Научная статья на тему 'Профессиональное самоотношение как модель социального развития личности'

Профессиональное самоотношение как модель социального развития личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1278
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООТНОШЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ТЕЗАУРУСНЫЙ ПОДХОД / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / PROFESSIONAL SELF-TREATMENT / SOCIAL DEVELOPMENT OF A PERSONALITY / SOCIAL INTELLIGENCE / THESAURUS APPROACH / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гапонюк П. Н.

В данной статье рассмотрено профессиональное самоотношение, представленное уровневой структурой, характеризуемой базовыми концептами, конструирующими в исследовании тезаурус будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SELF-TREATMENT AS A MODEL FOR SOCIAL DEVELOPMENT OF A PERSONALITY

The article deals with professional self-treatment as a model for social development of a personality. Career self-treatment is described as a structure consisting of several levels and is characterized by basic concepts constituting the thesaurus of future teachers.

Текст научной работы на тему «Профессиональное самоотношение как модель социального развития личности»

УДК 371.134:316.61

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООТНОШЕНИЕ КАК МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

© 2011 П.Н.Гапонюк

Российская академия образования

Статья поступила в редакцию 17.05.2011

В данной статье рассмотрено профессиональное самоотношение, представленное уровневой структурой, характеризуемой базовыми концептами, конструирующими в исследовании тезаурус будущих педагогов.

Ключевые слова: профессиональное самоотношение, социальное развитие личности, социальный интеллект, те-заурусный подход, социализация.

Современная наука рассматривает человека как открытую систему, обладающую определенным внутренним содержанием и обменивающуюся энергией, веществом и информацией с окружающей средой. Жизнь человека рассматривается и описывается как траектория движения подсистемы «человек» в пространстве и времени системы «мир». Открытость системы «человек» по отношению к миру, которому он принадлежит, подсистемой которого он является, определяет необходимость рассматривать динамику развития человека как процесс приобретения им качественно новых, эмерджентных свойств, как процесс роста его самосознания и разнообразия форм и сфер активности, как его сознательную деятельность по овладению профессиональными социальными и индивидуальными компетентно-стями, как его попытки реализовать свой потенциал, осуществить самоактуализацию.

Главным социально значимым результатом самоактуализации человека является приобретение им компетентности - специфической способности, позволяющей эффективно решать типичные проблемы, задачи, возникающие в реальных ситуациях повседневной жизни, производственной и общественной деятельности. Природа компетентности такова, что оптимальные результаты в решении задач достижимы лишь при условии глубокой личной заинтересованности человека. Формирование необходимого набора индивидуальных, социальных и групповых компе-тентностей, является в настоящее время центральной проблемой развития человека.

Понятие «человек» не существует без понятия «деятельность». Как известно, в отечественной психологии связь личности с производимой ею деятельностью широко исследовалась и нашла своё выражение в деятельностном подходе

Гапонюк Петр Никитович, кандидат экономических наук, доцент, начальник Управления кадров и международных связей Российской академии образования. E-mail: gaponjuk petr@mail.ru

(Л.С.Выготский, С.А.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Б.М.Теплов, Б.Г.Ананьев, К.А.Абуль-ханова-Славская, Г.В.Суходольский и др.). Деятельность можно классифицировать по разным признакам. Главным из них является качественное своеобразие деятельности, - по этому признаку можно выделить игровой, познавательный, трудовой виды деятельности. Другим критерием является внешний, материальный, или внутренний, теоретический характер деятельности - это разные формы деятельности. Внешние и внутренние формы деятельности взаимосвязаны и переходят друг в друга в процессах интериоризации и экстериоризации.

Среди многообразных видов социальной -внешней - деятельности личности профессиональная занимает особое место. Именно профессиональная деятельность образует основную форму активности субъекта, ей посвящена значительная часть жизни человека. Для большинства людей именно этот вид деятельности предоставляет возможность удовлетворить весь спектр потребностей, раскрыть свои способности, утвердить себя как личность, достигнуть определенного социального статуса.

