Психологические аспекты напряженности и конфликтологии
Psychological aspects of tension and conflict resolution
Научно-практическая статья
УДК 159.99 © О. Е. Кузнецова, 2022
doi: 10. 24412/1999-6241-2022-289-150-158
5.3.5 Социальная психология, политическая и экономическая психология
Профессиональные деформации полицейского в сознании
современной молодежи
Ольга Евгеньевна Кузнецова \ кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии; [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-4519-3593
1 Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 163002, Архангельск, наб. Северной Двины, 17, Россия Реферат
Введение. Изучение представлений о полицейском позволяет скорректировать работу над его имиджем, а анализ негативных представлений о полицейском и их соотношение с видами профессиональных деформаций дает информацию для профилактической работы с сотрудниками органов внутренних дел. Цель исследования — выявить представленность профессиональных деформаций в образе полицейского в сознании современной молодежи, в том числе выделить гендерные различия. Материалы и методы. В качестве метода сбора данных применялся ассоциативный эксперимент, обработка осуществлялась посредством контент-анализа. В исследовании приняли участие 85 студентов университета г. Архангельска в возрасте от 17 до 25 лет, из них 43 девушки и 42 юноши. Результаты и обсуждение. Ядерные и периферийные представления молодежи о полицейском в основном носят нейтральный характер. В ядерной сфере преобладают нейтральные представления, положительных представлений больше, чем отрицательных. Профессиональные деформации, относящиеся к виду «поведенческий трансфер», выражены незначительно и только в представлениях юношей. В периферической системе также преобладают нейтральные представления, однако негативных больше, чем положительных. Наиболее ярко в образе полицейского проявляются такие профессиональные деформации, как профессиональная агрессия и поведенческий трансфер, в значительно меньшей степени — авторитарность, безответственность и консерватизм. Негативные представления больше свойственны девушкам, чем юношам. Выводы. Обнаружена недифференцированность образа полицейского в сознании молодежи. В ядре представлений выделен тип профессиональной деформации «поведенческий трансфер», в периферической системе —«профессиональная агрессия» и «поведенческий трансфер». Негативный характер ядерных представлений создают юноши, а периферических — девушки.
Ключевые слова: социальные представления; образ полицейского; профессиональные деформации; молодежь;
контент-анализ
Благодарности: исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-013-00517 А «Взаимосвязь профессиональной деформации, профессионального самосознания и эффективности деятельности сотрудников правоохранительных органов».
Для цитирования: Кузнецова О. Е. Профессиональные деформации полицейского в сознании современной молодежи // Психопедагогака в правоохранительных органах. 2022. Т. 27, № 2(89). С. 150-158. https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2022-289-150-158
Scientific and Practical Article
UDC 159.99 © O. E. Kuznetsova, 2022
doi: 10. 24412/1999-6241-2022-289-150-158
5.3.5 Social Psychology, Political and Economic Psychology
Policeman's Professional Deformations in Minds of Modern Youth
Оlga E. Kuznetsova \ Candidate of sciences (in Psychology), associate-professor, associate-professor at the chair of Psychology; [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-4519-3593
' Lomonosov Northern (Arctic) Federal University, 17Severnaya Dvina emb, Archangelsk, 163002, Russia Abstract
Introduction. The study of social representations about a policeman allows adjusting the work on his image, and the study of negative social representations about a policeman and their correlation with types of professional deformations provides information for preventive work with police officers. The purpose of the study is to identify the representation of professional deformations in the image of a policeman in the minds of modern youth, including gender differences. Materials and Methods. An associative experiment was used as a method of data collection, processing was carried out using content analysis. The study involved 85 students of the University of Arkhangelsk aged 17 to 25 years (43 young women and 42 young men). Results and Discussion. The nuclear and peripheral social representations of young people about the policeman are mostly neutral. Neutral ideas prevail in the nuclear sphere, there are more positive ideas than negative ones. Professional deformations related to the type of "behavioral transfer" are expressed slightly and only in the representations of young men. Neutral representations also prevail in the peripheral system, but there are more negative representations than positive ones. The most represented in the image of a policeman are such professional deformations as professional aggression and behavioral transfer, authoritarianism, irresponsibility and conservatism being much less intensive. Negative perceptions are more presented by young women than by young men. Conclusions. The image of a policeman in the minds of young people has undifferentiated character. The type of professional deformation "behavioral transfer" is identified in the core of representations, the types "professional aggression" and "behavioral transfer" are identified in the peripheral system. The negative nature of nuclear representations is expressed by young men, and peripheral ones — by girls.
Keywords: social representations; image of a policeman; professional deformations; youth; content analysis
Acknowledgments: the study was conducted with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research within the scientific project № 19-013-00517 А "The relationship of professional deformation, professional self-awareness and the
effectiveness of law enforcement officers".
Citation: Kuznetsova O. E. Policeman's Professional Deformations in Minds of Modern Youth. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2022. Vol. 27, No. 2(89). Pp. 150-158 (In Russ.). https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2022-289-150-158
Основные положения
1. Социальные представления оказывают влияние на картину мира и поведение человека. В структуре социальных представлений ядерная зона связана с актуальным моментом и коллективной памятью, а периферическая система чувствительна к определенному контексту и изменениям.
