Научная статья на тему 'Компетентностный подход к развитию профессиональной идентификации организатора работы с молодежью'

Компетентностный подход к развитию профессиональной идентификации организатора работы с молодежью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
383
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетентностный подход / развитие профессиональной идентификации / организатор работы с молодежью. / competence approach / development of professional identification / organizer of work with youth.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н. Н. Фокина

В статье рассматривается компетентностный подход к развитию профессиональной идентификации организатора работы с молодежью. Профессиональная идентификация организаторов работы с молодёжью выступает определенным регулятором, обеспечивающим стабилизацию и преобразующую функции, сочетание которых обеспечивают профессиональное самоопределение и развитие профессионализма работника сферы государственной молодёжной политики. Средствами достижения профессиональной идентификации являются соответствующие знания и способности, которые обеспечивают реализацию активности, направленной на достижение заданной профессиональной идентификации организаторов работы с молодёжью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL IDENTIFICATION OF THE ORGANIZER OF WORK WITH YOUNG PEOPLE

The article considers the competence approach to the development of professional identification of the organizer of work with young people. Professional identification of organizers of work with youth acts as a certain regulator, providing stabilization and transforming functions, the combination of which provides professional self-determination and development of professionalism of the employee in the sphere of state youth policy. The means of achieving professional identification are the appropriate knowledge and abilities that ensure the implementation of activities aimed at achieving the specified professional identification of organizers of work with youth.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход к развитию профессиональной идентификации организатора работы с молодежью»

УДК 371.72

Fokina N.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Cultural Studies and Social and Humanitarian Technologies, Perm State National Research University (Perm, Russia), E-mail: fokina_uvr@mail.ru

COMPETENCE APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL IDENTIFICATION OF THE ORGANIZER OF WORK WITH YOUNG PEOPLE. The

article considers the competence approach to the development of professional identification of the organizer of work with young people. Professional identification of organizers of work with youth acts as a certain regulator, providing stabilization and transforming functions, the combination of which provides professional self-determination and development of professionalism of the employee in the sphere of state youth policy. The means of achieving professional identification are the appropriate knowledge and abilities that ensure the implementation of activities aimed at achieving the specified professional identification of organizers of work with youth. Key words: competence approach, development of professional identification, organizer of work with youth.

Н.Н. Фокина, канд. пед. наук, доц., Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь, E-mail: fokina_uvr@mail.ru

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ОРГАНИЗАТОРА РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ

В статье рассматривается компетентностный подход к развитию профессиональной идентификации организатора работы с молодежью. Профессиональная идентификация организаторов работы с молодёжью выступает определенным регулятором, обеспечивающим стабилизацию и преобразующую функции, сочетание которых обеспечивают профессиональное самоопределение и развитие профессионализма работника сферы государственной молодёжной политики. Средствами достижения профессиональной идентификации являются соответствующие знания и способности, которые обеспечивают реализацию активности, направленной на достижение заданной профессиональной идентификации организаторов работы с молодёжью. Ключевые слова: компетентностный подход, развитие профессиональной идентификации, организатор работы с молодежью.

В своей статье «Дифференционно-интеграционная теория развития как основа междисциплинарных исследований», написанной по материалам коллективного труда «Дифференционно-интеграционная теория развития» [1, с. 33], Н.И. Чуприкова рассматривает основные проблемы психологии развития личности, в том числе и теоретические.

«Единственная общеизвестная в психологии и смежных науках теория развития - это теория Ж. Пиаже. Однако знаменательно, что со времени своего появления она не стала основой каких-либо новых исследований и не приобрела статуса определенной исследовательской парадигмы.

Природа многих описанных Пиаже феноменов продолжает оставаться недостаточно ясной. Как существенный недостаток теории в литературе отмечалось, что вопрос о глубинных источниках смены стадий развития в рамках теории Пиаже не имеет ясного ответа и, по существу, даже не был поставлен с полной ясностью. Теория не стала основой разработки рациональных путей развивающего обучения. В теории Пиаже трудно усмотреть возможность «наведения мостов» между психологией и нейрофизиологией развития, между филогенезом и онтогенезом психики. В целом надо признать, что эта, безусловно, чрезвычайно значимая теория не смогла объединить усилия исследователей, работающих в разных областях психологии развития, изучающих его на разных уровнях анализа (психология, психофизиология, нейрофизиология, фило- и онтогенез, психология обучения)» [2].

