Е. А. Злобима. Профессиональное самоопределение студентов в процессе подготовки 6 вузе
УДК 378.14
Е. А. Злобина
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ
Статья посвящена проблеме профессионального самоопределения студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе. Приведены данные анализа анкетирования и концепций воспитания студентов разных вузов РФ.
The article is devoted to the problem of professional self-determination of students during the process of training in the university. Data analysis of students' inquiries and concepts of educational work in different universities of Russia are shown.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, процесс профессиональной подготовки будущих учителей в вузе.
Keywords: professional self-determination, the process of future teachers' training in the university.
Необходимость изучения самоопределения обусловлена современным положением вещей: развитием демократического государства, гражданского образования, патриотического воспитания. В последние годы заметно вырос интерес педагогов-исследователей к проблемам личностного и профессионального самоопределения. Важнейшим аспектом личностного развития и полноценной жизнедеятельности человека выступает его профессиональное самоопределение в современном изменяющемся мире. Определение сущности профессионального самоопределения является до сих пор во многом нерешенной задачей, характеризуется необычайно широким диапазоном точек зрения, и поэтому обращение к данной проблеме занимает важное место в научном поиске философов, педагогов, психологов, социологов.
В последние годы заметно вырос интерес педагогов-исследователей к проблемам личностного и профессионального самоопределения. Происходящие в нашем обществе процессы реформирования образования в новых исторических условиях актуализируют проблему изучения развития личности под влиянием социального заказа общества на активного гражданина, который является патриотом, знает свои права и обязанности, умеет применять их на практике.
В современных условиях профессиональное самоопределение личности во многом отражает содержание духовных и нравственных ценностей, являющихся продуктом развития личности и предпосылкой ее дальнейшей деятельности, и находит-
© Злобина Е. А., 2012
ся в неразрывной связи с самореализацией человека в других важных сферах жизни, поэтому процесс профессионального самоопределения студентов продолжается в вузе.
В рамках реализованного нами исследования была проанализирована деятельность ряда вузов и организовано анкетирование студентов.
Для развития интереса студентов к педагогической профессии кафедрой педагогики и педагогических технологий РГУ им. С. А. Есенина организуется ежегодный конкурс педагогического мастерства и педагогическая олимпиада для студентов педагогических специальностей. «Факультет дополнительных профессий (ФДП) является организационной формой дополнительной профессиональной и общекультурной подготовки будущих учителей к работе в школе. Отделения факультета формируются по четырем направлениям: общепедагогическое, профильное, художественно-эстетическое и спортивное. Обучение студентов всех факультетов обязательно как минимум на одном отделении ФДП. С учетом общественных потребностей в последние годы введено обучение по новым специальностям: менеджер образования, учитель глобально-ориентированной школы, учитель православной школы, учитель основ экономических знаний, организатор летнего отдыха детей, культурно-массовой работы, музейного дела, консультант по профориентации» [1].
Для повышения интереса и осознания важности педагогической профессии в ноябре 2005 года был образован Рязанский региональный клуб «Учитель года», к основным целям которого относятся: «пропаганда педагогического опыта, выявление творчески работающих педагогов, расширение диапазона педагогического общения, повышение престижа учительской профессии, формирование позитивного общественного мнения об учителе, поддержка талантливых работников образования» [2]. На базе Рязанского информационно-диагностического (методического) центра была создана «Современная школа молодого специалиста», целью которой является обеспечение необходимой поддержки молодых учителей.
«В апреле 2009 года комитетом по делам молодежи Рязанской области совместно с региональным министерством образования и управлением образования, науки и молодежной политики г. Рязани создан Совет молодых педагогов Рязанской области. Основные задачи Совета: поднять престиж педагогической профессии и привлечь молодых специалистов в сферу образования, а также обмен профессиональной информацией, опытом работы и сотрудничество с органами студенческого самоуправления, общественными молодежными организациями. За это время были организованы практикум для молодых специалистов "Использо-
вание информационно-коммуникационных технологий в образовании", региональный конкурс "Мое педагогическое лето", мастер-классы для молодых педагогов, муниципальный конкурс "Педагогический дебют". Члены Совета активно участвовали в подготовке и проведении фестиваля молодых семей ЦФО "Мама, папа, я!", лагеря студенческого актива "РОСА"» [3].
