Научная статья на тему 'Профессиональные группы в процессе модернизации социальной структуры России'

Профессиональные группы в процессе модернизации социальной структуры России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
456
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГРУППА / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / PROFESSIONAL GROUP / SOCIAL STATUS / PROFESSIONALSTATUS / EDUCATION SYSTEM / SOCIAL MOBILITY / MODERNIZATION / PROFESSIONAL DIVERSIFICATION / PUBLIC POLICY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мансуров Валерий Андреевич, Голубева Анастасия Сергеевна, Ермолаева Юлия Вячеславовна, Иванова Елена Юрьевна, Колесникова Елена Михайловна

Объектом комплексного междисциплинарного исследования (социология, экономика, история, психология, педагогика, управление и пр.) является динамика статусных позиций различных профессиональных групп в период модернизации современного общества. Актуальность проводимого исследования обусловлена сложнейшими процессами изменения роли и влияния различных профессиональных групп на модернизационные процессы в стране, качественной внутрипрофессиональной трансформацией под влиянием модернизационных процессов, появлением новых видов деятельности, профессий под влиянием глобальных процессов социально-экономического развития общества. Исследование основано на использовании широкого спектра социологических методов и практик: контент-анализ, вторичная обработка статистических и социологических данных, опросы и анкетирование, фокус-группы. В результате проведенного анализа проблем функционирования социально-экономического развития профессиональных групп на современном этапе, профессий и видов деятельности: инженеров, педагогов дошкольных учреждений, школ, военнослужащих, государственных служащих, блоггеров, были определены возможные направления научно-исследовательской работы на перспективу: изучение степени актуальности социально-экономического запроса на повышение статуса и престижности профессии инженера; анализ профессионализации инженеров в современных условиях трансформации системы высшего образования; изучение процессов консолидации или разъединения внутри профессиональной группы инженеров; исследование процессов профессионализации в медиа сфере. Полученные в результате проведенного исследования данные заслуживают внимания не только социологов, изучающих социальную структуру общества, но и специалистов других отраслей, а также управленцев разных уровней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Мансуров Валерий Андреевич, Голубева Анастасия Сергеевна, Ермолаева Юлия Вячеславовна, Иванова Елена Юрьевна, Колесникова Елена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL GROUPS IN THE PROCESS OF MODERNIZATION THE SOCIAL STRUCTUREOF RUSSIA

The object of complex interdisciplinary research (sociology, Economics, history, psychology, pedagogy, management, etc.) is the dynamics of status positions of various professional groups during the modernization of modern society. The relevance of the study is due to the complex processes of changing the role and influence of various professional groups on the modernization processes in the country, on the one hand, high-quality within the professional transformation under the influence of modernization processes, on the other, the emergence of new activities, professions under the influence of global processes of socio-economic development of society. The study is based on the use of a wide range of sociological methods and practices (content analysis, secondary processing of statistical and sociological data, surveys and questionnaires, focus groups). As a result of the in-depth analysis of the problems of functioning of socio-economic development of professional groups at the present stage, professions and activities: engineers, teachers of preschool institutions, schools, military personnel, civil servants, bloggers, the possible directions of research work for the future were identified: the study of the degree of socio-economic demand for improving the status and prestige of the engineer profession; the analysis of the professionalization of engineers in modern conditions of transformation of the higher education system; study of the processes of consolidation or separation of the professional group of engineers; study of the processes of professionalization in the media sphere. The data obtained as a result of the study, deserve attention not only sociologists studying the social structure of society, but also specialists in other industries,as well as managers at different levels.

Текст научной работы на тему «Профессиональные группы в процессе модернизации социальной структуры России»

DOI: 10.19181/ezheg.2019.16

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ В ПРОЦЕССЕ МОДЕРНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ

РОССИИ

Голубева Анастасия Сергеевна,

магистрант ГАУГН, Москва.

E-mail: golubeva. stacia@mail.ru

Ермолаева Юлия Вячеславовна,

научный сотрудник ФНИСЦ РАН, Москва.

E-mail: mistelfrayard@mail.ru

Иванова Елена Юрьевна,

кандидат экономических наук,

старший научный сотрудник ФНИСЦ РАН,

Москва.

E-mail: ele6248@yandex.ru

Колесникова Елена Михайловна,

кандидат социологических наук, старший научный сотрудник ФНИСЦ РАН, Москва.

E-mail: kolesnikova@mail.ru

Мансуров Валерий Андреевич,

доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник ФНИСЦ РАН, Москва.

E-mail: mansurov@isras.ru

Семенова Анна Валерьевна,

кандидат философских наук, доцент, ведущий научный сотрудник ФНИСЦ РАН, Москва.

E-mail: annasem62@yandex.ru

Стрельцова Ирина Александровна,

младший научный сотрудник ФНИСЦ РАН, Москва.

E-mail: irina_solnishko@mail.ru

Шатрова Елена Александровна,

старший лаборант ФНИСЦ РАН, Москва.

E-mail: elenashatrova0@gmail. com;

Юрченко Олеся Викторовна,

кандидат социологических наук, PhD, старший научный сотрудник ФНИСЦ РАН, Москва.

E-mail: olesya@mail.ru

Юрьев Павел Сергеевич,

младший научный сотрудник ФНИСЦ РАН, Москва.

E-mail: pl_yuriev@mail.ru

Аннотация. Объектом комплексного междисциплинарного исследования (социология, экономика, история, психология, педагогика, управление и пр.) является динамика статусных позиций различных профессиональных групп в период модернизации современного общества. Актуальность проводимого исследования обусловлена сложнейшими процессами изменения роли и влияния различных профессиональных групп на модернизационные процессы в стране, качественной внутрипрофессиональной трансформацией под влиянием модернизационных процессов, появлением новых видов деятельности, профессий под влиянием глобальных процессов социально-экономического развития общества. Исследование основано на использовании широкого спектра социологических методов и практик: контент-анализ, вторичная обработка статистических и социологических данных, опросы и анкетирование, фокус-группы. В результате проведенного анализа проблем функциони-

рования социально-экономического развития профессиональных групп на современном этапе, профессий и видов деятельности: инженеров, педагогов дошкольных учреждений, школ, военнослужащих, государственных служащих, блоггеров, были определены возможные направления научно-исследовательской работы на перспективу: изучение степени актуальности социально-экономического запроса на повышение статуса и престижности профессии инженера; анализ профессионализации инженеров в современных условиях трансформации системы высшего образования; изучение процессов консолидации или разъединения внутри профессиональной группы инженеров; исследование процессов профессионализации в медиа сфере. Полученные в результате проведенного исследования данные заслуживают внимания не только социологов, изучающих социальную структуру общества, но и специалистов других отраслей, а также управленцев разных уровней.