Следовательно, и развитие профессиональной идентификации организатора работы с молодежью как специального направления не вписывается в теорию Пиаже.

В свете вышеуказанной парадигмы всеобщего универсального принципа развития в каждой области действительности необходимы знания развития, которые должны вырастать из единого генетического корня.

Поскольку автор статьи рассматривает развитие профессиональной идентификации организатора работы с молодежью на основе методологии комплексного подхода, то практическое применение такой категории, как «компетенция», представляется весьма органичным и естественным.

В России в системе научных изысканий обычно применяют два термина: «компетентность» и «компетенция», которые раскрываются так: один - в смысле «внешнее» по отношению к личности, другой - «внутреннее» наполнение личности.

Н. Хомский в 1975 году впервые в педагогике предложил понятие «компетентность» применительно к теории языка.

Для нашей статьи особую значимость приобретают труды И.А. Зимней, которая расммтаривает «компетентность» как многофакторную совокупность свойств жизнедеятельности профессиональной личности [3].

Другие российские ученые и практики по-разному подходят к содержанию понятия «компетентность». Так, Ю.В. Варданян трактует это понятие в контексте применения молодым специалистом всего комплекса как теоретических, так и практических умений, которые он получил в вузе [4]. Н.В. Иванова считает, что это потенциал для выполнения профессиональных операций [5].

А.М. Кондаков рассматривает в аспекте самоорганизации своих личностных и прочих основ в процессе постановки и достижения целей по преобразованию карьерной ситуации [6].

Профессиональная «компетенция» организатора работы с молодежью, на наш взгляд, характеризуется не просто набором способностей и готовности к профессиональной деятельности, но и овладением такими формами поведения и личностными умениями, реализация которых будет способствовать

успешной и эффективной деятельности субъекта - организатора работы с молодежью.

Поэтому в данной статье автор предполагает сформировать «портфель ключевых компетенций» выпускников направления «Организация работы с молодёжью», а также действующих специалистов-практиков.

Формирование «портфеля ключевых компетенций» организатора работы с молодёжью, по нашему мнению, во многих случаях предопределяет успех в конкурентной борьбе выпускников данного направления. Благодаря этому организаторы работы с молодёжью характеризуются наличием следующих отличительных признаков: универсальность, уникальность, ценность для гуманитарных институтов государства.

По нашему мнению, профессиональная идентификация и трекинги (маршрутизация) возможны в первую очередь на основе «портфеля компетенций» организатора работы с молодёжью.

Данное понятие авторское, вводится нами для краткого обозначения матрицы ключевых понятий и объектов нашего исследования: в центре матрицы находится группа базовых и вариативных профессиональных компетенций организатора работы с молодёжью (в текущей ситуации они определяются образовательными стандартами (ФГОС и СУ ОС), которые дополняются транспрофессиональными и кросс-профессиональными компетенциями: БК - ВпК - КПК - ТпК.

Именно понимание «широкого круга» и универсальности «портфеля компетенций» не «размывает» поле профессиональной деятельности организатора работы с молодёжью, а демонстрирует его «соразмерность» широте и мультиве-домственности «присутствия» молодёжи. Присутствие в матрице КпК и ТпК обозначает в индивидуальном тренинговом поле организатора работы с молодёжью его профессиональную гибкость и адаптивность, а в коллективном (в плане сообщества) - поддержку и интеграцию в решении сложноструктурированных (с точки зрения многоуровневости и «многопрофильности») профессиональных задач и проектов. Основой профессиональной идентификации организатора работы с молодёжью несомненно выступают БК и ВпК, а КпК и ТпК, которые обеспечивают возможные «транзиты» в разные профессиональные среды, но при связи с основой «портфеля компетенций» - БК и ВпК - позволяют сохранять и обогащать содержание профессиональной идентификации организатора работы с молодёжью. Далее представим развернутую схему взаимодействия матрицы «портфеля компетенций» и иных объектов, входящих в понятийно-содержательное поле.

Методы маршрутизации также могут различаться, например, моментом выбора маршрута (студент - бакалавр или магистрант, специалист - работающий на должности - специалист по организации работы с молодёжью и т.д.). Далее возможно обновление содержания основных и дополнительных маршрутов: децентрализованная маршрутизация, централизованная маршрутизация, пропорциональная маршрутизация, маршрутизация по медленно меняющимся параметрам.