На протяжении нескольких лет кафедра педагогических технологий РГУ им. С. А. Есенина активно сотрудничает с Рязанским областным театром, «решая общие задачи воспитания и развития личности будущего педагога» [4]. Подобная работа способствует появлению новых необычных форм работы со студентами, которые они смогут апробировать в период педагогической практики и далее в своей профессиональной деятельности. Особое внимание уделяется деятельности Народного студенческого театра РГУ «Переход». Деятельность данного театра носит социально-культурный характер, что, безусловно, оказывает положительное влияние на формирование и развитие духовно-нравственной сферы будущих учителей. Театр «Переход» -это «единая семья, коллектив, где молодые артисты не только ответственно играют свои роли, но и выполняют обязанности реквизитора, костюмера, бутафора, осветителя, звукооператора и т. д.» [5]. Процесс формирования чувства милосердия и гуманности у будущих учителей происходит также благодаря тому, что студенческий театр занимается благотворительной деятельностью.
Сегодня будущий учитель должен быть не только профессионалом в своем деле, но и быть компетентным в правовых вопросах, касающихся своего правового статуса как гражданина и участника образовательного процесса. Именно ознакомление с нормативно-правовыми документами различных уровней (федеральный, региональный, университетский) способствует обозначению правового поля учебно-воспитательной деятельности педагога. К нормативным документам об образовании федерального уровня относятся Закон Российской Федерации «Об образовании», Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» и др. На региональном уровне студенты изучают извлечения из законов Рязанской области «Об образовании» и «О молодежи», Устав РГУ им. С. А. Есенина, положения о газете «Рязанский университет», о музее истории РГУ им. С. А. Есенина, о культурно-образовательном и научно-просветительском центре по изучению наследия академика И. И. Срезневского, о студенческом народном театре «Переход» и др.
Студенты РГУ им. С. А. Есенина проявляют интерес к проблеме формирования гражданской
компетентности и осознают важность формирования гражданской компетентности молодого поколения. 74,2% студентов РГУ им. С. А. Есенина проявляют устойчивый интерес к проблеме формирования гражданской компетентности подрастающего поколения. 18,2% считают, что СМИ оказывают положительное влияние на формирование гражданственности молодежи, 36,4% студентов - отрицательное, 19,6% студентов - и положительное и отрицательное. Отрицательное влияние СМИ является причиной усвоения неправильных образцов мыслей и поведения. Студенты полагают, что сегодня происходит деградация поколения из-за наличия пошлости, падения нравственности, следования искаженным идеалам современности или вообще отсутствия таковых. Современные художественные фильмы показывают отрицательные стороны жизни, не имея никакого воспитательного потенциала по сравнению с советскими картинами, в которых раскрывалось ценностное значение любви, дружбы, долга и других нравственных категорий. Учитель, компетентный в политических, правовых, патриотических и нравственных вопросах, сможет в процессе совместной работы школы и семьи способствовать формированию правильного мировоззрения у учащихся и уменьшить отрицательное влияние СМИ.
Среди опрошенных студентов ВятГГУ был выявлен неустойчивый интерес к педагогической профессии. В ходе анкетирования, проводимого на I курсе, мы выявили, что 75% студентов намерены работать по избранной педагогической специальности, объясняя свой выбор «любовью к детям» (30%), «желанием передать полученные знания» (30%), «продолжением педагогической династии» (9%).
Приведем некоторые отзывы студентов: «Очень бы хотелось работать учителем, так как чувствую, что это мое призвание, но меня абсолютно не устраивает зарплата. Профессия учителя по стрессо-генному фактору приравнивается к профессии летчика-испытателя. Никого не волнует, как и кем будут воспитываться их дети. Это страшно, так как ведет к полной деградации и отупению общества»; «Мне нравится профессия "учитель". Думаю, что государство должно обратить внимание на учителей, сделать их профессию престижной, высокооплачиваемой. Я не представляю себя в другой деятельности, люблю детей».
Анализ результатов анкетирования студентов IV и V курсов показал, что 73% студента после окончания университета не собираются работать по специальности. Среди наиболее распространенных причин они называют низкий уровень заработной платы (80%); отсутствие интереса и призвания к этой профессии (16%); непрестижность профессии (14%); неперспективность профессии (6%); социальную незащищенность профессии (5%).
