Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГОВ С ПОМОЩЬЮ НАСТАВНИЧЕСТВА КАК ИНСТРУМЕНТА РАЗВИТИЯ МОЛОДЫХ КАДРОВ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГОВ С ПОМОЩЬЮ НАСТАВНИЧЕСТВА КАК ИНСТРУМЕНТА РАЗВИТИЯ МОЛОДЫХ КАДРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
292
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА НАСТАВНИЧЕСТВА / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ / МОЛОДЫЕ ПЕДАГОГИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаева Юлия Олеговна, Букреева Ксения Николаевна

Статья посвящена организации системы наставничества для профессионального становления молодых педагогов. Авторы раскрывают системный подход по повышению профессиональной компетентности молодых специалистов, что позволяет молодому педагогу начать формирование собственной профессиональной траектории. Основная цель работы наставника с молодыми педагогами заключается в формировании возможностей непрерывного самообразования молодых педагогов через организацию совместной деятельности с наставником по конструированию индивидуальной образовательной траектории с учетом профессиональных потребностей молодых специалистов. Представлен механизм создания индивидуальной образовательной программы профессионального саморазвития педагогов (на примере организации дополнительного образования).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исаева Юлия Олеговна, Букреева Ксения Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL FORMATION OF TEACHERS WITH THE HELP OF MENTORING AS A TOOL FOR THE DEVELOPMENT OF YOUNG PERSONNEL

The article is devoted to the organization of the mentoring system for the professional development of young teachers. The authors reveal a systematic approach to improving the professional competence of young specialists, which allows a young teacher to start forming his own professional trajectory. The main goal of a mentor's work with young teachers is to create opportunities for continuous self-education for young teachers through the organization of joint activities with a mentor to design an individual educational trajectory, taking into account the professional needs of young specialists. The mechanism of creating an individual educational program for the professional self-development of teachers is presented on the example of organizing additional education).

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГОВ С ПОМОЩЬЮ НАСТАВНИЧЕСТВА КАК ИНСТРУМЕНТА РАЗВИТИЯ МОЛОДЫХ КАДРОВ»

УДК 37.047

© Исаева Ю. О., Букреева К. Н., 2021

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГОВ С ПОМОЩЬЮ НАСТАВНИЧЕСТВА КАК ИНСТРУМЕНТА РАЗВИТИЯ МОЛОДЫХ КАДРОВ

Статья посвящена организации системы наставничества для профессионального становления молодых педагогов. Авторы раскрывают системный подход по повышению профессиональной компетентности молодых специалистов, что позволяет молодому педагогу начать формирование собственной профессиональной траектории. Основная цель работы наставника с молодыми педагогами заключается в формировании возможностей непрерывного самообразования молодых педагогов через организацию совместной деятельности с наставником по конструированию индивидуальной образовательной траектории с учетом профессиональных потребностей молодых специалистов. Представлен механизм создания индивидуальной образовательной программы профессионального саморазвития педагогов (на примере организации дополнительного образования).

Ключевые слова: система наставничества; индивидуальная образовательная программа профессионального саморазвития педагогов; молодые педагоги.

© Isaeva Yu. O., Bukreeva K. N., 2021

PROFESSIONAL FORMATION OF TEACHERS WITH THE HELP OF MENTORING AS A TOOL FOR THE DEVELOPMENT OF YOUNG PERSONNEL

The article is devoted to the organization of the mentoring system for the professional development of young teachers. The authors reveal a systematic approach to improving the professional competence of young specialists, which allows a young teacher to start forming his own professional trajectory. The main goal of a mentor's work with young teachers is to create opportunities for continuous self-education for young teachers through the organization of joint activities with a mentor to design an individual educational trajectory, taking into account the professional needs of young specialists. The mechanism of creating an individual educational program for the professional self-development of teachers is presented on the example of organizing additional education).

Keywords: mentoring system; individual educational program of professional self-development of teachers; young teachers.

