УДК 37.088
Малофеева Г.А.
ассистент кафедры начального и дошкольного образования (филиал) Ставропольский государственный педагогический институт (г. Железноводск, Россия)
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Аннотация: в данной статье затрагивается очень актуальная проблема эмоционального, психического и физиологического здоровья педагогов современной школы. Если педагог занимается сохранением и укреплением собственного здоровья, знает и владеет при этом здоровье сберегающими технологиями, то он может воспитать здоровых детей. В работе представлена краткая характеристика основных составляющих индивидуального здоровья с позиции педагогической деятельности.
Ключевые слова: психологическая помощь, профессиональное выгорание, здоровье, физическое сопровождение, мотивация профессиональной деятельности.
Учитель современной школы должен обладать профессиональными и общими компетенциями, быть эрудированной и хорошо образованной личностью, быть интересным для окружающих, знать психологию и уметь находить подход к каждому ребёнку и родителю. Построение современного образовательного процесса предполагает изменение практически всей системы деятельности педагога, пересмотр его взглядов на структуру учебного, воспитательного процесса и общения с детьми и родителями. Этот процесс требует от педагога больших психологических и эмоционально -личностных затрат и становится огромным препятствием для личностного роста педагога, вызывая, зачастую, неуверенность в своей компетенции. Такие факторы не могут не оказывать отрицательное влияние на физическое самочувствие и здоровье. А
это, как следствие, проявляется раздражительностью, нервозностью, усталостью и общим ухудшение здоровья.
Здоровье педагога - многогранная и деликатная проблема. Ведь здоровый педагог — это не только физический аспект, а, в большей степени, психологическое, эмоциональное и социальное благополучие.
Профессиональное здоровье педагога - комплексное физическое, психическое, духовное, социальное состояние педагога, обеспечивающее активное, продуктивное выполнение профессиональных функций, сопротивление негативным факторам стрессогенной профессионально-образовательной среды. Оно служит основой качественной и эффективной работы современной школы.
Эффективность педагогической деятельности зависит не только от того, как учитель умеет контролировать свои действия, поступки, высказывания и эмоции, но и от состояния его физического, психического и социального благополучия. Педагог - это ключевая фигура учебно-воспитательного процесса, носитель знаний, образец поведения, здорового образа жизни и разумного отношения к здоровью. Во многих литературных источниках описаны эксперименты, по результатам которых можно установить ряд важнейших факторов, подтверждающих, что профессиональное здоровье учителя зависит от стабильности результатов его труда и это помогает сохранять высокий уровень его профессионализма. «Проблему профессионального здоровья педагога по степени значимости следует рассматривать в контексте общей концепции охраны здоровья нации. От здоровья педагога в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения, будущее страны», пишет Л.М. Митина [5, с. 43].
Поэтому вопрос о сохранении и укреплении здоровья педагога стоит сейчас очень остро. Ведь только здоровый, во всех аспектах, педагог может успешно учить и воспитывать здоровое поколение.
Рассмотрим основные составляющие индивидуального здоровья с позиции педагогической деятельности.
Физическое благополучие - это отсутствие каких-либо патологических изменений в организме, позволяющих человеку хорошо адаптироваться к изменяющимся условиям среды. Педагог выполняет очень важную профессионально-социальную функцию, так как является носителем информации и примером поведения для обучающихся. Состояние организма, которое определяется показателями здоровья, характеризует степень работоспособности и утомляемости, что свидетельствует о качестве профессиональной деятельности педагога.
Психическое благополучие - психоэмоциональная устойчивость в стрессовых ситуациях. Психологическое благополучие определяется не столько существующими условиями и жизненной ситуацией, сколько личным восприятием своей собственной жизни, отношением к собственным возможностям, пониманием своей востребованности и реализованности своих возможностей, внутренней позицией по отношению к профессиональной деятельности. Профессионально-личностные деформации и синдром профессионального выгорания - два наиболее значимые фактора неблагополучного психического здоровья, которые напрямую могут отразиться на качестве профессиональной деятельности педагога и здоровье обучающихся.
