Научная статья на тему 'Проблема развития профессионального здоровья педагога как предмет исследования в психолого-педагогической науке'

Проблема развития профессионального здоровья педагога как предмет исследования в психолого-педагогической науке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
988
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГА / АКМЕОЛОГИЯ / ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА / МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / PROFESSIONAL HEALTH OF EDUCATOR / AKMEOLOGY / GENERAL PEDAGOGY / METHODOLOGY OF PROFESSIONAL EDUCATION / PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кригер Е. Э.

В статье проводится анализ состояния проблемы, развития профессионального здоровья педагога в психолого педагогической науке, выделены области научного знания, исследующие данную проблематику. Определены аспекты исследования данной проблемы в акмеологии, общей педагогике, методике профессионального образования. На основе анализа степени разработанности проблемы развития профессионального здоровья педагога выявляется аспект, требующий специального изучения в педагогической психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of educator’s professional health as a research object-matter in psycho-pedagogical science

Under analysis is the state of the problem of the development of educator’s professional health in the psychological-pedagogical science. The areas of scientific knowledge exploring this perspective are highlighted. The article shows the aspects of the problem study in akmeology, general pedagogy and methodology of professional training. As based on the analysis of the degree of elaboration of the problem of educator’s professional health, the article reveals the aspect that requires a special study in pedagogical psychology.

Текст научной работы на тему «Проблема развития профессионального здоровья педагога как предмет исследования в психолого-педагогической науке»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012

удк 37.015.3+159.9

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГА КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОй НАУКЕ

© Е. Э. кРигЕР Алтайская государственная педагогическая академия e-mail: ekrig@ya.ru

Кригер Е. Э. - Проблема развития профессионального здоровья педагога как предмет исследования в психолого-педагогической науке // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 823-826. - В статье проводится анализ состояния проблемы,развития профессионального здоровья педагога в психолого-педагогической науке, выделены области научного знания, исследующие данную проблематику. Определены аспекты исследования данной проблемы в акмеологии, общей педагогике, методике профессионального образования. На основе анализа степени разработанности проблемы развития профессионального здоровья педагога выявляется аспект, требующий специального изучения в педагогической психологии.

ключевые слова: профессиональное здоровье педагога, акмеология, общая педагогика, методика профессионального образования, педагогическая психология.

Kriger E. Е. - The problem of educator’s professional health as a research object-matter in psycho-pedagogical science // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 823-826. - Under analysis is the state of the problem of the development of educator’s professional health in the psychological-pedagogical science. The areas of scientific knowledge exploring this perspective are highlighted. The article shows the aspects of the problem study in akmeology, general pedagogy and methodology of professional training. As based on the analysis of the degree of elaboration of the problem of educator’s professional health, the article reveals the aspect that requires a special study in pedagogical psychology.

Keywords: professional health of educator, akmeology; general pedagogy, methodology of professional education, pedagogical psychology.

В последние годы, как в нашей стране, так и за рубежом, в сознании людей активно формируется качественно иное отношение к понятию «профессиональное здоровье». Через познание и улучшение источников профессионального здоровья и путей его сопровождения мы имеем шанс не только предупреждать возникновение профессиональных болезней, но и совершенствовать всего человека в целом, т. е. сохранение профессионального здоровья выступает в качестве процесса сохранения и развития психических, физических сил и профессиональных потенций специалиста.

Проблема профессионального здоровья педагога является особенно значимой, поскольку именно от педагога в больше степени зависит здоровье подрастающего поколения. Современному педагогу приходиться выдерживать социальные, психологические и профессиональные нагрузки, возникающие в профессиональной деятельности и профессиональном развитии. В последнее время ухудшается качество жизни педагогов, происходит истощение жизненных сил, профессиональный труд которых интенсифицируется

за счет осложнения социальных и профессиональных отношений. При этом здоровью педагога не уделяется внимания не только на уровне государственных, общественных и муниципальных структур, но и в самой системе образования. Система непрерывного педагогического образования не использует в полной мере ресурсы, инициирующие собственное развитие профессионального здоровья педагога, не готовит педагога к действиям в ситуациях нарушающих профессиональное здоровье, не формирует исследовательскую позицию, развивающую способность и готовность педагога к изменениям себя и педагогической действительности. Все выше сказанное порождает противоречие между значимостью и важностью ценности здоровья в современных социокультурных условиях и недостаточной осмысленностью форм и путей, позволяющих сохранять его в условиях профессионального образования. В связи с чем, в качестве ведущей задачи исследования выступал анализ степени разработанности данной проблемы в психолого-педагогической науке.