Следовательно, необходимо создать универсальный портфель компетенций на основе мнения работодателей (данная задача будет решена на основе экспертных интервью ведущих представителей и специалистов, работающих с выпускниками направления «Организация работы с молодёжью»).

Проведенный анализ на основе компетентного подхода демонстрирует неоднородность содержания профессиональной идентификации организатора работы с молодежью. Среди идентификаторов компетентностного блока кроме базовых, по нашему мнению, должны быть введены кросс-профессиональные и транспрофессиональные компетенции, что, в свою очередь, фиксирует процесс «размывания» понятия «работа по специальности» для ОРМ, профессиональ-

ную универсальность организатора работы с молодежью, а значит, высокую адаптивность к самым разным профессиональным средам.

В коллективной монографии 2016 года «Теория и практика устойчивого ценностно-позитивного развития молодёжи» под редакцией С.В. Тетерского и Т.К. Ростовской, подчёркивается, что до сих пор отсутствует профессиональный кодекс специалиста [7]. По нашему мнению, профессиональный кодекс - это следствие появления профессионального сообщества организаторов работы с молодёжью. Соответственно, его отсутствие - один из показателей несформи-рованности или разобщенности профессионального сообщества организаторов работы с молодежью.

Специалисты по организации работы с молодёжью имеют возможность развивать свои профессиональные компетенции и стимулировать деятельность своих коллег, повышать эффективность использования кадрового потенциала и формировать кадровый резерв сферы государственной молодёжной политики.

Помимо ежегодного Всероссийского конкурса профессионального мастерства существует нагрудный знак «Почётный работник молодёжной политики Российской Федерации» в соответствии с подпунктом 10.15 [8] Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 03 июня 2013 г № 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 23, ст. 2923; № 33, ст. 4386; № 37, ст. 4702). В целях поощрения лиц, работающих в сфере молодёжной политики, была утверждена ведомственная награда Министерства образования и науки Российской Федерации - звание «Почётный работник сферы молодёжной политики» [9]. Следовательно, всероссийский конкурс и нагрудный знак являются некими «маркерами» сообщества, например, конкурс профессионального мастерства - это формирование «планки» качества профессиональной деятельности, которая, в свою очередь, распространяется и «общественным» образом сертифицируется профессиональным признанием; награждение нагрудным знаком - выявление людей с заслугами в этой сфере, которые являются «маяками» в осуществлении профессиональной деятельности для остальных членов сообщества.

Система межрегиональных центров переподготовки и повышения квалификации кадров сферы государственной молодёжной политики (по окружному принципу), деятельность которых активно развивалась с 2009 г, формируется под эгидой федерального центра - на базе МГГУ имени М.А. Шолохова. Регулярные программы повышения квалификации собирали работников сферы молодёжной политики, формируя поле предметного обсуждения содержания и технологического инструментария реализации работы с молодёжью, а также обнаруживая потенциал объединения участников в некое профессиональное сообщество [10]. Сегодня деятельность системы центров повышения квалификации фактически утрачена, сложно сформировать однозначный вывод об эффективности и регулярности их деятельности.

Не вызывает сомнений, что спустя 15 лет назрела необходимость в формировании и оформлении профессионального сообщества специалистов-практиков, осуществляющих работу с молодёжью. Этот процесс идёт в разных высших учебных заведениях Российской Федерации, об этом свидетельствуют различные публикации в сборниках материалов различного уровня конференций, посвященных проблемам подготовки специалистов в сфере государственной молодёжной политики. Также периодически осуществляют работу локальные методические площадки, разово объединяющие специалистов-практиков по организации работы с молодёжью. Только вопрос об организационном оформлении профессионального сообщества так и остался на страницах различных научных публикаций.

Сегодня наиболее известными среди профессиональных сообществ являются исследования И.В. Мерсиянова, А.Ф. Чешкова, И.И. Краснопольской, авторов коллективной монографии «Самоорганизация и проблемы формирования профессиональных сообществ в России» и коллективной монографии «Профессиональные группы: сообщества, деятельность и карьера» под редакцией В.А. Мансурова; изыскания О. Иванова и О. Карлюковой, деятельность компании e-Learning World [11]. В работах перечисленных исследователей описаны следующие группы: преподаватели, учителя, врачи, 1Т-специалисты, менеджеры, представители бизнеса, юристы, учёные, журналисты.

