Научная статья на тему 'Инженерные династии: ресурс социальной мобильности и формирования группы'

Инженерные династии: ресурс социальной мобильности и формирования группы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
404
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ ПРОФЕССИЙ / МЕЖПОКОЛЕННАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ИНЖЕНЕРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДИНАСТИЯ / SOCIOLOGY OF PROFESSIONS / INTERGENERATIONAL MOBILITY / SOCIAL MOBILITY / ENGINEERS / PROFESSIONAL DYNASTY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Колесникова Елена Михайловна

Изучается проблематика статуса и фактора династийности в инженерной профессии. Исследование проводилось как часть проекта по изучению инженерных династий в России. Профессиональная группа рассматривается с позиций межпоколенной мобильности ее представителей. Проблематика «равенства возможностей» рассматривается в социологической литературе в основном с точки зрения межпоколенных изменений доступа к образованию и доходу, реже к профессиям. На наш взгляд, объем ресурсов, возможных к аккумуляции в династии, стимулирует перспективы профессиональной лояльности в большей степени, нежели восходящей социальной и профессиональной мобильности инженеров. Локализация социального капитала в династиях может рассматриваться как один из инструментов поддержания должного квалификационного уровня инженерного сообщества. Исследование проводилось в одном из индустриальных центров Поволжья г. Самаре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENGINEERING DYNASTIES: A RESOURCE FOR SOCIAL MOBILITY AND GROUP FORMATION

The article examines the status of the engineering profession and the factor of dynasties in it. The study was a part of the project to study the engineering dynasties in Russia. The professional group of engineers is analyzed from the standpoint of intergenerational mobility. The problems of «equal opportunities» are mostly considered in sociological literature from the viewpoint of intergenerational changes with regard to access to education and income, and in some cases to professions. In our opinion, the resources available for accumulation in the dynasty stimulate the prospects of professional loyalty to a greater extent than the prospects of social and professional upward mobility of engineers. Localization of social capital in the dynasties can be treated as one of the tools for maintaining the proper qualification level of the engineering community. The study was organized in Samara, an industrial center of the Volga region.

Текст научной работы на тему «Инженерные династии: ресурс социальной мобильности и формирования группы»

104 Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2016, № 2 (42), с. 104-110

УДК 316.3

ИНЖЕНЕРНЫЕ ДИНАСТИИ: РЕСУРС СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЯ ГРУППЫ

© 2016 г. Е.М. Колесникова

Институт социологии РАН, Москва

[email protected]

Статья поступила в редакцию 11.12.2015 Статья принята к публикации 22.04.2016

Изучается проблематика статуса и фактора династийности в инженерной профессии. Исследование проводилось как часть проекта по изучению инженерных династий в России. Профессиональная группа рассматривается с позиций межпоколенной мобильности ее представителей. Проблематика «равенства возможностей» рассматривается в социологической литературе в основном с точки зрения межпоколенных изменений доступа к образованию и доходу, реже к профессиям. На наш взгляд, объем ресурсов, возможных к аккумуляции в династии, стимулирует перспективы профессиональной лояльности в большей степени, нежели восходящей социальной и профессиональной мобильности инженеров. Локализация социального капитала в династиях может рассматриваться как один из инструментов поддержания должного квалификационного уровня инженерного сообщества. Исследование проводилось в одном из индустриальных центров Поволжья - г. Самаре.

Ключевые слова: социология профессий, межпоколенная мобильность, социальная мобильность, инженеры, профессиональная династия.

Инженерные династии заслуживают рассмотрения как часть профессионального сообщества, с одной стороны, и как самостоятельный социальный феномен, с другой. Сложная ситуация постсоветской России конца 90-х годов нашла свое отражение не просто в переделе государственной собственности, но и сокращении промышленного производства, а вместе с ним и в упадке инженерной профессии. Постепенное восстановление постсоветских предприятий в новом качестве (в форме как государственных, так и частных предприятий) и развитие промышленного производства, модернизация экономики способствовали новому толчку к развитию инженерной профессиональной группы, притоку в нее молодежи. В данном контексте интересно рассмотреть роль профессиональных династий инженеров в сохранении и развитии профессиональной группы, в частности как ресурса социальной мобильности.