Проблема профессионального здоровья педагога только в настоящее время привлекает к себе внима-

ние ряда исследователей. На сегодняшний день уже определились некоторые тенденции в исследовании проблемы профессионального здоровья педагога, в этой статье мы остановимся на представлении результатов анализа, систематизации и обобщения имеющихся точек зрения по проблемам профессионального здоровья педагога в психолого-педагогических исследованиях. Все проведенные исследования на основе предмета изучения мы можем подразделить на акмео-логические, общепедагогические и методические.

Акмеологические исследования направлены на изучение профессионального здоровья педагога в контексте проблемы развития личности учителя (Анисимова О. А. (2002), Вассерман Л. И., Глухова Т. Г. (2003), Дудченко З. Ф. (2003), Корвасарский Б. Д. (2005), Митин Г. В. (2005), Митина Л. М. (2005), Мягер В. К., Яценко Т. С. (2009)).

Общепедагогические исследования, изучают культуру здоровья педагога как личностного и профессионального феномена, её становление и развитие в условиях общеобразовательной школы (Волынская Е. В. (2004), Ларионова О. А. (2008), Лебедченко С. Ю. (2000), Магин В. А. (1999), Малярчук Н. Н. (2009), Новоселова И. И. (2000), Шкитырь О. Н. (2003) и др.).

Методические исследования, раскрывают методику сбережения профессионального здоровья педагога с помощью разнообразных педагогических и психотерапевтических средств (Алешина Л. И. (1998), Антонова Т. А. (2008), Глухова Т. Г. (2003), Багнетова Е. А. (2004), Беляков Н. И. (2001), Буторин В. В. (2008), Волынская Е. В. (2004), Гончарова Н. В. (2005), Добро-радных М. Б. (2003), Кисляков П. А. (2008), Ларионова О. А. (2008), Лебедченко С. Ю. (2000), Левченко А. В. (2001), Шкитырь О. Н. (2003)).

Крупное акмеологическое исследование профессионального здоровья педагога проведено авторским коллективом Митиной Л. М., Митиным Г. В., Анисимовой О. А. [1], [5], в котором исследователи выстраивают акмеологическую концепцию профессионального здоровья и профессиональной деятельности.

Ряд акмеологичеких исследований раскрывают отдельные аспекты связи здоровья педагога и его профессиональной деятельности: самооценку соматического и психического здоровья (Л. И. Вассерман, Б. Д. Корвасарский и В. К. Мягер и др.), психологические факторы, влияющие на профессиональное здоровье (Т. Г. Глухова, В. А. Кан-Калик, А. А. Леонь-ев, А. В. Осницкий и др.), риски педагогической профессии (Л. Г. Татарникова и др.), защитные механизмы личности педагога (Т. С. яценко и др.). Большое количество исследований посвящено различным аспектам нарушений профессионального здоровья педагога: профессиональным деформациям, синдрому эмоционального выгорания, профессиональным кризам (Р. М. Грановская, Г. В. Акопов, А. А. Бодалев,

Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. В. Меньшикова, Л. М. Митина, В. С. Мухина, А. В. Осницкий, А. О. Прохоров, Е. И. Рогов, В. А. Сластенин, А. Л. Савинацкий, Т. В. Форманюк, А. И. Щербаков и др.).

Особое значение в акмеологических исследованиях уделяется факторам, детерминирующим профессиональные деструкции педагога. Многие исследователи отмечают большое влияние как объективных, факторов, связанных с социально-профессиональной средой: социально-экономической ситуацией, имиджем и характером профессии, профессионально-пространственной средой; так и субъективных факторов, обусловленных особенностями личности и характером профессионально-педагогических взаимоотношений.