По нашему мнению, компетентностный подход позволяет смоделировать и создать Концепцию профессионального сообщества организаторов работы с молодёжью, так как растёт спрос на получение данного образования по направлению подготовки «Организация работы с молодёжью» (как базового и как повышение квалификации и переподготовки); а также с целью реализации государственной молодёжной политики.

Именно сегодня нужны специалисты с перечнем ключевых компетенций и знаниями в данной области.

Проведенный автором статьи анализ с позиций комплексного подхода показывает, что специалисты сферы образования, патриотического воспитания, физкультуры и спорта, а также досуга, туризма заинтересованы в саморазвитии и идентификации себя как профессионалов по работе с молодёжью. Считаем, что всем вышеперечисленным представителям необходима профессиональная опора коллег из сферы государственной молодёжной политики.

Сотрудники государственных или муниципальных учреждений, государственные или муниципальные служащие, ответственные за работу с молодёжью

и (или) ведущие работу с молодёжью, нуждаются в межведомственном взаимодействии и реальной или виртуальной площадке с функцией методической площадки, с помощью которой перечисленные специалисты могут осуществлять выбор своего маршрута («трека») профессиональной идентификации себя как организатора работы с молодёжью в Пермском крае.

Необходима популяризация и публичное представление лидеров территорий, осуществляющих молодёжную политику Специалистов по организации работы с молодёжью должна знать молодёжь края, района, поселения, а не отдельные представители территории.

Индивидуальное или групповое позиционирование специалистов по работе с молодёжью позволит студентам и выпускникам направления «Организация работы с молодёжью» своевременно отслеживать для своего будущего актуальные вакантные места для трудоустройства.

Необходимо отслеживать и информировать общественность о статистическом рейтинге специалистов по организации работы с молодёжью в Пермском крае.

Следует развивать коммуникативные навыки студентов направления «Организация работы с молодёжью» в сторону обмена информацией о профессионалах в данной сфере деятельности.

Значит, наличие профессионального сообщества организаторов работы с молодёжью позволит обновлять и корректировать содержательно программу подготовки студентов за счёт получения региональных откликов реальных специалистов по организации работы с молодёжью в Пермском крае. Следовательно, при активном сотрудничестве студентов и специалистов по работе с молодёжью появится возможность получения и систематизации авторских материалов и разработок, привлечения новых авторов и соавторов из числа практиков для создания новых курсов и новых проектов в гуманитарных вузах. Поэтому в ближайшее время может появиться не только профессиональное сообщество организаторов работы с молодёжью в виде коммуникационной и методической площадки, а качественный сетевой ресурс, что позволит привлечь внимание к университету, факультету и кафедрам (престиж университета и привлечение внимания абитуриентов, студентов и выпускников направления «Организация работы с молодёжью»).

Критериями оценки эффективности деятельности профессионального сообщества организаторов работы с молодёжью становятся количественные показатели: выигранные конкурсы и гранты молодежью под руководством. Затем важно четкое распределение ролей среди участников профессионального сообщества и оценка участниками профессионального сообщества собственного вклада (индивидуальная оценка эффективности собственной деятельности и сообщества в целом). Главным критерием оценки должно стать развитие актуальных профессиональных идентичностей и профессионалов своего дела - формирование и распространение экспертного знания.

Деятельность профессионального сообщества организаторов работы с молодёжью должна быть направлена в первую очередь на стандартизацию профессиональной деятельности и координацию экспертного знания, на лоббирование профессиональных интересов сообщества и укрепление партнерского окружения.

Компетентностный подход позволяет выстраивать профессиональные маршруты и треки развития студентов направления «Организация работы с молодежью» на основе предлагаемой нами матрицы ключевых понятий: БК -ВпК - КпК - ТпК. Напомним, что в центре матрицы находится группа базовых и вариативных профессиональных компетенций организатора работы с молодёжью. Понятие «профессиональная компетенция» не определено ни в Ф3-273, ни в Трудовом кодексе Российской Федерации. Данное понятие не признаётся как тождественное категории «профессиональные компетенции» в ФГОС ВО. На сегодняшний день разработчикам СУОС+ необходимо учитывать, что основные элементы образовательного процесса необходимо формировать с учётом запроса рынка труда: области и сферы профессиональной деятельности организатора работы с молодёжью; типы задач профессиональной деятельности и задачи профессиональной деятельности; профессиональные компетенции; индикаторы достижения профессиональных компетенций (в отдельных случаях также общепрофессиональных компетенций, если они имеют прямую связь с конкретными видами профессиональной деятельности на рынке труда).