Исследование проводилось в одном из индустриальных центров Поволжья - г. Самаре - как часть проекта по анализу проблематики инженерных династий в России (грант РГНФ № 1503-00666) и включало экспертные интервью со специалистами отрасли. В нем приняли участие представители профессиональных инженерных династий, практикующие инженеры региона (нефтехимической и авиационно-космической отраслей), а также преподаватели двух круп-

нейших инженерных вузов региона: НИУ «Самарский государственный аэрокосмический университет им. С.П. Королева» и Самарского государственного технического университета (общее #=15).

Выбор данного региона диктовался несколькими причинами: присутствие в нем развитого промышленного сектора и наличие необходимого исторического периода продолжительности его функционирования для формирования инженерных династий. История активного развития промышленности региона, начиная с периода Великой Отечественной войны, связана с оборонным и нефтяным направлениями. На сегодня в Самарской области функционируют около 500 крупных и средних промышленных предприятий. В структуре ВРП доля промышленности составляет более 40%. К системообразующим отраслям промышленности Самарской области относятся автомобилестроение и производство автокомпонентов, авиакосмическое машиностроение, химия и нефтехимия [1]. Нефтехимический комплекс Самарской области является одним из базовых в экономике региона и включает в себя нефтедобывающую, нефтеперерабатывающую, химическую и пластмассовую отрасли промышленности, а также магистральный нефте- и нефтепродуктотрубопро-водный транспорт. В нефтехимическом комплексе Самарской области в период с 2009 г. по 2018 г. реализуются 93 крупномасштабных ин-

вестиционных проекта. Машиностроительная отрасль - это прежде всего автомобилестроительная и авиационно-космическая отрасли. На предприятиях автомобилестроения и авиационно-космической отрасли занято более 10% населения, задействованного в экономике Самарской области, обеспечивается около 36% отгрузки промышленных товаров. Автомобилестроение и сопутствующие отрасли представлены, в частности, такими крупными компаниями, как ОАО «АвтоВАЗ», ЗАО «Джи-Эм АвтоВАЗ». Аэрокосмическая отрасль представлена в регионе тремя приоритетными в национальном масштабе промышленными комплексами - ракетно-космическим, двигателестроительным и авиастроительным. АО «РКЦ «Прогресс» - головное предприятие аэрокосмического комплекса. Основная роль в ракетном и авиационном двигателестроении Самарской области принадлежит ОАО «Кузнецов», созданному путем объединения ряда ведущих производственных предприятий и проектных организаций отрасли. Авиастроение в Самарской области представлено в первую очередь ОАО «Авиакор - авиационный завод», которое обладает опытом в области серийного производства гражданских и военных самолётов из деталей, узлов и агрегатов собственного производства [2].

Возможность социально-профессионального роста работников в профессии и посредством нее связывается социологами с процессами социальной мобильности, их направленностью, интенсивностью и открытостью общества в целом. Проблематика «равенства возможностей» рассматривается в социологической литературе в основном с точки зрения межпоколенных изменений доступа к образованию и доходу, реже к профессиям. Статусное социально-профессиональное неравенство и его воспроизводство в поколениях представляют интерес с точки зрения эффективности функционирования политической и экономической систем государства и общественной солидарности (см., например, [3, 4]). При этом как отечественные, так и зарубежные ученые сходятся в оценке сохраняющегося наследования классовых, социальных преимуществ (см., например, [5, 6]) и использовании профессиональных позиций как одного из инструментов закрытия (см., например, [6, 7]). Немецкие социологи, основываясь на лонги-тюдном исследовании (1980-2010 гг.) и рассмотрении влияния индивидуального и семейного накопленных ресурсов на предпочтения в профессиональной занятости в Германии, Великобритании и США, подтверждают наличие межпоколенческого наследования профессио-

нального статуса и профессиональной сегрегации [8]. Здесь стоит учитывать и гендерный аспект династийности в профессиях и существование «женских» и «мужских» профессиональных династий. Так, Ленц и Лабанд считают, что наибольшими показателями династийности для мужчин отличаются профессии, связанные с медициной и сельским хозяйством [9]. Для женских профессиональных династий характерен общий тренд выбора отрасли, позволяющей наиболее эффективно совмещать выполнение семейных, материнских обязанностей и занятость [8, 10].