Ключевые слова: профессиональная группа, социальный статус, профессиональный статус, система образования, социальная мобильность, модернизация, профессиональная диверсификация, государственная политика.

PROFESSIONAL GROUPS IN THE PROCESS OF MODERNIZATION THE SOCIAL STRUCTURE OF RUSSIA

Golubeva Anastasiya Sergeevna,

Undergraduate,

State Academic University for the Humanities, Moscow, Russia.

E-mail: golubeva. stacia@mail.ru

Ermolaeva Yuliya Vyacheslavovna,

Research fellow,

Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia. E-mail: mistelfrayard@mail.ru

Ivanova Elena Yurievna,

Candidate of Economics, Senior researcher,

Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia. E-mail: ele6248@yandex.ru

Kolesnikova Elena Mikhailovna,

Candidate of Sociology, Senior researcher,

Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia. E-mail: kolesnikova@mail.ru

Mansurov Valeriy Andreevich,

Doctor of Philosophy, Professor, Chief researcher,

Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia. E-mail: mansurov@isras.ru

Semenova Anna Valerievna,

Candidate of Philosophy, Docent, Leading researcher,

Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia. E-mail: annasem62@yandex.ru

Streltsova Irina Aleksandrovna,

Junior researcher,

Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia.

E-mail: irina solnishko@mail.ru

Shatrova Elena Aleksandrovna,

Senior laboratory assistant,

Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia.

E-mail: elenashatrova0@gmail. com

Yurchenko Olesya Viktorovna,

Candidate of Sociology, PhD, Senior researcher,

Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia. E-mail: olesya@mail.ru

Yuryev Pavel Sergeevich,

Junior researcher,

Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia. E-mail: pl_yuriev@mail.ru

Abstract. The object of complex interdisciplinary research (sociology, Economics, history, psychology, pedagogy, management, etc.) is the dynamics of status positions of various professional groups during the modernization of modern society. The relevance of the study is due to the complex processes of changing the role and influence of various professional groups on the modernization processes in the country, on the one hand, high-quality within the professional transformation under the influence of modernization processes, on the other, the emergence of new activities, professions under the influence of global processes of socio-economic development of society. The study is based on the use of a wide range of sociological methods and practices (content analysis, secondary processing of statistical and sociological data, surveys and questionnaires, focus groups). As a result of the in-depth analysis of the problems of functioning of socio-economic development

of professional groups at the present stage, professions and activities: engineers, teachers of preschool institutions, schools, military personnel, civil servants, bloggers, the possible directions of research work for the future were identified: the study of the degree of socio-economic demand for improving the status and prestige of the engineer profession; the analysis of the professionalization of engineers in modern conditions of transformation of the higher education system; study of the processes of consolidation or separation of the professional group of engineers; study of the processes of professionalization in the media sphere. The data obtained as a result of the study, deserve attention not only sociologists studying the social structure of society, but also specialists in other industries, as well as managers at different levels.

Keywords: professional group; social status; professional status; education system; social mobility; modernization; professional diversification; public policy.

Современные модернизационные процессы в российской действительности можно рассматривать как столкновение двух процессов: либерализации, подразумевающей универсализацию путей развития, и консервативного подхода, направленного на сохранение национальных и исторических особенностей, обеспечивающих стабильность и порядок. Многоаспектность процессов модернизации предполагает исследование экономических, политических, культурных, социальных факторов и их влияния на изменения общественных отношений в целом и на процессы, связанные с формированием и функционированием профессиональных групп в различных сферах человеческой деятельности.

Основополагающим методологическим принципом исследования явился исторический подход к изучению проблем модернизации. Важной темой исторической социологии является изучение причин и особенностей формирования современных обществ, а также путей, которые ведут к их образованию, изменению социальной структуры и статусных позиций

различных социальных и профессиональных групп. Модернизация, как ключевое понятие исторической социологии, согласно И. Шубрт, опирается на три предпосылки:

«1) современные общества и процессы модернизации основываются на длительной истории, означающей, что на них оказывают влияние определенное население и традиции;

2) на характер и развитие современных обществ оказывает влияние, и порой решающее, характер конкретных исторических констелляций;

3) модернизацию необходимо рассматривать процессуально и комплексно в различных вариантах её развития (т.е. не только как утверждение определённых абстрактных закономерностей)» [Шубрт 2017: 6].

Проведенное комплексное междисциплинарное исследование (социология, экономика, история, психология, педагогика, управление и пр.) базируется на солидной информационной фактологической базе. Оно основано на использовании широкого спектра социологических методов и практик (контент-анализ, вторичная обработка статистических и социологических данных, опросы и анкетирование, фокус-группы).

Цель исследования - изучение социальной мобильности профессиональных групп, процессов консолидации деятельности профессиональных объединений и сообществ, экономико-социальных процессов, воздействующих на динамику профессионализации.

