Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ ВЗРОСЛЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА: ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ ВЗРОСЛЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА: ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ / СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ ВЗРОСЛЫЕ / СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иоаниди В.А.

Отношение к возрасту в России и за рубежом стремительно меняется. Сейчас взрослые люди среднего возраста справедливо признаны способными к продолжению образовательной и профессиональной деятельности, активному саморазвитию, продолжительной экономической активности и финансовой независимости. Включенность взрослых среднего возраста в социальную жизнь в семье и обществе показывает их готовность к профессиональному и личностному развитию на протяжении всей жизни. Процесс сопровождения профессионального саморазвития в образовательной среде должен быть целостным и системно-организованным. В нем должны быть созданы психологические и педагогические условия для успешного профессионального обучения и личностного саморазвития. В ходе теоретического исследования уточнено содержание понятия «профессиональное саморазвитие обучающихся взрослых среднего возраста»; выделены стадии и этапы психолого-педагогического сопровождения профессионального саморазвития взрослых; проведена оценка уровня готовности обучающихся взрослых среднего возраста и их реальная включенность в процесс профессионального саморазвития; уточнены педагогические и психологические условия психолого-педагогического сопровождения обучающихся взрослых среднего возраста; проанализирована эффективность деятельности участников разработанной программы сопровождения и эффективность программы в целом. Профессиональное саморазвитие взрослых обучающихся среднего возраста возможно путем реализации программы психолого-педагогического сопровождения. Для эффективного процесса сопровождения профессионального саморазвития необходимо создать соответствующую образовательную среду и условия для формирования включенности, и готовности обучающихся в этот процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иоаниди В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF MIDDLE-AGED ADULT LEARNERS: OPPORTUNITIES FOR PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT

The attitude to age in Russia and abroad is rapidly changing. Now middle-aged adults are fairly recognized as capable of continuing their educational and professional activities, active self-development, long-term economic activity and financial independence. Middle-aged adults remain involved in social life in the family and society, and are ready to develop professionally and personally throughout their lives. The process of supporting professional self-development in the educational environment should be holistic and systemically organized, in which psychological and pedagogical conditions are created for successful professional training and personal self-development In the course of the theoretical study clarified the meaning of “professional self-development of students middle-age adults”; the highlighted stages of psychological and pedagogical support of professional self-development for adults; evaluation of the level of readiness of students of middle-age adults and their actual involvement in the process of professional self-development; updated pedagogical and psychological conditions of psychological and pedagogical support of students middle-age adults; the effectiveness of the activities of the participants of the developed support program and the effectiveness of the program as a whole are analyzed. Professional self-development of middle-aged adult students is possible through the implementation of a program of psychological and pedagogical support. For an effective process of supporting professional self-development, it is necessary to create an appropriate educational environment and conditions for the formation of students involvement and readiness in this process.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ ВЗРОСЛЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА: ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ»

DOI: 10.25198/1814-6457-229-31 УДК 377, 013,83 : 005.963.1

Иоаниди В.А.

Оренбургский государственный педагогический университет, г Оренбург, Россия

E-mail: veronikaoren777@gmail.com

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ ВЗРОСЛЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА: ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Отношение к возрасту в России и за рубежом стремительно меняется. Сейчас взрослые люди среднего возраста справедливо признаны способными к продолжению образовательной и профессиональной деятельности, активному саморазвитию, продолжительной экономической активности и финансовой независимости. Включенность взрослых среднего возраста в социальную жизнь в семье и обществе показывает их готовность к профессиональному и личностному развитию на протяжении всей жизни. Процесс сопровождения профессионального саморазвития в образовательной среде должен быть целостным и системно-организованным. В нем должны быть созданы психологические и педагогические условия для успешного профессионального обучения и личностного саморазвития.

В ходе теоретического исследования уточнено содержание понятия «профессиональное саморазвитие обучающихся взрослых среднего возраста»; выделены стадии и этапы психолого-педагогического сопровождения профессионального саморазвития взрослых; проведена оценка уровня готовности обучающихся взрослых среднего возраста и их реальная включенность в процесс профессионального саморазвития; уточнены педагогические и психологические условия психолого-педагогического сопровождения обучающихся взрослых среднего возраста; проанализирована эффективность деятельности участников разработанной программы сопровождения и эффективность программы в целом.

