Вестник Томского государственного университета. 2023. № 493. С. 65-72 Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 2023. 493. рр. 65-72
Научная статья УДК 81'23
doi: 10.17223/15617793/493/8
Профессиональные авто- и гетеростереотипы в языковом сознании кузбасских врачей-кардиологов (на примере ассоциативных полей «Детский врач-кардиолог»
и «Врач-кардиолог»)
Вероника Александровна Каменева1, Надежда Владимировна Рабкина2, Александра Александровна Румянцева3
12 Кемеровский государственный университет, Кемерово, Россия 3 Научно-исследовательский институт комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний, Кемерово, Россия
1 ORCID: 0000-0001-8146-9721, [email protected] 2 ORCID: 0000-0002-6623-6679, [email protected] 3 ORCID: 0000-0002-1352-2591, [email protected]
Аннотация. Приводятся результаты изучения профессиональных стереотипов в языковом сознании кузбасских врачей. Акцентируется актуальная проблема современных исследований - психолингвистическая репрезентация стереотипных представлений в сферах профессиональной деятельности с повышенной значимостью коммуникации. На основе 441 полученной реакции смоделированы и соотнесены ассоциативные поля «Детский врач-кардиолог» и «Врач-кардиолог», репрезентированные в языковом сознании 55 кузбасских врачей Научно-исследовательского института комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний (НИИ КПССЗ) г. Кемерово.
Ключевые слова: психолингвистический эксперимент, цепочечный ассоциативный эксперимент, стереотип, профессиональный автостереотип, профессиональный гетеростереотип, профессиональная коммуникация, ассоциативное поле
Источник финансирования: исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 23-28-00002 «Проблема когнитивно-дискурсивной параметризации медицинского дискурса пациентов с ВПС (врождённым пороком сердца) в кардиохирургическом стационаре»).
Для цитирования: Каменева В.А., Рабкина Н.В., Румянцева А.А. Профессиональные авто- и гетеростереотипы в языковом сознании кузбасских врачей-кардиологов (на примере ассоциативных полей «Детский врач-кардиолог» и «Врач-кардиолог») // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 493. С. 65-72. doi: 10.17223/15617793/493/8
Original article
doi: 10.17223/15617793/493/8
Professional self- and hetero-stereotypes in the linguistic consciousness of Kuzbass cardiologists: Associative fields cardiologist and pediatric cardiologist
Veronika А. Kameneva1, Nadezhda V. Rabkina2, Aleksandra A. Rumiantseva3
12 Kemerovo State University, Kemerovo, Russian Federation 3 Research Institute for Complex Issues of Cardiovascular Diseases, Kemerovo, Russian Federation 1 ORCID: 0000-0001-8146-9721, [email protected] 2 ORCID: 0000-0002-6623-6679, [email protected] 3 ORCID: 0000-0002-1352-2591, [email protected]
Abstract. The article explores the professional stereotypes in the linguistic consciousness of doctors in Kemerovo Oblast, Russia. It focuses on the psycholinguistic representation of stereotypes in professional areas where communication plays an important role. The research was based on the method of associative experiment and involved 55 doctors affiliated with the Research Institute of Complex Problems of Cardiovascular Diseases in Kemerovo, Russia. They were asked to put down at least four associations to words cardiologist and pediatric cardiologist. The reactions obtained (441) were classified to construct the associative fields for these two stimuli in the linguistic consciousness of Kuzbass doctors. The results of the free associative experiment and the analysis of the central and peripheral fields showed some differences in the stereotyping of these professions in the medical environment. A pediatric cardiologist proved to be a woman, a specialist, and a good professional, whose impact on the patient, however, comes down to caretaking rather than treatment, involves no radical methods, e.g., surgery, and is less-success oriented. The participants found it important for a pediatric cardiologist to have positive personal qualities because their clients are first of all children and only then patients. In addition, the scenario for the treatment of a cardiovascular disease in the pediatric department involved not two (doctor - patient) but three (doctor - patient - parents) parties. The stereotypical idea of a non-pediatric cardiologist appeared to be less detailed. An average cardiologist proved to be a doctor with a certain
© Каменева В.А., Рабкина Н.В., Румянцева А.А., 2023
education who works in a team, performs operations, diagnoses patients, and determines their treatment, which is likely to end up in recovery. The stimulus of cariologist triggered a diverse subcategory of multiple actors (team, crew, colleagues), which gives the impression that an "adult" cardiologist is more team-oriented than a pediatric specialist, who tends to rely more on their own professionalism than on the help of colleagues. Also, a pediatric cardiologist was associated with rescue and a rescuer. The fact that an average pediatric cardiologist is a woman triggers a process of gender stereotyping: for a pediatric cardiologist, personal qualities (caring, awareness of high responsibility) were more important than professional ones (ability to diagnose, prescribe treatment, perform heart surgery). However, such lexemes as specialist and professional were more numerous in reactions to the stimulus of pediatric cardiologist. The obtained hetero- and self-stereotypes of pediatric cardiologists seem to be relevant and theoretically significant. The complexity of the task is determined by the small number of these specialists in the cardiological centers of the country. For example, the Research Institute in Kemerovo has only five pediatric cardiologists out of 60 cardiologists. Keywords: psycholinguistic experiment, chain associative experiment, stereotype, professional self-stereotype, professional hetero-stereotype, professional communication, associative field
Financialsupport: The research was supported by the Russian Science Foundation, Project No. 23-28-00002.