Акмеологические исследования анализируют внутриличностные ресурсы, позволяющие обеспечивать профессионализм в реализации педагогической деятельности при сохранении оптимального самоощущения педагога в профессии. С точки зрения данного направления проводятся комплексные исследования процессов и способов преодоления невротичных состояний не позволяющих совершенствоваться и реализовываться в профессиональной деятельности. В основу концептуальных подходов акмеологических исследований положены идеи сохранения и активизации компенсаторных, защитных, регуляторных механизмов, обеспечивающих работоспособность педагога в процессе педагогической деятельности. Развитие профессионального здоровья педагога в акмеологии, основано на идеях использования психологических уровней саморегуляции личности педагога, к которым относят: инструментально-экспрессивный, смысловой, экзистенциальный. Эти уровни оказывают регулирующее воздействие на социально-психологическую адаптацию личности, принятие профессиональных решений личностный выбор и автономность внутреннего мира педагога, что способствует творческому самосовершенствованию в педагогической профессии, искренности общения и свободы самовыражения педагогов, глубины проживания разнообразного индивидуального опыта и обретения взаимопонимания в процессе конструктивного взаимодействия людей и их созидательной профессиональной деятельности. Акмеология исследует культурологические, социальные и психологические детерминанты, обеспечивающие становление и развитие профессионального здоровья педагога, позволяющие снизить риски педагогической профессии и обеспечить успешность в ее реализации. Особое внимание при этом уделяется обретению личностных смыслов педагогов, позволяющих по иному посмотреть на фрустрации межличностных отношений и достигать акмеологического уровня профессионального мастерства. Акмеологические исследования профессионального здоровья педагога были продолжены в общепедагогических и методических исследованиях и выступили в качестве методологической базы для их проведения.

Общепедагогические исследования акцентируют внимание на необходимости формирования культуры здоровья педагога. Фундаментальное общепедагогическое исследование профессионального здоровья педагога было проведено Н. Н. Малярчук [3]. В своих работах автор рассматривает становление и разви-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►>

тие культуры здоровья педагога как единства и взаимообусловленности личностной и профессиональной составляющих. И указывает на необходимость актуализации и активизации внутреннего потенциала педагога и внешних ресурсов, обеспечивающих эффективность их здоровьесозидающей деятельности.

О формирующем влиянии образовательной деятельности в развитии профессионального здоровья педагога говорится в работах Р. К. Бикмухаметова [2]. Он пишет о том, что повышение уровня здоровья может рассматриваться как формирование у человека способности к целостному, интегрированному поведению, направленному на реализацию собственных возможностей, с конструктивным учетом закономерных требований внешней среды. Такое понимание исключает все формы психических отклонений в профессиональном здоровье и предусматривает необходимое духовное, интеллектуальное и физическое развитие личности в процессе педагогической деятельности.

Мы поддерживаем представленные в педагогических исследованиях точки зрения о том, что профессиональное здоровье педагога может развиваться в процессе образования. При этом, на наш взгляд, должны быть созданы специальные условия научнометодического сопровождения и развития профессионального здоровья педагога.

Общепедагогическая проблематика исследований профессионального здоровья педагога является многоплановой. Они опираются на акмеологические исследования, однако, направлены, прежде всего, на изучение особенностей организации образовательного процесса и его содержания, закладывающего основы профессионального здоровья педагога. Мы можем выделить ряд аспектов, в рамках которых проводиться изучение профессионального здоровья, среди которых:

- Поиск путей развития культуры здоровья педагогов, как базового компонента их общей и профессиональной культуры.

- Разработка системы учебно-воспитательной работы сочетающей здоровьесберегающую направленность, позволяющую сохранять профессиональное здоровье педагога средствами образовательного процесса.

- Определение педагогических средств и условий формирования культуры профессионального здоровья на разных этапах профессионального становления.