Профессиональное саморазвитие взрослых обучающихся среднего возраста возможно путем реализации программы психолого-педагогического сопровождения. Для эффективного процесса сопровождения профессионального саморазвития необходимо создать соответствующую образовательную среду и условия для формирования включенности, и готовности обучающихся в этот процесс.

Ключевые слова: профессиональное саморазвитие, сопровождение, обучающиеся взрослые, средний возраст.

loannidi V. A.

Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia E-mail: veronikaoren777@gmail.com

PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF MIDDLE-AGED ADULT LEARNERS: OPPORTUNITIES FOR PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT

The attitude to age in Russia and abroad is rapidly changing. Now middle-aged adults are fairly recognized as capable of continuing their educational and professional activities, active self-development, long-term economic activity and financial independence. Middle-aged adults remain involved in social life in the family and society, and are ready to develop professionally and personally throughout their lives. The process of supporting professional self-development in the educational environment should be holistic and systemically organized, in which psychological and pedagogical conditions are created for successful professional training and personal self-development

In the course of the theoretical study clarified the meaning of "professional self-development of students middle-age adults"; the highlighted stages of psychological and pedagogical support of professional self-development for adults; evaluation of the level of readiness of students of middle-age adults and their actual involvement in the process of professional self-development; updated pedagogical and psychological conditions of psychological and pedagogical support of students middle-age adults; the effectiveness of the activities of the participants of the developed support program and the effectiveness of the program as a whole are analyzed.

Professional self-development of middle-aged adult students is possible through the implementation of a program of psychological and pedagogical support. For an effective process of supporting professional self-development, it is necessary to create an appropriate educational environment and conditions for the formation of students involvement and readiness in this process.

Key words: professional self-development, support, learning adults, middle age.

Введение

Постиндустриальный этап развития общества характеризуется усилением роли и значения человеческого капитала как главного фактора социально-экономического развития. Отмечается обострение ряда проблем, среди которых следует выделить профессиональное саморазвитие обучающихся взрослых среднего возраста. Становится очевидным, что современному человеку необходимо не только высокий уровень образования, но и психолого-педагогическое сопровождение.

Однако в реальной образовательной практике не всегда созданы условия, необходимые для успешного решения задач профессионального развития обучающихся взрослых среднего возраста. Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что в связи с осуществляемой в стране пенсионной реформой, увеличением пенсионного возраста возникает целый ряд значимых социально-экономических вопросов, актуализируется потребность изучения образовательных стратегий взрослого трудоспособного населения, каналов и механизмов смены профессиональной деятельности, которые в практике социологических исследований понимаются как горизонтальная профессиональная мобильность.

По различным оценкам экспертного сообщества уже в ближайшие 10-15 лет произойдет кардинальное изменение ландшафта занятости. Возникает интерес к иным формам занятости, например, удаленной работе, потому что «на дистанционной работе вообще всем все равно, сколько мне лет, где я работаю, важен конечный результат» ... (женщина, 45 лет, Москва). Уход в индивидуальные предприниматели, попытки самостоятельного создания новых точек роста с учетом социально-экономических изменений окружающей действительности, ориентация на свои собственные силы в условиях недостаточности государственной поддержки становятся все более распространенными. [1] Сложившаяся ситуация требует теоретического осмысления проблемы профессионального саморазвития обучающихся взрослых среднего возраста.

Теоретические основы исследования

В условиях исторических изменений в обществе, область образования обучающего-

ся взрослых среднего возраста, становится одной из перспективных областей психолого-педагогических знаний. Образовательный процесс этого направления должен измениться в новых социально-экономических условиях. Перед государством стоит задача оказания помощи обучающимся в преодолении периода экономических преобразования. В этой ситуации особенную ценность приобретает научный анализ оснований и принципов образования обучающегося взрослых среднего возраста. В последнем десятилетии были проведены фундаментальные исследования учеными (С.Г. Вершловским, В.В. Горшковой, Л.И. Ермаковой, С.И. Змеевым, Н.П. Литвиновой, В.Г. Анушкиным и др.) разработана научная терминология, определена позиция обучающегося взрослого, рассмотрены потребности обучающихся разных категорий населения. Поставлены цели обучения и разработаны механизмы их достижения. В рамках науки андрологии, обучение взрослых рассматривается в контексте непрерывного процесса жизненного пути. Специфика образования обучающегося взрослых среднего возраста изучается в социально-педагогических и социально-психологических исследованиях, что позволяет выделить этапы жизненного пути, обучающегося и его профессиональное становление.