Одной из задач исследования был предварительный анализ процессов социальной межпоколенной мобильности инженеров с точки зрения династийности. В интервью с представителями инженерных династий задавались вопросы, позволяющие установить ряд ретроспективных сведений о социально-профессиональных траекториях респондентов и характеристиках их ближайшего окружения. В частности, это аспекты первичной и вторичной профессиональной социализации респондента и участие в ней (пра)родителей и ближайших родственников. Нами предполагается наличие специфики в отношении типа и объема социальных ресурсов, которыми человек располагает в начале своего профессионального пути при включении его в династийный профессиональный проект. Жизненные истории инженеров в системе этих показателей рассматриваются как их социальные маршруты, их исходное и текущее социально-профессиональное положение. Проблематика формирования профессиональной группы с точки зрения династийности включает в себя вопрос учета как очевидно положительных, так и спорных моментов. Данный вопрос можно рассмотреть не только с точки зрения формирования профессиональных ориентаций и иден-тичностей молодых представителей профессиональной группы. Но он также интересен в аспекте конкурентных преимуществ на рынке труда. Очевидно, что набор этих характеристик не описывает профессиональную группу с точки зрения социальной мобильности в полной мере, но позволяет рассмотреть важные аспекты динамики.

Инженерное дело как пространство для развития династийности

Инженер, как профессия, позиционируется экспертами на континууме между «академической наукой» и «непосредственной практикой», между «ученым», «исследователем», «консультантом» и «рабочим». Такая трактовка нашла

выражение в соотношении понятий «наука» и «труд» в описаниях инженерами своей профессии. Усложнение и высокотехнологичность современного производства все активнее сближают современного инженера с актуальными научными разработками:

Специалъностъ инженера является локомотивом развития всего общества, которое ориентировано на реализацию достижений, которые появляются в науке, в нашу реальную жизнь. Так же как все более интенсивно появляются новые знания, так же все быстрее эти знания внедряются в нашу повседневную жизнь. ... Сейчас происходит ускоренное развитие общества, в том числе и с технической точки зрения. Появляются очень быстро новые знания, которые надо суметь освоить и переложить их в прикладной характер (представитель СГАУ).

В то же время локализация его рабочего места и непосредственной практики сохраняет и поддерживает связь с производством:

Я когда устраивался на станкозавод, то мне отец сказал, что надо начинать с цеха. С производства. Прежде чем что-то конструировать, надо полгода проработать на производстве, чтобы стало понятно (инженер, представитель династии).

В данном контексте понимания профессии династийность имеет свои преимущества. Формирование профессиональных групп, основанных на сочетании сложных научных знаний и практики, требует больших затрат со стороны государства, системы образования и самого профессионального сообщества. Далеко не всегда мы можем говорить о наличии развернутой и продуманной системы мер в этой сфере. Здесь профессиональные династии могут выступать в роли неформальных институтов воспроизводства профессиональной группы, берущих на себя выполнение части этой работы. Так, с точки зрения респондентов, наличие профессиональных династий благотворно сказывается на рынке рабочей силы региона в длительной перспективе:

Династии вообще полезны... Здесь человек уже рождается в этой атмосфере инженерного творчества, инженерного труда. Ему понятны интересы родителей, понятны условия, в которых он работает, понятно вознаграждение труда родителей. Человек со знанием дела принимает на себя этот вид деятельности. Если подготовка идет в несколько поколений, то для отрасли это лучше. И человек, который в поколениях занимается конкретным видом деятельности, он, с моей точки зрения, более готов к труду. Через нас проходит много

династий. СГАУ был организован в 1942 году. В принципе это, конечно, совсем не старый вуз. Но, тем не менее, уже три поколения есть, династии, которые прошли через СГАУ. Мы их знаем (представитель СГАУ).

