Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ПО РАБОТЕ С МОЛОДЁЖЬЮ: ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ И КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ РАМКА'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ПО РАБОТЕ С МОЛОДЁЖЬЮ: ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ И КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ РАМКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО / СООБЩЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ (PLC) / ОБУЧАЮЩЕЕСЯ СООБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ОНЛАЙН-ПЕДАГОГИКА / ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЁЖЬЮ / КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харланова Елена Михайловна, Широкова Елена Валерьевна, Бессчётнова Оксана Владимировна, Федулова Анна Борисовна

В настоящее время, в условиях перехода к гибридному образованию востребованы новые сетевые формы коммуникации и взаимодействия педагогов, студентов, практикующих специалистов в рамках подготовки кадров, проведения исследований и осуществления профессиональной деятельности. Статья раскрывает основные аспекты, интегрированной формы сетевого сообщества подготовки кадров в сфере социальной, образовательной и молодёжной политики как важнейшего ресурса для развития как самих участников, так и конкретной профессиональной среды. Цель исследования - выявить предпосылки создания и описать концептуальную рамку профессионального сетевого сообщества подготовки кадров по работе с молодёжью в контексте социальной и образовательной политики. В ходе работы применялись структурно-функциональный анализ, системный синтез, моделирование и метод онлайн-опроса. Выборка состояла из студентов, преподавателей, работников сферы организации работы с молодёжью (n=147) из шести федеральных округов. Представленная на основе системно-синергетического и конструктивного методологических подходов концептуальная рамка профессионального сетевого сообщества позволила: во-первых, сформулировать его идею как коллаборации для подготовки кадров, реализации научных исследований, создания совместных проектов и саморазвития участников; во-вторых, выявить системные противоречия, на решение которых направлено взаимодействие участников сообщества; в-третьих, определить аксиологическую основу, цель, задачи и этапы развёртывания; в-четвёртых, выявить степень его востребованности, наличие общих интересов у всех входящих в него участников на основе результатов эмпирического исследования, которые могут быть востребованы при проектировании профессиональных сетевых сообществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Харланова Елена Михайловна, Широкова Елена Валерьевна, Бессчётнова Оксана Владимировна, Федулова Анна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL NETWORK COMMUNITY FOR TRAINING YOUTH WORKERS: CONCEPTUAL FRAMEWORK AND PREREQUISITES FOR THE CREATION

Currently, in the context of the transition to hybrid education, new network forms of communication and interaction of teachers, students as well as specialists are in demand in the framework of personnel training, research and professional activities. The article reveals the main aspects of the integrated network community for training professionals working with youth in the field of educational and youth social policy. Network community can be viewed as an important resource for the development of both the participants themselves and the specific professional sphere. The purpose of the article is to describe the conceptual framework of a professional network community for training personnel for working with youth in the context of social, educational and youth policy and identify the prerequisites for its creation. In the course of the work, we used such methods as structural and functional analysis, system synthesis, modeling and an online survey. The sample comprised university students, faculty members, and youth workers (n = 147) from six federal districts of Russia. The conceptual framework of the professional network community presented on the basis of systemic-synergetic and constructive methodological approaches enables 1) to formulate its idea as a collaboration for personnel training, scientific research, joint projects implementation and selfdevelopment of participants; 2) to identify systemic contradictions, the solution of which is directed by the interaction of community members; 3) to determine the axiological basis, purpose, objectives and stages of deployment; 4) to identify the degree of its relevance, the presence of common interests among all its participants on the basis of the results of empirical research that may be useful in the professional network communities design.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ПО РАБОТЕ С МОЛОДЁЖЬЮ: ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ И КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ РАМКА»

Высшее образование в России Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia

ISSN 0869-3617 (Print), ISSN 2072-0459 (Online) http://vovr.elpub.ru

Профессиональное сетевое сообщество подготовки кадров по работе с молодёжью: предпосылки создания и концептуальная рамка

Научная статья

DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-12-32-47

Харланова Елена Михайловна - д-р пед. наук, доцент, проф. кафедры, ORCID: 0000-00027126-2134, Researcher ID 57205260106, harlanovaem@cspu.ru

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия

Адрес: 454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 69

Широкова Елена Валерьевна - ст. преподаватель кафедры педагогики, ORCID: 0000-00017628-0959, ev.shirokova@mgou.ru

Московский государственный областной университет, Московская область, Мытищи, Россия Адрес: 141014, Московская область, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, 24 Бессчётнова Оксана Владимировна - д-р социол. наук, доцент, профессор кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации, ORCID: 0000-0002-4181-9886, Researcher ID D-7361-2013, oksanabesschetnova@yandex.ru

Московский государственный университет пищевых производств, Москва, Россия Адрес: 125080, г. Москва, ул. Волоколамское ш., 11

Федулова Анна Борисовна - канд. филос. наук, доцент, кафедра социальной работы и социальной безопасности, ORCID: 0000-0002-9262-4245, Researcher ID AAQ-7606-2021, fedulova. ann@mail.ru

Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Архангельск, Россия Адрес: 163002, г. Архангельск, Набережная Северной Двины, 17

Аннотация. В настоящее время, в условиях перехода к гибридному образованию востребованы новые сетевые формы коммуникации и взаимодействия педагогов, студентов, практикующих специалистов в рамках подготовки кадров, проведения исследований и осуществления профессиональной деятельности. Статья раскрывает основные аспекты интегрированной формы сетевого сообщества подготовки кадров в сфере социальной, образовательной и молодёжной политики как важнейшего ресурса для развития как самих участников, так и конкретной профессиональной среды. Цель исследования - выявить предпосылки создания и описать концептуальную рамку профессионального сетевого сообщества подготовки кадров по работе с молодёжью в контексте социальной и образовательной политики.

В ходе работы применялись структурно-функциональный анализ, системный синтез, моделирование и метод онлайн-опроса. Выборка состояла из студентов, преподавате-

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License. © Харланова Е.М., Широкова Е.В., Бессчётнова О.В., Федулова А.Б., 2021.