2. Ядро социальных представлений о полицейском в сознании молодежи носит нейтральный характер, профессиональные деформации выражены единично как «поведенческий трансфер» и только в представлениях юношей, негативные представления девушек носят эмоциональный характер.
3. В периферической системе также преобладают нейтральные представления, однако их доминанта незначительна, негативные представления превышают позитивные. Профессиональные деформации выражены в большей степени поведенческой агрессией и поведенческим трансфером, причем у девушек негативных представлений больше, чем у юношей.
Введение
Актуальность и сущность проблемы. Результатом реформы органов внутренних дел стало изменение не только подразделений полиции и их деятельности, но и представлений о них российского общества. Перемены, происходящие в современном мире и в России, показали, что необходимо формировать новый позитивный образ полицейского, соответствующий сложившимся реалиям, т. е. полицейского, готового
противостоять угрозам киберпреступлений, роботизации и цифровой революции. Это будет способствовать укреплению доверия населения, формированию института гражданского общества, решению социальных проблем граждан, чьи мнения и представления влияют на эффективность работы сотрудника правоохранительных органов и должны рассматриваться как важный элемент успешной подготовки полицейских и эффективного планирования их деятельности [1]. Изучение образа полицейского дает необходимую информацию для совершенствования программ формирования и поддержания имиджа полицейского.
Образ полицейского в сознании населения может иметь и негативный характер, что, возможно, свидетельствует о профессиональных деформациях. Негативная оценка полицейского ведет к отрицательной оценке правовой системы, деструктивно влияет на эффективность деятельности самих полицейских и на их мировоззрение [2]. Информация о представленности профессиональных деформаций в образе полицейского позволяет оптимизировать профилактическую и коррекционную работу с сотрудниками полиции.
На наш взгляд, особенно важно проанализировать образ полицейского и представленности в нем профессиональных деформаций в сознании молодежи, так как она будет создавать новую полицию эпохи цифровой революции. От того, какой образ полицейского присутствует в сознании, зависит не только стремление
молодежи в данную сферу деятельности, но и качество такой молодежь.
Цель исследования — выявить представленность профессиональных деформаций в образе полицейского в сознании современной молодежи, выделить гендерные различия.
Теоретические предпосылки и степень разработанности. Согласно теории С. Московичи социальные представления определяют картину мира человека. Они не только способствуют познанию мира, но и опосредуют поведение человека в нем, адаптируют к сложившейся картине мира [3]. Ж.-К. Абрик предлагает структуру социальных представлений в виде иерархичного строения (ядро и периферия). Ядро устойчиво и стабильно, оно связано с коллективной памятью, а периферия является изменчивой и задает вектор развития изменений [4].
В исследованиях социальных представлений об образе полицейского данная категория рассматривается как структура, включающая три компонента. Когнитивный компонент содержит знания граждан о деятельности полиции и восприятие ее компетентности; аффективно-оценочный — эмоционально-оценочные суждения о деятельности полиции и восприятие преступления как негативного явления; поведенческий —обобщение опыта непосредственного взаимодействия с полицейскими [5]. С. Ф. Самойлов делает акцент на нравственной составляющей образа полицейского, которая основывается на отношении к служению, и выделяет идеальные типы полицейского. Среди них нормальные и девиантные типы, имеющие нравственный порок и отклонения от нормального образа жизни [6]. С. А. Мусатовой установлено, что образ полицейского в социальных представлениях жителей мегаполиса включает в себя систему знаний, оценок и установок по отношению к ролевому поведению полицейских на основе общественного и индивидуального опыта. Структурные элементы социальных представлений включены в систему «социальное познание — социальное восприятие — социальная личность» [7].
Результаты исследований, касающихся представлений о полицейском, носят неоднозначный характер. По данным ВЦИОМ * от 10 ноября 2020 г., в сознании россиян образ полицейского скорее положительный: опрятный, храбрый, дружелюбный, вежливый, сильный, грамотный и работящий. А. И. Дубняковой также выявлено, что население положительно относится к работе полиции, а образ идеального полицейского в сознании населения включает коммуникативные способности, волевые характеристики и эмоциональную компетентность. Однако 29% респондентов заявили
о негативном отношении к полицейским [8]. О. К. Люб-чук и В. Е. Лунев обнаружили, что в целом доминируют нейтральные представления, к положительным качествам современного полицейского относятся ответственность, чувство долга, проявление обязательности, но негативные представления преобладают над положительными [9]. В исследовании Т. Ю. Базарова в ядерной зоне представлений молодежи преобладают позитивные высказывания, но в периферийной зоне имеются отрицательные ассоциации [10]. Некоторые ученые установили, что негативные высказывания, наоборот, доминируют над положительными [9]. Анализ исследований представлений об образе полицейского в молодежной среде дает основание делать выводы о недеффиренцированности образа в данной социальной группе [11-14].