Анализируя потребности обучающихся взрослых в развитии образовательных ориентации, выявляется специфичность их интересов, они характеризуются различными факторами (профессиональная занятость, положение в семье, поли т.д.). Главное в развитии образования в среднем возрасте удовлетворить образовательные потребности людей, имеющих активную жизненную и образовательную потребность.

Рассматривая динамику развития психики в разные возрастные периоды А. Р. Лурия и Л.С. Выготский сделали вывод, что в среднем взрослом возрасте человек вполне обучаем, вот длительность временного перерыва в обучении оказывает существенное влияние на процесс обучения: «длительное отсутствие обучения является. известным тормозом для умственного развития» [2].

Таким образом, в психолого-педагогической литературе нет точного определения понятия и термина «обучающиеся среднего возраста». Проведенный нами анализ теоретических ис-

точников и публикаций позволяет сформулировать следующее рабочее определение этого термина: обучающийся взрослые среднего возраста - это взрослый человек, обладающий предыдущим профессиональным и жизненным опытом, сложившимися принципами и идеалами, с активной жизненной и образовательной позицией.

Проведенный теоретико-методологический анализ проблем профессионального саморазвития показал, что на этот процесс влияют не только внешние условия, но и внутренние факторы, потому что профессиональные качества обучающихся формируются исходя из потребностей личности и направленны на достижение определенного уровня самореализации личности.

Опираясь на теоретический анализ можно определить профессиональное саморазвитие взрослых обучающихся среднего возраста -это активный, сознательный, целенаправленный процесс повышения уровня собственной профессиональной компетенции и развития личностных качеств, которые помогают соответствовать внешним социальным требованиям и удовлетворяющим личные потребности в самореализации, саморазвитии, личностном и профессиональном росте.

Определение Э.Ф Зеера психолого-педагогическое сопровождение - это движение вместе с изменяющейся личностью, определение возможных путей развития, поддержку и помощь, мы взяли в качестве основного в данном исследовании и это позволило сформулировать теоретико-методологические основания психолого-педагогического сопровождения профессионального саморазвития взрослых обучающихся среднего возраста. По мнению Э.Ф. Зеера, в психолого-педагогическом сопровождении нуждаются люди, которые испытывают потребность в психологической поддержке. В нашем исследовании, в психолого-педагогическом сопровождении нуждаются взрослые обучающиеся среднего возраста.

Важно отметить, что процесс психолого-педагогического сопровождения организован в виде совместной деятельности обучающего и обучающегося на всех этапах: диагностики, планирования, создания условий и анализа полученных результатов (оценивания и коррекции).

Таким образом, обладая определенными навыками и умениями совместной учебной деятельности, имея представление об организации учебного процесса, владения навыками учебной работы, возможно достаточно эффективно пройти все этапы предложенного психолого-педагогического сопровождения, соблюдая выявленные педагогические и психологические условия.

Методология исследования

Методологическим основанием работы является деятельностный подход, отражающий практико-ориентированную направленность психолого-педагогического сопровождения профессионального саморазвития взрослых обучающихся среднего возраста.

Наше исследование потребовало теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы, а также анализ результатов изучения готовности и реальной включенности обучающихся взрослых среднего возраста в процесс профессионального саморазвития.

Изучив проблему психолого-педагогического сопровождения профессионального саморазвития обучающихся взрослых среднего возраста, мы использовали комплекс научно-исследовательских методов. Основным методом явилась экспериментальная работа, которая проводилась в Оренбургском государственном педагогическом университете (Институт педагогики и психологии) с 2019 по 2020 год. Участниками экспериментальной работы стали взрослые обучающиеся среднего возраста в количестве 25 человек профессиональной переподготовки по направлению «Практическая психология» и «Практическая психология (с основами семейного консультирования)».

Нами проводилась оценка уровня готовности обучающихся взрослых среднего возраста и их реальной включенности в процесс профессионального саморазвития. На данном этапе применялись методы анкетирования (анкета, модифицированная нами на основе теста Н.П Фетискина и В.В Козлова «Оценка реализации потребностей педагога в самореализации»), тестирования (методика Н.П Фетискина, В.В Козлова, Г.М Мануйлова «Диагностика уровня парциальной готовности к профессионально-педагогическому самораз-

витию»), опроса (разработанный нами опросник «Изучение включенности обучающихся взрослых среднего возраста в процесс профессионального саморазвития»).

Также на данном этапе были проанализированы полученные данные с применением методов первичных статистик (средние выборочные показатели, процентные соотношения и др.).

