Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ СТУДЕНТА / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапшова Анна Владимировна, Уракова Екатерина Андреевна, Михайленко Дмитрий Михайлович

В статье рассматриваются актуальные вопросы формирования индивидуальной образовательной траектории студентов в системе высшего образования. Выделяются особенности индивидуализации процесса обучения с учетом практико-ориентированного и компетентстного подходов. Обозначаются условия профессионального сопровождения педагогов в рамках педагогической поддержки по составлению образовательного маршрута. Подчеркивается основательность личностно-ориентированной организации учебно-воспитательной деятельности студентов вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лапшова Анна Владимировна, Уракова Екатерина Андреевна, Михайленко Дмитрий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SUPPORT OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORIES OF UNIVERSITY STUDENTS

The article discusses topical issues of the formation of the individual educational trajectory of students in the higher education system. The features of the individualization of the learning process are highlighted, taking into account the practice-oriented and competence approaches. The conditions for the professional support of teachers in the framework of pedagogical support for drawing up an educational route are indicated. The solidity of the personality-oriented organization of teaching and educational activities of university students is emphasized.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА»

Приведенные данные свидетельствуют о востребованности ресурса «Интеграция», как одной из результативных форм развивающего обучения, представленного с помощью цифровизации педагогической технологии проектирования, что позволяет надеяться на перспективность использования подобных дидактических решений в дальнейшем.

Литература:

1. Акимова, О.Б. Акмеологические аспекты сетевого взаимодействия в системе профессионально-педагогического образования: монография / под. ред. О.Б. Акимовой. Екатеринбург: ФГАОУ ВО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2017. - С. 3-5

2. Осяк С.А., Газизова Т.В., Колокольникова З.У., Лобанова О.Б., Храмова Л.Н., Коршунова В.В. Сетевое взаимодействие в педагогическом образовании // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897), с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 rURL: ttps://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 15.09.2021).

4. Time Mapper from Open Knowledge Foundation Labs. URL: http://timemapper.okfnlabs.org/ (дата обращения: 28.08.2021).

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Лапшова Анна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

преподаватель Уракова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

магистрант Михайленко Дмитрий Михайлович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ

СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы формирования индивидуальной образовательной траектории студентов в системе высшего образования. Выделяются особенности индивидуализации процесса обучения с учетом практико-ориентированного и компетентстного подходов. Обозначаются условия профессионального сопровождения педагогов в рамках педагогической поддержки по составлению образовательного маршрута. Подчеркивается основательность личностно-ориентированной организации учебно-воспитательной деятельности студентов вуза.

Ключевые слова: сопровождение, профессиональное образование, индивидуальная образовательная траектория студента, индивидуализация процесса обучения.

An^tatton. The article discusses topical issues of the formation of the individual educational trajectory of students in the higher education system. The features of the individualization of the learning process are highlighted, taking into account the practice-oriented and competence approaches. The conditions for the professional support of teachers in the framework of pedagogical support for drawing up an educational route are indicated. The solidity of the personality-oriented organization of teaching and educational activities of university students is emphasized.

Keywords: accompaniment, professional education, individual educational trajectory of a student, individualization of the learning process.

Введение. Реформирование российского высшего образования помогает решать различные ситуации много вариантности и неопределённости. Создание социально-воспитательного пространства высшей школы способствует многогранному развитию индивидуальности студентов. Формирование неповторимого творческого стиля профессиональной деятельности предполагает развитие личностно-профессиональных качеств, которые сложнее применяются в массовой профессиональной подготовке.

В связи с этим в системе высшего образования поднимается проблема индивидуализации обучения и осуществления сопровождения этого процесса. Принцип индивидуализации обеспечивает возможность осмысленного индивидуально-личностного выбора учебных действий, формирование собственных образовательных результатов, рассмотрение профессиональных перспектив.

Проектирование индивидуальных образовательных траекторий студентов важно в условиях непрерывного образования и способствует востребованности и конкурентоспособности в современном социуме.