И]

лей, работников сферы, организации работы с молодёжью (n=147) из шести федеральных округов. Представленная на основе системно-синергетического и конструктивного методологических подходов концептуальная рамка профессионального сетевого сообщества позволила: во-первых, сформулировать его идею как коллаборации для подготовки кадров, реализации научных исследований, создания совместных проектов и саморазвития участников; во-вторых, выявить системные противоречия, на решение которых направлено взаимодействие участников сообщества; в-третьих, определить аксиологическую основу, цель, задачи и этапы развёртывания; в-четвёртых, выявить степень его востребованности, наличие общих интересов у всех входящих в него участников на основе результатов эмпирического исследования, которые могут быть востребованы при проектировании профессиональных сетевых сообществ.

Ключевые слова: профессиональное сетевое сообщество, сообщество профессионального обучения (PLC), обучающееся сообщество, социальные сети, онлайн-педагогика, организация работы с молодёжью, концептуализация

Для цитирования: Харланова Е.М, Широкова Е.В, Бессчётнова О.В, Федулова А.Б. Профессиональное сетевое сообщество подготовки кадров по работе с молодёжью: предпосылки создания и концептуальная рамка // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 12. С. 32-47. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-12-32-47

Professional Network Community for Training Youth Workers: Conceptual Framework and Prerequisites

for the Creation

Original Article

DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-12-32-47

Elena M. Kharlanova - Dr. Sci. (Education), Prof., harlanovaem@cspu.ru

South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia

Address: Lenin Ave., 69, Chelyabinsk, 454080, Russian Federation

Elena V. Shirokova - Senior Lecturer, ev.shirokova@mgou.ru

Moscow State Regional University, Moscow Region, Mytishchi, Russia

Address: Vera Voloshina str., 24, Mytischi, Moscow region, 141014, Russian Federation

Oksana V. Besschetnova - Dr. Sci. (Sociology), Prof., oksanabesschetnova@yandex.ru

Moscow State University of Food Production, Moscow, Russia

Address: Volokolamskoe ave., 11, Moscow, 125080, Russian Federation

Anna B. Fedulova - Cand. Sci. (Philosophy), Assoc. Prof., fedulova.ann@mail.ru

Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Arkhangelsk, Russia

Address: Severnaya Dvina emb., 17, Arkhangelsk, 163002, Russian Federation

Abstract. Currently, in the context of the transition to hybrid education, new network forms of communication and interaction of teachers, students as well as specialists are in demand in the framework of personnel training, research and professional activities. The article reveals the main aspects of the integrated network community for training professionals working with youth in the field of educational and youth social policy. Network community can be viewed as an important re-

source for the development of both the participants themselves and the specific professional sphere. The purpose of the article is to describe the conceptual framework of a professional network community for training personnel for working with youth in the context of social, educational and youth policy and identify the prerequisites for its creation.

In the course of the work, we used such methods as structural and functional analysis, system synthesis, modeling and an online survey. The sample comprised university students, faculty members, and youth workers (n = 147) from six federal districts of Russia.

The conceptual framework of the professional network community presented on the basis of systemic-synergetic and constructive methodological approaches enables 1) to formulate its idea as a collaboration for personnel training, scientific research, joint projects implementation and self-development of participants; 2) to identify systemic contradictions, the solution of which is directed by the interaction of community members; 3) to determine the axiological basis, purpose, objectives and stages of deployment; 4) to identify the degree of its relevance, the presence of common interests among all its participants on the basis of the results of empirical research that may be useful in the professional network communities design.

Keywords: professional networking, vocational training community (PLC), learning community, social media, online pedagogy, youth work organization, conceptualization

Cite as: Kharlanova, E.M., Shirokova, E.V., Besschetnova, O.V., Fedulova, A.B. (2021). Community for Training Youth Workers: Conceptual Framework and Prerequisites for the Creation. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 30, no. 12, pp. 32-47, doi: 10.31992/0869-3617-2021-30-12-32-47 (In Russ., abstract in Eng.).

Введение

В современном мире повышается роль и значение коммуникаций и сообществ в овладении профессиональной, социальной, личностной компетентностью. Исследователи призывают к активизации деятельности профессиональных межрегиональных и международных педагогических объединений [1;2], отмечая нарастающее влияние сетевых сообществ [3]. В настоящее время гибридное образование становится современным трендом, которое сочетает в себе традиционный и инновационный подходы, обеспечивает асинхронный метод обучения, в реализации которого сетевые обучающиеся сообщества способны осуществлять успешную коммуникацию между субъектами образовательного процесса.

Среди множества сетевых сообществ -досуговых, творческих, спортивных, конфессиональных, образовательных, профессиональных, научных - развиваются и их интегрированные формы как результат появления новой социальности [4] и цифрового

виртуального социума [5]. Одна из интегрированных форм онлайн-объединений - сообщество исследователей, преподавателей, работодателей, студентов, выпускников, созданное с целью повышения качества профессиональной подготовки будущих и действующих специалистов, основными инструментами которого являются инициатива, разделяемая всеми участниками сообщества, онлайн- и оффлайн-коммуникация, совместно генерируемые ресурсы, а также реализуемые исследования и мероприятия.

В России аналогичные сообщества формируются для подготовки специалистов информационной сферы [6], однако потребность в них особенно актуальна там, где профессиональная деятельность непосредственно связана с межпоколенческим, межведомственным, междисциплинарным взаимодействием (подготовка бакалавров и магистров по направлениям 39.03.02 и 39.04.02 «Социальная работа» (профиль «Социальная работа с молодёжью»), 39.03.03 и 39.04.03 «Организация работы с молодёжью»).

Обзор литературы

Согласно В.И. Курбатову, сетевое сообщество представляет собой средство и результат самоорганизации глобального информационного пространства за счёт новых форм самоуправления [4]. Анализ работы сетевых образовательных сообществ практиков и исследователей в системе высшего образования показывает, что в настоящее время исследователи переходят от их описания к изучению их влияния на продуктивность деятельности членов сообществ, определению факторов и инструментов, повышающих их эффективность [7; 8].

Отвечая на новые вызовы, система образования вынуждена осуществлять в ускоренном режиме переход к электронному обучению, а далее к smart-образованию, позволяющему обучающимся генерировать новые знания, создавать продукты, используя ИКТ [6]. При этом существует разрыв между практикой коммуницирования поколения преподавателей/учителей (цифровых мигрантов) и поколения современных студентов/школьников (цифровых аборигенов) [9].