Наличие достаточного процента династий в профессиональной группе способствует снижению рисков депрофессионализации группы с точки зрения квалификационных показателей даже при условии ситуативного недостаточного вклада в воспроизводство группы (например, в постперестроечный период). Это дает возможность аккумулировать при необходимости достаточное количество квалифицированных работников сложного инженерного труда, даже в случае отсутствия длительных и системных вложений в поддержание профессиональной лояльности и мотивации:

... прием студентов на наш факультет как раз связан с династиями. Не с общей обстановкой в стране, не с экономическим положением в стране, а с династиями. Потому что к нам приводят учиться родители, которые закончили наш факультет, наш институт. Те, кто взяли в основу машиностроительное, экономическое, производственное направление обучения, подготовки и жизни, связанной с производством. ... Я задал вопрос студентам 1-го курса: у кого родители, родственники работают инженерами? 50% ответили, что у них есть такие родственники. . Студент приходит, и у него более-менее хорошо начерчено, хоть и чертят сейчас на компьютере. Говоришь: хорошо, а кто тебе помогал? Отец помогал. Брат помогал. Это передача идет в семье. Без самостоятельной работы и передачи в семье трудно рассчитывать на хорошего студента. Все, кто работает на предприятии, они все к нам присылают своих... чад, обучаться. Мы стараемся, оставляем маленькую щелку для того, чтобы производство не затухло, не умирало, а чтобы мы делали продукцию не хуже... (представитель СГТУ).

Транслирование профессиональной

культуры через династии инженеров

Династийность позволяет использовать опыт непосредственного общения с родителями, родственниками, ближним взрослым окружением (например, друзей родителей) как представителями профессионального сообщества в профориентации детей и подростков. Аккумуляция социального капитала (наличие развитой инфраструктуры «связей» в профессии, «друзей и доверительных отношений с ними») становится преимуществом династийности. Непосред-

ственная и непроизвольная передача профессионального опыта, элементов квалификационных составляющих профессии способствует поколенной профессиональной лояльности и концентрации социокультурного-профессионального капитала в семьях-династиях:

У меня мама занимала довольно высокий пост на «Волгабурмаше», поэтому каждое лето, начиная с 8-го класса школы, по два месяца я работал во всех цехах. На этапе школы это делалось для того, чтобы определиться: куда идти учиться. Будет ли это техническое направление или гуманитарное. Технические направления тоже разные, это и теплопроизводство, и энергетика, и конструкторское бюро, технологическая служба. Это делалось, чтобы определиться (инженер, представитель династии).

Мне, конечно, хотелось бы, чтоб и дети тоже пошли по моему профилю. Вот один сын сейчас с типографией начал. Младший вот учится, но его больше привлекает программирование. Сейчас он по специальности уже устроился работать. Повышает свою квалификацию. Он сейчас на 4-м курсе в Авиационном. У него чувствуется такой настрой, такая организация жизни, что, я надеюсь, он достигнет много в профессии. Вначале мы вообще много с ним говорили о профессии. У меня много знаний, и это было полезно. По каким-то вопросам сейчас он меня уже обошел. Но, тем не менее, он советуется. У меня интуиция и база есть, поэтому я могу совет дать по любому техническому вопросу (инженер, представитель династии).

Формирование интереса к профессии может также идти опосредованно через выбор родителями специализации среднего образования; возможности визуального наблюдения элементов профессиональной биографии значимых взрослых (например, учебы родственников) или элементов профессиональной культуры (например, самого труда или обсуждений родственниками производственных вопросов между собой или с коллегами). Биографические данные наших экспертов содержат следующие примеры:

У меня отец был инженер. Он начинал на станкозаводе. ... Мой дядя жил с нами и учился, заканчивал институт политехнический. И больше его пример меня вдохновил. Мы жили вместе. Он на моих глазах учился. Рассказывал все... Родители не могли меня взять на свою работу, когда я был в том возрасте, когда имело смысл взять. Они работали на закрытом заводе. Это были секретные заводы, закрытые. Авиационная промышленность. ... Сын тоже инженер. Он сам решил (инженер, представитель династии).

Отец у меня технарь. Дед там еще... Они выходцы с Дальнего Востока. Дед мой был начальником спецотдела Дальневосточного управления авиации. Отец смолоду... что-то связанное с авиацией и радио, потом война, он профессиональным разведчиком стал, все три войны прошел, был в спецотделе. После войны он был представителем министерства в тылу, Поволжье, Урал у него были, по энергетике. Потом... работал инженером по электро. Я помню, с ним ездил в детстве. Нефтепровод «Дружба» тянули. Он делал электрическую защиту трубопровода. Он меня всегда брал с собой (инженер, представитель династии).