На первом этапе исследования были поставлены следующие задачи:

1) проанализировать роль образования в России в процессе становления профессиональной группы инженеров, являющейся носителем модернизационных установок в отношении научно-технического развития общества;

2) рассмотреть образ российского инженера (компетенции, задачи, престижность профессии, культурный и экономический ресурс) в контексте социально-экономического запроса на повышение его статуса;

3) проанализировать формы государственной поддержки статуса и престижности инженерной профессии (привлечение

иностранных специалистов, поддержка династийности и преемственности профессии и др.);

4) исследовать задачи и роль профессиональных объединений инженеров по реализации послевузовской сертификации;

5) проанализировать динамику статуса и необходимых компетенций педагогических работников школьного и дошкольного образования в современном мире с точки зрения самих педагогов, родителей, СМИ;

6) проанализировать возможности психолого-мотиваци-онного подхода к образованию ребенка в дошкольном образовательном учреждении с учетом трансформации личности в модернизирующемся обществе и возможностей ранней опережающей профориентации как формы перспективного регулирования регионального рынка труда;

7) проанализировать тенденции возникновения новых профессий и видов деятельности как объективного процесса циф-ровизации и медиации современного общества.

Работы, проведенные в 2018 г., являются первым этапом изучения изменений статусных позиций, реализации образовательного, культурного, политического ресурса ряда профессиональных групп (инженеры, педагоги, медики и др.) в контексте изменения социальной структуры в модернизирующемся обществе.

Укрепление социального статуса инженера как индикатор эффективности модернизационных процессов в России

Стратегия инновационного развития Российской Федерации направлена на укрепление позиций страны на рынках высокотехнологических и интеллектуальных услуг. Однако технологическая модернизация России не осуществима без развития и совершенствования инженерного образования, которое должно базироваться на лучших традициях российской инженерной школы, с одной стороны, и творческой переработке успешного современного зарубежного опыта в формировании инженерно-технических кадров, с другой.

Нами был проведен контент-анализ содержания обширной научной литературы, а также интернет-источников, в результате чего выявлено несколько основных содержательных тематических блоков, включающих практически все избранные единицы анализа. Это исторические этапы становления и развития инженерного образования в России от Петровских времен до наших дней; современное состояние высшего инженерного образования; существующие проблемы, их причины и пути их решения; влияние на инженерное образование включения России в Болонский процесс; новые образовательные технологии и методики, стимулирующие поступательное движение системы высшего инженерного образования в процессе модернизации; дискуссии по поводу содержания, организационных, методологических и методических инноваций образовательного процесса, соотношения технической и гуманитарной компоненты в формировании будущих инженеров, а также взаимодействие теории и практики в образовательном процессе и воспитание творческого системного мышления как необходимой основы формирования инновационных инженерных кадров.

Были выделены этапы становления, развития и модернизации отечественного технического образования: допетровский этап развития России; XVIII - середина XIX в.; середина XIX в.-1917 г., с 1917 - до 1930-х гг. ХХ в., 1930-1940 гг., период Великой Отечественной войны, 1950-е - конец 1980-х гг. XX в., 1980-е - 1990-е гг. XX в., с начала XXI в. по настоящее время.

Более половины российских экспертов оценивают состояние инженерного дела в России как критическое или находящееся в глубоком системном кризисе. При этом 51% экспертов признают устойчивую корреляцию между положением в инженерном деле и инженерным образованием, а 14% считают, что состояние инженерного дела полностью определяется состоянием в инженерном образовании [Арефьев 2012: 11, 16].

Оценивая состояние инженерного образования в России, 17% экспертов признали, что оно находится в состоянии системного кризиса, 36% - в критическом состоянии и 30% считают, что в инженерном образовании наблюдается стагнация.

Удовлетворительную оценку инженерному образованию дали только 17% экспертов.

Таким образом, сложный и динамичный характер современной инженерной деятельности, предполагающей использование новейших технологий и характеризующейся высоким уровнем ответственности, обусловливает объективную потребность, четко осознаваемую российской научной общественностью; совершенствование системы технического образования, ее нацеленность на компетентностный подход, направленный на формирование готовности к непрерывной самообразовательной деятельности; воспитание навыков делового общения, умений действовать и принимать ответственные решения в нестандартных и неопределенных ситуациях; готовность к эффективному поведению в конкурентной среде в условиях стрессогенного фактора.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сегодня социологи фиксируют тревожный факт: представители самых нужных для общества профессий (в том числе и инженерных) не хотят, чтобы дети пошли по их стопам [Материалы тренинга...]. Однако отмечаются и положительные тенденции. ВЦИОМ провёл опрос о предпочтении семьи в выборе детьми той или иной профессии. Был проведен динамический анализ данных аналогичных опросов за 12 лет. Притягательность профессии инженера за этот период выросла более чем в два раза, правда, уступая по темпу росту популярности профессии врача, педагога, военнослужащего, спортсмена [Профессиональный вопрос.]. Анализ причин нежелания родителей видеть детей инженерами позволил выделить следующие группы ответов с негативной коннотацией: 11,86% опрошенных отмечают, что профессия инженера не приносит сейчас достаточных доходов; 2,58% отмечают, что профессия инженера не дает перспектив в карьерном продвижении, 3,61% считают, что профессия не дает возможности хорошо трудоустроиться, поскольку профессия недостаточно престижная (2,0б%) [Инженерные династии. 2017].

Современная социально-экономическая реальность в России требует принятия неотложных мер правого регулирования, экономического стимулирования, внедрения политики

социально-культурной поддержки научно-технической модернизации как основы накопления экономического потенциала для проведения так называемой «новой индустриализации». Ведущая роль в этих процессах принадлежит отечественному профессиональному инженерному сообществу: «...Именно инженеры, а не политики, определяют ход истории» [Бухарин 1988].

В настоящее время из-за усложнения процессов производства и диверсификации инженерной деятельности наблюдается ее дробление в связи с появлением узких специальностей, усложняется функциональное содержание профессии, требующее новых знаний, в том числе и в смежных профессиональных областях. От первоначальной трактовки профессии инженера как творца-созидателя новых образцов и технологий, а не просто носителя знаний (в этом качестве он сохранился в научно-исследовательских институтах и конструкторских бюро), мы переходим к определению широкого спектра инженерной деятельности (инженер-технолог, инженер-механик, инженер-программист, инженер-управленец и пр.).