Отрицательные представления о полицейском имеют опасные тенденции. В периферийной зоне представлений появляются такие ассоциации, как коррупции и взятка, а из ядерных представлений исчезает ассоциация «уважение» [10]. Выделены 4 категории негативных ассоциаций: характеристики личности (жадный), статус полиции (недоверие), внешний вид («пузо»), уровень образования (некомпетентность) [12]. Молодежь считает деструктивными саму профессию полицейского, направленность личности полицейского и обращает внимание на такие отрицательные черты, как слабая физическая подготовка, низкая правовая подготовка, неэталонный внешний вид, низкий уровень профессионализма, низкий уровень коммуникативных, моральных и профессиональных качеств [9]. Негативные представления выделены и в ряде зарубежных исследований: подозрительность, условность, цинизм, предубеждение и недоверие к необычному, узкий кругозор, предрассудки, высокая консервативность, авторитаризм, использование обмана и лжи для получения признаний и т. д. [14; 15].
Анализ гендерных различий показал, что юноши более категоричны в высказываниях, чем девушки [12; 16]. Юноши дают более негативную оценку участковым, сотрудникам патрульно-постовой службы, оперативникам, а девушки — сотрудникам ГИБДД и следователям [11].
Как правило, юноши и девушки придерживаются относительно позитивных взглядов на полицию до подросткового возраста, после чего их мнение постепенно ухудшается [10; 16]. Возникновение негативных суждений о полицейском у молодежи исследователи связывают с тем, что наряду с информационным фактором имеет значение и появляющийся опыт непосредственного взаимодействия с представителями органов внутренних дел (далее — ОВД). Негативный
* ВЦИОМ новости. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/strazhi-porjadka-monitoring-otnoshenija-obshchestva-k-rossiiskoi-policii (дата обращения: 19.10.2021).
опыт включает необоснованные обвинения, ложные показания, неуважительное отношение, взяточничество, состояние алкогольного опьянения при исполнении служебных обязанностей, некомпетентность [9; 10; 16]. Исследования Г. Шоу показали, что учащиеся, которые не сталкивались с жестоким обращением или преследованием со стороны полиции, не сообщали о криминальной виктимизации и проявляли меньшую склонность к противоправной деятельности, оценивали общую работу полиции более благоприятно [17].
Проблема профессиональных деформаций в ОВД особенно актуальна в связи с изменениями требований к сотрудникам полиции в новой реальности.
На сегодняшний день описаны подходы к изучению профессиональной деформации, ее виды и факторы, разработаны профилактические программы [18-21]. Мы опираемся на определение О. Б. Поляковой, в котором под профессиональными деформациями понимаются негативные изменения личности работника, вызванные длительным выполнением одной и той же работы или спровоцированные противоречиями в труде на уровне целей, ценностей, мотивов, различными неблагоприятными условиями труда,
которые негативно сказываются на эффективности выполняемой работы и на различных взаимоотношениях, возникающих как в профессиональной деятельности, так и вне работы [21].
Мы основываемся также на классификации профессиональных деформаций, разработанной коллективом авторов Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова (табл. 1). В нее вошли следующие виды профессиональной деформации: авторитарность, консерватизм, поведенческий трансфер, сверхконтроль, профессиональная агрессия, а также тревожность и безответственность (выученная беспомощность) [19]. Подробно данная классификация описана Н. Н. Симоновой и Я. А. Корнеевой [22].
Таким образом, основной исследовательский вопрос состоял в том, чтобы выяснить, каковы негативные представления о полицейском в молодежной среде и как они соотносятся с видами профессиональных деформаций.
Материалы и методы
Исследование было проведено на базе Северного (Арктического) федерального университета г. Архангельска. В исследовании приняли участие 85 студентов
Таблица 1. Виды деформаций и критерии их выраженности (Table 1. Types of deformations and criteria for their intensity)
Виды деформации Критерии выраженности, маркеры
Авторитарность — использование в деловом и межличностном общении распоряжений, рекомендаций и указаний — превышение властных функций — тяготение к различным наказаниям — нетерпимость к критике — снижение рефлексии (самоанализа и самоконтроля) — проявление высокомерия и черт деспотизма — схематизация мотивов подчиненных
Профессиональная агрессия — применение насилия — приверженность к «карательным» воздействиям — непредсказуемые оценочные реакции — моббинг: иронические высказывания, насмешки и навешивание ярлыков («тупица», «бездельник», «хам» и т. п.), дезинформирование, порча личных вещей — отрицательные отзывы и замечания о профессиональной деятельности коллег и руководства, выражающие гнев, пренебрежение и презрение — отрицательные отзывы и замечания о месте работы, условиях и оплате труда и т. п. — отсутствие стремления учитывать чувства, права и интересы подчиненных
Сверхконтроль — чрезмерное сдерживание своих чувств — подавление спонтанности — ориентация на инструкции — подозрительная осмотрительность — скрупулезный контроль профессиональной деятельности
Поведенческий трансфер (проявление синдрома ролевого трансфера) — жаргонные выражения и нецензурная лексика в речи сотрудника — использование уголовного жаргона — обращение по кличкам — дисциплинарные нарушения — коррупционные отношения
Безответственность или выученная беспомощность — уход от ответственности — безынициативное выполнение профессиональных обязанностей — формальное отношение к обязанностям — повышенное делегирование
Консерватизм — приверженность устоявшимся профессиональным технологиям — отсутствие гибкости при решении профессиональных задач — стремление к упрощению задач и ситуаций (профессиональный догматизм) — преувеличенная ориентация на свой опыт — склонность к мыслительным штампам — настороженное отношение к представителям других национальностей
Тревожность — постоянное беспокойство — трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо — мышечное напряжение (например, в области лица, шеи) — раздражительность — нарушение сна — скрупулезный контроль деятельности
в возрасте от 17 до 25 лет, из них 43 девушки и 42 юноши.
