Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ВРАЧЕЙ ЭКСТРЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО КОРРЕКЦИИ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ВРАЧЕЙ ЭКСТРЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО КОРРЕКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
201
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ВРАЧИ / БИНАУРАЛЬНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ МОЗГА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лесите Эляна Юозовна, Закаблук Александр Григорьевич

В статье рассматривается содержание феномена профессионального выгорания. Поднимается вопрос о влиянии пандемии COVID-19 на манифестацию симптомов профессионального выгорания у врачей экстренной медицинской помощи. Рассматриваются методы коррекции, применяемые в практике работы психологической службы ГБУЗ «НПЦ ЭМП ДЗМ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лесите Эляна Юозовна, Закаблук Александр Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL BURN OUT OF EMERGENCY CARE DOCTORS IN THE CONDITIONS OF THE COVID-19 PANDEMIC AND THE POSSIBILITIES OF ITS CORRECTION

The article examines the content of the phenomenon of professional burnout. The question is raised about the impact of the COVID-19 pandemic on the manifestation of symptoms of professional burnout among emergency medical doctors. The methods of correction used in the practice of the psychological service of the State Budgetary Healthcare Institution «SPC EMP DZM» are considered.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ВРАЧЕЙ ЭКСТРЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО КОРРЕКЦИИ»

УДК 159.99

Лесите Эляна Юозовна НПЦ ЭМП ДЭМ г. Москва, Россия

Закаблук Александр Григорьевич

E-mail: elyana@mail.ru Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия E-mail: zakabluk@mail .ru Lesite Elyana Yuozovna

SPC EMP DZM E-mail: elyana@mail.ru

Alexander G. Zakabluk

Amur State University, Blagoveshchensk, Russia E-mail: zakabluk@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ВРАЧЕЙ ЭКСТРЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО КОРРЕКЦИИ

PROFESSIONAL BURN OUT OF EMERGENCY CARE DOCTORS IN THE CONDITIONS

OF THE COVID-19 PANDEMIC AND THE POSSIBILITIES OF ITS CORRECTION

Аннотация. В статье рассматривается содержание феномена профессионального выгорания. Поднимается вопрос о влиянии пандемии COVID-19 на манифестацию симптомов профессионального выгорания у врачей экстренной медицинской помощи. Рассматриваются методы коррекции, применяемые в практике работы психологической службы ГБУЗ «НПЦ ЭМП ДЗМ».

Abstract. The article examines the content of the phenomenon of professional burnout. The question is raised about the impact of the COVID-19 pandemic on the manifestation of symptoms of professional burnout among emergency medical doctors. The methods of correction used in the practice of the psychological service of the State Budgetary Healthcare Institution «SPC EMP DZM» are considered.

Ключевые слова: профессиональное выгорание, врачи, бинауральная стимуляция мозга.

Key words: professional burnout, doctors, binaural brain stimulation.

Профессиональная деятельность играет большую роль в жизни современного человека: она является целью и средством жизни, в ней фокусируются все наше время и смыслы.

Термин «профессиональное выгорание» впервые введено американским психиатром X.Дж. Фрейденбергом в 1974 г. для характеристики состояния физического утомления и апатии, которое возникает у людей, занятых в альтруистических профессиях [1].

К личностным особенностям специалиста, ведущим к профессиональному выгоранию, Фрей-денберг относил: идеализированность, эмпатию, мягкость, гуманность, увлекаемость, фанатичность [1]. Большинство этих качеств являются профессионально важными для медицинских работников.

В силу того, что тема профессионального выгорания не теряет своей актуальности, на данный момент есть большое количество теорий возникновения профессионального выгорания. Рассмотрим наиболее существенные из них.

В соответствии с теорией А. Пайнса и Э. Аронсона, выгорание профессионала понимается как комплексное состояние когнитивного, эмоционального и физического истощения. Данное состояние вызывают длительные эмоционально перегруженные ситуации.

Согласно модели Дж. Гринберга, профессиональное выгорание - это пятиступенчатый прогрессирующий процесс, последовательно проходящий от стадии «медового месяца», во время которой работник получает полное удовлетворение от выполняемых профессиональных обязанностей, до стадии «пробивание стены», которая характеризуется развитием заболеваний, угрожающих жизни человека, когда карьера и трудоспособность профессионала оказываются под угрозой.