Результаты исследования

Анализ полученных данных начнем с рассмотрения результатов, полученных по анкете, модифицированной нами на основе теста Н.П. Фетискина и В .В Козлова «Оценка реализации потребностей педагога в самореализации».

Проведенное анкетирование, в котором учувствовало 25 обучающихся взрослых среднего возраста, позволило нам выявить следующую картину уровня готовности обучающихся к саморазвитию (рис.1)

На рисунке 1 показано, что только 4% взрослых обучающихся среднего возраста оценили свой уровень готовности «высокий», с устойчивым стремлением к саморазвитию, сформированным желанием обучаться, детально осуществлять планирование своей деятельности, готовые преодолевать трудности и препятствия, готовые брать ответственность за свою жизнь.

28% выборки - это обучающиеся со средним уровнем готовности к саморазвитию, т. е. не системным саморазвитием, зависящим от условий, но с развитым положительным отношением к саморазвитию, что проявляется в стремлении к восприятию нового и потребности в образовательной деятельности.

68% обучающихся взрослых среднего возраста оценили свой уровень готовности к провоз

28%

4%

Высоким уровень Грешит уровень П.1 ;к,!|! уровень

Рисунок 1 - Уровни готовности взрослых обучающихся среднего возраста к саморазвитию

фессиональному саморазвитию как низкий. Такой уровень выражается в положительном отношении к саморазвитию, но слабом умении планировать свою деятельность, низком уровне самоорганизации, в эпизодическом интересе к обучению и саморазвитию, в необходимости внешнего стимулирования к развитию и саморазвитию.

Готовность обучающихся взрослых среднего возраста к профессиональному саморазвитию изучалась нами с помощью оценки уровня развития отдельных компонентов по методике «Диагностика уровня парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию. в данной методике таких компонентов семь: мотивационный, нравственно-волевой, когнитивный, гностический, организационный, способности к самоуправлению, коммуникативные способности. Каждый из этих компонентов содержит ряд показателей, которые раскрывают его содержание. Оценка этих показателей велась по девятибалльной шкале от 1 до 9.

Анализируя полученные результаты в целом мы можем отметить, что по всем компонентам у обучающихся показатели выше среднего. Большинство обучающихся имеют высокий уровень готовности к профессиональному саморазвитию. Самой распространенной формой активности по профессиональному саморазвитию является чтение профессиональной литературы и именно в электронном виде, экономя время и средства. Так же важным действием в самообразовательной деятельности является перенимание опыта коллег, здесь играют активную роль коммуникативные способности. Высокая оценка показателей мотивационного компонента демонстрирует интерес обучающихся к профессии, декларирует намерение овладевать и совершенствоваться в ней. Нравственно-волевой компонент показывает, что обучающимся нравится учиться и они намерены довести начатое дело до конца, чему способствует трудолюбие и целеустремленность. Высокая оценка своих образовательных знаний (когнитивный компонент) может отрицательно влиять на процесс саморазвития, потому что, оценивая свои знания достаточно высоко снижается зона роста. Данные опроса также говорят о готовности обучающихся к восприятию, анализу и переработке информации в ходе своего профессионального

саморазвития и готовности к успешной познавательной деятельности. «Способность к самоуправлению» показывает умение управлять собой и своими планами на разных этапах профессионального саморазвития. Ниже прочих был оценен организационный компонент - это является показанием области для дальнейшего самосовершенствования и может определять сниженные показатели общей готовности к профессиональному саморазвитию, выявленные по результатам первой методики.

Мы предположили, что высокие показатели готовности обучающихся взрослых среднего возраста к профессиональному саморазвитию не обязательно реализуется в этой деятельности. Дальнейшее исследование позволило нам выявить, как фактически осуществляется деятельность обучающихся по профессиональному саморазвитию.

Реальную включенность обучающихся в процесс профессионального саморазвития мы изучали с помощью разработанного для этой цели опросника «Изучение включенности обучающихся взрослых среднего возраста в процесс профессиональное саморазвитие».

Полученные результаты показывают, что более простые формы профессионального саморазвития, предложенные в опроснике, отмечаются значительно чаще. Причина заключается в их простоте для осуществления и доступности для всех без исключения, даже начинающих практических психологов.

В ходе дальнейшей обработки результатов опроса, в соответствии с предложенной методикой, у каждого обучающегося был определен общий уровень включенности в профессиональное саморазвитие. Все выбранные варианты ответов суммировались и были переведены в проценты. Полученные данные приедены на гистограмме (рис. 2).