Следует отметить тот факт, что процесс развития человека, в том числе и профессионального, - это процесс его индивидуального развития в рамках, в контексте, в условиях общества, социальной группы, социальных контактов, общения. Каждый человек сам - индивидуально, лично, непосредственно - проходит путь социального развития. Усвоения знаний, включенных в общественное сознание, не может заменить человеку процесс его личного социального опыта, накапливаемого в результате индивидуального постижения социальных закономерностей. Социальное развитие личности предполагает формирование способностей и свойств, обеспечивающих ее социальную адекватность. На практике выделяют адекватное поведение человека в условиях макро- и микросоциальной сре-

ды. Такими важнейшими способностями выступают социальное воображение и социальный интеллект. Под первым понимается способность человека помещать себя в реальный социальный контекст и намечать свою линию поведения в соответствии с таким «воображением». Социальный интеллект это способность усматривать и улавливать сложные отношения и зависимости в социальной сфере.

Сам термин «социальный интеллект» был введен в психологию Э.Торндайком в 1920 году для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Многие известные психологи внесли свой вклад в интерпретацию этого понятия. Так, социальный интеллект, по мнению Г.Оллпорта, - это особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление, а не глубина понимания1.

Особенности социального интеллекта многие известные ученые раскрывали в структурах общего интеллекта. Среди них наиболее ярко представлены модели интеллекта, предложенные Г.Айзенком и Д.Гилфордом. Ганс Юргенс Ай-зенк исходит из того, что интеллект суть инте-гративное научное понятие, включающее базовый биологический интеллект, соотносимый с наличием врожденных заданных способностей к обработке информации, связанных со структурами и функциями коры головного мозга; психометрический интеллект, измеряемый тестами, и социальный интеллект, формирующийся в ходе социализации индивида под воздействием условий определенной социальной среды. Согласно концепции Д.Гилфорда, социальный интеллект представляет систему интеллектуальных способностей, независимую от факторов общего интеллекта. Эти способности, также как и общеинтеллектуальные, могут быть описаны в пространстве трех переменных: содержание, операции, результаты.

В отечественной психологии понятие «социальный интеллект» было рассмотрено рядом исследователей. Одной из первых этот термин описала М.И.Бобнева. Она определяла его в системе социального развития личности2. М.И.Бобнева считает, что социальный интеллект следует расценивать как особую способность человека, формирующуюся в процессе его деятельности в социальной сфере, в сфере общения и социальных взаимодействий.

А.Л.Южанинова3 также выделяет социальный интеллект как третью характеристику ин-

1Олпорт Г. Становление личности. - М.: 2002. - С. 108.

2 Психологическая наука в России ХХ столетия: Проблемы истории и теории / Под ред. А.В.Брушлинского. - М.: 1997.

3 Там же.

теллектуальной структуры, в дополнение к практическому и логическому интеллекту. Последние отражают сферу субъект-объектных отношений, а социальный интеллект субъект-субъектных. Она рассматривает социальный интеллект как особую социальную способность в трех измерениях: социально-перцептивных способностей, социального воображения и социальной техники общения.

Социально-перцептивные способности - это такое целостно-личностное образование, которое обеспечивает возможность адекватного отражения индивидуальных, личностных свойств реципиента, особенностей протекания его психических процессов и проявления эмоциональной сферы, а также точность в понимании характера отношений реципиента с окружающими. С другой стороны, учитывая связь рефлексивных процессов с социально-перцептивными, следует дополнить психологическое содержание данного феномена способностью самопознания (осознание своих индивидуально-личностных свойств, мотивов поведения и характера восприятия себя другими).

Социальное воображение это способность адекватного моделирования индивидуальных и личностных особенностей людей на основе внешних признаков, а также способность прогнозирования характера поведения реципиента в конкретных ситуациях, точного предвидения особенностей дальнейшего взаимодействия.

Социальная техника общения это «действенный» компонент, проявляемся в способности принять роль другого, владеть ситуацией и направлять взаимодействие в нужном для личности русле, в богатстве техники и средств общения. И высшим критерием проявления социально-интеллектуального потенциала личности является способность воздействовать на психические состояния и проявления других людей, а также закономерностей. Специфика социальной жизни личности обусловлена ориентационными комплексами (тезаурусами), на которые опирается человек, сообщества людей в повседневных социальных практиках4. Нужно обратить особое внимание на то, что тезаурус (как характеристика субъекта) строится не от общего к частному, а от своего к чужому. Свое выступает заместителем общего. Реальное общее встраивается в свое, занимая в структуре тезауруса место частного. Все новое для того, чтобы занять определенное место в тезаурусе, должно быть в той или иной мере освоено (буквально: сделано своим).