Современные государственно-общественные требования к профессионализму педагога отражают его функции в сочетании с личностными

качествами, главное из которых — готовность к непрерывному профессиональному саморазвитию. Образовательные организации дополнительно-

го образования обладают достаточным потенциалом для предоставления молодым педагогам возможности выбора и выстраивания своего профессионального пути; возможности влияния на содержание, технологии и все элементы образования; возможности — приобретать современные компетентности, адекватные задачам инновационного развития страны.

При этом обучение и развитие молодых педагогов обеспечивает эффективность функционирования образовательной организации. Введение профессионального стандарта педагога дополнительного образования, педагога-организатора обуславливает предъявление новых требований к педагогическим кадрам, таких как: овладение компетентностью в различных сферах деятельности, готовность к включенности в научно-

исследовательскую, инновационную деятельность, профессиональная гибкость и мобильность, высокая работоспособность. Все это актуализирует разработку и реализацию системы работы по развитию профессиональных компетенций молодых специалистов для обеспечения успешного развития образовательной организации.

Необходимость активного формирования культурных, самостоятельных, мобильных, творческих педагогов обусловлено приоритетными документами развития отечественного образования — Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Национальным проектом «Образование», Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на период 20182025 гг. и др.

Все это актуализирует реализацию целенаправленной системы непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов для обеспечения качества кадрового состава сферы дополнительного образования детей.

Важными механизмами для этого, заложенными в Концепции развития дополнительного образования детей, являются: формирование современной системы сопровождения непрерывного профессионального развития молодых педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов через реализацию индивидуальной образовательной программы, тьюторское сопровождение профессионального развития молодых педагогов дополнительного образования, организацию дополнительного профессионального образования в форме стажировки на основе лучших практик и др. [4].

В «Детско-юношеском центре «Орион» разработана и практически применяется система наставничества, где начинающий педагог может получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить теоретическую и практическую помощь на рабочем месте. Наставничество в центре регулируется локальным актом — Положением о наставничестве и включает основные моменты организации совместной работы педагога-наставника и молодого специалиста. Кроме того, внутренним локальным актом определен статус молодого специалиста, его обязанности, предоставляемые ему гарантии и компенсации, а также обязанности работодателя по отношению к молодому специа-

листу (Положение о статусе «Молодой специалист»).

В педагогическом коллективе ДЮЦ «Орион» используется системный подход по повышению профессиональной компетентности молодых специалистов, что позволяет молодому педагогу быстро адаптироваться к работе в сфере дополнительного образования, наладить успешную коммуникацию с субъектами педагогического процесса, раскрыть свою индивидуальность и начать формирование собственной профессиональной траектории.

В дополнительном образовании наставничество представляет собой совместное творчество педагога-наставника и молодого специалиста. Наставник — это человек, способный вдохновлять, который помогает молодому педагогу проявить себя.

В своей работе с молодым педагогом наставники центра применяют инновационные формы работы, результатом совместной деятельности, при этом становятся организованные совместно мероприятия, мастер-классы, интернет-конференции, муниципальные методические объединения и семинары. Современные инновационные формы работы способствуют развитию деловой коммуникации, личного лидерства, способности принимать решения и умение аргументировано их формулировать.

Помимо отличного владения навыками в определенной сфере, наставники должны обладать целым рядом личностных качеств, из которых в первую очередь следует отметить чувство ответственности, целеустремленность, отзывчивость, терпе-

ние, чувство такта, владение приемами коммуникации и высокую самоорганизацию.

Деятельность центра при непосредственном участии молодых, талантливых, инициативных педагогов основывается на организационно-педагогическом обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ, реализации направлений воспитательной деятельности согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. [6]:

- содействие разработке и реализации программ воспитания обучающихся, которые направлены на повышение уважения детей друг к другу, к семье и родителям, учителю, старшим поколениям, а также на подготовку личности к семейной и общественной жизни, трудовой деятельности;

- развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей;

- развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность;

- совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей.

Реализация воспитательной компоненты — профессиональная функция каждого педагогического работника, направленная на развитие личности ребенка, его духовно-нравственное становление и подготов-

ку к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и учащихся.