Современный мир ориентирован на концепцию непрерывного образования, актуализирующую интеграцию формального, неформального, информального образования в индивидуальной образовательной траектории индивида, в том числе студента, преподавателя и работодателя. По мнению Т. Вандейяра, «университеты должны трансформироваться, чтобы оправдать ожидания общества знаний» [10]. В этой связи, если следовать ключевым тенденциям развития высшего образования в условиях цифрови-зации, необходимо перестроить образовательный процесс, используя новые способы коммуникации, информационно-коммуникационные технологии [10; 11], возможности открытого онлайн-обучения с опорой на развитие «персональной обучающей сети» [12; 13], что требует освоения новых онлайн-методов преподавания и обучения [14], овладения знаниями особенностей когнитивно-социальной активности студентов в

онлайн-среде [15], внедрения проактивного моделирования профессиональной подготовки специалистов [16].

Важно понимать, что педагоги высшей школы до настоящего времени не имели достаточного опыта применения дистанционных образовательных технологий в практике преподавания учебных дисциплин. Вместе с тем реализация федерального проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» закрепляет статус электронной информационно-образовательной среды вуза (ЭИОС) как важнейшего механизма реализации образовательной деятельности, изменяя и роль педагога (от транслятора знаний к партнёру по образовательной деятельности). Как отмечает У. Барбер, в онлайн-обучающихся сообществах целесообразна модель, где педагог-фасилитатор побуждает аудиторию к совместной разработке и созданию процесса обучения [17], формированию цифровых компетенций как важного элемента профессионального образования.

Функционал профессионального сетевого сообщества даёт возможность его участникам не только обмениваться конструктивными практиками, научными, учебными, методическими материалами, конструировать инновационные научно-методические продукты, включаться в совместные научные исследования, но и осваивать дефицитные коммуникативно-информационные компетенции, апробировать различные инструменты взаимодействия через сеть, что выступает необходимым фактором профессиональной надёжности для всех его субъектов [18].

Существует как минимум три способа создания профессиональных сетевых сообществ: во-первых, по инициативе участников реального события для продолжения конструктивного взаимодействия и информационно-коммуникационного обмена; во-вторых, через имплементацию традиционных научно-методических объединений в интернет-пространство [18] (снизу); в-третьих, на основе решения о необходимости запуска сетевого сообщества при ресурсной под-

держке организации-инициатора (сверху). Исходя из способа создания сообщества и принятия решения участниками о степени его институционализации, определяется статус и степень формализации, место и роль самоорганизации и самоуправления в его организации (модерировании).

Кроме того, сетевое сообщество может функционировать в разных форматах: сайта, посредством которого реализуется взаимодействие [19]; постоянно действующей группы в социальных сетях, организующей он-лайн-события (конференции, мастер-классы, вебинары) [6]; периодически действующих онлайн-семинаров в мессенджерах и другие. Как правило, исследователи анализируют действующее сообщество [2; 10], опираясь на опрос потенциальных респондентов, формируют концепцию и раскрывают содержание с учётом мнений его участников.

Материалы и методы

Цель эмпирического исследования - выявить предпосылки создания и описать концептуальную рамку профессионального сетевого сообщества подготовки кадров по работе с молодёжью в контексте социальной и образовательной политики.

Эмпирическое исследование осуществлялось методом опроса (анкетирования) в период с февраля по апрель 2021 г. с использованием случайной бесповторной выборки, в которую вошли представители трёх групп:

студенты, преподаватели вузов и специалисты, работающие в сфере молодёжной политики. Объём выборочной совокупности составил 147 респондентов.

В исследовании приняли участие: 28,6% -преподаватели вузов и научные сотрудники, осуществляющие подготовку студентов по направлениям подготовки «Организация работы с молодёжью» (ОРМ) и «Социальная работа» из 24 российских вузов и одного колледжа (ГАПОУ «Намский педагогический колледж им. И.Е. Винокурова», Республика Саха); 23,8% - студенты из 10 вузов России, расположенных в пяти федеральных округах (Северо-Западном, Центральном, Уральском, Приволжском, Дальневосточном), а также 47,6% - представители сферы молодёжной политики РФ, из которых 28,6% -работники федеральных, региональных, муниципальных органов власти по делам молодёжи, 24,3% - руководители и участники молодёжных общественных объединений, 31,4% - руководители и специалисты молодёжных центров, 7,1% - специалисты управления по социальной и воспитательной работе вузов РФ, 4,3% - представители бизнес-сообществ, чья деятельность направлена на решение проблем молодёжи, и 4,3 %- сотрудники образовательных учреждений.

Результаты исследования

На вопрос о необходимости создания сетевого сообщества 94,8% участников опроса

Таблица 1

Эффективные средства коммуникации в рамках сетевого сообщества

Table 1

Effective means of communication within the network community

Интернет-ресурсы Преподаватели Студенты Работники сферы организации работы с молодёжью

Социальные сети 45% 57% 46%

Программное обеспечение 67% 49% 54%

Мессенджеры 67% 46% 57%

Облачные формы хранения информации 36% 34% 34%

Сайт 38% 43% 29%

Электронная почта 33% 17% 19%

Укажите основные направления реализации молодежной политики, актуальные для обсуждения в рамках сетевого профессионального сообщества

Предоставление социальных услуг молодежи

Поддержка и содействие предпринимательской деятельности молодежи

Содействие общественной деятельности, направленной на поддержку молодежи

Организация досуга, отдыха, оздоровления молодежи

Развитие института наставничества

Профилактика и предупреждение проявлений экстремизма в деятельности молодежных объединений, предупреждение правонарушений

Выявление, сопровождение и поддержка молодежи, проявившей одаренность

Поддержка инициатив молодежи

Обеспечение межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия в молодежной среде

Воспитание гражданственности, патриотизма, преемственности традиции

Обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи

Организация подготовки специалистов по работе с молодежью

Содействие образованию молодежи, научной, научно-технической деятельности молодежи

Поддержка молодых семей

Поддержка молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, инвалидов из числа молодых граждан

ГМК

н m

о%

10* 20% 30% 40% 5 OS 60* 70% ВО%

Доля среди преподавателей

Доля среди студентов

Доля среди работников сферы ОРМ

Рис. 1. Мнение респондентов об актуальных направлениях молодёжной политики Fig. 1. Respondents' opinion about current directions of youth social policy

Рис. 2. Мнение респондентов о наиболее продуктивных форматах общения

сетевого сообщества Fig. 2. Respondents' opinion about the most productive communication formats ofthe network community

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Какой формат общения Вы считаете наиболее продуктивным?