Методом сбора данных был свободный ассоциативный эксперимент. Респондентам была предложена анкета, в которой на слово-стимул «полицейский» необходимо было дать 5 ассоциаций. Полученные данные были занесены в таблицу, в которой ассоциации распределялись по зонам с учетом частоты и ранга появления в ответах респондентов. Обработка данных проводилась с помощью контент-анализа.
Результаты и обсуждение
Всего было выявлено 388 ассоциаций с понятием «полицейский» (табл. 2). Ориентируясь на положения В. П. Серкина о случайности/неслучайности ассоциаций для групп от 5 до 99 человек, р=0,01 будет при v=4, где v — количество выборов [23; 24]. Таким образом, ядро представлений об образе полицейского в целом по выборке включает в себя 237 (61%) ассоциаций, из них 158 (66,7%) носят эмоционально нейтральный характер, 59 (24,9%) — положительный и 20 (8,4%) — отрицательный характер (табл. 2).
Таблица 2. Система представлений о полицейском в сознании молодежи (Table 2. The system of ideas about the policeman in the minds of young people)
В результате качественного контент-анализа были выделены категории нейтральных ассоциаций: атрибуты (форма, служебный транспорт, документы, оружие, звание, дубинка), функционал (закон, порядок, охранник правопорядка, защита, помощь, власть, служба, безопасность), санкции, предъявляемые полицейским (штраф, наказание, правонарушение, тюрьма).
Положительные ассоциации представляют следующие личностные качества: волевые (ответственный, надежный, добросовестный, строгость, дисциплина), мужественные (сильный, мужество), морально-нравственные (честный, справедливый). Среди негативных ассоциаций выделены коррупция, взяточничество, которые можно отнести к противоправному поведению полицейского и к такому виду профессиональных деформаций, как поведенческий трансфер. Ассоциация «страх» свидетельствует об эмоциональном отношении к полицейскому (табл. 3).
Кроме того, следует отдельно указать гендерную соотнесенность образа полицейского как лица мужского пола (мужчина, охранник правопорядка), что соответствует данным других исследователей [10].
Таблица 3. Элементы, образующие ядро представлений о полицейском
(Table 3. Elements that form the core of ideas about a policeman)
Ассоциации Частота Ранг по частоте
Закон 30 1
Форма 19 2
Ответственный 14 3
Порядок, охранник правопорядка 13 4,5
Строгость, защита 11 6,5
Сильный, штраф, коррупция 8 9
Помощь, власть, страх, безопасность 7 12,5
Звание, служебный транспорт 6 15,5
Мужество, оружие, взяточник, мужчина, дисциплина, документы 5 19,5
Правонарушение, честный, надежный, добросовестность, служба, дубинка, справедливость, тюрьма 4 26,5
Сравнительный анализ представлений юношей и девушек показал, что юноши дают 149 ассоциаций, а девушки — 241 (табл. 4).
Таблица 4. Представления юношей и девушек о полицейском (Table 4. Representations of young men and young women about a policeman)
Ядерная система представлений
Представления Юноши Девушки
кол-во % кол-во %
Нейтральные 29 69,1 82 71,9
Положительные 4 9,5 28 24,7
Негативные 9 21,4 4 3,5
Итого 42 100 114 100
Периферическая система представлений
Нейтральные 56 52,3 61 48,8
Положительные 29 27,1 35 28
Негативные 22 20,6 29 23,2
Итого 107 100 125 100
Всего 149 239
Ядро представлений у юношей содержит 42 ассоциации: в основном (29) нейтральные, 4 положительных и 9 негативных, которые можно отнести
Таблица 5. Элементы, образующие ядро представлений о полицейском у юношей и девушек (Table 5. Elements that form the core of ideas about a policeman in boys and girls)
Ассоциации Частота Ранг
Юноши
Закон 11 1
Порядок, охранник правопорядка 7 2,5
Коррупция 5 4
Защитник, добросовестность, взяточник 4 6
Девушки
Закон 19 1
Форма 16 2
Строгость, ответственный 11 3,5
Защита 7 5
Безопасность, порядок, правопорядок, сильный, штраф 6 8
Звание, помощь, мужчина, страх, власть 4 13
Общая выборка
Представления Ядерная система представлений Периферическая система представлений
кол-во % кол-во %
Нейтральные 158 66,7 69 45,7
Положительные 59 24,9 39 25,8
Негативные 20 8,4 43 28,5
Итого 237 100 151 100
к профессиональной деформации «поведенческий трансфер». У девушек ядро представлений более разнообразное и включает 114 ассоциаций, из них 82 нейтральные, 28 положительных и только 4 негативные (табл. 5).