Социальное благополучие - это умение человека достигать ощутимые, положительные результаты в окружающей его социальной сферы. Основами социального благополучия могут быть такие элементы, как уровень жизни, являющийся показателем материального обеспечения; качество жизни; установленное понятиями о состоянии здоровья, возможностью получения обязательной медицинской помощи и обеспечение социальной защищенности.
Современный этап развития образования характеризуется переходом к инновационному развитию. При реализации данной инициативы безусловно возрастают нагрузки на учителя. Конечно, это приводит к нарастанию
эмоционального напряжения, что, в свою очередь, приводит к эмоциональной изношенности; увеличению информационной и интеллектуальной нагрузки, потому что возникает необходимость постоянного повышения квалификации и развитии профессиональной компетентности. При этом, внедрение инноваций сопровождается возникновением сопротивления со стороны педагогов, причина которого лежит в непонимании и, как следствие, - недовольстве учителей. В итоге, к концу учебного года, многие педагоги испытывают усталость, опустошенность, раздражительность, психологический дискомфорт, чувство нереализованных возможностей, что является характерными признаками ухудшения профессионального здоровья личности.
Здоровье - это понятие многостороннее и, как было сказано выше, много факторов оказывают влияние на его показатели, зависящие как от социального окружения и внешнего воздействия, так и непосредственно от самого педагога. От здоровья педагога зависит здоровье подрастающего поколения и успешность образовательного процесса. Педагог является примером для своих обучающихся, и, безусловно, должен демонстрировать правильное отношение прежде всего к своему здоровью, ведь от этого зависит и жизненная энергия, и успешность профессиональной деятельности.
Данная проблема актуальна для многих педагогов и педагогических коллективов. И, конечно, найти пути решения данной проблемы - важная задача как для самих педагогов, так и для руководителя. Если руководитель образовательного учреждения будет заинтересован в поиске способов, средств и методов для сохранения и укрепления здоровья педагогов в своём коллективе, то педагоги будут идти на работу с желанием, будут здоровы, эмоционально благополучны. Перегрузки в педагогической деятельности - привычное дело, но после избыточной работы надо полноценно восстановиться.
Сохранению и восстановлению здоровья педагога, в значительной степени, способствует формирование положительного самовосприятия, самопринятия, самоуважения, т.е. позитивной оценки себя как способного
человека, достойного уважения. Доброжелательная обстановка, хорошие отношения между педагогами в коллективе и доброе отношение к обучающимся - вот важные условия хорошего здоровья. А хорошее здоровье педагога, его хорошее настроение - залог интересного, творческого и продуктивного образовательного процесса. Эффективное использование человеческих ресурсов системы образования, сохранение и укрепление профессионального здоровья педагога должно стать приоритетным направлением образовательной политики государства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Осницкий А.В. Проблемы психического здоровья и адаптации личности / А.В. Осницкий. - СПб.: Серебряный век, 2004.
Онишина В.В. Курс лекций "Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения школьников". - М.: ПАПО, 2006;
Белоусова Н.А., Мальцев В.П. Здоровье учителей общеобразовательных организаций, как социальная проблема качества современного школьного образования // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. Марищук Л.В., Даукина В.С. К вопросу о терминологии: здоровье психическое или психологическое? / Материалы международной научно-практ. конф. - СПб, 2006.
Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М.: Флинта, 1998. 200 с.
Печеркина А.А., Синякова М.Г. Профессиональное здоровье учителя: понятие, составляющие, личностные и поликультурные детерминанты // Система профессионального образования в России: проблемы и перспективы развития: монография. - Новосибирск: «СИБПРИНТ», 2010. С. 149-177.
Malofeeva G.A.
Assistant of the Department of Primary and Preschool Education
Branch of the Stavropol State Pedagogical Institute in Zheleznovodsk
(Zheleznovodsk, Russia)
PROFESSIONAL HEALTH OF A TEACHER IN THE MODERN EDUCATIONAL PROCESS
Abstract: this article touches upon a very urgent problem of emotional, mental and physiological health of teachers of a modern school. If a teacher is engaged in preserving and strengthening his own health, knows and owns health-saving technologies, then he can raise healthy children. The paper presents a brief description of the main components of individual health from the perspective of pedagogical activity.
Keywords: psychological assistance, professional burnout, health, physical support, motivation of professional activity.