Представление и обсуждение результатов научных или эмпирических исследований

Оформление заявок для участия в конкурсах на получение гранта

Участие в проектной деятельности

Совместное написание статей в научные

журналы

Организация практической подготовки студентов

Организация совместных мероприятий (конференций, стажировок, курсов, вебинаров и т.д.)

Обмен методическими разработками по организации работы с молодежью

Обмен актуальной информацией по молодежной проблематике;

идеями

0%

m

20%

Доля среди преподавателей

Доля среди студентов

67% 69%

40% 60% 30% 100%

Доля среди работников сферы ОРМ

дали положительный ответ; 65,9% опрошенных предоставили адреса электронной почты для получения дальнейшей информации о формировании профессионального сетевого сообщества. Мнения респондентов о наиболее эффективных средствах коммуникации в рамках сетевого сообщества разделились в зависимости от их социального и профессионального статуса (Табл. 1).

Исходя из данных таблицы 1, видно, что, отвечая на вопрос: «Какие виды интернет-ресурсов являются, на Ваш взгляд, наиболее эффективными средствами коммуникации в сетевом сообществе?», большинство респондентов отдают предпочтение программному обеспечению, мессенджерам и социальным сетям, реже - облачным формам хранения информации и электронной почте (чаще -преподаватели вузов); студенты, в отличие

от других групп респондентов, указывают на использование сайта как важного информационного ресурса. Таким образом, можно заключить, что при организации сетевого сообщества целесообразно использовать несколько средств коммуникации одновременно.

Все три группы респондентов выделили поддержку молодёжной инициативы в качестве наиболее актуального направления совместной деятельности: с этим ответом были солидарны 76% сотрудников сферы молодёжной политики, 63% студентов и 62% преподавателей. Относительно других направлений мнения респондентов разделились. Студенты первые места отдали оказанию поддержки в трудной жизненной ситуации - 43%, предоставлению социальных услуг молодёжи - 40%, организации отдыха, досуга и оздоровления - 40%. Для

Социология ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Что Вы сами можете предложить как участник сетевого профессионального сообщества

Обмениваться учебными, методическими и другими материалами

Взаимодействовать с коллегами в рамках совместной научно-исследовательской деятельности

Организовывать совместные мероприятия

Принимать участие в проектах

57%

49%

81%

91%

71%

Писать научные статьи

4894

Доля среди преподавателей

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% Доля среди студентов Доля среди работников сферы ОРМ

Рис. 3. Готовность к взаимодействию в рамках профессионального сетевого

сообщества

Fig. 3. Interactions within the professional network community

работников сферы ОРМ приоритетными оказались темы обеспечения содействия общественной деятельности, направленной на развитие молодёжи и воспитание гражданственности, патриотизма. Для преподавателей важны прежде всего вопросы организации профессиональной подготовки специалистов по организации работы с молодёжью, содействие образованию молодёжи, научной, научно-технической деятельности (Рис. 1).

Отвечая на вопрос о наиболее продуктивных форматах сетевого общения (Рис. 2), все опрошенные отметили организацию совместных мероприятий (конференций, стажировок, курсов, вебинаров и т.д.), обмен идеями и актуальной информацией по молодёжной проблематике, участие в проектной деятельности, организацию практической подготовки студентов.

В ответах на вопрос: «Что Вы сами можете предложить как участник сетевого сообщества?» 81% опрошенных выразили готовность к активному взаимодействию с коллегами в рамках образовательной, методической, научно-исследовательской деятельности, что говорит о реальной заинтересованности специалистов сферы, дефиците подобных форматов, их существенного отличия от фрагментарных встреч на конференциях и вебинарах (Рис. 3).

Согласно результатам опроса, специалисты в сфере молодёжной политики прежде всего ориентированы на организацию совместных межрегиональных мероприятий - 91%, разработку совместных проектов - 63%, реже - на участие в совместной научно-исследовательской деятельности -31%; преподаватели, напротив, подчёркивают значимость совместного участия в науч-

но-исследовательской деятельности - 81%, проектной деятельности - 71% и методической работе - 57%; студентов больше всего интересует взаимодействие в рамках проведения научно-исследовательской деятельности - 49% и написания научных статей -31%. При этом традиционными формами взаимодействия студентов являются: организация совместных мероприятий - 57% и проектная деятельность - 63%.

Обсуждение и выводы

В целом к основным характеристикам профессионального сетевого сообщества можно отнести: 1) установку на поиск и взаимное обучение, сотрудничество, сотворчество; 2) самоорганизацию и саморазвитие на основе баланса наличных ресурсов сообщества и социального заказа; 3) отсутствие статусной иерархии (подавления, принижения/ возвеличивания любой из сторон диалога, ориентация на достижение результатов нравственно приемлемыми способами).

Необходимость создания профессионального сетевого сообщества обусловлена целым рядом противоречий:

во-первых, несмотря на имеющийся опыт, существует недостаток системного анализа, общего видения современных трендов развития, прорывных идей в сфере молодёжной политики;

во-вторых, необходим междисциплинарный подход в исследовании вопросов молодёжной проблематики, позволяющий преодолеть ограничения отдельно взятой науки (истории, философии, политологии, юриспруденции, экономики, педагогики);

в-третьих, слабая вовлечённость субъектов межведомственного взаимодействия, включённых в сферу молодёжной политики, препятствует эффективной реализации их функций, что выражается в преобладании корпоративного подхода, разрывах в представлениях, принципах, технологиях работы с молодёжью;

в-четвёртых, несмотря на создание ряда социальных лифтов для молодёжи, следует кон-

статировать тот факт, что большая часть молодых людей остаётся вне влияния молодёжной политики. Данная проблема может быть частично решена через реализацию потенциала общественных форм самоуправления.

Выявленные противоречия определяют принципы взаимодействия профессионального сетевого сообщества: системности, междисциплинарности, межведомственности, межрегиональности, полисубъектности, которые могут быть дополнены аксиологическими принципами - социальной ответственности, открытости, конструктивности и самоорганизации.