For citation: Kameneva, VA., Rabkina, N.V. & Rumiantseva, A.A. (2023) Professional self- and hetero-stereotypes in the linguistic consciousness of Kuzbass cardiologists: Associative fields cardiologist and pediatric cardiologist. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 493. рр. 65-72. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/493/8
Введение
Вопросы специфики авто- и гетеростереотипов в языковом сознании участников профессиональной коммуникации все чаще становятся научным объектом не только социолингвистов, но и психолингвистов и когнитологов, что способствует развитию имагологии. Психолингвистический подход к изучению стереотипов-представлений позволяет идентифицировать новые аспекты данного научного объекта в актуальном ключе. Считаем, что психолингвистический ракурс исследования также значим и для систематизации ряда лингвистических теорий: теории языковой личности и теории коммуникации. Ведь стереотипы-представления, равно как и поведенческие стереотипы, непосредственно «связаны с речевым поведением, характеризуя его и проявляясь в нем» [1. С. 34].
Анализ научных работ по вопросам профессиональных стереотипов, обусловливающих профессиональную коммуникацию, позволяет говорить о том, что на сегодня психолингвистические данные о выбранном научном объекте не систематизированы и носят фрагментарный характер. Отметим, что большая часть исследований выполнена в научном поле социолингвистики. Как правило, в русле социолингвистики «профессиональные стереотипы как социальное явление исследуются с помощью методов анкетирования и фокус-групп» [2. С. 227]. Обзор показал, что с позиции социолингвистики хорошее освещение получили профессиональные стереотипы-представления в педагогической среде и их влияние на коммуникацию участников педагогического процесса: учителей, учеников и их родителей или законных представителей [3-5].
Кроме того, детально исследованы профессиональные стереотипы-представления в шахтерской среде с позиции стереотипного восприятия всех работников угледобывающего предприятия в иерархическом порядке. Так, в работе Е.И. Головановой подробно рассмотрены стереотипы профессионального сознания шахтеров с социолингвистических позиций, изучены
стереотипы «профессионального сознания и профессиональных конвенций шахтеров, отраженных в языковых единицах социолекта» [6. С. 26].
В работе А.В. Мотиной содержится анализ профессиональных автостереотипов в уголовно-правовой сфере деятельности, подробно изучены стереотипы-представления у студентов, получающих образование в данной сфере, а также тщательно рассмотрены стереотипы-представления о полицейском, депутате, адвокате, судье и прокуроре, что позволило им выделить «оценочную окрашенность стереотипов о данных профессиях и правовой сфере в целом» [7. С. 249].
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что обращение к профессиональным авто- и гетеростерео-типам, отраженным в языковом сознании, актуально и теоретически значимо. Подобная постановка вопроса позволит получить новые знания о корреляции опыта человека в профессиональной сфере и специфике его ментального отражения и хранения. Ведь стереотипы существуют в сознании в виде полученных знаний и навыков, а также накопленного жизненного опыта. Исследователи отмечают влияние стереотипов на формирование характера человека, его «победы и поражения, а также на формирование жизненных целей человека. Стереотипы оказывают влияние не только на формирование личности человека, но и на его оценку событий прошлого, настоящего и будущего» [8].
Актуальность исследования профессиональных авто- и гетеростереотипов-представлений обусловлена новыми задачами, которые ставятся перед представителями профессий, занятых в сферах с повышенной значимостью коммуникации. В медицинской сфере в общем и в сфере кардиологии в частности данная проблематика особо значима, так как от эффективности коммуникации врача и пациента зависит комплаенс -терапевтическое сотрудничество [9]. «Проблема ком-плаенса стоит очень остро: по данным отечественных и зарубежных источников, комплаентное поведение при различных заболеваниях составляет от 20 до 57%» [10. С. 76]. Эффективность коммуникации, в том числе и в профессиональной сфере, на наш взгляд, зависит и от того, какие стереотипные представления есть у
участников коммуникации. По нашему мнению, на медицинскую коммуникацию могут влиять стереотипы, которые есть у врачей о себе (автостереотипы), о коллегах другого профиля (гетеростереотипы), с которыми они взаимодействуют, о пациентах, их родственниках, самой профессиональной сфере, о заболевании. В данном исследовании внимание уделено стереотипам-представлениям, сформированным под влиянием профессиональной деятельности кардиологов о самих себе и о своих коллегах педиатрического профиля.