Дискуссионным, требующим дополнительных исследований является вопрос о единстве профессиональной группы инженеров (единое базовое образование) или ее разделении на несколько профессиональных групп, обладающих всеми необходимыми качествами и атрибутами реальной профессионализации, а также о перспективах укрепления статусных позиций консолидированного инженерного сообщества или его расслоения и возникновения иерархии «профессиональных групп», объединенных по отраслевому признаку (инженеры-машиностроители, инженеры путей сообщения, инженеры-строители). Профессиональная группа цементируется в единое целое, если у нее существует обязательный для всех ее членов этический код, принят и применяется этический кодекс. У инженерного сообщества такого единого кодекса нет. Важнейшую роль в передаче этических правил существования в профессии отведено профессиональным ассоциациям, а также профессиональным династиям.

Наравне с горизонтальной диверсификацией инженерной деятельности существует вертикальная управленческая карьерная лестница, обеспечивающая социальный профессиональный

лифт и вертикальную социальную мобильность для членов профессиональной группы (от инженера 1-й категории до главного инженера, директора предприятия и сотрудника профильного министерства). Восхождение по этой лестнице обеспечивается двумя факторами: успешной реализацией в исследовательском и конструкторском деле (качественный рост в привычной профессиональной среде) и в управлении процессами исследований, конструирования, производства и реализации созданного инженерного образца (использование менеджерских функций на основе знания особенностей технологии в определенной инженерной области, а также экономического и финансового обеспечения инженерной деятельности) [Инженерные династии. 2017].

Внутрипрофессиональная стратификация профессиональной группы инженеров может быть выстроена на основе следующих критериев: востребованность на внутреннем и международном рынке труда (спрос на инженерную специальность тех или иных компетенций); место в технологической цепочке от возникновения инженерной идеи до эксплуатации инновационного или промышленного образца (творец, проектировщик, производитель, технолог, эксплуатационщик); отраслевая реализация инженерного труда (космическая промышленность, нанотехнологии, генетика, вычислительная техника и цифровые технологии и т.д.); уровень заработной платы и социальных льгот и преференций; производственная иерархия в определённом виде отраслевой принадлежности и пр.

Были проанализированы три формы поддержки статусно-сти и престижа инженерной профессии. Это поддержка внутрисемейной преемственности инженерной профессии с учетом исторических особенностей; государственная политика в деле повышения статусности инженеров различных наиболее востребованных отраслевых специализаций; использование иностранных инженеров в периоды активной модернизации производства в России. Важнейшим элементом любой профессионализации, в том числе и инженерной, является создание профессиональных организаций и ассоциаций. В сфере инженерной деятельности создан ряд подобных объединений, различающихся функциями, задачами и методами работы.

Общественные профессиональные ассоциации, союзы, объединения, существующие сегодня, выполняют функцию профессиональной консолидации для решения ограниченного круга задач, в том числе аттестации и сертификации профессиональных инженеров; повышения статусности и престижа инженерной профессии, создания условий для реализации высокого образовательного, культурного и политического ресурса инженерной профессии и ее роли в модернизационных процессах в изменяющемся обществе.

Трансформация образовательной системы

в контексте модернизационных процессов социальной структуры общества

Ввиду важности трансформации системы образования в целях ускорения процессов модернизации в нашем исследовании были проанализированы некоторые направления реформирования школьного образования и дошкольного образования в контексте опережающей подготовки личности к реализации своего профессионального и человеческого потенциала в условиях изменяющихся приоритетов социально-экономического развития.

Вопрос отставания школьного образования от задач подготовки учеников к жизни часто обсуждается в контексте необходимости развивать «навыки XXI века» [Модернизация российского образования. 2010: 4]: универсальные компетентности, к которым относят коммуникацию, кооперацию, креативность, критическое мышление и умения, связанные с саморегулированием и самоорганизацией, на первый план в современной жизни выдвигаются умения выстраивать межличностные отношения и повседневные базовые знания, которые помогают ориентироваться в реальности, такие, например, как финансы, здоровье, безопасность, экология.

Эмпирической базой нам послужили четыре фокус-группы с учителями начальных классов и учителями-предметниками в двух городах Московской области (Воскресенский и Подольский районы). Фокус-группы показали:

1) негативное отношение учителей к современной школе; разочарование вызывает не сама профессия или коллектив, а система организации работы (отчеты, ЕГЭ, рейтинги школ) и потребительское отношение со стороны родителей;

2) противопоставляя советскую и современную школу, учителя практически всегда отдают предпочтение старой системе (хорошие знания, дисциплина, стабильность, понятность и взаимоуважение), идеализация прошлого;

3) падение престижа и социального статуса профессии и наделение советского учителя максимальным авторитетом;

4) низкий социальный статус и престиж тем не менее напрямую не сказываются на внутренней мотивации учителей;

5) среди мотивационных причин активизации деятельности учителей, финансовое поощрение занимает последнее место - на него указывает лишь каждый шестой педагог (16%) [Собкин, Адамчук 2017: 13-14].

В фокус-групповом опросе была поставлена задача выяснить, какие качества и навыки, помимо предметных, необходимых в стремительно изменяющемся обществе, учителя стремятся привить своим ученикам. Была выстроена следующая иерархия, где качества перечислены в порядке убывания частоты спонтанных упоминаний на фокус-группах:

1) социальные и нравственные навыки («вырастить порядочными людьми», «научить общаться», «дать патриотическое воспитание»);

2) «сверхучебные навыки»: отбирать информацию и размышлять («уметь отбирать информацию» и «уметь думать»; научить различать истинную информацию от ложной; найти, проанализировать и обобщить несколько точек зрения; выявить причинно-следственные связи);

3) «навыки адаптации к реальной жизни» («житейские навыки», типа безопасности, финансовой и правовой грамотности; «профессиональная ориентация», «психологическая защита и гибкость»).

Первой ступенью образовательного процесса и воспитания у ребенка необходимых вышеперечисленных качеств и навыков является дошкольное образование. Педагоги дошкольного

образования как носители востребованных нравственных позиций, знаний и навыков являются примером профессии из списка базовых социальных обязательств государства, и проблематика их статусного положения заслуживает серьезного анализа. Исследование представлений педагогов о репутации их профессии в СМИ важно не только с точки зрения анализа ситуации, но и с позиций коррекции информационного сопровождения.