Индивидуализация процесса обучения реализует формирование индивидуального образовательного маршрута, индивидуальной образовательной программы, индивидуальной траектории обучения. Таким образом подчеркивается роль студента как субъекта образовательного процесса, а также расширяет границы в рамках личностно-профессионального развития.

Формулировка цели статьи - теоретически обосновать и обозначить индивидуальную образовательную траекторию студента вуза в условиях профессионального сопровождения педагога.

Изложение основного материала статьи. Индивидуальная образовательная траектория студентов - это пространственно-временной процесс развития личности на основе образовательных профессиональных интересов, потребностей. Профессиональное сопровождение этого процесса предполагает взаимодействие тьютора и тьюторанта, где разрабатывается и реализуется персональная индивидуальная образовательная программа обучающегося в условиях оказания помощи и поддержки.

В систему профессионального сопровождения индивидуальной образовательной траектории студентов включается индивидуально-личностный опыт, эффективная совместная деятельность педагога-наставника и обучающегося, фиксация

личных успехов, сложностей и возможных неудач. Акцентируется внимание на позиции и отношении обучающегося, учитывается самостоятельность действий, собственного пути развития [3].

В связи с этим построение индивидуальной образовательной траектории обосновывается несколькими аспектами:

- содержательное направление - необходимость многовариантных учебных планов, вариативных образовательных программ, инновационных методов и средств учебных дисциплин;

- деятельностное направление - необходимость современных специфических педагогических технологий;

- процессуальное направление - необходимость организационных психолого-педагогических и профессионально-педагогических условий.

Индивидуальный образовательный маршрут рассматривается как путь прохождения студентом всех этапов обучения с изменениями в личности студента [1]. Это проявляется в изменчивости структурных элементов учебной мотивации; в формировании индивидуальных ценностных ориентаций; интересная перспективная работа; осмысленная целенаправленная продуктивная жизнь; ответственное отношение к профессиональной деятельности; успешность и эффективность в образовательных делах; готовность к саморазвитию.

В этом случае профессиональное сопровождение индивидуализации процесса обучения обеспечивает личностно-ориентированную организацию учебной деятельности студента в вузе. Такая организация предполагает освоение студентом учебной программы через призму его образовательного опыта, уровня индивидуальных потребностей и возможностей. В результате студент вуза восполняет свои образовательные пробелы, получая те знания и умения, которые необходимы именно ему. Подчеркивается важность выстраивания основных этапов индивидуального образовательного маршрута заранее, что способствует профессиональному развитию личности студента с учетом его устремлений и желаний.

Педагогическая поддержка осуществляет конкретизацию индивидуальной образовательной траекторий студентов, реализуя их процессы самоопределения и самореализации. Индивидуальный образовательный маршрут студента в системе высшего образования предполагает взаимосвязь между индивидуально-личностными приоритетами обучающихся и организационно-образовательными возможностями вуза [5].

Индивидуализация системы высшего образования должна обеспечивать различные способы обучения и формы работы, реализующаяся на следующих этапах:

- ценностно-ориентированный этап осуществляет организацию и планирование учебно-воспитательного процесса в вузе с учетом моральных и материальных ценностей и мотивов обучающихся;

- организационно-технологический этап осуществляет применение эффективных средств, техник и процедур учебного процесса;

- контрольно-рефлексивный этап осуществляет управление, контроль и рефлексию практических работ студентов.

Практико-ориентированный и компетентностный подходы к обучению обеспечивают формирование профессионально-

личностных свойств, качественное выполнение функциональных обязанностей по избранному профилю, развитие профессионально-индивидуального и творческого потенциала обучающихся [4].

