Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРУДА УЧИТЕЛЯ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРУДА УЧИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
45
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРУДА УЧИТЕЛЯ»

бактерицидности кожи выявлены и в течение первых 3 мес хронического опыта при дозах М 3,4 мг/кг, ФГА 0,1 мг/кг и ФММ 10 мг/кг. В большей степени изменения были выражены при введении М. К концу опыта результаты исследования не отличались от контрольных, только бактсрицидность кожи оставалась ниже у животных, получавших М.

При введении М и ФММ у самок нарушался астральный цикл, что проявлялось изменением длительности отдельных его фаз и нарушением ритма. Средняя продолжительность астрального цикла увеличивалась в основном за счет фазы эструс, продолжавшейся в 2—3 ра- а/ за дольше. Нарушение продолжительности цикла и его стадий приводило к снижению числа циклов у самок опытных групп. Эти изменения были более выражены в первые 20 сут и отсутствовали в конце подострого опыта. В хроническом опыте при введении больших доз М и ФММ отмечалась лишь тенденция к изменению астрального цикла. ФГА не вызвал его нарушения, но оказал гонадотропное действие; снизилась подвижность и кислотная устойчивость сперматозоидов. Под влиянием М и ФММ показатели половой функции самцов не изменились. Способность к оплодотворению оказалась сниженной как у самцов, так и у самок, получавших ФГА и в меньшей мере — у затравленных М.

В хроническом опыте выраженных отличий от контроля не обнаружено. Только при затравке М в дозе 3,4 мг/кг возникла тенденция к снижению количества живых эмбрионов (83,4% при контроле 89,7%).

Выводы

1. Влияние М и ФГА на водную среду носит сходный характер: вода приобретает специфический запах, тормозятся процессы самоочищения, угнетается жизнедеятельность водных организмов и микроорганизмов. Воздействие ФММ менее выражено и проявляется при более высоких концентрациях. Пороговыми концентрациями по влиянию на санитарный режим водоемов являются для ФГА 0,1 мг/л, для М 1,0 мг/л, для ФММ 5,0 мг/л.

2. М, ФММ и ФГА не обладают способностью к кумуляции. По величине среднесмер-тельных доз М и ФММ могут быть отнесены к малотоксичным, а ФГА — к умеренно токсич- ф ным веществам. ™

3. Общетоксическое действие М, ФММ и ФГА характеризуется влиянием на кровь, угнетением окислительно-восстановительных процессов и функции щитовидной железы экспериментальных животных, а также нарушением генеративной функции и снижением иммунологической реактивности организма.

4. Дозы, при которых все три вещества при длительном введении не проявляют токсического действия на организм: ФГА 0,01 мг/кг, М 0,34 мг/кг, ФММ 1,0 мг/кг.

5. Результаты исследований позволяют обосновать предельно допустимое содержание в водной среде всех трех веществ: М 1,0 мг/л, ФГА 0,1 мг/л по санитарно-токсикологическо-му признаку, ФММ 5 мг/л по общесанитарному признаку вредности.

Поступила 6/У1 1978 г.

УДК 613.69 + 612.7451:371.3.007

Э. А. Одинец

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРУДА

УЧИТЕЛЯ

Коломенский педагогический институт м

Нами сделана попытка выделить некоторые особенности труда учителя школы и дать их физиологическое обоснование, а также рассмотреть ряд проблем, связанных с охраной здоровья учителя, как представителя одной из массовых профессий в нашей стране.

Первой такой особенностью является отсутствие в течение всей трудовой жизни постоянного режима дня вследствие изменения расписания занятий по полугодиям и наличия еще в ряде школ двухсменной работы. Следует полагать, что отсутствие постоянства распорядка труда сказывается на режиме питания и отдыха, что способствует возникновению переутомления и истощению функций центральной нервной системы.

Вторая профессиональная особенность деятельности учителя, исключая учителей физкультуры и труда, — отсутствие физического компонента в работе. Особенно характерно влияние данного фактора для мужского организма, так как у женщин ввиду наличия хозяйственных, домашних дел, связанных с определенной физической нагрузкой, влияние пониженной двигательной активности (гиподинамии) менее выражено.

Создается своеобразный первый «порочный круг»: гиподинамия ввиду профессиональных особенностей труда учителя, снижение функции скелетных мышц в результате умственной работы и отсутствие потребности в двигательной активности из-за возрастных особенностей организма после окончания периода роста, а также в результате комфорта современной жизни (коммунальный транспорт, лифты, механизация трудоемких работ и др.).

Третьей физиологической особенностью профессии учителя является постоянный повышенный общий обмен веществ. По нашим данным, у начинающих учителей максимальное ^ увеличение обмена веществ в первый год работы не превышает 90% после одного урока.