Понятийно-методологический аппарат исследования
В статье соотносится оценочная составляющая стереотипов-представлений у врачей-кардиологов о себе и о детских кардиологах на основе ассоциативных полей, смоделированных на базе реакций, полученных в результате проведения цепочечного ассоциативного эксперимента. Данные были собраны в период с января по февраль 2023 г. Цепочечный ассоциативный эксперимент был организован стандартным образом и проводился в письменной форме. Каждый респондент получал индивидуальную анкету со словосочетаниями-стимулами (врач-кардиолог и детский врач-кардиолог), затем в соответствии с инструкцией в течение 1-3 минут должен был записать 4 пришедших в голову слова в пустые ячейки, расположенные вертикально под каждым из стимулов. Ассоциации было необходимо записывать вертикально, для того чтобы сами ассоциации не были восприняты как слова-стимулы. Исследовательская цель для каждого стимула в анкете была сформулирована следующим образом: «Запишите, пожалуйста, первые 4 ассоциации со словосочетанием врач-кардиолог», «Запишите, пожалуйста, первые 4 ассоциации со словосочетанием детский врач-кардиолог». В результате было получено 220 реакций на словосочетание-стимул врач-кардиолог и 221 реакция на словосочетание-стимул детский врач-кардиолог.
В цепочечном ассоциативном эксперименте приняли участие 55 медицинских работников, основной контингент - врачи-кардиологи хирургических отделений Научно-исследовательского института комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний (НИИ КПССЗ) г. Кемерово Кемеровской области.
Респонденты, принявшие участие в цепочечном ассоциативном эксперименте, обладают следующими характеристиками: 1) все респонденты - носители русского языка, русский язык является для всех участников эксперимента родным; 2) все респонденты - городские жители, проживают в городе Кемерово; 3) основной контингент составили врачи-кардиологи хирургических отделений НИИ КПССЗ в возрасте 30-50 лет. Средний возраст испытуемых - 40 лет. Большинство респондентов имеют достаточный профессиональный опыт работы, что значимо для исследования по выявлению сложившихся профессиональных стереотипов. В эксперименте приняли участие 32 женщины и 23 мужчины.
Исследование выполнено с привлечением понятийно-терминологического аппарата и методов психолингвистики и общенаучных методов: синтеза, анализа, сравнения.
Стереотипы - неотъемлемая часть человеческого восприятия и обработки информации. С одной стороны, они экономят наше время, защищают наше сознание от перегрузок во время обработки огромного количества поступающей информации из окружающего мира, с другой - препятствуют познанию мира во всем его многообразии. Стереотип функционирует как «упрощенная схема восприятия, мышления и поведения человека» и «когнитивные категории (схемы) при восприятии людей и ситуаций» [11. С. 215-216]. Стереотип - «компактный способ хранения огромного количества информации об окружающем мире, помогающей нам ориентироваться в определенной обстановке» [12. С. 350].
Выделяют стереотипы-представления и поведенческие стереотипы. Под стереотипом-представлением, как правило, понимается «сравнительно устойчивый и обобщающий образ или ряд характеристик (отчасти -ложных), которые свойственны для большинства людей, представляющих собственное культурное и языковое пространство, или для представителей других наций» [13. С. 404], позволяющие экономить время и когнитивные усилия во время коммуникации с представителями этих групп. Однако из-за сильного обобщения заложенной в них информации стереотипы способны приводить к ложным суждениям и сбоям в коммуникации. Установлено, что наиболее отличительные особенности людей, как половая и расовая принадлежность, возраст, состояние здоровья, социальный статус, приводят в действие нужные схемы, и дальнейшая обработка информации об отдельных членах той или иной группы идет под управлением этих схем [11. С. 203-219].
Под поведенческим стереотипом понимаются некие программы поведения в определенных ситуациях, которые позволяют быстро ориентироваться и не тратить усилия на принятие решения о том, как себя вести и что делать. Как пишет Т.Б. Денильханова, «любая личность зачастую пытается применить способ экономии мышления, поэтому ей свойственно в повседневных стандартных ситуациях применять определенные "программы поведения"» [14. С. 289-290] (термин «программы поведения» - Е.О. Чубрика [15]).
Под профессиональным стереотипом будем понимать персонифицированный образ профессии, т.е. «обобщенный, упрощенный, схематизированный образ типичного профессионала» [16. С. 337], содержащий оценочные характеристики типичного представителя данной профессии, рода занятий или должности [17. С. 82].
Следует отметить, что изучение гетеро- и автостереотипов проводится в основном в рамках этнической лингвистики [18-20]. Гетеро- и автостереотипы в профессиональной сфере не становились объектом отдельных научных исследований, что позволяет подчеркнуть новизну предпринятого исследования.
В данной работе будем разграничивать профессиональный гетеростереотип и профессиональный автостереотип. Как справедливо отмечает В.Ф. Петренко, «являясь средством категоризации другого человека, социальный стереотип может выступать и эталоном, меркой самосознания» [21. С. 134].
Профессиональный гетеростереотип будет трактоваться как обобщенное, схематизированное представление о работниках определенной профессиональной сферы, которое может содержать как позитивные, так и негативные оценки в зависимости от опыта взаимодействия с ее представителями. Оценка закреплена за профессиональными качествами типичного представителя, его профессиональными действиями.
Под профессиональным автостереотипом будем понимать представления работников определенной профессиональной сферы о самих себе, служащие эталоном оценки себя как профессионала и своих коллег.
Методика исследования включала следующие процедуры: 1) моделирование психолингвистического эксперимента; 2) формирование репрезентативной выборки; 3) составление ассоциативного поля со словосочетанием-стимулом врач-кардиолог; 4) составление ассоциативного поля со словосочетанием-стимулом детский врач-кардиолог; 5) сравнение смоделированных ассоциативных полей.