Подводя итоги, отметим следующее. Го -товность к профессиональному саморазвитию у большинства обучающихся взрослых среднего возраста находится на достаточно высоком уровне по всем предложенным компонентам. По показателям мотивационного компонента высокие оценки показали заинтересованное отношение участников опроса к выбранной профессии, декларируемое намерение развиваться и совершенствоваться в ней. Результаты пока-

зателей нравственно - волевого компонента показывают, что обучающимся нравиться учиться. Присутствует намерение доводить начатое дело до конца, этому способствует трудоспособность и целеустремленность. Высокая оценка обучающимися своих общеобразовательных и методических знаний и умений вселяет оптимизм. Предположительно это может отрицательно влиять на реальную деятельность по профессиональному саморазвитию, так как текущие оценки практически максимальные и зона для роста не велика. Данные опроса также говорят о готовности обучающихся к восприятию, переработке, анализу и накоплению информации в ходе процесса профессионального саморазвития, обладание важными для успешной познавательной деятельности характеристиками личности. Оценки «Способности к самоуправлению» подразумевают их умение управлять собой на разных этапах профессионального самоуправлению. Высоко оценены обучающимися коммуникативные способности, это может способствовать привлечению сторонних ресурсов в свой процесс профессионального саморазвития, эффективной и бесконфликтной коммуникации, обмену опытом и знаниями. Ниже прочих был оценен организационный компонент, можно предположить, что это показывает область для их дальнейшего самосовершенствования.

Проведенный анализ результатов изучения рольного участия и понимания процесса профессионального саморазвития обучающихся взрослых среднего возраста выявил, что, не смотря на заявленную готовность к профессиональному саморазвитию, большая часть опрошенных обучающихся активно используют в этом процессе только самые простые формы

ям

32%

1 16% ■

Начальный Средний Высший

Рисунок 2 - Уровни включенности обучающихся взрослых среднего возраста в профессиональное саморазвитие

саморазвития. Следовательно, их профессиональное саморазвитие ограничено, и имеет место противоречие между уровнем готовности обучающихся и уровнем включенности их в профессиональное саморазвитие. Так, полученные данные первичной диагностики подтверждают необходимость организации специального психолого-педагогического сопровождения профессионального саморазвития взрослых обучающихся среднего возраста.

Мы уточнили и констатировали условия психолого - педагогического сопровождения профессионального саморазвития обучающихся взрослых среднего возраста.

Основными педагогическим условиями выступают:

- использование фасилитирующих методов и форм, способствующих накоплению знаний;

организация (по отношению к содержанию обучения) новой (по отношению к обучающемуся) среды, в которой происходит не передача знаний от одного к другому, а обмен информацией, вследствие чего обучение носит индивидуальный характер;

- создание особых теоретико-практических и практико-теоретических ситуаций на основе самостоятельно проработанного материала и полученных результатов, что создает условия для профессионального общения и с теми, кто принадлежит к этой профессии, и с представителями смежных профессий.

Также педагогические условия включают: самообразование на основе саморазвития, индивидуальный подход, условия для организации деятельности, творческий потенциал, условия для профессионального общения, совместная деятельность обучающего и обучающегося.

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального саморазвития обучающихся среднего возраста должно осуществляться также и при соблюдении ряда психологических условий:

- условия осуществления развивающего процесса:

1) этапность процесса профессионального саморазвития: принятие профессионального саморазвития как ценности; самооценка себя как субъекта профессионального саморазвития и рефлексия успешности и возникающих затруднений; инвентаризация, переосмысле-

ние и освоение нового знания; систематизация и обобщение способов действий; расширение сфер профессионального саморазвития; наращивание интегративности в совершенствовании процессов саморазвития;

2) направленность на развитие содержания компонентов готовности к профессиональному саморазвитию (мотивационный, нравственно-волевой, когнитивный, гностический, организационный, способность к самоуправлению, коммуникативный);

- средства развития компонентов готовности к профессиональному саморазвитию:

1) основные: моделирование и проектирование;

2) вспомогательные: интроспекция, эмпа-тия, средства логического анализа, творческие техники, метод позитивного (оптимального) самоутверждения, средства управления эмоциями, средства рефлексии и анализа конфликтных ситуаций, средства расширения кругозора.