Для государства дошкольное образование является частью неотъемлемых социальных обязательств, и публичная авторитетность специалистов отрасли может быть основанием для привлечения их к участию в разработке и оценке текущих реформ. В исследовании «Медийный образ педагога дошкольного образования в восприятии профессиональной группы» анализируются оценка педагогами значимости медийного образа для функционирования и развития профессиональной группы и удовлетворенность им как фактором влияния на престиж профессии педагога дошкольного образования. Исследование проводилось в нескольких регионах России, для анализа было отобрано 597 анкет.

Сопоставление СМИ с такими институтами влияния, как государственные инстанции (органы управления образованием), организованное профессиональное сообщество (добровольное общественно-профессиональное объединение/ профсоюз), непосредственные получатели блага (родители) или самостоятельный протест непосредственно профессионалов (коллективный организованный протест/забастовка), дает представление о мере восприятия различных структур как ресурсов изменения/улучшения ситуации группы и их потенциальной эффективности.

Неудовлетворенность дошкольных работников степенью уважения к ним со стороны широкой общественности и средств массовой информации, с нашей точки зрения, взаимосвязаны. СМИ являются мощным ресурсом, который формирует общественную репутацию любой группы, оказывая влияние на ее положение в социальной иерархии. Поэтому недовольство СМИ и общественным мнением, как результатом и их деятельности, можно понимать, как неудовлетворенность вкладом внешнего образа в символический капитал группы.

Педагоги демонстрируют очевидную неудовлетворенность своим экономическим ресурсом и образом респектабельности группы, что существенно снижает их понимание своих статусных позиций и перспектив профессионализации. Неудовлетворенность заработной платой занимает первое место среди актуальных проблем: 34% всех опрошенных указывают именно на этот пункт. 61% охарактеризовали свою группу как социально незащищенную и связывали это именно с низкой доходностью.

Принципиально важно то, что свой потенциал медийного влияния профессиональная группа оценивает весьма низко. 57% респондентов считают, что сами педагоги дошкольного образования «должны, но не имеют возможности влиять на то, что и как о них говорят и пишут в СМИ», и 9% придерживаются мнения, что «это не их задача». Также проблематизируется ситуация отсутствия лидеров среди самих педагогов, которые были бы хорошо известны широкой общественности, к чьему мнению прислушивались бы все и которые могли бы быть влиятельными проводниками позиции педагогов по значимым для них вопросам: 60% отметили, что «наша профессия страдает от недостатка известных представителей, которые могли бы послужить ее лицом в глазах общественности».

Важным фактором становится публичный имидж профессии и практикующих профессионалов. Результаты исследования свидетельствуют о признании значимости существующего медийного образа и одновременно неудовлетворенности профессиональной группы его вкладом в статусные позиции и перспективы отношений с обществом (и непосредственно родителями) в сочетании с минимальной оценкой своих возможностей влияния.

Признание потенциальной эффективности СМИ как канала публичного влияния группы идет параллельно с неудовлетворенностью объемом и качеством их внимания. Педагоги дошкольного образовательного учреждения рассматривают СМИ как институт с самым малым «кредитом уважения», не способствующим систематическому распространению среди широкой общественности мнения о сложности, значимости и специфичности труда педагога дошкольного образования,

что могло бы быть дополнительным аргументом повышения уровня оплаты труда группы. Он не вносит вклад ни в «прогосу-дарственные», ни в «прорыночные» стратегии профессионализации и не способствует респектабельному позиционированию группы в отношениях с государством и гражданами.

В условиях модернизации общества неизбежна модернизация его социальных институтов. Изменились и функции педагогов и воспитателей. Важным показателем общественного социального заказа к этому институту является обучение педагогов-дошкольников программе основ финансовой грамотности, работы с инклюзией, использованию новых форм и методов воспитания и образования дошкольников. Одним из таких направлений является ранняя опережающая профориентация как форма перспективного регулирования региональных сегментов рынка труда.

Обязательным условием содержания Программы дошкольного образования (согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования) в рамках компонента программы «Социально-коммуникативное развитие» является формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Нами были проанализированы законодательные и распорядительные документы, научная литература и популярные издания, данные официальных сайтов (300) дошкольных организаций из 10 регионов России, специализированных сайтов для воспитателей и родителей (48), клубов, центров, ассоциаций (34), занимающихся ранней профориентацией дошкольников, что позволило выделить основные направления работы в дошкольной сфере по приобщению и воспитанию любви дошкольников к труду, как основному процессу жизнедеятельности человека; уважению и осознанию ценности всех профессий; формированию расширенного представления о мире профессий и труда; приобщению к ритуалам труда.

На современном этапе развития в рамках процесса глобализации и становления постиндустриального общества перед проф-ориентационными институтами стоит задача реструктуризации своей деятельности. Сегодня система профориентации требует серьезных реформ, суть которых сводится к «органическому»

или «опережающему» профориентированию, основанному на методе прогнозирования. Нельзя не согласиться с тем, что «постиндустриальный этап общественного развития приводит к отчуждению фундаментальных человеческих качеств. < > ... субъект постепенно начинает терять свою социальную сущность, индивидуальность, критичность, самодостаточность, становясь все более зависимым от наличия и развития постиндустриальных технологий и их приложений.» [Криворотько 2015].

В связи с данной констатацией возникает противоречие между существующей ныне системой «опережающей» профориентации в дошкольных учреждениях и изменением нравственных ценностей в перспективе. Государственная система образования не готова трансформироваться под задачи глобальных изменений. На современном этапе невозможна адаптация современной отечественной нравственной составляющей дошкольной системы к вышеприведенным изменяющимся «общечеловеческим ценностям». Поскольку описанные выше «цивилизационные процессы» реальны и объективны, профориентация дошкольников, отвечающая задачам глобализации, скорее всего, будет проходить в семье, в учреждениях дополнительного образования, на детских площадках, посредством влияния масс-медиа, интернет-ресурсов и пр. Ранняя опережающая профориентация как форма перспективного регулирования региональных сегментов рынка труда, как одна из форм дошкольного образования материализуется в специализированных детских садах или специальных профессионально-ориентированных группах в детской дошкольной организации. На смену парциальным программам (экология, музыка, оздоровление и пр.) пришли детские сады, чаще всего ведомственного подчинения, ориентированные на конкретную профессиональную деятельность.