Корректируя и выстраивая свою индивидуальную образовательную траекторию, студенты получают возможность формирования следующих компетенций:

- готовность к нестандартному критическому мышлению, т.е. способность анализировать, планировать, оценивать и принимать ответственность;

- технолого-инструментальная компетентность, т.е. готовность к пониманию, описанию, освоению и применению современных инновационных технологий;

- готовность к самообразованию, самовоспитанию и самообучению, т.е. способность к самостоятельности освоения знаний и умений;

- готовность к информатизации и цифровизации обучения, т.е. способность аргументировать и использовать электронные информационные ресурсы для осознанного осмысления информации;

- социально-воспитательная компетентность, т.е. готовность продуктивно использовать основные стратегии взаимодействия;

- коммуникативно-информационная компетентность, т.е. готовность вести диалог, осуществлять публичное выступление, отстаивание своей информационной позиции.

Современное педагогическое сообщество часто подает посыл о необходимости индивидуализации образовательного процесса. Сегодня выявились специфические условия для этого процесса [5]:

- требования работодателей к подготовке специалистов различного профиля;

- образовательные потребности и трудности студентов вуза;

- индивидуальные профессиональные направления образовательной организации;

- проектирование образовательного пространства по индивидуальным образовательным программ;

- профессионализм педагога-наставника.

Качественный подход к совершенствованию индивидуальной образовательной траектории позволяет педагогам формировать учебные группы в соответствие с индивидуальными особенностями и возможностями студентов. Такая работа предусматривает выполнение нормативно-информационных, мотивационно-ориентирующих, профессионально-организационных функций и функций самообразования и самоопределения.

Трудности формирования гармоничного индивидуально-образовательного пространства мешают выстраиванию оптимальной образовательной траектории. Не всегда педагогами правильно воспринимается понятие «тьюторство», поэтому профессиональное сопровождение индивидуальной образовательной траектории студента нуждается в переосмыслении педагогической поддержки, повышение уровня профессиональной подготовленности тьюторов.

Для того, чтобы студент мог успешно осознать свой правильный выбор, он должен не только ориентироваться в открытом образовательном пространстве вуза, но и готов к постоянно изменяющимся социально-экономическим условиям. В этом случае индивидуальная образовательная программа должна включать:

- нормативную документацию;

- обеспечение необходимых ресурсов для развития студента;

- применение образовательных технологий с учетом индивидуальных запросов и особенностей студентов;

- осуществлять интеграцию учебно-воспитательной деятельности;

- обеспечение полной информации для студентов об осуществление педагогической деятельности вуза;

- реализацию качественного содержания профессионального образования;

- реализацию современного социального заказа и востребованности на рынке труда.

Большинство современных вузов при проектировании индивидуальной образовательной траектории студента применяет принципы модульности и вариативности. Модульное и вариативное обучение как раз и осуществляет индивидуализацию и дифференциацию образовательного процесса.

Модульность представляет собой целостный и логически завершённый проект, обеспечивающий самостоятельность действий обучающихся. Вариативность предполагает комплекс модулей, которые может выбрать студент по своей образовательной направленности.

Важно понимать, что вариативная часть индивидуального образовательного маршрута направлена на определение качественного содержания изучаемого материала, а также предусматривает оказание поддержки студентов в выборе модулей с учетом индивидуально-личностных особенностей.

Система высшего образования обуславливает более современные системы обучения, управления и организации, позволяющие выявить интеллектуальный потенциал обучающихся.

Выводы. Профессиональное сопровождение индивидуальных образовательных траекторий студентов в вузе осуществляется на основе реализации принципа индивидуализации обучения. Эффективность этого принципа предполагает выделение основных этапов: прогнозирование, проектирование, планирование, конструирование и оценка результатов.

Реализация индивидуальных образовательных траекторий студентов в системе высшего образования осуществляется в следующих условиях:

- создание современного интеллектуального образовательного пространства с учетом потребностей и возможностей обучающихся;

- активность и мотивация к индивидуальной познавательной деятельности студентов с учетом требований социокультурного пространства;

- психолого-педагогическая диагностика индивидуальных особенностей, способностей, склонностей обучающихся;

- разработка и составление индивидуального образовательного маршрута студента с учетом индивидуального психологического развития;

- контрольно-оценочная деятельность, определяющая степень индивидуально-личностных свойств и определяющая успешность профессионального самоопределения.