Для решения указанных противоречий предлагаем концепцию профессионального сетевого сообщества, наша цель состоит в выявлении предпосылок создания и описания концептуальной рамки профессионального сетевого сообщества подготовки кадров по работе с молодёжью в контексте социальной и образовательной политики. Задачами сообщества выступают: формирование социальной сети контактов, изучение опыта, знакомство с публикациями, достижениями, теоретико-методологическими подходами представителей различных субъектов РФ, ведомств и организаций, заинтересованных в подготовке кадров в сфере организации работы с молодёжью;

взаимообучение, обмен актуальной информацией, её анализ и обобщение, обеспечение доступа к источникам информации и их трансляции посредством широкого спектра образовательных форматов;

планирование и реализация научных исследований, вынесение на обсуждение результатов научной и проектной деятельности;

выявление актуальных запросов на проведение научных исследований в сфере молодёжной политики, поиск решений реальных кейсов посредством участия в проектной деятельности, применения конструктивных практик и научно-методического обеспечения;

обсуждение опыта практической деятельности для подготовки кадров в сфере мо-

лодёжной политики (технологий, практик, программ), проектирование, апробация инструментов решения актуальных задач.

Теоретико-методологической основой создания профессионального сетевого сообщества выступают системно-синергети-ческий и конструктивный подходы. Методы исследования: структурно-функциональный анализ, системный синтез, моделирование и онлайн-опрос.

Системно-синергетический подход задаёт установку на рассмотрение сетевого сообщества, с одной стороны, как развивающейся самоорганизующейся системы в процессе межсистемной коллаборации образования, науки и практики, с другой стороны, как межведомственного, межрегионального, межпоколен-ческого и межсубъектного взаимодействия. Применение данного подхода задаёт вектор рассмотрения профессионального сетевого сообщества как обучающейся системы в цифровой среде, участники которой заинтересованы в совершенствовании подготовки квалифицированных кадров по работе с молодёжью и её дальнейшего функционирования в профессиональном поле.

Конструктивный подход позволяет рассмотреть профессиональное сетевое сообщество как конструкт, образующийся в результате взаимодействия всех его субъектов. В этой связи профессиональное сетевое сообщество понимается нами как конструируемое участниками образовательное пространство, выполняющее функции коммуникации, обучения, исследования, обмена опытом через использование различных способов онлайн-коммуникации (мессен-джер, социальная сеть, сайт, площадка на федеральном ресурсе АИС) и форматов взаимодействия (обучающий вебинар, митап, фокус-группы, дискуссия, проектировочные семинары и т.п.). Такое пространство будет являться площадкой для обсуждения актуальных проблем образования, подготовки кадров, вопросов молодёжной политики, осуществления научных исследований и проведения совместных мероприятий, что

позволяет совершенствовать профессиональную подготовку будущих и действующих специалистов сферы организации работы с молодёжью.

Поскольку формируемая система относится к самоорганизующимся, основанием её построения и нормирования взаимодействия участников выступает аксиологический компонент, предполагающий опору на метод дуальных оппозиций.

Первая оппозиция - «гуманизм - социо-центризм» - ориентирует сообщество на согласование интересов и конструирование форм взаимодействия, обеспечение потребностей развития, самореализацию участников с опорой на взаимообмен (нетворкинг) в социально ориентированном и экологически ответственном направлениях.

Вторая оппозиция - «открытость (транспарентность) - закрытость» - предполагает организацию открытого для конструктивного полилога пространства, направленного на достижение поставленных целей нравственно приемлемыми способами, согласованными с интересами личности и потребностями социума, и закрытого для деструктивных форм взаимодействия (исключающего манипуляции, моббинг, троллинг и т.п.).

Третья оппозиция - «упорядоченность -хаотичность» - основана на разработке общей концепции, формировании и реализации полисубъектного управления в сообществе с опорой на самоорганизацию, согласование ключевых позиций, форматов и возможности их выбора, поддержки инициативы и ответственности.

Выделим несколько этапов в процессе формирования профессионального сетевого сообщества:

I этап - концептуализация (разработка концептуальной основы; проведение опроса потенциальных участников сообщества; интерпретация и анализ результатов опроса, выбор площадки, форматов, разработка и обсуждение концепции сообщества);

II этап - организация (разработка и согласование положения о сообществе; создание

Образование

Молодёжная работа

Молодёжная политика

Молодёжные исследования

Рис. 4. Модель профессионального сетевого сообщества Fig. 4. Model of the professional network community

площадки в сети, запуск в тестовом режиме, внесение корректив; презентация идеи широкой профессиональной аудитории на всероссийских мероприятиях; проба форматов; оформление организационного комитета; организация постоянного еженедельного общения организаторов; ведение обсуждения в социальной сети; конструирование и наполнение контента; создание банка резюме/копилки идей, наполнение библиотеки);

III этап - функционирование (проведение регулярных встреч в форматах, выбранных участниками; обсуждение результатов, планирование развития сообщества).

Графически модель формируемого профессионального сетевого сообщества можно представить в виде пирамиды, вершины которой - это сферы и группы, наделённые функционалом в сфере молодёжной политики: подготовка кадров (преподаватели и студенты); исследование молодёжной проблематики (опытные и молодые учёные); работа с молодёжью (молодые и опытные специалисты, осуществляющие работу с молодёжью в государственных, общественных и благотворительных организациях); управление молодёжной политикой (представители законодательных, исполнительных органов власти, уполномоченные в сфере молодёжной политики). Рёбра пирамиды символи-

зируют взаимодействие, обусловливающее результативность при выполнении основных функций входящих в него субъектов (Рис. 4).

Рассмотрим основные преимущества профессионального сетевого сообщества для каждой из сфер с позиции субъектов взаимодействия:

Подготовка кадров (образование). Преподаватели, осуществляющие обучение студентов по направлению подготовки «Организация работы с молодёжью» (ОРМ), имеют возможность использовать площадку для трансляции актуальной информации, взаимного обучения, визуализации результатов своей педагогической, проектной, творческой деятельности, обсуждения образовательных программ, в том числе сетевых, организации практической подготовки студентов, повышения квалификации.

Студенты, осваивающие профильные направления подготовки, могут расширить представления о социальном профессиональном взаимодействии и социальных связях; развить широкий спектр компетенций в рамках практической деятельности; приобрести опыт конструктивного взаимодействия со специалистами смежных сфер; познакомиться с инновационными технологиями и методами работы; получить консультации опытных специалистов и работодателей,

в частности, при проведении эмпирических исследований в рамках выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ.