На основании данных представлений об условиях нами была разработана и реализована программа (тренинг) психолого-педагогического сопровождения профессионального саморазвития обучающихся среднего возраста.

Программа тренинга включила проработку этапов развития психолого-педагогической компетентности обучающихся (от принятия профессионального саморазвития как ценности до расширения сфер профессионального саморазвития и наращивания интегративности в совершенствовании форм и способов саморазвития) посредством методов моделирования и проектирования, направленных на развитие содержания компонентов готовности к профессиональному саморазвитию.

На аналитическом этапе проводился анализ эффективности деятельности участников программы сопровождения и эффективность программы в целом. Средством работы на данном этапе явилась повторная диагностика параметров готовности и реальной включенности в саморазвитие у взрослых обучающихся среднего возраста и сравнение данных с данными первичной диагностики (математико-статистическая оценка значимости изменений).

Для большей наглядности представим данные в виде диаграммы (рис.3).

Критерием результативности является повышение уровней готовности и реальной включенности в профессиональное саморазвитие у обучающихся среднего возраста, в том числе по отельным компонентам готовности.

Рисунок 3 - Динамика показателей по компонентам готовности к профессиональному саморазвитию

Также можно отметить и рост уровневых показателей готовности к саморазвитию. На гистограмме (рис. 4) мы можем видеть, что высокий уровень готовности к профессиональному саморазвитию у взрослых обучающихся среднего возраста стал встречаться в 4 раза чаще, количество средних показателей увеличилось на 12%, а количество низких - снизилось на 24%. Такие результаты свидетельствуют о том, что у большинства взрослых обучающихся среднего возраста повысилась готовность к профессиональному саморазвитию: они стали более осознанно подходить к вопросам профессионального саморазвития, искать пути и средства достижения проставленных целей, обращать внимание на потребности в профессиональном саморазвитии.

При этом отмечается также и повышение уровня реальной включенности в профессиональное саморазвитие в рассматриваемой выборке (рис. 5).

По данным рисунка 5 мы можем отметить, что показатели низкого (начального) уровня реальной включенности в профессиональное саморазвитие в нашей выборке стали встречаться реже на 24%, тогда как количество средних показателей выросло на12%, вы-Рисунок 4 - Динамика роста уровня готовности к профессиональному соких - также на 12%. Это свиде-

саморазвитию,% тельствует о том, что у взрослых

обучающихся среднего возраста повысилась включенность в реальное профессиональное саморазвитие.

Заключение

Нами была разработана программа психолого-педагогического сопровождения профессионального саморазвития взрослых обучающихся среднего возраста как реализация предложенной процессной модели. В качестве основ-

Рисунок 5 - Динамика роста уровня включенности обучающихся ной и наиболее интенсивной рабо-взрослых среднего возраста в профессиональное саморазвитие,%

ты в программе предусмотрено прохождение участниками специального тренинга по развитию готовности к профессиональному саморазвитию. Решаются задачи развития понимания ценности профессионального саморазвития; актуализации рефлексии особенностей собственного профессионального саморазвития у испытуемых; развития содержания компонентов готовности к профессиональному саморазвитию (мотивационный, нравственно-волевой, когнитивный, гностический, организационный, способность к самоуправлению, коммуникативный); инвентаризации, переосмысления и освоения новых форм и способов профессионального саморазвития; расширения сфер профессионального саморазвития и наращивания интегративности в совершенствовании форм и способов саморазвития. Основными средствами работы при решении данных задач выступают упражнения и игры с применением методов мо-

делирования и проектирования, направленные на проработку содержания компонентов готовности к профессиональному саморазвитию.

На этапе апробации и оценки результативности со статистической достоверностью 0,05 и 0,01 по и-Манна-Уитни мы убедились, что психолого-педагогическое сопровождение профессионального развития взрослых обучающихся среднего возраста будет эффективным, если обучающиеся среднего возраста рассматриваются как взрослые имеющие жизненный опыт, потребность в самостоятельности, прагматически-ориентированную мотивацию получения образования, стремление немедленно применить полученные знания, но при этом имеющие психологические барьеры, препятствующие обучению (стереотипы, установки, опасения) и если соблюдаются педагогические и психологические условий.

9.12.2020

Список литературы:

1. Попова, Е.С. Смена профессии после 45 лет: мотивы и перспективы прохождения программ профессиональной переподготовки / Е.С. Попова // Профессиональное образование и рынок труда. - 2019. - №1. - С. 89-98.

2. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология: учеб. для вузов / А.К. Болотова. - М.: НИУ Высшая школа экономики, 2014. - 528 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Змеев, С.И. Проблемы и пути их решения в организации обучения на андрагогических принципах в сфере послевузовского дополнительного профессионального образования / С.И. Змеев // Медицинское образование: сборник тезисов. - 2013. -С. 188-190.

4. Коблева А.Л. Андрагогический подход к формированию мотивации профессионально-педагогической деятельности педагогов / А.Л. Коблева, Т.П. Морозова // Фундаментальные исследования. - 2013. - №1 (Ч. 1). - С. 116-119.

5. Педагогика: учебник / В.Г. Рындак, А.М. Аллагулов, Т.В. Челпаченко [и др.]; под. общ. ред. В.Г. Рындак. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 427 с.

6. Психология саморазвития человека в системе «образование - профессия - общество»: подходы и результаты исследований: коллективная монография / Под ред. М.М. Дудиной. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2015. - 270 с.

7. Резинкина, Л.В. Самообразование как ведущий фактор поддержки непрерывного образования взрослых / Л.В. Резинкина // Человек и образование. - 2016. - №3 (48). - С.171-176.

8. Рындак, В.Г. Женщина XXI века: стратегия успеха / В.Г. Рындак. - М.: Новелла, 2011. - 364 с.

9. Фролова, Ф.Ф. Формирование компетенции профессионального саморазвития у будущих социальных работников: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Фролова Фарида Фидаилевна. - Казань: КНИТУ 2016. - 24 с.

10. Чамина, О.Г. Продуктивное обучение: потенциал развития в высшей школе / О.Г. Чамина // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №5. - С. 41-45.

11. Шабашова, Е.Н. Особенности мотивационной сферы слушателей, получающих послевузовское дополнительное профессиональное образование / Е.Н. Шабашова // Вестник Новгородского государственного университета. - 2010. - №58. - С. 79-82.

12. Щукина, М.А. Психология саморазвития личности: монография / М.А. Щукина. - СПб.: СПбГУ 2015. - 348 с.

13. Немов, Р.С. Общая психология. Т.3. Психология личности / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2015. - 752 с.

14. Неволина, В.В. Ресурсы профессионального саморазвития личности студента в медицинском образовании: теория и методология: монография / В.В. Неволина. - Оренбург: Издательство «Перо», 2016. - 194 с.

15. Лебедева, Н.В. Обучение взрослых на курсах переподготовки: принципы и условия / Н.В. Лебедева // Научный диалог. -2013. - №4 (16). - С. 12-17.

16. Иоаниди, В.А. Обучающиеся среднего возраста: постановка проблемы их развития / В.А. Иоаниди // Психология и педагогика XXI века: актуальные вопросы, достижения и инновации: материалы Всерос. студ. науч.-практ. конф. - Орехово-Зуево: Редакционно-издательский отдел ГГТУ 2019. - С. 241- 245.

17. Иоаниди, В.А. К вопросу о мотивации обучающихся среднего возраста / В.А. Иоаниди // Психология и педагогика XXI века: актуальные вопросы, достижения и инновации: материалы Всероссийской студенческой науч.-практич. конф.: Орехово-Зуево: Редакционно-издательский отдел ГГТУ 2019. - С. 238-241.

18. Иоаниди, В.А. Обучающиеся среднего возраста как педагогический феномен / В.А. Иоаниди // Актуальные проблемы педагогики и образования: сборник научных статей / Науч. ред. и сост. Н.А. Асташова. - Брянск: РИО БГУ; Изд-во «Полограм-Плюс», 2019. - С.152-157.

19. Васягина, Н.Н. Обучение взрослых: опыт и перспективы / Н.Н. Васягина // Педагогическое образование в России. - 2012. -№2. - С. 9-12.

20. Вершловский, С.Г. Андрагогика: учеб.-метод. пособие / С.Г. Вершловский. - СПб: СПб АППО, 2014. - 148 с.

References:

1. Popova E.S. Change of profession after 45 years: motives and prospects of passing professional retraining programs. Professional'noe obrazovanie i rynok truda [Professional education and the labor market], 2019, no. 1, pp. 89-98.

2. Bolotova A.K. Psihologiya razvitiya i vozrastnaya psihologiya [Developmental psychology and age psychology]. Moscow, NRU Higher School of Economics, 2014, 528 p.