Реформы затрагивают содержание современного образования на всех его уровнях и ставят вопросы о том, какие педагогические методики будут эффективными для жизни выпускников в современном мире и на перспективу [19]. По оценкам психологов, школьная неуспешность более чем на 50% закладывается в раннем развитии детей [19, с. 27]. Около 50% способностей к обучению закладывается в первые четыре года жизни, а еще 30% - до семи лет [6, с. 289]. Основные

мозговые структуры созревают в течение первых лет жизни. Все остальное, что человек узнает и чему научится в своей жизни, он строит на этом фундаменте. Начиная с трех и до семи лет, ребенок овладевает своими умственными возможностями и начинает свое развитие по пути способного или неспособного ученика. «Школьная неуспешность в очень большой степени предопределяет социальную дезадаптацию и жизненную, особенно экономическую, неуспешность» [Фрумин, Добрякова, Баранников 2018: 27-28].

В социологии сама теория социализации подвергается серьезной критике [James, Prout 1995; Jenk 1996; Lee 1998]. Неприятие исследователей вызывает тот факт, что в ее контексте ребенок воспринимается как пассивный объект, который впитывает в себя мудрость окружающих взрослых людей и усваивает существующие культурные ценности и нормы, которые наполняют его как пустой кувшин. Ребенок анализируется как «некомпетентный», «несовершенный», «иррациональный» и «безответственный» объект, на который надо оказать воздействие: отрегулировать, дисциплинировать и определить его ценности [Turmel 2008: 22]. Кроме того, отмечается, что теория социализации является детерминистской и часто не вписана в исторический и культурный контекст. Сегодня происходит переход к созданию «мотивирующей образовательной среды (положительные эмоции и амбициозные задачи для каждого ученика, принцип «ученик - владелец процесса, учитель - наставник») [Добрякова, Юрченко, Новикова 2018: 12]. Новый человек, способный эффективно сосуществовать с модерниза-ционными глобальными процессам, испытывает на себе влияние современной системы образования, а также социализирующих жизненных ситуаций и практик, будет являться носителем новых профессий и новых способов передачи информации.

Формирование новых профессиональных групп в модернизирующемся обществе

Анализ тенденций возникновения новых культурных ориентиров общественного развития и новых способов и методов

существования в информационном пространстве позволил выделить ряд новых направлений профессионализации.

Возрастание роли эко-ориентированных профессий

Определение «зеленых» профессий связано с двумя подходами. Первый вызван оценкой этих профессий как модернизированных, т.е. со временем измененных, переосмысленных, перспективных вариантов уже привычных и существующих профессий с учетом концепции устойчивости и с точки зрения принципов экологизации. Второй подход: «зеленые» профессии могут рассматриваться как абсолютно новые, для новой парадигмы устойчивого развития, зародившиеся в момент опасности глобального изменения климата и необходимости появления новых рабочих мест и перспективного роста населения. 2017-й год, как известно, был назван Годом экологии в России, по итогам которого сформулировано решение о целесообразности создания «зеленых рабочих мест» и переходе на принципы «зеленой экономики», что, в свою очередь, должно повлиять на замедление процессов изменения климата и предотвращение истощения природных ресурсов.

Процесс модернизации и инновационного развития России неразрывно связан с реструктуризацией кадрового потенциала. Это означает прежде всего необходимость трансформации системы профессионального образования и переподготовки. Известно, что в ряде российских университетов уже существуют образовательные программы, нацеленные на освоение «зеленых» технологий. Например, магистерские программы «Энергоэффективная низкоуглеродная (зеленая) экономика» в Уральском федеральном университете, а также «Зеленая экономика и финансы» в Казанском (Приволжском) федеральном университете, «зеленые» инновационные магистерские программы кафедры ЮНЕСКО «Зеленая химия для устойчивого развития» в Институте Проблем Устойчивого развития РХТУ им. Менделеева.

Международная организация труда подтверждает, что «зеленая» экономика в векторе модернизации российского общества может дать миру 24 млн. новых рабочих мест, при условии, что

будут предприняты все меры для обучения трудящихся навыкам, которые поспособствуют качественному переходу к более эффективной экологичной экономике.

Трансформация профессий из offline в online

На фоне модернизации современного общества, испытывающего воздействие новых методов и средств коммуникации, происходит цифровизация различных профессиональных сфер деятельности. Профессиональные и прочие виды человеческой деятельности, требовавшие ранее непосредственного присутствия работника, согласно занимаемой должности и выполняемых функций, на предприятии, в учреждении, в быту, теперь возможны без его непосредственного участия. К ним можно отнести как простые бытовые, так и более сложные, требующие, например, значительных временных затрат. Речь идет о новых online возможностях.

С развитием современных технологий значительно расширяются способы достижения определенных целей и задач, например, возникает практика дистанционного обучения, зачастую единственная возможность для определенных категорий лиц (лиц с ограниченными физическими возможности; лиц, проживающих в удаленных населенных пунктах и т.д.) получить образование; расширяются возможности удовлетворения спроса на товары и услуги на базе разветвленного online-шопинга; расширяются коммуникативные возможности для широких масс с появлением различных мессенджеров, а также других ресурсов связи, регистрации, получении справок и документов в онлайн формате. Надо отметить, что одним из позитивных последствий коммуникативной революции стала финансовая доступность для потребителей ряда культурных мероприятий (кинопросмотр, посещение выставки, чтение книг, доступ в библиотеки и пр.) Не стоит упускать и такой важный ресурс, ставший в значительной степени более доступным для потребителя, как разноплановая, широкая, соответствующая интересам и желаниям потребителя, информация, В целом можно отметить серьезный социальный сдвиг и некий переход от offline жизни в формат online.