Результаты исследования Ассоциативное поле «Врач-кардиолог»
На словосочетание-стимул врач-кардиолог от респондентов было получено 220 ассоциаций, выраженных топонимами, абстрактными и нарицательными существительными, атрибутивными прилагательными.
В количественном выражении полученные ассо-циаты выстроились следующим образом: сотрудник (15), работа (13), профессия (11), лечение (10), медицина (10), отделение (9), выздоровление (8), диагноз (8), образование (8), коллектив (7), операция (7), па-циент/ы (7), человек (7), (белый) халат (6), кардиология (6), осмотр (6), больница (5), обследование/я (5), ответственность (5), сердце (5), болезнь (4), призвание (4), таблетки (4), анализы (3), заболевание (2), команда (2), профессионал (2), (сердечная) патология (2), специалист (2), специальность (2), сфера деятельности (2), спасение (2), варианты лечения (1), врач (1), врачевание (1), выгорание (1), выписка (1), диагностика (1), доктор (1), долг (1), друг (1), женщина (1), забота (1), задача (1), значения (1), инфаркт (1), история болезни (1), капельницы (1), категория (1), клятва (1), коллеги (1), командная работа (1), медик (1), образованность (1), обсуждение (1), обязанность (1), палата (1), помощь (1), порок сердца (1), решение (1), сосуды (1), способности (1), старики (1), узи (1), усталость (1).
Результаты ассоциативного эксперимента позволяют выделить следующие реакции на словосочетание-стимул врач-кардиолог в качестве ядерных: сотрудник (15), работа (13), профессия (11), лечение (10), медицина (10), отделение (9).
К ближней периферии относятся вербальные реакции выздоровление (8), диагноз (8), образование
(8), коллектив (7), операция (7), пациент/ы (7), человек (7).
Все полученные ассоциаты логично распределились по следующим семантическим зонам.
- Лицо, выделенное по признакам, не имеющим отношения к семантическим зонам «работа» или «медицина», в том числе архесемантические реакции: человек (7), друг (1), женщина (1), старики (1).
- Лицо, выступающее в роли актора в рамках семантической зоны «работа»:
- единичный актор: сотрудник (15), профессионал (2), специалист (2);
- множественный актор: коллектив (7), команда (2), коллеги (1).
- Лицо, выступающее в роли актора в рамках семантической зоны «медицина»: врач (1), доктор (1), медик (1).
- Лицо, выступающее в роли реципиента в рамках семантической зоны «медицина»: пациент/ы (7).
- Семантическая зона «работа» представлена в основном абстрактными понятиями, которые можно подразделить на следующие категории:
- работа (13), профессия (11), образование (8), специальность (2), сфера деятельности (2), категория (1), командная работа (1);
- ответственность (5), призвание (4), образованность (1), способности (1);
- долг (1), клятва (1);
- спасение (2), помощь (1), обязанность (1), забота (1);
- задача (1), обсуждение (1), решение (1);
- выгорание (1), усталость (1).
- Семантическая зона «медицина» представлена следующими категориями:
- абстрактные понятия: медицина (10), кардиология (6);
- медицинская атрибутика: (белый) халат (6), таблетки (4), история болезни (1), капельницы (1);
- структура медицинского учреждения: отделение
(9), больница (5), палата (1);
- орган: сердце (5), сосуды (1);
- заболевание: болезнь (4), заболевание (2), (сердечная) патология (2), инфаркт (1), порок сердца (1).
Стадии, предусматриваемые сценарием «сердечнососудистое заболевание», которые можно представить не по количеству реакций, а в хронологическом порядке разворачивания сценария: обследование/я (5), осмотр (6), узи (1), анализы (3), диагностика (1), диагноз (8) ^ варианты лечения (1), лечение (10), операция (7), врачевание (1) ^ выздоровление (8) ^ выписка (1).
- Вне категорий: значения (1).
Ассоциативное поле «Детский врач-кардиолог»
В ходе цепочечного ассоциативного эксперимента была зафиксирована 221 реакция респондентов на словосочетание-стимул детский врач-кардиолог.
В количественном выражении полученные ассо-циаты градируются следующим образом: сердце (ребенка) (15), забота (13), сотрудник (13), (детское) отделение (11), женщина (10), медицина (9), ребенок (9), ответственность (8), специалист (8), (белый) халат (7), профессия (7), добрый (6), профессионал (6), работник (6), человек (6), выздоровление (4), долг (4), заболевание (4), лечение (4), образование (4), операция (4), осмотр (ребенка) (4), работа (4), родители (4), сердечный (4), спасатель (4), специальность (4), болезнь (3), дети (3), доброта (3), коллектив (3), порок сердца (3), спасение (3), врачевание (2), друг (2), кардиология (2), клятва (2), профессионализм (2), важность (1), внимание (1), врач (1), давление (1), диагноз (1), заботливый (1), лечить (1), область медицины (1), педиатрия (1), призвание
(1), помощник (1), уважение (1), ухаживать (1), фонендоскоп (1).
Следующие реакции на словосочетание-стимул детский врач-кардиолог можно выделить в качестве ядерных: сердце (ребенка) (15), забота (13), сотрудник (13), (детское) отделение (11), женщина (10).
