика. Мальчики в своих профессиональных предпочтениях больше, чем девочки, сориентированы на спорт, армию, информационные технологии, транспорт, промышленное производство, торговлю. Девочки чаще, чем мальчики, отдают предпочтение культуре и искусству, образованию, здравоохранению, массовой коммуникации и социальному обеспечению. Таким образом, предпочтения школьников в отношении будущей профессиональной деятельности довольно четко связаны с тендерными стереотипами о «мужских» и «женских» профессиях. Материалы сопоставления ответов родителей и подростков свидетельствуют о том, что последние гораздо чаще указывают на все сферы профессиональной деятельности. Исключение составляют такие сферы, как информационные технологии, здравоохранение, социальное обеспечение, промышленное производство, сельское хозяйство.
Наиболее сильные расхождения в предпочтениях сфер профессиональной деятельности подростков и представлениями их родителей прослеживаются в отношении спорта, искусства и культуры, экономики, научной деятельности и армии. Подростки существенно чаще указывают на эти сферы занятости, чем родители.
Данные сопоставительного анализа мнений родителей и учащихся свидетельствуют о том, что диапазон предпочтений в отношении сфер профессиональной самореализации у подростков существенно шире, чем это представляется их родителям, и это лишний раз подтверждает особую актуальность проблематики профессионального самоопределения в подростковом возрасте. Более того, наличие среди лидирующих позиций таких профессиональных сфер, как спорт, искусство и культура, армия, научная деятельность, подчеркивает определенную незрелость в выборе подростками профессиональной перспективы, которая, по всей видимости, обусловливается идеализированным представлением о профессиональной деятельности, а также не всегда оправданными амбициями, присущими максимализму подросткового возраста. В этой связи особую значимость приобретает роль семьи как института социализации. Взвешенная и более реалистичная позиция родителя в подходе к выбору сферы профессиональной деятельности, безусловно, оказывает позитивное влияние на самоопределение, сдерживая его не всегда рациональные решения подростка и помогая ему реалистично оценить свои способности при выборе образовательной и профессиональной траектории, а также определить основные приоритеты в ситуации этого выбора.
Литература
1. Адамчук Д.В. Профессиональные и образовательные планы современных школьников // Человек и образование. 2017. №4. С. 116-126.
2. Бессуднов А.Р. Социально-профессиональный статус в современной России // Мир России. Социология. Этнология. 2009. №2. С. 89-115.
3. Вишневский Ю.Р., Дидковская Я.В., Певная М.В. Проблемы профессионального самоопределения молодежи: анализ ценностных ориентаций и профессиональных стратегий // Информационно-аналитический отчет. Екатеринбург: УрФУ, 2011. 167 с.
4. Дидковская Я.В. Динамика профессионального самоопределения студентов // Социологические исследования. 2001. №7. С. 132-135.
5. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: теория и практика. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. 188 с.
6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-н/Д.: Феникс, 2006. 205 с.
7. Константиновский Д.Л. Неравенство и образование. Опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи (1960-е годы - начало 2000-х). М.: ЦСП, 2008. 552 с.
8. Павлютенков Е.М. Формирование мотивов выбора профессии / под ред. Б.А. Федоришина. Киев: Рад. школа, 1980. 143 с
9. Реан А.А. Психология изучения личности: учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. 288 с.
10. Собкин В.С., Калашникова Е.А. Социология школьной отметки // Педагогика. 2011. №3. С. 8-20.
11. Собкин В.С., Калашникова Е.А., Мкртычян А.А. К вопросу о профессиональных ориентациях школьников // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2015. №3-4. С. 67-73.
12. Собкин В.С., Мкртычян А.А. Профессии в контексте социальных стереотипов: мнение студентов-психологов // Социология образования. Труды по социологии образования. Т. XIV. Вып. XXIV / под ред. В.С. Собкина. М.: Институт социологии образования РАО, 2010. С. 31-51.
13. Собкин В.С., Мкртычян А.А. Профессии в контексте социальных стереотипов: оценки старшеклассников двадцать лет спустя // Социология образования. Труды по социологии образования. Т. XV. Вып. XXVI. М.: Институт социологии образования РАО, 2011. С. 146-159.
14. Собкин В.С., Писарский П.С. Профессиональные ориентации школьников: кросскультурные различия // Социология образования. Труды по социологии образования. Т. I. Вып. I. М., 1993. С. 96-106.
15. Frey C., Osborne M. The Future Of Employment: How Susceptible Are Jobs To Computerisation? // Technological Forecasting and Social Change. 2017. Vol. 114. Pp. 254-280.
16. Joseph E. Stiglitz, 2014. Unemployment and Innovation // NBER Working Papers 20670. National Bureau of Economic Research. Cambridge, November 2014.
Adamchuk Dmitrij Vladimirovich,
The Federal State Budget Scientific Institution
«Institute of Education Management of the Russian Academy of Education», the Head of the Laboratory, adamchuck@gmail. com
SCHOOLCHILDREN AND PARENTS ATTITUDES TOWARD PROFESSIONAL AND EDUCATIONAL PLANS
Annotation
The article is devoted to the study of educational and professional plans of students from secondary and high school and also standpoint of their parents. Special attention is paid to the gender, age peculiarities and also to the comparison of parents and teenagers standpoint. Keywords:
education plans; career plans; professional orientation; sociology of education; a teenager.