Тезаурусный подход строится на признании

4 Луков Вал.А., Луков Вл.А. Теория тезаурусного анализа // Гуманитарное знание: Перспективы развития в XXI веке / Под общ. ред. Вл.А.Лукова - М.: 2006. - С. 557 - 565.

того, что в человеческом обществе власть культуры не менее значима, чем власть натуры (природы). Динамика психических процессов в тезаурусе определяется предпочтениями и ожиданиями. Предпочтения предполагают выбор из нескольких вариантов (пространственная характеристика), ожидания связаны с прошлым опы-

том (временная характеристика). Очевидно, при прохождении новой информации сквозь «призму» предпочтений и ожиданий действуют законы аналогии (сближения по сходству) и ассоциации (сближения по смежности).

Таб. 1. Система развития профессионального самоотношения будущего педагога

Уровни Базовые концепты Проблемные зоны (пирамиды тезауруса)

Уровень смысловой диспозиции Установки макроструктуры: о Я как реальность; о Я как ценность; о Я как возможность; о образ Я; о рефлексивное Я; о 1 ступень - проблемы субъективной активности; о 2 ступень - проблемы переживания и оценки собственной значимости; о 3 ступень - проблема отношения к мотивам самореализации;

Коммуникативный уровень о Я как субъект педагогического взаимодействия; о Рефлексивный иномир; о Концептуализация процесса осмысления и переосмысления себя как субъекта педагогического взаимодействия; о 4 ступень - проблема готовности к совместной деятельности в группе, в условиях сочетания внутригрупповой и межгрупповой конкуренции; о 5 ступень - проблема соотношения своих личных интересов с интересами группы; о 6 ступень - проблема принятия решений под внешним давлением в условиях ограниченного времени; о 7 ступень - проблема принятия на себя ответственности за результаты проведения собственных решений в жизнь;

Компетентностный уровень о Формирование учебной стратегии реализации целей овладения сферой профессиональной деятельности; о Формирование и развитие необходимых для будущей профессиональной деятельности качеств и способностей; о Формирование и корректировка профессиональных диспозиций (ценностных ориентаций и установок) в соответствии с профессиональными требованиями и нормами. о 8 ступень - профессиональная самоидентификация; о 9 ступень - профессиональная социализация.

Тезаурус характеризует полнота, но это не хаотическое нагромождение всех сведении, а «иерархическая система, цель которой — ориентация в окружающей среде. Тезаурус отражает иерархию субъективных представлений о мире, он является частью действительности, освоенной субъектом. В тезаурусе знания сплавлены с установками и существуют по законам ценностно-нормативной системы. «Свое — чужое» образуют стержень тезауруса и придают ему социальную значимость. На этом строятся «картины мира», которые постепенно, по мере социализации и обретения социальной идентичности людей, формируются в их сознании5. Методология тезаурусного подхода может быть применима к исследованию феномена «профессиональное самоотношение», позволяя рассматривать данный конструкт процессуально в контексте социального развития личности. Система профессионального самоотношения может быть представлена как уровневая структура, характеризуемая базо-

5 Луков Вал.А. Социальное проектирование. - М.: 1997.

выми концептами, конституирующими в нашем исследовании тезаурус будущих педагогов (таб. 1).

Целостность системы обеспечивается последовательностью определенных проблем, которые решает студент в процессе обучения, представленных в виде пирамиды тезауруса. Системный анализ самоотношения предполагает его рассмотрение одновременно на трех уровнях бытия человека: деятельности, личности как субъекта этой деятельности и самосознания как смыслового ядра личности. Включаясь в ту или иную деятельность, личность осмысливает себя как субъекта деятельности. Результатом такого осмысления является отношение личности к себе как выражение в самосознании личностного смысла «Я» по отношению к мотивам самореализации. Формируясь в процессе осмысления личностью себя как субъекта жизненных отношений, самоотношение обнаруживается в структуре личности как смысловая диспозиция. При этом, будучи устойчивой, относительно незави-

симой от актуального жизненного опыта, оно проецируется в деятельность как установка, состояние готовности личности к тому или иному поведению.

Самоотношение является смысловым по своей природе образованием, имеет для педагога существенную ценность и значимость, представлено в его сознании как достоверное, не вызывающее сомнения переживание личностного смысла «Я». Любое его изменение сопряжено с проблемными, конфликтными и даже кризисно-экзистенциональными переживаниями. Однако данные переживания являются не только той опасностью, которая может возникнуть в процессе формирования развитого позитивного самоотношения педагога, но и тем условием, без которого не возможна реализация данной цели.