В основе модели Б. Перлмана и Е.А. Хартмана лежит динамический процесс, включающий три вида реакций на организационные стрессы:физиологические, аффективно-когнитивные и поведенческие. Динамический характер развития выгорания проявляется в нарастающем с течением времени характере изменений [3].

Согласно трехфакторной модели К. Маслач и С. Джексон, процесс профессионального выгорания включает эмоциональное истощение (снижение эмоционального фона), деперсонализацию (деформация отношений с другими людьми) и редукцию личных достижений (чувство неудовлетворенности собой, негативизма по отношению к своей профессиональной деятельности) [2].

Люди, работающие в системе «человек - человек», в частности врачи, в своей деятельности вынуждены постоянно сталкиваться с негативными эмоциональными переживаниями своих пациентов. Чем дольше врач работает с пациентами, тем меньше ему нравится эта профессиональная функция и тем в меньшей мере он ощущает себя успешным профессионалом, а как следствие, - менее гуманна его позиция по отношению к пациентам.

В научной литературе выделяют четыре группы ситуаций жизнедеятельности по уровню их субъективной сложности для человека.

Первая группа - комфортные ситуации, требующие от человека минимальных энергетических

затрат.

Вторая группа - проблемные повседневно-жизненные ситуации. При конструктивном решении такие ситуации сопровождаются интеллектуальным и личностным ростом. В противном случае происходит истощение психического ресурса, нарастание разочарования и усталости.

Третья группа - трудные ситуации, связанные с энергетическими перегрузками на фоне проявления различных факторов трудности - внезапность, опасность события, высокая интеллектуальная и психофизическая сложность осуществляемой деятельности; негативное групповое влияние; неблагоприятные внешние воздействия; смысловая противоречивость или обесценивание прежних смыслов.

Четвертая группа - экстремальные ситуации, связанные с запредельными характерологическими, психофизическими и смысловыми нагрузками (превышающими адаптивно-компенсаторный потенциал человека) и сопровождающиеся нарушением психического здоровья, истощением резервов и возможными патологическими психическими и соматическими нарушениями.

Согласно приведенным выше характеристикам, пандемия СОУГО-19 для медицинских работников вошла в четвертую группу ситуаций жизнедеятельности, с экстремальным уровнем субъективной сложности. Это подтверждается и данными А.Б. Холмогоровой [5], выделившей ряд угроз для психического здоровья человека во время пандемии СОУГО-19. Особую остроту данные факторы имеют для врачей, работающих с больными СОУГО-19:

высокий риск заражения;

невозможность долгосрочного планирования ввиду неопределенности ситуации; противоречивость содержания информации относительно величины угрозы и прогнозов улучшения ситуации;

разрушение привычного образа жизни и привычных стереотипов поведения; неприменимость привычных копинг-стратегий борьбы со стрессом и утрата привычных источников удовольствия;

нарушение режима дня и ухудшение качества сна; финансовая неустойчивость;

вынужденная социальная изоляция и ограниченность контактов.

Как отмечает ряд авторов, психические ресурсы в ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью, истощаются пропорционально нарастанию усталости и психической травмированно-сти. В то же время этот процесс обратно пропорционален профессиональной подготовленности и готовности к выполнению задач за счет сформированности необходимых психофизических качеств, умения приобретать оптимальное психологическое состояние и быстро восстанавливаться после стресса. В ситуации пандемии психические ресурсы медицинских работников истощаются слишком быстро в силу нехватки отдыха и запредельных психофизических нагрузок. Вследствие этого необходимо внедрение в практику работы с врачами специальных психокоррекционных методов.

Л. Г. Дикая и Л. П. Примак выделяют следующие основные методы регуляции психических состояний [6, с. 280-287]:

регуляция поведения психофармакологическими средствами; рефлексологический метод;

различные релаксационные упражнения (упражнения на расслабление и т.п.); музыкотерапия, арт-терапия;

методы постгипнотического, аутогипнотического внушения и метод моделирования особых суггестивных состояний человека (ОССП).

Вопрос о выборе той или иной методической программы, направленной на изменения функциональных состояний, целесообразно решать, опираясь на положения современных копинг-концеп-ций, индивидуальные личностные особенности клиента и сложность запроса.