На сегодняшний день необходимо понимать, что области и сферы профессиональной деятельности организаторов работы с молодёжью согласно ФГОС ВО 3++ и СУОС+ не являются исчерпывающими. Сферы профессиональной деятельности организаторов работы с молодёжью формулируются разработчиками (куратором направления и др.) для конкретизации места выпускника в сфере реализации государственной молодёжной политики. В ФГОС ВО 3++ установлен открытый перечень областей (сфер) профессиональной деятельности, в которых выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность. В стандарте, в котором перечисляются области (сферы), указано, что выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность в других областях профессиональной деятельности и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия уровня их образования и полученных компетенций требованиям к квалификации.

Поэтому установленный в СУОС+ акцент на транс- и кросс- профессиональные компетенции считаем, актуальным и своевременным (по нашему мнению, сквозные виды профессиональной деятельности организатора работы

с молодёжью свидетельствуют о его универсальности - совокупность транс- и кросс-компетенций обеспечивает выпускнику способность осуществлять профессиональную деятельность не менее чем в одной области профессиональной деятельности и сфере профессиональной деятельности, устанавливаемых ФГОС).

В соответствии с ФГОС ВО 3++ по направлению «Организация работы с молодёжью» вуз вправе самостоятельно сформулировать индикаторы достижения универсальных и общепрофессиональных компетенций. Таким образом СУОС+ ПГНИУ по направлению «Организация работы с молодёжью» имеет свой универсальный «портфель компетенций».

Компетентностный подход позволяет по-новому раскрыть понимание «широкого круга» и универсальности портфеля компетенций не «размывает» поле профессиональной деятельности организатора работы с молодёжью, а демонстрирует его «соразмерность» широте и мультиведомственности «присутствия» молодёжи. Присутствие в матрице КпК и ТпК обозначает в индивидуальном тренинговом поле организатора работы с молодёжью его профессиональную гибкость и адаптивность, а в коллективном (в плане сообщества) поддержку и интеграцию в решении сложно-структурированных (с точки зрения многоуров-невости и «многопрофильности» задач) профессиональных задач и проектов. Основой профессиональной идентификации организатора работы с молодёжью несомненно выступают БК и ВпК, а КпК и ТпК с одной стороны обеспечивают возможные «транзиты» в разные профессиональные среды, но при связи с основой портфеля компетенций - БК и ВпК, позволяют сохранять и обогащать содержание профессиональной идентификации организатора работы с молодёжью.

Дальнейшее выстраивание профессионального сообщества в сфере молодёжной политики в Пермском крае и создание ассоциации работников сферы молодёжной политики (соответствующего кадрового обеспечения) позволит не только идентифицировать профессиональный статус работников сферы молодёжной политики и конструировать новые маршруты и треки кадрового потенциала студентов и выпускников направления «Организация работы с молодёжью», но и улучшить рейтинговые позиции региона в рейтинге субъектов РФ в СКП по реализации государственной молодежной политики.

В реализации программ подготовки «Организация работы с молодёжью» Пермского государственного национального исследовательского университета на основе компетентностного подхода обеспечивается междисциплинарная гибкость в подготовке организаторов работы с молодёжью (универсальность специалиста), обусловливающая возможность транспрофессиональных стратегий выпускников при устойчивой профессиональной идентичности организатора работы с молодёжью. Поэтому нами были рассмотрены идентификаторы, демонстрирующие то, что на сегодняшний день в образовательном стандарте по направлению подготовки «Организация работы с молодежью» (ФГОС 3++ и СУОС+ куратором направления расставлены акценты дополнения базовых компетенций транспрофессиональными и кросс-компетенциями. Именно они позволяют выпускникам направления достигать привлекательной на рынке труда «упаковки» -универсального «портфеля компетенций». Именно междисциплинарная гибкость и системная работа по усовершенствованию персонифицированных позиций выпускника/специалиста по организации работы с молодёжью за рамками учебного процесса позволяют студентам быть в курсе реального содержания сферы государственной молодёжной политики. Анализ основных образовательных стан-

Библиографический список

дартов позволил нам выявить идентификаторы выпускника направления «Организация работы с молодёжью».