Такой термин как «удаленная работа» предполагает работу не только «на телефоне», как это было еще относительно недавно, а такую деятельность, которую человек способен осуществлять посредством сети интернет, независимо от своего местоположения. Такая работа может оплачиваться как ниже, так и значительно выше аналогичной работе в offline режиме. Однако в любом случае она дает широкие, недоступные ранее возможности профессиональной реализации большому количеству лиц, представителям разных социальных групп и профессий, например, людям с ограниченными возможностями, обладающими достаточной квалификацией, мамам, находящимся в «декрете», жителям отдаленных регионов. Причем если раньше подобное казалось мало возможным и сложно осуществимым на практике, то сегодня в некоторых регионах уже ведется политика по устранению цифрового неравенства, в рамках которой в малых городах, деревнях и селах начинают устанавливать вышки с бесплатным доступом к сети с помощью Wi-Fi.

На данный момент не существует официального ресурса, на котором были бы собраны все (или хотя бы самые популярные и востребованные) online профессии. Однако существуют блоги с большой, многомиллионной аудиторией, которые по законодательству РФ приравниваются к СМИ [Федеральный закон. 2014]. На основе первых пяти, выдаваемых поисковиком по запросу, был составлен список самых популярных интернет-профессий, среди которых: копирайтер, оптимизатор, вебмастер, online переводчик, медиа-байер, трейдер и др.

Полученные данные позволяют оценить изменения, которые претерпевают уже существующие профессии, трансформирующиеся в новые формы и качества. Например, рассматривая профессию блоггера, мы не можем сказать однозначно, какие требования предъявляются к этому специалисту. Ждут ли работодатели от него наличия компетенций журналиста, фотографа и пр. Таким образом, деятельность блоггера представляет собой мультипрофессиональную реализацию.

В данном контексте привлекает внимание такое явление, как конвергентная журналистика. Оно предполагает собой некий процесс, а далее и результат объединения информационных

и коммуникационных технологий в некий единый медиа-ресурс. В целом нельзя сказать однозначно, что с процессом цифровизации общества резко возникают принципиально новые профессии. Однако мы с уверенностью можем утверждать наличие процессов трансформации существовавших и ранее профессий, а также некой их попытке «подстроиться» под современное общество и его новые возможности.

Гипотеза о том, что онлайн-занятость становится востребованной на том же уровне, что и оффлайн, подтвердилась нашими исследованиями. На данный момент оффлайн профессии, хотя и представляют собой большинство от общего количества профессий, существует видимая тенденция замещения многих традиционных профессий профессиями онлайн формата, что можно будет проследить наглядно уже в обозримом будущем.

Видеоблоггеры как новая профессиональная группа

Развитие технологий в современном мире привело к трансформации социокультурной реальности и способствовало появлению и развитию общества нового типа - информационного. Распространение интернета повлекло за собой проникновение виртуальности в социальную и индивидуальную жизнь, что может говорить о «виртуализации» общества в целом [Епанова 2008: 183].

Видеоблоги представляют собой важную часть журналистики новых средств массовой информации. А сами авторы уникального контента выступают как новый тип журналистов. Теперь каждый любитель может создавать видео наравне с профессионалами, иногда даже не уступая по качеству и широте охвата аудитории [Дружинин 2016: 58].

Федеральный закон от 05.05.2014 № 97-ФЗ приравнивает популярных блоггеров, число подписчиков у которых превышает 3 000, к СМИ [Федеральный закон. 2014]. Это обязывает владельца блога проверять достоверность размещаемой информации, не распространять экстремистские материалы, а также указывать возрастные ограничения для пользователей.

Популярные видеоблоггеры могут выступать в качестве самостоятельных журналистов, информировать общественность

об актуальных проблемах, делиться своим мнением о них и делать все это в самых необычных формах. Если раньше лидерами мнений, влияющими на массовую аудиторию, были известные политики, писатели, общественные деятели, то сейчас ими становятся видеоблоггеры - простые люди разного достатка, возраста и социального положения, получившие известность благодаря видеороликам. Видеоблоги является мощным инструментом воздействия на аудиторию. Они имеют возможность влиять на общественное мнение по самым разным вопросам, в том числе по продвижению общественных или политических инициатив.

По мнению экспертов, в ближайшее время аудитория виде-облоггеров будет расти как за счет детей, подростков, так и за счет взрослых людей [Российский видеоблогинг... 12]. Этому способствует появление интереса к новому виду контента. Возрастающая популярность видеоблога свидетельствует о том, что такой формат крайне интересен зрителю. Он напоминает личный дневник, где принято раскрывать свои настоящие мысли, события из жизни. В итоге при просмотре видеоблога создается атмосфера откровенности и правдивости, что и притягивает внимание аудитории.

На вопрос о том, является ли ведение видеоблога хобби или работой, ни один из респондентов (блоггеров) не выбрал второй вариант: либо видеоблог приносит слишком мало доходов, что не позволяет считать его полноценной работой, либо находится на границе этих видов деятельности. Примечательно, что даже когда видеоблог приносит достаточный для проживания доход, блоггеры не склонны считать его работой.

В ходе интервью видеоблоггерам было предложено выделить положительные и отрицательные стороны ведения блога именно для них. Среди плюсов были названы интересные знакомства, заработок, саморазвитие, возможность донесения информации до большого количества людей и оказание влияния на них. Основным минусом видеоблогинга, по мнению самих блоггеров, являются негативные комментарии пользователей, их жесткость и агрессивность, творческий кризис, а также возможные последствия известности и славы.

Среди идей и ценностей, транслируемых в видео, блоггеры называли отсутствие негативных мыслей, хорошее отношение к людям вокруг, саморазвитие, образование, целеустремленность, любознательность, самореализация. Выяснилось, что практически все опрошенные блоггеры ощущают ответственность, но некоторые лишь со временем и с ростом аудитории. В целом, видеоблоггеры понимают, что являются лидерами мнений, трендсеттерами, и серьезно относятся к выпускаемому ими контенту.