Е. А. Злобина. Профессиональное самоопределение студентов в процессе подготовки в вузе
Мы понимаем нежелание студентов работать по избранной специальности ввиду низкого уровня заработной платы, однако считаем: чтобы вызвать интерес к педагогической профессии, необходимо организовать проведение таких воспитательных мероприятий, как конкурсы «Я и профессия моя», «Профессия "учитель" - это звучит гордо», педагогические олимпиады и т. д.
Проведение предметных вузовских и региональных олимпиад, научных конференций, конкурсов научных работ, привлечение студентов к научно-исследовательской работе способствуют повышению мотивации студентов к самообразованию. Так, 23% студентов, решивших после окончания вуза работать по специальности, занимаются самообразованием. Ссылаясь на экономические и социальные проблемы, связанные с профессией «учитель», 56% студентов не собираются работать по специальности, однако, считая педагогическую профессию интересной, расширяющей кругозор и способствующей повышению общего уровня образованности, занимаются самообразованием.
К наиболее распространенным видам самообразования студентов можно отнести: чтение дополнительной литературы (46% студентов), поиск необходимой информации в Интернете (12%), занятия на курсах (3%), получение второго высшего профессионального образования (2%). Не имея желания в дальнейшем работать учителем и не рассматривая педагогическую профессию как полезную для повышения образовательного уровня в области воспитания, 21% студентов не занимаются самообразованием.
Следует также отметить, что на факультетах ведется активная работа по формированию и развитию патриотизма у будущих учителей через развитие и приумножение традиций факультета и вуза. Концепцией воспитания студентов предусматривается проведение следующих мероприятий для формирования патриотизма будущих учителей: лекция «История и традиции факультета», поздравление ветеранов (в том числе ветеранов факультета) с праздниками, ежегодное торжественное возложение цветов 9 мая, встреча выпускников юбилейных лет, издание студенческой факультетской газеты, сбор материалов по истории факультета, создание электронного архива.
Показателем патриотизма является продолжение педагогических династий. 27% студентов после окончания университета намерены работать по специальности, объясняя свой выбор тем, что их родители также являются учителями. Кроме того, выбор будущей педагогической профессии обусловлен также уважением к профессии «учитель», осознанием ее важности и значимости, желанием воспитать учеников с высоким уровнем нравственности.
В учебно-воспитательном процессе ЧГПУ им. И. Я. Яковлева большое внимание уделяется патриотическому воспитанию будущих учителей, что способствует осознанию студентами важности педагогической профессии, так как именно учителя продолжают заложенное в семье формирование любви к большой и малой Родине. Для формирования патриотического сознания организуется посещение музеев педагогического университета: истории ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, матери И. Я. Яковлева, археологического музея им. В. Ф. Каховского и музеев г. Чебоксары: Национального, Литературного музеев, музея В. И. Чапаева; проводятся фестиваль патриотической песни, конкурс на знание символики государства и ЧГПУ. Преподавание национального (чувашского) языка также способствует формированию любви к своей малой Родине. Наблюдается стремление сохранить свою национальную самобытность, проявляющееся в заботе о сохранении традиций и обычаев своего народа, приверженности идеалам своей культуры, уважении к родному языку. Национальная самобытность представляет собой неотъемлемую часть содержания патриотического воспитания будущих учителей, так как она играет огромную роль в процессе нравственного и эстетического воспитания молодежи, являясь выражением национального характера народа.
Сохранение и развитие исторической памяти как один из способов формирования патриотизма. Согласно народной чувашской пословице, нет будущего у народа, который забыл свое прошлое. В качестве подтверждения важности сохранения и развития исторической памяти можно привести высказывание академика РАО и АПСН Г. Н. Волкова: «Без исторической памяти - нет традиции, без традиции - нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности, без духовности - нет личности, без личности - нет нации, народа (как исторической личности)» [6].
Кроме того, с процессом сохранения и развития исторической памяти связан и процесс формирования патриотизма подрастающего поколения. В данном процессе необходимо, прежде всего, увеличить значение регионального компонента патриотизма, потому что именно региональный компонент позволяет выявить специфику патриотического воспитания личности в образовательных и общественных организациях в конкретном субъекте Российской Федерации, а также в семье.