На основе компетентностного подхода организатор работы с молодёжью может позиционироваться в транспрофессиональных и профессиональных средах как уникальный «ловец» социально-гуманитарных технологий, что также в некоторой степени подтверждено. Наблюдение за системной адресной деятельностью профессорско-преподавательского состава направления подготовки «Организация работы с молодёжью» в отношении студенческого контингента позволяет нам подтвердить эту гипотезу, так как на сегодняшний день выпускники данного направления (бакалавриата и магистратуры по профилю «Социально-гуманитарные технологии лидерства в молодёжной среде») действительно становятся тренерами-технологами, экспертами федерального и регионального уровней в сфере поддержки инициатив молодежи, молодежной политики, отдельных направлений (медиа, добровольчество и т.п.), пополняют профессорско-преподавательский состав кафедры культурологии и социально-гуманитарных технологий Пермского государственного национального исследовательского университета.

Следовательно, профессиональная идентификация организаторов работы с молодёжью выступает определенным регулятором, обеспечивающим стабилизацию и преобразующую функцию, сочетание которых обеспечивает профессиональное самоопределение и развитие профессионализма работника сферы государственной молодёжной политики. Средствами достижения профессиональной идентификации являются соответствующие знания и способности, которые обеспечивают реализацию активности, направленной на достижение заданной профессиональной идентификации организаторов работы с молодёжью - студентов и выпускников направления «Организация работы с молодёжью», а также специалистов-практиков, осуществляющих повышение квалификации по дополнительным профессиональным программам в Пермском государственном национальном исследовательском университете.

Создание корпоративного сообщества позволит выпускникам направления подготовки «Организация работы с молодёжью» и специалистам-практикам на основе компетентностного подхода осознать себя уникальными специалистами, подготовленными (повысившими квалификацию, прошедшими переподготовку) в рамках конкретного профильного запроса,

Поскольку в Перми и Пермском крае отсутствует устойчивое профессиональное сообщество организаторов работы с молодёжью, специалистов сферы государственной молодёжной политики, это, в свою очередь, осложняет процесс профессиональной идентификации и самоидентификации студентов и выпускников направления «Организация работы с молодёжью» Пермского государственного национального исследовательского университета. Мы полагаем, что создание ассоциации профессионалов (работников) сферы молодёжной политики Пермского края на фоне реализации общественно-профессиональных инициатив для решения проблем кадрового обеспечения молодежной политики региона может стать не только формализующим (оформляющим) объединительные и идентификационные процессы, но и стимулом к дальнейшему развитию как сообщества, так и молодежной политики Пермского края как отдельной «отрасли».

Таким образом, с позиций психологии личности развитие происходит посредством системы ценностей, смыслов и временной перспективы.

1. Чуприкова Н.И. Эмоциональные сигналы, определяющие выбор жизненного пути. Мир психологии: научно-методический журнал. 2002; № 2: 44 - 48.

2. Чуприкова Н.И., Рошелев А.Д. Дифференционно-интеграционная теория развития. Москва: Языки славянских культур, 2011.

3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

4. Варданян Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием: (На материалах подготовки педагога и психолога). Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 1999.

5. Иванова Н.В., Иванова Н.Ю., Павлов А.П. и др. Стандарты и повышение компетентности специалистов ИГУПИТ. Москва, 2010.

6. Кондаков А.М. Модели образовательного выбора и ведущие компетентности как образовательные ресурсы для развития личности, общества и государства. Мир психологии. 2004; № 2.

7. Теория и практика устойчивого ценностно-позитивного развития молодёжи: коллективная монография. Под ред. С.В. Тетерского, Т.К. Ростовской. Москва: Перспектива, 2016.

8. Григорьева И.И., Черноног Д.Н. Образование и спортивная подготовка: процессы модернизации. Вопросы и ответы. Работа с кадрами и оплата труда. Москва: Спорт, 2017.

9. О ведомственной награде Министерства образования и науки Российской Федерации почётном звании «Почётный работник сферы молодёжной политики Российской Федерации. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 января 2014 г. № 68 г. Москва. Российская газета. Федеральный выпуск. 2014; № 62 (6334). Available at: http://rg.ru/2014/03/19/pochet-doc.html

10. Сайт Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова. Федеральный координационный центр развития кадрового потенциала молодёжной политики РФ. Available at: http://mggu-sh.ru/federalnyy-koordinacionnyy-centr-razvitiya-kadrovogo-potenciala-molodezhnoy-politiki-rf

11. Иванов О., Карлюкова О. Е-Learning World. Available at: http://hr-portal/ru/articcle/professionalnye-soobshchestva-v-rossii-kolichestvennyy-analiz

References

1. Chuprikova N.I. 'Emocional'nye signaly, opredelyayuschie vybor zhiznennogo puti. Mirpsihologii: nauchno-metodicheskij zhurnal. 2002; № 2: 44 - 48.