К ближней периферии относятся вербальные реакции медицина (9), ребенок (9), ответственность (8), специалист (8), (белый) халат (7), профессия (7), человек (6).
Все полученные ассоциаты распределились по следующим семантическим зонам:
- Лицо, выделенное по признакам, не имеющим отношения к семантическим зонам «работа» или «медицина»: женщина (10), ребенок (9), человек (6), родители (4), дети (3), друг (2).
- Лицо, выступающее в роли актора в рамках семантической зоны «работа»:
- единичный актор: сотрудник (13), специалист (8), профессионал (6), работник (6), спасатель (4), помощник (1);
- множественный актор: коллектив (3).
- Лицо, выступающее в роли актора в рамках семантической зоны «медицина»: врач (1).
- Семантическая зона «работа»:
- профессия (7), образование (4), работа (4), специальность (4);
- ответственность (8), призвание (1);
- забота (13), спасение (3), профессионализм (2), внимание (1);
- долг (4), клятва (2);
- важность (1), уважение (1);
- добрый (6), сердечный (4), доброта (3), заботливый (1).
- Семантическая зона «медицина»:
- абстрактные понятия: медицина (9), кардиология
(2), область медицины (1), педиатрия (1);
- медицинская атрибутика: (белый) халат (7), фонендоскоп (1);
- структура медицинского учреждения: (детское) отделение (11);
- орган: сердце (ребенка) (15);
- заболевание: заболевание (4), болезнь (3), порок сердца (3), давление (1).
Сценарий «сердечно-сосудистое заболевание»:
осмотр (ребенка) (4), диагноз (1) ^ лечение (4), врачевание (2), операция (4), лечить (1), ухаживать (1) ^ выздоровление (4).
Компаративный анализ данных ассоциативных
полей «Врач-кардиолог» и «Детский врач-кардиолог» в языковом сознании врачей кардиологического профиля
Если мы сравним наиболее частотные реакции на стимул врач-кардиолог (сотрудник, работа, профессия, медицина, лечение, отделение, диагноз, образование, выздоровление, человек, операция, пациент/ы, коллектив) с реакциями на более конкретный стимул детский врач-кардиолог (сердце (ребенка), сотрудник, забота, (детское) отделение, женщина, медицина, ребенок, ответственность, профессия, (белый) халат, человек, специалист), то получим следующую картину. Как видно из количественного анализа ассоциатов, распределившихся от ядра к периферии, для образа детского врача-кардиолога важным оказываются следующие аспекты: пораженный орган (сердце), принадлежность к организации (сотрудник) и конкретному подразделению (детское отделение), гендерная принадлежность врача (женщина), возраст пациента (ребенок), качество ухода (забота), личные и профессиональные качества врача (ответственность, специалист) и внешняя атрибутика (халат). Таким образом, стереотипное представление о детском враче-кардиологе выстраивается в следующее определение: это женщина в белом халате, ответственный специалист в области медицины и профессионал своего дела, которая заботится о детях, страдающих заболеваниями сердца, и работает в детском отделении.
Стереотипное представление о враче-кардиологе менее детализировано. Это медицинский сотрудник, получивший определенное образование, трудящийся в коллективе, производящий операции, ставящий диагноз и определяющий лечение, которые ведут к выздоровлению пациентов.
Очевидно, что гендерная принадлежность - не единственный аспект, маркирующий стереотип «детский врач-кардиолог». «Недетский» врач-кардиолог лечит и оперирует пациентов, которые после этого выздоравливают, а функция детского врача-кардиолога не предполагает собственно медицинских манипуляций (операция, диагностирование) и сводится к заботе о детях, хотя и предполагает большую ответственность. Создается впечатление, что принадлежность среднестатистического детского кардиолога к женскому полу вызывает процесс гендерной стереотипиза-ции: так как детский врач-кардиолог, как правило, женщина, то личные качества (заботливость, осознание высокой ответственности) для данной области деятельности важнее, чем профессиональные (способность правильно поставить диагноз, назначить лечение, провести операцию на сердце). Однако стоит обратить внимание на тот факт, что лексемы «специалист» и «профессионал» более многочисленны именно в реакциях на стимул детский врач-кардиолог.
Если сравнивать эти две группы ассоциатов по семантическим зонам, то обнаружится семантическая асимметрия. Среди реакций на стимул врач-кардиолог присутствовала категория ассоциатов, обозначавших реципиента медицинских услуг, представленная одной лексемой - пациент/пациенты. Однако в реакциях на стимул детский врач-кардиолог реакция пациент полностью отсутствует. Реципиентами медицинских услуг в данном случае выступают ребенок/дети и их родители, а эти лексемы мы отнесли к группе лиц, не имеющих отношения к семантическим зонам «работа» или «медицина». Получается, что детский врач-кардиолог работает не с пациентами как таковыми, а с детьми и их родителями, и если в сценарии «лечение сердечно-сосудистого заболевания» для стереотипа «врач-кардиолог» присутствуют два действующих лица - врач и пациент, то для стереотипа «детский врач-кардиолог» данный сценарий предполагает три слова: врач, ребенок и родитель/родители.