Исследования молодёжной проблематики (молодёжные исследования). Учёные, в том числе молодые, изучающие вопросы молодёжной политики, могут выявлять запросы на проведение исследований от организаций в сфере молодёжной политики, презентовать результаты своих изысканий широкому профессиональному сообществу, принимать участие в проектной и грантовой деятельности.

Работа с молодёжью (молодёжная работа). Работодатели, специалисты по работе с молодёжью приобретают возможность обмениваться актуальной информацией, методами и технологиями их решения, получают открытый доступ к методическим материалам, библиотеке, образовательным программам, научно-практическим семинарам, могут инициировать и организовывать совместные мероприятия с участием заинтересованных преподавателей и студентов.

Управление молодёжной политикой (молодёжная политика). Профессиональное сетевое сообщество позволяет представителям органов исполнительной власти субъектов РФ и муниципалитетов использовать его в качестве источника идей и кадровых ресурсов, конструирующего и транслирующего подготовку специалистов сферы ОРМ в тесном взаимодействии с работодателями, действующими сотрудниками, преподавателями и студентами.

Результаты исследования позволяют рассматривать сетевые сообщества с нескольких ракурсов:

- как площадку, где каждый субъект имеет возможность продемонстрировать свой потенциал [20];

- как образовательную среду для расширения знаний студентов, преподавателей, работодателей [6];

- как платформу, где обучение и исследование тесно связаны друг с другом на основе конструктивного диалога [21];

- как место встречи и общения студентов, преподавателей, молодых и опытных специалистов, позволяющее повысить качество профессиональной подготовки [22];

- как пространство для выявления интересов, идей, поиска профессиональных решений с опорой на коллективный разум [23].

На основе проведённого теоретического и эмпирического анализа установлено, что профессиональное сетевое сообщество студентов, преподавателей, практиков, работающих в сфере молодёжной политики, находит отклик у целевой аудитории. В то же время выявлено наличие как общих, так и различных интересов, что проявляется в предпочтении определённых информационных средств и технологий, нацеленности на разный содержательный контент и форматы взаимодействия.

Студентами профессиональное сетевое сообщество рассматривается как источник актуальной информации по молодёжной проблематике, пространство для общения и получения помощи в решении образовательных задач (подготовке к грантовым конкурсам, проведении исследований и организации практики, написании совместных статей). По их мнению, актуальными темами для обсуждения в сетевом сообществе являются следующие: поддержка молодёжных инициатив, оказание помощи молодым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, предоставление молодёжи социальных услуг, в том числе организация досуга, отдыха и оздоровления. Будущие специалисты преимущественно ориентированы на интерактивную и образовательную функции сообщества, выражают готовность к взаимодействию в рамках научно-исследовательской деятельности, организации совместных мероприятий различной направленности.

Преподаватели наибольший интерес проявляют к организации совместных научных и образовательных мероприятий, проектной деятельности, практической подготовке студентов и обмену методическими разработками. Как следствие, основными направле-

ниями реализации молодёжной политики, актуальными для обсуждения в сетевом сообществе, являются подготовка квалифицированных кадров, поддержка молодёжных инициатив, воспитание гражданственности, патриотизма, сохранение преемственности традиций. В этой связи востребованы научно-исследовательская, методическая, организационно-педагогическая функции сообщества.

Для специалистов-практиков сферы ОРМ приоритетной темой для обсуждения в сетевом сообществе выступает, помимо перечисленных, содействие общественной деятельности, направленной на поддержку молодёжи.

Поскольку сообщество предполагает общение и взаимодействие на площадке представителей разных профессиональных групп, важно обеспечить паритет интересов и безопасное поле для каждой из них, тесное взаимодействие под модерацией команды, состоящей из представителей всех трёх групп, что позволит обеспечить содержательное наполнение и форматы на основе групповых интересов, с одной стороны, и общей концепции сообщества - с другой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, концептуально профессиональное сетевое сообщество выступает одновременно и конструктом, формирующимся в результате взаимодействия входящих в него субъектов, и сконструированной средой взаимодействия преподавателей, студентов, работодателей, и информационно-коммуникационной технологией профессионального общения, и средством повышения профессионализма участников.

Заключение

Сетевые обучающиеся сообщества, создающие коллаборацию работодателей, педагогов и студентов, отражают важный тренд развития профессионального образования - проактивное взаимодействие в образовательной, научной и социально-преобразующей деятельности. Технология сетевого взаимодействия обеспечивает партнёрство

и сотрудничество всех его участников, создаёт комфортную образовательную среду для профессионального развития и обмена опытом.

Взаимодействие в рамках профессионального сетевого сообщества ориентировано на обучение профессионала, реализацию образовательной траектории, продвижение новых практик и инноваций (бенчмаркинг) в различных сферах жизнедеятельности, в том числе и молодёжной политики, для обеспечения рынка квалифицированными, конкурентоспособными специалистами в сфере работы с молодёжью и формирования ценности одноимённой профессии.

Идея профессионального взаимодействия с использованием онлайн-технологий активно поддерживается всеми субъектами сообщества (студентами, преподавателями, работниками сферы молодёжной политики). Однако для её реализации важна активность и инициатива самих участников сообщества, готовность как потреблять, делиться информацией, так и включаться в совместные мероприятия и проекты. И здесь велика роль лидера, который готов взять на себя ответственность, делегировать полномочия, создать и сплотить команду.

Анализ проблемы показал, что сетевое взаимодействие является перспективной технологией коммуникации, содержит потенциал эффективного решения многообразных задач и направлено на профессиональное развитие, кооперацию, компетентность, распространение инновационного опыта. В качестве ограничений исследования следует упомянуть следующие: небольшая по численности выборка; полученные результаты дают общие представления о существующих запросах и тенденциях различных субъектов - студентов, преподавателей и специалистов по работе с молодёжью без учёта влияния социальных, демографических, психологических и других факторов, что требует проведения дальнейших исследований на большей выборочной совокупности.