Трансляция родительских установок в отношении профессионального выбора может присутствовать на различных этапах профессиональной биографии: выбора направления среднего образования, выбора профессионального образования, предоставления возможностей подработки на рабочем месте родителей в период учебы. Представители инженерных династий, участвовавшие в исследовании, давали, в частности, и такие описания этапов профессиональной биографии:

Я никогда не сомневался в выборе профессии. Я не выбирал институт. Я знал куда пойду. Я один из класса поступал на механический факультет в политехнический институт. Все было как-то само собой. Давно это было ясно. Поступать было просто. Там же обычная программа. А после математической школы это было просто. А в процессе обучения в институте я советовался и с отцом, и с дядей. . Нет, математическую школу я не выбирал сам. Это уже родители постарались (инженер, представитель династии).

Все пошло с института. Сначала это никак не влияло - то, что отец инженер. А потом, когда я уже начал расти, со временем все больше и больше, я начал понимать, что [он] действительно человек умный и многому чему есть поучиться. И с годами все больше влияет на меня, сейчас, советы какие-то дает. У него большой опыт, и он много что подсказать может, в прикладных вопросах. Хотя у него не нефтяная сфера, не машиностроение. Но все равно, прикладная часть, она играет свою роль. Первая временная работа была на Нефтемаше. ... Вторая временная работа была у отца -оформление отчетной документации (инженер, представитель династии).

Династия как фактор профессиональной мобильности инженера

Династийность может анализироваться с точки зрения проблематики непотизма, непрозрачной конкуренции на рынке труда, искусственных барьеров профессиональной мобильности. В то же время принадлежность к династии значима как фактор, упрощающий доступ в группу или продвижение в ней, при дополнительном доступе к административным/властным ресурсам и в условиях высокой конкуренции на рынке труда. Превратить «семейное дело» в «семейный бизнес» возможно далеко не всегда, особенно на рынке наемного труда. Закономерно, что данная проблема более значима для профессионалов, занимающих руководящие должностные позиции, или собственников предприятий и менее - для профессиональных «рядовых» должностных позиций, а также для отраслей или предприятий с низкой конкуренцией при приеме на работу (в силу различных причин).

В данном аспекте важным является понимание общего статуса профессии инженера и того объема социальных выгод, который доступен в силу данной профессиональной принадлежности. Дауни и Лусена рассматривают вариации статуса профессии инженера в странах как результат различного понимания основ профессии и истории ее развития. Например, для Франции характерны математическая теория как доминанта культурного кода инженеров и основа инженерного образования, а также преобладание инженерной элиты в исполнительной власти. Здесь присутствует параллельность иерархий образования и занятости. Элитные инженерные школы (grandes écoles), стоящие в иерархии выше университетов, занимали самые высокие позиции на основании того, что доступ в них основывался на крайне сложных математических экзаменах (les concours), последовательного приоритета высшей математики в вопросах обучения и прямого пути своих выпускников в высшие эшелоны власти. Иными словами, французские инженеры отвечали за национальный имидж прогресса, на основании математических способностей и математически выверенных действий. Дополнительной поддержкой их статуса стало и превалирование государственного сектора в производстве, обеспечивающего занятость. Британские инженеры в XIX веке фундаментом своего культурного кода избрали практические инженерные знания и обучение через институт ученичества. Исходное низкостатусное позиционирование профессиональной группы связывалось с ручным трудом и ремеслом, как основами профессии, и занятостью в качестве наемного работника в частном секторе, доминирующем в промышленности. Это способствовало тому, что дости-

жение высоких позиций традиционных профессий (юристов, медиков, духовенства) шло через организацию в профессиональные сообщества. Но политехнические институты стояли по статусу ниже университетов, с их классическим образованием, а профессиональные сообщества не могли конкурировать с нанимателями в вопросах контроля инженерного труда. Германия предлагает еще один вариант позиционирования инженеров с точки зрения знания и социального статуса. Они были выходцами из ремесленников и пытались упрочить свое положение через развитие профильного образования, высших технических институтов. Немецкие инженеры сделали основной упор на производстве качественной техники, где «качество» является воплощением инженерной точности. Параллельно развивающееся инженерное дело сконцентрировано также на точности и «научности технологий», на научных знаниях, специально разработанных, чтобы помочь решить технические проблемы. Хотя немецкие инженеры, как правило, работают в частном секторе, как и английские, у них была возможность получить статус важной профессиональной группы, обеспечивающей национальный прогресс [11].