Для реакций на стимул детский врач-кардиолог в рамках семантической зоны «работа» была выделена непоименованная подкатегория, включающая такие лексемы, как доброта (3), добрый (6), сердечный (4), заботливый (1), три из которых выражены прилагательными, чего не наблюдалось в отношении стимула врач-кардиолог. Кроме того, на стимул детский врач-кардиолог были получены реакции, выраженные глаголом (лечить, ухаживать), в то время как на стимул врач-кардиолог не было получено отдельных реакций, выраженных прилагательными или глаголами. В этой связи обращает на себя внимание, что в реакциях на стимул врач-кардиолог присутствует непоименованная подкатегория, однократно представленная лексемами усталость и выгорание. Эти результаты подтверждают предположение о том, что для детского кардиолога важную роль играют положительные качества личности: это человек добрый и заботливый, не подверженный профессиональному выгоранию. При этом в реакциях на стимул врач-кардиолог более многочисленна и разнообразна подкатегория множественных акторов (коллектив, команда, коллеги), из-за чего складывается впечатление, что «взрослый» врач-кардиолог более ориентирован на командную работу, чем детский специалист, который склонен полагаться более на собственный профессионализм, нежели на помощь коллег. Также детский кардиолог ассоциируется со спасением и спасателем, в то время как не маркированный по признаку возраста пациентов кардиолог не вызывает ассоциаций со спасателем, а лексема спасение в этом случае представлена гораздо реже.
В таблице приведено сравнение результатов психолингвистического эксперимента по семантическим зонам лица, предмета, места и признака.
Сводная таблица ассоциатов на словосочетания-стимулы врач-кардиолог и детский врач-кардиолог по семантическим зонам
Врач-кардиолог Детский врач-кардиолог
Лицо (кто?)
сотрудник (15), коллектив (7), пациент/ы (7), человек (7), команда (2), профессионал (2), специалист (2), врач (1), доктор (1), друг (1), женщина (1), коллеги (1), медик (1), старики (1) сотрудник (13), женщина (10), ребенок (9), специалист (8), профессионал (6), работник (6), человек (6), родители (4), спасатель (4), дети (3), коллектив (3), друг (2), врач (1), помощник (1)
Предмет (что?)
(белый) халат (6), таблетки (4), история болезни (1), капельницы (1) (белый) халат (7), фонендоскоп (1)
Место (где?)
отделение (9), больница (5), палата (1) (детское) отделение (11)
Признак (какой?)
- добрый (6), сердечный (4), заботливый (1)
Заключение
Результаты свободного ассоциативного эксперимента и анализа центральных и периферийных полей ассоциатов на стимулы врач-кардиолог и детский врач-кардиолог показали некоторые различия в стери-отипизации данных профессий в медицинской среде.
Так, выяснилось, что детский врач-кардиолог - с большой долей вероятности женщина, специалист и профессионал своего дела, чье воздействие на пациента, однако, сводится скорее к заботе о нем, чем к лечению, не предполагает радикальный методов (операция) и менее ориентировано на успех (выздоровление). Для детского кардиолога важно обладать положительными личными качествами, так как его клиенты - в первую очередь дети, а уже потом пациенты. При этом сценарий лечения сердечно-сосудистого заболевания в детском отделении предполагает участие еще одной стороны - родителей.
Актуальным и теоретически значимым представляется исследование гетеро- и автостереотипов у детских врачей-кардиологов. Сложность задачи определяется малым количеством данных специалистов в кардиологических центрах страны. Например, в Кемеровском НИИ КПССЗ из 60 кардиологов только 5 врачей, работающих с детьми.
Список источников
1. Мынбаева А.К., Курманова И.Ш. Педагогические стереотипы в профессиональной деятельности: «за» и «против» // Вестник КазНУ. Серия: Педагогические науки. 2012. № 2 (36). С. 33-44.
2. Мотина А.В. Профессиональные стереотипы современной студенческой молодежи на примере вузов г. Барнаула // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. 2017. № 14. С. 227-230.
3. Лукова М.С. Стереотипы профессиональной педагогической деятельности // Человеческий капитал. 2016. № 3 (87). С. 74-75.
4. Сартакова Е.Е., Обухова Е.А., Горкальцева Я.Л. Педагогические стереотипы профессиональной деятельности учителя и проблемы аттестации // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 13 (141). С. 82-88.
5. Чаплыгина Ю.С. Педагогические стереотипы как форма коллективного сознания в обучении // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12, № 3-3. С. 678-682.
6. Голованова Е.И. Социолект шахтеров как отражение стереотипов профессионального сознания // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 26 (355). С. 26-29.
7. Мотина А. В. Профессиональные стереотипы правовой сферы в представлениях студенческой молодежи вузов Алтайского края // Аллея науки. 2019. Т. 4, № 1 (28). С. 249-251.
8. Финченко С.Н., Сартакова Е.Е. Этапы становления современных представлений о понятии стереотипа в профессиональной педагогической деятельности // Психология, социология и педагогика. 2017. № 12. URL: https://psychology.snauka.ru/2017/12/8438 (дата обращения: 24.02.2023).
9. Данилов Д.С. Терапевтическое сотрудничество (комплаенс): содержание понятия, механизмы формирования и методы оптимизации // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2014. № 2. С. 4-12.