Культурно-досуговая деятельность по праву является благоприятным воспитательным потенциалом для удовлетворения потребностей детей и молодежи в творческом самовыражении, духовно-культурном росте, интеллектуальном и физическом самосовершенствовании. Именно культурно-досуговая деятельность несет широкие воспитательные возможности на основе использования культурных ценностей, накопленных обществом.

Молодые педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, приходя на работу в образовательную организацию, становятся частью воспитательной системы, ее субъектами. Возникает необходимость планомерной работы по адаптации молодых педагогов для дальнейшей успешной самореализации в профессии.

Определение цели и задач работы с молодыми специалистами в образовательной организации обусловлено тем, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и педагоги с многолетним стажем.

Цель работы наставника с молодыми педагогами — формирование возможностей непрерывного самообразования молодых педагогов через организацию совместной деятельности с наставником по конструированию индивидуальной образовательной траектории с учетом профессиональных потребностей молодых специалистов.

Задачи работы наставника с молодыми педагогами:

1. Выявление затруднений молодых педагогов центра и определение эффективных путей их разрешения, мониторинг профессиональной адаптации и разработка рекомендаций по дальнейшей работе.

2. Прогнозирование и проектирование путей оказания молодым педагогам Центра индивидуальной научно-методической поддержки на основе анализа достижений и проблем.

3. Применение эффективных форм повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов.

4. Совместное планирование и разработка индивидуальной образовательной траектории молодых специалистов, разработка совместных методических материалов.

5. Трансляция опыта наставничества общественности на мероприятиях разного уровня.

Все вышеперечисленные задачи являются необходимыми механизмами профессионального роста молодых педагогов, а в дальнейшем — и профессионального саморазвития.

Подготовка молодых специалистов начиналась с выявления затруднений молодых педагогов центра и определения эффективных путей их разрешения в рамках представленных далее общественных профессиональных объединений.

В процессе деятельности осуществлялось прогнозирование и проектирование путей оказания молодым педагогам Центра индивидуальной научно-методической поддержки на основе анализа достижений и проблем. Ежегодно осуществлялся мониторинг профессиональной адаптации и

корректировка рекомендаций по дальнейшей работе.

Выбор молодыми педагогами совместно с наставником индивидуального образовательного маршрута обусловлен следующими аспектами:

- особенностями, интересами и потребностями самого молодого педагога, его воспитанников и их родителей в достижении необходимого образовательного результата;

- профессионализмом педагогического коллектива;

- возможностями организации удовлетворить образовательные потребности воспитанников;

- возможностями материально-технической базы образовательного учреждения.

Условия эффективности разработки индивидуального образовательного маршрута представляют собой:

- осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, саморазвития и проверки правильности выбора содержания, формы, режима, уровня образования;

- осуществление целенаправленной деятельности по формированию у молодых педагогов устойчивого интереса к процессу проектирования собственного образовательного маршрута, координация деятельности педагогом-наставником;

- осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационная поддержка процесса разработки индивидуального образовательного маршрута;

- включение молодых педагогов в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута (как субъектов выбора пути получения образования и как заказчиков образования);

- организация рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.

В процессе проектирования индивидуальной образовательной программы педагогам оказывается методическая, консультативная помощь и предоставляется информация о возможностях методической работы в Детско-юношеском центре «Орион» для развития профессиональной компетентности и возможностях обучения и развития профессиональной компетентности вне организации (курсовая подготовка в системе повышения квалификации, региональные и муниципальные методические объединения, открытые мероприятия, форумы, фестивали, дистанционное обучение, электронные ресурсы и т. п.).

Индивидуальная образовательная программа отражает три основных направления деятельности по развитию профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования: самообразование, деятельность педагога в профессиональном сообществе, участие педагога в методической работе организации дополнительного образования.

Представим механизм создания индивидуальной образовательной программы профессионального саморазвития педагогов дополнительного образования «Детско-юношеского центра «Орион»:

1. Диагностика, оценка и самооценка собственной профессиональной деятельности: основная задача диагностики профессиональной деятельности педагога дополнительного образования — не дать ему экспертную оценку извне, а стимулировать самого педагога к пониманию и решению его профессиональных проблем. На данном этапе осуществляется самоопределение педагога на базе мотивации.