Проведенное нами исследование показало высокий потенциал видеоблогинга как канала коммуникации, а также продемонстрировало становление и активное развитие ви-деоблоггеров как профессиональной группы: появляется все больше блоггеров, расширяется тематика предлагаемого контента, растет количество зрителей видеоблогинга. Аудитория постепенно осваивает новый формат развлечений и получения информации. Для подрастающего поколения видеоблогинг уже стал понятным и привычным онлайн-ресурсом. По этим причинам изучение данной тематики представляется крайне актуальным.

Выводы

Полученные в результате проведенного комплексного исследования данные, заслуживают внимания не только социологов, изучающих социальную структуру общества, но и специалистов других отраслей, а также управленцев разных уровней.

Были определены возможные направления научно-исследовательской работы на перспективу:

1) изучение степени социально-экономического запроса на повышение статуса и престижности профессии инженера;

2) анализ системы профессионализации инженеров в современных условиях трансформации образования;

3) изучение процессов консолидации или разъединения профессиональной группы инженеров;

4) исследование процессов профессионализации в медиа-сфере и экоориентированных видах деятельности;

5) влияние профориентационных программ на выстраивание профессиональных и образовательных траекторий современной молодежи;

6) столкновение рыночного и нерыночного секторов профессиональной реализации в модернизирующемся обществе.

Список литературы

Арефьев А. А., Арефьев М. А. 2012. Инженерно-техническое образование в России в цифрах // Высшее образование в России. № 3. С. 122-131.

Бухарин Н. И. 1988. Этюды / Репринт. воспр. изд. 1932 г. М.: Книга. 359 с.

Бюро статистики труда США, 2013 [Электронный ресурс] // United States Department of Labor. Bureau of Labor Statistics: [веб-сайт]. URL: https//www.bls.gov (дата обращения: 09.10.2018).

Двенадцать решений для нового образования. Доклад Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики / Под ред. Я. И. Кузьминова, И. Д. Фрумина. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 105 с.

Добрякова М. С., Юрченко О. В., Новикова Е. Г. Навыки XXI века в российской школе: взгляд педагогов и родителей // Институт образования НИУ ВШЭ. Серия «Современная аналитика образования. 2018. Вып. 4 (21).

Драйден Г., Вос Д. 2003. Революция в обучении. М.: «Парвинэ». 650 с.

Дружинин А. М. 2016. Интернет и телевидение в системе политических коммуникаций // Век качества. № 1. С. 58-71.

Епанова Ю. 2008. Судьба тела в информационную эпоху // В тени тела / Под общ. ред.: Н. А. Нартова, Е. Л. Омельчен-ко. Ульяновск: Ульяновский государственный университет. С. 183-190.

Инженерные династии России: монография [Электронный ресурс] / Научн. ред. В. А. Мансуров. М.: РОС, 2017. 331 с. 1 CD ROM.

Криворотько В. В. 2015. Особенности профессиональной ориентации в условиях глобализации // Труды БГТУ. Серия 6: История, философия. C. 117-120.

Ласковский Ф. Ф. 1858. Материалы для истории инженернаго искусства в России / [соч.] Ф. Ласковскаго, военнаго инженер-генерал-майора. СПб.: в Тип. Императорской акад. наук, 1858-1865.- 25 см. Ч. 1: Опыт изследования инженернаго дела в России до XVIII столетия. III. 315, [3] с.

Материалы тренинга «Инженерное дело и инженерное образование в России. Проблемы и пути их решения» [Электронный ресурс] // ООО Ассоциация инженерного образования России: [веб-сайт]. URL: http://aeer.ru/events.ru//trainings. htm (дата обращения: 05.08.2018).

Модернизация российского образования: проблемы и перспективы / [М. К. Горшков и др.]; под ред. М. К. Горшкова, Ф. Э. Шереги. М.: ЦСПиМ, 2010. 352 с.

Профессиональный вопрос [Электронный ресурс] // ВЦИОМ: [веб-сайт]. Пресс выпуск № 3340 от 30.03.2017. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116138 (дата обращения: 01.07.2018).

Российский видеоблогинг 2015: роль и значение в коммуникациях в цифровой среде [Электронный ресурс] // ООО Агентство «Полилог»: [веб-сайт]. URL: http://www. polylog.ru/a/ pdf/2015-06-09-vloging-analysis.pdf (дата обращения: 21.06.2018).

Сапрыкин Д. Л. 2012. Инженерное образование в России: история, концепция, перспективы // Высшее образование в России. № 1. С. 125-137.

Собкин В., Адамчук Д. Этапы профессионального роста учителя // Учительская газета. 2017. № 15. 11 апреля.

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 97-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей»

[Электронный ресурс] // Гарант: [веб-сайт]. URL: http:// base. garant.ru/70648932/ (дата обращения: 18.10.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Фрумин И. Д., Добрякова М. С., Баранников К. А., Реморенко И. М. 2018. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования // Институт образования НИУ ВШЭ. Серия «Современная аналитика образования. Вып. 19. [Электронный ресурс] // НИУ ВШЭ: [веб-сайт]. URL: https://ioe.hse.ru/sovaobr (дата обращения: 01.08.2018).

Шубрт И. 2017. Исторические процессы, социальные изменения, модернизация с точки зрения социологии: монография. Москва: РУДН. 248 с.

James A., Prout A. 1995. Hierarchy, Boundary and Agency: Toward a Theoretical Perspective on Childhood // Ambert A. M. Sociological Studies of Children. Greenwich, CT: JAI Press. P. 77-100.

Jenks C. Childhood. L.: Routledge, 1996.146 p.

Lee N. 1998. Toward an Immature Sociology // The Sociological Review. № 46 (3). P. 458-482.

Turmel A. 2008. A Historical Sociology of Childhood: Developmental Thinking, Categorization and Graphic Visualization. Cambridge: Cambridge University Press. 362 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.