Патриотическое воспитание будущих учителей осуществляется в рамках учебно-воспитательного процесса. В университете преподается предмет «Культура родного края», так как изучение культуры чувашского народа является основой патриотического отношения к малой Родине. Любовь к своей «малой родине» проявляется у чувашей также и в особой связи с природой. В чувашском
фольклоре можно найти много примеров отношения человека к флоре и фауне. Чуваши придают огромное значение воспитанию любви к своей «малой родине», которая не мыслится «без осознания глубины природных, социальных и духовных связей» [7]. Изучение этнопедагогических традиций чувашского народа осуществляется в процессе преподавания «Истории педагогики».
Политическое воспитание как одно из важных направлений профессиональной подготовки будущих учителей. 95% студентов считают, что современный учитель должен разбираться в политических событиях, потому что, работая с подрастающим поколением, он имеет возможность сформировать правильное политическое мировоззрение учащихся. Для формирования гражданского поведения студентов в университете проводятся на уровнях курса и факультета круглые столы по актуальным вопросам политики и общественной жизни, парламентские дебаты, деловая игра «Выборы», интеллектуальная игра «Политринг», организуются встречи с общественными и политическими деятелями; для формирования опыта организации широкого обсуждения актуальных проблем текущей политики осуществляется участие в гражданском форуме; для формирования опыта воздействия на общественное мнение предлагается участие в конкурсах политической рекламы и ораторского искусства «Гайд-парк» [8].
Профессиональное становление личности будущего учителя сегодня включает в себя основы правовой культуры, владение необходимыми знаниями в сфере гражданских прав и обязанностей. Для формирования опыта социальной практики студенты принимают участие в конкурсе социальных проектов «Я - гражданин!»; для формирования правовой культуры организуются конкурсы учебных судов.
Однако, несмотря на проводимую работу в рамках учебно-воспитательного процесса, у студентов присутствует низкий интерес к педагогической профессии. В соответствии с данными об устройстве выпускников 2008 года, 34,5% работают в образовательных учреждениях. 80% студентов (выпускники 2009 года) после окончания университета не собираются работать по выбранной специальности из-за низкой заработной платы (70%) и отсутствия
способностей к педагогической деятельности (30%). Таким образом, тенденции к повышению интереса к педагогической профессии не наблюдается.
Учитывая современные социально-экономические условия в стране и в обществе, мы полагаем, что необходимо искать новые формы работы для более успешного профессионального самоопределения студентов.
Примечания
1. Рязанский государственный педагогический университет: Педагогические вузы России. URL: http://www.usvpu.ru/vuzes/rpgu/. Загл. с экрана.
2. Гребенкина, Л. К., Кувшинкова А. Д. Приоритетные направления и формы повышения педагогического мастерства учителей в Рязанской области // Роль и место краеведения в гражданско-патриотическом воспитании учащихся в образовательных учреждениях: материалы междунар. науч.-практ. конф., 24-26 марта 2010 г. Рязань, 2010. С. 20.
3. Замятина Н. Учитель, научи ученика: Молодежная среда (Рязань). URL: http:// www.openclass.ru/node/113926. - Загл. с экрана.
4. Ганина Т. В. Внеаудиторная работа со студентами во взаимодействии с культурно-просветительными учреждениями // Воспитательная работа в вузе: сб. науч.-метод. ст. / отв. ред. А. Н. Козлов, Л. К. Гребенкина; Ряз. гос. пед. ун-т им. С. А. Есенина. Рязань, 2003. С. 93.
5. Кириллов Г. Д. Воспитание личности студента средствами театра // Воспитательная работа в вузе: сборник научно-методических статей / отв. ред. А. Н. Козлов, Л. К. Гребенкина; Ряз. гос. пед. ун-т им. С. А. Есенина. Рязань, 2003. С. 101.
6. Павлов И. В. Какой патриотизм нужно воспитывать / И. В. Павлов, В. И. Павлов, И. И. Павлова: сб. науч. ст. Чебоксары: Изд-во ЧГПУ, 2008. С. 195.
7. Вырщиков А. Н., Бузский М. П. Патриотическое воспитание: Методологический аспект. Волгоград: ГУ «Издатель», 2001.
8. Концепция и программа воспитания и самовоспитания студентов - будущих педагогов «Учитель, патриот, гражданин» на 2007-2010 гг. / Г. Н. Григорьев и др. Чебоксары: Чебоксар. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева, 2007.