Таким образом, юноши вносят больший вклад в общую картину ядерных представлений за счет негативных ассоциаций, а девушки — нейтральных и положительных. Негативные представления юношей о полицейском можно отнести к профессиональной деформации «поведенческий трансфер», тогда как негативные представления девушек связаны с эмоциональным отношением к полицейскому.
Периферия представлений по всей выборке (у<4) выглядит более разнообразно. Всего она содержит 151 ассоциацию (39,0%). Выделено 69 (45,7%) нейтральных, из них 5 (3,3%) ассоциаций, которые соотносятся с родственниками, служащими в полиции, и с образами, отражающимися в СМИ (Путин, сериал, папа, Джордж Флойд, США), 39 (25,8%) положительных и 43 (28,5%) отрицательных ассоциации (табл. 2). В число нейтральных ассоциаций входят атрибуты (погоны, синий цвет формы, собаки, мигалка, наручники, статус, фуражка, «административка», профессия), место работы (митинг, ДПС, СИЗО, государство, ППС, участок, правоохранительные органы, МВД, ДТП, органы), функционал (патруль, проверки, исполнение, исполнитель, смотрящий, страж, расследование, ограбление), описание (человек, военный, молодой), законность (правила, обязанности, право, ПДД, кодекс), описание действий (опасность, бег, риск, стрельба), санкции (арест, задержание, 15 суток). Положительные ассоциации также отражают личностные качества: морально-нравственные (честь, вежливость, серьезный, достоинство), гуманистические (добрый, уважение, терпимый, отзывчивый), мужественные (скала, крепкий, смелый, отвага), интеллектуальные (умный, образованный, логика), волевые (уверенный), профессиональные (подготовленный, знание законов), патриотические (патриот, герой, долг), активность (предприимчивость), а также внешний вид (красивый, здоровый).
Для обработки данных по негативным ассоциациям применялся количественный контент-анализ. Мы сопоставили негативные ассоциации с выделенными нами ранее видами профессиональных деформаций (табл. 6).
Анализ полученных данных показал, что наиболее представленными в образе полицейского являются такие профессиональные деформации, как
профессиональная агрессия и поведенческий трансфер, в значительно меньшей степени выраженности — авторитарность, безответственность и консерватизм. Не выделены сверхконтроль и тревожность, вероятно, молодежи сложно определить их по поведенческим характеристикам.
Таблица 6. Представленность профессиональных деформаций в периферической системе представлений современной молодежи (Table 6. Representation of professional deformations in the peripheral system of ideas of modern youth)
Вид профессиональной деформации Абсолютная частота Относительная частота Индикаторы
Авторитарность 4 9,3 хмурый, безразличие, суровость
Профессиональная агрессия 16 37,2 нетактичный, жестокость, несправедливый, насилие, злость, избиение, распущенность, беззаконие, вседозволенность, безнаказанность, грубость
Поведенческий трансфер 10 23,3 корыстный, коррупция, кумовство, не всегда честный, фальшь, покрывательство, криминал, хитрый, вор
Безответственность 3 7 проблемы, формальность, «шестерка»
Консерватизм 5 11,6 тупость, предрассудок, посредственность, необразованность
Другое 5 11,6 мусор, позор, плохой, толстый, «пузо»
Итого 43 100
Периферия у юношей представлена 107 ассоциациями, у девушек — 125 (табл. 4).
У юношей доминируют нейтральные ассоциации: атрибуты (форма, статус, наручники, служебный автомобиль, дубинка, оружие, документы), место работы (ДПС, ППС, СИЗО, государство, участок, правоохранительные органы, МВД), функционал (патруль, проверки, исполнение, исполнитель, смотрящий, страж, служба, безопасность, власть, ДТП), описание (мужчина, человек, военный, молодой), законность (правила, право, кодекс), описание действий (бег), санкции, которые предъявляет (штраф, правонарушение, наказание, тюрьма). У девушек также превалируют нейтральные ассоциации, но их несколько меньше, чем у юношей. К ним относятся атрибуты (погоны, служебный транспорт, синий, собаки, оружие, мигалка, фуражка, «административка», дубинка, документы), место работы (митинг, ППС, государство, органы), функционал (патруль, правонарушение, служба, расследование, ограбление, контроль), описание (молодой, профессия), законность (конституция, правила, ПДД, кодекс, обязанности), описание действий (риск, стрельба), санкции (15 суток, задержание, арест, тюрьма). У девушек появляются ассоциации, связанные с влиянием СМИ и родственниками (сериал, папа, Джордж Флойд, США). Девушки больше обращают внимание на внешний вид: если юноши дают понятие «форма», то девушки ее описывают (погоны, синий цвет, фуражка). Юноши более осведомлены о местах деятельности
полицейского, тогда как девушки в основном знакомы с патрульной службой. Что касается функционала, то юноши больше акцентируют внимание на предназначение полицейского (страж, безопасность), а девушки больше выделяют конкретные сферы деятельности (расследование, ограбление).
Положительные ассоциации представлены личностными качествами как у юношей, так и у девушек.
Юноши выделяют следующие качества: морально-нравственные (справедливость, ответственность, честь, честный, честное исполнение обязанностей, достоинство), гуманистические (добрый, уважение, терпимый, отзывчивый), мужественные (крепкий, мужество, сильный), волевые (уверенный, надежный), внешние (здоровый), патриотические (патриот), активность (предприимчивость).