2. Chuprikova N.I., Roshelev A.D. Differencionno-integracionnaya teoriya razvitiya. Moskva: Yazyki slavyanskih kul'tur, 2011.

3. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-celevaya osnova kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii. Moskva: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2004.

4. Vardanyan Yu.V. Stroenie irazvitie professional'noj kompetentnosti specialista s vysshim obrazovaniem: (Na materialah podgotovkipedagoga ipsihologa). Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 1999.

5. Ivanova N.V., Ivanova N.Yu., Pavlov A.P. i dr. Standarty ipovyshenie kompetentnostispecialistovIGUPIT. Moskva, 2010.

6. Kondakov A.M. Modeli obrazovatel'nogo vybora i veduschie kompetentnosti kak obrazovatel'nye resursy dlya razvitiya lichnosti, obschestva i gosudarstva. Mir psihologii. 2004; № 2.

7. Teoriya i praktika ustojchivogo cennostno-pozitivnogo razvitiya molodezhi: kollektivnaya monografiya. Pod red. S.V. Teterskogo, T.K. Rostovskoj. Moskva: Perspektiva, 2016.

8. Grigor'eva I.I., Chernonog D.N. Obrazovanie i sportivnaya podgotovka: processy modernizacii. Voprosy iotvety. Rabota s kadrami ioplata truda. Moskva: Sport, 2017.

9. O vedomstvennoj nagrade Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii pochetnom zvanii «Pochetnyj rabotnik sfery molodezhnoj politiki Rossijskoj Federacii. Prikaz ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii (Minobrnauki Rossii) ot 30 yanvarya 2014 g. № 68 g. Moskva. Rossijskaya gazeta. Federal'nyj vypusk. 2014; № 62 (6334). Available at: http://rg.ru/2014/03/19/pochet-doc.html

10. Sajt Moskovskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta imeni M.A. Sholohova. Federal'nyj koordinacionnyj centr razvitiya kadrovogo potenciala molodezhnoj politiki RF. Available at: http://mggu-sh.ru/federalnyy-koordinacionnyy-centr-razvitiya-kadrovogo-potenciala-molodezhnoy-politiki-rf

11. Ivanov O., Karlyukova O. E-Learning World. Available at: http://hr-portal/ru/articcle/professionalnye-soobshchestva-v-rossii-kolichestvennyy-analiz

Статья поступила в редакцию 27.04.20

УДК 378

Chotchaeva R.R., Cand. of Sciences (Biology), senior teacher, Karachay-Cherkess State University n.a. U.D. Aliyev (Karachayevsk, Russia),

E-mail: regina-regina17@mail.ru

Urusova F.A.-A, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Karachay-Cherkess State University n.a. U.D. Aliyev (Karachayevsk, Russia),

E-mail: ms.fatima0808@mail.ru

ENVIRONMENTAL EDUCATION OF BACHELORS IN THE DIRECTION OF "PRIMARY EDUCATION" ON THE EXAMPLE OF THE STUDY OF THE DISCIPLINE "NATURAL SCIENCES". One of the significant issues of modern pedagogy is the relevance of the educational nature of learning, as a condition for the formation of a harmonious personality. Education is a long, purposeful process of influencing the student, aimed at mastering social experience and universal culture and the formation of a harmoniously developed personality. Modern professional training of future teachers requires the introduction of environmentally oriented disciplines in the content of higher education in order to form knowledge and skills in the field of ecology. One of the ways to implement environmental education is through the discipline "Natural Sciences". The author analyzes the content, forms, methods and techniques used by him during classes in the discipline "Natural Sciences", with the aim of forming environmental knowledge and skills of bachelors in the direction "primary education". Material and research methods. The study is a summary of the work experience of a teacher of the department of vocational education, the Russian language and the methods of teaching it at the pedagogical faculty of Kara-chay-Cherkess State University n.a. U.D. Aliyev. In the course of the research work, the following tasks were solved: to reveal the ecological orientation of the content of the discipline "Natural Sciences", the bachelor's program in the "Primary Education" profile; to identify the pedagogical conditions for the formation of ecological culture of students. To solve the tasks in the research process, the following methods were applied: theoretical analysis of scientific literature on the topic of research, applied research method. The results of the study. As a result of studying the discipline "Natural History", bachelors form a responsible attitude for the life of the planet Earth, and form the ecological and pedagogical competence necessary for the successful practical work of a future specialist.