Концептуализация может выступить в качестве методического приема, который активизирует осмысление и переосмысление педагогом себя как субъекта педагогического взаимодействия, позволяя «обнаружить» новые смыслы Я, интегрировать их в целостную систему. Каждой определенной профессиональной группе присущ свой смысл деятельности, своя система ценностей, определяемые, прежде всего, направленностью деятельности на ее объект. Присвоить эти смыслы — значит сделать профессиональную деятельность не просто выполняемой работой, но частью своей стратегии по реализации жизненного смысла, то есть стать носителем культуры своего профессионального сообщества.

Профессиональная деятельность требует от специалиста определенного набора личностных качеств, ценностей, знаний, умений и навыков. Становится очевидным, что адекватный выбор специальности обучения и профессии в соответствии со склонностями, способностями и особенностями мотивации человека - это комплексная проблема, которая должна решаться в контексте концепции профессиональной социализации индивида. Именно в процессе обучения в вузе происходит первичное «освоение» профессии, определяются жизненная и мировоззренческая позиции, индивидуализированные способы деятельности, формы поведения и общения, детерминирующие успешность будущей профессиональной деятельности, в частности, преподавательской.

Под профессиональной социализацией нами понимается, с одной стороны, процесс вхождения профессиональную среду, усвоение профессионального опыта, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества, а с другой стороны, процесс активной реализации накапливаемого профессионального опыта, в котором различные типы адекватного поведения проявляются не как слепое подчинение внешним требованиям, а как выбор оптимального пове-

денческого решения, предполагающего непрерывное профессиональное саморазвитие.

В основе любого профессионального становления лежат процессы идентификации; вопрос состоит в том, с чем и с кем идентифицирует себя человек, выбирающий или отвергающий ту или иную профессию, тот или иной стиль профессиональной деятельности, и какие жизненные задачи он решает посредством профессии6. Профессиональная идентичность требует принятия человеком определенных идей, убеждений, оценок, правил поведения, принятых и разделяемых членами данной профессиональной группы (или профессионального сообщества). По сути, гармонизация человеческих отношений в социальных общностях представляет собой результат множественных, однонаправленных (а время от времени - консолидированных) действий, которые могут быть осмыслены как социальные проекты разных масштабов и различного назначения.

Множественность институтов социализации позволяет человеку иметь варианты выбора своих ценностных ориентации и жизненного пути, противостоять внешнему давлению и принимать самостоятельные решения. В социологическом аспекте, видимо, этой констатации недостаточно. Необходимо учитывать, по крайней мере, ряд составляющих, включая и особенности конкретной социальной ситуации, в которой идет формирование социализационных практик. Социализация как сложный процесс классифицируется по различным критериям.

Одна группа критериев связана с тем обществом, в рамках которого происходит социализация, социальность которого обуславливает механизм регуляции социальной жизни. По этому критерию выделены следующие типы социализации: естественный, примитивный, сословный, стратификационный, единообразный, регламентированный, патерналистский, конформистский, гуманистический, моносоциокультурный, полисоциокультурный. В каждом обществе обнаруживается широкий спектр типов социализации с преобладанием того или иного типа.

Другая группа критериев связана с содержанием социализационного процесса и самим социализирующимся индивидом. По содержанию выделяются такие виды социализации, как познавательная, профессиональная, правовая, политическая, трудовая, экономическая и др.

Третья группа критериев характеризует результативность социализации. Здесь выделяют успешную, нормативную, кризисную, отклоняющуюся, принудительную, реабилитационную, преждевременную, ускоренную, запазды-

6 Ericson E. Identity and the life cycle: Selected papers. Psychological Issues. 1959. V. 1.

ваюшую социализации.

Отметим, что процесс социализации в вузе является базовым в воспитании профессионального самоотношения студентов. Алгоритм социального развития личности может быть представлен следующими уровнями: 1) обретения компетентностей; 2) взаимосвязь и взаимодействие противоположных тенденций - индивидуализации и типизации; 3) формирование и развитие социального интеллекта; 4) оформление тезауруса, как ориентационного комплекса, на который опирается человек в повседневных социальных практиках; 5) профессиональная самоидентификация .

Динамика развития профессионального самоотношения как системной уровневой модели обеспечивается процессом социализации, актуализируя интеграцию моделей самоотношения и профессионального самоотношения, целеориен-тированных на становление у студентов - будущих педагогов представлений о смысле жизни человека и его акме, то есть вершины в личностном и профессиональном развитии7.