Девушки называют такие качества, как морально-нравственные (честь, справедливость, честность, вежливость, серьезный), гуманистические (добрый, уважение), мужественные (мужественный, скала, опора, смелый, отвага), интеллектуальные (умный, образованный), волевые (дисциплина, уверенный, надежный), профессиональные (подготовленный, знание законов), внешние (красивый), патриотические (герой).
Таким образом, и юноши, и девушки выделяют морально-нравственные, волевые, мужественные качества полицейского. Однако у юношей не представлены интеллектуальные и профессиональные качества полицейского, в отличие от девушек. Юноши больше указывают активность, здоровье (предприимчивый, здоровый), а девушки — внешний вид и эмоциональное отношение (красивый, герой).
Периферические представления у девушек в целом содержат больше негативных ассоциаций. Такой вид профессиональной деформации, как профессиональная агрессия, чаще упоминают юноши, а поведенческий трансфер — девушки. Юноши не называют ассоциацию «авторитарность», а девушки — безответственность. Юноши больше акцентируют презрительное отношение (мусор, позор) и эмоциональное отношение (страх), а девушки отмечают негативный внешний вид (толстый, «пузо») (табл. 7).
Результаты исследования показали доминирование нейтральных представлений о полицейском. Положительные и негативные представления менее выражены. Данная социальная группа находится под мощным воздействием такого фактора, как СМИ, в частности интернет, поэтому можно предположить, что колебания в знаке представлений у молодежи будут связаны с тем, каким будет изображен полицейский в фильмах и в сети. Нельзя не учитывать также влияние непосредственного опыта взаимодействия с полицейским. В целом наши результаты соотносятся с данными других исследований, и в этом можно отметить некоторую тенденцию.
Таблица 7. Представленность профессиональных деформаций в периферической системе представлений
юношей и девушек (Table 7. Representation of professional deformations in the peripheral system of representations of boys and girls)
Юноши Девушки
Вид профессиональной деформации Абсолютная частота юсительная частота Абсолютная частота юсительная частота
н т О н т О
Авторитарность 0 0 3 10,34
Профессиональная агрессия 19 40,9 6 20,69
Поведенческий трансфер 2 9,1 15 51,7
Безответственность 3 13,6 0 0
Консерватизм 3 13,6 2 6,9
Другое 5 22,8 3 10,34
Итого 22 100 29 100
Выводы
1. Ядерные представления по всей выборке носят в основном нейтральный характер и включают ассоциации об атрибутах, функционале и санкциях. Положительные представления составляет группа таких личностных качеств, как мужественные, волевые, морально-нравственные. Образ полицейского — сильный, мужественный, честный, добросовестный защитник.
2. Девушки имеют более разнообразные ядерные представления по сравнению с юношами. У девушек представления о полицейском носят больше нейтральный и положительный характер, а у юношей — негативный. Если у юношей положительный образ полицейского — это добросовестный защитник порядка, то у девушек — строгий, сильный и ответственный защитник, обеспечивающий безопасность.
3. Негативный характер ядерных представлений выражен менее всего и содержит ассоциации о противоправном поведении полицейского и такой профессиональной деформации, как поведенческий трансфер.
4. Юноши отмечают противоправное поведение полицейского. Именно они приводят такие ассоциации, как взяточничество и коррупция, отнесенные к профессиональной деформации «поведенческий трансфер». Ядерные негативные представления девушек не связаны с профессиональными деформациями, а выражают эмоциональное отношение.
5. Периферическая система по всей выборке более разнородна и содержит в основном нейтральные ассоциации. Положительные представления более разнообразны. Образ полицейского дополняется следующими качествами: гуманистические, интеллектуальные, профессиональные, активность. Это не только сильный и мужественный защитник, но и добрый, отзывчивый, образованный патриот.
6. Периферическая система у девушек более разнообразна, чем у юношей. И у юношей, и у девушек также доминируют нейтральные ассоциации. Юноши чаще выделяют предназначение полицейского и больше знакомы с функционалом, а девушки указывают внешний вид, конкретные виды деятельности.
7. Выявлены существенные различия в положительных представлениях. Девушки считают полицейских образованными и профессиональными, отмечают внешний вид, для юношей имеют значение активность и здоровье, а интеллектуальные и профессиональные качества они практически не называют.
8. Негативные периферические представления лишь незначительно превышают положительные, что говорит, скорее, о недифференцированности образа полицейского в молодежной среде и непредсказуемости дальнейшей динамики представлений.
9. Анализ негативных представлений показал наибольшую выраженность таких профессиональных деформаций, как профессиональная агрессия и поведенческий трансфер. Не выявлены профессиональные деформации сверхконтроля и тревожности.
10. Негативных представлений у девушек несколько больше, чем у юношей. Девушки выделяют поведенческий трансфер, авторитарность, негативный внешний вид, а юноши профессиональную агрессию, безответственность и презрительное отношение к полицейским.