3. Zmeev S.I. Problems and ways of their solution in the organization of training on andragogical principles in the field of postgraduate additional professional education. Medicinskoe obrazovanie: sbornik tezisov [Medical education: collection of theses], 2013, pp. 188-190.

4. Kobleva A.L., Morozova T.P. Andragogical approach to the formation of motivation of professional and pedagogical activity of teachers. Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental Research], 2013, no. 1 (Part. 1), pp. 116-119.

5. Ryndak V.G., Allagulov A.M., Chelpachenko T.V. Pedagogika: uchebnik [Pedagogy: textbook]. Moscow, INFRA-M, 2017, 427 p.

6. Dudina M.M. Psihologiya samorazvitiya cheloveka v sisteme «obrazovanie — professiya — obshchestvo»: podhody i rezul'taty issledovanij: kollektivnaya monografiya [Psychology of human self-development in the system "Education-profession-society": approaches and research results: a collective monograph], Ekaterinburg, Publishing house of the Russian state prof.-ped. un-ta, 2015, 270 p.

7. Rezinkina L.V. Self-education as a leading factor in supporting adult continuing education. CHelovek i obrazovanie [Man and education], 2016, no. 3 (48), pp. 171-176.

8. Ryndak V.G. ZHenshchinaXXI veka: strategiya uspekha [The woman of the XXI century: the strategy of success]. Мoscow, Novella, 2011, 364 p.

9. Frolova F. F. Formation of competence of professional self-development in future social workers. Extended abstract of candidate's thesis. Kazan, KNITU, 2016, 24 p.

10. Chamina O.G. Productive learning: the potential of development in higher education. Sovremennyeproblemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2015, no. 5, pp. 41-45.

11. Shabashova E.N. Features of the motivational sphere of students receiving postgraduate additional professional education. Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Novgorod State University], 2010, no. 58, pp. 79-82.

12. Shchukina M.A. Psihologiya samorazvitiya lichnosti: monografiya [Psychology of personal self-development: monograph]. St. Petersburg, St. Petersburg State University, 2015, 348 p.

13. Nemov R.S. Obshchayapsihologiya. T.3. Psihologiya lichnosti [General psychology. Vol. 3. Psychology of personality], Moscow, Yurayt, 2015, 752 p.

14. Nevolina V.V. Resursyprofessional'nogo samorazvitiya lichnosti studenta v medicinskom obrazovanii: teoriya i metodologiya: monografiya [Resources of professional self-development ofthe student's personality in medical education: theory and methodology: monograph]. Orenburg, Pero Publishing House, 2016, 194 p.

15. Lebedeva N.V. Adult education in retraining courses: principles and conditions. Nauchnyj dialog [Scientific dialogue], 2013, no. 4 (16), pp. 12-17.

16. Ioannidi V.A. Students in middle age: the problem oftheir development. Psihologiya ipedagogikaXXI veka: aktual'nye voprosy, dostizheniya i innovacii: materialy Vseros. stud. nauch.-prakt. konf [Psychology and pedagogy of the XXI century: current issues, achievements and innovations: Proceedings of the All-Russian students Scientific and Practical Conference]. Orekhovo-Zuyevo, Editorial and publishing department of GSTU, 2019, pp. 241-245.

17. Ioannidi V.A. On the question of motivation of middle-aged students. Psihologiya ipedagogikaXXI veka: aktual'nye voprosy, dostizheniya i innovacii: materialy Vseros. stud. nauch.-prakt. konf [Psychology and pedagogy of the XXI century: current issues, achievements and innovations: Proceedings of the All-Russian students Scientific and Practical Conference]. Orekhovo-Zuyevo, Editorial and publishing department of GSTU, 2019, pp. 238-241.

18. Ioanidi V.A. Learning middle age as a pedagogical phenomenon. Aktual'nye problemy pedagogiki i obrazovaniya: sbornik nauchnyh statej [Actual problems of pedagogy and education: collection of scientific articles]. Bryansk, RIO BSU Publishing house "Pologram-Plus", 2019, pp. 152-157.

19. Vasyagina N.N. Adult education: experience and prospects. Pedagogicheskoe obrazovanie vRossii [Pedagogical education in Russia], 2012, no. 2, pp. 9-12.

20. Vershlovsky S.G. Andragogika [Andragogy]. St. Petersburg, St. Petersburg APPO, 2014, 148 p.

Сведения об авторе:

Иоаниди В.А., магистр Оренбургского государственного педагогического университета E-mail: veronikaoren777@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.