Литература

1. Strand M.K, Emstad A.B. Developing Leadership by Participating in Principal Professional Learning Communities (PPLCs) and the Added Value of Transnational Collaboration // Educational Administration & Leadership. Vol. 5. Issue 2. P. 485-516. DOI: 10.30828/real/2020.2.6

2. Prenger R, Poortman C.L, Handelzalts A. The Effects of Networked Professional Learning Communities // Journal of Teacher Education. 2019. Vol. 70. Issue 5. P. 441-452. DOI: 10.1177/ 0022487117753574

3. Puigcercos R.M, Vargas P.R, Cano C.A. Virtual Communities: Emerging dynamics of social participation and learning among youth // Education in the Knowledge Society. 2019. Issue 20. P. 1-12. DOI: 10.14201/eks2019_20_a21

4. Курбатов В.И. Сетевые онлайн-сообщества: структурно-функциональные и организационные факторы самоуправления // Гуманитарий юга России. 2018. Т. 7. № 2. С. 15-27. DOI: https://doi.org/10.23683/2227-8656.2018.2.1

5. Rheingold Н. The Virtual Community. Home-steading on the Electronic Frontier. The MIT Press, 2000. 447 р.

6. Федорова Г.А. Виртуальное методическое объединение учителей информатики в интегрированной информационно-образовательной среде «школа - педвуз» // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 5. С. 55-60.

7. Jan S.K, Vlachopoulos P., Parsell M. Social Network Analysis and Learning Communities in Higher Education Online Learning: A Systematic Literature Review // Online Learning. 2019. Vol. 23. Issue 1. P. 249-270. DOI: 10.24059/olj. v23i1.1398

8. Bedford L. Using Social Media as a Platform for a Virtual Professional Learning Community // Online Learning. 2020. Vol. 3. Issue 23. P. 120136. DOI: 10.24059/olj.v23i3.1538

9. Sivrikova N.V, Harlanova E.M, Stolbova, E.A. Ageev A.A. Interacting with participants of youth organizations through social networks: Commitment and digital readiness of educators Issue // Revista Dilemas Contemporáneos: Educación, Política y Valores. 2019. Vol. VI. Issue 108. P. 1-19.

10. Vandeyar T. The academic turn: Social media in higher education // Education and Information Technologies. 2020. Vol. 25. Issue 6. Р. 56175635. DOI: 10.1007/s10639-020-10240-1

11. Tscymbalystov A.V, Volkova O.A, Besschetno-va O.V, Kopytov A.A, Artyomova A.A, Leon-

tiev V.K. Activating technologies of social service as a factor of improving social self-personality of elderly and disabled people in Russia // International Journal of Pharmaceutical Research. 2018. Vol. 10. Issue 4. Р. 346-349.

12. Volungeviciene A., Tereseviciene M, Ehlers U.D. When is Open and Online Learning Relevant for Curriculum Change in Higher Education? // Digital and Network Society Perspective.

2020. Vol. 18. Issue 1. P. 88-104. DOI: 10.34190/ ejel.20.18.1.007

13. Mohammed S, Kinyo L. Constructivist theory as a foundation for the utilization of digital technology in the lifelong learning process // Turkish Online Journal of Distance Education. 2020. Vol. 21. Issue 4. P. 90-109. DOI: https://doi.org/ 10.17718/tojde.803364

14. Carrillo C, Flores M. A. COVID-19 and teacher education: A literature review of online teaching and learning practices // European Journal of Teacher Education. 2020. Vol. 4. Issue 43. Р. 466-487. DOI: 10.1080/02619768.2020.1821184

15. Prestridge S, Cox D. Play like a team in teams: A typology of online cognitive-social learning engagement// Active Learning in Higher Education.

2021. January DOI: 10.1177/1469787421990986

16. Харланова Е.М, Соколова Н.А, Рослякова С.В. Научно-методическое обеспечение конфликтологической подготовки будущих педагогов: проактивное моделирование // Перспективы науки и образования. 2020. № 5 (47). С. 102-121. DOI: 10.32744/pse.2020.5.7

17. Barber W. Building Creative Critical Online Learning Communities through Digital Moments // Electronic Journal of E-Learning. 2020. Vol. 5. Issue 18. P. 387-396, DOI: 10.34190/jel.18.5.002

18. Дорожкин Е.М, Федоров Д.А., Давыдова Н.Н. Корпоративная научно-информационная сеть учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию: возможности инновационного развития // VI Всероссийская научно-практическая конференция «Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика». Екатеринбург, 11-14 ноября 2013 г. Екатеринбург, 2013. С. 137-140.

19. Бессчетнова О.В, Волкова О.А, Алиев Ш.И, Ананченкова П.И, Дробышева Л.Н. Влияние цифровых технологий на психологическое здоровье детей и подростков // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021. № 29(3). С. 462-467.

20. Gambo O, Adedapo A., Gambo I., Ejalonibu D. Planning and Designing Online Vocational Skill Showcasing Platform: From an Educational Perspective // Journal of Technical Education and Training. 2021. Vol. 1. Issue 13. P. 22-34. DOI: 10.30880/jtet.2021.13.01.003

21. Connolly C, Hall T, Ryan M, McMahon J., McGann M, Egan A. A fusion of research-informed teaching and teaching-informed research: Designing a scalable online ecosystem for new partnerships in educational research // Australasian Journal of Educational Technology. 2021. Vol. 1. Issue 37. P. 82-95. DOI: 10.14742/ajet.6131

22. Alwafi E.M, Downey C, Kinchin G. Promoting pre-service teachers' engagement in an online professional learning community support from practitioners // Journal of Professional Capital and Community. 2020. Vol. 2. Issue 5. P. 129-146. DOI: 10.1108/jpcc-10-2019-0027

23. КожевниковаМ.Н. Обучающееся сообщество учителей: образование перед вызовами // Человек и образование. 2017. № 4. С. 25-31.

Статья поступила в редакцию 04.06.21 После доработки 07.09.21; 23.11.21 Принята к публикации 25.11.21

References

1. Strand, M.K. Emstad, A.B. (2020). Developing Leadership by Participating in Principal Professional Learning Communities (PPLCs) and the Added Value of Transnational Collaboration. Educational Administration & Leadership. Vol. 5, no. 2, pp. 485-516, doi: 10.30828/real/ 2020.2.6

2. Prenger, R., Poortman, C.L., Handelzalts, A. (2019). The Effects of Networked Professional Learning Communities. Journal of Teacher Education. Vol. 70, no. 5, pp. 441-452, doi: 10.1177/0022487117753574

3. Puigcercos, R.M., Vargas, P.R., Cano, C.A. (2019). Virtual Communities: Emerging Dynamics of Social Participation and Learning among Youth. Education in the Knowledge Society. No. 20, pp. 1-12, doi: 10.14201/eks2019_20_a21

4. Kurbatov, V.I. (2018). Net Online Associations: Structure-Functional and Organizational Factors of Self-Management. Gumanitariy Juga Rossii = Humanities of the South of Russia. Vol. 7, no. 2, pp.15-27, doi: https://doi.org/10.23683/2227-8656.2018.2T (In Russ., abstract in Eng.).