Перспективы. Наше исследование проводилось только на базе одного университета, поэтому для уточнения данных необходимо продолжить исследование на расширенной выборке, также подключив в исследовательский вопрос проблему ведущих факторов. Поскольку анализ предыдущих исследований показал неоднозначность образа полицейского, на наш взгляд, интерес представляет влияние регионального фактора. Вопрос о ведущих факторах представлений о полицейском в молодежной среде требует дальнейшего исследования.
Полученные результаты полезно использовать в практической работе психологической службы ОВД, направленной на усовершенствование имиджа полицейского как в СМИ, так и в обучении самих полицейских.
Список источников
1. Рожковский В. Б. Обзор конференции «Образ полицейского в современной России: оценки и перспективы» // Философия права. 2018. № 1(84). С. 105-106.
2. Копцов С. В. Негативное отношение к сотрудникам полиции в общественном мнении: сущность, причины, направления противодействия проблеме // Человек. Общество. Инклюзия. 2015. № 4(24). С. 32-37.
3. Moscovici S. The phenomenon of social representations. Ed. by M. Farr, S. Moscovici. Cambridge, 1984. Pp. 3-69.
4. Abric J.-Cl. Central system, peripheral system: their functions and roles in the dynamics of social representations. Papers on social representations. 1993. Vol. 2, № 2. Pp. 75-78.
5. Злоказов К. В. Особенности формирования образа сотрудника полиции: социально-психологическая модель и индикаторы оценки // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2014. № 2. С. 58-61.
6. Самойлов С. Ф. Нормальные и девиантные идеальные типы личности сотрудника правоохранительных органов // Философия права. 2018. № 1(84). С. 107-111.
7. Мусатова С. А. Феномен образа полицейского в социальных представлениях жителей мегаполиса : дис. ... канд. психол. наук. М., 2014. 149 с.
8. Дубнякова А. И. Образ сотрудника полиции в сознании граждан // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 4(55). С. 19-21.
9. Любчук О. К., Лунев В. Е. Социально-психологический портрет полицейского: методика и результаты исследования // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2016. № 2. С. 112-123.
10. Базаров Т. Ю., Черкасов В. В. Социальные представления об имидже полицейского в молодежной среде // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019. Т. 24, № 1(76). С. 14-21. https://doi.org/10. 24411/1999-6241-2019-11002.
11. Васильева И. В., Возженикова О. С. Образ полицейского в общественном сознании // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2017. № 3(41). С. 183-191.
12. Передня Д. Г. Образ полиции в сознании молодежи // Труды Академии управления МВД России. 2015. № 2(34). С. 87-89.
13. Hurts T. G., Fran J. How kids view cops. The nature of juvenile attitudes towards the police. Journal of Criminal Justice. 2000. Vol. 28, №. 3. Pp. 189-202. URL: https://www.researchgate.net/publication/4780881_How_kids_view_cops_The_nature_of_juvenile_ attitudes_toward_the_police (access date: 11.10.2021).
14. Helsey K., White R. Young people, crime and public perceptions: a review of the literature (LGA Research Report F/SR264). 2008. URL: https://www.local.gov.uk/sites/default/files/documents/young-people-crime-and-pu-c9b.pdf (access date: 01.11.2021).
15. Balch R. The police personality: Fact or fiction. Crim. L. Criminology & Police Sci. 1972. Vol. 63(1). Pp. 106-119. URL: https:// scholarlycommons.law.northwestern.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=5774&context=jclc (access date: 01.10.2021).
16. Brick B. T., Taylor T. J., Esbensen F. A. Juvenile attitudes towards the police: The importance of subcultural involvement and community ties. Journal of Criminal Justice. 2009. № 37. Pp. 488-495. URL: https://www.researchgate.net/publication/222802890_ Juvenile_Attitudes_Towards_the_Police_The_Importance_of_Subcultural_Involvement_and_Community_Ties (access date: 01.10.2021).
17. Chow H. Attitudes towards police in Canada: A study of perceptions of university students in a western Canadian city. International Journal of Criminal Justice Sciences. 2012. № 7. Pp. 508-523. URL: https://sascv.org/ijcjs/pdfs/henrychowicjs2012istissue.pdf (access date: 01.10.2021).
18. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. СПб., 2004. 272 с.
19. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Психология профессиональных деструкций. М., 2005. 240 с.
20. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996. 312 с.
21. Полякова О. Б. Категория и структура профессиональной деформации // Национальный психологический журнал. 2014. № 1(13). С. 55-62.
22. Корнеева Я. А., Симонова Н. Н. Профессиональная личностная деформация сотрудников органов внутренних дел // Организационная психология. 2020. Т. 10, № 2. С. 80-106. URL: https://orgpsyjournal.hse.ru/data/2020/06/29/1610357813/ OrgPsy_2020_2(5)_Korneeva-etal(80-106).pdf (дата обращения: 14.12.2020).
23. Серкин В. П. Решение задачи о случайности/неслучайности количества групповых ассоциаций // Психодиагностика. 2009. № 4. С. 22-31.
24. Серкин В. П. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики. М., 2008. 382 с.
Поступила 01.12.2021; одобрена после рецензирования 26.01.2022; принята к публикации 28.02.2022.
References
1. Rozhkovsky V. B. Review of the conference "The Image of a Policeman in Modern Russia: assessments and prospects". Philosophy of Law. 2018. No. 1(84). Pp. 105-106. (In Russ.)