10. Ложкина Л.И. Комплаенс как актуальная проблема медицинской психологии: теоретико-методологические аспекты // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15, № 3. С. 75-80.
11. Берн Ш. Гендерная психология. 2-е изд. М. : Олма-Пресс, 2001. 318 с.
12. Чеканова С.А. Динамика изменения стереотипных представлений о профессии учителя в языковом сознании русских // Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку и переводу в вузе : материалы междунар. конф. 10-11 апреля 2009 г. М. : РУДН, 2009. С. 350-353.
13. Цахуева Д.С., Гасанова Э.С. Стереотип как часть традиционной национальной картины мира // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 5 (84). С. 403-405.
14. Денильханова Т.Б. Поведенческие стереотипы как объект исследования: междисциплинарный подход // Гуманитарные и социальные науки. 2019. № 1. С. 285-293.
15. Чубрик Е.О. Система базовых стереотипов в этнокультурном пространстве // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Педагогика. 2006. № 4 (44). С. 523-526.
16. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение : учебник для вузов. СПб. : Питер, 2001. 544 с.
17. Ерёмина М.А. Образ профессионала в русском языковом сознании // Социокультурное пространство России и зарубежья: общество, образование, язык. 2018. № 7. С. 81-89.
18. Хубешты А.Ф. Результаты исследования авто- и гетеростереотипов осетин // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10, № 1 (34). С. 385-387.
19. Шахбанова М.М. Автостереотипы и гетеростереотипы в структуре этнической идентичности андо-цезских народов // Вестник Института истории, археологии и этнографии. 2012. № 1 (29). С. 174-184.
20. Шимбель Н.В., Собор Е.В. Автостереотипы и гетеростереотипы в межнациональных отношениях // Организация работы с молодежью. 2014. № 3. URL: http://ovv.esrae.ru/231-1028 (дата обращения: 27.02.2023).
21. Петренко В.Ф. Психосемантический анализ профессиональных стереотипов // Вопросы психологии. 1986. № 3. С. 133-139.
References
1. Mynbaeva, A.K. & Kurmanova, I.Sh. (2012) Pedagogicheskie stereotipy v professional'noy deyatel'nosti: "za" i "protiv" [Pedagogical stereotypes in professional activities: "for" and "against"]. VestnikKazNU. Seriya "Pedagogicheskie nauki". 2 (36). pp. 33-44.
2. Motina, A.V. (2017) Professional'nye stereotipy sovremennoy studencheskoy molodezhi na primere vuzov g. Barnaula [Professional stereotypes of modern student youth on the example of universities in Barnaul]. Trudy molodykh uchenykh Altayskogo gosudarstvennogo universiteta. 14. pp. 227-230.
3. Lukova, M.S. (2016) Stereotipy professional'noy pedagogicheskoy deyatel'nosti [Stereotypes of professional pedagogical activity]. Chelovecheskiy kapital. 3 (87). pp. 74-75.
4. Sartakova, E.E., Obukhova, E.A. & Gorkal'tseva, Ya.L. (2013) Pedagogicheskie stereotipy professional'noy deyatel'nosti uchitelya i problemy attestatsii [Pedagogical stereotypes of a teacher's professional activity and problems of certification]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 13 (141). pp. 82-88.
5. Chaplygina, Yu.S. (2010) Pedagogicheskie stereotipy kak forma kollektivnogo soznaniya v obuchenii [Pedagogical stereotypes as a form of collective consciousness in teaching]. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy Akademii nauk. 3-3 (12). pp. 678-682.
6. Golovanova, E.I. (2014) Sotsiolekt shakhterov kak otrazhenie stereotipov professional'nogo soznaniya [Sociolect of miners as a reflection of stereotypes of professional consciousness]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 26 (355). pp. 26-29.
7. Motina, A.V. (2019) Professional'nye stereotipy pravovoy sfery v predstavleniyakh studencheskoy molodezhi vuzov Altayskogo kraya [Professional stereotypes of the legal sphere in the views of students at universities in the Altai Territory]. Alleya nauki. 1-4 (28). pp. 249-251.
8. Finchenko, S.N. & Sartakova, E.E. (2017) Etapy stanovleniya sovremennykh predstavleniy o ponyatii stereotipa v professional'noy pedagogicheskoy deyatel'nosti [Stages of formation of modern ideas about the concept of stereotype in professional pedagogical activity]. Psikhologiya, sotsiologiya ipedagogika. 12. [Online] Available from: https://psychology.snauka.ru/2017/12/8438. (Accessed: 24.02.2023).
9. Danilov, D.S. (2014) Terapevticheskoe sotrudnichestvo (komplaens): soderzhanie ponyatiya, mekhanizmy formirovaniya i metody optimizatsii [Therapeutic cooperation (compliance): content of the concept, formation mechanisms and optimization methods]. Nevrologiya, neyropsikhiatriya, psikhosomatika. 2. pp. 4-12.
10. Lozhkina, L.I. (2015) Komplaens kak aktual'naya problema meditsinskoy psikhologii: teoretiko-metodologicheskie aspekty [Compliance as a current problem of medical psychology: theoretical and methodological aspects]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika. 3 (15). pp. 75-80.