Статус инженерной профессии в России только начинает восстанавливаться после длительного периода достаточно низких показателей. Определение его актуального уровня должно включать оценку ситуации в отрасли, рынка труда и перспектив профессиональной мобильности в целом по региону и/или стране. С одной стороны, инженерные династии не имеют четкой привязки к занятости на конкретном предприятии (работе двух или более поколений на одном и том же заводе) или в какой-то одной конкретной отрасли. В целом, они даже не предполагают обязательного сохранения занятости ее представителей в конкретном регионе. С другой стороны, для их эффективного существования и развития принципиально наличие рынка труда по инженерным специальностям, рынка рабочих мест. Респонденты данного региона, оценивая ситуацию в отрасли и на рынке труда, обращали внимание на проблему востребованности инженерных специалистов с точки зрения потенциального вознаграждения за труд, а также значение отрасли, в которой занят инженер. Стоит отметить, что рынок труда инженера в регионе неоднороден. Один из немаловажных факторов в данном случае - это отрасль производства, в которой занят инженер. Так, среди наших экспертов были специалисты, работающие и хорошо знающие ситуацию в нефтехимическом и авиакосмическом комплексах региона. Их оценка актуальной ситуации

довольно неоднозначна с точки зрения перспектив успешной профессиональной мобильности в отраслях:

Династии - это, конечно, важно, но в современных условиях очень сложно. Например, отец всю жизнь работает инженером, потом раз - ситуация изменилась, закрыли предприятие, на другое уже не устроишься. Сын за тобой тянулся, а куда ему деваться, он не может устроиться на работу, самое элементарное. Династия - она предполагает, что по твоей специальности идет сын, а потом внук. А какая может быть династия, если все рушится (инженер, представитель династии).

У нас много молодежи. Идут потому, что некуда идти. У нас наиболее благополучное предприятие по зарплате, задержек нет. А другие предприятия, хоть «Прогресс», хоть «Авиакор», наши флагманы... Зарплата у них низкая. У нас зарплата чуть не в полтора раза выше, даже если идут на должность пониже. От них уходят люди. Кто-то приходит к нам. У них висят объявления о том, что требуются люди, инженера. А зарплата-то? У нас рабочий получает больше, чем у них инженер. Кто-то приходит к нам. А это «Авиакор», флагман авиастроения. Заинтересованность очень низкая. Приходят к нам с долотного завода, там сокращают людей... (главный инженер, частное предприятие).

Потому что промышленность свернулась, это все связано с экономикой. Если раньше у нас было 40 авиационных заводов в Самаре и области. Потом шел Саратов и Ульяновск. Сейчас, наверное, осталась только половина, действующих. Но они остались действующими не в том же уровне. Вот взять тот же «Аиа-кор», раньше это был Завод №1, я на нем практику проходил. Тогда на нем работа кипела. Былоработников несколько десятков тысяч. ... Там была взлетная полоса. Свои цеха. В прошлом году мне довелось там побывать. Корпуса стоят, работы там очень мало. Периодически какие-то ремонты самолетов делают. Зарплаты, естественно, очень маленькие. У нас в строительстве (предприятие входит в структуру компании «ЛУКойл». - Прим. автора) подсобный рабочий 25-30 тысяч получает, квалифицированный рабочий - 50-60 тысяч. Спокойно зарабатывают. А сейчас и под 100. А там инженеры 1720 тысяч получают. Это несерьезно, конечно (инженер, представитель династии).

В то же время, оценивая ситуацию в регионе, специалисты говорят и о позитивных тенденциях, таких как развитие производств, особенно в некоторых отраслях (например, в нефтегазовой отрасли), а также среднего и ма-

лого бизнеса. Эти факторы создают основу для потенциальной профессиональной мобильности. В этих условиях принадлежность к профессиональной династии может становиться конкурентным преимуществом на рынке труда. Так, эксперты приводили, в частности, и такие описания стратегий занятости на региональном рынке труда:

При выборе специализации присутствовало понимание, что в нашей стране это доходная отрасль, нефть - это доход номер один. И проходной балл при выборе специализации соответствовал. Вот, например, на металлургию очень низкий проходной балл, потому что отрасль невостребованная. ... Так как у нас страна неф-те- и газозависимая, то все крутится рядом с этими областями. То же автомобилестроение, там оплата труда инженера меньшая. ... У нас в Самаре нефтяное оборудование - лучшее направление, а это стабильное предприятие (инженер, представитель династии).