Литература:

1. Зеер Э.Ф., Симанюк Э.Э. Индивидуальные образовательные траектории в системе непрерывного образования // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 3. - С. 74-82.

2. Игнатович С.С. Формирование готовности учащихся к проектированию индивидуального образовательного маршрута в основной общеобразовательной школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2014. - 26 с.

3. Козырева О.А. Теоретизация и моделирование педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника // Вестник Мининского университета. - 2021. - Том 9, № 1. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-1-3.

4. Медведева Т.Ю., Кривоногова А.С. Требования к оцениванию результатов подготовки, обучающихся вуза в условиях компетентностного подхода в практико-ориентированной реализации образовательных программ // Вестник Мининского университета. - 2016. - №4. - С. 4.

5. Самерханова Э.К. Тьюторское сопровождение студентов первого курса в процессе проектирования индивидуальных образовательных траекторий // Вестник Мининского университета. - 2017. - № 2.

Pedagogy

UDC 37.012

candidate of pedagogical Sciences, assistant Professor Liashenko Maria Sergeyevna

Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Nizhny Novgorod),

Linguistics University of Nizhny Novgorod (Nizhny Novgorod);

candidate of philological Sciences, assistant Professor Tarasova Olga Mikhailovna

Linguistics University of Nizhny Novgorod (Nizhny Novgorod)

SOCIAL MEDIA AS A TECHNOLOGY TO DEVELOP MULTICULTURAL EDUCATION AT UNIVERSITY

Annotation. Social media have become an integral part of the educational environment. The research has been conducted to explore teachers' attitudes towards using social networking sites (SNSs) for multicultural education at university. The research design combined two clusters within Bennett's conceptual framework: multicultural competence and popular culture. It was focused on teachers' attitudes as the basis for deploying SNS as a tool for enhancing multicultural education in teaching [practices at university. The teachers' attitudes were analysed using interpretative phenomenological approach which was applied to teachers' reflective journals. The results suggest that the teachers showed positive attitudes towards the deployment of SNS as an educational tool, although there are limitations to the usage of this technology. Additionally, the research points to theoretical and pedagogical implications for using SNSs as an educational technology in multicultural education.

Keywords: multicultural education, social media, social networking sites, teachers' attitudes, interpretative phenomenological approach

Аннотация. Социальные сети стали неотъемлемой частью образовательной среды. Данное исследование посвящено изучению отношения учителей к использованию сайтов социальных сетей для развития среды мультикультурного образования в университете в контексте формирования мультикультурной компетенции и влияния популярной культуры на обучение. Авторами были разработаны задания и темы для ведения рефлексивных журналов с целью выяснения образовательного потенциала социальных медиа в контексте мультикультурного образования. Данные были проанализированы с использованием интерпретативного феноменологического подхода Результаты анализа продемонстрировали положительное отношение к использованию социальных сетей в качестве образовательного инструмента, хотя существуют ограничения применения этой технологии. Кроме того, исследование описывает теоретические и педагогические аспекты использования социальных сетей в качестве образовательной технологии в мультикультурном образовании.

Ключевые слова: мультикультурное образование, социальные медиа, сайты социальных сетей, мнение учителей, интерпретативный феноменологический подход.

Introduction. Social media penetrate all spheres of social life including education. Considering the high percentage of students who spend time on social networking sites (SNSs), teachers may benefit from integrating the technology into class curriculum to enhance student learning (Abe & Jordan, 2013). Here arises the necessity to analyse how SNSs as a social media tool can be used, not only as a form of "personal entertainment technology "which shapes popular culture" (Evans 1995, p 267), but also as a teaching means in a globalised context, where multicultural education (ME) plays a prominent role (Bennett 2001; Ess 2002). ME is included

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.