11. Burn, Sh.M. (2001) Gendernayapsikhologiya [Gender Psychology]. Translated from English. 2nd ed. Moscow: Olma-Press.
12. Chekanova, S.A. (2009) [Dynamics of changes in stereotypical ideas about the teaching profession in the linguistic consciousness of Russians]. Professional 'no-orientirovannoe obuchenie inostrannomu yazyku i perevodu v vuze [Professionally Oriented Teaching of Foreign Languages and Translation at Universities]. Proceedings ofthe International Conference. Moscow. 10-11 April 2009. Moscow: RUDN. pp. 350-353. (In Russian).
13. Tsakhueva, D.S. & Gasanova, E.S. (2020) Stereotip kak chast'traditsionnoy natsional'noy kartiny mira [Stereotype as part ofthe traditional national picture of the world]. Mir nauki, kul 'tury, obrazovaniya. 5 (84). pp. 403-405.
14. Denil'khanova, T.B. (2019) Povedencheskie stereotipy kak ob"ekt issledovaniya: mezhdistsiplinarnyy podkhod [Behavioral stereotypes as an object of research: an interdisciplinary approach]. Gumanitarnye i sotsial'nye nauki. 1. pp. 285-293.
15. Chubrik, E.O. (2006) Sistema bazovykh stereotipov v etnokul'turnom prostranstve [System of basic stereotypes in the ethnocultural space]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. Pedagogika. 4 (44). pp. 523-526.
16. Kunitsyna, V.N., Kazarinova, N.V. & Pogol'sha, V.M. (2001)Mezhlichnostnoe obshchenie [Interpersonal Communication]. Saint Petersburg: Piter.
17. Eremina, M.A. (2018) Obraz professionala v russkom yazykovom soznanii [The image of a professional in the Russian linguistic consciousness]. Sotsiokul 'turnoe prostranstvo Rossii i zarubezh 'ya: obshchestvo, obrazovanie, yazyk. 7. pp. 81-89.
18. Khubeshty, A.F. (2021) Rezul'taty issledovaniya avto- i geterostereotipov osetin [Results of a study of auto- and heterostereotypes of Ossetians]. Azimut nauchnykh issledovaniy: pedagogika i psikhologiya. 1-10 (34). pp. 385-387.
19. Shakhbanova, M.M. (2012) Avtostereotipy i geterostereotipy v strukture etnicheskoy identichnosti ando-tsezskikh narodov [Autostereotypes and heterostereotypes in the structure of the ethnic identity of the Ando-Tsez peoples]. VestnikInstituta istorii, arkheologii i etnografii. 1 (29). pp. 174184.
20. Shimbel', N.V. & Sobor, E.V. (2014) Avtostereotipy i geterostereotipy v mezhnatsional'nykh otnosheniyakh [Autostereotypes and heterostereotypes in interethnic relations]. Organizatsiya raboty s molodezh 'yu. 3. [Online] Available from: http://ovv.esrae.ru/231-1028. (Accessed: 27.02.2023).
21. Petrenko, V.F. (1986) Psikhosemanticheskiy analiz professional'nykh stereotipov [Psychosemantic analysis of professional stereotypes]. Voprosy psikhologii. 3. pp. 133-139.
Информация об авторах:
Каменева В. А. - д-р филол. наук, профессор кафедры педагогики и психологии Кемеровского государственного университета (Кемерово, Россия). E-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0001-8146-9721. Researcher ID: L-3938-2018 Рабкина Н.В. - канд. филол. наук, доцент кафедры переводоведения и лингвистики Кемеровского государственного университета (Кемерово, Россия). E-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0002-6623-6679
Румянцева А. А. - врач - детский кардиолог отделения кардиохирургии № 2 Научно-исследовательского института комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний (Кемерово, Россия). E-mail: [email protected]. ORCID: 00000002-1352-2591
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Информация о вкладе каждого автора: В.А. Каменева - формулирование общих целей и задач исследования, обзор и описание теоретического материала исследования, анализ и изложение полученных данных; Н.В. Рабкина - подбор методологии исследования, анализ и изложение полученных данных; А. А. Румянцева - сбор фактологических данных, проведение первичного анализа материала.
Information about the authors:
VA. Kameneva, Dr. Sci. (Philology), professor, Kemerovo State University (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0001-8146-9721. Researcher ID: L-3938-2018
N.V. Rabkina, Cand. Sci. (Philology), associate professor, Kemerovo State University (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0002-6623-6679
A. A. Rumiantseva, pediatric cardiologist, Research Institute for Complex Issues of Cardiovascular Diseases (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0002-1352-2591
The authors declare no conflicts of interests.
Information about the contribution of each author: V.A. Kameneva - statement of research aim and objectives, review and description of theoretical material, analysis and description of the data obtained. N.V. Rabkina - selection of research methodology, analysis and summary of the data obtained. A.A. Rumyantseva - collecting factual data, conducting primary analysis of the material.
Статья поступила в редакцию 13.03.2023; одобрена после рецензирования 23.05.2023; принята к публикации 08.09.2023.
The article was submitted 13.03.2023; approved after reviewing 23.05.2023; accepted for publication 08.09.2023.