2. Разработка индивидуальной образовательной программы развития. В результате диагностики и ее анализа выявляется круг проблем и потребностей, которые необходимы педагогу дополнительного образования для эффективной самореализации.

На данном этапе педагог дополнительного образования строит индивидуальную образовательную программу, исходя из своих потребностей в профессиональном саморазвитии. При проектировании индивидуальной образовательной программы педагог учитывает программу развития Детско-юношеского центра «Орион», направление деятельности по дополнительной общеобразовательной программе, единую методическую тему и приоритетные задачи.

3. Реализация образовательной программы.

Продолжительность реализации программы зависит от цели и задач. На наш взгляд, наиболее оптимальный срок — 3 года: теоретический, практический, аналитический.

Важным моментом в осуществлении индивидуальной образовательной

программы является анализ итогов реализации образовательной программы и подготовка аналитической записки по ее итогам, которая содержит: формулировки основных выводов, включая корректировку; перспективное планирование дальнейшего профессионального саморазвития.

Одним из главных условий стимулирования мотивации к саморазвитию педагогов представляется практическая важность и дальнейшая актуальность, использование креативных достижений в работы педагогов, чему также способствуют профессиональные объединения педагогов.

Подводя итог, следует отметить, что представленные инновационные формы и методы работы позволяют снизить эмоциональный страх педагогов и повлиять на формирование позитивной психологической атмосферы в образовательной организации. Представленная система работы способствовала уменьшению проблем адаптации и успешному вхождению молодых специалистов в профессиональную деятельность. Поэтому главное — научить педагога максимально эффективно использовать различные ресурсы открытого образовательного пространства для построения своей собственной индивидуальной образовательной программы. Важно понимать, что сам педагог является заказчиком своего обучения, он сам планирует содержание своего обучения и сам несет за него риски и ответственность и в конечном итоге имеет тот или иной уровень образования.

Литература

1. Аверин, А. Н. Управление персоналом : учебное пособие / А. Н. Аверин. — Москва : РАГС, 2011. — 208 с.

2. Артюхов, М. В. Теория и практика управления развитием муниципальной системы образования [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.0 / Артюхов Михаил Васильевич. — URL: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/teorija-i-praktika-upravlenij a-razvitiem-municipalnoj -sistemy-obrazovanija.html (дата обращения: 19.02.2021).

3. Кибанов, А. Я. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация: [Электронный ресурс] : учебное пособие / А. Я. Кибанов. — Москва : ИНФРА-М, 2011. // ЭБС КнигаФонд. — URL: http://knigafund.ru/ (дата обращения: 19.02.2021)

4. Концепция развития дополнительного образования детей [Электронный ресурс]. — URL: http://static.government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf (дата обращения: 19.02.2021)

5. Лепешова, Е. И. Управление персоналом в образовательных учреждениях [Электронный ресурс] / Е. И. Лепешова. — URL: http://www.edu-personal.ru (дата обращения: 19.02.2021)

6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. — URL: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.p df (дата обращения: 19.02.2021).

Сведения об авторах

Юлия Олеговна Исаева: Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Орион» (г. Новокузнецк, Российская Федерация), методист центра научно-методической работы. E-mail: isaeva_uo@mail.ru

Ксения Николаевна Букреева: Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Орион» (г. Новокузнецк, Российская Федерация), методист центра научно-методической работы. E-mail: kseniya.bukreeva.80@mail.ru

Information about authors

Yulia O. Isaeva: Municipal autonomous institution of additional education "Chi l-dren's and Youth Center "Orion" (Novokuznetsk, Russia), methodologist of the center for scientific and methodological work. E-mail: isaeva_uo@mail.ru

Ksenia N. Bukreeva: Municipal autonomous institution of additional education "Children's and Youth Center "Orion" (Novokuznetsk, Russia), methodologist of the center for scientific and methodological work. E-mail: kseniya.bukreeva.80@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.