Очень интересное наблюдение - многие малые предприятия, которые заняты в производстве, возглавляются студентами нашей кафедры. Многие из них из династий. Они приходят, на производстве поработали, зарплата не всегда их устраивает, и они часто, со своими знаниями, открывают свои предприятия, начинают производить свою продукцию. Очень много комплектующих делается для автомобильного, аэрокосмического направления. Поэтому много частных средних и малых предприятий сделано. Я сам для себя открыл в прошлом году -малых предприятий около 380 в Самаре, и почти все наши выпускники. Занимаются они разными производственными задачами, и это

тоже здорово (представитель СГТУ).

***

В данной статье мы пытались рассмотреть проблематику профессиональной группы инженеров с точки зрения династийности. На наш взгляд, объем социальных ресурсов, возможных к аккумуляции, в начале профессионального пути инженера в династии стимулирует перспективы профессиональной лояльности в большей степени, нежели мобильности. Накапливание квалификационного капитала в династиях может рассматриваться как один из инструментов поддержания должного уровня профессионального мастерства инженерного сообщества. Данные, собранные на начальном этапе исследования, позволяют делать только первоначальные предположения, проверка которых предстоит в последующем.

Список литературы

1. Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области: Самарская область в цифрах: Промышленный потенциал. URL: http://economy.samregion.ru/activity/ekonomika/values_ so/#prom (дата обращения: 10.12.2015).

2. Правительство Самарской области: Экономика: Промышленный потенциал. URL: http://www.sam-region.ru/economy/prom_potencial/ (дата обращения: 01.12.2015).

3. Atkinson A.B., Piketty T., Saez E. Top Incomes in the Long Run of History // Journal of Economic Literature. 2011. 49(1). Р. 3-71.

4. The Economics of Inequality, Poverty, and Discrimination in the 21st Century / Ry croft R. (ed.) Santa Barbara, Calif.: Praeger, 2013. 613 р.

5. Corac M. Generational Income Mobility In North America And Europe. New York: Cambridge University Press, 2004. 340 р.

6. Ястребов Г.А. Динамика социальной мобильности в России в длительной исторической перспективе [Электронный ресурс]: препринт WP17/2015/01

/ Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». Электрон. текст. дан. (1 Мб). М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. 65 c.

7. Corak M., Piraino Р. The Intergenerational Transmission of Employers // Journal of Labor Economics. 2011. 29. Р. 37-68.

8. Eberharter V.V. The Intergenerational Transmission of Occupational Preferences, Segregation, and Wage Inequality - Empirical Evidence from three Countries // SOEP Papers on Multidisciplinary Panel Data Research. 2012. № 506. 25 p.

9. Lentz B.F., Laband D.N. Why so Many Children of Doctors Become Doctors // Journal of Human Resources. 1989. 24. Р. 396-413.

10. A labour of love: Women, Work, and Caring / Finch J., Groves D. (eds.) London and Boston: Routledge & Kegan Paul, 1983. 182 р.

11. Downey G.L., Lucena J.C. Engineering Cultures // Science, Technology, and Society / Restivo S. (ed.) New York and Oxford: Oxford University Press, 2005. Р. 124-129.

ENGINEERING DYNASTIES: A RESOURCE FOR SOCIAL MOBILITY AND GROUP FORMATION

E.M. Kolesnikova

RAS Institute of Sociology (Moscow)

The article examines the status of the engineering profession and the factor of dynasties in it. The study was a part of the project to study the engineering dynasties in Russia. The professional group of engineers is analyzed from the standpoint of intergenerational mobility. The problems of «equal opportunities» are mostly considered in sociological literature from the viewpoint of intergenerational changes with regard to access to education and income, and in some cases to professions. In our opinion, the resources available for accumulation in the dynasty stimulate the prospects of professional loyalty to a greater extent than the prospects of social and professional upward mobility of engineers. Localization of social capital in the dynasties can be treated as one of the tools for maintaining the proper qualification level of the engineering community. The study was organized in Samara, an industrial center of the Volga region.

Keywords: sociology of professions, intergenerational mobility, social mobility, engineers, professional dynasty.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.