У педагогов, имеющих стаж работы более 5 лет, общий обмен веществ не повышается более, чем на 15—35%, однако возврат его уровня к исходному происходит только через 2—3 сут, а ведь учебная нагрузка имеется почти каждый день. По-вндимому, в течение всего учебного года у педагога постоянно незначительно повышен общий обмен веществ; неслучайно продолжительность рабочего дня учителя 6 ч, а у дефектологов — даже 4 ч. Кроме того, у педагогов значительно больший по сравнению с лицами других профессий отпуск — 48 ра-V» бочих дней. Наши исследования показывают, что и за столь продолжительное время отдыха в 15—30% случаев основной обмен не приходит к норме, а остается постоянно повышенным в течение всей трудовой деятельности.

Известно, что функция обмена веществ регулируется щитовидной железой. В связи с этим можно предположить, что повышенная функция последней у учителей б удет приводить к более частым случаям декомпенсации в виде гипертиреоза (зобной болезни).

Четвертая профессиональная особенность труда учителя — постоянный самоконтроль, творческий характер деятельности, постоянное напряжение внимания, эмоциональное возбуждение. Некоторые полагают, что творческий характер работы обусловлен только индивидуальными свойствами личности педагога. Такая постановка вопроса кажется нам несколько узкой, так как отрывает учителя от среды его профессиональной деятельности. Между тем творческий характер труда учителя связан с ежегодной сменой объектов воспитания. При внешней кажущейся аналогии каждый новый класс, состав учеников имеет свои внутренние особенности, что вызывает необходимость творческого подхода независимо от индивидуальных особенностей учителя.

Обычно начинающий учитель переживает глубокие внутренние эмоциональные нагрузки при субъективной оценке знаний школьника. По мере приобретения опыта уровень эмоциональных нагрузок в процессе оценки знаний снижается, однако никогда не исчезает полностью. Постоянными остаются нагрузки в момент определения релевантной (существенной) оценки знаний школьника. Релевантность оценки обычно возникает в тех случаях, когда общее мнение коллег не совпадает с мнением данного учителя.

Пятой профессиональной особенностью труда учителя является постоянная нагрузка ™ на голосовой аппарат, что наиболее изучено врачами-оториноларингологами. Статистически зарегистрирована достоверная повышенная заболеваемость горла (ларингиты) и различные воспаления дыхательных путей, однако в законодательном порядке это обстоятельство еще не зафиксировано, поскольку существуют значительные индивидуальные возможности голосового аппарата. Потеря голоса учителем является причиной его профессиональной непригодности. В качестве гигиенических рекомендаций учителю необходимо особое внимание к своевременному и полноценному лечению в случае заболевания голосового аппарата.

Шестая профессиональная особенность труда учителя — избирательная и повторяющаяся нагрузка на одни и те же центры коры больших полушарий. Это связано в основном с тем, что он преподает один или два предмета, и проверяет повторяющиеся многократно письменные задания. Обычно компенсаторные возможности коры мозга маскируют это явление, между тем как гибель нервных клеток постоянно перегруженных нервных центров (одних и тех же) является установленным фактом. Естественно, что другие клетки коры берут на себя функцию взамен погибших, однако с возрастом эти компенсаторные возможности снижаются, особенно после 50 лет, что вызывает трудности перехода опытных педагогов на обучение по новым программам. Трудности обучения при переходе к новым программам усугубляются формированием стойких динамических стереотипов, ломка которых становится причиной функциональных неврозов.

Седьмая особенность труда учителя — резкое перераспределение крови в работающем мозгу. Еще А. Моссо (1893 г.) в своих исследованиях установил, что отчетливое перераспределение крови в мозг можно зарегистрировать уже при простых умственных нагрузку ках, например при сложении в уме двузначных чисел. С возрастом стойкие изменения в горсудах мозга усугубляют постоянное, хотя и незначительное повышение артериального давления вследствие увеличенного обмена веществ и явления склероза сосудов мозга. Таким образом, между указанными явлениями формируется второй «порочный круг».

Сон является одним из наиболее рациональных способов восстановления функций коры в пределах утомления. Между тем бессонница как признак переутомления имеет достаточное распространение, особенно у учителей в наиболее творческий период деятельности — в возрасте 40 лет и более.

Среди физиологических и гигиенических особенностей труда учителя по отдельным предметам можно указать на писчие спазмы у филологов в результате длительного письма.

Еще одной профессиональной и гигиенической особенностью труда учителя является постоянная работа при повышенных концентрациях углекислого газа. Гигиенистами установлено, что воздух в классе современных школ только в 7% случаев превышает значительно (в 10—15 раз) ПДК углекислого газа, т. е. 0,1%. Между тем незначительное повышение ПДК (в 2—3 раза) встречается в большинстве (88%) школ.

По нашим данным, незначительное (0,5—0,6%) повышение концентрации углекислого газа в воздухе класса способствует увеличению обмена веществ, повышению артериального давления, учащению сердцебиения, особенно у людей старше 40 лет.

ЛИТЕРАТУРА. Моссо А. Усталость. СПб. 1893.

Поступила 2/11 19-78 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.