5. Rheingold, H. (2000). The Virtual Community. Homesteading on the Electronic Frontier. The MIT Press, 447 p.

6. Fedorova, G.A. (2014). Virtual Methodological Association of Teachers of Computer Science in the Integrated Information-Educational Environment "School - Pedagogical University". Si-birskiy pedagogicheskiy zhurnal = Siberian Pedagogical Journal. No. 5, pp. 55-60. (In Russ., abstract in Eng.).

7. Jan, S.K., Vlachopoulos, P., Parsell, M. (2019). Social Network Analysis and Learning Communities in Higher Education Online Learning: A Systematic Literature Review. Online Learning. Vol. 23, no.1, pp. 249-270, doi: 10.24059/olj.v23i1.1398

8. Bedford, L. (2020). Using Social Media as a Platform for a Virtual Professional Learning Community. Online Learning. Vol. 3, no. 23, pp. 120-136, doi: 10.24059/olj.v23i3.1538

9. Sivrikova, N.V., Harlanova, E.M., Stolbova, E.A., Ageev, A.A. (2019). Interacting with Participants of Youth Organizations through Social Networks: Commitment and Digital Readiness of Educators. Revista Dilemas Contemporáneos: Educación, Política y Valores. Vol. VI, no.108, pp. 1-19.

10. Vandeyar, T. (2020). The Academic Turn: Social Media in Higher Education. Education and Information Technologies. Vol. 25, no. 6, pp. 5617-5635, doi: 10.1007/s10639-020-10240-1

11. Tscymbalystov, A.V., Volkova, O.A., Besschetnova, O.V., Kopytov, A.A., Artyomova, A.A., Le-ontiev, V.K. (2018). Activating Technologies of Social Service as a Factor of Improving Social

Self-Personality of Elderly and Disabled People in Russia. International Journal of Pharmaceutical Research. Vol. 10, no.4, pp. 346-349.

12. Volungeviciene, A., Tereseviciene, M., Ehlers, U.D. (2020). When is Open and Online Learning Relevant for Curriculum Change in Higher Education? Digital and Network Society Perspective. Vol. 18, no.1, pp. 88-104, doi: 10.34190/ejel.20.18.1.007

13. Mohammed, S., Kinyo, L. (2020). Constructivist Theory as a Foundation for the Utilization of Digital Technology in the Lifelong Learning Process. Turkish Online Journal of Distance Education. Vol. 21, no.4, pp. 90-109, doi: https://doi.org/10.17718/tojde.803364

14. Carrillo, C., Flores, M.A. (2020). COVID-19 and Teacher Education: A Literature Review of Online Teaching and Learning Practices. European Journal of Teacher Education. Vol. 4, no. 43, pp. 466-487, doi 10.1080/02619768.2020.1821184

15. Prestridge, S., Cox, D. (2021). Play Like a Team in Teams: A Typology of Online Cognitive-Social Learning Engagement. Active Learning in Higher Education. January, DOI: 10.1177/1469787421990986

16. Harlanova, E.M., Sokolova, N.A., Roslyakova, S.V. Scientific and Methodological Support of Conflictological Training for Future Teachers: Proactive Modeling. Perspektivy nauki i obra-zovanija =Perspectives of Science and Education. Vol. 5, no.47, pp. 102-121, doi: 10.32744/pse. 2020.5.7 (In Russ., abstract in Eng.).

17. Barber, W. (2020). Building Creative Critical Online Learning Communities through Digital Moments. Electronic Journal ofE-Learning. Vol. 5, no.18, pp. 387-396, doi: 10.34190/jel.18.5.002

18. Dorozhkin, E.M. (2013). Corporate Scientific and Information Network of the Educational and Methodological Association for Vocational and Pedagogical Education: Opportunities for Innovative Development. In: Dorozhkin, E.M., Fedorov, V.A., Davydova, N.N. (Eds.) Innovatsionnye processy v obrazovanii: strategiya, teoriya i praktika razvitiya [Innovative Processes in Education: Strategy, Theory and Practice of Development: Proc. VI All-Russian Sci. and Pract. Conf.], Ekaterinburg, pp. 137-140. (In Russ.).

19. Besschetnova, O.V., Volkova, O.A., Aliev, Sh.I., Ananchenkova, P.I., Drobysheva, L.N. (2021). The Influence of Digital Technologies on the Psychological Health of Children and Adolescents. Prob-lemy sotsial'noy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny [Problems of Social Hygiene, Health Care and History ofMedicine]. Vol. 29, no. 3, pp. 462-467. (In Russ., abstract in Eng.).

20. Gambo, O., Adedapo, A., Gambo, I., Ejalonibu, D. (2021). Planning and Designing Online Vocational Skill Showcasing Platform: From an Educational Perspective. Journal of Technical Education and Training. Vol. 1, no. 13, pp. 22-34, doi: 10.30880/jtet.2021.13.01.003

21. Connolly, C., Hall, T., Ryan, M., McMahon, J., McGann, M., Egan, A. (2021). A Fusion of Research-Informed Teaching and Teaching-Informed Research: Designing a Scalable Online Ecosystem for New Partnerships in Educational Research. Australasian Journal of Educational Technology. Vol. 1, no.37, pp. 82-95, doi: 10.14742/ajet.6131

22. Alwafi, E.M., Downey, C., Kinchin, G. (2020). Promoting Pre-Service Teachers' Engagement in an Online Professional Learning Community Support from Practitioners. Journal of Professional Capital and Community. Vol. 2, no. 5, pp. 129-146, doi: 10.1108/jpcc-10-2019-0027

23. Kozhevnikova, M.N. (2017). A Learning Community of Teachers: Education for Challenges. Chelovek i obrazovanie [Human and Education]. No. 4, pp. 25-31. (In Russ., abstract in Eng.).

The paper was submitted 04.06.21 Received after reworking 07.09.21; 23.11.21 Accepted for publication 25.11.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.