Согласно зарубежным исследованиям, одно из ключевых значений в качестве фактора защиты психического здоровья медицинских работников в условиях пандемии имело наличие в учреждении психологической службы [7]. В период пандемии руководство и специалисты ГБУЗ «НИЦ ЭМП ДЗМ» пришли к выводу о необходимости внедрить в практику работы кабинета психологической разгрузки программно-аппаратного резонансно-акустического реабилитационного комплекса (ИРАК), предназначенного для коррекции психосоматического состояния человека посредством биорезонансного воздействия, основанного на методе бинауральной стимуляции. В основе ПРАК лежит метод воздействия особых звуковых волн (отдельно для правого и левого полушарий мозга) с целью управления процессом выработки эндорфина. Разработчики ИРАК отмечают, что важнейшим его терапевтическим компонентом является генератор резонансно-акустических колебаний - звуковых волн с особыми параметрами (диапазон генерируемых частот в каждом канале 5-20000 Гц). Данные волны позволяют оказывать влияние на различные органы и системы клиентов за счет индукции ин-тракраниальных биений в процессе сложения различных для каждого уха звуковых частот, прослушиваемых через специальные наушники. Удобно расположившись в кресле, человек через наушники получает лечебно-шумовое воздействие (на слух схожее со звуками музыки), а на экране в это время воспроизводится приятный глазам видеоряд. Резонансно-акустические колебания смешиваются с релаксационными музыкально-шумовыми программами, которые их маскируют и вызывают дополни-

тельный седативный эффект. Комплекс ПРАК включает в себя четыре программы для разной степени психокоррекции: «Релаксация», «Медитация», «Устранение головной боли», «Сон».

Анализ исследований по бинауральной стимуляции мозга показал эффективность применения метода для снижения стресса и тревожности, повышения концентрации внимания, усиления мотивации, восстановления работоспособности.

Использование бинауральных ритмов - очень простое и в то же время мощное средство воздействия на биоэлектрическую активность мозга. Процедуры ПРАК не требуют от пациентов эмоциональных или физических усилий, позволяют быстро войти в состояние расслабленности и отдыха, могут применяться в сочетании с различными видами психотерапии [4]. Комплекс ПРАК не требует больших временных затрат и длительного ведения клиента, как классическая психотерапия, и, на наш взгляд, незаменим в условиях дефицита времени. Однако для закрепления терапевтического эффекта и комплексности коррекционного воздействия мы считаем необходимым одновременное применение и классических методов психокоррекции. Представляются целесообразными и периодические психопрофилактические занятия по снятию эмоционального напряжения, связанного с выполнением врачами своей профессиональной деятельности.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что в условиях высокой эпидемиологической нагрузки ключевое значение имеет наличие психологической службы в структуре Центра экстренной медицинской помощи. Проводимая комплексная психокоррекционная работа с врачами НПЦ ЭМП позволила нивелировать разрушительное воздействие пандемии на психическое здоровье сотрудников.

1. Большой толковый психологический словарь / Ребер Артур (Penquin): В 2х т., пер. с англ. - М.: Вече; ACT, 2000. - 591 с.

2. Ибраева, А.Ш., Каусова, Г.К. К вопросу синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников скорой медицинской помощи // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. -2014. - № 9. - С.70-73.

3. Семенова, Н.В., Вяльцин, А.С., Авдеев, Д.Б., Кузюкова, А.В., Мартынова, Т.С. Эмоциональное выгорание у медицинских работников // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 2.

4. Суровцева, А.К. Применение программно-аппаратного резонансно-акустического реабилитационного комплекса в комплексной терапии больных депрессивными расстройствами // Актуальные вопросы психиатрии и наркологии: сб. тез. XVIII отчетной научной сессии НИИ психического здоровья / под ред. академика РАН Н.А. Бохана. - Томск: Изд-во Томского гос. ун-та систем упр. и радиоэлектроники, 2018. - Вып. 19. - С. 66-68

5. Холмогорова, А.Б. Переживание коллективной травмы пандемии: попытка осмысления. Доклад на II Международной конф. по консультативной психологии и психотерапии «Консультативная психология: вызовы практики» 5-7 ноября 2020 г.

6. Хрестоматия по инженерной психологии / под ред. Б.А. Душкова. - М.: Высшая школа, 1991. - 287 с.

7. Kisely, S., Warren, N., McMahon, L. et al. Occurrence, prevention, and management of the psychological effects of emerging virus outbreaks on healthcare workers: rapid review and meta-analysis [Электронный ресурс] // BMJ. 2020. URL: https://www.bmj.com/content/369/bmj.m1642 (дата обращения: 15.03.2021). doi:10.1136/bmj.m1642

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.