Большое количество исследований посвящено методике формирования профессионального здоровья педагога в системе профессиональной подготовке. Данные работы обращены к исследованию взаимосвязи и взаимообусловленности методик и технологий профессионального обучения и специфики развития профессионального здоровья педагога в вузе. Все проведенные исследования в области методики профессионального образования имеют прикладной характер и направлены на решение преимущественно практических проблем - методики формирования профессионального здоровья педагога в системе и процессе профессионального образования. Проблематика методических исследований охватывает аспекты кон-

струирования валеологического содержания образования, выделение структурных компонентов профессионального здоровья и формирования готовности вести здоровый образ жизни, а также построение моделей и технологий формирования и развития профессионального здоровья педагога.

Исследования, направленные на построение методики формирования профессионального здоровья педагога показывают на выбор методов, необходимых для формирования профессионального здоровья педагога. Они тем самым опираются на общепедагогические закономерности формирования профессионального здоровья и определяют методики его формирования и развития. Мы можем выделить проблемы исследований, связанные с построением методики формирования профессионального здоровья педагога:

- Создание методики формирования отдельных компонентов профессионального здоровья педагога (потребностей, мотивов, ценностей).

- Разработка структуры и содержания валео-логического образования и конструирование структуры готовности студента к сохранению собственного здоровья.

- Разработка оздоровительных технологий.

- Программное и учебно-методическое обеспечение формирования профессионального здоровья педагога в процессе профессионального педагогического образования.

- Управление качеством здоровьеформирующего образования будущих педагогов.

ВЫВОДЫ

Таким образом, в рамках проведенного анализа мы можем сделать следующие выводы:

1. Проблема развития профессионального здоровья педагога является сложной междисциплинарной научной проблемой, исследуемой на разных уровнях. В психолого-педагогических науках в настоящее время наметились самостоятельные направления в области акмеологии, общей педагогики, методике профессионального образования, изучающие проблему профессионального здоровья педагога. Проведенные исследования взаимодополняют друг друга и раскрывают особенности развития профессионального здоровья педагога в контексте своего предмета.

2. В педагогической психологии имеются отдельные работы, исследующие психолого-педагогическую компетентность как фактор укрепления и сохранения профессионального здоровья. Эти работы имеют прикладной характер, они продолжают идеи, начатые в акмеологических исследованиях. При этом, проблема профессионального здоровья педагога не выступала предметом фундаментального исследования педагогической психологии.

3. Выполнение исследования в области педагогической психологии в настоящее время является особенно необходимым, поскольку до настоящего времени не вскрыты закономерности и механизмы, позволяющие сохранять личностные и профессиональные ресурсы - мобильность, динамичность, конструктивность,

готовность адаптироваться в меняющемся мире, изменять возникающие в педагогической действительности ситуации, действовать в обновляющихся условиях.

4. В настоящее время, перед нами возникают новые вопросы, связанные с сопровождением профессионального здоровья педагога, выявлением теоретикометодологических оснований, педагогических условий и технологий научно-методического сопровождения профессионального здоровья педагогов в системе непрерывного педагогического образования.

5. В качестве предмета собственного исследования мы можем избрать определение закономерностей и механизмов развития профессионального здоровья педагога в системе педагогический вуз - повышение квалификации.

В связи с чем, в последующем мы рассмотрим, как происходит развитие профессионального здоровья педагога на разных этапах профессионального образования, какие функции выполняет образование

в сопровождении профессионального здоровья, какие условия необходимо обеспечить для развития профессионального здоровья в условиях непрерывного образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анисимова О. А. Психолого-педагогическая компетентность как фактор сохранения и укрепления профессионального здоровья учителя. Автореф. дис. ... канд. псих. наук. Москва, 2002. 15 с.

2. Бикмухаметов Р. К. Здоровье педагога как образовательная ценность // Теория и практика физической культуры. 1999. № 8. С. 67-71.

3. Малярчук Н. Н. Культура здоровья педагога (личностный и профессиональный аспекты). Автореф. дис. ... докт. пед наук. Тюмень, 2009. 50 с.

4. Митина Л. М., Митин Г. В., Анисимова О. А. Профессиональная деятельность и здоровье педагога. М., 2005, 363 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.