2. Koptsov S. V. Negative attitude towards police officers in public opinion: the essence, causes, tackling the problem. Human. Society. Inclusion. 2015. No. 4(24). Pp. 32-37. (In Russ.)
3. Moscovici S. The phenomenon of social representations. Ed. by M. Farr, S. Moscovici. Cambridge. 1984. Pp. 3-69.
4. Abric J.-Cl. Central system, peripheral system: their functions and roles in the dynamics of social representations. Papers on social representations. 1993. Vol. 2. No. 2. Pp. 75-78.
5. Zlokazov K. V. Features of the formation of the image of a police officer: socio-psychological model and evaluation indicators. Bulletin of the Ural Law Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs. 2014. No. 2. Pp. 58-61. (In Russ.)
6. Samoilov S. F. Normal and deviant ideal personality types of a law enforcement officer. Philosophy of Law. 2018. No. 1(84). Pp. 107-111. (In Russ.)
7. Musatova S. A. The phenomenon of the image of a policeman in the social representations of the inhabitants of the metropolis. Candidate of sciences dissertation (in Psychology). Мoscow, 2014. 149 p. (In Russ.)
8. Dubnyakova A. I. The image of a police officer in the minds of citizens. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2013. No. 4(55). Pp. 19-21. (In Russ.)
9. Lyubchuk O. K., Lunev V. E. Socio-psychological portrait of policeman: technique and results of study. The Bulletin on Pedagogics and Psychology of Southern Siberia. 2016. No. 2. Pp. 112-123. (In Russ.)
10. Bazarov T. Yu., Cherkasov V. V. Social Perceptions of a Police Officer in a Youth Environment. Psychopedagogy in Law Enforcement.
2019. Vol. 24, No. 1(76). Pp. 14-21. https://doi.org/ 10. 24411/1999-6241-2019-11002. (In Russ.)
11. Vasilieva I. V., Vozzhenikova O. S. The image of a police officer in public consciousness. Legal Science and Law Enforcement Practice. 2017. No. 3(41). Pp. 183-191. (In Russ.)
12. Perednya D. G. The image of the police in the minds of young people. Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. No. 2(34). Pp. 87-89. (In Russ.)
13. Hurts T. G., Fran J. How kids view cops. The nature of juvenile attitudes towards the police. Journal of Criminal Justice. 2000. Vol. 28, No. 3. Pp. 189-202. URL: https://www.researchgate.net/publication/4780881_How_kids_view_cops_The_nature_of_juvenile_ attitudes_toward_the_police (accessed data: 11.10.2021).
14. Helsey K., White R. Young people, crime and public perceptions: a review of the literature (LGA Research Report F/SR264). 2008. URL: https://www.local.gov.uk/sites/default/files/documents/young-people-crime-and-pu-c9b.pdf (accessed data: 01.11.2021).
15. Balch R. The police personality: Fact or fiction. Crim. L. Criminology & Police Sci. 1972. Vol. 63(1). Pp. 106-119. URL: https:// scholarlycommons.law.northwestern.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=5774&context=jclc (accessed data: 01.10.2021).
16. Brick B. T., Taylor T. J., Esbensen F. A. Juvenile attitudes towards the police: The importance of subcultural involvement and community ties. Journal of Criminal Justice. 2009. No. 37. Pp. 488-495. URL: https://www.researchgate.net/publication/222802890_ Juvenile_Attitudes_Towards_the_Police_The_Importance_of_Subcultural_Involvement_and_Community_Ties (accessed data: 01.10.2021).
17. Chow H. Attitudes towards police in Canada: A study of perceptions of university students in a western Canadian city. International Journal of Criminal Justice Sciences. 2012. No. 7. Pp. 508-523. URL: https://sascv.org/ijcjs/pdfs/henrychowicjs2012istissue.pdf (accessed data: 01.10.2021).
18. Beznosov S. P. Professional deformation of the personality. St. Petersburg, 2004. 272 p. (In Russ.)
19. Zeer E. F., Symanyuk E. E. Psychology of professional destructions. Moscow, 2005. 240 p. (In Russ.)
20. Markova A. K. Psychology of professionalism. Moscow, 1996. 312 p. (In Russ.)
21. Polyakova O. B. Category and structure of professional deformation. National Psychological Journal. 2014. No. 1(13). Pp.55-62. (In Russ.)
22. Korneeva Ya. A., Simonova N. N. Professional personality deformation of law enforcement officers. Organizational Psychology.
2020. Vol. 10, No. 2. Pp. 80-106. URL: https://orgpsyjournal.hse.ru/data/2020/06/29/1610357813/OrgPsy_2020_2(5)_Korneeva-etal(80-106). pdf (accessed data: 14.12.2020). (In Russ.)
23. Serkin V. P. Solving the problem of randomness/non-randomness of the number of group associations. Psychodiagnostics. 2009. No. 4. Pp. 22-31. (In Russ.)
24. Serkin V. P. Methods of psychology of subjective semantics and psychosemantics. Moscow, 2008. 382 p. (In Russ.)
Submitted 01.12.2021; approved after reviewing: 26.01.2022; accepted for publication: 28.02.2022.