Смысл представлен в сознании субъекта в виде некоего конструкта, который имеет достаточно устойчивое самостоятельное положение. Смысл, являясь доминантным образованием, формирует связи между отдельными процессами и явлениями в структуре личности субъекта. Смысл, так или иначе, определяет характер взаимодействия субъекта с окружающим миром, в том числе регламентирует поведение и деятельность субъекта. Система смысловых конструктов является значимой психологи ческой характеристикой личности субъекта.

Феномен смысла жизни выступает в виде некоего глобального смыслового конструкта, обобщающего и в неявном виде содержащего в себе всю систему смысловых конструктов субъекта. Система смысловых конструктов включает смыслы, связанные с профессиональной деятельностью человека, формирующиеся, развивающиеся и актуализирующиеся в ней и в то же время во многом определяющие особенности ее осуществления. Таки образом, профессиональные (и другие) смыслы субъекта и смысл жизни в целом взаимно формируют и взаимно развивают (воздействуют и подвергаются воздействию) друг друга. Личностная (ценностная, эмоциональная и т.д.) «вовлеченность» человека в избранный им вид профессионального труда является важнейшим фактором эффективного

7 Бодалев А.А. Смысл жизни и акме человека: соотношение «будничного» и «высшего Я» // Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни. - М.: 1997. - С. 29 - 32; Чудновский В.Э. Педагогическая профессия в системе смысложизненных ориентаций учителя // Современные проблемы смысла жизни и акме. - М.; Самара: 2002. - С. 177 - 185.

осуществления последнего, а также достижения субъектом высокого профессионального мастерства.

Структура профессионального самоотношения включает самосознание, подструктуры самоотношения, определяя его индивидуальные характеристики, обусловленные когнитивным, аффективным и поведенческим элементами. Когнитивная подструктура самосознания включает в себя осознание учителем себя в системе педагогической деятельности, в системе детерминированных этой деятельностью межличностных отношений и в системе его личностного развития, связанного с деятельностью и общением. Личностный компонент ответствен за осмысление себя в ситуациях, когда профессионально значимые личностные качества учителя или их отсутствие выступают как преграда на пути собственной активности или, наоборот, как условие, облегчающее деятельностную самореализацию. Таким образом, личностный компонент самосознания обеспечивает саморазвитие личности, т.е. обеспечивает потребность личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Когнитивная подструктура играет ведущую роль в процессе профессионального самосознания учителя.

Понимание себя, знания о себе самом, естественно, учителю небезразличны: то, что в них раскрывается, называется объектом его эмоций, оценок, становится предметом его самоотношения. В аффективной подструктуре (Я - отношение) выделяются два уровня: глобальное и дифференцированное самоотношение, т.е. интегральное чувство «за» или «против» собственного Я и более специфическое измерение; самоуважение, самоинтерес, ожидаемое отношение других и др.

Подструктура самоотношения тесным образом связана с поведенческой подструктурой, основным психологическим механизмом которой является, по нашему мнению, удовлетворенность учителя собой и своей профессиональной деятельностью. Под удовлетворенностью мы понимаем соотношение между мотивационно-ценностной сферой личности учителя и возможностью успеха деятельности по реализации ведущих мотивов. Удовлетворенность своей профессиональной деятельностью необходима учителю для успешного развития эмоциональной устойчивости, для поддержания необходимого эмоционального тонуса, чувства собственного достоинства, гордости за себя и свою профессию. Смысл жизни выступает фактором, интегрирующим и центрирующим одновременно самоотношение и профессиональное самоотношение, обусловливая динамику развития личности как субъекта социальной жизни.

PROFESSIONAL SELF-TREATMENT AS A MODEL FOR SOCIAL DEVELOPMENT OF A PERSONALITY

© 2011 P.N.Gaponyuk"

Russian Academy of Education

The article deals with professional self-treatment as a model for social development of a personality. Career self-treatment is described as a structure consisting of several levels and is characterized by basic concepts constituting the thesaurus of future teachers.

Key words: professional self-treatment, social development of a personality, social intelligence, thesaurus approach, socialization.

° Petr Nikitovic-h Gapomjuk, Candidate of Economics, Associate Professor, Head of Personnel and international relations. E-mail: gaponjuk petr@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.