Key words: methods of teaching ecology, pedagogical education, primary education, pedagogy, ecology, environmental education.

Р.Р. Чотчаева, канд. биол. наук, ст. преп., Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск,

Е-mail: regina-regina17@mail.ru

Ф.А.-А. Урусова, канд. пед. наук, доц., Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск,

Email: ms.fatima0808@mail.ru

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»

Воспитание - длительный, целенаправленный процесс воздействия на обучающегося, направленный на освоение социального опыта и общечеловеческой культуры и формирование гармонично развитой личности. Современная профессиональная подготовка будущих учителей требует внедрения в содержание высшего образования дисциплин, направленных на формирование знаний, умений и навыков в области экологии. Один из путей реализации экологического воспитания - посредством дисциплины «Естествознание». Целью исследования данной статьи является то, что авторы проводят анализ содержания, форм, методов и приемов, используемых ими во время занятий по дисциплине «Естествознание» с целью формирования экологических знаний и умений бакалавров направления «Начальное образование». Исследование представляет собой обобщение опыта работы преподавателей кафедры профессионального образования, русского языка и методики его преподавания педагогического факультета Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева. В ходе исследовательской работы решались следующие задачи: раскрыть экологическую направленность содержания дисциплины «Естествознание», программы подготовки бакалавров по направлению «Начальное образование»; выявить педагогические условия формирования экологической культуры студентов. Для решения поставленных задач в процессе исследовательской работы были применены следующие методы: теоретический анализ научной литературы по теме исследования, метод прикладного исследования. В результате изучения дисциплины «Естествознание» у бакалавров формируется более ответственное отношение к жизни планеты Земля, формируется эколого-педагогическая компетентность, необходимая для успешной практической деятельности будущего специалиста.

Ключевые слова: методика обучения экологии, педагогическое образование, педагогика, экология, экологическое воспитание.

Развитие экологической науки, ее фундаментальных и прикладных исследований, интеграция естественнонаучных, обществоведческих и технических дисциплин все более повышает роль экологических знаний в формировании мировоззрения бакалавров, их представлении о единой научной картине мира, что является основой воспитания в процессе обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По мнению Н.А. Ивановой, «экологическую подготовку будущих педагогов начального образования следует направлять на качественное усвоение ими всего объема экологических знаний в соответствии со спецификой программ дисциплин «Основы естествознания», «Основы экологической культуры», «Современные концепции естествознания», учебные практики и др.» [1, с. 68].

Ведущая цель современного образования - максимально приблизить обучение и воспитание к запросам времени, помочь раскрытию всех дарований личности. С каждым новым государственным стандартом образования возрастает роль самостоятельной познавательной деятельности студентов. Бакалавр должен уметь рационально работать со структурными компонентами учебника, выделять в тексте главные вопросы, пользоваться биологической, экологической, географической терминологией, анализировать, выявлять причинно-следственные зависимости, сравнивать, обобщать.

В данной статье авторы проводят анализ содержания, форм, методов и приемов, реализуемых ими во время занятий по дисциплине «Естествознание» с целью формирования экологических знаний и умений бакалавров направления «Начальное образование».

Исследование представляет собой обобщение опыта работы преподавателей кафедры профессионального образования, русского языка и методики его преподавания педагогического факультета Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева. В ходе исследовательской работы решались следующие задачи: раскрыть экологическую направленность содержания дисциплины «Естествознание», программы подготовки бакалавров по профилю «Начальное образование»; выявить педагогические условия формирования экологической культуры студентов. Для решения поставленных задач в процессе исследовательской работы были применены следующие методы: теоретический анализ научной литературы по теме исследования, метод прикладного исследования.

В связи с экологизацией образования и введением в учебный план вуза интегрированных курсов экологической направленности встает вопрос об обеспечении бакалавров необходимой литературой. Авторами готовится учебно-мето-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.