А. И. Спицын
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯ РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Работа представлена кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии связи им. С. М. Буденного.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор О. Ю. Ефремов
В статье рассматривается проблема профессионального становления руководителя развивающейся организации. Показано, что это становление непосредственно связано с темой освоения индивидом профессиональной деятельности, с вопросами осуществления и развития личности на различных этапах ее профессионального пути.
The problem of professional formation of a developing organisation’s chief is considered in the article. The author shows that this formation is directly connected with a problem of an individual’s professional activity mastering and questions of realisation and development of a person at various stages of his/her professional progress.
Анализ работ отечественных и зарубеж-ных исследователей показывает, что в психологии и педагогике достаточно подробно исследованы различные аспекты становления профессионала1.
Вместе с тем следует признать, что недостаточное внимание уделено целостному, системному анализу профессионального становления руководителей современных развивающихся организаций, при этом важность и необходимость именно такого анализа подчеркивается многими исследователями . Нечетко определены критерии, педагогические показатели и уровни становления профессионала, не изучена их связь между собой и с отдельными подструктурами личности. Недостаточно изучены механизмы и закономерности формирования профессионально важных качеств, их динамика в ходе становления профессионала2.
Практика показывает, что продуктивно адаптироваться к разноаспектным, зачастую кардинальным изменениям условий современной профессиональной деятельности могут только те руководители органи-
заций, которые способны включить эти изменения в контекст познавательного, эмоционального и поведенческого компонентов своей личности, содержательно и инструментально освоив их на уровне понимания, отношения и деятельности. Таким образом, необходимы поиск и определение педагогических характеристик профессиональной деятельности руководителей развивающихся организаций, определяющих результативность их деятельности, а также разработка диагностического инструментария для их оценки.
Сущность профессионального станов -ления личности руководителя организации заключается в формировании и поддержке на оптимальном уровне качеств и свойств личности, обеспечивающих создание потребительской стоимости. Процесс формирования «способности к конкретному труду» в зависимости от науки, в которой он исследуется, обозначается разными терминами: воспроизводство рабочей силы, профессиональная подготовка, формирование профессионального мастерства, формирование субъекта деятельности, формирова-
ние профессиональной пригодности, профессиональное становление личности.
Индивид может принимать или отвергать профессиональное становление как форму социальной активности личности, может принимать одни ее формы и отвергать другие. Его способности могут быть выше, ниже или соответствовать нормативным требованиям, которые предъявляются в ходе профессионализации. Мерой психологического принятия профессионализации индивидом рассматривается личностный смысл, который имеет данный процесс для конкретного человека. Мерой социального «принятия» человека как профессионала является его профессиональная эффективность и эффективность его профессиональной карьеры.
Смысл профессионального становления заключается в том, что оно является способом включения и участия человека в социальных процессах общества, средством самореализации, самоактуализации личности, формой удовлетворения различных потребностей и, наконец, источником средств к существованию. Процесс профессионализации личности не прекращается вместе с окончанием профессионального учебного заведения и начинается задолго до поступления в него.
Профессиональное становление фактически идет всю жизнь и с внешней стороны реализуется как решение определенного комплекса общественных и индивидуальных задач, к числу которых относится поиск и выбор профессии по способностям и интересам, планирование и реализация профессиональной карьеры, поиск оптимальных путей достижения целей профессиональной деятельности и жизнедеятельности, переучивание или повышение своей квалификации и многое другое.
Эффективное развитие современной организации возможно только тогда, когда сформировалась личность руководителя как профессионала в единстве всех ее структурных компонентов. С этого момен-
та человек становиться субъектом своей профессиональной жизни, субъектом своего профессионального развития. При изучении психологических закономерностей профессионального становления личности руководителя наиболее актуальным является применение положений системного подхода, а также деятельностного и личностного подходов к изучению человека.
Опираясь на основные положения данных подходов, можно определить, что профессиональное становление личности руководителя развивающейся организации осуществляется на основе и через его включение в различные формы деятельности, которые составляют совокупность, характерную для каждого вида организации. При этом основой для профессионального ста -новления руководителя являются качества индивида и свойства личности, которые сложились у человека до начала профессионализации. Профессиональное становление личности руководителя осуществляется за счет настройки, адаптации, перестройки и развития качеств в соответствии с объективными требованиями профессии и социальными нормативами профессиональной общности.
Личность руководителя организации, как субъекта профессиональной деятельности и профессионализации в целом обладает определенной структурой, которая претерпевает качественные и количественные изменения в ходе развития; компоненты структуры обеспечивают эффективную реализацию социальных качеств личности. Личность руководителя-профессионала всегда шире тех задач, которые приходится решать в ходе профессионального становления; этот «задел» создает необходимый потенциал для развития и обеспечивает оперативную готовность к решению новых задач3.
Развитие профессиональных способностей осуществляется в соответствии с общими закономерностями развития психических процессов и свойств. Его содержанием
является оперативная перестройка мотивационных и операционных механизмов в направлении их максимального приспособления к целям, содержанию и условиям профессиональной деятельности.
Важное направление профессионального становления личности руководителя организации заключается в обеспечении максимального «сближения» личности и профессии за счет изменения в определенном направлении первой. В процессе развития способностей сближение достигается за счет того, что у человека формируются такие профессионально важные качества, которые обеспечивают эффективную реализацию всех требований, которые предъявляются к субъекту профессиональной деятельности. В процессе профессионального становления сближение достигается за счет того, что человек находит в осваиваемой профессии все больше и больше сторон, способных удовлетворять его различные потребности. Поэтому чем больше предоставляет данная профессия возможностей человеку в плане удовлетворения его потребностей, интересов и т. д., тем выше включенность человека в профессиональную деятельность, тем большим личностным смыслом она обладает для него.
В целом можно выделить две основные стадии профессионального становления: стадия приспособления человека к деятель -ности (реализуется в рамках противоречий «человек - профессия») и стадия творчес-
кого освоения профессии (проявляется в тенденции к ее рационализации вплоть до полного изменения ее формы и содержа -ния). В этом случае происходит смена детерминант развития и основную роль начинает играть творческий потенциал личности . Переход на вторую стадию возможен только при наличии у человека достаточно высокого уровня развития професси-ональной одаренности, творческого отношения к деятельности.
Таким образом, проведенный анализ показал, что адекватное исследование механизмов профессионального становления личности руководителя развивающейся организации невозможно без учета влияния факторов жизнедеятельности. Именно в рамках этого пути человека формируется общая готовность к труду, к профессионализации в целом, жизненные ценности определяют ее личностный смысл для человека, а динамика жизнедеятельности оказывает непосредственное воздействие на особенности ее протекания как в пространстве, так и во времени. Вместе с тем профессиональное становление личности не является пассивным процессом. Начавшись на одном из этапов жизни, оно активно перестраивает ее в соответствии со своими задачами: на месте жизненных ценностей формируются профессиональные, жизненные циклы приспосабливаются к решению профессиональных проблем, а в некоторых случаях сама жизнь поглощается профессионализацией.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя. М.: Академия, 2004; Игнатов В. Г. Профессионализм в системе государственной службы / В. Г. Игнатов, В. К. Белолипецкий, А. В. Понеделков и др. Ростов н/Д., 2003.
2 Фонарев А. Р. Психология становления личности профессионала. М., 2005.
3 Свенцицкий А. Л. Социальная психология управления. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.